b7791f53

Chicago booth: нестандартные формы, методы и приемы обучения студентов за рубежом

Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе

Е.Н. БОНДАРЕНКО, доцент, проректор

Международный институт трудовых и социальных отношений, г. Минск

Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе

В статье рассматриваются современные технологии обучения в высшей педагогической школе за рубежом: модульное обучение, персонализированное обучение, тью-торская система обучения (тьюториалы), бригадно-индивидуальное обучение.

Ключевые слова: технология обучения, высшая школа за рубежом, тьюторская система, модульное обучение, анализ конкретных ситуаций, семинар-дискуссия, метод проектов, технология «мозгового штурма ».

Целью современного университетского представляет собой комплекс психолого-

педагогического образования за рубежом выступает обеспечение широкой междисциплинарной подготовки специалистов.

Обратите внимание

Структура университетов позволяет осуществлять гибкую организацию учебного процесса: варьировать при необходимости учебный материал,предоставлять студентам выбор в изучении дисциплин, организовывать комплексные научные исследования, то есть готовить разносторонне образованных специалистов не только по существующим, но и по новым специальностям, возникновение которых обусловлено развитием науки и потребностями школьной практики.

Принципы построения программ профессиональной подготовки различны. Кроме традиционного подхода университеты применяют межпредметные «комбинированные курсы », «центры открытий », междисциплинарные программы.

При этом важное место стали занимать такие интег-ративные дисциплины, как «История и философия образования», «Курс по воспитанию и образованию», «Педагогическая психология и развитие ребенка », «Социальные аспекты педагогики», «Педагогика школы», «Методика преподавания специальных дисциплин», направленные на формирование у студентов целостного представления о педагогике как науке, ее прикладном характере, связи теории с практикой [1].

В высшей школе технология обучения

педагогических процедур, последовательность операций и действий, составляющих в совокупности дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания.

В зависимости от индивидуальных познавательных особенностей студентов преподаватели зарубежной высшей педагогической школы используют следующие технологии обучения:

• модульное обучение,

• персонализированное обучение,

• тьюторскую систему обучения (тьюториалы),

• бригадно-индивидуальное обучение.

Модульное обучение. Имеет четкую

организацию процесса самообразования и групповых занятий. Заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельно работать с индивидуальной программой, включающей план действий, банк информации и методическое руководство по достижению целей.

Педагог выполняет различные функции: от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих. Содержание обучения представлено в виде отдельных учебных пакетов.

Студент может самостоятельно комбинировать набор модулей в зависимости от своего индивидуального плана.

Принципы модульного обучения:

■ динамичность, действенность и оперативность знаний;

■ гибкость в организации процесса учебной деятельности;

■ осознанность перспективы в достижении целей;

■ разнообразие методического консультирования;

■ паритетность отношений между преподавателем и студентом [2].

Важно

Обучающий модуль представляет собой интеграцию различных курсов или учебных тем в структуре одной дисциплины, подчиненных общей учебной цели и поэтапным задачам ее достижения.

В модуле формулируются учебные цели и задачи, варианты их поэтапного достижения; излагаются основные моменты учебного материала, его сущность; предлагаются пояснения к его усвоению на нескольких уровнях сложности; даются рекомендации для дополнительного углубления и расширения изучаемого материала; к каждому блоку материала прилагается списоклитературных источников; предлагаются теоретические и практические задания (некоторые из них на выбор студента); организуется индивидуализированная обратная связь. Входной контроль, определяя готовность студента к усвоению представленного в модуле материала, позволяет сформулировать рекомендации для организации его последующей учебной деятельности. Промежуточный контроль дает возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю. Обобщающий контроль также индивидуализирован в зависимости от программы изучения данного модуля и особенностей студента.

Способы конструирования модулей различны. Иногда модуль составляется на межпредметной основе для достижения определенных целей обучения.

В этом случае он включает различные учебные курсы, систематизированные определенным образом. На основе набора различных модулей составляется индивидуальный учебный план.

Некоторые студенты специализируются в нескольких областях при условии, что модульные программы относятся

кразличным специальностям. В профессионально-ориентированных модулях деятельность студента систематизируется по следующей схеме: учебно-познавательная – учебно-профессиональная – профессиональная.

Персонализированное обучение (Personal System Instruction) – самостоятельное выполнение студентом работы в индивидуальном темпе по специально подготовленным печатным материалам.

Самообучение сопровождается просмотром кинофильмов, диапозитивов, прослушиванием фонограмм, выполнением лабораторных упражнений.

Студенты по мере необходимости выборочно посещают лекции, практические или тьюторские занятия (в ряде случаев студенты-старшекурсники являются репетиторами своих младших коллег).

Переход к последующему учебному разделу допускается лишь после изучения предшествующего, усвоение которого проверяется путем обычных или тестовых испытаний, а также с помощью технических средств (иногда применяется самооценка или групповая оценка усвоения знаний). Самостоятельная работа сопровождается еженедельными встречами студентов в группе и письменными отчетами.

Суть персонализированного обучения заключается в том, что материал курса разбивается на порции, каждая из которых содержит подлежащую изучению информацию: примеры и задачи, вопросы для самопроверки, а также необходимые методические указания.

Студент самостоятельно изучает материал и, когда сочтет, что овладел данной порцией в совершенстве, обращается к преподавателю и получает «тест готовности ». Разрешение на переход к изучению следующей части учебного материала возможно лишь после получения высокой оценки за предыдущую порцию.

Совет

Изучение курса обычно сопровождается лекциями, но посещение их необязательно. После прохождения всего программного материала по данному предмету студенту выставляют общую оценку.

Тьюторская система обучения (тью-ториалы) – регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему на весь период обучения студентами.

Тьютора следует рассматривать прежде всего как наставника. Он наблюдает за успеваемостью и формированием личности студента в процессе его обучения. В традиционной структуре тьюториала выделяют три различные функции.

Так, director of studies отвечает за учебу студентов в целом, moral tutor – за их «моральный облик», tutor курирует учебу отдельного студента в течение триместра или учебного года. В Оксфорде эти функции выполняет одно и то же лицо. В Кембридже и в других университетах тьютор ведет практические занятия со студентами и называется supervisor.

В его обязанности входит также контроль за успеваемостью студентов, их отношением к учебе, формированием навыков самостоятельной работы [3].

Бригадно-индивидуальное обучение – индивидуализированное обучение в малых группах, когда значительное количество отстающих не позволяет преподавать материал всей академической группе одновременно. Данная технология обучения характеризуется жесткой целевой ориентацией.

Принципы бригадно-индивидуального обучения:

– совершенство в обучении – овладение каждым студентом учебным материалом в совершенстве независимо от способностей и достижение таким образом поставленной цели. Более общие требования, вытекающие изданного принципа:

• осознание студентами поставленной цели обучения;

• обеспечение студентов методическими рекомендациями по организации самостоятельной учебной деятельности;

• организация включенности студента в учебный процесс;

• предоставление студентам, имею-

щим более низкий исходный уровень, дополнительных возможностей;

• постоянный прогресс в обучении (Continuous Progress) – гибкость и динамичность процесса обучения.

Студенты распределяются по группам из 4-5 человек.

Преподаватель подбирает группы так, чтобы их состав был максимально разнородным во всех отношениях: в группу входят юноши и девушки, хорошо, средне и слабо успевающие, а также (при соответствующих условиях) студенты разного этнического происхождения.

Учебный материал разбит на программированные порции-разделы, члены подгруппы работают над различными разделами. Каждый студент прорабатывает материал раздела в собственном темпе в следующей последовательности:

Обратите внимание

1) ознакомление с составленным преподавателем руководством по овладению тем или иным умением;

2) проработка серии рабочих планов, каждый из которых посвящен овладению отдельными навыками – компонентами данного умения;

3) самостоятельная проверка владения данным умением;

4) заключительный тест (placement test).

Члены бригады работают парами, проверяя друг у друга выполнение контрольных заданий по 100-балльной шкале. Если студент добивается 80-процентного или более высокого результата в режиме самостоятельной работы и взаимопроверки, он проходит заключительный тест по данному умению.

Его проводит назначенный преподавателем хорошо успевающий студент (student monitor).

К концу каждой недели, исходя из результатов заключительных проверочных работ (тестовых показателей каждого участника и количества тестов, пройденных им за неделю), подводятся итоги работы бригад,, составляются бригадные показатели.

Все технологии органично связаны и взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему.

В зарубежных вузах наиболее распространенными методами обучения являются следующие.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный и распространенный метод организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Важно

Цели метода – развивать аналитические способности к исследованию жизненных и производственных задач; способствовать правильному использованию информации; вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучающийся должен определить сущность проблемы и выразить к ней свое отношение.

Различают следующие виды ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема [4].

Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие суть излагаемого, хотя по их поводу можно сформулировать вопрос или согласие, но тогда ситуация-иллюстрация перейдет в ситуацию-оценку.

Ситуация-упражнение предусматривает применение принятых ранее положений к решению конкретных проблем. Такие ситуации могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных. Они носят в основном тренировочный характер, помогая приобрести опыт.

Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого найден. Проводится критический анализ принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу события. Позиция слушателей – сторонние наблюдатели.

Ситуация-проблема представляет сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, как бы актерами, пытающимися найти ре-

шение или прийти к выводу о его невозможности.

Методику работы по анализу конкретных ситуаций можно выстраивать в двух направлениях:

• ролевое разыгрывание конкретной ситуации: изучение ситуации участниками происходит заранее, и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру;

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-i-metody-obucheniya-studentov-v-zarubezhnom-pedagogicheskom-vuze

Статья на тему: Нестандартные формы и методы обучения математике

Нестандартные формы и методы обучения

 на уроках математики.

 И. М. Верзилин говорил «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий».

 Уроку нужно придать нестандартные и оригинальные приемы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся,  повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повышается, а значит возрастает результативность урока.

 Нестандартные уроки – это важное средство обучения, потому что они  помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока.

Совет

 Использование нетрадиционных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.

 Многие педагоги (В. Н. Введенский, В. И. Андреев, А. В. Хуторской, М. Н. Ерохина, В. Н. Соколов  и др.) указывают на  необходимость вовлечения учащихся в процессе обучения в эвристическую деятельность, а также на использование эвристических приемов решения задач.

 В методике Р.Г.Хазанкина, известного учителя из Белорецка, обучение эвристикам можно заметить в его методике решения «ключевых» задач. Ключевыми он называет такие задачи раздела, при решении которых раскрываются основные математические идеи, используемые для решения большого класса задач.

 Важнейший компонент структуры учебной деятельности – мотивация, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности, и это достигается через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

  При изучении факультативного курса можно использовать различные формы и методы уроков: уроки-лекции, диспуты, уроки -практикумы,  консультации, игровые уроки и др.

, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

На уроках можно использовать разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов, доклады и сообщения учащихся, и др.

  Остановимся на организации факультативных занятий. Изучение новой темы начинается с лекции, она занимает 1-2 урока.

Затем проводятся уроки решения ключевых задач: учитель  выделяет минимальное число задач по теме, на них реализуется изученная теория, также учит распознавать и решать ключевые задачи, и выделяет совместно с учениками основные приемы, используемые для решения большого класса задач. Контроль осуществляется несколько раз, то есть не только при изучаемой текущей теме, но также и при последующем обучение. Здесь особое значение  имеют уроки-консультации. Кроме индивидуальной формы могут использоваться также следующие формы: математические вечера, КВН, математические олимпиады, математические бои, работа научного общества учащихся и т.д. Последняя ступень обучения это презентация «Портфеля» учащегося  в классе.

  Уроки-лекции

Обратите внимание

 Урок-лекция  предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень uзучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.

 На протяжении лекции учитель задает вопросы классу, приглашает к сотрудничеству и размышлениям. Важно чтобы учитель побуждал детей к тому, чтобы они открыто говорили, в чем и где испытывают трудности при усвоении учебного материала.

 Сложность уроков-лекций определяется также тем, что в ходе занятий нужно решить целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • Заинтересовать учеников материалом лекции.
  • Добиться в процессе объяснения понимания сути изучаемого вопроса.
  • Познакомить учащихся с методами математических исследований, используемых при разработке этой темы.
  • Заложить  основы учащимся не только для решения задач, но также и для исследовательской деятельности.

Уроки решения ключевых задач

 Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на  решении из учебника kаk можно большего числа задач, так как  в основном они однотипные.

 Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.

 Такие задачи дают возможность ликвидировать  в обучении не только перегрузку учащихся, так как решается меньше задач и меньше задается их на  дом, но также и облегчает труд учителя по проверке знаний учащихся, планированию уроков.

Уроки-консультации

 Цель проведения урока консультации – научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока-консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать.

 Итак, что же дают уроки-консультации учителю.

  • Можно восполнить пробел, если разобраны не все ключевые задачи;
  • Учитель должен просмотреть по данной теме большое количество задачников.
  • Вопросы учеников учитель использует для обобщения материала;
  • В ходе занятия можно проследить динамику развития мышления учеников;
  • Интересные вопросы, дают возможность учителю провести урок на высоком научном и эмоциональном уровне стимулируют его творчество.

 А что дают такие уроки ученикам:

  • Они позволяют увидеть пример работы над незнакомой задачей, и осознать, что они могут научиться также работать.
  • Подготовка учеников к уроку-консультации стимулирует их к работе с различной научной и учебной литературой.
  • Они также сформирует у учащихся привычку задавать вопросы и на других уроках. И ведь любой урок только выиграет от интересных вопросов.

Кроссворд

 Помимо игры, а кроссворды, отчасти, такими и являются, дети вспоминают пройденный материал, а также учатся грамотной записи математических терминов. Работа проводится индивидуально, таким образом, проверка знаний проходит у всех учащихся одновременно, но можно также провести парную работу.

 Кроссворды могут использоваться на уроке не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.

В качестве домашнего задания можно дать учащимся возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. И лучше такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы можно  научить ребят взаимовыручке, поддержке, избежать большого числа грамматических ошибок.

При составлении кроссвордов учащиеся прочитывают большой объем как нового, так и уже изученного материала, стараясь найти интересные и трудные вопросы.

  Математический диктант

 Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.

Важно

 Математические диктанты можно разделить на  проверочные, обзорные, итоговые. Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы.

При их выполнении учитель  получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших  материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме.

Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.

 Можно также провести обзорный диктант, который позволит ученикам повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами.

Для этого нужно определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при изучении темы, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять и каков уровень сложности этих заданий.

Задания должны быть четкими, конкретными, понятными, сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений.  Такой диктант дает возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов изученной темы.

  Дидактическая игра

 Дидактическая игра является одной из уникальных форм – это условная занимательная деятельность, направленнная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры  и систем оценивания.

Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации,  используемой обычно в качестве основы метода.

Совет

В игре деятельность участников  формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент.

Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш.

  Мини-соревнования

 Мини-соревнования хорошо проводить как разминку. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух состязательства заставляет включиться в работу каждого ученика, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить задания, но и проверить все ли выполнили верно, а тем ученикам, у которых возникли затруднения, более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все задачи.

 Кодирование задания также привлекают интерес учащихся: на доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате ученики получают зашифрованное слово.

  Портфель ученика

  Технология «Портфель ученика» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, то есть формированию размышления и самонаблюдения.

Портфель ученика – инструмент самооценки собственного творческого, познавательного труда учащегося, рефлексии собственной деятельности, а также это – комплект документов, самостоятельных работ ученика, разрабатываемый учителем, и содержащий задания ученику по отбору материала в «Портфель».

  Учащийся по заданию учителя  или по собственному выбору отбирает работы, которые он выполнил на уроке самостоятельно (контрольные работы, математические диктанты, тесты, доклады, сообщения и т. д.) или дома (домашние задания).

 «Портфель» или отдельные его работы поясняются учеником: почему он считает необходимым отобрать именно эти работы.

Обратите внимание

Каждая работа также сопровождается  кратким комментарием учащегося: что у него в этой работе получилось (по конкретным заданиям), а что нет, согласен ли он с оценкой учителя, какие выводы может сделать из результатов работы.

Главное в данной работе – это самооценка ученика в виде рассуждения, обоснования, аргументации. По истечении времени, предусмотренного на отбор материала, или по завершении определенного объема работ по изученному разделу, учащийся выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе или группе.

На этом форуме ученик должен показать свое продвижение в изучении материала и доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя или группы экспертов из числа учащихся. Учащийся должен показать, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности.

  Принципы данной технологии обучения следующие:

 Самооценка промежуточных, итоговых результатов овладения определенными видами деятельности, которая отражает в соответствии с программой обучения особенности предметной области знаний и умения учащихся в процессе познания принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии), в умении аргументировать свою позицию, а также доходчиво объяснить материал другим ученикам.

 Систематичность и регулярность само мониторинга: если учащийся принимает решение проследить свои успехи, то он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности, отбирает наиболее интересные работы в свой «портфель», организует их в предусмотренную структуру. Задача ученика – проанализировать эти работы, откорректировать, дать им объяснения, составить краткий отчет самооценки: что удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание.

 Подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными. Важно, что учащиеся учатся анализировать собственную работу и успехи, объективно оценивать свои возможности, преодолевать трудности, и достигать более высоких результатов.

Учебная деятельность школьников становится более осознанной, и более осознанной становится ответственность за свой труд. Важно, что в этом процессе принимают активное участие независимые эксперты.

В итоге создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области.

Важно

 Однако следует заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и  успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков  должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.

 Все предыдущие рассуждения приводят к следующему выводу: все, что касается обучения учащихся, с активизацией их познавательной деятельности, работе с информацией должно быть взято на вооружение при осуществлении на уроке нестандартных методов и форм работы.

Список источников:

  1. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. – 234 с.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. – 274 с.
  3. Гиркин, И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. -1998. -№ 6. – 34 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/09/05/nestandartnye-formy-i-metody-obucheniya

Нестандартные уроки, как метод обучения студентов экономического отделения

Современный бухгалтерский   учет – это   основная   информационная система организации, предназначенная для формирования финансовой отчетности. Целью бухгалтерского учета является  формирование и обеспечение полной и достоверной информацией внешних и внутренних пользователей.

Информация, используемая  для принятия  управленческих решений, формируется в системе бухгалтерского учета, который, имеет свои объект, предмет и метод исследования. Так, «объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осу­ществляемые организациями в процессе их деятельности».

Предметом изучения бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность организации за определенный период времени. В более конкретном виде под предметом бухгалтерского учета понимают разнообразные объекты, составляющие хозяйственные средства и их ис­точники, и хозяйственные  процессы   и  их  финансовые результаты.

В настоящее время усилилась роль специалистов по бухгалтерскому учету в жизни общества, что налагает на них соответствующие обязанности и ответственность за обеспечение качества обслуживания.

Формирование профессионализма в области бухгалтерского учета невозможно без изменений  в технологии подготовки и методики преподавания экономических дисциплин.

Для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимы перемены в технологии подготовки специалистов, когда упор делается не на запоминание большого объема общих и специальных сведений и механическое усвоение навыков, а на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать нестандартные задачи и проблемы.

В настоящее время произошли ради­кальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучае­мых  на уроках,  усложнилась подготовка в школе, большие группы,  что за­трудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение  самих студентов  к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.

Отсюда ориентация  содержания обучения на индивидуальный подход,  на активное включение обучающихся в процесс получения знаний и навыков,  а в качестве субъектов обучения с установкой на творческое, заинтересованное усвоение, пополнение и обновление  знаний и умений.  

Преподаватели постоянно занимаются поиском новых технологий обучения для достижения главной цели –  развитие личности, готовой к профессиональной жизни в новом обществе.

Совет

Качественные перемены происходят в настоящее время в материальном и техническом обеспечении образования: широко используются компьютеры, телевидение, видеотехника,  мультимедийные установки.

У преподавателей появились новые возможности более красочно, наглядно,  доступно преподнести сложный и «нудный» материал.

  Такой подход многократно повышает эффективность технологий подготовки бухгалтерских кадров.

Важную роль в подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у  студентов  устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении  преподавателей разнообразить жизнь студентов: вызвать интерес к познавательному общению, к  дисциплине, к уроку, удовлетворить потребность студентов в  интеллектуальном, мотивационном, эмоциональном развитии.

  Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках преподавателей  выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.Для студентов нетрадиционный урок- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, другие эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки:

  • замысел;
  • организацию;
  • анализ.

И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для студентов.

Им необходимо найти место в работе каждого  преподавателя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем  преподавателям.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности.

Чаще всего в виде активных форм обучения  применяются игровые технологии. Игровые технологии  обучения нацелены на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего  поведения в игре и в жизни, т.е.

формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. 

Обратите внимание

Любая игра имеет развлекательно-рекреативные возможности. С одной стороны она является отдыхом, развлечением, а с другой стороны, это обучение, творчество, труд, человеческие отношения.  Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.

Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.  Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.

  Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать  тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.

В процессе игры можно выработать у студентов  умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, студенты  и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если  они проводятся интересно.

Преподавателями экономических дисциплин  техникума проводятся различные формы нестандартных уроков:

1. Уроки, имитирующие производственную деятельность организации:

 ( ролевые, деловые  игры «Я работаю кассиром», «Я работаю кладовщиком», «Я начисляю зарплату» , «Налогоплательщик»);

2. Уроки- соревнования : ( игра по мотиву «Поле чудес» «Учет и рынок», «Рынок кофе», урок –викторина «Трудовые ресурсы», урок викторина «Однажды в бухгалтерском уезде», КВН, «Построение графиков»);

3. Уроки основанные на фантазии: ( урок –сказка «Загадки Сфинкс», урок –шоу «Раз проводка, два проводка – будет….», «Италия- родина учета»);

4. Уроки –праздники: («Масленица», «День бухгалтера»);

5. Интегрированные уроки ( «Учет и аудит кассовых операций»).

Такие уроки в основном проводятся  после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков при проведении экономической недели.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется  объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценки. На уроках реализуются, принципы научно – технического образования и новизны, обеспечивается  развитие познавательной деятельности студентов.

Важно

Задания в форме игр требуют от студентов творческой деятельности, способствуют повышению  уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не только познавательные интересы, но и интерес к профессии бухгалтера.

Таким образом, применение игровых технологий  является  важным направлением  в образовательном процессе, это одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

Нестандартные уроки- это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Она признана,  наряду с целями и задачами стандартных уроков развивать у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, мыслить и  утверждаться. На таких занятиях студенты с интересом показывают газеты, презентации, зачитывают доклады, сообщения.

А внедрение в учебный процесс компьютеров, проекторов позволяют придумывать новые нетрадиционные уроки.

Игра сама по себе мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

Игровые, нестандартные уроки позволяют решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяют оказывать на них воспитательное воздействие. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

На  таких уроках преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект.

Совет

  В результате этого соревнования  участников  устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический и другие.

  Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит  их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но   в некоторых случаях менее полезны.

Таким образом,применение  нестандартных   уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем.

Список  литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат.- 2-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.А. Каморджановой. – М.:Эксмо,2010.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id61/Nestandartnye-uroki-kak-metod-obuchenija-studentov-yekonomicheskogo-otdelenija

Executive MBA, Чикаго, Соединённые Штаты Америки 2019

В Чикаго все дело в этой идее. Вы будете сосредоточены на создании, анализе, сравнении и уточнении идей. Сделать их лучше. И еще лучше. Почему? Потому что в бизнесе нет ни одного ответа или простых правил.

Вы преуспеете в любом выборе профессии, потому что научитесь:

– Изучите каждую идею. Представлял одноклассник или профессор. Вы будете озвучивать свою поддержку, ваше несогласие, ваши предложения. Здесь нет неправильных вопросов, кроме тех, которые не отображаются.

– Оценить проблемы и возможности. Через линзы бухгалтерского учета, экономики, психологии, социологии и статистики. Используя множество аналитических инструментов и методов, вы будете думать по-новому.

– Развивайте доверие к лидерству. Научитесь строить отношения. Мотивируйте людей. Влияние результатов. Испытайте себя в классе, в студенческих группах и на соревнованиях. Плюс 125 часов программирования, посвященных лидерству. Вы будете развивать навыки, позволяющие успешно решать любые бизнес-задачи.

Чикагский опыт позволит вам глубже проникнуть в проблему, расширить свою перспективу и заставить вас подвергать сомнению предположения – в том числе и ваши собственные. Вы научитесь чувствовать себя комфортно, когда нет формулы, которая поможет вам. Никакого пути следовать. Потому что это идеи, а не тенденции, которые формируют мир бизнеса.

Чикагский опыт подготовит вас, чтобы вывести свою карьеру на новый уровень. В Chicago Booth вы найдете академическую программу, которая включает :

– акцент на анализе проблем, создании ключевых идей и внедрении творческих решений. Мы подчеркиваем важность задавать вопросы и анализировать идеи. Как сделать вещи лучше. Будьте готовы ко всем возможностям. Потому что нет четких ответов. Вы получите мощную основу для принятия решений на протяжении всей своей карьеры, в любой деловой ситуации, в любой отрасли.

– учебный план, который вы можете использовать сейчас – профессора Бута приносят свой опыт в реальном времени в качестве консультантов, экспертов-свидетелей, членов совета директоров или даже менеджеров инвестиционных фондов в класс. Вы узнаете, как оценивать риски, подходить к клиентам, мыслить более стратегически и принимать более эффективные решения по целому ряду результатов. Инструменты, которые вам нужны сегодня и в будущем.

– сотрудничество – бизнес – это люди, обладающие собственными талантами и способностями, способствующими решению проблемы, улучшению ситуации. Вы найдете такой же подход в классе. В исследовательских группах.

Факультет, который делится мнениями, поощряет дебаты, просит вас подвергнуть сомнению ваши предположения. Коллеги из трех кампусов, многочисленные отрасли и многие функции работы, которые создают более широкую перспективу.

Все были направлены на максимизацию опыта обучения.

– сообщество на континентах, культурах и обычаях – со студентами из 51 страны и класса в трех международных точках действительно нет границ. Вы встретите человека, который знает поставщика материалов в Боливии; кто работал в Монголии или Сибири; который покажет вам поездку в Турин в следующую командировку.

– обсуждение в классе – лекция является лишь частью процесса обучения. В Chicago Booth вас будут задавать вопросы – многие из них – преподавателями и вашими одноклассниками.

«Почему вы думаете, что это так?» «Как это влияет на бюджет?» «Что делает это хорошим решением?» «Каковы ваши альтернативы?» Бесстрашные и бесшумные дебаты придадут вам уверенность в превосходстве в любой ситуации, где угодно, с кем угодно.

Формат для программы одинаковый для всех трех кампусов. Во время 21-месячного прогрма вы вместе с вашими коллегами возьмете 15 из 17 курсов. Затем каждый студент выбирает два факультатива для завершения курса обучения.

В течение четырех недельных международных сессий студенты из всех трех кампусов встречаются, учатся, работают в учебных группах вместе, изучают текущие региональные проблемы, участвуют в поездках на местные предприятия и в культурные объекты. В Чикаго есть две сессии и по одному в Лондоне и Сингапуре.

Источник: https://www.mbastudies.ru/Executive-MBA/USA/University-of-Chicago-Booth-School-of-Business/

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Немаловажным условием проведения урока является грамотный подбор методов и средств проведения урока.

С одной стороны, основой для характеристики урока является функциональный подход, с другой стороны, подчеркивается, что функции урока обусловливаются закономерностями процесса обучения, развития личности ученика, без учета которых цели урока недостижимы.

Урок трактовался как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней взаимосвязью частей, единой логикой в деятельности учителя и класса», «обладающее единством педагогических и методических средств воздействия на ум и душу ребенка», выступающий для них «важнейшей» формой процесса познания мира и развития их духовной жизни. Теоретической мыслью улавливалось, что урок приобретал способность быть гибким и разнообразным по способам организации учащихся, что он не исчерпывается вооружением учащихся знаниями, а включает в себя воспитание самостоятельности, пытливого и творческого отношения к учению и т. д. [1,5].

Ведущая роль урока среди других форм обучения объяснялась тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения что на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, что это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ.

Обратите внимание

Были выделены характерные признаки урока как элемента классно-урочной системы: а) наличие класса с неизменяющимся составом учащихся; б) точно определенное время; в) твердое расписание с соблюдением рационального и планомерного чередования учебных дисциплин; г) применение разнообразных методов достижения дидактических задач.

Наряду с внешними признаками, выявлялись и сущностные характеристики урока. Уже в начале периода урок рассматривался как структурообразующий компонент учебно-воспитательного процесса и своего рода «зеркало», отражающее все стороны школьной жизни (учебно-воспитательную, методическую, организационную).

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [2,8]

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.

Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участи уроке учителя.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков:

Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду — все, что необходимо для путешествия.

Важно

Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы «встречающихся» на остановках во время путешествия.

Урок сказка. Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1–2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето, Осень, Зима Весна “.

Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга).

В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например: в зимнем саду слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме.

Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т. д. Во время этого урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Урок КВН. Проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание поединок капитанов, физкультминутки, каждая команда в начале урока выбирает название капитана команды. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по форме может быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок викторина. Урок похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок — викторина и урок — КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Урок игра. Названный вид урока, может быть проведён в форме игр, «Что, Где, Когда», «Поле чудес», «Крестики-нолики» и другие. Учебная задача данных уроков — обобщение систематизации учащихся. Первые две игры проводятся по аналогии с одноимёнными телепередачами.

Совет

Урок-экспедиция. Класс снаряжает экспедицию в Гренландию. Всем ясно: надо готовиться всерьез. Дается список литературы, где можно узнать историю острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить экспедиция.

Затем «штурман» прокладывает курс кораблю. Доказывает, с какой стороны, и почему удобнее подплыть к острову. «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях.

Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы [4,9].

 Урок — экскурсия. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т. д.

принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений [3,7].

Видеоурок. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.

Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

Обратите внимание

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся [6,10].

Нетрадиционный урок является органичным сочетанием образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т. к. они творческие и необычные, а самое главное — эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т. к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился.

Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования — создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Литература:

  1.      Бабкина Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.- 1996.- № 2(3).
  2.      Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы II Международной научной конференции. Казань, 2015. С. 4–6.
  3.      Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы. В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар, 2015. С. 15–18.
  4.      Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.
  5.      Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.
  6.      Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.
  7.      Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 1–5.
  8.      Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- 1996.- № 3.
  9.      Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа.- 1997.- № 2.
  10. Яковенко Н. П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 1997.- № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебный материал, нетрадиционная форма урока, нетрадиционный урок, основная организационная форма, родная страна.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9122/

Ссылка на основную публикацию