Характеристика методов обучения: характеристика практических методов обучения, характеристика наглядных методов обучения

Характеристика словесных методов обучения

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой.

Обратите внимание

Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися.

Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность.

По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование.

При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение – словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни.

При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом.

Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция – побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции.

Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний.

Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

Важно

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные.

Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.

Верные ответы одобряются, неверные либо неполные – комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос.

Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции.

Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею – запутанной и противоречивой.

Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома.

При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса.

Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/harakteristika_slovesnyh_metodov_obucheniya/

Характеристика наглядных методов обучения

7703

Характеристика наглядных методов обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Характеристика наглядных методов обучения. План 1. Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание наглядных методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод(от греч. слова metodos путь к чему…

Русский

2013-01-27

28.67 KB

291 чел.

ТЕМА: Характеристика наглядных методов обучения.

План

1. Понятие о методах обучения.

  1.  Выбор методов обучения.
  2.  Сущность и содержание наглядных методов обучения.

1. Понятие о методах обучения.

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Приемы обучения – это элементы, составные части, детали метода обучения.

(Например, инструктаж, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).

2.Выбор методов обучения.

Выбор методов обучения зависит от:

  1.  от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
  2.  от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
  3.  от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
  4.  от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
  5.  от учебно-материальной оснащенности учебного заведения – наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
  6.  от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Тот метод следует считать лучшим, подчеркивал Л.Н.Толстой, которым лучше владеет педагог.

Читайте также:  Темперамент и профессия: влияние темперамента на выбор профессии

3. Сущность и содержание наглядных методов обучения.

Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

1 классификация: по источнику знаний.

Методы обучения

Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения

Словесные методыобучения Наглядные методыобучения Практические методыобучения
лекция              рассказобъяснениебеседадискуссия работа с книгой наблюденияиллюстрациидемонстрации упражнениялабораторные работыпрактические работывыполнение учебно-трудовыхзаданий
живое слово книга жизненные явления илиих изображения практический опыт

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

Совет

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации.

Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями.

Иллюстрируются растения, животные, фотографии деятелей науки, техники и искусства, карты, плакаты, чертежи, схемы.

Как средство иллюстрации широко используется классная доска и интерактивные доски (записываются даты, слова, предложения, задачи, образцы красивого письма, зарисовок, раскрывается последовательность выполнения тех или иных учебных действий).

Метод иллюстраций предполагает  показ  ученикам   иллюстративных   пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  1.  применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  2.  наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно  и только в соответствующий момент урока (занятия);
  3.  наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  4.  необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  5.  детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  6.  демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  7.  наглядность должна быть эстетически выполнена;
  8.  привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Компьютерная техника, диафильмы, кодоскопы используются с целью создания положительной мотивации, проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией, осуществления самопроверки результатов обучения.

С помощью компьютера, магнитофона демонстрируются образцы выразительной речи, произведения музыки.

Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы используются при демонстрации результатов новейших открытий достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений художников, композиторов.

Обратите внимание

Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа предоставляют кабинеты, оснащенные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

  1.  Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
  2.  Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
  3.  Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
  4.  Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

Демонстрацию видео – кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

  1.  Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
  2.  Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
  3.  Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
  4.  При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.

Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у школьников конкретных представлений, служащих опорой для обобщений.

Эффективность, целенаправленность восприятия предметов и явлений действительности зависит от степени сформированности у школьников приемов наблюдения. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей.

ВЫВОД: такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе.

Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.

Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7703

Характеристика современных методов обучения

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Классификация методов обучения.

2. Характеристика современных методов обучения.

3. Классификация форм обучения.

4. Средства обучения.

Классификация методов обучения.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, позволяющий решать дидактические задачи. Метод включает в себя приемы обучения (например, убеждение, внушение – это приемы словесных методов обучения).

В современной дидактике существует несколько классификаций методов обучения (классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, М.А. Данилова и Б.П. Есипова). Наиболее популярной является классификация советского дидакта Ю.К. Бабанского, которую современные исследователи дополняют новыми методами обучения. Рассмотрим эту классификации.

Классификация методов обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и организации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и оценивания учебно-познавательной деятельности
1.Словесные методы: – лекция, – беседа, – рассказ, – объяснение, – требование. 2. Наглядные методы: – демонстрация опыта, – показ учебного видео, – использование средств наглядности. 3. Методы практической деятельности : – самост. выполнение опыта, – упражнение, – практические задания. 4. Методы с использованием компьютеров: – методы программированного обучения (линейного, разветвленного, смешанного) 1.Методы проблемного обучения: – проблемное изложение, – частично-поисковый или эвристический метод, – исследовательский метод. 2. Активные и интерактивные методы обучения: – учебная дискуссия, – учебная конференция, – мозговой штурм, – синектика, – дидактическая игра, – анализ конкретных ситуаций (кейс-метод). 3.Организационно-деятельностные методы: – метод проектов, – подготовка портфолио. 4.Методы эмоционально-художественного воздействия: – экспонирование художественных произведений, – образовательные экскурсии, – художественное моделирование, – творческие задания. 5. Суггестивные методы и методы ускоренного обучения: – обучение во сне, – обучение в гипнозе, – метод модельного мышления, – метод обучения с использованием гипермнезии. 1. Методы контроля: – письменный контроль (контрольная работа, диктант и др.), – устный контроль (опрос), – диагностический контроль (пед. тестирование), – практический контроль . 2. Методы оценивания: – качественная (вербальная) оценка: похвала, поощрение, порицание, осуждение – количественная оценка: бальная, рейтинговая

Характеристика современных методов обучения.

Проблемное обучение. Это метод обучения, основанный на создании и решении проблемных ситуаций. В отличие от учебных задач, учебная проблема создает интеллектуальное затруднение у обучающихся, когда имеющихся знаний недостаточно и нужно активизировать информацию, находящуюся в «пассиве», привлечь сведения из других дисциплин.

Данный метод был предложен в н. XX века американским ученым Дж. Дьюи.

Разновидности метода: проблемное изложение (используется преподавателем при объяснении нового учебного материала), частично-поисковый метод (преподаватель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся разрешить проблему), исследовательский (учащиеся самостоятельно решают проблему).

Дискуссия (учебная)– свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, научной проблемы.

Дискуссия может проводиться в разных формах: в виде «круглого стола», как заседание экспертной группы, как проведение форума, симпозиума, судебного заседания, как организация дебатов и т.п.

Часто используется так называемая техника «аквариума», когда проблема вначале обсуждается в микрогруппах, а затем представители от каждой микрогруппы собираются в центре аудитории, высказывают и отстаивают позицию своей группы.

Мозговой штурм (мозговая атака)– метод решения учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей.

Важно

На первом этапе осуществляется сбор идей, при этом не учитывается их авторство и запрещается всякая критика, даже косвенная.

На втором этапе проводится оценка идей по различным критериям (с точки зрения эффективности, экономичности, оригинальности и т.п.). Данный метод предложил в 1953 г. американский психолог А. Осборн.

Читайте также:  Заработок на переводе текстов без диплома: как заработать на переводах 30 000 в месяц

Синектика(с греч.

«syn» – вместе) – метод решения учебных проблем творческого характера на основе применения аналогии, когда рассматриваемый объект сравнивают с аналогичным объектом из других областей, например, из живой природы или техники. Используются разные виды аналогии – прямая, символическая, персонифицированная, фантастическая. Данный метод разработал в 50-е гг. XX века американский ученый У. Гордон.

Дидактическая игра – самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в рамках конкретных правил и условий, направленная на усвоение учебной информации, принятие решений в проблемных ситуациях.

Среди множества разновидностей дидактических игр в учебных заведениях чаще всего используются социально-ролевые и деловые игры, в которых имитируется профессиональная деятельность.

В основе социально-ролевых игр – коммуникативное взаимодействие руководителей, специалистов, клиентов, покупателей и т.д., в основе деловых игр – коллективное решение профессиональных проблем.

Кейс-метод (кейс-стади)– обучение на основе реальных ситуаций. Метод впервые был использован в 20-е годы XX века в Гарвардской школе бизнеса.

Под «кейсом» понимают письменное описание какой-то конкретной ситуации, например, производственной, которую учащиеся решают с точки зрения определенного должностного лица.

Для этого им необходимо проанализировать обстоятельства, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Учащиеся могут работать как индивидуально (выполнение контрольной работы, домашнего задания), так и в микрогруппах на практическом занятии.

Проектный метод.Учебный проект – это индивидуальное или коллективное выполнение микрогруппой какой-либо учебной проблемы практикоориентированной направленности, с последующим представлением и публичной защитой полученных результатов. Большой вклад в разработку данного метода внесли в н.

XX века американские ученые Д. Дьюи и У. Килпатрик.

В ходе осуществления проекта учащиеся распределяют между собой обязанности, составляют план и программу совместной деятельности, регулярно обмениваются полученными результатами, корректируют дальнейшие шаги, готовят отчет о проведенной работе, организуют презентацию.

Портфолио – совокупность учебных, творческих, профессиональных достижений учащегося, их оформление и презентация.

Портфолио представляет собой не просто папку ученических работ, в которой собраны контрольные, домашние работы, тесты, рефераты, эссе, схемы проектов и т.п.

, а спланированную заранее индивидуальную подборку достижений, отражающих профессионально-личностное развитие учащегося. В последние годы популярность приобретает электронная версия, или веб-портфолио, часто представленная как личная страница в Интернете.

Тренинговые (психологические) методыпредставляют собой совокупность активных методов психологического обучения, направленных на формирование у обучающихся социально-коммуникативных навыков, развитие конкретных способностей (интеллектуальных, творческих, сензитивных и т.п.), а также способствующих личностному самопознанию и саморазвитию. В рамках психологического тренинга широко используются игры, обучающие диалоги, дискуссии, индивидуальные и групповые упражнения, рефлексивные методики.

Методы взаимообучения («обучения сообща») – работа учащихся в парах или микрогруппах, при которой каждый участник изучает свою часть учебного текста, а потом излагает его таким образом, чтобы слушатели хорошо уяснили суть вопроса.

Совет

Данные методы не только позволяют глубоко усвоить учебный материал, но и формируют умения учащихся четко, логично, доступно излагать материал и отвечать на вопросы по теме. Наибольшее распространение получили методики, разработанные американскими специалистами (Э. Аронсон, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Д. Дансеро, Р.

Славин) «Чтение и суммирование прочитанного в парах», «Кубик», «Зигзаг».

В отечественной педагогической практике данные методики используются ограниченно, хотя давно известно, что лучше всего материал усваивается, когда учащийся начинает обучать других.

Американские педагоги предложили несколько вариантов методики «обучения сообща» («Чтение и суммирование прочитанного в парах», «Кубик», «Зигзаг» и др.

), смысл которых – в организации обмена новой информацией между обучающимися, в развитии их способности передавать знание и на основе совместного обсуждения проблемы глубже понимать ее.

1. Методика «Чтение и суммирование прочитанного в парах». Она эффективна при работе с информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий.

Технология работы.

Подготовительный этап: преподаватель ставит дидактическую цель, уточняет, что аудитории известно по этой теме, фиксирует на доске те вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, изучая материал.

I этап: чтение и усвоение прочитанного. Учащиеся разбиваются на пары. Каждый получает учебный текст, который нужно изучить (учебники, раздаточный материал). Этот текст условно делится на две равные части №1 и №2.

После того, как оба прочли отрывок №1, один из пары (докладчик) рассказывает другому содержание текста. Второй (корреспондент) задает уточняющие вопросы и вопросы, на осмысление которых ориентировал преподаватель в начале занятия.

Далее читается текстовая часть №2, при ее обсуждении учащиеся меняются ролями.

II этап: обобщение материала. Оно может проходить в двух формах: устной (беседа, дискуссия по теме) и письменной (составление кластера, денотатного графа, сравнительной, концептуальной таблицы, структурно-логической схемы). При желании можно провести презентацию графического оформления материала на демонстрационном листе.

Методика «Кубик».

От предыдущей она отличается тем, что обучающиеся работают не в парах, а в микрогруппах (по 4 человека), при этом каждый изучает свой фрагмент текста, с которым потом знакомит других участников четверки.

На подготовительном этапе преподаватель ориентирует учащихся, на какие вопросы при изучении темы следует обратить особое внимание.

На I этапе (чтения и усвоения прочитанного) каждый обучающийся изучает свою часть текста. Для этого в тексте выделяется 4 «законченных» смысловых раздела.

Потом по очереди идет изложение материала: каждый участник микрогруппы старается понятно и логично изложить свою часть материала. Слушатели, которые воспринимают информацию впервые, активно задают вопросы, углубляющие понимание темы.

Обратите внимание

Таким образом, на занятии каждый побывает как в роли преподавателя, так и в роли обучаемого.

На II этапе (обобщения материала) организуется либо групповое обсуждение информации по предложенным преподавателем вопросам, либо письменное (графическое) представление изученного материала в виде схем, рисунков, таблиц.

На III этапе в микрогруппах выбираются участники, которым роль докладчика удалась лучше других, то есть они сумели лаконично, доходчиво, интересно изложить материал, который остальные хорошо поняли.

Методика «Зигзаг».

Ее специфика заключается в особой организации познавательной деятельности обучающихся в аудитории, которые будут работать вначале в «экспертной», а потом в «кооперативной» группах.

На подготовительном этапе преподаватель формулирует дидактическую цель и фиксирует на доске те вопросы, на которые обучающиеся должны обратить внимание при изучении темы.

На I этапе обучающиеся разбиваются на микрогруппы (4 группы по 4 человека, или 5 групп по 5 человек, то есть в группах должно быть столько же человек, сколько самих групп; если это невозможно, лучше, чтобы в группе были «лишние» люди, чем не хватало хотя бы одного).

Учебный текст разбивается на части, равные количеству микрогрупп. Каждая группа (они называются экспертными) получает свою часть текста, который участники (эксперты) изучают индивидуально, работая с раздаточным материалом.

Задача экспертов по конкретной теме – изучить материал таким образом, чтобы доступно объяснить его участникам других микрогрупп.

Важно

На II этапе участники каждой микрогруппы рассчитываются по номерам (от 1 до 4 или 5) и образуют новые, т. н. кооперативные группы: первых, вторых, третьих и т. д. номеров.

В кооперативных группах обучающиеся по очереди знакомят других участников со своей частью текста.

Полученная слушателями информация оформляется в виде краткого конспекта, структурно-логической схемы, обобщающей или сравнительной таблицы.

На III этапе обучающиеся возвращаются из кооперативных в экспертные группы. Здесь они, во-первых, заканчивают фиксацию результатов усвоения нового материала в конспекте, схеме или таблице, во-вторых, готовятся к групповому обсуждению изучаемой темы.

На IV этапе тема, освоенная учащимися в ходе совместного изучения, обсуждается по вопросам, сформулированным преподавателем в начале занятия

Формы обучения.

Форма обучения – это формальная характеристика учебного процесса, она связана с местом, временем проведения занятия, его структурой (сценарием), количеством учащихся.

В дидактике выделяют формы обучения и формы организации обучения.

1) Формы обучения (к ним относится сочетание различных форм обучения, которое, по сути, позволяет говорить о разных системах обучения):

– очное,

– заочное,

– очно-заочное (вечернее),

– корреспондентское,

– дистанционное,

– домашнее обучение,

– экстернат.

2) Формы организации обучения:

– формы организации теоретического обучения: урок, лекция, семинар, консультация;

– формы организации практического обучения: производственный урок, практическая работа, лабораторная работа, производственный практикум;

– формы организации самостоятельной работы: работа с литературой, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, работа над проектом;

Читайте также:  Практическая работа по классификации, построению и содержанию стандартов

– формы контроля и оценивания: экзамен, зачет, коллоквиум, промежуточная аттестация.

3) Формы обучения выделяются также по видам взаимодействия преподавателя и учащихся:

– фронтальное,

– групповое,

– парное,

– индивидуальное обучение.

Средства обучения.

Средства обучения – это материальные объекты и предметы, используемые в качестве носителей учебной информации, а также все приспособления, сооружения, обеспечивающие учебный процесс. К ним относятся:

1) Учебно-производственные средства: здания, кабинеты, лаборатории, мастерские, их оборудование.

2) Технические средства обучения:

– экранно-звуковые : интерактивная презентация, слайды, аудио-, видеозаписи, радио-, телепередачи и др.;

– электронно-вычислительные: компьютеры, ресурсы Интернет, мультимедиасистемы.

Совет

3) Графические, знаковые средства обучения (раздаточные, демонстрационные): учебники, учебно-методические пособия, дидактические материалы, карты, плакаты, схемы, таблицы, рисунки и др. иллюстративный материал.

4) Учебные модели: макеты, муляжи, чучела и др.

5) Натуральные объекты: образцы и коллекции разных предметов, материалов, инструментов, растений (гербарий0 и т.д.

Источник: https://stydopedia.ru/5x123f.html

2.3. Общая характеристика методов обучения

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности

преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися зна-ниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обу-чения.

Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения.

Творческая деятельность препода-вателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процес-се методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Разнообразие методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания: по источнику учебной информации (нагляд-ные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обу-чающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поиско-вый, проблемный, исследовательский).

Нами рассматривается классифика-ция, в основании которой лежит направленность методов на решение тех или иных дидактических задач.

Пользуясь ею, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения: в про-цессе первичного ознакомления с учебным материалом, при закреплении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений и навыков.

В предлагаемой классификации методы делятся прежде всего на

две группы:

– методы, направленные на первичное овладение знаниями;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию

знаний, и овладению умениями и навыками.

В зависимости от степени активности учащихся в процессе обу-чения методы 1 группы делятся на информационно-развивающие и про-блемно-поисковые, 2-й — на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.

Обратите внимание

В традиционно сложившейся практике преподавания в средних специальных учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ,беседа), в которых препо-

даватель играет более активную роль, чем студенты.

Для закрепления зна-ний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктив-ные методы (пересказ – воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции).

Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учеб-ного материала, менее – на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последние десятилетия широкое распространение получили так

называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к

самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.

Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля,

использования активных форм и методов обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают

студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает исполь-зование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроиз-ведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Важно

Для активизации познавательной деятельности студентов используют-ся традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении

студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

Познавательная активность означает интеллектуально эмоциональ-ный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выпол-нению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности препода-вателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремле-ние и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решениюзадачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критичес-кий подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к уче-нию. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятель-ности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются.

Вот почему только широкое ис-пользование активных методов, побуждающих к мыслительной и практи-ческой деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в даль-нейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и приме-нении их на практике.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных

этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умении и навыков. Нельзя рез-ко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельнос-ти, преподаватель добивается повышения познавательной активности сту-дентов.

Совет

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные. Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности.

При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.

Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений междуьролями, уста-навливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, само-стоятельная работа с обучающей программой (программированное обуче-ние), самостоятельная работа с книгой.

Имитационные:

неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций,

решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия

по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции),

выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной

практики;

игровые: разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая

игра.

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способ-ностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на при-менение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учащихся , их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием – это часть метода, которая усиливает,

повышает его эффективность.

Так, в практике обучения широко используют-ся наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рас-сказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, демонстрация моде-лей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов; показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. п.

Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.

Обратите внимание

Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/675

Ссылка на основную публикацию