Как определить способность учиться? определяем способности к обучению у себя и других

Способность к обучению, обучаемость

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие обучаемости

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.  

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.  

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.  

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не  исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению. Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами:

  1. Так как проблемы в обучении нередко связаны с возникновением соматических заболеваний, нужно следить за здоровьем, периодически проводить диагностику. Решив проблемы со здоровьем, можно облегчить процесс обучения. Например, у ребенка испортилось зрение, и он стесняется в этом признаться, элементарно не видит, что написано на классной доске, отсюда – снижение успеваемости и обучаемости.
  2. Психологический климат в семье и общее психологическое благополучие  человека влияет на способность концентрироваться на учебе. К примеру, если родители ребенка постоянно ссорятся и хотят развестись, он переживает психологическую травму, все его мысли заняты мыслями о родителях, он просто не может думать об учебе.
  3. Потребность в обучении является одной из социальных потребностей человека, которая не может возникнуть без удовлетворения базовых потребностей.  Правильно питание, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе необходимы и взрослым и детям для того, чтобы иметь возможность усваивать новую информацию.
  4. Адекватное восприятие способностей к обучению, врожденным особенностям психических процессов. Врожденные способности, определенные генетикой и физиологией и приобретенные в процессе обучения и воспитания у всех различны. Их нужно знать и учитывать. Некорректно сравнивать себя или своего ребенка с другими людьми. Даже учитывая то, что системой образования предусмотрена оценка знаний, ее нужно воспринимать как условное и субъективное определение уровня знаний. Не всегда оценка «отлично» свидетельство безупречных знаний, и наоборот, даже зная все по теме, не всегда можно суметь донести свои знания преподавателю так, что получить отличную оценку.
  5. Не стоит вешать ярлык «глупый» на человека, которому трудно дается учеба. Причина проблем в обучении обычно кроется в расстройстве или неразвитости одно из познавательных процессов. Нужно разобраться в том, что это за процесс, а затем начать развиваться и работать над конкретной проблемой.  К примеру, если проблемы с запоминанием – найти и применить методики по улучшению памяти.
  6. Поработать над самооценкой и уверенностью в себе. Часто человек не верит в то, что осилит учебу, такая негативная установка мешает учиться. Дети, которых чаще хвалят за успехи и меньше ругают за неудачи в учебе, имеют больший интерес к знаниям и оттого лучше учатся.

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.

Рекомендуем почитать:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/sposobnost-k-obucheniyu

Тест на способности | Выявление способностей человека

С каждым годом, жизнь становится все более динамичной. Мир постоянно меняется и требует того же от своих обитателей. Современному человеку нужно постоянно учиться новому, развивать свои умения, чтобы не оказаться на обочине. Правильный выбор профессии в такой ситуации играет очень важную роль.

Умение вовремя понять, в какой сфере деятельности человек достигнет наибольших успехов, является одним из ключей к великолепному будущему. Именно поэтому сейчас очень востребованы тесты специальных способностей.

Все тесты для выявления способностей можно разделить на три вида:

  • определение уровня интеллекта
  • определение уровня креативности
  • тесты специальных способностей

Первые два вида тестов служат, в основном, для определения текущего уровня развития разных способностей человека и не могут спрогнозировать в каких сферах в будущем он может добиться успехов.

Такие тестирования показывают уровень умственного и эмоционального развития здесь и сейчас, но поскольку личности свойственно меняться, существует третий вид тестов. Он предназначен для выявления специальных способностей и является более узконаправленным. Это тестирование прогнозирует успешность человека в конкретном виде деятельности, выявляя его индивидуальные склонности.

История возникновения

Разработка тестирования специальных способностей началась на волне развития психологического консультирования.

Презентация:”Тесты и различные виды тестирования”

Психологам было интересно знать больше о возможностях конкретного индивида, а также сферах, где его умения будут наиболее востребованы.

Тесты применялись практически везде: при поступлении в технические, музыкальные, медицинские и другие учебные заведения, а также для консультирования и распределения рабочего персонала.

Выявить способность к обучению стало не менее важным, чем определить общий уровень развития у человека интеллекта.

Обратите внимание

Основой для создания тестирования стала двухфакторная теория Чарльза Спирмена, опубликованная в 1904году. Спирмен писал, что в основе любой деятельности лежит некоторое общее начало, которое и является общим фактором (G).

Этот фактор характеризует общий интеллект. Но вместе с ним существует специфический фактор S, который характерен для одной определенной деятельности.

В дальнейшем эта теория была дополнена учеными и превратилась в многофакторную теорию.

Методика составления

Суть методик тестирования специальных возможностей и склонности к обучению довольна проста. Для каждой группы способностей формируются определенные блоки вопросов. Эти вопросы составляют отдельный специальный тест, который и определяет, есть ли у человека склонности к определенному виду деятельности, а также способность к обучению ей.

Поскольку прохождение множества тестов для выявления нужного вида деятельности занимает много времени, сейчас более распространены так называемые батареи тестов.

Они помогают провести общую диагностику всех способностей человека, группируя вопросы по блокам в одном тесте. Такое тестирование позволяет измерить склонности человека к различным сферам деятельности и выбрать профессию.

Батареи тестов помогают измерить разные независимые друг от друга особенности интеллекта испытуемого, которые в совокупности способствуют осуществлению той или иной деятельности. Например, такое умение, как водить автомобиль может быть полезно во многих технических сферах, т.к. требует должного уровня концентрации.

Выявление специальных способностей человека

Тесты специальных способностей обычно включают в себя следующие блоки вопросов :

  • Оценка вербальных способностей – в данном блоке проверяются знание по грамматике языка, умение понимать аналогии и следовать детализированным инструкциям. Это блок проверяет грамотность индивида в целом и его умение воспринимать информацию.
  • Числовой тест – проверка базовых знаний математики и числовых последовательностей. Этот блок также может включать специальные вопросы с графиками и диаграммами для проверки способности работать с ними и интерпретировать их.
  • Абстрактное мышление – умение находить скрытую логику в предложенных заданиях и на ее основе предлагать решение. Этот блок помогает понять насколько быстро человек учиться новому, а также его способность к обучению в целом.
  • Тест на определение пространственного мышления – работа с фигурами, визуализация объектов. Применяется довольно редко. Например, при тестировании лондонских водителей такси, которые должны не просто хорошо водить автомобиль и быстро доставлять пассажира в конечный пункт, но и иметь в своей голове представление о множестве объектов города для того, чтобы уметь рассказать о них.
  • Техническое мышление- знание основ физики и механики.

Периодически возникают предложения включить тесты на способности, носящие сверхъестественный характер ( например, ясновидение), но они довольно прохладно встречаются учеными.

 В, основном, из-за отсутствия экспериментов, подтверждающих существование паронормальных способностей у людей.

Поэтому тест на сверхъестественные способности пока крайне редко проводится профессиональными исследователями.

В целом, все тестирования специальных способностей можно разделить на две большие группы:

  •  тесты на подвижность ума – выявляют способность к обучению, умение мыслить абстрактно, быстро и эффективно решать возникающие проблемы и мыслить стратегически;
  •  тесты на обобщение – проверяют способность ориентироваться на прошлый опыт и использовать его в дальнейшей деятельности.

Эффективны или нет?

Эффективность тестов специальных способностей признана многими психодиагностами.

Несомненной является польза от тестов в сфере профотбора и профессиональном консультировании.

Тестирование помогает выявить слабые стороны работников и понять причины неэффективности. Но, несмотря на это, психодиагносты продолжают исследовать информацию о валидности и уровне надежности получаемых в ходе тестов результатов, а также совершенствовать сами вопросы и приемы использования полученных показателей. Ученые стремятся понять влияние разных факторов на выполнение тестов.

Несмотря на все достижения методики, сегодня тесты специальных способностей представляют собой широкое поле для анализа и изучения.

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-sposobnostey/test-na-vyyavleniye.html

Способность взрослых к обучению

Утверждение о возможности пожизненного движения в обра­зовательном пространстве может быть подкреплено научными све­дениями о возрастной психофизиологической динамике особенностей познавательной деятельности.

С психофизиологической точки зрения чрезвычайно значимым для андрагогики является вопрос: не исчезает ли с возрастом у человека способность к обучению? Не утрачивает ли он свойство обучаемости как перевода новой информации из содержания образо­вания в индивидуальные структуры в необходимом объеме и темпе! Оказывается, природа создала все необходимые биологические и нейрофизиологические предпосылки для информационно-обучающего взаимодействия с миром, окружающей средой, другими людьми на всем протяжении нашей жизни. Многолетние исследо­вания возрастных особенностей мышления показали, что оно остается активным в любой из периодов, однако в его структуре происходят изменения, о которых полезно знать.

Принято различать три основных вида мышления: образное, вербально-логическое и наглядно-действенное (практическое).

Важно

В возрасте 18—25 лет у человека преобладают образное и вер­бальное мышление. Практическое мышление начинает «догонять» их после 21 года и в период с 27 до 38 лет опережает.

На этом фоне приблизительно после 30 и до 40 лет способность к образному мышлению начинает превышать способность к вербальному.

При этом к 40 годам происходит приспособление интеллектуальных структур к особенностям и природе трудовой деятельности (свое­образное уподобление им).

После 40 и вплоть до 55 лет обычно наблюдаются снижение доли практического мышления и выравнивание активности его образных и вербально-логических форм. Причем после 50 лет вер­бальное мышление начинает превалировать над образным.

По мень­шей мере, дважды за это время у человека снижаются возможно­сти памяти. Обычно это происходит в 34—35 и 45 — 50 лет.

Однако за счет компенсаторных возможностей организма, перегруппи­ровки мыслительных функций, сильной мотивации и осознания возрастной динамики своих способностей взрослый человек спо­собен справиться с указанными изменениями.

С возрастом содержание информационных запросов претер­певает изменения в содержательном отношении, причем у муж­чин и женщин динамика этих изменений различна. В качестве при­мера рассмотрим данные исследований, проведенных в 90-е годы XX столетия учеными Института образования РАО.

В период 18 — 25 лет, характеризующийся необходимостью про­фессионального выбора, адаптации к трудовой деятельности, вы­работки индивидуальных форм ее реализации, мужчины преиму­щественно хотят получать дополнительные сведения, связанные со сферой труда, а также областями, сопутствующими успешно­сти их карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, орга­низация труда, взаимодействие с коллегами).

Совет

Вопросы здоровья, культуры, семьи (вплоть до 40 лет) игра­ют в системе их образовательных запросов второстепенную роль.

Читайте также:  Как написать цель и задачи реферата: правила, пример

У женщин этого возраста помимо желания получить образование в сфере профессиональной деятельности значительно более вы­сокий ранг, нежели у мужчин, занимают проблемы здоровья и семьи.

Такое положение сохраняется для них и в последующий период — 35 — 40 лет, что свидетельствует о четко выраженной в образовательных потребностях функциональной специализации.

Начиная с 40 лет и до конца жизни как у мужчин, так и у женщин на первый план выдвигается потребность в получении дополнительной информации о сохранении и укреплении здо­ровья. Это вполне естественно.

На втором месте для мужчин про­должает оставаться познавательный интерес в области профес­сиональной деятельности, в то время как для женщин потреб­ность в обучении в данном направлении резко отступает на дальний план (4-е место — в период 41 — 55 лет и предпоследнее — после 56 лет).

Некоторые различия наблюдаются и в мотивации образователь­ных потребностей мужчин и женщин.

Например, для сферы по­следипломного образования следом за общим мотивом возмож­ности улучшения материального положения для мужчин распола­гаются стремление к профессиональным достижениям, обществен­ному уважению и признанию (внешняя ориентация), а для жен­щин — стремление к самовыражению, саморазвитию, высокая творческая познавательная активность (внутренняя ориентация).

5. Трудности и препятствия в образовании взрослых

В мире, где наблюдается лавинообразное нарастание информа­ции, то, что было выучено десять, а то и пять лет назад, оказыва­ется неактуальным сегодня.

Обратите внимание

Современный школьник и, конечно, студент по ряду вопросов оказываются более информированными, более «продвинутыми», нежели их родители, а тем паче дедушки и бабушки.

Взрос­лый оказывается безоружным перед фактом своей некомпетентности, функциональной неграмотности, чаще всего не понимая, что это естественная ситуация, требующая осоз­нанного постоянного образовательного движения.

Однако и здесь человека ожидают препятствия. Навыки обуче­ния и самообразования у взрослого были сформированы в совер­шенно иной, нежели сегодняшняя, ситуации. Приход нового сто­летия сопровождается сменой стратегий работы с информацией.

Человека старше 40 лет приводят в недоумение множественность, вариативность, дискретность, клиповость сведений, которые по­ступают к нему из окружающего мира. Его смущает невозмож­ность охватить весь массив знаний даже в своей отрасли.

Факти­чески перед ним вновь встает знакомая школьная задача — на­учиться учиться. Прежде всего работе в информационных средах с помощью компьютерной техники.

Это диктует необходимость ос­ваивать новый тип информационного общения — дистанцион­ный, интерактивный в составе сетевых субъектов.

Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образова­тельные процессы в силу множества внутренних преград, скла­дывавшихся годами. Кратко рассмотрим наиболее распространен­ные из них.

Психофизиологические. У некоторых взрослых людей возника­ет внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной инфор­мации с возрастом. Однако учеными доказано, что успешно обу­чаться можно в любом возрасте.

Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый че­ловек всегда способен к выработке соответствующих индивиду­альных способов оптимальной работы с информацией.

Это ста­новится возможным, если он владеет знаниями о своих особен­ностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мо­тивацией к обучению.

Социально-психологические. Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции учени­ка. Особенно это касается лиц, занимающих определенное соци­альное положение на административной лестнице. Психологиче­ски они не готовы к оборачиванию ситуации и добровольному превращению в «объект» педагогического влияния.

Социальные. Отсутствие востребованности нового уровня обра­зованности со стороны социума или его избыточность для про­фессионального статуса зачастую делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования.

Психолого-педагогические. Несформированностъ установки на не­обходимость для современного человека пожизненного образования.

Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учеб­ного материала, информационных потребностях.

Важно

Наконец, чело­век просто может не знать о существующих формах образования взрослых.

Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие от ребенка, его смысловые уста­новки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью и проявленностью.

6. Позиция взрослого в образователь­ном процессе.

Источник: https://cyberpedia.su/8xc816.html

br3 – Способности к обучению | ТМ

Ваши успехи на работе, в спорте, а также в свободное время, в решающей мере зависят от того, как быстро и интенсивно вы способны обучаться.

Цель обучения — уметь решать задачи, спустя продолжительное время без дополнительной тренировки и усилий. Это означает, что обучаемость включает и процесс запоминания.

Рост способсностей к обучению происходит не только благодаря улучшению памяти, но и благодаря сознательному, активному процессу самоадаптации.

Сегодня на людей ежедневно обрушивается лавина нового. Все это вынуждает постоянно приспосабливаться к новому. Для этого нужно воспринимать и перерабатывать массу информации: новый характер движений, определенные компьютерные навыки, выражение чувств и, наконец, такие способности существования в социальной среде, как подражание и наблюдение.

Разумеется, для процесса обучения имеются определенные предпосылки. В основе всех учебных процессов лежат знание и опыт, теория и практика, интеллектуальные и творческие способности. Особого внимания заслуживают, однако, способности восприятия и выражения.

Способности восприятия

То, что учебные процессы зависят от способностей восприятия учащихся, — это известно. Но сколько информации вы сможете действительно воспринять из какого-нибудь руководства ползователя? Или, говоря по-другому, когда вы чувствуете себя “готовыми” и пропускаете поступающую информацию мимо ушей?

Для способностей к восприятию, так же как для интеллектуальных и творческих способностей, имеются определенные физиологические предпосылки.

Совет

Мы уже неоднократно указывали вам на коренные изменения, особенно мозговой активности, возникающие у медитирующих.

Исследователи мозговой деятельности исходят из того, что физиологическую основу повышения способностей к учению создают большая синхронность мозговой активности и достигнутое во время медитации состояние покоя.

Кривые биотоков мозга во время занятий Трансцендентальной Медитацией свидетельствуют о повышении степени восприятия и улучшении взаимодействия разума и тела.

Иными словами, более согласованно функционируют задние и средние области мозга, его разделы, отвечающие за смысловое восприятие и двигательные процессы.

И действительно, как подтверждают другие тесты, у медитирующих улучшаются двигательные способности и связанная с этим способность к обучению новым двигательным процессам. Движения становятся безошибочнее и быстрее. Это особенно важно для спортсменов, музыкантов и других людей искусства.

Для изучения языка, как предполагают ученые, упорядоченное функционирование мозга играет также решающую роль. Если организм функционирует упорядочение, он в большей степени способен воспринимать информацию окружающего мира. Еще в 1972 г. Абраме изучал влияние медитации на усвоение и способность к дальнейшему использованию учебного материала.

Его подопытные должны были запоминать пары бессмысленных звукосочетаний типа “АДСВЮЖ” и воспроизводить их через 25 минут, а затем через три недели. Выяснилось, что медитирующие с 28-месячным стажем могут выучить значительно больше таких буквосочетаний, чем начинающие или немидитирующие из контрольной группы.

Способность вспоминать проявилась у медитирующих также гораздо лучше.

Мозг обладает определенной емкостью оперативной (краткосрочной) памяти, а также механизмами запоминания, которые перерабатывают краткосрочные впечатления в информацию, подлежащую длительному хранению.

Если Трансцендентальная Медитация упорядочивает функционирование мозга, то при этом должны повышаться способности к запоминанию. Психиатр Глюк утверждал, что Трансцендентальная Медитация “подключает в мозговую сеть новые миллиарды мозговых клеток”.

Одно только это объясняет улучшение способностей к восприятию.

Обратите внимание

Подражание и наблюдение и другие способности, нужные для общественного существования, составляют еще одну область обучения. Трансцендентальная Медитация стимулирует опознавание образцов. Если вы приходите на новое рабочее место, одно из важнейших дел — определить сложившиеся структуры взаимоотношений между отдельными сотрудниками.

Не зная, что сотрудница А не выносит сотрудницу Б, вы сядете в лужу, пригласив их вместе пообедать. Умение определять структуры взаимоотношений отдельных людей или групп, а также роли, которые они играют, можно целенаправленно выработать.

Медитация, как доказал канадский врач Мискиман при помощи многочисленных исследований, развивает соответствующие способности.

Многие описывали воздействие Трансцендентальлной Медитации на процесс обучения. Мы хотели бы познакомить вас с одним из описаний. 18-летний сын специалистки по вопросам рекламы после того, как она год участвовала в нашем семинаре, также начал заниматься Трансцендентальной Медитацией.

Австрийский ученый-педагог Таухер провел в 1982 г. эксперимент с учениками старших классов. Он сравнил успехи в учебе и способности к запоминанию у тех, кто занимался Трансцендентальной Медитацией, и тех, кто практиковал прогрессивное мышечное расслабление.

Выяснилось, что Трансцендентальная Медитация оказывает больший стимулирующий эффект на способности к обучению и весьма хорошее воздействие на память в сравнении с прогрессивным мышечным расслаблением, а также подтвердились приведенные ранее высказывания об увеличении способности к концентрации.

Способность применять обретенные навыки

Способность использовать полученные знания и навыки на практике характеризуется т.н. способностью к самовыражению. Способности к самовыражению, так же как и способности к восприятию, определяют успех многих действий.

Причем речь идет не только о способностях языкового выражения, например, хорошо писать письма или даже стихи, а об общей человеческой способности воплощать свои чувства и мысли в целенаправленные действия.

Важно

Способности к самовыражению определяют, сколько воспринятого будет действительно применено в обыденной жизни.

В физиологическом отношении улучшение этих способностей проявляется в укороченном времени реагирования, в слаженном взаимодействии тела и разума и повышении спортивных достижений. Все больше и больше спортсменов применяют Трансцендентальную Медитацию. Медитирующие легкоатлеты при равных условиях тренировок смогли сократить время забегов по сравнению с немедитирующими.

Для определения роста способностей к самовыражению существуют и психологические тесты. При Трансцендентальной Медитации мышление естественным путем приобретают большую упорядоченность, ясность и направленность, более четким становятся восприятие, планирование и осуществление соответствующих действий.

Наш знакомый преподаватель Трансцендентальной Медитации рассказал нам об одной пианистке. После двух месяцев обучения медитации она поделилась с ним впечатлениями. Больше всего ее поразило развитие способностей к интерпретации музыкальных произведений.

В прошлом она с трудом выражала при игре свое понимание воспроизводимых вещей. Теперь она почувствовала большую свободу и одновременно также большую уверенность в том, что своей интерпретацией она не совершает над произведением никакого “насилия”.

У нее появилось ощущение, что она лучше понимает замыслы и настроения композиторов, чем это было до Трансцендентальной Медитации.

Именно люди искусства рассказывают чаще всего об обогащении самовыражения посредством Трансцендентальной Медитации. Но важны эти способности для всех. Без них бессмысленно развитие многих аспектов личности.

Силы, которые Трансцендентальная Медитация высвобождает у медитирующих, должны находить применение в повседневной жизни.

Поэтому абсолютно естественно, что развитие способностей к самовыражению у практикующих ТМ получает позитивную оценку как со стороны ученых, так и со стороны деятелей искусства.

Источник: http://tm-in-russia.ru/br3/

Как оценить способность к обучению?

У каждого, наверняка, есть знакомый, который имеет несколько высших образований, но так и не сделал карьеру ни в одной из областей. Есть люди, которые очень любят учиться, но не умеют или не считают нужным применять свои знания на практике, или у них не хватает каких-то других важных качеств, чтобы успешно выполнять свою работу.

Кроме того, разным профессиям и работам люди учатся по-разному, а, следовательно, само обучение требует от человека разных способностей. Соответственно, и способность к обучению будет оцениваться по-разному.  Например, для обучения экономике человеку нужны следующие способности и личностные качества:

  • числовые способности — умение анализировать числовые данные, представленные в том числе в виде таблиц, графиков и диаграмм;
  • вербальные способности — умение анализировать сложные тексты, видеть в разных частях текстов логические связи и противоречия;
  • склонность к абстрактному мышлению;
  • открытость новому и стремление осваивать смежные области знаний. Для того чтобы определить способность человека к обучению экономике, нужно оценить его вышеперечисленные способности и личностные качества. Это можно сделать с помощью тестов на анализ числовой и вербальной информации и личностного опросника, который позволяет оценить открытость человека к новому и его любознательность.

Если мы планируем обучать инженера-конструктора, то, кроме описанных выше способностей, ему еще необходимо уметь разбираться в схемах и иметь пространственное мышление, а из личностных качеств желательно, чтобы он обладал склонностью к инновациям.

 Таким образом, чтобы оценить способность к обучению инженера-конструктора, нужно предложить ему заполнить числовой тест, вербальный тест, тест на понимание схем или на диагностику неисправностей и тест на пространственное мышление, а также личностный опросник, который, кроме всего прочего, позволяет оценить инновационность человека. А, например, инженеру на производстве инновационность не только не нужна, но даже может быть вредна, так как его работа определена технологическим процессом, также ему необходимо конкретное, а не абстрактное  мышление.

Читайте также:  С днем студента, дорогие клиенты!

ВЫВОД. Способности к обучению надо оценивать применительно к конкретной работе, но она всегда складывается из оценки способностей и личностных качеств. В таблице ниже дано сравнение методов оценки для трех профессий.

СохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Работа Экономист Инженер-конструктор Инженер производства
Способности Батарея тестов«Сапфир» (числовойи вербальный) Батарея тестов «Грин» (числовой и вербальный) + батарея тестов «Грей» (диагностиканеисправностей) Батарея тестов«Грин» (числовой и вербальный)+ батарея тестов «Грей» (диагностиканеисправностей)
Личностные качества Опросник DEEP: открытость новому, склонностьк абстрактному мышлению, любознательность Опросник DEEP: открытость новому, инновационность, любознательность Опросник DEEP: склонность к конкретному мышлению, готовностьк изменениям

Система ONTARGET обладает широким набором методик, позволяющих оце- нить способность человека к обучению в любой сфере и на любой должности.
СохранитьСохранитьСохранитьСохранить

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

Источник: http://www.detech-group.ru/kak-otsenit-sposobnost-k-obucheniyu/

Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6-7 лет – Шахматная школа «Этюд» – подготовка юных шахматистов, шахматный клуб и проведение турниров

Огнева Т.А.

Я думаю, что педагогу, взявшему на себя задачу обучения детей шахматам с нуля, будет интересно познакомиться с несколькими психологическими методиками, которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (подчёркнем – не к самим шахматам, а только к их обучению).

Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления – очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка.

Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Как использовать рисунок? Вот текст, который поможет ребенку выполнить задание. Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ этот квадрат и поставь сверху галочку.

Совет

Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками и крестиками». Конечно, лучше всего, если ребенок безошибочно выполнил все три задания. Это свидетельствует о его соответствии возрастной норме развития.

Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты.

В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих, со сниженным объемом нагрузки, условиях.

Вторая методика (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.

Начало заборчика приведена на рисунке № 2.

Инструкция: Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами: «Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».

Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях переключения в деятельности.

В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика.

Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.

Третья методика определения способностей к обучению шахматам сконструирована мною. Она диагностирует способность ребенка действовать в уме. Я назвала ее «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений (рисунок № 3).

Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно, 2 этажа. Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой: 2 -. А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда.

Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: 3 ?. Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем ПРОЕКТОМ этого дома. Выполни следующее задание: Тебе нужно нарисовать дома по заданным проектам. 1 проект – 3 – и 2 |. 2 проект – 4 – и 3 |. 3 проект – 2 – и 1 |.

Обратите внимание

Очень важный тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием, успешно осваивают шахматную игру. Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам.

Если ребенок не нарисовал правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонность только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).

В случае отказа ребенка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие поисковой активности. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости.

Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру. Четвертая методика называется «Эмоциональный статус личности». Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка.

Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования. Для ее осуществления каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый. Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.

Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета». Инструкция № 2: (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется». Таблица № 1. Интерпретация результатов (дается по Дорофеевой)

Цветовая формула Функциональное состояние Описание функционального состояния
К – С – З Функциональное напряжение (ФН) Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы.
С – К – З Функциональное расслабление (ФР) Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний.
С – З – К Функциональное возбуждение (ФВ) Доминирование положительных эмоций – от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.
К – З – С Функциональное торможение ( ФТ) Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма.
З – С – К Состояние аффективного возбуждения (АВ) Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости.
З – К – С Состояние аффективного торможения (АТ) Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха.

Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности (ФН) или функционального возбуждения (ФВ). Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт. Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в моем тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.

Источник: http://etud-otradnoe.ru/3-kredit-pod-zalog/53-penza.html

Неспособность к обучению

Что такое неспособность к обучению?

Неспособность к обучению является общим термином, который описывает определенные проблемы, возникающие при освоении нового материала. Неспособность к обучению – это неспособность человека запоминать информацию и использовать некоторые навыки. Это могут быть такие навыки, как:

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • говорение,
  • рассуждение, и
  • счет.

Неспособность к обучению характеризуется индивидуальными проявлениями. Один человек имеет меньшие трудности в обучении, другой – большие. У кого-то возникают проблемы с чтением и письмом, а у кого-то с пониманием математики, в отдельных случаях у человека возникают проблемы в каждой из этих областей, а также с пониманием того, что люди говорят.

Исследователи считают, что обучение людей с неспособностью к обучению, обусловлено различиями в том, как работает их мозг, и как он обрабатывает информацию. Дети с трудностями в обучении, не “тупые” и не “ленивые”. На самом деле, они обычно имеют средний или выше среднего интеллект. Но их мозг обрабатывает информацию иначе, чем мозг обычных людей.

Лечения от неспособности к обучению не существует. Эта особенность сохраняется всю жизнь. Однако дети с неспособностью к обучении могут иметь высокую успеваемость, если обучаются по специальной методике, позволяющей обойти моменты, которые вызывают у них затруднение. При правильном подходе, дети с трудностями в обучении могут и должны учиться успешно.

Как часто встречается неспособность к обучению?

Оченьчасто! В Соединенных Штатах один из пяти людей страдает от неспособности к обучению. Практически 3 миллиона детей (от 6 до 21 лет) получают образование в специализированных школах. Больше половины из этих детей имеют те или иные формы неспособности к обучению.

Какие признаки у этого состояния?

Важно

Признаков, указывающих на неспособность к обучению, не существует. Эксперты прослеживают заметную разницу между тем, как ребенок учится в школе и насколько хорошо он или она могли бы это делать, учитывая уровень интеллекта и способностей. Существуют некоторые предпосылки, которые могут указать на то, что ребенок не способен к обучению.

Большинство предпосылок имеют прямую связь с элементарными школьными задачами. Обычно у ребенка не проявятся все признаки, или даже большинство из них.

Однако если у ребенка появляются некоторые из этих проблем, то родители и учителя должны рассмотреть возможность составления индивидуальной программы обучения с учетом проблемных моментов, возникших у ребенка.

Если у ребенка отсутствуют способности к обучению, то он или она:

  • может иметь проблемы с изучением алфавита, рифмовкой слов или формированием букв в слоги;
  • может делать много ошибок при чтении вслух, повторять слова или делать большие паузы;
  • может не понимать смысл прочитанного;
  • может иметь большие проблемы с орфографией;
  • может иметь неразборчивый почерк или неуклюже держать карандаш;
  • может иметь затруднения при выражении мыслей в письменной форме;
  • может несвоевременно осваивать речь и иметь ограниченный словарный запас;
  • может иметь проблемы с запоминанием звуков, которые образуют буквы или плохо улавливать разницу в звучании слов;
  • может не понимать шуток, подколок и сарказма;
  • может делать ошибки, произнося слова или использовать неправильные слова, похожие по звучанию;
  • может иметь проблемы с формулировкой своих желаний или затрудняться в подборе слов, необходимых для высказывания;
  • может неследовать социальным нормам ведения беседы, например, перебивать, стоять слишком близко к слушателю;
  • может путать цифры и математические символы;
  • может оказаться неспособным пересказать историю по порядку (что произошло сначала, что было потом); или
  • может не знать с чего начинать выполнение задания и как продолжить его.

Если у ребенка появляются неожиданные проблемы с обучением чтению, письму, слушанию, речи или математическим примерам, то учителя и родители должны обратить на это особое внимание и выяснить причины.

Школа и неспособность к обучению

Неспособность к обучению, как правило, диагностируется, когда дети достигают школьного возраста. Поскольку в школе основное внимание уделяется именно тому, что может вызвать затруднения у ребенка – чтение, письмо, математика, аудирование, речь, рассуждение.

При усердной работе и надлежащей помощи дети с неспособностью к обучению могут учиться более легко и успешно. Для детей школьного возраста (в том числе дошкольного возраста), специальное образование является важным источником помощи.

Читайте также:  Как правильно составить презентацию дипломной работы: пример, образец

Сотрудники школы вместе с родителями ребенка должны разработать индивидуальный учебный план для такого ребенка и подобрать подходящую программу обучения. При составлении этих документов должны учитываться уникальные потребности ребенка.

Также следует определиться со специальными уроками, которые будут преподаваться ребенку с учетом его потребностей.

Источник: http://www.uaua.info/ot-9-do-16/shkola-ot-9-do-16/article-11360-nesposobnost-k-obucheniyu/

❶ Как выявить свои способности

Инструкция

Пройдите специальное тестирование. В интернете появилось много различных тестов. Если не известен источник, лучше такими тестами не увлекаться, чтобы еще больше не запутаться в себе. Существует множество учений о типах личности, о наследственности и т.д. Обратитесь к специалисту какого-либо направления, который поможет вам грамотно пройти хорошие тесты.

Не зацикливайтесь на этом шаге и не придавайте ему слишком большого значения.Откажитесь от выполнения некоторых дел, чтобы у вас ежедневно был некоторый отрезок свободного времени. Назовите это время “Уроком по выявлению способностей”. Проводите этот урок сами для себя на протяжении длительного времени, например, в течение года.

Чем вы можете при этом заниматься?
Оглянитесь вокруг и начните делать то, чем раньше никогда не занимались или на что не хватало времени. Сажайте деревья, учитесь играть на гитаре, изучайте китайский язык, рисуйте красками, вышивайте крестиком, дрессируйте собак, обучайте соседей математике, ходите в походы и т.д.

Просто пробуйте все, что вам на душу ляжет. Не важно, получается у вас или нет. Главное – испытываете ли вы радость от самого процесса, думаете ли об этом, начинаете ли строить планы. Какие-то занятия вам быстро наскучат, а какие-то могут увлечь.

Не придавайте и этому шагу слишком большого значения, просто заметьте для себя, какие занятия доставляют вам внутреннюю радость.Наблюдайте за людьми, которые ежедневно находятся рядом с вами. Что доставляет им радость, какие ваши действия? Что такого вы делаете, отчего людям становится светлее? Заметьте это для себя.

Совет

Также спросите у окружающих людей, в чем по их мнению, у вас есть способности. Опросите несколько десятков человек, если сможете. Запишите их ответы.Сравните результаты 3-х предыдущих шагов. Где-то на пересечении должны “высветиться” ваши способности. Подумайте, в каком конкретно деле они могли бы ярко проявиться.

Даже если это игра на скрипке, а вам уже 90 лет и вы никогда музыкой не занимались, – не откидывайте эту мысль как бесперспективную. История знает много случаев, когда люди даже в пожилом возрасте начинали чему-то учиться с нуля и достигали выдающихся результатов, спустя некоторое количество лет.

Как только вы получили ясность относительно своих способностей и поняли, в каком деле их можно проявить, начинается самое главное. Найдите профессионала, который уже достиг успеха в этом деле. Это должен быть именно профессионал, который может дать квалифицированную консультацию.

Добейтесь встречи с ним и задайте вопрос, стоит ли вам заняться данным делом, есть ли у вас к этому способности.
Профессионал очень быстро определит ваши действительные шансы на успех. Он не будет лицемерить и что-то говорить вам в утешение, но даст по-настоящему беспристрастную оценку. Ему не составит труда оценить новичка. Если он подтвердит, что у вас действительно есть способности, то дальше можете не сомневаться.

Обратите внимание

Любой человек может ошибаться, даже профессионал. Если специалист сказал, что у вас в чем-то нет способностей, но вы с этим не согласны, – обратитесь к другому профессионалу, потом к третьему.

Если какое-то дело не очень у вас пока получается, но доставляет вам радость и вы готовы много и упорно над ним работать, то вероятнее всего, у вас есть способности в данной сфере.

Стивен Скотт стал миллионером, занимаясь маркетингом и рекламой.

Но он прошел через тяжелый период, когда начальник уволил его с работы и сказал, что он никогда не добьется успеха в маркетинге. Помните об этом.

Полезный совет

Чтобы узнать, на что способен, надо многое пробовать, а на это часто не хватает времени. Перестаньте смотреть телевизор, “зависать” в интернете, болтать со знакомыми. Займитесь делом.

Источники:

  • Как найти свой талант? Простой тест и полезные психологические

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-10101-kak-vyyavit-svoi-sposobnosti

Выявление и развитие способностей обучающихся

«Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит  за этими словами.

Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Что значит способности?

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.

Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

Кто, когда и каким образом может выявить способности ребёнка?

Школа и дошкольные учебные учреждения.

 Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах.

Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы.

Обратите внимание

 Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается.

Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Семья. Именно поэтому выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

  • Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
  • Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
  • Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Интеллектуальные способности. Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
  • Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
  • Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
  • Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
  • Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).

Творческие способности. Выражаются в активном использовании воображения. Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. Каким же образом происходит выявление творческого потенциала детей?

  • Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
  • Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

Сенсорные способности. Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

  • Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
  • Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
  • Желание  работать с материалами и инструментами.
  • Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
  • Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

СпособностиНаклонности ребёнка
Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
Спортивные Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.

Казалось… Оказалось?

Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.

Скорее всего, даже окончив нужный вуз по этой специальности, потенциальный программист не достигнет ожидаемых успехов на этом поприще, и займётся другим видом деятельности.

А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.

Помните, что только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как выявить и развить способности у ребёнка рассказывает специалист:

Источник: http://MaryPop.ru/shkola/razvitie-sposobnostej/vyyavlenie-i-razvitie-sposobnostej.html

Ссылка на основную публикацию