Практическая работа по классификации, построению и содержанию стандартов

Практические задания по теме стандартизация

Задания предназначены для студентов и подготовке к учебному предмету по стандартизации. Преподаватели могу использовать материал для дачи задания на дом или во время занятий на практику и закрепления знаний.

Содержание:

  • Практическое задание №1
  • Практическое задание №2

Задание 1: Заполните таблицу, пользуясь примерным вариантом

Характеристика стандартов разных категорий

Аббревиатура Полное название стандарта Объекты стандарта Разработчик стандарта Пример стандарта
ГОСТ Р Государственный стандарт Российской Федерации Продукция, работы, услуги межотраслевого значения Федеральный орган исполнительной власти по стандартизации (или по строительству) ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Основные термины и определения»
ОСТ
СТО
СТП

Задание 2: Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, дополняя выдержками из теоретического курса по теме

Записать вывод: _________________

Практическое задание №2

Задание 1. Изучите раздел 2.4.1 – Порядок разработки, внедрения и отмены стандартов

Задание 2. Ответьте на вопрос: «С чего начинается разработка нового стандарта? Опишите формальную часть начала этой работы».

Задание 3. Заполните таблицу по примеру.

Стадии разработки нового стандарта

Стадия Назначение Примечание
I техническое задание Определяются содержание, структура будущего стандарта, требований, список потребителей Могут быть использованы дополнительные предположения заказчика и вновь поступающие сведения
IIосновная работа Этап I:
III принятие стандарта Этап II:
IV заключительная работа

Задание 4. Проанализируйте данные таблицы.

Задание 5. Ответьте на вопрос: «Что входит в понятие « пересмотр и отмена стандарта»? В каких случаях возникает необходимость этих процедур?

Задание 6. Сформулируйте вывод о порядке разработки, пересмотра и отмены стандартов.

Записать вывод: ____________

Еще полезные статьи:

Источник: https://suplicio.ru/standardization/86-prakticheskoe-assignment-1-2-crown.html

Практические занятия Практическое занятие №1 анализ структуры стандартов разных видов на соответствие гост р 2-2004 Цель работы

Практические занятия
Практическое занятие № 1
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СТАНДАРТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ГОСТ Р 1.2-2004
Цель работы: сопоставить структурные элементы (разделы) стандартов разных видов с требованиями ГОСТ Р 1.2 – 2004 и между собой.

Задачи работы:

– выявить объекты стандартизации и структурные элементы стандартов 3-х видов: на продукцию, процессы и методы испытаний;- сравнить объекты и структурные элементы разных стандартов;- установить соответствие выявленных структурных элементов изучаемых стандартов требованиям ГОСТ Р 1.2 – 2004;- выявить характеристики продукции, предусмотренные в разделе «Требования к качеству», и сопоставить их между собой;- определить общность и различия этих характеристик разных видов продукции;- дать общее заключение о соответствии требованиям ГОСТ Р 1.2 – 2004.

Средства обучения:

– стандарты на продукцию (любые виды продукции);- стандарты на процессы (хранения, упаковки, маркировки и другие);- стандарты на методы испытаний (контроля);- ГОСТ Р 1.5 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» (выписка).При выполнении задания каждая подгруппа студентов получает 2 стандарта на продукцию однородной группы, 1 стандарт на процессы и 1 стандарт на методы испытаний.

^ – сравнительного анализа.

Этапы выполнения заданий

Задание 1.

Изучите стандарты 3-х видов (на продукцию, процессы, методы испытаний) и выявите структурные элементы каждого стандарта. Результаты запишите в виде таблицы 1.Примечание: Структурные элементы в стандартах совпадают с названиями разделов.

Задание 2.

Сравните объекты и структурные элементы стандартов разных видов. Выявите существует ли между ними общность и различия. Объясните, целесообразны ли различия в построении и структурных элементах стандартов различных видов. Возможно ли привести их к единообразию в целом или в отдельных фрагментах. Ваши предложения по улучшению структуры стандартов.

Задание 3.

Установите соответствие структурных элементов стандартов разных видов требованиям ГОСТ Р 1.2 – 2004. Для этого изучите требования, предъявляемые ГОСТ Р 1.2 – 2004 к стандартам разных видов.

Задание 4.

Обратите внимание

Выявите характеристики продукции, предусмотренные в разделе «Требования к качеству» стандартов, на 2 разных вида продукции. Результаты запишите в таблицу 2.

Примечание: в графу «Требования к качеству» не следует переписывать целиком все формулировки из стандартов, а дать перечень этих требований (например: сырье, соответствие технологическим инструкциям, показатели и их значения и т.п.).

Задание 5.

Сравните выявленные характеристики двух видов продукции, установив их общностьи различия. Объясните, целесообразны ли эти различия.

Задание 6.

Дайте общее заключение по результатам сравнительного анализа по заданиям 1-5. В письменном виде это задание должно быть отражено в тетради вместе с табл. 1 и 2.

Задание 7.

Доложите результаты сравнительного анализа на заседании экспертного совета по экспертизе стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ 1.2 – 2004.

Требования к структуре и содержанию стандартов разных видов

Требования регламентируются ГОСТ Р 1.2 – 2004 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению и оформлению стандартов».

Структура стандартов разных категорий характеризуется общими и специальными элементами.

К общим элементам структуры относятся:

  1. Титульный лист.
  2. Предисловие.
  3. Содержание.
  4. Введение.
  5. Наименование.
  6. Область применения.
  7. Нормативные ссылки.
  8. Определение.
  9. Обозначения и сокращения.
  10. Требования.
  11. Приложения.
Читайте также:  Рекомендации по написанию отчета по практике: советы и примеры

12. Библиографические данные.

Структурные элементы, за исключением п.п. 1.2.5.10 (в перечне они подчеркнуты), приводятся при необходимости в зависимости от особенностей стандартизируемого объекта.Специфические элементы структуры стандартов разных видов относится к требованиям, которые предъявляются к их содержанию. Именно эти элементы определяют перечень разделов стандартов разных видов.

Приводим наиболее важные разделы таких стандартов.

^

1.1 Стандарты общих технических условий (ОТУ):

– классификация, основные параметры и (или) размеры;- общие технические требования;- требования безопасности;- требования охраны окружающей среды;- правила приемки;- методы контроля (методы определения качества);- транспортирования и хранения;- указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).В разделе «Общие технические требования» содержатся подразделы:- характеристики (свойства) продукции, услуги;

требования к сырью, материалам;

– комплектность;- маркировка;- упаковка.1.2 Стандарты технических условий (СТУ) устанавливают требования к конкретной продукции одной или нескольких видов (типов, марок, моделей и т.п.), соблюдение которых должно обеспечиваться при их производстве, поставке, потреблении (эксплуатации), ремонте и утилизации. Номенклатура, состав и содержание разделов (подразделов) должно быть аналогичным стандартом ОТУ.Стандарты на услуги дополнительно к разделам, указанным в п. 1.1, могут содержать требования к ассортименту и качеству услуг, в том числе точности и своевременности исполнения, эстетичности, комфортности и комплектности обслуживания.

^

– требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения работ;- требования к безопасности для жизни и здоровья людей;- требования к охране окружающей среды.

^

– средства контроля и вспомогательные устройства;- порядок подготовки к проведению контроля;- порядок проведения контроля;- правила обработки результатов контроля;- допустимая погрешность контроля.Допускается предусматривать в одном стандарте несколько методов контроля, один из которых определяется в качестве поверочного (арбитражного). Если установленные методы не являются полностью взаимозаменяемыми, то для каждого из них должны быть приведены данные, характеризующие их различия и назначение.К методам контроля предъявляются следующие требования:- объективность;- четкое формулирование;- точность;- последовательность операций;- воспроизводимость результатов.

^

ТУ – нормативный документ, устанавливающий требования к качеству конкретной продукции.Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения на продукцию устанавливаются ГОСТ 2.114 «Технические условия».

ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:- технические требования;- требования безопасности;- требования охраны окружающей среды;- правила приемки;- методы контроля;- транспортирование и хранение;- указания по эксплуатации;- гарантии изготовителя.

Важно

Объектами ТУ является продукция: сырье, материалы, комплектующие изделия. Они указываются в вводной части, которая должна содержать наименование продукции, ее назначение, область применения и условия эксплуатации.

ТУ разрабатывается на предприятии-изготовителе продукции или исполнителе услуг и подлежит согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Разработчик согласовывает ТУ с заказчиком и направляет их в приемочную комиссию.

Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ.ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов государственного контроля и надзора, если они не являются членами приемочной комиссии, подлежит согласованию с ними.

Согласование ТУ оформляют подписью руководителя согласующей организации. ТУ утверждают, как правило, без ограничения срока действия.Таблица 1.

№ стандарта Названиестандарта Объект стандартизации Структурные элементы

Таблица 2.

№ ГОСТ Название стандарта Требования к качеству (органолептические и физико-химические показатели)

Практическое занятие № 2

^
Цель работы: определить категории нормативного документа по виду и применяемости объекта стандартизации.

Задачи работы:

  • ознакомиться со стандартами различных видов;
  • ознакомиться с содержанием и построением общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информацией;
  • выявить категории нормативного документа;
  • определить объект стандартизации в предложенных документах.

Средства обучения:

  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на процесс;
  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты на методы контроля;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Метод обучения: сравнительный анализ.
Этапы выполнения заданий

Задание 1.

Изучите структуру построения предложенных документов по стандартизации.

Задание 2.

Определите объекты стандартизации каждого ГОСТа. Выясните характеристику объекта стандартизации.

Задание 3.

Изучите структуру общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Задание 4.

Дайте общее заключение по результатам исследования по заданиям 1 – 3.

Практическое занятие № 3

^
Цель работы: определить документы различных систем общетехнических и организационно-методических стандартов.

Задачи работы:

  • выявить объекты стандартизации основополагающих стандартов межотраслевой системы стандартизации;
  • изучить стандарты ЕСКД, ЕСТД, ССРПП и т.д.;
  • определить применение общетехнических стандартов в различных отраслях народного хозяйства.

Средства обучения:– комплект стандартов межотраслевой системы стандартизации.

Метод обучения: поисковый.

Этапы выполнения заданий

Задание 1.

Изучите стандарты межотраслевой системы стандартизации (МОСС).

Задание 2.

Выявите структурные элементы каждого стандарта. Результаты запишите в виде таблицы 1.

Задание 3.

Определите объекты стандартизации в каждом стандарте.

Задание 4.

Выявите нормы, правила и требования, изложенные в общетехнических стандартах.

Задание 5.

Определите область применения каждого вида стандартов.

Читайте также:  Бозон хиггса простыми словами: как устроен, когда обнаружен и зачем нужен

Практическое занятие № 4

^
Задачи работы:

  • изучить ГОСТ Р 1.8 «ГСС. Порядок разработки и применение межгосударственных стандартов»;
  • изучить порядок разработки технического задания;
  • разработать проект государственного стандарта РФ.

Средства обучения:

  • ГОСТ Р 1.8 «ГСС. Порядок разработки и применение межгосударственных стандартов»;
  • комплект ГОСТов на продукцию;
  • ГОСТ Р 1.2-2004 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Метод обучения: поисковый.
Этапы выполнения заданий

Задание 1.

Изучите требования ГОСТ Р 1.8 «ГСС. Порядок разработки и применение межгосударственных стандартов». Определите порядок разработки и содержание национальных стандартов.

Задание 2.

Изучите порядок составления ТЗ и разработку продукции, процесса, услуги.

Задание 3.

Изучите технические требования на разрабатываемую продукцию, рассмотрев ГОСТ на предлагаемую продукцию.

Задание 4.

Составьте техническое задание на разрабатываемую продукцию согласно предлагаемым формам.

Задание 5.

Разработайте проект национального стандарта на продукцию, процесс, услугу.

Задание 6.

Подготовьте проект национального стандарта к рассылке, составьте отзыв и сверку отзывов.

Задание 7.

Разработайте окончательную редакцию стандарта.

Практическое занятие № 5

^
Задачи работы:

  • изучить ГОСТ Р 1.3 «ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий»;
  • изучить порядок разработки технического задания;
  • разработать проект технических условий.

Средства обучения:

  • ГОСТ Р 1.3 «ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий»;
  • комплект ГОСТов на продукцию;
  • ГОСТ Р 1.2-2004 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Метод обучения: поисковый.
Этапы выполнения заданий

Задание 1.

Изучите требования ГОСТ Р 1.3 «ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий». Определите порядок разработки и содержание технических условий.

Задание 2.

Изучите порядок составления ТЗ на разработку технических условий.

Задание 3.

Изучите технические требования на разрабатываемую продукцию, рассмотрев ГОСТ на предлагаемую продукцию.

Задание 4.

Составьте техническое задание на разрабатываемую продукцию согласно предлагаемым формам.

Задание 5.

Разработайте проект технических условий на продукцию, процесс, услугу.

Задание 6.

Совет

Подготовьте проект технических условий к рассылке, составьте отзыв и сверку отзывов.

Задание 7.

Разработайте окончательную редакцию технических условий.

Источник: http://skachate.ru/informatika/4498/index.html

Практическая работа № 1. Изучение нормативной документации в области стандартизации

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области

(ИСОиП (филиал) ДГТУ) в г. Шахты

УТВЕРЖДАЮ

И.о. заведующего кафедрой

Горностаева Ж.В.

_____________________

(подпись)

«___» __________ 2016г.

На правах рукописи

Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология

Перечень тем занятий с краткими методическими указаниями

Электронный образовательный ресурс

для студентов направления подготовки 38.03.07 Товароведение, бакалаврская программа «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья» для всех форм обучения

Составитель к.т.н., доцент Чернышева Ю.С.

Рассмотрен и рекомендован для использования в учебном процессе на 2016/2017 учебный год на заседании кафедры УиП

Протокол № 1 от 30.08.2016г.

Шахты

УДК

ББК

Составители:

Ю.С. Чернышева, В.А. Поваляева

Рецензент:

К.э.н., доцент кафедры «УиП» Малинина О.Ю.

Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология: практикум для студентов очной и заочной форм обучения, направление подготовки 38.03.07 Товароведение, бакалаврская программа «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья» / сост. Ю.С. Чернышева, В.А. Поваляева. – Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ в г.Шахты, 2016.-28с.

Практикум предназначен для студентов направления 38.03.07 Товароведение, бакалаврская программа «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья».

Режим доступа к электронной копии печатного издания:

Http://www.libdb.sssu.ru

ИСОиП (филиал) ДГТУ в г.Шахты, 2016

Содержание  
Введение…………………………………………………………………….
Практическая работа № 1. Изучение нормативной документации в области стандартизации……………………………………..………….
Практическая работа № 2. Изучение правил разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов………………………………………………………………….
Практическая работа № 3. Изучение порядка разработки и утверждения сводов правил………………………………………………
Практическая работа № 4.Изучение порядка разработки, принятия, изменений и отмены технического регламента Таможенного союза…
Практическая работа № 5.Изучение перечня продукции, подлежащей обязательной оценке в рамках Таможенного союза…..………………..
Практическая работа № 6. Изучение положений Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»………………………………….
Практическая работа № 7. Изучение элементов и этапов процесса измерений………………………………………………………………….
Практическая работа № 8. Изучение метрологических характеристик средств измерений…………………………………………………………
Практическая работа № 9. Изучение процедуры утверждения типа средств измерений………………………………………………………….
Практическая работа № 10. Изучение процедуры поверки средств измерений……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….
Приложение А Форма титульного листа проекта национального стандарта РФ……………………………………………………………..
Приложение Б Форма последней страницы проекта национального стандарта РФ……………………………………………………………….
Приложение В Форма уведомления о разработке проекта свода правил
Приложение Г Форма уведомления о завершении публичного обсуждения проекта свода правил……………………………………….
Приложение Д Форма уведомления о разработке проекта технического регламента Таможенного союза…………………………………………
Приложение Е Форма уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента Таможенного союза…
Приложение Ж Форма свидетельства о поверке……………………….
Приложение З Форма извещения о непригодности к применению…..
Приложение И Форма графика поверки средств измерений………….
Читайте также:  Как хорошо выглядеть после похмелья: устраняем вид похмелья утром, как стать свежим

Введение

Практикум разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом по направлению подготовки бакалавров 38.03.07 «Товароведение» (бакалавр), профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья» и рабочей программой дисциплины «Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология».

В ходе выполнения работ студенты изучат нормативно-техническую документацию в области подтверждения соответствия и метрологии, получать представление о системе технического регулирования в РФ, приобретут навыки работы с документацией, регламентирующей процедуру разработки документов в области стандартизации, научаться осуществлять процедуру подтверждения соответствия.

Практическая работа № 1. Изучение нормативной документации в области стандартизации

Цель работы: изучить нормативно-правовые документы в области стандартизации.

Материалы для работы:

1. Федеральный закон ФЗ № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015г.

Порядок выполнения работы:

Обратите внимание

1. Изучить статью 2 и 14 ФЗ № 162, в отчете к работе дать определения следующим понятиям: «стандарт», «национальный стандарт», «свод правил», «стандарт организации», «предварительный национальный стандарт», «основополагающий стандарт», «технические условия», «правила по стандартизации», «общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации».

2. Изучить виды стандартов, заполнить таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Определение видов стандартов

Наименование стандарта Вид стандарта
ГОСТ Р 1.0 – 2012. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения Основополагающий стандарт
ГОСТ 27842-88. Хлеб из пшеничной муки. Технические условия Стандарт на продукцию
ГОСТ Р 1.16-2011. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены Стандарт на процесс
ГОСТ Р 52752-2007. Опалубка. Методы испытаний Стандарт на методы испытаний
ГОСТ Р 51135-2010. Изделия ликероводочные. Правила приемки и методы анализа
ГОСТ 28390-89. Изделия фарфоровые. Технические условия
ГОСТ 28072-89. Оружие спортивное и охотничье. Методы оценки уровня качества
ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования.
ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/35576.html

Практика «Практическая работа №1. Принципы организации стандартизации в РФ»

Практическая работа №1

Тема: Принципы организации стандартизации в РФ.

Цель: закрепить основные термины, определения, и способы выбора нормативных документов в области стандартизации.

1 Что понимать под потребительским качеством продукции?

Соответствие продукции определенным наборам свойств (качеств) установленных потребителем, за приемлемую цену.

2 Какие структуры в государстве отвечают за качество товаров и услуг?

Государственных институты стандартизации, метрологические службы и органы сертификации.

3 Что является определяющим фактором конкурентно – способности товаров на рынке?

Качество, а также соответствие товаров и услуг требованиям стандартов и своевременное появление товара на рынке.

4 Через что (как) стандартизация, метрология и сертификация влияют на качество продукции и услуг?

Через нормативные документы (регламенты, стандарты), через постоянный контроль.

5 Цели и задачи курса МСС.

Изучить сущность и нормативные документы по стандартизации и метрологии, а также принципы и методы сертификации.

6 Объяснить цели стандартизации.

Повышение соответствия качества услуг и продукции требованиям ГОСТа.

7 Какой из нормативных документов является обязательным для исполнения в системе стандартизации?

Регламент.

8 Когда международные стандарты можно использовать на предприятиях в РФ?

Только при наличии межправительственных договоров и после признания (одобрения) Госстандартом РФ.

9 Перечислить уровни стандартизации и их подчиненность.

1 международная – открыта для всех, только по межправительственным договорам.

2 региональная – только по межправительственным договорам.

3 Национальная. Проводится и создается на сновании решения правительства и в свою очередь может осуществляться на трех уровнях:

    3.1 ГОСТ Р – государственные стандарты РФ, обязательны для всех;

    3.2 ОСТ – отраслевые стандарты, они не должны противоречить ГОСТ Р;

    3.3 СТП – стандарты предприятий, они не должны противоречить отраслевым стандартам и ГОСТ Р.

10 Что такое объект и область стандартизации?

Важно

Объект – любая производимая продукция или услуга. Область – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

11 Какие вы знаете стандарты по функциональному назначению?

    1 основополагающие;

    2 терминологические;

    3 стандарты на методы испытаний;

    4 стандарты на конкретные продукты и услуги;

    5 стандарты на совместимость;

    6 стандарты с открытыми значениями.

12 В каком случае допускается не учитывать требования ГОСТа при выпуске новой продукции?

Если предприятие уже освоило выпуск продукции до выхода ГОСТа.

13 Когда альтернативные требования стандарта могут стать обязательными?

Если они оговорены потребителем в договоре поставки.

14 В каком случае импортируемая в РФ продукция запрещена для реализации?

Если ввозимая продукция не соответствует по параметрам требованиям ГОСТ Р.

15 Перечислить виды ответственности за неисполнение требований стандарта.

Виды ответственности:

1) административная;

2) гражданско-правовая;

3) уголовная.

Источник: http://www.mini-soft.ru/document/prakticheskaya-rabota-1-principy-organizacii-standartizacii-v-rf

Ссылка на основную публикацию