b7791f53

Причины отчисления студентов из вуза, колледжа, института: зачем и почему отчисляют студентов?

Почему студента могут отчислить

Студенческую жизнь никак не назовешь легкой. То сессии, то хвосты, то предвзятое отношение со стороны преподавателей.

В любом случае, те люди, которые учились в ВУЗе, могут с точностью сказать, что обучение в институте или в университете всегда останется для них самым ярким и запоминающимся периодом в жизни.

Обратите внимание

Как не крути, но есть моменты, когда студента могут отчислить. На самом деле причин для этого есть масса. Начиная от банальной неуспеваемости, и заканчивая более серьезными нарушениями.

Для посетителей нашего сайта мы подготовили список самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди, обучающиеся в университете. Формально те причины, по которым отчисляют учащихся, можно поделить на две категории, отличающиеся определенными критериями. Это уважительные или вынужденные причины и неуважительные причины.

  • Желание студента. Как не странно, но это самая распространенная причина, почему студента могут отчислить. Казалось бы, что многие хотят полноценно учиться, чтобы в последствие получить высокооплачиваемую должность, но при этом достаточно солидный процент учащихся сами стараются покинуть институт. Это есть масса мотивов. Например, студенту стало просто не интересно, либо он хочет идти на работу, так как студенты вынуждены отказаться от этой привилегии.
  • Служба в армии. Всем известно, что выпускники после школы могут быть призваны на службу. В этом случае им дается некая отсрочка от сдачи экзаменов, а по истечению службы они могут восстановиться на прежний курс. Это касается только заочной формы обучения. Очникам такая учесть не грозит, но тем не менее, после того, как они закончат учиться и получат диплом, им придется все-таки отправиться служить. Естественно, девушек это не касается.
  • Смена места учебы. Это также распространенная причина того, почему студента могут отчислить. Дело в том, что есть возможность покидать один ВУЗ, но при этом устроиться в другой, если специфики обучения и дисциплины одинаковые. Это происходит из-за смены места жительства, из-за мотивации самого студента или его родителей, а также по другим причинам.
  • Состояние здоровья. Существует масса примеров, когда студенты покидали институт по состоянию здоровья. В этом случае им необходимо предоставить справку, которая будет считаться основанием для того, чтобы за студентом сохранили место в учебном заведении. Как только его здоровье придет в норму, он имеет полное право вернуться в ВУЗ.

Мы привели несколько уважительных причин, которые характеризуются тем, что студент будет иметь право вернуться в свой ВУЗ. Они отличаются тем, что в этих ситуациях учащийся не нарушал никаких правил и установленных регламентов. Поэтому данные ситуации относятся к разряду уважительных.

Существуют также и неуважительные причины, почему студента могут отчислить. Их характерной чертой считается то, что студент самовольно выбирает тот путь, который повлечет немедленное отчисление.

Здесь существует масса необъяснимых вещей, которые трудно будет понять тем людям, которые получили свой диплом и сейчас полноценно работают. Например, будучи выпускником школы, у абитуриента стоит только одна цель – поступить в ВУЗ.

Он может целыми днями готовиться к вступительному испытанию, а затем, когда поступит, начинает мягко говоря, расслабляться и намеренно заваливать сессию. Итогом всегда становится отчисление. Единственная причина – это неуспеваемость.

Вторым фактором, который является основанием для того, чтобы студента отчислили – это прогулы. Этот аспект переплетается с первым. Все дело в том, что когда студент поступает в новый коллектив, то у него могут появиться совершенно иные цели и приоритеты.

Если совсем недавно он хотел стать первоклассным специалистом, то теперь он может хотеть только привлечь внимание сверстников и стать более уникальным, то есть завоевать популярность. Таких примеров существует масса.

Поэтому, поступая в университет, не следует отступать от своей первоначальной цели.

Важно

Третьей неуважительной причиной может стать нарушение требований и распорядка ВУЗа. Это относится к тем студентам, которые неуважительно ведут себя по отношению к преподавателям и студентам.

Четвертой причиной является то, что студент, находившийся в академическом отпуске, должен вернутся в свой ВУЗ. Если он сделает это не вовремя, то это станет основанием для отчисления.

Учитывая все распространенные причины для отчисления студентов из ВУЗа, следует отметить, что все они зависят именно от поведения ученика.

Если вовремя посещать все лекции и сдавать экзамены, то не возникнет причины думать о том, почему студента могут отчислить. Не стоит отступаться от своих привычных правил, которые нарабатывались за все время в школе.

Если там ученика приучили к минимальным азам дисциплины и ответственности, то в институте эти навыки должны только развиваться, а не исчезать полностью.

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/563-pochemu-studenta-mogut-otchislit.html

Порядок отчисления студента

Отчисление студента – процесс весьма трудоемкий для руководства ВУЗа, поэтому давайте руководство жалеть и до крайностей дело не доводить. Итак…

Отчисление в связи с окончанием ВУЗа производится после того, как студент успешно выполнил требования государственной итоговой аттестации. Отчисление  по собственному желанию производится в срок не более 10 рабочих дней с момента регистрации заявления студента в деканате соответствующего факультета.

При отчислении в связи с переводом  студент должен предоставить  декану факультета справку из принимающего вуза по установленной форме.

Нужно заметить, что отчисление студентов по уважительным причинам, за академическую неуспеваемость или невыполнение условий договора может производиться в любое время (в том числе и во время каникул).

Перед отчислением студентов за академическую неуспеваемость деканаты факультетов помещают списки студентов, подлежащих отчислению из ВУЗа, на доске объявлений соответствующего факультета.

Совет

До того, как издать приказ об отчислении студента по неуважительной причине, декан факультета должен затребовать от студента объяснение в письменной форме.

Студент может отказаться давать объяснение – на решение вопроса это все равно не повлияет.

Но в таком случае декан должен затребовать письменный отказ со следующей формулировкой – «отказываюсь дать объяснение по поводу (причина отчисления), студент (ФИО, факультет, специальность, подпись, дата)».

Если получить объяснение от студента в письменной форме невозможно, работники деканата должны не менее чем за две недели до издания приказа об отчислении направить студенту извещение о предстоящем отчислении с требованием в течение 14 дней явиться в деканат для дачи объяснения в письменной форме.

После регистрации в деканате извещение в письменной форме направляется студенту заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в личном деле студента, либо вручается самому студенту в руки или его представителям под расписку.

Неявка студента для дачи письменных объяснений не является препятствием для отчисления – и в этом случае декан в течение 14 дней с момента отправки извещения готовит соответствующий приказ об отчислении студента. И в таком случае по иным основанием, в том числе и по собственному желанию, быть отчисленным уже нельзя.

Датой расторжения договора об обучении студента является дата, указанная в приказе об отчислении. Списки отчисленных студентов вывешиваются на доске объявлений деканата факультета.

Ну, а самому  деканату факультета нужно в  течение 14 дней с момента издания приказа об отчислении уведомить об этом родителей (или законных представителей) студента, отправив им копии приказа об отчислении заказным письмом.

Обратите внимание

Так же в течение двух недель с момента издания приказа об отчислении студента, обучавшегося с оплатой обучения по договору, деканат обязан уведомить об этом плательщика, отправив заказное письмо с приложением копии приказа об отчислении по адресу, указанному в договоре об обучении.

А что же остается студенту? Студенту остается в 10-дневный срок с момента издания приказа об отчислении по любому основанию сдать в деканат студенческий билет, зачетную книжку и оформленный обходной лист. Студенты, проживающие в общежитии, обязаны в течение 10 дней освободить помещение с соответствующей отметкой в обходном листе.

Мне нравится

Источник: https://StudyNote.ru/studgid/pomosch/poryadok_otchisleniya_studenta/

Монологи разочарованных: почему отчисляются московские студенты

Острее всего февральскую депрессию переживают учащиеся институтов, которые по разным причинам прекратили учебу. «Афиша Daily» спросила у 5 студентов, почему они отчислились или ушли в академ, что чувствуют и как планируют действовать дальше

Татьяна

23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году

«Я училась в Российской открытой академии транспорта — подразделении Московского государственного университета путей сообщения.

Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ — поступить было достаточно легко.

Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.

Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график — СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге — полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью.

Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят.

Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.

Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте.

Важно

Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации — так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад — теперь снимаю квартиру.

Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.

Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу.

Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому.

Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома.

Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».

Читайте также:  Самые эффективные методы изучения английского языка: лучшие способы и методики

Зоя

23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья

«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула.

Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии.

Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.

Прошлым летом меня сбила машина в Казани — пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию.

Совет

Моя группа меня очень-очень поддержала — я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение.

Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, — я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ.

Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.

Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет.

На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз.

Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».

Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».

Катя

18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году

«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо — набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад.

Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям.

А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.

Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках.

Обратите внимание

Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили.

Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».

Николай

19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату

«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились.

Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе.

В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.

В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика — выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся.

По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов.

Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость — с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума.

Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.

Еще в апреле я решил уходить из вуза — не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко.

Новости родители восприняли вначале негативно — они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя.

Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».

Иван

21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году

«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ — по математике, физике и русскому языку — и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился.

У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали — отчислили.

С преподавателями свое решение я не обсуждал — это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.

Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт — думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее.

Важно

Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии — ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска — служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии.

Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».

Имена некоторых героев материала изменены.

Есть 280 причин, чтобы следить за всем самым интересным и важным в твиттере «Афиши Daily».

Источник: https://daily.afisha.ru/cities/4466-monologi-razocharovannyh-pochemu-otchislyayutsya-moskovskie-studenty/

Студентам нужна помощь, а не отчисление

Отсев студентов из российских вузов обычно ведут преподаватели, которые заботятся о дисциплине и однородности университетского коллектива. Они отбраковывают молодежь, которая демонстрирует конфликт с нормами академической культуры. Исследование Ивана Груздева, Елены Горбуновой и Исака Фрумина

В России выбытие студента из вуза – не добровольное решение, а принудительный процесс. При этом далеко не всегда учащийся «отсеивается» из-за слабой подготовки.

Иногда проблема в том, что студент не может отказаться от привычного образа жизни и ценностей прежнего социума, в том числе семьи, и усвоить новые – академические нормы.

А университетское сообщество так или иначе отторгает учащихся, которые не принимают общие «правила игры».

Аналитики департамента исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев и Елена Горбунова и научный руководитель Института образования Исак Фрумин в работе «Студенческий отсев в российский вузах: к постановке проблемы» видят выход в том, чтобы помочь студентам социализироваться в вузе и приучить к дисциплине, не прибегая к их отчислению.

Американское «выбытие» versus российская отбраковка

Авторы работы сравнивают типичные картины отсева студентов в США и России.

В США отчисление студента из университета – dropout – выглядит как добровольное решение учащегося. В России окончательный вердикт обычно выносит университет.

В Гарвардском, Стэнфордском и других университетах «первого ряда» так называемый показатель «доживаемости» студентов до окончания учебы достигает 95%. И это вопрос престижа: низкая доля отсева обычно свидетельствует в пользу университета, его привлекательности для молодежи.

При таком подходе выбытие студента, напротив, говорит о системной ошибке института, которую тот всячески старается исправить – с помощью специальных программ адаптации для учащихся, например, системы тьюторства и помощи в ситуациях риска.

В России нет точных данных об уровне отсева, констатируют авторы работы. Его оценки разнятся: ОЭСР приводит цифру – 21% [Education at a Glance, 2010], госстатистика говорит о 10%.

По подсчетам исследователей, московский вуз социально-экономического профиля отсеивает 19,1% студентов, столичный технический вуз – 23,9%, его региональное подразделение – 19,7% принятых учиться.

Совет

Хотя отсев студентов порождает немало рисков не только для них самих, но и для университета, проблема «сортировки» учащихся пока находится еще только в стадии осмысления. Между тем, по мнению исследователей, пора сделать подступы и к ее решению.

Дело в том, что студенты оказываются в дефиците, а также в том, что проблема отсева имеет «экономический подтекст»: от численности учащихся зависит финансирование вуза. Наконец, добавляют Груздев, Горбунова и Фрумин, уровень отсева является одним из важных показателей конкурентоспособности вуза.

Снизить отсев можно за счет уменьшения неуспеваемости

Исследователи приводят те вызовы, которые предполагает факт отсева студентов из вузов.

Для учащихся уход из вуза может означать серьезное изменение жизненной стратегии: он может поменять институт (в пользу более слабого, например, что вряд ли хорошо) или устроиться на работу. Впрочем, не исключен вариант, когда студент спустя какое-то время восстанавливается в своем вузе.

Для университетов. Государственное финансирование вузов теперь основывается на реальной численности студентов. Поэтому отсев учащихся приводит к снижению ассигнований и сокращению штата преподавателей. Это удар по конкурентоспособности университета.

Для общества, экономики, государства. Количество студентов ощутимо уменьшилось из-за демографической ямы 1990-х годов, в ряде вузов есть недобор на бюджетные места. Теперь университеты конкурируют за абитуриентов.

Иногда такая политика приводит к тому, что вузы набирают слабый контингент, лишь бы получить финансирование. В итоге возрастает доля некомпетентных выпускников, что подрывает идею подготовки конкурентоспособных кадров для экономики.

График. Студенты – дефицитный ресурс

Источник: полный текст презентации «Студенческий отсев в российский вузах: к постановке проблемы» 

Таким образом, излишний отсев студентов заключает в себе опасность, но и без отсева не обойтись. Авторы работы убеждены, что «удержать студентов, не сокращая отсев административными методами, можно за счет снижения доли неуспевающих студентов».

Они уточняют, что, по данным статистики, более половины отчислений происходят из-за академической неуспеваемости.

Читайте также:  Характеристика методов обучения: характеристика практических методов обучения, характеристика наглядных методов обучения

Отчисленные часто возвращаются к учебе

Пилотные исследования, проведенные коллективом авторов в 2011 году в одном из научно-исследовательских университетов Москвы (были опрошены 194 студента разных факультетов), позволили сделать ряд предположений о характерных чертах студенческих отчислений в российских вузах.

Во-первых, в случае с отсевом речь шла, скорее, о приостановке обучения – паузе, чем о полном разрыве с вузовским образованием. Оказалось, что из отчисленных студентов 74% на момент опроса продолжали обучение в вузе. Из них 40% вернулись в almamater, а 34% учились в другом вузе.

Таблица. Как исследовать отсев студентов? Траектория отчисления из бакалавриата/специалитета

Источник: полный текст презентации «Студенческий отсев в российский вузах: к постановке проблемы» 

Из тех 26%, которые на момент опроса не обучались в университете, 10% уже получили диплом о высшем образовании. Не получили диплом 16%, из них 12% планируют вернуться к учебе. Таким образом, по подсчетам экспертов, лишь 4% учащихся по-настоящему выпали из университетской системы – не вернулись к обучению и не планируют сделать это.

Во-вторых, отмечают исследователи, переход в другой вуз затруднен для выбывших тем сильней, чем ниже статус университета, из которого отчислили. Студентам, отсеявшимся из научно-исследовательских университетов, без особого труда можно восстановиться в более слабых вузах.

В-третьих, студенты рассматривают отчисление как принудительное по отношению к ним действие. Учащиеся считают, что им было предоставлено недостаточно шансов удержаться в университете. По их мнению, они пытались сохранить свой статус, но их исключили из-за несоответствия формальным правилам вуза.

Отбраковываются «чужие среди своих»

«Стилистические расхождения» с университетом, «чужеродность» оказываются одной из существенных причин отсева, отмечают авторы работы. А так как однородность университетской среды во многом поддерживают преподаватели, то они нередко выступают центральными персонажами сюжета «сортировки» учащихся.

По сути, это процесс саморегулирования системы, отметающей все, что не соответствует корпоративной – в данном случае академической – культуре. «Преподаватели, воспроизводящие нормы профессии или университета, посредством неудовлетворительных оценок и других дисциплинарных инструментов исключают студентов, не соответствующих этим нормам», – уточняют исследователи.

Таким образом, получается, что педагоги «осуществляют первичный контроль и формируют для студентов барьер на вход в профессию».

Кстати, в ходе недавнего исследования [Груздев И. А. Роль преподавателей в отсеве студентов: эмпирическое исследование на примере четырёх российских вузов // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 2. С. 45-58.] было показано, что существуют различные роли преподавателей, предписывающие разное поведение в отношении контроля знаний студентов и их отсева.

Нужно дисциплинировать без отчисления

«В ситуации, когда вузы, с одной стороны, не заинтересованы в высоком отсеве, а с другой – должны удерживать определенное качество подготовки профессиональных кадров, возникает потребность в обоснованных представлениях о причинах и механизмах отчисления студентов», – подчеркивают Груздев, Горбунова и Фрумин.

В российских условиях, с принудительным отчислением студентов и работой преподавателей по сохранению академической культуры, главный акцент в регулировании отсева смещается с интеграции студентов в академическую среду на совершенствование критериев оценивания учащихся.

Другое направление работы – создание таких форм дисциплинирования студентов, которые не предполагали бы их отчисления.

См. также:

Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Рейтинг вузов должен быть «компасом» для абитуриентов
Груздев И. А.

Обратите внимание

Роль преподавателей в отсеве студентов: эмпирическое исследование на примере четырёх российских вузов // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 2. С. 45-58.
Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д.

 Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67-81.

Полный текст презентации «Студенческий отсев в российский вузах: к постановке проблемы»

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 13 декабря, 2013 г.Образование вузы образование

Подпишись на IQ.HSE<\p>

Источник: https://iq.hse.ru/1619371.html

Отчислять или не отчислять: болезненный вопрос вузовского образования

Моя последняя статья с критикой студентов стала неожиданно популярной. Помимо множества полученных откликов и критических замечаний, с удивлением обнаружил обсуждение этой статьи на форуме студентов МГУ. Поэтому решил продолжить тему взглядов преподавателя на учебные проблемы студентов.

Кнут и пряник

Метод кнута и пряника – древний и очень работоспособный способ заставить студентов учиться. Отличники получают стипендию, студенты, имеющие более трёх долгов, отчисляются.

Такая система работала в нашем университете до недавнего времени и давала свои результаты.

Когда студентом был я, из первоначального набора в 50 человек до выпуска добралось лишь 19, однако абсолютное большинство выпускников знали хотя бы минимум изученной программы.

Пряник слаще, кнут на гвоздь

Сейчас подход изменился. Пряник стал более «сладким», поскольку помимо повышенных стипендий за отличную учёбу, появился ряд других материальных поощрений за активную научную иди внеучебную работу.

В результате интересующийся трудолюбивый студент имеет возможность получать до 20000 рублей в месяц – очень неплохая мотивация хорошенько потрудиться.

Однако, наряду с расширением мер поощрений, кнут фактически исчез.

Раньше студенты хорошо знали, что при наличии непозволительного количества долгов, они буду отчислены.

Важно

Сейчас подушевое финансирование вузов привело к тому, что мы стараемся максимально долго держать студентов, которые переходят с курса на курс, накапливая солидный багаж долгов.

К 4 курсу складывается интересная ситуация: в некоторых случаях списочный состав студентов превышает реальный в два и более раза! Некоторые студенты не хотят учиться, посещают от силы 1 занятие из 10, не сдают сессию, но числятся в группе. Парадокс!

Проблема должников

Каждый из подходов имеет право на существование. Жёсткий кнут в виде отчислений за долго вынуждает студентов хотя бы пытаться сдавать сессию и посещать минимум занятий.

Конечно, меры принуждения не могут привить любовь к учёбе, но заставить усвоить часть материала могут. Однако здесь есть и минус.

Порой, давление на студентов, которые по разным причинам на конец сессии имели большое количество долгов, было такой силы, что у некоторых случался нервный срыв.

Фактическое отсутствие механизма отчисления с одной стороны позволяет студенту сдавать долги в удобное для себя время. Однако большинство должников злоупотребляют системой и наглым образом забивают на учёбу, прекрасно понимая, что отчисления они не дождутся.

Отчислять или не отчислять?

Какая же система более адекватна. На мой взгляд, оба описанных подхода представляют собой две крайности, каждая из которых хранит в себе большое количество подводных камней. Возможно, имеет смысл выработать комбинацию двух систем.

С одной стороны механизм отчисления должен в обязательном порядке присутствовать – не вижу смысла держать тех, кто «забил» на учёбу.

Совет

С другой стороны, возможно, стоит рассмотреть варианты смягчения условий отчисления, для снижения психологической и умственной нагрузки на студентов под конец каждой сессии.

Жду ваших идей!

Конечно же, я с удовольствием готов обсудить эту болезненную тематику. И очень надеюсь, что когда-нибудь мы дорастём до такого уровня заинтересованности, что сами студенты будут предлагать идеи, которые сделают их обучение максимально комфортным. Или проще плыть по течению?

Комментарий Михаила Дианова:

Комментарий Владимира Максименко:

Комментарий Александра Ниолаевича Тихомирова:

Комментарий Нины Константиновны Поповой:

Источник: https://blog.akorablev.ru/expelled-or-not-problem.html

Почему первая сессия может стать последней? Три типичные ошибки первокурсников

По статистике, именно первая сессия наиболее богата на отчисления. Около 20% первокурсников вынуждены покинуть вуз уже после первого семестра. Причина – неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки, а экзамены в вузе – не школьная контрольная.

Система контроля за посещениями и результатами работы в течение семестра в вузе  менее жесткая, чем в школе.

При этом не каждый первокурсник обладает перспективным мышлением, не каждый готов к ответственности взрослого человека за использование (и разбазаривание) своего времени.

Отсутствие «учительской розги» рождает соблазн использовать «свободное время» для личных дел, а наверстать перед сессией.

Мы попытались выделить типичные ошибки первокурсников: надежду на учебник, списанные лекции и традиционное «за ночь все успею».

 Почему не хватает учебника

Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!

Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций.

Обратите внимание

Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще).

На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.

Надо ли переписывать лекции?

Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!

Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».

Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем.

В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали.

На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…

В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.

Китайский за ночь

Сессия как нельзя лучше оправдывает цитату Рабле:

Тем студентам, кто в течение семестра не выполнил необходимый объем самостоятельной работы, и особенно тем, кто бодро прогуливал семинары, «надышаться перед сессией» будет непросто. Вы уверены, что за три дня сможете прочитать огромный комплекс рекомендованной литературы? И не просто прочитать, но осознать, проанализировать, сравнить позиции авторов, выработать собственное мнение?

Читайте также:  Оформление титульного листа презентации: требования и правила, образец, как должен выглядеть, правила

Кроме того, в последние дни декабря студент чаще всего сталкивается с такой проблемой: единственная на всю библиотеку книга, оказывается, нужна не только ему! А в интернете её почему-то нет (увы, пока во всемирной паутине успели запутаться далеко не все учебники). Ксерокс, как говорится, наш спаситель, но ведь ещё надо успеть всё это прочесть…

Что же посоветовать первокурснику, который не желает попасть в 20% отчисленных после первой же сессии? Об этом читайте в следующем посте нашего блога!

Источник: https://studlance.ru/blog/tri-tipichnye-oshibki-pervokursnikov

Причины за которые студента могут отчислить

Опубликовано 03/09/2018

При поступлении в вуз каждый студент подсознательно боится отчисления. В жизни есть множество ситуаций, когда вы «висите на волоске» и отчисление может подкрасться к вам неожиданно.

При этом вы будете на 100% уверены, что ничего такого не совершили, и эта беда случилась с вами не заслуженно. После отчисления очень трудно начинать жить заново.

Потерянные годы обучения вы уже не вернете, и вам придется заново проходить «семь кругов ада» поступления.

https://www.youtube.com/watch?v=_3YV2kOIRb0

Чтобы по максимум обезопасить себя от подобных казусов, давайте разберемся, какие существуют причины отчисления студента.

Уважительные причины

Итак, первой уважительной причиной отчисления может стать добровольная воля студента. Да, это тоже отчисление, но происходит оно по заявлению самого студента. Заставить написать вас такое заявление никто не может. Вы можете принять это решение только сами.

Причин для этого может быть сколько угодно – вам не нравится учиться, у вас так сложились семейные обстоятельства, вы устали и так далее. При этом вы ничего не должны будете своему вузу.

То есть, вам не нужно будет сдавать экзамены, приносить какие либо документы, кроме своего заявления.

Важно

Вторая причина – призыв в армию. Как вы понимаете, это касается только молодых людей, которые не были призваны до своего обучения, и которые учатся по заочной системе. Если мужчина обучается очно, то призвать его в армию никто не может.

Нужно будет дождаться, пока он получит образование, а только потом он пойдет в армию. Также следует обратить внимание, что если вы поступаете на военную кафедру, то обучение пойдет в срок службу в армию, и вы сможете спокойно доучиться.

Третья причина – медицинские показания. Есть определенная группа студентов, которые по причинам здоровья принимают решение больше не учиться.

При этом есть множество обходных путей, чтобы все-таки продолжить учиться.

Например, если эта причина будет обоснованно подкреплена медицинским заключением, и вы предоставите его в вуз, то вам дадут возможность доучиться, когда вы поправите свое здоровье.

Неуважительные причины отчисления из университета

Как не странно, но многие студенты сознательно делают такие шаги, которые становятся причиной для отчисления из вуза. Этому может быть множество обоснований. Давайте разберемся, какие причины отчислений бывают в современном мире.

Самая распространенная причина отчисления – несдача сессии.

На самом деле в России огромное количество студентов, которые мечтали поступить в вуз, не спали ночами, чтобы подготовиться к экзаменам, просиживали над книгами и в интернете, чтобы получить максимум полезной информации.

Но когда они все же поступают учиться, они считают, что основная часть работы уже сделана и можно уже не стараться. Особенно это касается тех, кто учится за деньги. Такие студенты считают, что если они поступили учиться платно, то никакие отчисления им не грозят.

Советуем опуститься на землю таким студентам. На самом деле, если плохо учитесь, проваливаете экзамены и зачеты, то вас беспрекословно отчислят. Конечно, большинство вузов идут навстречу и дают отсрочки для сдачи. Но если ситуация плачевна и студент исправлять ее не хочет, то никакие отсрочки его не спасут.

Итак, подведем итог, за что могут отчислить нерадивых студентов:

Неуспеваемость. Речь идет о том, что студент получил неудовлетворительные оценки на экзаменах и зачетах и не поспешил их исправить. Также речь о том, что студент попросту не приходил на сдачу одного или нескольких экзаменов. За это его в любом случае отчислят. Прогулы. Мало просто не сдать экзамены.

Если вы не посещаете занятия, то вас также могут отчислить. Делается это просто. Если преподаватель заметит, что вы не являетесь на занятия, то он пишет заявление в деканат с просьбой вас отчислить.

Конечно, если вы предоставите уважительную причину, в письменном виде, почему вы не посещали занятия, то решение может быть изменено. Нарушение внутреннего распорядка, порча имущества, дебоширство. Есть масса примеров нарушения внутреннего распорядка вуза.

Совет

Например, когда студент явился на занятие в нетрезвом виде, либо постоянно курил в неположенном месте даже после нескольких предупреждений. Если систематически нарушать прописные правила, то отчисление придет незамедлительно.

Пропуск выхода из академического отпуска. Случались ситуации, когда студент брал академ, но в назначенное время не поспешил восстановиться в вузе. По этой причине его также отчислят.

В каждом вузе есть нормативная база по отчислениям. Советуем вас с ней ознакомиться, чтобы быть застрахованным от неприятностей.

Источник: http://StudUslugi.ru/publishing/prichinyi_za_kotoryie_studenta_mogut_otchislit

Отчислили из ВУЗа – что делать дальше?

Отчислили из ВУЗа – что делать дальше?

Если это не произошло по собственному желанию, то отчисление из ВУЗа для студента является настоящей катастрофой. На самом деле случаев добровольного ухода студентов из высших заведений достаточно мало. Обычно отчисляют студентов из академий, университетов и институтов за проступки с его стороны. Причиной для отчисления студента из ВУЗа Кургана может стать:

  • его неуспеваемость по трем и более учебным дисциплинам, если задолженность не ликвидирована в определенные сроки;
  • без уважительной причины не прохождение итоговой аттестации;
  • большое количество пропусков занятий без уважительных причин (от 30 дней в учебном году);
  • не оплаченное обучение в предусмотренные сроки;
  • невыполнение студентом систематически каких-либо обязательств.

Таким образом, причин для отчисления из ВУЗа достаточно много. И на практике эти причины встречаются очень часто. Например, только в 2010-2011 учебном году из курганских ВУЗов было отчислено порядка 15 тыс. студентов со всех форм обучения.

Из общего числа студентов 1641 человек были отчислены из университетов Кургана – с дневной формы обучения 837 человек и с заочной формы обучения 804 человека. За последние годы довольно много студентов, в том числе и первокурсников, отчисляются из ВУЗов Кургана.

Большая часть студентов отчисляется по причине неуспеваемости. К таким студентам относятся обычно те студенты ВУЗов, которые при поступлении имели низкие проходные баллы. Случались ситуации, когда абитуриент становился студентом, имея всего 1, 2, или 3 балла.

Такие абитуриенты зачислялись в учебное заведение, но по уровню своей подготовки не могли обучаться и по итогам 1 или 2 семестра таких студентов отчисляли.

Что делать дальше, если Вас всё-таки отчислили из ВУЗа? В такой ситуации возможны несколько вариантов. Во-первых, можно попытаться восстановиться в том же учебном заведении, из которого Вы были отчислены.

В том случае, если раньше не было каких-либо временных ограничений, то в настоящее время, с момента принятия новейшего Кодекса об образовании, воспользоваться правом на восстановление можно только в течение трех лет со дня отчисления. По окончании этого срока придется поступать на общих основаниях.

Это нововведение не стало неожиданностью лишь для курсантов «силовых» ВУЗов и слушателей военных факультетов гражданских высших учебных заведений. Они раньше могли восстанавливаться не раньше, чем через десять месяцев после отчисления и не позднее трех лет.

Обратите внимание

Во-вторых, если же продолжать обучение хочется, но к бросившему Вас учебному заведению не лежит душа, то стоит попробовать свои силы в другом учебном заведении. А можно и вообще отправиться в свободный полет: есть немало примеров, когда люди, не имеющие высшего образования, добивались больших успехов, а специалисты с дипломами высшего образования оставались всю жизнь низкоквалифицированными работниками.

Подробные советы тем, кто был отчислен из ВУЗа:

1.      Идти учиться в другой  ВУЗ

 Студентам, которые были отчислены, следует попробовать устроиться на учебу в другое учебное заведение. Причем некоторые ВУЗы новых студентов принимают не только летом, но и вначале второго семестра после окончания зимней сессии.

 Но тут есть одно условие: все предыдущие сессии должны быть сданы полностью. Однако если у Вас есть академическая справка или учебные программы полностью совпадают, то можно перевестись даже с задолженностями.

 «Мне хотелось перевестись в собственном университете на другой факультет, но оказалось, что там большая разница в изучаемых предметах – говорит студентка Елена. – Мне пришлось уйти в другой ВУЗ Кургана, который был рангом ниже, однако туда меня приняли без излишних заморочек на платное отделение. Мне не пришлось терять год – и все довольны».

 Вполне вероятно, что Вам всё-таки придется заново пройти программу курса, с которого Вы были отчислены. В этом случает плюс всего один: поменяйте университет на более престижный, хоть и придется при этом потратить время.

 2.      Пройти кратковременные курсы

 Если не получается восстановиться в ВУЗе, то освободившееся время можно потратить на курсы. Такие образовательные программы обычно платные, но, потратив свои средства, Вы можете получить неплохое образование, возможно, по совсем другой специальности.

 Можно заняться тем, что улучшить свои знания по тем предметам, из-за которых Вы были отчислены. Занятия с репетиторами из ВУЗов стоят порядка 1000 рублей за академический час. Улучшив свои познания в определенном предмете, Вы сможете легко сдать его в следующий раз.

 3.      Начать работать

 Отчисление из ВУЗа часто сопровождается финансовыми проблемами: студенту приходится переходить на самообеспечение, так как родители отказывают в финансовой поддержке нерадивому студенту.

 Вы можете попробовать найти работу и начать с самого низкого уровня в карьере. Однако, такие вакансии наиболее привлекательны в крупных компаниях, где у Вас есть возможность закрепиться и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Важно

 Когда в следующем году у Вас будет возможность восстановиться в университете, то при хорошем стечении обстоятельств можно подумать и о заочном отделении, чтобы совмещать учебу в Кургане с работой.

Источник: http://ucheba45.ru/articles/article-82.html

Ссылка на основную публикацию