Результаты творческих проектов: общая оценка и критерии ее выставления

Оценка творческого проекта и работы | Творческие проекты и работы учащихся

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но и как оценка творческой (проектной) работы имеет большое воспитательное значение.

Рассмотрим и выделим основные критерии оценки проекта по технологии и рекомендации по защите творческого проекта.

Рассмотрим подробно оценку выполнения проекта, эффективности и результатов творческого проекта по технологии, его итоговую оценку при защите в школе.

Если работа по проекту выполняется на занятиях в рамках учебной программы, то на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.

Обратите внимание

Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки согласно критериям оценки творческого проекта в зачетный лист (по оценке в неделю), а к защите творческой работы выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Основные критерии оценки творческого проекта по технологии для учащихся в школе приведены в качестве примера и образца, представляем их ниже.

Оценка творческого проекта

Общая оценка проекта является среднеарифметической четырех оценок:

  • за текущую работу;
  • за изделие;
  • за пояснительную записку;
  • за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на грамотность оформления, на оформление титульного листа творческого проекта, на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии оценки проекта

Отлично” выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны.

Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

Хорошо” выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.

Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

Удовлетворительно” выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Код ссылки на страницу “Оценка творческой работы“:

Код ссылки на форум:

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник: http://tvorcheskie-proekty.ru/node/78

Методическая разработка по теме: примерные критерии оценки проекта учащегося

Примерные критерии оценки проекта учащихся в соответствии с ПООП составлены учителем математики МОУ Волосатовской СОШ Селивановского района Владимирской области ПИмкиной Верой Ивановной (ссылка на автора обязательна).

(Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО,2011)

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1.

 Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

Важно

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.

 Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[1].

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Совет

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.

При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов.

При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.

Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ

(составлен с учетом ПООП ОУ. ФГОС, 2011)

Критерий Уровень сформированности навыков проектной деятельности Кол-во баллов Полученный результат в баллах
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Базовый – Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. 1
Повышенный – Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы 2
Повышенный высокий – Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить,   формулировать выводы, обосновывать,  реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать. 3
Знание предмета Базовый – Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. 1
Повышенный – Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий. 2
Повышенный высокий – Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. 3
Читайте также:  Как написать доклад к дипломной работе: пример, правила
Регулятивные действия Базовый – Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. 1
Повышенный – Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. 2
Повышенный высокий – Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно 3
Коммуникация Базовый – Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы 1
Повышенный – Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. 2
Повышенный высокий – Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой  интерес. Автор свободно  и аргументировано отвечает на вопросы. 3
Критерии выставления отметки Итоговая отметка
отметка удовлетворительно хорошо отлично Пимкина В.И.
Подпись учителя Расшифровка
[1] Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учётом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учётом предметной направленности осуществляемых проектов.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/16/primernye-kriterii-otsenki-proekta

Критерии оценки творческих работ учащихся Критерии оценки творческих работ учащихся. – презентация

1 Критерии оценки творческих работ учащихся Критерии оценки творческих работ учащихся<\p>

2 Работа (проект, исследование) без критериев оценки напоминает стрельбу с завязанными глазами Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Всякая оценка предполагает измерение того что есть и его сравнение с тем, что должно быть или тем, что предполагалось. В работе оценка связана с достижением цели и критериями успешности.<\p>

3 Составляющие успешной работы Содержание Оформление Выступление<\p>

4 В работе оценка связана с достижением цели и критериями успешности. 1. Определить список возможных критериев оценки 2. Определить вес каждого критерия в рамках данной работы 3. Определить максимальное количество баллов, возможных по каждому из критериев. 4. Определить за что в рамках каждого критерия может быть снижена оценка 5. Оформить четкую оценочную таблицу для каждого критерия 6. Подсчитать максимальное количество баллов, которое можно поставить за задание.<\p>

Обратите внимание

5 Общие подходы к оценке творческих работ учащихся Исследовательский характер работы. Новизна исследования, эвристичность. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов. Грамотность и логичность изложения.<\p>

6 Список критериев оценки по содержанию : фактическая информация достаточна факты достоверны идеи полностью описаны и раскрыты система доказательств полная и достаточная в работе содержится не менее трех умозаключений умозаключения основаны на собственных исследованиях присутствуют все этапы исследования проекта изменение порядка этапов обусловлено логикой работы<\p>

7 Список критериев оценки По качеству информации : найдено достаточное количество фактов для анализа источники информации не вызывают подозрений в недостоверности присутствуют ссылки на все источники информации не нарушено авторское право при цитировании и копировании библиография достаточная и верно оформлена<\p>

8 Список критериев оценки Общие параметры оценивания финальной работы: глубина понимания вопроса; полнота освещения; логичность изложения; оригинальность изложения; интересные художественные решения; оформление текстовой информации; культура речи<\p>

9 Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых собственно и осуществляется оценивание Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых собственно и осуществляется оценивание, учителю необходимо разработать самостоятельно, а иногда и совместно с учениками. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о “правилах игры”, то есть содержат перечень признаков, по которым на защите будут оцениваться результаты ученических работ. Разработка критериев оценивания Разработка критериев оценивания – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного процесса. Разобраться в технологиях создания критериев оценивания будет проще, если конкретно обозначить, что нужно учитывать, вырабатывая критерии оценивания.<\p>

10 ВО-ПЕРВЫХ Принципы оценивания ученических работ : Важность– оценивание только самых важных ожидаемых результатов; Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях; Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям; Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.<\p>

11 ВО-ВТОРЫХ, критерии оценивания должны стать для учеников надёжной руководящей опорой для обеспечения действительной реализации целей работы. Это произойдет только тогда, когда: критерии оценивания будут разрабатываться после выбора цели работы; критерии оценивания будут заранее известны ученикам; критерии оценивания будут максимально поддерживающими, стимулирующими полную (разностороннюю) работу по теме проекта; критерии оценивания будут поощрять творчество детей (к сожалению, часто критерии имеют « вычитательный »характер, то есть всегда указывается, за что можно потерять баллы, но крайне редко учитывается, за что можно получить дополнительные баллы); критериев будет достаточно много, «чтобы никто не застрял «около нуля»; Корректно оформленные критерии оценивания могут предъявляться в устной форме, записываться на доске, на бумаге или выводиться при помощи мультимедийного проектора на экран.<\p>

12 В-третьих, одни и те же критерии не должны использоваться для работ разного типа, поэтому для удобства предлагается следующая классификация работ: Классификация творческих работ учащихся Классификация творческих работ учащихся Проблемно – реферативные Информационно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские /проектные<\p>

13 Проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы Информационно-реферативные самостоятельная работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно- поисковый характер. Реферат должен являться теоретическим исследованием, осуществляемым на основе обзора и анализа научных источников по выбранной проблематике.<\p>

14 Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий Натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования<\p>

Важно

15 Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. В исследовательской работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы. Проектная Проектная представляет собой воссоздание материально- технической среды (макет, проект, плакат и пр.). Макет может быть сделан с помощью различных художественных средств и природных материалов (пластилин, глина, древесина, пластмасса, картон и пр.). Проект сопровождается описанием проделанной работы с пояснением о специфике влияния на человека воссозданных или спроектированных моделей материально-технической среды.<\p>

16 В-четвертых В-четвертых, критерии оценивания должны учитывать возраст учеников. В-пятых В-пятых, оценивается не сам ученик, а только его деятельность. А одним из компонентов деятельности является самооценка. Значит, должны быть критерии, при помощи которых учащиеся смогут дать себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов.<\p>

17 Главная цель, которую ставит перед собой учитель, разрабатывающий критерии оценивания, – показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе. Для этого процедура оценивания должна быть организована так, чтобы ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает; ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней; ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.<\p>

18 Критерии оценивания выполнения ученической работы Критерии Высокийсредний Низкий уровень Актуальность выбранной темы В работе обоснована актуальность выбранной темы, её практическая значимость. В основном актуальность темы и проблемы определены. Слабо обозначена актуальность темы и не обозначены проблемы работы. Структура выполненной работы Имеется чёткая структура работы, которая соответствует целям и задачам, поставленным в работе. Названия параграфов соответствует содержанию работы В структуре работы имеются небольшие рассогласования в названиях параграфов и содержания. Не корректно сформулированы названия параграфов. Плохо прослеживается структура работы, не выделены параграфы, не составлено содержание Степень разработки методологического аппарата В работе определены объект и предмет исследования, поставлены цель работы и определены задачи, выдвинута гипотеза, предложены методы исследования. Не разделены объект и предмет исследования, имеются отдельные рассогласования в задачах и целях работы. В работе не определены объект и предмет исследования, не сформулирована гипотеза, практически не определены цели и задачи работы. Оформление работы Работа оформлена по всем правилам, имеются ссылки на литературу, представлены таблицы, графики, схемы, нет грамматических ошибок. Имеются нарушения в оформлении работы. Не везде есть ссылки на литературу, имеются грамматические ошибки. Отсутствуют ссылки на литературу, имеются грамматические ошибки, некорректно оформлены заголовки.<\p>

19 Степень самостоятельности при выполнении работы Стиль изложения в работе соответствует возрасту ученика, материал переработан и скомпонован самостоятельно, имеется табличный, графический материал, иллюстрирующий процесс проведения исследования. В работе заметна собственная позиция автора. В работе имеются как фрагменты самостоятельной работы учащегося (таблицы, графики, выводы), так и не переработанные фрагменты текста первоисточников. Не всегда просматривается авторская позиция. Стиль изложения не соответствует возрасту ученика, заметны большие объемы материала, взятые из первоисточников без существенной переработки, слабо представлена авторская позиция. Обоснованность практической части исследования Определены методы исследования, имеется техническая возможность проведения опытов, проведены запланированные эксперименты и сделаны выводы по результатам опытов. Определены методы исследования, но часть экспериментов не проведена из-за слабого технического оснащения эксперимента, неполные выводы. Методы исследования не проработаны, эксперимент практически не проводился, отсутствуют выводы по практической части работы. Оформление выводов и заключения работы Выводы по каждому параграфу представлены, являются самостоятельными, в заключение указана степень подтверждения гипотезы, также дальнейшая перспектива работы над обозначенной проблемой. Выводы и заключение практически обоснованы. Учеником сделаны не все выводы, которые предполагает материал работы. Не прослеживается перспектива дальнейшей работы. Выводы и заключение работы обоснованы не чётко. Степень подтверждения гипотезы не обозначена. Проявляется заметная несамостоятельность выводов. Нет перспективы дальнейшей работы.<\p>

20 Владение научным стилем письменной речи Ученик достаточно хорошо использует научную терминологию на уровне понимания исследуемой проблемы. Отсутствует материал, который по сложности превосходит возможность его восприятия учеником. Имеются отдельные нарушения при использовании научной терминологии (наличие непонятных терминов, некорректное упрощение научных терминов и понятий) Стиль передачи материала излишне упрощён или страдает избытком непонятных ученику научных терминов и фраз. Объём работы Выдержан объём работы и соотношения между основными частями работы. Работа по объёму меньше или больше рекомендуемого для данного вида работ. Не выдержаны соотношения между частями работы, отсутствует или введение, или заключение. Оформление библиографического списка Список литературы представлен в алфавитном порядке, имеются полные выходные данные источника с указанием страниц. Приведённый список литературы указывает на хорошую проработанность проблемы. Имеются отдельные незначительные нарушения в оформлении библиографического списка Не правильно оформлен список литературы (нарушение алфавитного порядка, отсутствуют полные выходные данные источника, не указано количество страниц и т.п.)<\p>

21 Уровень защиты Ученик хорошо раскрыл тему своего исследования, грамотно ответил на заданные ему вопросы, продемонстрировал хорошее владение материалом, знание сопряжённого с темой исследования материала из курса математики, биологии, химии и т.п. Ученик хорошо раскрыл тему своего исследования, не совсем удачно ответил на вопросы, не продемонстрировал хорошие знания сопряжённого с темой исследования предметного материала Ученик слабо раскрыл тему своего исследования, не удачно отвечал на вопросы, не владеет сопряжённым теме исследования предметным материалом (из курса химии, математики, биологии и т.п.) Умение вести диалог, участвовать в дискуссии Ученик показал свои умения вести дискуссию, участвовать в обсуждении работы, отстаивать свою позицию, воспринимать критику Ученик принимал участие в дискуссии, не во всех случаях смог отстоять свою точку зрения, не всегда владел собой при критических замечаниях по работе Ученик не участвовал в дискуссии, не смог отстоять свою точку зрения, не всегда владел собой при критических замечаниях по работе<\p>

22 Критерии оценки доклада критерииоценка 1. Качество доклада.1-доклад зачитывает; 2-доклад рассказывает, но не объясняет суть работы; 3-доклад четко выстроен;4-докладчик владеет иллюстративным материалом;5-доклад производит хорошее впечатление 2. Качество ответов на вопросы. 1-не может четко ответить на вопросы; 2-не может ответить на большинство вопросов;3-отвечает на большинство вопросов 4. Использование знаний вне школьной программы 1-в работе использованы знания школьной программы; 2- при выполнении работы интересы школьника вышли за рамки школьной программы 5. Степень новизны полученных результатов 1-в работе доказан уже установленный факт;. 2-в работе получены новые данные 6. Качество исследования 1-результаты работы могут быть доложены на школьной конференции; 2- результаты работы могут быть доложены на районной, областной конференции в связи с доказательством нового положения; 3-результаты уникальны и могут быть опубликованы в научной печати 7. Практическая значимость 1-работа может быть использована в учебных целях; 2-работа уже используется в своем ОУ; 3-работа используется в нескольких ОУ; 4-работа внедряется в неучебной организации 8. Структура работы: введение, постановка задачи, решение, выводы 1-в работе плохо просматривается структура; 2-в работе отсутствует один или несколько разделов; 3-работа структурирована, прекрасно оформлена 9. Оригинальность подхода 1-традиционная тематика; 2-работа строится вокруг новых идей; 3-в работе доказываются новые идеи 10 владение автором научным аппаратом 1-автор владеет базовым аппаратом; 2-использованы общенаучные и специальные термины;3-показано владение специальным аппаратом<\p>

23 Критерии оценки проекта<\p>

24 Таким образом при оценке успешности обучающегося в работе (проекте или исследовании )необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.<\p>

25 Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. который надо зажечь. Б.Паскаль Б.Паскаль<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/899382/

Страна образования | Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся

Автор: Курочкина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ” Школа № 5 города Белогорск
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Докклад
Тема: Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: начальное образование

Назад

Мой доклад

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности

учащихся

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира. Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно.

Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной творческой деятельности. Одним из способов развития детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности.

Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: во время уроков со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов.

Совет

В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода. Речь пойдёт о критериях оценки и контроле результатов проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с

(слайд1)

современными подходами, должен быть диагностичным. Вначале необходимо определить, что и как оценивать.

(слайд 2)

Проектная деятельность учащихся — высокомотивированная

самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность,

ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под

руководством учителя.

В процессе неё у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности. Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в 3 классе. Ребята занимались еще по старой программе. В начале учебного года мы выбирали темы для проектов, собирали информацию. Работа кипела весь учебный год.

Мы вместе учились создавать презентации. Итогом этой работы стали выступления моих учеников в 4 классе на школьной научно- практической конференции, а затем и на городской. С новым набором первоклашек началась более плотная работа над проектами. Большую помощь в этой работе оказывали родители ребят: помогали с выбором названия проекта, сборе материалов, оказывали помощь в оформлении работ.

Большинство детей относились к делу серьезно, презентовали свои материалы в виде рисунков, стен газет, фотографий, игр, загадок, ребусов, поделок книжек-малышек и т.д. Это говорит о том, что в моём классе учатся любознательные, заинтересованные ученики и их родители. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми.

Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Со времени работы у ребят получались все удачнее и интереснее. В конце учебного года был подведен итог выполненных работ. Первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Но они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования.

Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него, является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Обратите внимание

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать

: (слайд 3)

 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;  степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;  количество новой информации, использованной для выполнения проекта;  степень осмысления использованной информации;  уровень сложности и степень владения использованными методиками;  оригинальность идеи, способа решения проблемы;  осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;  уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;  владение рефлексией;  творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; – социальное и прикладное значение полученных результатов. В качестве критериев могут быть использованы также показатели

(слайд4)

-полнота и разносторонность в раскрытии темы; -доказательность гипотез; -качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации); -самостоятельность выполнения, суждений, -элемент исследования и новизны результата; -уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения). -степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества. Критерии могут быть заданы учителем, выбраны в совместном обсуждении с классом, разработаны экспертной комиссией (жюри) , учителей, родителей. Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых, зачтено – не зачтено, содержательное рецензировании

. ( слайд 5)

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.

Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, которые мы собираем в портфолио.

(слайд 6)

Сейчас у меня 2 класс. Работа над проектами продолжается. Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратите внимание на бланк №1

(слайд7)

Критерии оценки проекта (2 класс)

№ пп Критерии оценки Баллы 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):  Формат А4  Название  Автор  Наличие картинки (рисунка)  Аккуратность 2. Критерии оценки содержания проекта (4 балла):  Соответствие теме проекта  Наличие оригинальных находок  Полнота  Логичное изложение материала 3. Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):  Грамматическая правильности речи  Степень владения материалом  Эмоциональность в представлении Итого: 12-14 баллов – “5” 9-11 баллов – “4” 6-8 баллов – “3” Итоговая отметка: В 3-м -4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Критерии так же усложняются. Посмотрите бланк № 2. Эти критерии я буду использовать при оценивании проектов ребят в 3-4 классах.

Бланк № 2

Критерии оценивания проектов

3-4 класс

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель не сформулирована 0 Цель определена, но план ее достижения отсутствует 1 Цель определена, дан краткий план ее достижения 2 Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта

Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность

их использования

Использована неподходящая информация 0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к

работе

Важно

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0 Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует 0 В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении 1 Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Критерий 6. Качество проведения презентации

Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3

Критерий 7. Качество проектного продукта

Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Критерии выставления отметки

баллы

0-14 15-18 19-21

отметка

«3» «4» «5» В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 3-4- х классов чаще всего используют мультимедийные презентации Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.

Бланк №3

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

пп

Критерии оценки

Баллы

1. Критерии оценки презентации (5 баллов):  Объем презентации (5 слайдов)  Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)  Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)  Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)  Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов) 2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):  Соответствие между темой и содержанием  Актуальность, новизна  Информативная насыщенность проекта  Наличие оригинальных находок, собственных суждений  Логичное изложение материала 3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):  Точное следование регламенту (2-3 мин.)  Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)  Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)  Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)  Самостоятельное управление слайдами презентации Итого: 13-15 баллов – “5” 10-12 баллов – “4” 7-9 баллов – “3” Итоговая отметка: . Рамки урока не позволяют вместить все возможности проектной деятельности, поэтому я решила продолжить эту работу во внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь» Программа рассчитана на 4 года. Программа предусматривает 3 уровня результатов:

(слайд 8)

1 класс п р е д п о л а г а е т

п р и о б р е т е н и е

первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

2-3 класс предполагает

позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

4 класс предполагает:

получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по Самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быт представлены, через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Так же разработала оценочные листы.

Бланк №4, где в конце года дети сделают самооценку своих достижений и я оценю их умения. Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы).

Совет

Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность Вывод: Правильное, грамотное определение

критериев оценки

,

показателей

, использование адекватных им

измерителей

— залог верного оценивания любой деятельности. Я желаю вам успехов в работе и буду рада, если мой опыт вам пригодиться. Спасибо за внимание!

В раздел образования

Источник: https://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=97

Профессор Знаев

Проектная деятельность школьников, как и любая другая учебно-познавательная работа, должна получить свою оценку.

В каждом образовательном учреждении может быть разработана собственная методика оценивания результатов учебного проектирования школьников, которую необходимо закрепить в локальном акте школы.

При этом следует ориентироваться на критерии оценки индивидуального проекта школьника. Примерной основной образовательной программы для основной школы. Воспроизведём перечень этих критериев.

1.

 Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Для описания результатов выполненного проекта, считают составители примерной основной образовательной программы, могут быть применены два подхода: а) интегральный, или уровневый, и б) аналитический.

Применение интегрального подходапредполагает, что уровень сформированности навыков проектной деятельности определяется путём оценивания всей совокупности основных элементов проекта по каждому из приведённых выше критериев.

То есть отдельно оценивается сам полученный в результате осуществления проекта продукт, пояснительная записка к нему, отзыв и презентация, или защита.

Во всяком случае, такие рекомендации содержатся в Примерной основной образовательной программе для 5–9 классов.

Обратите внимание

В этом случае предлагается выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовыйи повышенный. Основное отличие уровней – в степени самостоятельности школьника-проектировщика.

Так что процедура состоит в выявлении и фиксации того, какие операции в ходе выполнения учебного проекта ученик выполняет самостоятельно, а какие – с помощью учителя, руководителя проекта.

Примерное описание каждого из приведённых выше критериев даётся в воспроизводимой нами таблице.

Таблица 1

Решение о том, что «проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы»[12].

Отметку за осуществление учебного проекта составители примерной основной образовательной программы для 5–9 классов предлагают выставлять в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В аттестате об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.

В случае необходимости отбора выпускников 9-х классов в профильные 10-е классы, «может использоваться аналитический подходк описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.

При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3-х баллов.

Важно

При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4-х первичных баллов (по одному баллу за каждый из критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7–8 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»)»[13].

Такую методику оценивания итоговых индивидуальных проектов школьников нельзя не признать чрезмерно заорганизованной, она отличается громоздкостью измерительных процедур и напоминает оценивание дипломных или квалификационных работ студентов. Сам процесс защиты итоговых проектов требует участия в нём значительного числа педагогов, при этом большая нагрузка ложится руководителей проектов.

Но если итоговый индивидуальный проект школьники защищают по окончании основной школы, то какой может быть процедура оценивания «обычных» учебных проектов, выполняемых учащимися 5–8-х классов?

При включении учебного проектирования в состав образовательной деятельности обучающихся ключевым результатом образования, по мнению К. Н. Поливановой, можно считать «способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Эту способность мы полагаем основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые в старшей школе, на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности конкретизируются и оформляются. Такую способность мы условно называем учебно-практической самостоятельностью»[14].

Разумеется, такая способность формируется постепенно, сперва в начальной школе, а потом на протяжении всех лет обучения в основной школе.

Отличие учебно-практической самостоятельности от привычных образовательных результатов (предметных знаний, умений, навыков) состоит в том, что это – надпредметная способность. Выполняя учебный проект, ученик использует предметные знания в качестве средства, материала для решения учебно-практических задач.

Решая проблему, не имеющую заранее предполагаемого способа действия, ученик, в той или иной мере обладающий учебно-практической самостоятельностью, оказывается способным:

– выявить противоречие, требующее разрешения, или обнаружить проблему в той или иной ситуации;

– подвергнуть всестороннему или узконаправленному анализу выявленную ситуацию;

– выбрать наиболее оптимальный способ разрешения ситуации;

– провести инвентаризацию имеющихся в его распоряжении ресурсов разрешения ситуации и выявить перечень недостающих ресурсов;

– восполнить дефицит недостающих средств разрешения проблемной ситуации;

– применить выбранный способ действия, получить результат, убедиться в эффективности разрешения проблемы.

Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение и завершение проекта.

Совет

Для этого потребуется такое личностное качество, как инициативность,в свою очередь предполагающая способность быстро оценивать свои возможности, а также ответственность.

Инициативность – это принятие решения о действии, особый образовательный результат.

Инициативность в проектной деятельности связана с одним из основных новообразований подросткового возраста – сформированностью авторского действия. Традиционно в образовательном процессе мерой ответственности ученика является оценка (отметка). Так что формирование чувства ответственности требует особой организации системы оценивания.

Результаты учебного проектирования могут быть оценены с различных позиций: 1) какую роль оно играет в образовательном процессе школы и как соотносится с другими видами образовательной деятельности учащихся; 2) как оно влияет на эффективность обучения; 3) как развивает личность школьника. Так что логично предположить, что, разрабатывая программу и процедуру оценивания, руководителям школ и учителям в первую очередь необходимо учитывать обучающий и развивающий потенциал проектных работ. Поэтому в процедуру оценивания следует обязательно включить измерение определённых показателей личностного развития, уровня достижения метапредметных результатов, что выражается в формировании определённых УУД, а также учитывать данные о формировании у школьников-проектировщиков тех или иных предметных компетентностей.

Если по тем или иным объективным причинам учителю сложно оценить личностный рост проектировщика и уровень достижения метапредметных результатов, тогда необходимо выработать методику комплексной оценки результатов проектирования,которая будет включать конкретные критерии оценивания учебно-проектной работы учащихся. К примеру, они могут быть такими:

– актуальность темы проекта, её практическая значимость;

– соответствие содержания проекта выбранной теме, поставленной цели и задачам;

– наличие концепции проекта и авторской позиции проектировщика;

– самостоятельность в выборе материала и проведении исследовательских процедур;

– корректность применяемых исследовательских методик;

– соответствие выводов полученным результатам;

– культура презентации проекта.

Также можно воспользоваться критериями проектных работ, предложенных С. В. Абрамовой:

– социальная значимость (актуальность) проблемы, решаемой в ходе проектной работы;

– адекватность созданного продукта исследовательского проекта решению поставленной проблемы;

– глубина и оригинальность решения проблемы (учитывается изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);

– соответствие продукта поставленным целям проектной работы;

– оформление, исполнение продукта; апробация продукта;

– презентация продукта (учитываются умения сделать доклад, продемонстрировать продукт, аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии);

– работа в группе (учитывается личный вклад в проект каждого участника, умение продуктивно взаимодействовать с другими участниками проекта)[15].

Эти критерии окажут содействие при оценке проектной работы школьников как самим учителям-руководителям проектов, так и привлечённым экспертам. К их числу могут относиться другие учителя школы, а также преподаватели вузов или студенты-практиканты.

Сами школьники также могут принять участие в оценивании проектов своих товарищей, но перед этим они должны получить чёткие инструкции. Можно предложить следующие параметры внешней оценки проекта:

– значимость и актуальность выдвинутых проблем;

– корректность используемых методов исследования обработки получаемых результатов;

– активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

– коллективный характер принимаемых решений (для групповых проектов);

– необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;

– корректность оформления результатов выполненного проекта;

– умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов;

– характер реакции на замечания и предложения участников обсуждения.

Обратите внимание

Также школьники при оценивании проектов своих товарищей могут воспользоваться соответствующими таблицами (оценочными листами) или схемами. Можно, например, предложить учащимся заполнить графы помещённого ниже оценочного листа, расширив или сократив число оцениваемых показателей.

Таблица 2.Анализ и оценка качества результатов учебного проектирования

Разрабатывая методику оценивания учебных проектов обучающихся, педагогам не следует забывать о том, что школьная оценкавыполняет самые разные функции и контрольная функция тут не единственная и далеко не самая главная.

Так что в 5-м классе, когда дети выполняют свои первые самостоятельные проекты, важно поддержать у них стремление что-то придумывать проектировать, изобретать.

То есть на этом этапе школьного образования оценка призвана всемерно поощрять участие детей в самых разных проектах.

Источник: http://znaew.ru/index.php/uchitelskaya/metodika-i-organizatsiya-proektnoj-deyatelnosti-v-shkole-5-9-klassy/5652-otsenivanie-rezultatov-proektnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya

Ссылка на основную публикацию