Творческие методы обучения: как применять творческие методы обучения, эффективность творческих методов обучения

Креативные методы обучения

Костанайский гуманитарный колледж

доклад

Креативныеметоды обучения

Подготовил: преподаватель Ахметов Ж.М.

Креативныеметоды обучения

(созидательный, творческий)

Методическая тема: «Подготовка конкурентно- способной личности, способной к быстрой адаптации в условиях, постоянно изменяющегося мира»

В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека и компетентностного обучения.

Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних студентов, не определен окончательно, как и само понятие «компетентность».

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, самостоятельных молодых профессионалах, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в своей практической деятельности.

Обратите внимание

И поэтому на первое место по значимости поставим навык практического применения знаний. Все мы не раз слышали из уст детей (а зачастую и родителей): «Да зачем мне нужно изучать историю, я не буду учителем, мне это в жизни не пригодиться.

Вы лучше научите меня работать в турфирме, зарабатывать деньги». И действительно, если ученик после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е.

решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области.

Только живём мы в стремительно меняющемся мире, и сложно предсказать какие программные продукты будут нужны нынешнему студенту в надвигающейся на него «взрослой» жизни.

А поэтому основное внимание при изучении любых тем нужно уделять развитию таких качеств, как способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необходимо применять креативные методы обучения. Они обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.

Поэтому представляю некоторые методы применяемые на практике:

Метод развития критического мышления – Современная образовательная концепция считает развитие мышления, особенно развитие таких его качеств, как независимость и критичность, основной целью умственного развития учащихся, и достижение этих целей является основной задачей учебно-воспитательного процесса. Формирование мыслительных операций составляет главную линию развития мышления, особенно развития качеств критичности. Критичность мышления, в основном, ориентируется на раскрытие противоречий, нелогичности в высказываниях человека. Критичность мышления выражается:

а) в проверке и оценке человеком мыслей, фактов, гипотез, а также своих рассуждений и мнений; б) в нахождении человеком несоответствий, противоречий в объектах познания, в своих суждениях, в рассмотрении причин и условий их появления, в исправлении ошибок.

Активные учебные методы осуществляются посредством гуманистических и демократических управленческих методов класса. Использование педагогом стиля демократического общения и руководства дает толчок развитию критического мышления у учащихся.

Так, владение учащимся возможностью выразить независимое мнение, выразить свое отношение, право не соглашаться с мнением педагога, помогают в становлении у него особенностей критичности мышления.

Важно

Напротив, использование учителем стиля авторитарного или автократического общения или руководства становится причиной возникновения конформистской атмосферы в классе, а это становится препятствием в развитии качеств критичности мышления у учащихся.

Активные (интерактивные) методы обучения, используемые в современных учебных заведениях, открывают широкие возможности для развития качеств критичности мышления у учащихся.

Для этой цели используются такие активные методы обучения, как работа с коллективом, работа с группами, работа с парами, индивидуальная работа, мозговая атака, кластер (разветвление), ролевые игры, дебаты, выведение понятий, словесные ассоциации, подготовка проекта.

Проведенные в школе и колледже мною экспериментальные исследования по проблеме внедрения в учебный процесс (на уроках истории) интерактивных методов показали, что у учеников формируются следующие навыки и умения: – умственная деятельность, т.е.

то, что требует мыслительных усилий, а именно: выдвижение идей, осмысление проблемы, целеполагание, умение сформулировать проблему, выдвижение гипотезы, выбор обоснованного пути решения проблемы, методов здесь и средств, планирование самостоятельных поступков, самоанализ и рефлексия;– умение презентировать (преподносить) решенную проблему, т.е.

подготовка письменного и устного отчета о проделанной работе, наглядное представление итогов деятельности, причем с обоснованием средств и форм, подготовкой наглядных средств;– коммуникативность как средство общения: умение слушать других, самовыражение, сотрудничество с другими членами группы, умение прийти к консенсусу (нахождение консервативного или либерального вариантов);– деятельность поискового плана: умение найти необходимую информацию в исторических документах, контекстный поиск;– ориентированность на информацию: ее структурирование, прием и передача, преподношение в определенной форме, поиск и сохранение в упорядоченной форме (отметим, что в педагогическом эксперименте участвовали (5-11 классы и студенты 2 курсов)

Выводы. Считаю, что в деле развития культуры критического мышления у учащихся в процессе обучения должны быть учтены возрастные и половые особенности, потребности и мотивационная сфера, а также нельзя сбрасывать со счетов ведущую деятельность.

Кроме того, критическое мышление должно быть осуществлено в пределах возможностей каждой дисциплины. По каждой дисциплине на основе совместного сотрудничества педагогов и методистов должны быть определены возможности и пути развития критического мышления.

Метод представления – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод «Что будет, если …».

Ученикам предлагается составить описание о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: в истории, человек будет знать своё будущее; если не произошли бы мировые войны; человек научиться выполнять вычислительные операции с такой же скоростью как компьютер и т.д.

Совет

Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять взаимосвязь объектов реального мира, фундаментальные основы различных наук.

«Мозговой штурм»  Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например, при изучении исторических событий, можно сформулировать следующий вопрос «Как определить, кто является самым выдающимся человеком?».

Работа ведётся в следующих группах: выдвижения идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, выдвижения контр-идей. Выдвижения идей происходит в группах по определённым правилам. На этом этапе любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка.

Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания.

Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем.

Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям.

Например, со словом «Античность» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации: «Греция», «мифы», «олимпийские игры», «боги», «Колизей», «гладиаторы», «Гомер», «Троя», «Спарта».

Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения.

Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические.

Обратите внимание

Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: Например «зарождение мировых религий?» с точки зрения: культурологии, истории и философии.

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником.

Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования. В данном случае нужно ставить четкие триединые цели и следовать им в процессе всего урока.

О том, чему надо обучать школьников — издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, — такой литературы всё еще крайне мало.
Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения.

Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования.

Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни.

Источник: https://multiurok.ru/files/krieativnyie-mietody-obuchieniia-1.html

Методы обучения – самые эффективные методы и приемы

Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.

Классификация методов обучения

Методы обучения – упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:

  1. Практические – относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
  2. Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
  3. Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.

Активные методы обучения

Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:

  • принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
  • стимулирование учебной деятельности;
  • взаимодействие между учениками и преподавателем;
  • самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
  • прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.

К активным методам обучения относятся:

  • лабораторные работы;
  • практикумы;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • разыгрывание ролей;
  • коллективное обсуждение проблем.

Интерактивные методы обучения

Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация – интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

  • создание комфортных условий для учащихся;
  • обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
  • формирование профессиональной компетенции и мнения;
  • преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

Примерами интерактивных методов могут служить:

  1. Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
  2. Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.

Пассивные методы обучения

Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время.

Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени.

К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).

Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:

  1. Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
  2. Видеокурс – современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
  3. Семинар – проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.

Современные методы обучения

Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие – направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

Читайте также:  Где, куда, как пойти учиться на повара после 9 или 11 класса

Имитационные методы обучения:

  • ролевые игры;
  • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
  • исследовательские проекты;
  • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

Неимитационные методы обучения:

  • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
  • метод ключевых вопросов;
  • коучинг;
  • консалтинг;
  • тематические обсуждения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:

  1. Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
  2. Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
  3. Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
  4. Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.

Выбор методов обучения

Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:

  • общие цели и задачи образования;
  • уровень подготовки учащихся;
  • личные особенности преподавателя;
  • материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).

Условия эффективности методов обучения

Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:

  • глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
  • готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
  • системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.

Методы обучения – книги

Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:

  1. «Основы обучения: дидактика и методика». Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. – в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
  2. «Активные методы обучения:новый подход». Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
  3. «Педагогика» (под ред. Пидкасистого). Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
  4. «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе». Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.

Источник: https://womanadvice.ru/metody-obucheniya-samye-effektivnye-metody-i-priemy

2.2 Творческий метод обучения

В 1966 году вышла в свет знаменитая книга В.Г. Разумовского “Творческие задачи по физике”. В отечественной школе задачи по физике были всегда. Считалось и считается аксиомой, что физику невозможно изучить, не решая сотни и сотни задач.

Но вот появляется книга, в которой утверждается, что “по-настоящему глубокие знания. неразрывно связаны с творческой деятельностью учащихся”, что неверно представление, будто, “чем больше сделано упражнений”,. “расположенных в порядке нарастания трудности”,. “тем лучше учащиеся усвоят материал”.

Поэтому всю учебную деятельность школьников нужно делить на три стадии:

1) усвоение знаний и умений с целью их воспроизведения;

2) “решение тренировочных задач, условия которых прямо указывают на то, какие правила или законы надо применить, чтобы решить данные задачи”;

Важно

3) применение полученных знаний и умений для “решения творческих задач, условия которых не подсказывают ученику (ни прямо, ни косвенно), какие правила или законы надо применить для их решения”.

Здесь представлена не только позиция, но и даны определения, четко разграничивающие тренировочные и творческие задачи. Разумовский отнюдь не отвергает тренировочные задачи, направленные на овладение алгоритмами, выработку умений учащихся манипулировать физическими явлениями, законами и формулами.

Он просто утверждает, что этого недостаточно для “полного овладения учебным материалом”. Более того, он совершенно справедливо пишет, что “бесполезно давать творческие упражнения ученику, который не может сформулировать правил и не умеет решить тренировочную задачу”.

Чтобы оценить готовность учащихся к решению творческих физических задач, пригоден временной критерий: если большинство учащихся самостоятельно справились с тренировочной задачей за отведенное на уроке время, то можно переходить к работе над творческими задачами.

“При систематическом упражнении учащихся в решении творческих задач способности учащихся к их решению развиваются”. Это не декларация, а обоснованный проведенным автором педагогическим экспериментом факт.

Разумовский первым из педагогов не только осознал, но и реализовал огромный творческий потенциал физических задач, если они нацелены не на запоминание избитых истин и не на овладение известными приемами, а на субъективное открытие, сделанное каждым конкретным школьником лично для себя.

Тут не важно, какая это будет задача: расчетная, качественная, исследовательская, экспериментальная, конструкторская, олимпиадная.

Тут важны острое желание решить возникшую проблему, напряжение ума, догадка, проверка найденного решения, горечь неудачи, преодоление самого себя, озарение, торжество и самоутверждение.

Чувствуется, что сам автор многократно испытал эти и другие эмоции подлинного творчества, наблюдал и лелеял такие же эмоции у своих учеников. Нет большей радости у человека, чем радость понимания непознанного, и это должны ощущать ученики в повседневном общении с учителем.

В учебных заведениях различают, как правило, учебную, методическую, научную и творческую деятельность, обычно подразумевая под последней художественную самодеятельность. В книге Разумовского ясно говорится, что творчество – это создание нового, независимо от того, в какой области это новое создается.

Для творчества характерны три этапа: формулировка проблемы, теоретическое ее решение и проверка правильности решения. “Центральным и основным звеном творческого процесса” является решение проблемы. Именно поэтому “творческие задачи по физике могут рассматриваться как вид творческой деятельности учащихся в учебном процессе”.

Однако в процессе учебного творчества школьники получают не объективно, а субъективно новые результаты. “Основной признак творчества – новизна – существует, но новизна эта субъективная, это новизна только для ученика”.

Совет

Субъективность новизны позволяет учителю подбирать, создавать и формулировать творческие задачи, организовывать творческую деятельность учащихся на уроке физики. При составлении творческих физических задач нужно учитывать, что “в науке различают в основном два вида творчества: открытия и изобретения”.

Поэтому творческие задачи по физике условно можно разделить на исследовательские и конструкторские. Первые отвечают на вопрос: почему так происходит? вторые – на вопрос: как это сделать? Чтобы было понятно, о чем идет речь, автор берет второй закон Ньютона и показывает, как могут быть построены исследовательская и конструкторская задача на этот закон.

Здесь мы видим подход, который, к сожалению, не слишком часто наблюдается в современной дидактике физики: буквально каждое теоретическое положение доведено до уровня практических рекомендаций, которые непосредственно могут быть использованы учителем физики в своей деятельности.

Показано, что “творческие задачи по физике являются одним из средств политехнического обучения”, так как они дают богатый материал для развития мышления, который необязателен для заучивания, и приведены примеры конструкторских заданий на создание графопостроителя.

Отмечается, что творческие задачи, решаемые на уроках фронтально, развивают физическое мышление, и в подтверждение они разобраны. Говорится, что ограничиться только фронтальными творческими задачами нельзя, так как правильная догадка, высказанная на уроке одним учеником, лишает возможности творчества других.

Отсюда делается вывод, что поэтому необходимы творческие лабораторные работы в форме практикума, которые должны “проводиться индивидуально и без подробных инструкций”. Кроме них целесообразно давать учащимся творческие задания исследовательского и конструкторского характера для внеурочной деятельности, рассчитанные на длительный срок.

Таких заданий в форме проектов следует давать в течение учебного года не более одного-двух каждому школьнику. И вновь примеры, примеры, примеры.

Как тут не вспомнить слова Ньютона, что в обучении примеры важнее правил! Казалось бы, мимоходом автор замечает, что при выполнении экспериментальных исследований ученику лучше пользоваться методом приближенных вычислений, а не вычислять абсолютные и относительные погрешности.

Обратите внимание

Но сколько сил и времени школьников и учителей было бы высвобождено для творчества, если бы своевременно прислушаться к этому совету и не внедрять в школу бессмысленные вычисления погрешностей в учебных опытах! Автор указывает, что при решении творческих задач технические трудности не должны быть не только непреодолимыми, но и даже главными для ученика. Это прямо нацеливает на разработку простых и доступных школе и школьнику учебных физических приборов и экспериментальных установок. И вплоть до 90-х годов прошлого века учитель физики ощущал непрерывное пополнение школьного кабинета новым учебным оборудованием, прототипы которого можно найти в “Творческих задачах по физике”.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/15488

Методический доклад преподавателя Андриановой Ирины Анатольевны «Проблемно-творческая методика обучения, как новая модель обучения учащихся» | Открытый класс

НГ МБОУ ДОД

«Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Проблемно-творческая методика обучения,

как новая модель обучения учащихся»

Автор: зав. отдела сольного пения, преподаватель класса эстрадного вокала Андрианова И.А.

Город Нефтеюганск 2015 год

Проблемно-творческая методика обучения,

как новая модель обучения учащихся.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых  дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой  личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике.

Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как  инновация, (с лат. яз. – «обновление, новинка, изменение»), которая  рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия.

Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное  значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников

Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди  новых моделей обучения  наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение.

Преподаватель, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыке и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.

Вокалисты-исполнители и педагоги Ирина Образцова, Ирина Отиева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, в своих практических и теоретических изысканиях, а так же в работе со студентами музыкальных школ и вузов прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего знания, навыки, эмоции и мышление. Всё перечисленное неизменно выделяет интелектуальность музыкальных занятий.

Важно

Практика  показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения, но при  этом  применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя.

Данный  проблемно-творческий  метод может применяться на самых ранних этапах  при постановочных моментах обучения  вокального искусства.

Добиваясь от ученика правильной звукоизвлечения, мы часто используем педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос, задание или ситуация.

Для более глубокого и осознанного понимания темы предлагаемой ученику на уроке, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» решения проблемы. В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и  добившись осознанного им самим решения, не навязанное учителем, а  предложенное, он будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания.

Основополагающим элементом проблемно-творческой методики обучения является положительность фона обучения.

Если музыка и пение увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехами.

Учителю необходимо так построить занятие, чтобы ученик не только получал определённые знания, но и мог осознанно, с пониманием дела применить их на практике, чтобы он добровольно участвовал в творческом процессе, чтобы у него была уверенность, что без него не состоится данный процесс.

Основная задача учителя – заинтересовать и увлечь учащихся музыкальной деятельностью. Только заинтересованность может стать  основой дисциплины на занятиях, она обеспечит внимание ребёнка, его собранность и серьезность.

Совет

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственного исполнения показывает ученику несколько примеров правильного звукоизвлечения и не правильного.

Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных  примеров правильного примера.

Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления:  сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.

Как пример можно рассмотреть следующую ситуацию. Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно,  это еще связано с нехваткой вокальной техники, недостатка  знаний и умения, но именно на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука.

Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи, педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое  внимание, мышление, со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика – это творческий процесс.

На уроке педагог может предложить ученику оценить несколько приёмов звукоизвлечения, которое он ему продемонстрирует. А ученик путем собственного слухового опыта должен проанализировать услышанное, и оценив предложенные ему варианты поделиться с педагогом своими выводами о важности обдуманного корректного и некорректного подхода к звуку.

Читайте также:  Как писать список литературы в реферате: правила написания, пример

Положение корпуса, наклон головы, использование правильного дыхания, часто вытекают в неправильное звукоизвлечение и нечистое интонирование, поэтому важно, используя  проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка важность данной темы.

Источник: http://www.openclass.ru/node/514454

Проблемно-творческий метод как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся в сольном обучении

Проблемно-творческий метод как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся в сольном обучении

 Э.Х.Мухутдинова, ДМШ №24 Кировского р-на, г. Казань

 Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др.

Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз.

– «обновление, новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия.

Обратите внимание

Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников (такая тенденция прослеживается в трудах И.Р.Юфусбековой, В.В.Краевского, И.А.Зимней, А.В.Хуторского и других).

Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение.

Сказанным и объясняется обращение к теме, поскольку автор, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыке и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.

Скрипачи, пианисты-исполнители и педагоги Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, А.Б.Гольденвейзер в своих теоретических исследованиях и на практике прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего эмоции и мышление. Г.М.Цыпин исследовал интеллектуализацию музыкальных занятий как фактора развития музыкального мышления.

Практика показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения, но при этом применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя.

Часто материал преподноситься в готовом виде, а я хочу обратить ваше внимание на проблемно-творческий метод, который может применяться на самых ранних этапах при постановочных моментах обучения игре на музыкальных инструментах.

Так, например, добиваясь от ученика правильной постановки, автор часто использует педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос, задание или ситуация.

Для более глубокого и осознанного понимания учеником необходимости именно такой постановки, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» правильной постановки с учеником.

В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и, добившись правильного и удобного положения, не навязанного учителем, будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания. В педагогической практике автору часто приходиться использовать приемы проблемно-творческого обучения на индивидуальных занятиях скрипкой, так как сложность постановочных моментов (положение корпуса, соотношение по высоте положения левой и правой руки, положение пальцев на грифе и трости) требует осознанного понимания учениками, поэтому только традиционных методов бывает не достаточно.

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственной игры показывает ученику несколько примеров качественного звукоизвлечения и не качественного.

Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных примеров правильного.

Важно

Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.

Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно, это еще связано с недостаточно устойчивой постановкой и техническими трудностями, но именно на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука и его первого «взятия».

Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи, педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое внимание, мышление, со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика – это творческий процесс.

Педагог предлагает ученику отойти в глубь класса, закрыть глаза, и определить, какой из взятых педагогом звуков и, самое главное, почему был обдуманным (т.е. предслышанным), а значит, и красивым (качественным), а какой – неаккуратным (некрасивым).

В данном случае ученик, на примере собственного слухового опыта, делится с педагогом своими выводами о важности обдуманного подхода к звуку.

Положение скрипки часто бывает излишне вертикальным, поэтому важно, используя проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка важность правильного положения инструмента, и проанализировать в разных положениях скрипки взаимодействие смычка со струной, выбрав оптимальное, добиваясь наиболее качественного звукоизвлечения.

Еще одним из способов, которым часто пользуются многие музыканты – это запись собственной игры на аудионоситель: таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения.

Другую важную роль несет в себе техника левой руки, которая имеет три момента: а) техника падения-отскока пальцев и горизонтальное (хроматическое) движение; б) чистота звуковысотной интонации (неотделимое от тембровой стороны звука); в) вибрация (ее роль в совокупности с индивидуальным и своеобразным извлечение звука определяет неповторимый характер каждого крупного скрипача). Упражнения для правильного положения левой руки в «дозвуковой» период также должны основываться на осознании значимости в последующем овладении техникой, в доступной соответственно возраста форме (упр. «гусеница», «растяжка», «коровка»).

Совет

Работа над постановкой правой руки в доигровой период предполагает использование упражнений на осознание важности взаимодействия большого, указательного пальца и мизинца (упр. «обезьянка», «качели», «роза» и др.).

При работе над звукоизвлечением, взаимодействие смычка со струной должно быть осознанным и контролируемым, автор проводит параллель с изобразительным искусством.

На уроке происходит сравнение кисти художника (рисование – взятие первого мазка тоненьким волосом кисти, а затем рисование всей кистью) с взятием звука у колодки (небольшой наклон у колодки – край волоса, а затем взаимодействие всего волоса со струной, и тоже самое в обратном движении).

Важно обратить внимание учащегося на положение большого пальца (левый край подушечки предполагает более свободное положение всех пальцев на трости). Исходя из этого, образное рисование полукруга (полумесяца) смычком по струне (контроль за округлой кистью, переменной ролью указательного пальца и мизинца на трости).

Проблемные задания, вопросы, а также учет веса колодки и облегченного шпица, позволяют учащимся самостоятельно осознать принцип взаимодействия пальцев правой руки со смычком (упражнения «часы», «рисуем полумесяц» и др.). Необходимо заострять внимание учащихся на постоянной проверке свободы плеча, локтя (рулевое движение), запястья (пронация – супинация), пальцев на трости.

Пример из педагогической деятельности: при работе с ученицей 2 класса по классу скрипки, с которой мы работали над характером танца «Гавот» Мартини, на первом этапе не было ни штриховой точности, ни характера танца.

Вместо традиционного объяснения, что это старинный французский танец (17 век), ставший одним из любимых грациозных бальных танцев, можно создать проблемную ситуацию – предложить материал (Детская музыкальная энциклопедия), где ученик может самостоятельно узнать о жанре танца и, конкретно, о гавоте.

Узнав о времени рождения гавота, родилось желание нарисовать рисунок бала (элемент творчества), затем были прослушаны гавоты других композиторов (Прокофьев «Р. и Дж.»). После прохождения таких проблемных ситуаций, в которых ученик самостоятельно ищет неизвестное, изменился характер исполнения, яснее стали штрихи, эмоциональное отношение.

Обратите внимание

Ученица самостоятельно разделила произведение на две части (мужской и женский танец, что было связано с характером музыкальных образов). При этом появилось желание сочинять музыку. Исходя из этого, очевидно, что проблемность стимулирует мыслительные процессы и развивает творческие способности.

Использование методов диагностики, творческих методик, с учетом психологических особенностей учащихся.

В работе педагога важно использовать методы, позволяющие проследить динамику развития учащихся, развития музыкальных способностей. В своей работе я использую диагностику Радыновой Л.П. и Комисаровой Л.П.

на начальном этапе обучения и провожу сравнительный анализ в конце учебного года.

Диагностируем уровень различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Инновационный подход предполагает интеграцию различных наук. Основная цель учебного процесса – дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучающихся, а так же научить их учиться. Поэтому важно помнить, что достижение этих целей возможно также на основе применения достижений психологии.

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание на уровне педагогического общения, что учащиеся имеют различия восприятия, где преобладает тот или иной тип сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической. То есть, проще говоря, это вид ощущений, преобладающий в понимании жизни и информации.

Соглашусь с мнением педагогов и психологов, что в педагогической деятельности понимание типа ощущений имеет весомое значение. Определить ведущую систему другого человека можно обращая внимания на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний мир и опыт.

Если хотите установить хороший контакт с учеником, вы можете использовать те же самые слова, что и он. Употребление слов из другой сферы ощущений может установить дистанцию. Часто ребенок с трудом воспринимает то, что хочет донести до него учитель, а причиной может быть незнание типа, к которому относится учащийся.

Важно

Владение педагогом знаниями в области общей и музыкальной психологии и учет психологических особенностей важен на всех этапах обучения (как рабочем, так предконцертном и концертном).

Формирование познавательной активности может проходить также методом рисования музыки.

На своих уроках я использую метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет-звук, цвет-настроение), осознание формы, динамики и мн. др.

Использование данной методики, как одного из элементов проблемно-творческого метода, в тоже время позволяет развить послепроизвольное внимание. Можно назвать ряд современных авторов, в трудах которых затронуты интеграционные процессы в системе искусств и на этой основе сделаны важные педагогические выводы.

В их числе: Э.Б.Абдуллин, Л.М.Баженова, В.П.Михалев, А.А.Мелик-Пашаев, Г.П.Нестеренко, Г.П.Шевченко, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Г.М.Цыпин, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Анализ рисунков педагогами и психологами, а также личный опыт автора позволил сделать следующие выводы:

– почти все дети (96%) обладают способностью выразить в рисунке свои музыкальные впечатления;

– на форму и цвет рисунка влияет эмоциональный строй музыкального произведения;

– пространственное расположение цвета, линии и фигур определяется звуковысотной линией мелодии;

– настроение мелодии диктует выбор цвета.

Рисование музыки – яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. Рисование музыки осуществляется в игровой привлекательной форме, тем самым, активизация познавательной активности и внимания происходит естественно, а не в дисциплинарном порядке.

Рисование музыки – «обратная связь», которая другими средствами (опрос, анкетирование, беседа), не достижима на каждом уроке в такой степени и по отношению к каждому ребенку. Результаты «рисования музыки» – это и «автопортрет» ученика.

Поэтому для грамотного педагога-психолога рисунки детей отражают и типологические особенности личности, их пристрастия, настроения и, возможно, даже диагностические симптомы.

Совет

Перспективно сочетание «рисования музыки» с иными формами активизации творческого потенциала, сочинением стихов с применением новых технических средств (рисование на дисплее компьютера).

Данный пример подтверждает эффективность использования приемов проблемно-творческого метода в музыкальной школе на уроке музыки как фактора развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В классе скрипки мыслительная деятельность – неотъемлемая часть педагогического процесса, поэтому я считаю, что развитие интеллектуальной и творческой сферы учащихся целесообразно благодаря использованию в педагогической работе проблемно- творческого метода.

В наш компьютеризированный век, такое человеческое качество, как эмпатия, утрачивает свою ценность, а музыка, в силу своей специфики, может заполнить эмоциональную брешь в душах и сознании современных школьников.

Читайте также:  Как восстановить несохраненный документ word любой версии: способы и лайфхаки

Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой (слушание, инструментальное исполнительство, пение и т. д.

) не сводились к формальности, а у учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки, что является атрибутом музыкальности, которая стоит в одном ряду с эмпатией, креативностью и самоактуализацией.

На основе проблемно-творческого обучения на уроках музыки возможно применение различных методических приемов с учетом задач, условий, возрастных особенностей, специфики музыкального образования, в зависимости от индивидуальных и групповых занятий и образовательных учреждений (ДМШ, ОШ.) На более взрослых ступенях обучения использование проблемно-творческого метода также целесообразно, но уже на более высоком уровне, с учетом знаний, психологических и возрастных особенностей учащихся.

Практически невозможно охватить все аспекты обучения игре на скрипке, но опираясь на теоретические исследования и практический опыт, включая опыт автора, можно сделать выводы:

1) проблемно- творческое обучение сочетает два подхода – рациональный (мышление) и эмоциональный (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального обучения;

2) сохраняются основы логического мышления (анализ, синтез, обобщение и сравнение), которые объединяются с опережающим невербальным музыкальным мышлением, а также положительно влияют на развитие мотивации и эмоциональности;

3) данный метод возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, СУЗ, ВУЗ), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях;

Обратите внимание

4) применение данного метода будет эффективным при условии учета конкретных условий: содержание урока, уровень подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Использование проблемно-творческого метода в педагогической практике стимулирует и обязывает педагога к повышению профессионального мастерства и личностных качеств.

Среди существующих методов проблемно-творческий подход способен ответить на запрос общества, который нуждается в творческой личности, профессиональном специалисте, вне зависимости от рода деятельности, обладающего мобильностью, гибкостью мышления, эмпатией и желанием самоактуализациии.

Источник: http://www.hkki.ru/po-voprosu-innovatsii/problemno-tvorcheskii-metod-kak-faktor-intellektualno-tvorcheskogo-razvitiya-uchashchikhsya-v-solnom-obuchenii

Поисково-творческие методы обучения

Наблюдение. Это относительно простой метод, который широко применяется в вузовском обучении по всем предметам, начиная с первых курсов.

Будучи наглядным методом, наблюдение помогает студентам проникнуть в суть явлений, процессов, ситуаций, подойти к научным обобщениям, подтвердить выводы. Наблюдение — разнообразный по содержанию и характеру организации метод, что детерминировано спецификой учебных предметов.

Например, по педагогике наблюдение осуществляется в реальном педагогическом процессе, связано с живыми действующими лицами разного возраста; по химии проводится в вузовских лабораториях, требует специального оборудования и приборов.

Эффективное использование метода достигается тогда, когда студенты знают цель, продумали и усвоили методику, владеют техникой фиксирования изменений объектов или процессов в ходе наблюдения, а также способами обработки результатов.

Опыт. Данный метод …
обладает большими возможностями. Помимо ранее рассмотренных методов, он способствует формированию творческой направленности личности студента.

Эксперимент. Основное назначение метода — получение новых учебных и научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных концепций. Естественно, решение этих вопросов невозможно без достаточно высокой научно-теоретической подготовки студентов.

В свою очередь, эксперимент содействует обогащению новыми знаниями и исследовательскими умениями. Параллельно происходит развитие пытливости, настойчивости, аналитического склада ума, креативности.

Метод применяется на более высоком уровне познания — на старших курсах вуза, поскольку является сложным, а его реализация носит нередко длительный характер и предполагает наличие определенной программы. Эксперименты по своей цели и содержанию очень отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой учебного предмета.

В качестве примера рассмотрим использование данного метода по педагогике. Педагогический эксперимент обычно состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего (преобразующего) и контрольного. Каждый из этапов имеет собственную цель, содержание, продолжительность.

Констатирующий этап связан с изучением реально существующего педагогического опыта, объективно действующих закономерностей; преобразующий — направлен на формирование новых качеств, процессов, свойств, на преобразование объекта исследования; контрольный — призван установить достоверность преобразований, выводов, творческих положений и т.д.

Важно

В условиях вуза данный метод используется при подготовке курсовых или дипломных работ, а также при участии студентов в научных исследованиях кафедры. Хотя он и предполагает высокую степень самостоятельности и активности студентов, тем не менее, успех его обеспечивается в значительной мере взаимодействием преподавателя и студентов.

Дидактические методы — наблюдение, опыт, эксперимент — стоят на «стыке»: они применяются как в учебном процессе, так и при организации научных исследований. Это закономерно, поскольку процесс обучения в вузе, профессиональной подготовки специалистов органически связан с наукой, его все более пронизывают элементы исследовательского характера.

Сократовская беседа. По технологии метод близок диалогически построенному устному изложению материала, т.е. беседе. Своеобразие его состоит в характере построения вопросов.

Возможны два варианта: первый — «вопросы Сократа» имеют четкую проблемную последовательность, логически взаимосвязаны, благодаря чему студенты сами как бы незаметно отыскивают на них правильные ответы; второй — «вопросы Сократа» используются с другой целью — завести студентов в тупик, показать ошибочность их суждений и выводов, а затем вернуть назад со стремлением узнать, найти правильные ответы и решить проблему. Подобные беседы носят эвристический характер, имеют все структурные элементы поисковой деятельности. Ценность метода состоит в том, что он способствует развитию мышления и воображения, учит студентов логически рассуждать, доказывать, применять знания для обоснования суждений и выводов, формирует креативность.

Лабиринт. Суть метода состоит в том, что студенты, получив для решения задачу, проблему, проблемную ситуацию, одновременно получают и ряд вариантов-предположений — верных и ошибочных — для решения.

Идя различными путями-лабиринтами, они определяют один или несколько правильных способов решения задачи, проблемы, конфликтной ситуации. Метод вырабатывает быстроту ориентации и привлечения знаний для разрешения проблемы.

Его целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях, или когда возможно несколько способов решения задачи.

«Мозговая атака». Метод сложный, не имеет широкого применения. Дает положительный результат при обсуждении спорных вопросов, гипотез, проблемных или конфликтных ситуаций.

Технология применения метода следующая. Академическая группа подразделяется на две подгруппы — генераторов и критиков идей. Выделяется еще три человека — эксперты-аналитики.

Метод реализуется в четыре этапа:

• первый — подготовительный. Преподаватель проводит инструктаж о цели, содержании,

характере, правилах участия в игре;

• второй — генераторы идей быстро и четко высказывают все предложения по решению

названной проблемы;

• третий — критики идей «атакуют» — отбирают наиболее ценные, прогрессивные из них,

анализируют, оценивают, критикуют и включают в список актуальных предположений,

обеспечивающих решение проблемы;

• четвертый — эксперты анализируют и оценивают деятельность обеих подгрупп,

значимость выдвинутых идей.

Время для работы генераторов и критиков идей устанавливает преподаватель. Метод «мозговая атака» оказывает действенное влияние на формирование аналитических и творческих способностей студентов.

«Аквариум». Данный метод частично совпадает с методом «мозговая атака», применяется с аналогичной целью — развитие творческого мышления, умений вести познавательный или профессиональный поиск решений сложных проблем, аналитических способностей.

При работе по этому методу академическая группа делится на две подгруппы. Одна из них располагается в центре аудитории, по кругу, т.е. в «аквариуме».

Совет

Другая подгруппа рассаживается вокруг «аквариума» и внимательно наблюдает за ходом дискуссии, которую ведут по определенной проблеме сидящие в центре, причем каждый следит за конкретными 1-2 студентами, ведущими дискуссию.

По истечении отведенного преподавателем времени начинается анализ хода дискуссии и степени разрешения проблемы. Отмечается активность участников, характер и актуальность высказанных идей. Если сидящие в «аквариуме» не сумели обсудить проблему всесторонне, возможна общая дискуссия.

Затем эксперты-аналитики комментируют действия и мысли-идеи обеих подгрупп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии. Оба дидактических метода — «мозговая атака» и «аквариум» — представляют собой разновидность дискуссии, но по более сложной проблеме и в более сложной форме — педагогической игры.

«Думай, слушай, предлагай». Цель применения метода — развитие у студентов поисковой

познавательной активности, способности находить решение (или несколько решений) проблемы, отыскивать разрешение конфликтной педагогической ситуации. Метод применяется следующим образом. Каждый студент получает конкретное задание поисково-творческого характера, которое должен выполнить за определенный отрезок времени.

Затем поочередно студенты обосновывают избранный способ решения проблемы, остальные слушают, думают и, возможно, кто-то предлагает еще один вариант действий. Практика показывает, что студенты обычно с интересом воспринимают использование данного метода на семинарских или практических занятиях.

Ценность его состоит в том, что он создает предпосылки для рассмотрения многих вопросов на одном занятии, поиска и нахождения ответов на них, а также для повторения и закрепления учебного материала.

С целью влияния на развитие творческого мышления и способностей студентов, интеллектуальных поисковых умений не менее успешно применяются и другие дидактические методы: бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций, экспертиза и т.д.

4. Методы самостоятельной работы студентов

Методы самостоятельной работы студентов в процессе обучения довольно сложно выделить в отдельную группу, поскольку большинство дидактических методов многофункциональны и их одновременно можно включить в различные группы. Формируя у студентов умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, они одновременно способствуют развитию других структурных компонентов личности.

Чтение. Метод работы с учебником и другими учебно-методическими пособиями содействует расширению научных знаний студентов, формированию умений самостоятельной познавательной деятельности.

Обратите внимание

Метод применяется для осмысления и закрепления научной информации, уже полученной студентами на лекциях и семинарских занятиях, а также для самостоятельного первичного приобретения, расширения знаний без участия преподавателя. Кроме ставить опыты.

Студенты, проявляющие особый интерес к определенным областям знаний, могут обращаться к различным научным трудам, не предусмотренным учебными планами, и самостоятельно расширять и углублять научные знания.

Желательно, чтобы преподаватели, поощряя подобное стремление, предлагали списки научной литературы для самостоятельной работы. Самостоятельность познания ценна еще и тем, что без нее невозможно формирование взглядов, убеждений, научной позиции студентов.

Видеолента. Цель метода — помочь студентам увидеть себя, свою учебную деятельность,

вои действия, по возможности не только учебного, но и профессионального характера, со стороны. Но для этого необходимо сделать запись, фиксацию учебного фрагмента, педагогической практики и воспроизвести с помощью видеокамеры или видеомагнитофона.

Затем студент самостоятельно просматривает на телеэкране и анализирует эти фрагменты, решая, как надо или как не надо действовать.

Данный метод привлекает внимание потому, что студент как бы отделяет события на телеэкране и субъектов этих событий от себя, анализирует их со стороны «чужим взглядом». Причем просмотр видеоленты, а затем и анализ могут повториться.

В случае затруднения студент обращается за консультацией к преподавателю. Метод создает возможность максимальной адаптации к индивидуально-типологическим особенностям студента. Но использовать его удается не столь часто из-за отсутствия необходимого оборудования.

Экспертиза. Метод прост в применении и очень эффективен для развития аналитических способностей, рефлексии.

Он широко используется для экспертной оценки действий студентов во время педагогических, познавательных, деловых игр; при анализе рефератов, выполнения опытов, решения различных задач, преодоления конфликтных ситуаций. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом, знать проблему обсуждения и оценки.

Важно

Метод экспертизы применяется в двух формах письменной и устной, причем вторая более популярна. Он играет значительную роль в профессиональной подготовке учителя, для которого очень важно развивать аналитическое мышление.

К методам самостоятельной работы студентов относятся также: слушание – восприятие информации органами слуха; конспектирование — запись услышанной или прочитанной информации и др. Методы самостоятельной работы усваиваются и применяются студентами не сразу.

На I курсе большинство из них не владеют еще этими методами, не осознают роль самообразования в профессиональной подготовке специалиста и в будущей профессиональной деятельности. Постепенно под руководством преподавателей они проходят различные этапы накопления опыта самостоятельной работы.

На старших курсах студенты широко используют эти методы при написании рефератов, проведении сложных опытов и экспериментов, подготовке курсовых и дипломных работ. Таким образом, методы самостоятельной работы студентов могут быть использованы в аудитории — на лекциях, семинарских и практических занятиях.

В данном случае эта работа осуществляется с участием преподавателя. Когда же методы применяются студентами вне аудитории (более активно на старших курсах) — студенты полностью самостоятельны. В современных условиях возрастает доля самостоятельной работы студентов, что актуализирует значение методов данной группы. Сформированный в студенческие годы опыт самостоятельной работы и освоенные методы помогут учителям в педагогической деятельности не останавливаться на достигнутом, постоянно пополнять и обновлять знания.

| следующая страница ==>
Практико-операционные методы обучения | Контрольно-оценочные методы

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 1.

Источник: http://refac.ru/poiskovo-tvorcheskie-metody-obucheniya/

Ссылка на основную публикацию