Использование практических методов обучения: ведущие практические методы, группа практических методов

Практические методы обучения в педагогике

Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний.

Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок.

Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:

  • метод упражнений,
  • метод лабораторных работ,
  • метод практических работ,
  • метод игры.

Упражнения

Определение 1

Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.

Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.

Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения

Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:

  1. Устные. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, повествования, закономерного изложения информации и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Со временем они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.
  2. Письменные. Эти упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т.д.) составляют основу обучения. Их главное назначение – формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.
  3. Графические. К ним относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, создание альбомов, баннеров, выполнение зарисовок в ходе лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения совмещаются одновременно с письменными и решают общие учебные задачи. Использование их помогает учащимся гораздо лучше принимать, осмысливать и запоминать учебный материал, развивать пространственное воображение.

Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.

Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.

Лабораторный метод

Определение 2

Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с внедрением устройств, применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это исследование учащимися некоторых явлений при помощи специального оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном либо исследовательском плане.

В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика.

Он может применяться как индивидуально, так и в группах.

Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.

Практический метод

Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.

Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:

  • педагог знакомит учащихся с теорией вопроса;
  • проводится инструктаж;
  • показывается пример;
  • выполняется работа;
  • задание контролируется, проверяется и оценивается.

Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке.

Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие.

У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).

Познавательные игры

Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения

В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.

В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей.

Обратите внимание

Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи.

Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.

Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/prakticheskie_metody_obucheniya_v_pedagogike/

Ведущие практические методы обучения

– упражнение,

– опыты и экспериментирование,

– моделирование.

Упражнение – многократное повторение ребенком ум­ственных или практических действий заданного содержа­ния. Благодаря упражнениям дети овладевают различны­ми способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться петь, танцевать, выполнять основные и спортивные движения, грамотно говорить, чисто произно­сить звуки, рисовать, лепить, ребенку необходимо овладеть соответствующими способами действий.

Многие упражне­ния носят предметный характер, т.е. их выполнение требу­ет использования предметов, игрушек, дидактического ма­териала. Например, дети усваивают понятия равенства и неравенства групп предметов, упражняясь на раздаточном материале (раздавая куклам мячи, ребенок устанавливает их равное или неравное количество).

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражне­ния, подражая педагогу (подражательные упражнения). К таковым относятся упражнения на развитие артикуля­ционного аппарата, на закрепление культурно-гигиеничес­ких навыков, с дидактическими игрушками и др.

Упраж­нения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, ко­торые он решал под руководством педагога. Иными сло­вами, ребенок переносит ранее усвоенные способы дей­ствий на новое содержание. Например, сначала малыши упражнялись в рисовании кругов («клубочки», «мячи»), потом им предлагают нарисовать воздушные шарики.

И, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. Так, в старшей группе дети упражняются в составлении загадок, в придумывании кон­цовки к рассказу, сказке, в изготовлении игрушек из при­родного материала.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обу­чении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрес­ти новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предме­тов эффективны поисковые действия ребенка, направлен­ные на определенный результат.

Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут) различных предметов: опуска­ют в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относи­тельно их способности плавать. Благодаря поисковым дей­ствиям развивается наглядно-действенное мышление.

Важно

Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) облада­ют признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).

Выявление скрытых признаков осуществляется с помо­щью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с деть­ми создает специальные условия, которые помогают опре­делить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты пре­вращения воды в пар, снега – в воду; опыты с песком и глиной, с воском.

Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, ко­торые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность срав­нивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование– наглядно-практический метод обуче­ния.

Метод моделирования, разработанный Д. Б.Элькониным, Л. А.Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с по­мощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип заме­щения: реальный предмет ребенок замещает другим пред­метом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – каш­кой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).

Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Модель представляет собой обобщенный образ суще­ственных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта.

В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям.

В дошкольном обучении используются разные виды моделей.

Прежде всего предметные, в которых воспроиз­водятся конструктивные особенности, пропорции, взаимо­связь частей каких-либо объектов. Это могут быть техни­ческие игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схемати­ческие модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графичес­ких знаков.

Совет

Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-симво­лы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Педагог учит детей моделированию при составлении пла­на (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршру­та (путь из дома в детский сад). Распространенными пред­метно-схематическими моделями являются чертежи, вык­ройки.

Использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагиро­ваться от несущественных признаков при познании пред­мета. Освоение модели сопряжено с активными познава­тельными обследовательскими действиями, со способнос­тью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Игровые методы и приемы

Достоинство игровых методов и приемов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

Читайте также:  Второе высшее образование: самые востребованные направления, второе высшее педагогическое образование, юридическое, экономическое и информационное

Игровые методы:

– дидактическая игра,

– воображаемая ситуация в развернутом виде,

Игровые приемы:

– вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий,

– загадывание и отгадывание загадок,

– введение элемен­тов соревнования,

– создание игровой ситуации.

Наиболее распространенным игровым методом является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова).

Первая функция– совершенствование и закрепление знаний.

При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения.

Сущность второй функ­циидидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, на­пример, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

Обратите внимание

Напри­мер, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточ­нения знаний о родном городе – игра-путешествие, для обо­гащения представлений о декоративно-прикладном искус­стве – игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путеше­ствие в прошлое».

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания (вдруг воспита­тель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

Словесные методы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными.

Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Словесные методы:

– рассказ педагога,

– беседа,

– чтение художественной литературы

Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, ху­дожниках; о родном городе и т.п.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наи­более существенном.

В младших группах рассказ сопровождается демонст­рацией наглядного материала (предметы, их изображения). Так уточняются образы героев, облегчается восприятие последовательности событий.

Наглядный материал ис­пользуется и в обучении детей среднего и старшего возра­ста, когда в рассказе повествуется о событиях, которых не было в личном опыте детей (подвиги русских богатырей, космические полеты и т.п.).

В таких случаях словесные образы опираются на зрительные

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена.

В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются.

Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением.

Важно

Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

Беседадиалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива

По содержаниюразличаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные – начиная со средней группы.

Этические беседыимеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных беседопределяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жиз­ни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим целямвыделяют беседы вводныеиобоб­щающие (итоговые).

Назначение вводной беседыподгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседапроводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни.

Чтение художественной литературы. Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мыш­ления, воображения, памяти.

В дошкольном обучении чте­ние художественных произведений преследует еще одну за­дачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения.

Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образ­ного и словесно-логического мышления.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспита­тельном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Педагог подготавливает детей к восприя­тию произведения краткой беседой, ставит перед ними учеб­но-познавательную задачу. Следует продумывать сочета­ния чтения с другими методами, в частности с наглядными. После чтения проводится беседа, помогающая ребенку пол­нее осознать содержание произведения.

Совет

В ходе беседы пе­дагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В процессе обучения используются словесные при­емы: вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfdf.html

Практические методы

К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его. Источником нового знания и умения для учеников в данном случае являются выполняемые ими практические действия.

Потенциально практические методы обучения в наибольшей степени соответствуют идее об обеспечении усвоения учащимися знаний в ходе их реальной собственной деятельности. При этом в школе ученикам приходится выполнять действия хотя и практические, но учебные, по большей части не с реальными предметами, процессами, а в учебной обстановке.

Причем многие из этих действий не имеют прямой связи с настоящей жизненной практикой (или учащиеся по разным причинам не в состоянии увидеть эту связь). Это снижает их обучающее и особенно воспитывающее значение.

Сочетание учебных практических действий с игровыми в одних случаях и максимально возможное приближение их к жизненным условиям в других способствует компенсации этого недостатка, повышению их воспитывающей и обучающей роли.

К практическим методам обучения обычно относят упражнение, графическую работу, лабораторную работу, практическую работу.

Упражнениеэто повторное или многократное выполнение практического или умственного действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения.

Особенно важное значение данный метод имеет в начальных классах (при формировании первоначальных навыков письма, чтения, выполнения вычислительных действий, в работе с инструментами и оборудованием на уроках труда и др.).

В.П. Стрезикозин выделял упражнения подготовительные, обучающие и тренировочные в зависимости от степени овладения учащимися вырабатываемым умением. В зависимости же от характера выполняемых действий различают упражнения на воспроизведение известного (репродуктивные), на применение умений в учебной или реальной обстановке и творческие упражнения.

На уроках ученики выполняют письменные и устные упражнения. Οʜᴎ могут выполняться индивидуально и фронтально (к примеру, хоровое пение, скандирование, счёт и др.).

Обратите внимание

Перед выполнением действия учениками учитель показывает образец его выполнения и объясняет, как оно выполняется.

Далее обычно действие выполняется в облегчающем его восприятие виде (замедленное, расчлененное) при сопровождении объяснением каждого элемента.

Для проверки понимания теоретической основы упражнения учитель может спрашивать учеников, организовывать поэлементное выполнение ими действий. После этого опять демонстрирует действие в реальном виде и организует выполнение его учащимися.

Простое выполнение, механическое повторение действия не влекут автоматически его совершенствования. Так, почти никто из ежедневно и много пишущих студентов не совершенствует своего почерка. Наоборот, у многих он ухудшается. Совершенствуется умение, воспитываются положительные нравственные качества, развивается мышление в ходе выполнения упражнений при следующих условиях:

– осмысление учащимися теоретической основы упражнения;

– сознательная направленность на улучшение, совершенствование умения;

– строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;

– разнообразие упражнений и их постепенное усложнение (выполнение упражнений на различном материале в различных условиях);

– анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок и путей их устранения;

– правильное распределœение упражнений во времени (не чересчур частые, чтобы было время для осмысления и не наступило чрезмерное утомление, и не чересчур редкие, чтобы не наступало забывание навыка);

– содержание и форма организации деятельности должны быть интересными для учащихся, следует организовывать упражнения на материале, имеющем познавательную и воспитательную ценность (использовать игру, обеспечивать получение в результате упражнений практически полезного результата и т. п.).

Графические работы выполнение учащимися графиков, схем, чертежей и т.п. К выполнению графических работ учащиеся привлекаются на уроках всœех дисциплин во всœех классах, но особое место они занимают на уроках черчения.

В качестве требований к этому методу обучения можно сформулировать следующие:

– понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;

– высокая познавательная ценность выполняемых действий;

– знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;

– предъявление эстетических требований к оформлению работы;

– следование установленным стандартам в изображении и размещении условных обозначений.

Лабораторная работа проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других приспособлений, ᴛ.ᴇ. это изучение учащимися каких-либо явлений, процессов с помощью специального оборудования.

Лабораторные работы проводятся в средних и старших классах – чаще всœего на уроках естественных дисциплин – биологии, химии, физики, географии. Οʜᴎ могут проводиться в иллюстративном и исследовательском плане.

В любом случае к лабораторным работам предъявляются такие требования:

– четкая определœенность цели выполняемой работы, ее понятность учащимся;

– наличие плана работы (инструкции, технологической карты);

– подготовленность учащихся к использованию оборудования, выполнению действий;

– обеспечение мер техники безопасности;

– наблюдение и контроль учителя за выполнением учащимися запланированных действий;

– фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы в записях, рисунках, схемах;

– формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы.

Практические работы применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изделия, произведения, изменения изучаемого (осваиваемого) объекта. Проводятся в мастерских, на пришкольном участке и в классе с целью закрепления полученных знании, их применения, включения учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Перед проведением практической работы учитель добивается знания и понимания учащимися цели и последовательности предстоящей деятельности, мер техники безопасности в случае работы с инструментами и оборудованием. В ходе работы осуществляет наблюдение за ее ходом, в случае крайне важно сти работа приостанавливается для дополнительного инструктажа или оказания индивидуальной помощи.

При организации практических работ следует руководствоваться такими основными требованиями:

– обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний и заинтересовать их в выполнении предстоящей работы;

– привлечь их к участию в составлении плана работы;

– познакомить учеников с правилами техники безопасности (при работе с оборудованием и машинами);

– обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов работы;

– использовать групповые (коллективные) формы труда;

– стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами работы;

– завершением работы должны быть ее обсуждение и оценка.

  • – Лекция №9. Практические методы обучения

    Практические методы Практические методы – это группа методов по источнику – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся. НО! Самостоятельная работа по одному из уже названных источников. Самостоятельная работа предполагает формирование знаний и… [читать подробнее].

  • – Практические методы и приемы

    Основываются на активной двигательной деятельности обучаемых. Эти методы можно условно разделить на две группы: 1. Методы строго регламентированного упражнения. Эти различия относительны, так как момент регламентации имеется в любом методе. К методам строго… [читать подробнее].

  • – Практические методы коррекции амплитудно-частотной характеристики системы воспроизведения звука в помещении

    1. Контрольный микрофон располагается примерно в середине помещения, по направлению к сцене. Затем он подключается к одному из каналов микшерного пульта, устанавливается в этом канале линейная характеристика и постепенно увеличивается уровень сигнала этого микрофона. В… [читать подробнее].

  • – Лекция 5. Практические методы расчета токов трехфазного короткого замыкания.

    Лекция 4. Токи трехфазного короткого замыкания. ния. ЭДС генераторов симметричны, т.е. не содержат обратной и нулевой составляющих. Отсюда следует, что: а) в электрических системах существуют… [читать подробнее].

  • – Наглядные и практические методы обучения

      Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со… [читать подробнее].

  • – ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

      Наглядные методы условно делятся на две группы: 1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. Иллюстративные пособия могут быть сделаны учениками, так как это способствует лучшему… [читать подробнее].

  • – ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    Практические методы обучения – это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический харак­тер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок… [читать подробнее].

  • – Практические методы определения работоспособности

    Практические методы определения работоспособности и бризантности Способы ведения взрывных работ Практические методы определения работоспособности и бризантности. Лекция № 7 Под фугасным действием понимают общее действие… [читать подробнее].

  • – Практические методы определения работоспособности

    Практические методы определения работоспособности и бризантности Способы ведения взрывных работ Практические методы определения работоспособности и бризантности. Лекция № 7 Под фугасным действием понимают общее действие… [читать подробнее].

  • – Практические методы

    Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы. … [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256819_prakticheskie_metody

    Методическая разработка на тему: Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики

    государственное бюджетное образовательное учреждение

    профессиональной образовательной организации

    «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»

    Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики

    Методические рекомендации

    Магнитогорск  2017

    Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики.

    Методические рекомендации.

    Разработчик:

    В.Х.Гайсина – мастер производственного обучения ГБОУ ПОО МТК

    Методист-консультант:

    Е.А. Шивцова – методист ГБОУ ПОО МТК

    Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи опыта.  

    Введение

    Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.

    Мастерство мастера производственного обучения состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки специалистов.

    Использование разных методов значительно повышает степень усвоения студентами профессиональных знаний и навыков, так как профессиональное обучение готовит специалистов к труду в заранее избранной им сфере деятельности.

    Методы производственного обучения

    Не довольствуйтесь достигнутым,

    ищите новые пути и способы

     обучения и воспитания – такова формула

    педагогического творчества.

    Важно

    Методом производственного обучения принято называть  способ совместной деятельности мастера производственного обучения и студентов, в результате которой достигается усвоение ими определенных знаний, профессиональных умений и навыков и формируется мировоззрение студентов.

    В период учебной практики применяются различные методы обучения,

     которые по источникам знаний и умений разделяются на

    – словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т.п.);

    -наглядные (показ трудовых приемов и действий, демонстрация наглядных пособий, применение экранных средств, наблюдения учащихся и т.п.);

     -практические (упражнения, лабораторно-практические работы, решение производственно-технических задач  и т .п.).

     Словесные методы используются, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании студентов в процессе их работы.

    Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктажа. Среди них следует особо выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании студентов образец трудовых действий (приемов, способов, процессов), которые должны освоить. Особое значение этот метод имеет в период изучения приемов и операций.

     Важнейшим для производственного обучения является практический метод – прежде всего упражнения.    

         Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования.

        Весь процесс практического обучения нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у студентов основ профессионального мастерства. В этой связи упражнения является основным методом практического обучения и должны удовлетворять следующим требованиям:

    1) упражнения – это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией;

    2) каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную – что, как и сколько сделать в процессе упражнений.

    Совет

    Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до студентов и осознаны ими;

    3) упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью студентов . Корректировка деятельности студентов в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели;

     4) выполняя упражнения, студент должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно- производственные задания;

    5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности студентов ;

    6) в процессе выполнения упражнений студенты должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);

    7) на каждом этапе выполнения упражнения студент  должен четко представлять, каких результатов он добился.

    В начальном периоде обучения выполняются упражнения по изучению трудовых приемов. Мастер показывает приемы, студенты наблюдают их, осмысливают и воспроизводят эти приемы. Мастер проверяет правильность выполнения приемов и при необходимости дает дополнительные объяснения.

    Обратите внимание

    Перед выполнением этих упражнений может появляться необходимость в выполнении подготовительных упражнений для выработки правильной рабочей позы, умения держать инструмент, координации движений. Мастер, наблюдая за работой студентов, своевременно оказывает учащимся помощь.

    Упражнения выполняются с соблюдением последовательности от простых приемов к более сложным.

    Упражнения в выполнении трудовых операций необходимы для освоения студентами определенной законченной части трудового процесса. В зависимости от особенностей выполнения трудовых операций могут быть использованы разнообразные приемы.

    Технические требования к детали, свойства обрабатываемых материалов, конструкции станков и инструментов влияют на последовательность выполнения этих упражнений. Упражнения выполняются в таком темпе, который давал бы ребятам возможность постепенно овладевать скоростными навыками.

    Устанавливаются определенные нормы времени для их выполнения.

    Для улучшения инструктирования студентов им целесообразно выдавать инструкционно – технологические карты, в которых определена последовательность работы.

    Упражнения в выполнении учебно-производственных работ состоят в формировании сложных навыков, необходимых для выполнения работ по определенной профессии. Мастера производственного обучения ориентируют студентов на умение сочетать различные операции при изготовлении сложных изделий.

    Применение практических методов на занятиях учебной практики

    Для проведения занятий учебной практики мастером используются учебно-производственные мастерские .

    Главной задачей является сформировать у студентов интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии на предприятия.

    Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из студентов начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.

    Важно

    На базе учебно-производственной мастерской  студенты отрабатывают первичные умения по выполнению практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве.

    Для проведения занятия  учебной практики группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта.

        На организационном этапе я проверяю явку студентов на занятие,  внешний вид, готовность к работе.

    На этапе вводного инструктажа сообщаю тему, цель урока, по необходимости провожу опрос по учебному материалу, изложенному на предыдущих уроках.

    При объяснении нового материала показываю его значение для освоения рабочей профессии, разбираем последовательность выполнения работ по инструкционно – технологическим картам, характеризую оборудование, приспособления, инструменты, применяемые при работе, показывая приёмы работ в рабочем и замедленном темпе.

    Сначала показываю:

    – целостный показ в рабочем темпе;

    – замедленный показ с объяснением;

    – показ отдельных движений;

    – повтор целостного показа в рабочем темпе.

    При показе следует обратить внимание:

    а) как держать инструмент;

    б)  на рабочую позу;

    в)  на координацию движения с инструментом.

    Эффективность показа зависит от:

    – осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;

    – необходимости правильного применения приемов в процессе работы;

    – умения мастера заинтересовать студента.

     Рассказываю о самоконтроле и его приёмах, рациональной организации рабочего места, инструктирую о технике безопасности. Особое внимание приходится  уделять предупреждению брака, с этой целью показываю типичные ошибки. Далее с помощью вопросов, проверяю усвоение студентами нового материала.

     На следующем этапе текущего инструктажа  даю характеристику самостоятельной работы студентам. Далее проводятся практические работы, в процессе которых я сочетаю целевые обходы рабочих мест с текущем инструктажем.

    Суть таких обходов – наблюдений в том, что при каждом обходе рабочих мест студентов я намечаю для себя определенную цель наблюдения и инструктирования, где делаю указания, давая пояснения, помогаю исправить допущенные ошибки студента.

    Совет

    Моя задача  при текущем инструктировании – следить, чтобы студенты никогда не были предоставлены сами себе, не выполняли работу наобум, чтобы в процессе работы применяли правильные приемы и способы работы

    Инструктирование в процессе работы студентов  методически нужно строить так, чтобы учить их самостоятельно определять правильность хода работы, выявлять допущенные или намечающиеся ошибки или отклонения от нормы, определять их причины, намечать способы устранения и предупреждения.

          На заключительном инструктаже в беседе со студентами я разбираю особенности выполненных  ими работ, обращаю  внимание на то, к каким последствиям привели отступления от установленного технологического режима и технических требований.

    Беседу веду таким образом, чтобы как можно более полно использовать знания и накопленный студентами опыт, подвести их к самостоятельным выводам, научить анализировать результаты выполнения заданий и находить способы устранения  возникающих в процессе работы неполадок.

    Также на  этапе заключительного инструктажа подвожу итоги  занятия, выставляя оценку за качество выполненной работы, анализирую наиболее характерные недочеты и способы их устранения, рассказываю о успехах и недостатках каждого студента.

          Особое внимание должно уделяться ведению студентами дневников производственного обучения. Каждый студент ежедневно записывает в дневник, какие работы он выполнял, сколько времени затратил на каждую из них.

            Когда студенты имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, то  из них получается настоящий специалист.

    Используемые источники:

        1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2008.

        2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельного метода.- Москва, 2006г.

    3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие/ – М.: Издательский центр «Академия»,2006.

    Обратите внимание

    4. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    5. Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования: Учеб. Пособие под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,2003.

    6. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов нД:МарТ, 2002.

    Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/03/21/primenenie-prakticheskih-metodov-obucheniya-na

    Практические методы обучения

    Поиск Лекций

    Методы и приемы, используемые на занятиях

    Метод— это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

    В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

    a) наглядные;

    b) практические;

    C) словесные.

    Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

    Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.

    ), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

    В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

    НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

    Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

    Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

    В обучении детей используются наблюдение разного вида:

    – распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

    – за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

    – репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

    Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

    – ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

    – планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

    – учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

    – высокая умственная активность и самостоятельность детей.

    Метод демонстрации включает различные приемы:

    – Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

    – Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

    – Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

    – Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

    Важно

    Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

    1) расширение представлений детей и развитие их речи;

    2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

    Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

    Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

    – предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

    – после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

    – через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

    – после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

    Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми.

    Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр.

    Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

    Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства.

    Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение.

    Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

    Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

    Совет

    Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения.

    Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем.

    Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

    Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

    Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал.

    При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

    Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

    Практические методы обучения

    К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

    – упражнения;

    – игровой метод;

    – элементарные опыты;

    – моделирование.

    Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

    Обратите внимание

    Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

    – подражательного характера;

    – конструктивного характера;

    – творческого характера;

    – игровые.

    Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

    Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

    Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://poisk-ru.ru/s30203t8.html

    Ссылка на основную публикацию