Как раньше сдавали экзамены в ссср в 10 классе? и как сдают теперь?

Дневник: Экзамены 1980 года

Судя по статистике (1300 просмотров и 46 комментов) маленький кусочек дневниковой записи советского десятиклассника из далёкого 1980 года привлёк интерес читающей публики. С неменьшим интересом и одновременно — с некоторой опаской я продолжил чтение.

А прочитав, решил выложить события июня — июля 1980 года, убрав несколько пассажей личного характера, совершенно неинтересных широкой публике. Есть и описание — хотя и довольно краткое выпускного вечера (28 июня).

Мне самому интереснее оказались не сами события (из которых я помню, пожалуй, только выпускной), а мои наблюдения, появившиеся при прочтении дневника.

Итак,

5 июня 1980 г. ~24.00

Сегодня был экзамен по литературе (устно). В. был во второй смене, я в первой. Подробно обо всём не пишу, благо уже 2-3-4 раза обо всём уже рассказывал. В. утверждает, что у него (11 билет) пятёрка и у меня тоже. Ну что ж, пусть будет так.Через 3 дня будет контрольная по алгебре.

8 июня 1980 г. 23.05

Завтра контрольная по алгебре. Пишу шпоры.

18 июня, среда. 11.23

Обратите внимание

Сдал химию. Странный факт: вчера па говорил, что у меня будет 12-й билет. По истории тоже был 12-й. И по химии попал 12-й. Думаю, сдал хорошо.

22 июня. 18.55

Только что приходили АМ и ОР. Сказали, что кто-то из «В» класса засыпался на шпорах. А. дала тому шпоры, тот — и другим. И у всех конфисковали. Могут устроить им пересдачу экзаменов по истории. «Наша политика такая — говорить, что у нас никто по истории не списывал».Пишу физику, но неохота.

28 июня. 6.20 утра

Вчера был вечер:1). сначала вручали аттестаты2). концерт3). ели4). танцевали5). ели6). танцевали7). катались на теплоходе8, 9). ели, танцевали.Потом я с АВ ушёл в конец 2-го этажа, болтали с ним.

Потом пошли к остальным, те уже на улице: затеяли гуляние.Пошли по Ленинградскому во всю ширь. Потом я и АВ откололись, вслед за АМ и ОР. Потом мы с ним ещё болтали чуть не до шести.Витька уезжает завтра. Может, пойду провожать.

Пошёл спать.

4 июля, пятница

Ну и деньки пошли! Позавчера МАЗ врезался в автобус. Говорят, 27 человек погибло и что весь песок, высыпавшийся из самосвала, был красный от крови. Вчера ехал, видел: автокран на трамвай налетел. Трамвая первый вагон передком слез на дорогу и торчит в корме у крана.

Сегодня, когда в АЛТИ ехал, увидел трактор «Беларусь»: корма с большими колёсами стоит как следует, а передок лежит на боку, и почти отвалился.Сегодня я был на подготовительных курсах. Физик — похож на Максима из к/ф «Юность Максима», а математичка — мать Сашки Ш.После АЛТИ зашёл в поликлинику, где оформил окончательно свою справку.

Всё, пошёл смотреть по TV «Бронзовую птицу» (2-я серия).

5 июля, суббота. 14.35

Сейчас вернулся из АЛТИ. Жарко, так что кожанку вёз в руках. Сегодня были математика (какие-то многочлены слагали и разлагали, что-то об алгоритмах толковали), литература (полчаса диктовала глупые слова, потом писали сочинение под диктовку (темы)).

Настроение было тошное, хотелось плюнуть на всё и смыться домой. Сейчас шёл с остановки, встретил О., она поступает в пед, а я сказал, что в АЛТИ, она меня обнадёжила.Сейчас посмотрю кино («Бронзовая птица», 3-я серия), поем, отнесу книгу Косте. Надо будет навестить В.

, сходить в наш магазин — купить отцу на день рождения галстук.

20.15

Важно

Сегодня были литература и химия.С литературы я удрал с ОР и АМ. НА лестнице у А. отвалился каблук, и мы по всему городу гоняли в поисках мастерской. У «Рубина» нашли.

Сходили в столовую, поехали в «Фотографию». Там маялись более чем полчаса, т.к. был обед. Потом поехали на Факторию заказывать торт для АВ (на Birthday), но нет. Потом пошли по домам.

Сейчас вернутся па&ма с дачи.

13 августа

Наконец-то сдал последний экзамен — сочинение. Было три темы:1). Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».2). Мудрость жизни героев произведений Горького (я её писал).3).

Что-то там о Малой Земле и «Возрождение» Брежнева.Восстановлю хронологию событий:1 августа — математика (письм.)4 августа — физика (24 билет)8 августа — химия (22 билет)13 августа (сегодня) — сочинение.

22 августа, точнее 23-е, т.к. времени уже 0.08

22 августа мы (8 девчонок и 7 парней) ходили на кино «Свекровь» в наш ДК. Потом сели на 42-й, доехали до морского-речного вокзала, прошлись по пристани и потопали дальше, дошли до театра, прошлись по саду там, затем пошли по набережной, наконец, вышли к мед. институту, пошли к трамвайной остановке, рванули, залезли.В воскресенье (24 августа) собираемся у Леоновой дома (у неё никого не будет). 0.23

1 сентября

Сегодня, в ночь с 1 на 2 сентября я уезжаю в колхоз поездом 666 в 00 ч. 35 мин.

____________________________________________________________

Источник: https://ozzeoz.livejournal.com/158266.html

Год 1985, как я сдавала экзамены и проч

naiwenЛена murmyak попросила меня рассказать про 1985 год, а я не могу ничего рассказать интересного. Год был, так сказать, переломным, знаковым – начало падения СССР, или, иначе можно сказать, начало конца эпохи. Натали написала бы красиво – про веяния времени, про судьбу человека в контексте судьбы страны и все такое.

А я про 85-й год ничего такого не помню, и все мои воспоминания этого года – чисто бытовые. Сдавала экзамены. Выпускные, потом вступительные. Впрочем, на излете советской власти и на излете школьных лет у меня случился с этой самой советской властью конфликт

Год был юбилейный – 40 лет Победы.

И вот десятиклассницу, отличницу, активистку военно-патриотической работы (так это тогда называлось) с треском снимают с юбилейного мероприятия – тематического московского областного конкурса чтецов. Скандал заключался в том, что я заявила стихотворение (отрывок из поэмы) Давида Самойлова «Ближние страны» – «Мы стояли на том берегу…».

Пикантность же ситуации была в том, что стихотворение я взяла не с потолка и не откуда-нибудь из самиздата, а из вполне официально изданного в издательстве «Московский рабочий» сборника стихов Самойлова.

То есть высокое цензурное начальство его пропустило, а чиновники от образования (или культуры, или от комсомольского начальства – не знаю точно, кто там был ответственным в итоге) решили проявить коммунистическую бдительность. В свои семнадцать лет я была нормальным подростком из среднеинтеллигентной семьи, вероятно, многое понимала, но диссидентствовала в меру.

И, заявляя Самойлова, никакой особой фиги в кармане не держала: вот книга, вот стихотворение, а в чем проблема, оно разве не про героизм… эээ… братского социалистического народа и его местного движения Сопротивления? Стихотворение пришлось снять после того, как пригрозили исключением из комсомола и плохой характеристикой на выпуске.

Но на конкурс выпустили с заменой программы на «политкорректное» – «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», за которое и дали второе место (а до этого на районе я читала два стихотворения Высоцкого – «На братских могилах» и «Песня о земле» – и ничего, Высоцкого начальство как-то съело, хотя тут, пожалуй, личного хулиганства с моей стороны было больше, чем в случае Самойлова). А интересно тут еще вот что: когда в сети мы познакомились с Е-Антрекотом el_d, то вдруг выяснилось, что в тот же год ее тоже сняли… с Одесского областного конкурса чтецов… за то же самое стихотворение Самойлова. И она тоже безуспешно пыталась объяснить, что стихотворение-то – легальное, подцензурное…

Оба стихотворения – и Самойлова «Мы стояли на том берегу», и Симонова «Ты помнишь, Алеша…» – до сих пор в копилке самых любимых. До сих пор могу прочесть не абы как, а с чувством, толком, со слезой ;)Выпускные проехала без особых проблем.

Совет

Напишу сейчас, что мы тогда сдавали, потому что подозреваю, что потом это быстро все менялось, и много раз; а у нас был последний, можно сказать, стопроцентно советский (не «перестроечный») выпуск. Письменно: сочинение и математику (вместе алгебру и геометрию), устно: литературу, историю, английский, физику и химию. Кажется, я ничего не забыла.

До сих пор не понимаю, как сдала на пятерки физику и химию (органическую!), а также геометрию. Несмотря на начитанность, школьные сочинения я писать не умела и не любила, и рассчитывала выехать на «свободной теме»: поскольку год был, опять-таки, юбилейный, то предполагалось, что свободную тему дадут по военной литературе.

Так оно и случилось: за основу я взяла повесть Быкова «Обелиск» (опять-таки, любила и люблю). Остальное в школьном варианте серьезных проблем не представляло. Выпускной помню плохо. Отмечали в школе, других вариантов в то время практически не предлагалось. Стол – бутерброды, конфеты и – шампанское! – обеспечивали родители.

У меня было голубое, специально пошитое платье, и ради выпускного вечера я впервые в жизни (в семнадцать лет!) накрасила глаза.Вступительные в историко-архивный сдавала смешно. Надо было сдать четыре экзамена: сочинение, историю устно, английский устно, русский и литературу устно.

Прихожу на сочинение – ну, думаю, сейчас опять напишу вольную тему, опять про войну (единственное, что я умею писать), тут пишут на доске темы, и у меня отпадает челюсть. Потому что вольной темой дали не войну, а «руководящую роль коммунистической партии в социалистическом строительстве», или что-то в этом духе.

И тут я, естественно, ни бельмеса (а что тут вообще можно написать? И писал ли кто-нибудь вообще такие темы?). Смотрю остальные темы: что-то о маленьких людях у Достоевского. Достоевского знаю и люблю, но – опять-таки – совершенно не способна написать формализованное сочинение «по правилам». Значит, Достоевский тоже отпадает.

В итоге я написала «тему родины в произведениях Сергея Есенина». Дело в том, что я ходила в МГУ на подготовительные курсы-лекции.

В семнадцать лет я обладала двумя замечательными свойствами: умением записывать любые лекции быстро и практически дословно (правда, прочесть эти лекции, кроме меня, не мог бы никто) и идеальной механической зрительной памятью (прочитанный два раза учебник воспроизводила дословно – правда, забывала после сдачи тоже моментально).

Обратите внимание

И вот сделала стойку на Есенина исключительно потому, что у меня была записанная лекция точно на такую же тему, которую я дословно, добросовестно, вместе со всеми цитатами из стихов, и воспроизвела за отведенное время.

Поставили мне четверку (не знаю, за что – подозреваю, что за ошибки в пунктуации) – но это был хороший результат, потому что потом выяснилось, что пятерок за сочинение было всего две на всем курсе.

Из них одна – у девицы настолько блатной (она же единственная набрала на всех экзаменах высший балл – 20 баллов, все пятерки), что несмотря на все усилия высокопоставленного родителя, девицу пришлось отчислить через год или полтора.К устному по истории я была готова действительно хорошо: год занималась с репетитором.

Это был художник, а не репетитор, он и до сих пор работает – Завадье Александр Самуилович (сейчас уж совсем старенький, ветеран войны). Много лет после я поддерживала с ним отношения, и до сих пор иногда звоню, поздравляю с Новым годом и с Днем Победы. Но все равно волновалась: конкурс большой, ходили упорные слухи, что зарежут всех, кто без блата. Зарезать на устном экзамене по истории, как бы хорошо абитуриент не был подготовлен – нет никаких проблем. Именно в те годы ходил анекдот:

Поступает студент с большим блатом.- В какие годы была Великая Отечественная война?- В 1941-1945.- Пять, идите.Поступает студент с маленьким блатом.- В какие годы была Великая Отечественная война?- В 1941-1945.- Сколько миллионов советских людей погибло?- Двадцать миллионов (тогда это была официальная цифра, уже во время нашей учебы в институте она начала плясать от двадцати до сорока миллионов, и в итоге остановилась на отметке около 27 млн.).- Пять, идите.Поступает студент без блата.- В какие годы была Великая Отечественная война?- В 1941-1945.- Сколько миллионов советских людей погибло?- Двадцать миллионов.

– Назовите всех по именам!

Вот в роли этого самого «студента без блата» все боялись оказаться, а у нас в группе сдающих были те, кто поступал по второму и по третьему разу. И тут мне – редкий случай в жизни! – фантастически, сказочно повезло. Вытаскиваю билет:Первый вопрос: движение декабристов.Второй вопрос: складывание социалистического лагеря после войны.

Про складывание социалистического лагеря я знала… ну что-то такое, что полагалось по программе (спроси сейчас – ничего не помню). Про движение декабристов я уже тогда знала больше иного экзаменатора. Видимо, я их заговорила. Экзаменационная комиссия взирала на меня с явной смесью страха и уважения.

Поэтому по второму вопросу меня почти не спрашивали, попросили только перечислить социалистические страны. И вот тут едва не случился конфуз.

Когда я назвала всех, кого смогла вспомнить (и Албания, да, да, и Албания!), то экзаменатор, уже выводя пятерку в экзаменационном листе, вдруг спросила: «А Китай?» Как говорится, слона-то я и не приметил! «Да, да, – говорю, – и Китай!» «Нет, а вы знаете, что еще непонятно пока, после всех трудностей строительства, по какому пути Китай пойдет?» (Вот, черт, думаю, какая сейчас вообще официальная установка на этот счет?).«Да, – говорю, – но, конечно, мы будем надеяться на лучшее!» – «Ну, правильно», – говорит экзаменатор, ставит мне пять, и я выскакиваю. Потом выяснилось, что это была преподаватель, читающая курс лекций по истории стран Азии и Африки, уже на старших курсах.Теперь английский. Английский у нас в школе был очень слабый, но родители не могли мне оплатить целый год занятий с репетитором. Поэтому, когда уже точно стало понятно, что надо сдавать английский, мне нашли репетитора за месяц до вступительных экзаменов. За оставшееся время, конечно, она не могла меня научить языку. Поэтому поступили проще: за этот месяц она мне написала в тетрадку все так называемые «темы», около двадцати популярных. И я все это тупо выучила наизусть, таким же методом, как лекцию про Есенина и проч. Темы были все тоже удивительные: «Коммунистическая партия в борьбе за мир», «Международный конгресс молодежи», «Борьба за продовольственную программу» (правда, и «Освоение космоса» тоже). Вот эта самая «Борьба за мир» в какой-то формулировке мне и досталась. Отвечала я бойко, комиссия поинтересовалась, не в спецшколе ли я училась – и узнав, что в самой обычной подмосковной школе, спросили: «Ну тогда с репетитором занимались?» Между прочим, если бы они захотели копнуть чуть глубже и заставить меня не просто рассказывать выученный заранее текст, но и как-то обозначить понимание того, о чем я, собственно, рассказываю – о, они бы узнали много интересного. Потому что половину того, что я выучила, я не понимала ;)) Поставили мне еще одну пятерку.И на этом мое везение закончилось. Моя мама, ужасно переживавшая оттого, что я поступаю без всякого блата, решила в последний момент этот самый блат все-таки каким-то образом заиметь. Она нашла преподавательницу, которая за коробку конфет за день до устного экзамена по русскому и литературе передала маме вопросы экзаменационных билетов. В каждом билете было два вопроса по литературе (дореволюционной и советской) и одно практическое задание по русскому языку. И тут накануне экзамена я впервые узнаю, что есть, оказывается, такой вопрос в билете: «Вторая книга романа Шолохова «Поднятая целина» и ее отличия от первой». Роман «Поднятая целина» я не читала. Ни первую часть, ни вторую. Не осилила, и все тут. Но если про первую часть я знала что-то (в школе что-то проходили и писали), то про вторую часть я не могла сказать ни-че-го. В буквальном смысле ни единого слова. В школе этого не проходили, и в школьном учебнике вторая часть не упоминалась. Я понятия не имела, о чем там могло говориться. Срочно среди ночи нашли какой-то литературоведческий учебник, нашли там один абзац, посвященный второй книге «Поднятой целины», и… в общем, это было все. Пришлось надеяться на то, что этот единственный билет мне не достанется, потому что все остальное в устной форме я могла ответить более-менее прилично. И вот я смело иду… и именно этот билет про «Поднятую целину» вытаскиваю! Что было по русскому языку – не помню. Что было первым вопросом в билете – не помню. Помню только ужас оттого, что сейчас дело дойдет до второго вопроса, а я его не знаю (вы же понимаете, это такой синдром отличницы: множество людей прекрасно сдают экзамены безо всякой подготовки, не зная совершенно ничего, и для них это привычный процесс… а я так не умею, я либо знаю, либо не знаю). Ну, спрашивают меня про эту вторую часть «Поднятой целины», и тут вдруг на меня от страха нисходит вдохновение, и я начинаю говорить в таком духе: «Вот в первой части романа мы видим (то-то, то-то и еще вот то-то… напомню, что ни первую, ни вторую часть я не читала), а во второй части романа мы видим дальнейшее развитие, еще большую роль коммунистической партии, которая…» Смотрю – пять мне ставят! И говорят – замечательно, прекрасный ответ, девятнадцать баллов – считайте, что вы поступили, завтра выходите на субботник! Подвалы чистить в основном здании на Никольской!Выхожу я вся обалдевшая, родители меня встречают и спрашивают: «Ну как?» – а я отвечаю: «Я поступила». Они мне: «Ну как сдала-то?» – а я отвечаю: «Я поступила». И так много раз, пластинку заело 😉 В общем, набравшие девятнадцать и двадцать баллов еще неделю мыли подвалы, я таких замшелых подвалов в родном институте больше никогда не видела. По-моему, их не мыли со времен Ивана Грозного.

Потом приходим мы 1 сентября в институт, прочли нам несколько вводных лекций – и тут же отправили на три недели «на картошку». Точнее, на морковку – в Дмитровский район. Когда мы там окончательно все замерзли и простудились, привезли обратно и тут-то мы начали учиться. Потом через еще несколько дней в основной аудитории ко мне подошла девушка из параллельной группы и спрашивает: «Это про тебя говорят, что ты увлекаешься декабристами?» – «Да, я». – «И я тоже». Вот так мы познакомились с Натали odna_zmeia, и наша дружба продолжается уже почти двадцать три года.

А дальше надо рассказывать, какие у нас в первый год были преподаватели (Комиссаренко – все-таки колоритная была личность), но это уж будет в какой-нибудь следующий раз.

Источник: https://naiwen.livejournal.com/460655.html

Какие экзамены сдавали в конце учебного года 65 лет назад?

«Экзамены — самая ответственная пора в жизни школы, и успех их проведения зависит от качества работы школы, отдельного ученика в течение всего учебного года, особенно же последнего предэкзаменационного периода.

Учащиеся советской школы должны помнить, как необходимы знания нашей молодёжи. Советская молодёжь готовится стать строителями коммунистического общества, а «чтобы строить, — говорит наш великий вождь и учитель товарищ Сталин, — надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться.

Учиться упорно, терпеливо», — писала газета «Большевик» от 19 апреля 1951 года.

Тогда, «под руководством Коммунистической партии и лично товарища Сталина наша советская школа добивалась высоких достижений в постановке учебно-воспитательной работы и непрерывно повышала знания учащихся, а на основе их формировала единственно научно правильное марксистско-ленинское мировоззрение».

Важно

Руководителям школ было рекомендовано «провести большую работу организационного и методического порядка по подготовке и проведению экзаменов, установить ещё более тесную связь с родителями учащихся, бороться за соблюдение строгого режима внутри школы и вне её каждым отдельным учеником».

Ведь «только при настойчивой работе руководителей школ, всего педагогического коллектива района, при мобилизации всех учащихся на подготовку к экзаменам, при активной помощи партийных, советских, профсоюзных и других общественных организаций можно добиться образцовой подготовки к экзаменам и успешного их проведения», — пишет газета советского времени.

1 сентября 1949 года в Свердловске-45 (Лесной) открылась школа № 61. Согласно архивным данным, экзамены тогда сдавали не только выпускники школы, испытания на знания держали все учащиеся, начиная с 4-го класса.

Четвероклассники сдавали арифметику и русский язык устно (по билетам) и письменно и писали диктант на тему «По дороге в колхоз». Экзамены в 6-х классах сдавали по арифметике и русскому языку, ботанике и географии.

Семиклассники держали испытания на знание Конституции страны, по русскому языку письменно (изложение), устно, сдавали физику, алгебру, географию, геометрию, историю.

Экзамены на аттестат зрелости держали в 10 классе. Выпускникам приходилось писать сочинение на одну из тем: «Советская литература — знаменосец борьбы за мир и счастье народа», «Образ великого вождя человечества в творчестве Горького и Маяковского», «Пушкин и декабристы». Они тянули билеты по литературе, геометрии, алгебре, немецкому языку, физике, химии, истории СССР.

В июне 1968 года состоялся последний выпуск десятых классов школы № 61. 220 выпускников школы получили аттестаты о среднем образовании. Коллектив учителей перешёл во вновь открывшуюся в 1968 году школу № 74. А школа № 61 была реорганизована в восьмилетнюю и просуществовала ещё семь лет.

В статье использованы материалы городского архива, предоставленные заведующей архивным отделом администрации городского округа «Город Лесной» Натальей КОКОУЛИНОЙ.

Источник: http://vestnik-lesnoy.ru/kakie-ekzameny-sdavali-v-kontse-uchebnogo-goda-65-let-nazad/

Как студенты сдавали экзамены в СССР? Студенческие байки

И первым экзаменом на ней поставил деканат нашей группе высшую математику. Хотя, конечно, первая сессия вся из себя не подарок была. Неорганическая химия, начертательная геометрия.

Но и то, и другое… Нет, никакого сравнения с вышкой!
Не скажу, что преподаватель по ней зверем был. Нет, как раз-таки нет. Наоборот. Знающий специалист, увлеченный своим предметом и, самое главное, имеющий редкий талант увлечь своим предметом других.

Да и человек, сам по себе, не вредный. Без разных там преподавательских фанаберий.

Совет

Нет, хороший препод у нас по вышке был. Хороший. Но предмет сам по себе… Дифференциалы эти. Интегралы, тригонометрическое счисление. Ужасы нашего студгородка. Да к тому же — первый экзамен первой сессии. Соответственно, шли мы на него, дрожа всеми коленками без исключения — что девчонки, что пацаны — и время от времени поклацывая зубами.

Да к тому же… Правда, об этом мы потом узнали! К тому же в день перед нашим экзаменом у них на кафедре высшей математики кто-то там докторскую защитил. Естественно, весь преподавательский состав кафедры вечерком, после защиты (свежеиспеченный доктор проставился!), это дело и отметил.

Хорошо отметил! И в финале этого сабантуя вся кафедра дружно легла мордами в салаты.

Но мы-то следующим утром этого не знали!

Приходим на экзамен… И так коленки дрожат, зубы клацают, чудом сохранившиеся в голове мысли даже в маленькую кучку не собрать, не говоря уже о средней или о большой. Какие уж тут интегралы? К тому же и препод сидит в аудитории, нас встречает…
Глаза краснющ-щие, кровью налитые, взгляд зверский и сам весь ощетинился, как ёж. Типа перед тем, как завалить, я вас всех ещё переколю и искусаю.

Всё. У нас душа в пятки ушла, а остатки того настроения, что ещё оставалось, упали ниже уровня городской канализации.
Нам-то откуда знать, что взгляд тот и не зверский совсем?! А похмельный. Глаза же красные от того, что празднование защиты затянулось и завершилось уже ближе к утру.

Когда мы зубы перед экзаменом чистить начали. И преподу нашему не до интегралов или дифференциалов. Рассольчику бы ему. Да граммов сто хорошего коньячку на опохмел. Но мы-то — откуда?! А он сам — человек воспитанный, культурный. Студенты (а самое главное, и студентки!) в аудитории.

Как? Как, если даже с собою и принесено?!

Поэтому сидим мы в аудитории и смотрим друг на друга. Какие там билеты, вопросы? Какая подготовка к ответу?! Сидим — смотрим. Он — на нас, мы — на него. Минуту, другую… Полчаса проходит. Ну, наш мандраж всё сильнее, сильнее.

Сидим, смотрим, ждем расправы и смерти неминуемой. Хорошо, что больше получаса наш препод выдержать не смог.
Помучился он полчаса без рассольчика, да и махнул рукой. Мол, троечники с зачетками — на выход.

Народ и ломанулся, как черепахи из вольера, по пути сбивая казенную мебель.

Расписался препод в зачетках у троечников, ещё полчасика помучался, а потом пригласил к своему столу желающих получить четыре балла. Если честно, я бы тоже — вместе с ними. А что? Четыре — хорошая оценка. Просто замечательная. И без особого выпендрежа, и стипендию платят. Нафиг ещё что-то?! У нас же не коммунизм ещё, чтобы каждому по потребности? И малым надо учиться довольствоваться.

Но дружок у меня тогда был. Он в своём Новокузнецке математическую школу заканчивал. И ему типа как в лом ехать в родной город на каникулы с четверкой по высшей математике. Он, как уже значительно поредевшая толпа ломанула за четверками, на месте остался.

Ну, а я что? Смотрю — Витька сидит, и остался с ним за компанию. Таких, как мы (кому-то — кровь из носу надо, а кто-то — чисто за компанию), осталось в аудитории человека четыре. Плюс староста. Ему-то всё равно последним.

Ведомость забрать и потом в деканат отнести.

В общем, ушли хорошисты. А мы остались.

Обратите внимание

Препод обвел нас таким… Страдальческим взглядом. Ну, и решился. Видимо, всё — никаких сил на нас, таких непонятливых придурков, у него уже не осталось. С трудом… С трудом поднял он свой портфель с пола, поставил его на стол, расстегнул застежку… И вытащил оттуда небольшую плоскую фляжку. И наборчик походных стаканчиков.

Помните, были такие — на пять капель каждый, друг в друга вставляются? А потом фиксатором — щелк. И они — все вместе, одним-единым столбиком.

Вот достал он фляжку, стопочки эти, отщелкнул фиксатор, расставил по столу — как раз шесть стопочек вышло — и говорит: «Ну что, товарищи студенты, комсомольцы, мать вашу, выпьем за ваши отличные оценки!»

Мы — в ступоре. Хорошо — не все. Староста у нас классный был, хоть и немец, но настоящий русак! Дошло до него. Значительно быстрее, чем до нас, всех остальных. Ну, он типа: «Пять минут! Я быстро. Без меня — не разливайте!» И — из аудитории. Только мы его и видели.

Как уж он там, в студенческом буфете, что на первом этаже… А там постоянно толпа, очередь чуть не до входных дверей в институт. Как он там толпу уболтал… Не знаю! Но через пять минут… Не больше! Заваливает он обратно в аудиторию.

В одной руке — трехлитровая банка с консервированными огурцами… Уже открытая! В другой — тарелка с бутербродами.

Ну, мы и отметили наши пятерки… С преподом, конечно, по граммульке. Сколько там у него в фляжке было?! Да и бутеров на тарелке… Сами понимаете — немного. Но потом пришли в общагу… В общем, хорошо отметили. Первый экзамен, как-никак. Да ещё и на отлично сдан!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/prozazhizni/articles/77207/

Как сдавали экзамены сто и двести лет назад

Чтобы узнать, как сдавали экзамены в императорской и советской России, как к ним готовились и что при этом чувствовали, мы решили заглянуть в дневники и письма, которые оставили после себя Гоголь, Блок, Писарев, а также некоторые русские учёные.

Оказалось, что здесь можно найти всё: скуку и напряжение, трудности и секреты успеха, усталость и счастливое освобождение. Фрагменты, которые мы выбрали, не всегда отражают сам экзаменационный процесс, но помогают ярче представить прошлое и лучше осознать свой собственный опыт.

Благодатная способность забвения

Дмитрий Писарев

Воспоминания о своих учебных годах известный публицист и литературный критик оставил в автобиографической статье «Наша университетская наука» (1863 г).

Семью годами ранее шестнадцатилетний Писарев окончил третью Санкт-Петербургскую гимназию — «с медалью, но с крайне посредственными знаниями и весьма невысоким умственным развитием».

Мы выбрали отрывок, в котором Писарев раскрывает главный секрет студенческого успеха.

Важно

Итак, я — студент. Позади меня в близком прошедшем лежит побеждённая груда личных врагов моих, груда тех учебников, которых сумма в совокупности называется гимназическим курсом.

Над этой хаотической грудой поверженных и бессильных противников, как символ примирения и прощения, сияет кротким и умилительным блеском первая серебряная медаль с изображением богини мудрости и с многозначительной надписью «преуспевающему».

Внешние результаты моего пребывания в гимназии оказываются блистательными; внутренние результаты поражают неприготовленного наблюдателя обилием и разнообразием собранных сведений: логарифмы и конусы, усечённые пирамиды и неусечённые параллелепипеды перекрещиваются с гекзаметрами «Одиссеи» и асклепиадовскими размерами Горация; рычаги всех трёх родов, ареометры, динамометры, гальванические батареи приходят в столкновение с Навуходоносором, Митридатом, Готфридом Бульонским… 

Пять распространённых заблуждений о работе памяти

И при всём том мне только шестнадцать лет, и я всё это превозмог, и превозмог единственно только по милости той драгоценной способности, которой обильно одарены гимназисты. Той же способностью одарены, вероятно, в той же степени кадеты и семинаристы, лицеисты и правоведы, да и вообще всё обучающееся юношество нашего отечества.

Эта благодатная способность не что иное, как колоссальная сила забвения…

Сдавши, например, выпускной экзамен из истории и приступая к занятию математикой, юноша разом вытряхивает из головы имена, годы и события, которые он ещё накануне лелеял с таким увлечением; приходится забыть не какой-нибудь уголок истории, а как есть всё, начиная от китайцев и ассириян и кончая войной американских колоний с Англией.

Как совершается это удивительное физиологическое отправление, не знаю, но оно действительно совершается, — это я знаю по своему личному опыту; этого не станет отвергать никто из читателей, если только он захочет заглянуть в свои собственные школьные воспоминания…

Леонид Пастернак — «Муки творчества» (1892 г.)

Источник: petroart.ru

Положим, что сегодня, 21 мая, экзамен из географии происходит блистательно. Проходит два дня, 24-го числа те же воспитанники приходят экзаменоваться из латинского языка. Пусть тогда педагог, считающий меня фантазёром, объявит юношам, что экзамена из латинского языка не будет, а повторится уже выдержанный из географии. Вы посмотрите, что это будет.

По рядам распространится панический страх; будущие друзья науки увидят ясно, что они попали в засаду; начнется такое избиение младенцев, какого не было со времен нечестивого царя Ирода; кто 21 мая получил пять баллов, помирится на трёх, а кто довольствовался тремя, тот не скажет ни одного путного слова.

Если моя статья попадётся в руки обучающемуся юноше, то этот юноша будет считать меня за самого низкого человека, за перебежчика, передающего в неприятельский лагерь тайны бывших. Рассуждая таким образом, юноша обнаружит трогательное незнание жизни; он подумает, что педагоги когда-нибудь действительно воспользуются моим коварным советом. Но этого никогда не будет и быть не может.

Воспользоваться моим советом значит нанести смертельный удар существующей системе преподавания и, следовательно, обречь себя на изобретение новой системы. Конечно, наши педагоги никогда не доведут себя до такой печальной для них катастрофы.

«Как тяжко быть зарыту вместе с созданьями низкой неизвестности в безмолвие мёртвое!»

Николай Гоголь

В июне 1827 года восемнадцатилетний Гоголь учился в предпоследнем (восьмом) классе Гимназии высших наук в Нежине. В письме своему старшему товарищу и соученику Герасиму Высоцкому будущий писатель жалуется на провинциальную тоску и предвкушает грядущую свободу. В следующем году Гоголь закончил Нежинскую гимназию и отправился в Санкт-Петербург.

…я ничего теперь так не ожидаю, как твоих писем. Они — моя радость в скучном уединении. Несколько только я разгоняю его чтением новых книг, для которых берегу деньги, не составляющие для меня ничего, кроме их, и выписывание их составляет одно мое занятие и одну мою корреспонденцию.

Правила жизни от русских писателей

Никогда еще экзамен для меня не был так несносен, как теперь. Я совершенно весь истомлён, чуть движусь. Не знаю, что со мною будет далее. Только я и надеюсь, что поездкою домой обновлю немного свои силы.

Как чувствительно приближение выпуска, а с ним и благодатной свободы! Не знаю, как-то на следующий год я перенесу это время!.. Как тяжко быть зарыту вместе с созданьями низкой неизвестности в безмолвие мёртвое! Ты знаешь всех наших существователей, всех, населивших Нежин. Они задавили корою своей земности, ничтожного самодовольствия высокое назначение человека.

Кадр из экранизации «Носа» Александра Алексеева (1963 г.)

Источник: youtube.com

И между этими существователями я должен пресмыкаться… Из них не исключаются и дорогие наставники наши. Только между товарищами, и то немногими, нахожу иногда, кому бы сказать что-нибудь. Ты теперь в зеркале видишь меня. Пожалей обо мне! Может быть, слеза соучастия, отдавшаяся на твоих глазах, послышится и мне.

1827 г., 26 июня

«Нет на свете существа более буржуазного, чем отэкзаменовавшийся молодой человек!»

Александр Блок

Весной 1906 года Александр Блок сдаёт выпускной экзамен на историко-филологическом факультете Петербургского университета, куда он перевёлся с юридического по окончании двух курсов. К этому времени он уже написал «Стихи о Прекрасной Даме» и приобрёл некоторую известность в литературных кругах.

О методическом подходе Блока при подготовке к экзаменам вспоминает его тогдашний друг Владимир Пяст:

«С начала Великого Поста Блок тщательнейшим образом переключает весь свой обиход на потребный для экзаменного бдения. Самое испытание ещё нескоро, но Блок уже «невидим» ни для кого, кроме имеющих непосредственное отношение к задуманному им делу…

Персональная история: ресурсы с воспоминаниями и личными документами

Кроме того, он очень регулярно встаёт в одно и то же вре­мя, ест, пьёт, ходит гулять (пешком далеко) в определённые часы; занимается потом почти ежедневно одно и то же количество часов и ложится в одинаковую пору. По сдаче каждого экзамена дозволяет себе более продолжительную прогулку и, ка­жется, заходит в ресторан и пьёт красное вино… Насколько помню, это он обучил Г.И. Чулкова “пить красное вино”, именно привыкнув это делать сам между экзаменами».

7 мая, спустя два дня после окончания экзаменов Блок пишет Пясту:

«С трудом могу представить себе, что кончил наконец (5 мая) курс, и, что всего удивительнее, по первому разряду. От этого пребываю в юмористическом настроении и с гордостью ничего не делаю, и Вам пишу не по существу. Нет на свете существа более буржуазного, чем отэкзаменовавшийся молодой человек!»

В своей «Автобиографии» Блок позднее вспоминал:

«Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе».

О педантичном отношении к учёбе

Николай Дружинин

Известный советский историк, специалист по социально-экономической и политической истории XIX века. В 1908 году он учился на юридическом факультете МГУ. Из его дневников мы выбрали воспоминание об экзамене по римскому праву, к сдаче которого он долго и тщательно готовился.

Желанная цель достигнута — сегодня я выдержал экзамен по истории римского права! 3 месяца напряженного изучения учебника, между делом, волнения и страхи разрешились в каких-нибудь 10 минут.

Семь школьников о своей жизни, учёбе и будущем

«Весьма удовлетворительно» — какою жалкою кажется эта отметка сравнительно с суммою затраченной энергии и пережитых ощущений. Эта отметка выстрадана мною.

Весь вчерашний вечер и весь день до экзамена я повторял курс, без труда отвечая на все пункты программы. В общем господствовала уверенность в своих силах, но, идя на экзамен, я страшно волновался.

Совет

Болела голова, какое-то странное горячечное состояние. У дверей аудитории — толпа студентов, взволнованных и приподнятых.

Сыплются вопросы и ответы — я начинаю с ужасом сознавать, что прекрасно усвоенные понятия вылетают из головы.

Моя фамилия — вынимаю билет: дарения! Не повторял, но в общем вспомнил всё содержание билета. Отвечал слишком быстро и недостаточно точно, но без запинок; два–три вопроса по гражданскому праву — и экзамен окончен.

Студенты ВХУТЕМАСа. Москва, 1923 г.

Источник: togdazine.ru

Сравнительно с ответами других учеников, мой ответ был блестящим. Знание и особенно понимание предмета у большинства — самые низкие; незнакомы с самыми элементарными понятиями и — о ужас! — за спиной профессоров считывают с учебника. Университет превращают в гимназию, профанируют звание студента.

Исход экзамена не обрадовал меня — я вышел из Университета усталым и разбитым, еще говорил и испытывал какое-то тоскливое ощущение — всё следствие переутомления. Добрел домой, лег на постель и почувствовал всю тяжесть пережитого года…

Теперь руки развязаны. Отдохнуть, подлечиться и начать регулярную подготовку к рождественским экзаменам.

1908 г., 9 сентября

Экзаменационная борьба в советской России

Самуил Бернштейн

Советский лингвист, специалист по болгарскому языку, известный мемуарист и историк науки. В 1928 году он поступил на историко-этнологический факультет Московского университета.

Об этом он вспоминает намного позже, в 1943 году: его дневниках есть подробная запись, которая отражает все трудности, с которыми сталкивались выходцы из интеллигентских семей в эти годы при поступлении в высшие учебные заведения. Мы выбрали наиболее любопытный отрывок.

В 20-е годы двери высших учебных заведений для детей интеллигенции фактически были закрыты. Мой двоюродный брат, сын известного в Москве врача, четыре года подряд выдерживал успешно все вступительные экзамены, но каждый раз получал отказ в приёме.

Обратите внимание

Лишь проявив поразительную настойчивость, он в пятый раз поступил в Институт им. Плеханова, очень далекий от его подлинных интересов. Поступающих экзаменовали спокойно, справедливо, выставляли заслуженные баллы, но в приёме отказывали при любых оценках.

Существовала даже специальная печатка с титульным клише, которую ставили на почтовой карточке: «Сообщаем, что Вам в приёме отказано за отсутствием мест». Наоборот, принимали при самых слабых ответах на экзаменах выпускников рабфаков, детей рабочих и крестьян, молодых рабочих.

Леонид Кривицкий — «Первый рабфак» (1959 г.)

Источник: little-histories.org

Каждый поступающий в университет обязан был подать заявление с указанием факультета и отделения, автобиографию, анкету и аттестат об окончании среднего учебного заведения. Кроме того, имеющие привилегии при поступлении должны были представить справку о том, что «я сын члена Общества политкаторжан».

Поступающему нужно пройти через пять испытаний: сочинение, устный экзамен по русской литературе, физику, математику и, наконец, историю. (В те годы этот предмет назывался «обществоведение».) Первые четыре испытания идут нормально, справедливо.

Какая-то часть неугодных будет отсеяна уже на этих этапах. Но часть подойдет к последнему барьеру со щитом…

И вот здесь начнет действовать секретная инструкция — проваливать на экзамене всех тех, против фамилии которых экзаменатор увидит легкий след от хорошо отточенного карандаша.

Быть университетом в России

Всё это было для меня неожиданным и новым. Впервые в жизни я узнал, что принадлежу к неполноценным в социальном отношении людям.

Интересно было наблюдать за поведением экзаменатора. Чем увереннее и интереснее отвечал экзаменующийся, тем хуже чувствовал себя экзаменатор. Они оба сдавали свой экзамен. Но один был экзамен чести, другой — бесчестья.

Экзаменатор пытался разными вопросами сбить молодого человека, но тот превосходно парировал. На его стороне глубокие знания, большая интеллигентность и порядочность.

На стороне экзаменатора — власть, беспринципность, неинтеллигентность.

После ответа на первый вопрос начинается совещание экзаменаторов. Второй экзаменатор бросает своего подопечного и приходит на помощь. Они вдвоём должны выполнить грязное дело. К глубокому огорчению экзаменаторов и на второй вопрос о крестьянской реформе дан исчерпывающий ответ. Перед экзаменаторами сидел не будущий студент, а уже хорошо подготовленный историк.

С.М. Прохоров — «Рабфаковцы», 1928 г.

Источник: propagandahistory.ru

И ответ на третий вопрос был безупречным. Оба экзаменатора имели жалкий вид. Они должны были поставить неудовлетворительную оценку человеку, который в данной области был выше их. И они после совещания поставили «неудовлетворительно». Весь красный, не глядя на собеседника, экзаменатор сказал:

— Материал Вы знаете хорошо, но Вы стоите на антимарксистских позициях и стоите на них уверенно и твёрдо. До университета Вам будет очень полезно поработать на заводе, получить рабочую закалку.

Для меня нет сомнений, что тогда был убит будущий историк нашей родины. До сих пор я не могу забыть морды убийцы.

Важно

Не обнаружив после моей фамилии зловещей точки, он спокойно начал экзаменовать меня. Он был так утомлён борьбой, что мои ответы почти не слушал. Через пятнадцать минут в моей зачётной книжке красовалась отличная оценка.

1943 г., 4 августа

В оформлении статьи использована картина Л. Пастернака «Ночь накануне экзамена» (1895 г.)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/memories-about-examinations

You May Also Like

Основным испытанием, которое необходимо преодолеть ученикам по итогам окончания школы, является сдача ЕГЭ. ЕГЭ представляет собой выпускной экзамен, от результатов которого будет зависеть возможность поступления в ВУЗ на желаемую специальность. Поэтому, важно отнестись к нему с полной серьезностью.

Среди дисциплин, выносимых на экзамен, есть как обязательные предметы, такие как русский язык и математика(они учитываются практически во всех ВУЗах), так и сдаваемые по желанию школьника.

Обычно ученик дополнительно сдает ЕГЭ по предметам, результат которых непосредственно требуется для поступления на профильный факультет. Как и к любому другому виду экзамена, к ЕГЭ необходимо тщательно подготовиться.

Однако он в значительной степени отличается от обычных экзаменов, так как на него нет точного списка билетов и вопросов, поэтому просто почитать и выучить требуемую информацию за пару недель до сдачи не получится. ЕГЭ предполагает совершенно другой тип проверки знаний, полученных за все время обучения в школе.

До получения варианта на экзамене вы не знаете, на какие именно вопросы придется отвечать. Поэтому, чтобы получить высокий балл, важно свободно ориентироваться в данной дисциплине, а также иметь качественные, глубокие знания по всему предмету.

Можно подумать, что готовиться к ЕГЭ не нужно, что для его сдачи достаточно лишь посещать уроки. Однако это не так, подготовка очень важна, но она должна начинаться, в лучшем случае, за год, то есть начинаться еще в 10 классе.

Совет

Поэтому на вопрос, какие экзамены сдают в 10 классе, можно ответить, что главным испытанием, к которому нужно готовиться заблаговременно, является ЕГЭ в 11 классе. Если вы начнете готовиться заранее, то этого времени как раз хватит для того, чтобы качественно погрузиться в материал, заполнить пробелы и углубить полученные знания.

Кроме того, так как ЕГЭ в 11 классе сдается несколько, то, начав подготовку к экзаменам еще в 10 классе, вы сможете составить свое расписание, учитывая оптимальную нагрузку.

Подготовка к экзаменам в 10 классе

Несмотря на то, что ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, физике, биологии, обществознанию и другим предметам, общие правила подготовки к нему одинаковы. Образовательный портал «Пища для ума» предлагает школьникам следующие рекомендации, способные значительно повысить уровень успеваемости и, как следствие, результат экзамена.

Первое, о чем важно помнить, это то, что базовые знания и навыки приобретаются учеником на школьных уроках.

Начиная с 10 класса, учителя различных дисциплин начинают рассказывать об основных правилах подготовки, об особенностях проведения экзамена, видов заданий, решать демонстрационные версии тестов.

Так происходит знакомство с особенностями формата испытания, правилами оформления творческой части, необходимыми требованиями для успешной сдачи и получения высоких баллов.

Второе, о чем следует помнить, это то, что нельзя обойти вниманием самостоятельную подготовку. Ученик старших классов может объективно определить свои сильные и слабые стороны, текущий уровень знаний и темы, которые требуют особого внимания.

Третий, но отнюдь немаловажный аспект подготовки к эказменам в 10 классе заключается проведении дополнительных занятий с репетитором.

Такие уроки достаточно эффективны и могут принести немало пользы, так как квалифицированный эксперт способен доступно объяснить все непонятные темы, потренироваться в решении разных видов заданий, дать домашнее задание по пройденному материалу.

Выбор репетитора

Выбрать грамотного репетитора – залог успеха. Для эффективной подготовки преподаватель должен обладать перечисленными умениями –

  1. Налаживание контакта с учеником. Доверительные отношения станут основой восприятия знаний, а значит и результатов экзамена.
  2. Необходимая квалификация. Преподаватель должен владеть всей методикой обучения детей.
  3. Опыт подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ представляет собой уникальный формат экзамена, для успешной сдачи которого необходимо знать актуальную информацию о правилах, технике выполнения заданий, написания творческой части и так далее.

Поиск репетитора онлайн

Образовательный портал «Пища для ума» предлагает ученикам и их родителям ряд проверенных площадок, предлагающих услуги по подбору преподавателя по заданным параметрам – уровню квалификации, стоимости занятий, опыту работы и прочим. Мы уверены, что, подобрав оптимальную кандидатуру, эксперт поможет в значительной мере повысить уровень знаний ребенка и повысить его уверенность в себе и своих знаниях.

(Visited 1 614 times, 4 visits today)

Источник: http://rusobrazovanie.ru/2018/05/06/kakie-ekzameny-sdayut-v-10-klasse/

Вспомни СССР

Весна! Мы такие взрослые, шапки долой, куртки нараспашку. Последний год в школе! И не страшно, что впереди экзамены! Только чуть-чуть волнительно – всё-таки ответственность.

Экзамены в советской школе воспринимались, как праздник. Мы надевали парадную форму, делали прически. Что характерно для тех лет, шансы сдать хорошо были даже у завзятых троечников.

Было как-то проще, легче, да и учителя помогали. Тем более заканчивала я школу в селе, все друг друга знают. Не было камер, обысков, сотовых телефонов.

Обратите внимание

Мы заходила в кабинет с легким сердцем, но на всякий случай всегда запасались шпаргалками.

Про шпаргалки нужно сказать отдельно. Это было целое искусство. Причем в большинстве случаев, шпаргалками так и не приходилось пользоваться. Ведь при их создании весь необходимый материал отпечатывался в голове непроизвольно.

Сейчас при подготовке к экзаменам используют компьютеры, чаще всего необходимые сведения даже не печатают, а просто скачивают из сети. Нам было проще, у нас не было интернета, компьютеров. Все тетради были исписаны билетами и ответами на них. И это позволяло лучше запоминать всё, что нам было нужно. У меня была огромная тетрадь.

На листе наверху я писала: «Билет № 1». Под ним – содержание билета. А ниже писала ответ. Пока записываешь – учишь.

Контрольные работы по русскому языку и математике длились по несколько часов с перерывом. Как только наступал перерыв, в кабинет врывались родители с едой. Действительно! Мы же за это время просто умирали от голода! А некоторые родители даже умудрялись что-то подсказать своему чаду.

По русскому сдавали сочинение по нескольким предложенным темам. И всё! Тут тебе и орфография, и пунктуация, и умение излагать свои мысли. Причем, когда мне за грамотность поставили 4, я оспорила оценку, и мне исправили её уже на следующий день.

По математике мы писали контрольную работу и отвечали устно – один вопрос по алгебре, другой по геометрии. Мне всё давалось довольно легко, теоремы и примеры любой сложности. Но я почему-то никак не могла въехать в тангенсы и котангенсы, они оставались для меня темным лесом.

Моё сознание упорно отказывалось в этом хоть что-нибудь понимать. На экзамен я пришла в юбке. На правой ноге выше колена у меня был тангенс, на левой – котангенс. И по закону подлости мне попалось именно то, чего я боялась больше всего. Котангенс я списала.

Но всё остальное знала честно!

Важно

Дополнительным предметом я вместе со многими другими выбрала литературу. Попался билет с первым вопросом про «Войну и мир» (ерунда, знаю наизусть). Второй вопрос – современная поэзия. Рассказать про поэта, прочитать его стих. Вот невезуха. Не читаю я современную поэзию. И не знаю ответа.

Потому что это один из немногих билетов, до которого у меня руки не дошли. Что поделать – придумала всё сама. И имя, и биографию, и стихотворение. Причем не соврала ни на йоту. Может, именно я сама являюсь современным поэтом под псевдонимом. Произведение же моё? Пятерка за ответ была заслуженной – по крайней мере, я так думаю.

В коридоре я кланялась направо и налево под восторженные аплодисменты одноклассников.

Дома обязательно готовился вкусный обед или ужин. Помню, мама достала тогда целую коробку клюквенного мороженного! Никому в нашей семье оно почему-то не понравилось. А мне — очень! Я ела его целую неделю.

После экзаменов – выпускной. Красивых платьев, как сейчас, тогда найти было невозможно. В магазин специально к этому празднику привезли ткань. Правда, только двух расцветок.

Как сейчас помню, одна треть выпускниц была в бирюзовом, вторая – в розовом, а остальные – в чем придется. Смотрелось немного странно, но все были одеты нарядно.

Особенно повезло тем, кто смог достать красивую и удобную обувь.

Правда, я без смеха не могу смотреть на фотографию, где мне вручают аттестат. Подстриглась я накануне, постаралась волосы уложить как следует, без модных тогда начесов. В итоге на голове у меня было непонятно что. Фотография подписана: «Я получаю аттестат. Страшная, как черт».

Босоножки на выпускном были жутко модные, мама через хорошую знакомую достала мне болгарские. Через два часа у меня начали отваливаться ноги. Так что я просто их сбросила и ходила босиком. Наш выпускной проходил на теплоходе, к тому времени уже наступили сумерки, так что никто особо не обращал внимания.

Совет

Мы не думали о модном маникюре, навороченных платьях, суперсложных прическах. Веселились от души, без алкоголя и изысканных блюд. Мальчишки играли на гитаре, мы пели песни.

На отдельной площадке теплохода проходила дискотека: «Мираж», «Кар-Мэн», «Ласковый май» и другие популярные исполнители 80-х.

И (да! это самая крутая фишка тех лет!) ди-джей перематывал кассету на карандаше, чтобы поставить песню заново.

Я бы тоже сейчас перемотала кассету, чтобы хотя бы ненадолго окунуться в те далекие дни…

Источник: http://20th.su/2016/05/24/ekzameny-i-vypusknoj-dva-prazdnika/

Ссылка на основную публикацию