Научная работа студентов в университете. виды и характеристика научной работы студентов

Виды научно исследовательской работы студентов ВУЗов

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов (НИРС) – неотъемлемая часть процесса образования.

Многочисленные научные лаборатории и факультативы, научные общества студентов, печатные издания и конференции – являются своеобразной «базой» студентов для начала полноценной научной работы, позволяют им обрести единомышленников.

В той или иной степени каждый студент связан с научно исследовательской работой в процессе обучения. Ведь даже чтобы написать реферат, курсовую или дипломную работу нужно провести определённые исследования, пусть даже незначительные.

Обратите внимание

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует развитию множества положительных качеств: большей самоорганизации (ведь эта деятельность требует затрачивания свободного времени и далеко не все могут от этого отказаться), творческого мышления, ответственности, формирования своей точки зрения и способности её отстоять.

Важная роль в организации НИРС принадлежит преподавательскому составу ВУЗов. Ведь именно преподаватели могут вовремя разглядеть способности и потенциал студентов и мотивировать их заняться научно исследовательской работой.

Существует 2 вида научно исследовательской деятельности студентов:

  • деятельность в рамках учебного плана (курсовые, рефераты, дипломная работа);
  • Добровольная деятельность, не входящая в программы обучения (кружки, конференции, олимпиады).

НИРС в рамках учебного плана выполняется студентами в учебное время и призвана привить студентам навыки самостоятельного изучения дисциплин, ознакомиться с реальными лабораториями, работой в коллективе.

К основным видам учебно-исследовательской работы относятся: написание курсовых и дипломных работ, работа студентов в учебных лабораториях, участие в научных семинарах, а также работа студентов при прохождении производственной практики.

В процессе подготовки отчёта по производственной практике студенту необходимо тщательно изучить документацию предприятия и на её основании сделать анализ деятельности, предложить меры по усовершенствованию или повышению эффективности – это тоже исследовательская работа.

Научно исследовательская работа студентов в неучебное время включает: научные кружки, научно-практические конференции и студенческие бюро.

Научные кружки — наиболее популярный вид НИРС в ВУЗах страны. Руководят кружками, как правило, преподаватели ВУЗа.

Деятельность кружка направлена на изучение проблем общественных, гуманитарных, прикладных наук.

В процессе деятельности научных кружков студенты изучают и проводят анализ реальных документов, участвуют в деловых играх, проводят эксперименты, создают что-то новое.

Ещё одним видом НИРС являются научно-практические конференции. Такие конференции предполагают не только подготовку теоретических докладов, но и активное обсуждение студентами возможных решений практических проблем. А выступление перед значительной аудиторией слушателей способствует совершенствованию ораторского мастерства.

Важно

Каждый год в ВУЗах страны проводятся студенческие конференции, на которых затрагиваются важные общественные проблемы и рассматриваются варианты их решения.

ВУЗы самостоятельно устанавливают график проведения конференций и их тематику.

Активное участие студентов в конференциях зачастую поощряются в виде автоматических зачётов, публикации лучших докладов студентов в сборниках и материальным вознаграждением.

Во многих ВУЗах экономической направленности довольно популярными стали студенческие технико-экономические бюро (СТЕБ), лаборатории (СТЕЛ), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА).

Такой вид научной деятельности студентов находится в тесной взаимосвязи с реальными предприятиями, посредством заключения с ними договоров.

Студенты проводят анализ деятельности предприятий и выдвигают возможные решения существующих у организаций проблем.

В настоящее время научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует повышению уровня их подготовки и развитию творческих способностей.

Источник: https://life-students.ru/vidy-nauchno-issledovatelskoj-raboty-studentov-vuzov/

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,686

1Чупрова Л.В. 11 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»В статье представлены основные направления организации научно-исследовательской работы студентов в техническом университете. Даётся характеристика её основных форм и видов.

Показаны различные функции научной работы: образовательная, организационно-ориентационная, аналитико-корректирующая, мотивационная, развивающая и воспитывающая, а также необходимость её интеграции с реальным учебно-воспитательным процессом, что будет способствовать формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, востребованного на рынке труда.научно-исследовательская работа студентовучебно-воспитательный процесс1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С.63 – 672. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2012. – № 3. – С.82 – 85.3. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С.228 – 231.4. Шереги, Ф. Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. – 2010. – № 1. – С. 21–28.

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности [2, 3].

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Все эти качества необходимо формировать в вузе.

Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что на протяжении нескольких десятилетий НИРС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования была организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, но в последние два – три года ситуация резко изменилась. Сегодня одной из приоритетных задач любого вуза является активное вовлечение студенческой молодёжи в науку, оказание финансовой поддержки для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, оснащение лабораторий современным оборудованием.

Совет

Анализ исследований и публикаций. Рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.

Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A.

Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А.

Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.

На наш взгляд, научно-техническое творчество – понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного.

Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса [1].

«Студенческая наука – сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе.

Обратите внимание

Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер» [4, с. 22].

Целью статьи является рассмотрение форм и видов научно-исследовательской работы студентов, организованной на кафедре химии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и проводимой в направлении развития творческого потенциала личности.

Изложение основного материала.

Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п.

, что является не совсем правильным. Анализ работ учёных показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса.

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя следующие элементы:

  • обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
  • выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

  • развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:

  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.
Читайте также:  Полезно знать: статьи, которые интересно читать: лайфхаки и советы студенту

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:

  • использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
  • вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно – исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
  • использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых – постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины [3].

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках.

Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части.

Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений.

Важно

На этом этапе мы предлагаем студентам домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию.

Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Использование таких заданий в системе обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала и способствует развитию творческого потенциала студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрой химии по госбюджетной и хоздоговорной тематике.

Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем.

Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Очень популярной формой НИРС является участие студентов в ежегодной научно-технической конференции, проводимой в университете, результатом которой является написание статей в сборники научных трудов.

Студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 167-170;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 08.03.2019).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362

Научно-исследовательская работа в вузах

Поиск Лекций

Научно-исследовательская работа в вузах имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты.

Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:

а) использование творческого потенциала вузов для решения важнейших проблем, так как в системе высшей школы работает около половины научных работников страны;

б) повышение квалификации преподавательского состава;

в) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.

Совет

Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно-исследовательская часть (сектор). Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы.

Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения.

Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач.

Обратите внимание

Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий.

Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, в ходе постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, – это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е.

получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать.

В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций.

НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.

Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:

– участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;

– последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;

– обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.

Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д., и не связана с учебным процессом. Вторая форма – это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.

Важно

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом.

С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях.

Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес.

Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера.

Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах – участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии), семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.

Совет

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Читайте также:  Понятие метрологии: принципы, цели и задачи, о чем эта наука

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР.

Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр.

Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом дипломном проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями и организаторами производства.

Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии с тенденциями мировой науки и запросами производства.

Обратите внимание

При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:

а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;

б) координационные планы по решению основных научно-технических программ и проблем;

в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;

г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;

д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);

е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования – программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения.

Важно

Программно-целевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации.

В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д.

Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер.

Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время – через каждые 10-15 лет.

Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования – производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР.

Совет

За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более.

За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.

Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экспертная оценка; моделирование.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии).

Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.

Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s30331t1.html

Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели

« Назад

30.01.2015 11:41

В начале XXI века особую актуальность для дела реформирование системы отечественного образования приобретает поиск средств активизации учебного процесса, в частности ознакомление студентов с навыками исследовательской работы.

Овладение студентами умений вести самостоятельный поиск нужной информации и ее использование предполагает их участие в работе научно-исследовательских кружков.

Организация научно-исследовательской работы студентов является достаточно трудоемким делом, к тому же в рабочем графике преподавателя ей как правило отведено внеаудиторное время.

Обратите внимание

Поэтому основополагающим принципом данной работы есть личная заинтересованность преподавателя в более качественном освоении студентами определенной научной дисциплиной.

Преподавателю не следует забывать и о таком важном моменте работы со студентами как стимуляция.

Не стоит ждать от молодых самоотверженной работы, если ее результаты станут очевидными только в неопределенном будущем.

Поскольку научно-исследовательская деятельность является продолжением учебной работы, вполне возможно оценивать труд студента в кружке согласно официально установленной шкалы оценок.

Тесная связь программы работы научно-исследовательского студенческого кружка по рабочей учебной программе должен помочь студентам более успешно освоить дисциплину и способствовать формированию научного мировоззрения. Наряду с этим, педагогу следует помнить и о необходимости межпредметной связи в рабочей программе научно-исследовательского студенческого кружка.

Непременным условием работы студенческого кружка должна быть гласность.

Заседания кружка должны быть открытыми, то есть во время их проведения возможна (и желательна) присутствие студентов, которые не являются непосредственными членами кружка, преподавателей кафедр, представителей деканата определенного факультета. Как свидетельствует опыт, важным залогом успешной работы студенческого научно-исследовательского

кружка является соблюдение принципа регулярности его работы.

Таким образом, к основополагающих принципов организации научно-исследовательской работы следует отнести:

1) личную заинтересованность преподавателя,

2) стимуляцию поисковой работы студентов,

3) межпредметная связь программы работы кружка,

4) открытость заседаний студенческого кружка для посещений,

5) регулярность работы студенческого кружка.

Научно-исследовательская работа студентов это и написание различных видов работ и принятие участия в конференциях, «круглых столах».

Подготовка реферата – один из первых видов исследовательской работы студентов, используется в высшей школе. Данный вид работы способствует развитию у студентов наклона к поисковой, исследовательской деятельности и творческого решения учебно-воспитательных задач образовательного учреждения.

Реферат пытаются писать, как правило, все студенты при изучении различных дисциплин на протяжении обучения. Иногда студентам приходится писать рефераты и по окончанию ВУЗА – например, при поступлении в аспирантуру или при составлении кандидатских экзаменов (в случае отсутствия научных публикаций).

Важно

Однако, не всем студентам это удается, на это есть значительное количество причин, одна из которых отсутствие четких рекомендаций относительно подготовки и представления данного исследования.

Студенческие олимпиады и конференции развивают специальные способности, формируют мотивацию, стимулируют творчество.

Участие в круглых столах, факультетских дискуссионных клубах, конференциях упрощает доступ  и обмен информацией, повышает значимость и актуальность проводимого исследования.

Руководитель научной работы студента является примером профессионализма и творческой личности и личная научная деятельность преподавателя будет наибольшим стимулом для молодого студента.

Руководитель должен обратить внимание не только на профессиональную успешность (рейтинг, оценки), но и на психологическую готовность к исследовательской деятельности:

  • способность к видению противоречий, научных и познавательных проблем;
  • способность к моделированию практических ситуаций;
  • способность к интеграции и систематизации научных знаний, методов;
  • ориентацию на постоянный профессиональный рост.

Роль преподавателя повышается через формирование научно-исследовательской культуры студента.

Руководитель должен поддержать студента в формировании и использовании следующих навыков:

  • на уровне постановки исследования – суметь сформировать задачи, увидеть проблемную ситуацию, осознать глубину проблемы;
  • на уровне процесса исследования – суметь решить проблемные задачи, генерировать идеи, критически анализировать различные варианты решений, выбор наиболее эффективного, рационального результата.

При этом нужно учитывать такие характеристики творческой личности, как свойства мышления: оригинальность, ассоциативность, панорамность, развитие видов памяти, интуиция, фантазия, наблюдательность и др.

Особое место в мотивации студента в научно-исследовательской работе занимают определенные привилегии:

  • право на участие во Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ;
  • освобождение от выполнение модульных контрольных работ по соответствующей дисциплине с автоматическим выставлением за нее максимального количества баллов;
  • бесплатная публикация статьи, подготовленной по материалам конкурсной работы в университетском сборнике.
Читайте также:  Права студентов и обязанности преподавателей. имеют ли права студенты и какие

Также победителям конкурсов, олимпиад, конференций могут предоставляться преимущества при зачислении на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки специалиста и магистра, поступлении в аспирантуру университета и др.

Существуют и другие формы стимулирования студентов:

  • представление лучших студенческих работ на всеукраинские конкурсы, выставки;
  • выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на получение государственных стипендий, а также стипендий различных фондов, организаций;
  • командирование студентов для участия в научных конференциях, помощь в трудоустройстве.

С уважением ИЦ “KURSOVIKS”!

Источник: https://kursoviks.com.ua/student/article_post/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-vidy-i-celi

Организация научной работы студентов

Научная работа студентов осуществляется в соответствии с руководящими документами. Наиболее важными из них является положение о научной работе в образовательном учреждении, а также положение о конкурсах на лучшую научную работу и лучший научный кружок. В них излагаются цели и задачи деятельности научных кружков, условия и формы научной работы и др.

Целью научной работы студентов является добровольное и активное содействие повышению качества подготовки специалистов с помощью средств физической культуры. Основные задачи научной работы следующие: овладение навыками научных методов познания; привитие основ самостоятельного выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований.

Не менее важен анализ материалов различных учебных дисциплин в их тесном взаимодействии с физической культурой, спортом, туризмом и предпринимательством.

Научные знания способствуют более глубокому изучению важнейших разделов физической культуры.

Составление научных докладов, написание статей и рефератов, разработка отдельных научных тем вырабатывают у обучаемых умения и навыки исследовательской работы, а также прививают интерес к научным знаниям.

Организационная единица научной работы студентов – научный кружок при кафедре, в который принимаются желающие. Обсуждение научных проблем проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Основные формы научной работы на кафедре следующие: участие в разработке и обсуждении частных вопросов на заседаниях научного кружка; выполнение исследований по инициативным темам; написание докладов для сообщений на кафедральных совещаниях, научных конференциях студентов; опубликование научных работ в различных изданиях; использование полученных результатов на практике.

Члены кружка могут быть соисполнителями в разработке научной темы, осуществляемой преподавателями. Наиболее активные из них участвуют в межвузовских научных конференциях.

Работу научного кружка возглавляют преподаватели, в обязанности которых входит: разъяснение целей и задач научного кружка и приобщение студентов к исследовательской деятельности; определение тематики научных исследований; оказание помощи в подготовке рефератов; организация заседаний членов кружка; редактирование представленных к изданию тезисов докладов.

К основным задачам членов научного кружка относятся: активное участие в изысканиях и обсуждении научных работ; представление выполненных научных работ для опубликования в печати.

Совет

Для оценки качества авторских научных работ назначается конкурсная комиссия, которая учитывает: актуальность, новизну, оригинальность и наличие новых методик исследования; применение современных методов математической обработки полученных материалов; логичность, последовательность и ясность в стиле изложения; внешнее оформление.

Ежегодно конкурсная комиссия представляет руководству вуза отчет об итогах конкурса на лучшую научную работу, а также список отличившихся студентов. Награды победителям вручаются, как правило, на научных конференциях или на общих собраниях студентов факультета.

После окончания вуза выпускники, выполнившие научные задания, могут продолжить начатые исследования, поступив в аспирантуру.

Научный кружок – основная организационная единица научной деятельности студентов.
В него вовлекаются те, кто проявляет склонность к поиску и изысканиям.

Основными задачаминаучного кружка являются:

–   обучение методике и способам самостоятельного научного поиска, выработка навыков работы в научных коллективах;

–   развитие творческого мышления, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

–   применение научных методов познания;

–   привитие навыков выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований;

–   популяризация научных знаний;

–   участие в изобретательской и рационализаторской работе, в разработке технических средств обучения, действующих стендов, макетов и тренажеров;

–   выявление наиболее одаренных обучаемых, использование их творческого потенциала для решения актуальных задач науки.

Общее руководство научной работой студентов возлагается на руководство кафедры физического воспитания. Основными формами научной работы являются:

–   участие в плановых научных работах кафедры;

–   исследование по инициативным темам;

–   выполнение заданий в период практики;

–   обсуждение проблем физической культуры на заседаниях научного кружка, диспутах и др.;

–   написание научных докладов, сообщений, рефератов и выступление с ними на заседаниях кружка, семинарах, межкафедральных совещаниях, научно-практических конференциях;

–   подготовка научных материалов к изданию;

–   использование результатов исследований в физкультурном образовании;

–   участие в конкурсе на лучшую научную работу.

На кафедре ведется журнал учета работы кружка, составляется план работы на семестр.
В конце года подводятся итоги, и представляется отчет в совет научного общества вуза.

Важным документом является положение о конкурсе на лучшую научную работу и лучший научный кружок студентов кафедры физического воспитания. Основные цели конкурса, повышение качества обучения студентов, стимулирование проводимой ими научной работы, улучшение деятельности научного кружка кафедры, выявление лучших научных трудов.

На конкурс принимаются работы членов научного кружка кафедры, выполненные одним или несколькими студентами в течение учебного года. Возможно участие студентов научных кружков других кафедр. Решение о выдвижении работ на конкурс принимается кафедрой после их обсуждения.

Обратите внимание

Научный руководитель представляет в конкурсную комиссию работы под девизом, который помещается на титульном листе вместо сведений об авторе и научном руководителе.
В отдельном запечатанном конверте под тем же девизом даются сведения об авторе или коллективе авторов (фамилия, имя, отчество) и научном руководителе.

Конверты вскрывает председатель комиссии после рассмотрения всех работ, поступивших на конкурс, и вынесения решения. Работы представляются на конкурс в установленные сроки.

Источник: https://3ys.ru/kharakteristika-obshchej-i-spetsialnoj-pedagogiki-fizicheskoj-kultury-i-sporta/organizatsiya-nauchnoj-raboty-studentov.html

Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

  • овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.

Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

  • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
  • Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.

Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических  и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.

Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи.

Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах.

Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке  являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.

В университете реализуются разные формы НИДС.

НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:

  • работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
  • выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
  • участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
  • организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

Основные составляющие НИР:

  • обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
  • выполнение кафедральных тем НИР;
  • выполнение инициативных тем научных исследований;
  • внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
  • обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
  • конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
  • повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
  • научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
  • организация редакционно-издательской деятельности университета;
  • организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).

Источник: http://www.ueu.crimea.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov

Ссылка на основную публикацию