Курсы по экономике и финансам в Москве - курсы обучения по экономике и финансам в 2022.. Система управления общественными финансами. Бюджетная реформа. Контроль эффективности бюджетных расходов.
b7791f53

Пути управления вниманием. факторы и приемы управления вниманием

Способы управления вниманием

Источник: https://poisk-ru.ru/s49978t5.html

Как управлять своим вниманием чтобы контролировать свою жизнь

By Иван Арефьев Последнее обновление Ноя 14, 2018

Одно из лучших представлений о том, что означает истинная продуктивность в 21 веке, датируется 1890 годом. Джеймс Уильям в своей книге «The Principles of Psychology, Vol.1″. написал простое утверждение, смысл которого такой: «Мой опыт — это то, чему я позволяю уделять свое внимание«.

Ваше внимание определяет ваш опыт и жизнь, которую вы проживаете. Другими словами вы должны контролировать свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

Сегодня, в мире смешиваются много разных сфер деятельности: мы можем работать находясь при этом дома (или в поезде, в самолете, на пляже). Мы можем наблюдать за нашими детьми через няню-камеру прямо с работы. Одним свайпом пальца на экране телефона, мы можем убрать из жизни все что угодно. Было ли когда либо в истории что-то подобное?

Управление вниманием

Чтобы быть продуктивным стабильно и лучше управлять стрессом, мы должны усилить наши навыки управления вниманием.

Управление вниманием — это практика контроля отвлекающих факторов, быть здесь и сейчас, поиск потока. Это увеличение фокуса внимания до такого предела, когда вы превращаетесь в гения. Речь идет о намеренном управлении вниманием, а не реактивном, когда вы просто реагируете на внешние факторы.

Управление вниманием — это способность распознавать моменты, когда ваше внимание украдено (или может быть украдено), это способность держать фокус внимания на том виде деятельности, который вы сами выбрали. Вместо того, чтобы позволять отвлекать вас, вы выбираете, куда вы направляете свое внимание в любой момент времени, опираясь на ваши приоритеты и цели.

Качественное управление вниманием ведет к многократному повышению производительности, и это гораздо эффективнее, чем просто вести список задач. Конечный результат это способность влиять на свою жизнь, выбирая те вещи, которые действительно важны для вас. Это больше, чем просто тренировка фокуса внимания. Речь идет о контроле времени и приоритетов.

Стремление vs. Опыт

Руководители, с которыми я встречался, часто говорят: «Я верю в способность наставничества и коучинга членов моей команды. Самое важное, что я могу сделать в качестве лидера, — это поддерживать их и поощрять их рост. Вот как я могу влиять ситуацию, это дает мне удовлетворение от работы».

Но позже, когда проходят дни, я слышу от них в нашей беседе: «Я трачу огромную часть своего времени на электронную почту и на тушение горящих задач. Я начал год с коучинг-плана для моей команды, но команда сошла с дистанции в другую сторону среди огромного количества задач. Поединки между членами команды происходят не так часто, как хотелось бы, а задачи слишком ветвисты».

Даже если вы считаете себя яростным защитником коучинга и менторства, вы не получите такого эффекта, который вам нужен, если ваши действия и опыт не отражают эти ценности. Как сказал Джеймс, ваш опыт — это то, чему вы уделяете внимание. И ваш опыт станет вашей жизнью.

Совет

Поэтому, если ваше внимание продолжают отвлекать: электронная почта, встречи и «пожарные дела», которые проглатывают ваши дни как горячие пирожки, то довольно быстро пролетят недели или месяцы, и ваша жизнь наполнится «опытом», но опытом который вам не нужен, тем опытом, который вы вовсе не хотели иметь.

Итак, почему бы нам просто не получить тот опыт, который мы хотим иметь, и создать такую жизнь, которую мы действительно хотим? Почему существует эта мучительная пропасть между тем кто мы есть, и тем кем мы хотим стать?

Тот факт, что Джеймс думал об этой теме в XIX веке, показывает, что мы долго боролись с конфликтом между нашими ценностями и соблазном отвлекаться. Но, сейчас мы живем в мире где отвлекающих факторов стало гораздо больше, нежели в 1890-х годах. Когда Джеймс опубликовал свою книгу «Принципы психологи», тогда телефоны только появлялись.

Сегодня мы имеет телефоны, постоянно подключенные к Интернету, и другие устройства, которые всегда с нами, и они поставляют нам такой объем информации и сообщений, который Джеймс не мог себе даже представить! В наше время идет жестокая борьба за внимание.

Вернемся к нашему примеру наставничества и коучинга. Вы можете каждый день начинать с твердого намерения сосредоточиться на развитии своей команды. Но эти намерения могут быть в спешке быстро смещены задачами, требующими быстрых решений, которые характеризуют наши рабочие дни.

В такой безумной рабочей среде просто не возможно выполнять задачи наиболее значимые для нас. Вы не можете оставить все на произвол. Ваша бурная среда каждый день заставляет вас делать выбор за выбором, это то на что вы будете тратить внимание, и в последствии это повлияет на опыт, который вы получите.

Рекомендуемые книги по данной теме

Осознанно выбирайте то, на что вы тратите свое внимание

Управление вниманием решает эти проблемы. Это осознанная практика, которая каждый раз возвращает вас к самоконтролю. Практика управления вниманием означает борьбу с отвлечениями и создание на протяжении всего дня возможностей для поддержки ваших приоритетов. Во-первых, нужно контролировать внешние факторы:

  • Контролируйте ваши гаджеты. Помните, что гаджеты служат вам, а не вы служите им! Примите решение обуздать гаджеты и взять их под контроль, отключив электронную почту и «push» уведомления, которые сделаны специально, чтобы красть ваше внимание. Это позволит вам непрерывно и целенаправленно работать над задачами и теми действиями, которые вы сами выбираете. Как можно чаще держите телефон в тишине и скрытно, особенно когда вы работаете.
  • Контролируйте окружающую среду. Установите границы с другими людьми, особенно в условиях открытого офиса. Например, используйте наушники или установите знак «не беспокоить», в те периоды, когда вам нужно максимально сфокусироваться. Если это не сработает, попробуйте перебраться в другую часть офиса или даже на другой этаж. Если все действительно очень плохо, вы можете договориться с коллегами, чтобы назначить определенное время дня недели или целый день «без отвлекающих факторов» для всех, чтобы все погрузились в свою работу.
  • Прочитайте статью про эссенциализм, в которой разбирается не только управление вниманием, но и грамотная расстановка приоритетов. Успеть выполнить все дела не возможно. Совсем не большая часть задач приносит реальные плоды, все остальное лишь шум, который замедляет жизнь.

Но здесь необходим добавить важное дополнение: наша производительность страдает не только от внешних отвлекающих факторов, но и от наших собственных мозгов. Ум измотанный неистовой работой сам по себе становится источником отвлечения.

Проблема заключается не только в том, что сообщение электронной почты прерывает вашу работу. Да, это факт, если вы привязаны к своим почтовым ящикам, вас могут отвлекать каждые несколько минут, что убивает продолжительность концентрации вашего внимания.

Но также, проблема еще и в том, вы можете бояться забыть сделать какую-то небольшую задачу, например отправить сообщение, и вы начинаете отвечать всем подряд, на все письма которые видите. Но тогда в конечном счете ваш переполненный почтовый ящик засасет вас на долгое время, еще до того, как вы это поймете.

Кроме того, зная, что у вас в телефоне есть каталог всех мировых знаний под рукой, вы испытываете дискомфорт, находясь в состоянии «Я не знаю», и поэтому трудно избежать соблазна отвлечься и узнать что-то прямо сейчас.

Поэтому вы также должны научиться контролировать внутренние факторы:

  • Контролируйте свое поведение. Период когда ваш гаджет находится в режиме «не беспокоить» должен интерпретироваться однозначно, нельзя делать себе исключений и поблажек. Открывайте только одно окно на экране вашего компьютера и уделяйте все внимание одной задаче до ее завершения или паузы. Сделайте перерывы в течение дня, отойдите от компьютера. Попытайтесь «отсоединиться» полностью от всех гаджетов как минимум час или более, и как можно чаще. Попробуйте сначала отключаться на 15-20 минут, затем увеличьте это время до 90 минут.
  • Контролируйте свои мысли. Для многих из нас это самая большая проблема, которую я отложил на конец статьи. Умы людей созданы чтобы блуждать, постоянно теребя бесполезные мысли. Практикуйте, каждый раз замечая, когда ваш ум отклоняется в сторону от нужного направления и аккуратно возвращайте ваш фокус внимания обратно к приоритетной цели или задаче. Отслеживайте свои мысли, они часто убегают не туда. Если вы во время целенаправленной работы вспомнили о какой-то не особенно важной мелкой задаче, запишите ее в блокнот и вернитесь к ней позже. Сделайте то же самое с информацией, которую вы хотите найти в Интернете.

Практика управления вниманием не поможет вам сразу. Но по мере того, как вы будете постоянно распознавать отвлекающие факторы, вы накачаете свою «мышцу внимания».

Используйте привычки, описанные выше, и вы начнете правильно использовать свою жизнь и больше посвящать себя тому, что действительно важно для вас. Не позволяйте отвлечениям и развлечениям сбить вас с нужного пути.

Контролируйте свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

Источник: https://clubshuttle.ru/upravlenie-vnimaniem

Законы и приемы управления вниманием

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно.

Обучившись управлять им, человек решает комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности.

Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.

Автор:

Eкaтepина Евгeньeвнa Bacильeвa

, доктор педагогических наук, пpoфессор Рocсийской акaдемии естественных наук.

Внимание можно описать тремя законами:

  1. законом апперцепции;
  2. законом установки;
  3. законом составляющих.

1. Закон апперцепции

Закон апперцепции устанавливает, что
уровень внимания не является постоянной величиной, и варьируется в течение времени восприятия какого-либо объекта (объектов).

Человек может по-разному оценивать один и тот же предмет и, напротив, разные предметы воспринимать как один и тот же.

Закон апперцепции объясняет это тем, что
уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному предмету, ее физического и психического состояния, от настроения и запаса знаний.

Обратите внимание

Например, письменный стол может восприниматься как рабочее место, как деталь интерьера или же как предмет, на который удобно положить ноги, сидя в кресле. Что же касается восприятия отличных друг от друга предметов как аналогичных — в психологии широко известен
опыт с игральными картами.

Суть эксперимента заключается в том, что испытуемым показывают несколько «правильных» игральных карт — например, восьмерку червей и девятку пик — и сразу затем — несколько«перевертышей», например, восьмерку пик и девятку червей, цвет масти которых изменен с красного на черный и с черного на красный.

Поскольку пики и черви имеют похожую форму, при оценке масти восприятие испытуемого в первую очередь концентрируется на цвете. Для рассмотренного примера ответы тестируемых на вопрос о том, какие карты им были предъявлены, в 99% случаев звучали бы как: «Две восьмерки червей и две девятки пик».

Ошибочность ответов обусловлена предварительной психологической настроенностью испытуемых, базирующейся на жизненном опыте.

Здесь следует заметить, что человек, незнакомый с картами, не будучи обремененным установкой на восприятие только 4 типов мастей из
n возможных, вряд ли способен совершить подобную ошибку.

Состояние усталости, плохое или, напротив, легкомысленно-веселое настроение тоже способны негативно сказываться на уровне внимания, приводя к ошибкам восприятия.

Важное следствие закона апперцепции: уровень внимания зависит не только от человека, но и от массы воздействующих на него в данный момент внешних факторов. Зная это, каждый может научиться управлять вниманием, подстраивать его, контролируя свое восприятие.

2. Закон установки

Установкой называют приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию. Это явление было открыто известным психологом Ланге (1888), изучавшим ошибки восприятия.

Позже теория установки была фундаментально разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В его работах раскрыты закономерности закрепления готовности к оптимальному реагированию.

Закрепление происходит при неоднократном повторении ситуаций, которые позволяют удовлетворить ту или иную потребность.

Примером установки может служить поведение человека, проходящего по незнакомой местности в вечернее время. Он прислушивается к шумам и шорохам, всматривается в темноту, шаг его тих и осторожен.

Важно

Человек находится в состоянии так называемой
алертности — предельной готовности к немедленному реагированию. Данный пример позволяет понять, что установка поддерживает органы чувств (слух, зрение и т. п.) в состоянии полной готовности к внезапному восприятию.

Таким образом,
установку можно определить как готовность к действию.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Рекомендации менеджерам, принимающим плановые решения

Явление установки характерно не только для экстремальных ситуаций, требующих максимального напряжения организма. При большинстве реакций организма возникает ярко выраженная более или менее длительная установка.

У большинства людей длительность и устойчивость готовности к действию в
оспитывается под влиянием опыта. Установка может возникать и на основе внутренних побуждений (например, при чтении или решении трудных задач).

Для того чтобы закон установки функционировал, необходимо многократно повторять упражнения, тренирующие внимание. В этом случае умение управлять своим вниманием закрепляется и реализуется при необходимости.

3. Закон составляющих

Этот закон рассматривает основные параметры внимания, о которых говорилось выше.

  • Первый параметр —устойчивость внимания. Тренировки, направленные на улучшение этого показателя, можно производить постоянно, во время работы и в быту. Например, начав читать книгу, постараться не отвлекаться до окончания времени, отведенного на прочтение. Колебания устойчивости внимания составляют от доли секунды до нескольких часов. Каждый может проследить за этим параметром своего внимания.
  • Второй параметр —объем внимания, то есть способность удерживать несколько объектов деятельности в поле восприятия за относительно короткое время. Например, возможно одновременно слушать, читать и говорить, и этому можно научиться.
  • Третий параметр —распределение внимания. Под этим термином, как помнит читатель, понимается способность одновременно удерживать в поле сознания объекты нескольких различных видов деятельности, иногда совершенно противоположных. Например, совмещение двигательных и интеллектуальных процессов с процессами анализа каких-либо слуховых ассоциаций. Это принципиально различные виды деятельности, и в отличие от тех, которые рассматривались выше, они труднее поддаются синхронному выполнению. Но тем не менее научиться распределять внимание без ущерба для процессов, между которыми оно распределено, вполне возможно.
  • Четвертый параметр —переключение внимания. Переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться уменьшением результативности. Например, человек занимается умственной деятельностью, потом переходит к игре на музыкальном инструменте, затем — к гимнастическим упражнениям и т. п. Каждый раз при переходе от одного вида деятельности к другому он чувствует, что нужно некоторое время, чтобы адаптироваться, перестроиться, привыкнуть. Известно, что можно сразу переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять его, не снижая уровня показателя внимания. Все, что для этого необходимо, — тренировка умения переключаться.

Итак, закон составляющих гласит: внимание складывается из нескольких параметров, и, развивая каждый из них, обучающийся способствует формированию умения направлять, настраивать и сосредоточивать сознание в целом.

Приемы управления вниманием

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно.

Обучившись управлять им, человек решает комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности.

Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Слова, особенно влияющие на восприятие

Тренировка наблюдательности

Отсутствие наблюдательности нередко расценивают как плохую память. Так, некоторые жалуются на полную неспособность запоминать лица и имена, утверждая, что через две минуты после знакомства они не помнят ни одного из названных им имен.

Как правило, память здесь ни при чем: просто
сознание не способно удерживать тусклые и туманные впечатления. Запоминаются яркие образы, неожиданные ассоциации, и для создания их необходимо предпринять определенные шаги.

Недостаток памяти — не более чем оправдание невнимания к новым знакомым, интеллектуальной лености, нежелания приложить усилия для преодоления низкой наблюдательности.

Так, к примеру, чтобы запомнить имя нового знакомого, нужно:

  • иметь желание это сделать (мотивацию);
  • правильно расслышать имя;
  • ассоциировать имя с обладателем, то есть создать мысленный образ нового знакомого, неотделимый от его имени.

Можно попросить повторить церемонию представления, уточнить, как пишется фамилия. Таким образом достигается
сосредоточение внимания и создается ясное, прочное впечатление.

Тренировать наблюдательность можно в любых условиях, в любых жизненных ситуациях: дома, на работе, гуляя в парке, совершая походы по магазинам и т. п. Поняв основной принцип, каждый способен придумать задания, отвечающие его возможностям, самостоятельно, применительно к обстановке, в которой он находится.

Можно активизировать процесс восприятия, привлекая механизм зрительного сосредоточения посредством создания звуковых ассоциаций.

Совет

Человек, заинтересованный в том, чтобы зрительный образ оставил глубокий след, дополнительно привлекает к процессу чтения (видения, восприятия) звуковые ощущения. Например, увидев изображение льва, одновременно с этим можно попытаться мысленно услышать его рычание. Эта способность поддается тренировке.

Управление вниманием при чтении

Управление вниманием при чтении в первую очередь включает в себя умение создать благоприятные условия.

Лишние отвлекающие факторы следует исключить, но, поскольку абсолютная тишина утомляет и усыпляет, необходимо помнить о
стимулирующих помехах.

Свойства внимания таковы, что отвлечение внимания, возникновение необходимости его переключения наступают через 15-20 минут.

Усвоение значительно ухудшается из-за ослабленности внимания, и в такой ситуации лучше
отвлечься сознательно.

Любого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания. Можно прикрыть глаза ладонью и посидеть несколько секунд; посмотреть в окно на облака, деревья, соседний дом либо какой-то другой предмет. Повернуть голову сначала влево, затем вправо, вперед и назад. Подобная разминка снимет напряжение и усталость.

Прочитав несколько страниц, можно остановиться, сделать необходимые выписки, обдумать прочитанное.

Непроизвольное внимание привлекается и поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его
яркостью, необычностью, новизной. Если само содержание текста недостаточно захватывает, а изучить материал необходимо, следует принять меры по обеспечению устойчивого внимания. Использование разнообразных помех, стимулирующих восприятие, поможет в этом.

Обратите внимание

При чтении можно использовать карандаш или указку, чтобы задать нужный темп и поддерживать его при чтении. Допустимо периодически делать пометки в тексте.

Нежелательно читать с равномерной скоростью: это вызывает сонливость.
Монотонность преодолевается посредством эмоционального отношения к прочитанному, даже если это сухой научный текст.

Если нет интереса, читатель теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается.

В конце концов желание приняться за чтение пропадает надолго.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Правило логичности: типичные ошибки

Читать то, что требуется, помогает
осознание долга, обязанности, важности чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями, становятся стимулом к дальнейшему чтению. Формируется послепроизвольное внимание и постепенно — интерес к результатам чтения и к содержанию читаемого. Понимание необходимости во внимательном чтении любой литературы воспитывает готовность к волевым усилиям.

Большую роль играют
целеустремленность, исполнительность, строгий режим чтения, стремление, несмотря ни на что, следовать составленному плану. Рассеянность характерна для тех, кто не признает режима чтения, берется то за одно, то за другое. Четкое выполнение запланированного способствует формированию высокой сосредоточенности, устойчивого внимания.

Контроль за чтением, закрепление прочитанного в памяти способствуют воспитанию внимания. Если же какие-либо мысли отвлекают от чтения и не помогает даже значительное волевое усилие, следует переключиться, заняться чем-то другим. Это поможет прийти в уравновешенное состояние и спустя некоторое время снова взяться за чтение.

***

Итак, внимание есть общее свойство явлений и процессов, составляющих психическую деятельность человека. Оно направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, сопровождая каждый из них.

Человек в бодрствующем состоянии неспособен быть абсолютно невнимательным. Его внимание всегда бывает сосредоточено на том или ином объекте деятельности, вызывая более ясное и отчетливое протекание психических процессов, имеющих отношение к этому объекту. Внимательное восприятие является своего рода фильтром для не связанных с выбранным объектом раздражений.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:

  • концентрация внимания;
  • устойчивость внимания;
  • распределение внимания,
  • переключение внимания;
  • объем внимания.

Лучший способ воспитания внимания — всегда стараться быть внимательным. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал следующее положение: управление собой — более сложный процесс, чем управление другими. Переход к управлению самим собой, шаг от подчинения к самоуправлению есть более высокая ступень личностного развития.

Источник: http://www.elitarium.ru/zakony_priemy_upravlenija_vnimaniem/

Добиваемся эффективного управления своим вниманием

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью работы психики на объекте. Он выбирается у животных непроизвольно, но у людей – осознанно.

Управление вниманием для многих кажется невозможным. Они уверены, что объекты либо находятся и фиксируются сами по себе, либо требуют чрезмерного усилия воли.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на непроизвольное внимание, многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»).

Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно. Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать.

Важно

Тренировать внимание нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия.

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.

Самомотивация

Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «чем я занят в данный момент?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно ли вкладываю ресурсы?», «нужно ли это сейчас?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения?».

Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Так объясняется причина опоздания, неудач в жизни, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно.

Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на необходимый объект. Занятия должны быть регулярными.

Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.

Саморегуляции

Управление вниманием нужно также для саморегуляции. Для нее необходимы переключение внимания и концентрация на требуемом, либо отвлечение от нежелательного.

Например, физическая боль приводит к тому, что внимание сконцентрировано на месте или органе, который болит. Помимо усиления боли из-за того, что все ресурсы психики брошены на ее ощущение, в дополнение возникает нервозность, тревожность.

А если произойдет переключение внимания с источника боли на что-то иное, требующее умственных усилий, то боль будто бы отдалиться. Попробуйте почитать вслух незнакомый рассказ, выполнить перевод текста на иностранный язык или обратно, решить математическую задачу.

Упражнения на контроль внимания

Упражнения по концентрации внимания проводят от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовую стрелку, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, переходите к неподвижным. Рассматривая в течение нескольких минут объект, важно отметить его особенности.

«Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» — так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета.

После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание: представить себе объект со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.

Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия с неподвижным предметом, после перейти в иное место.

Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери и выстраивают цепочку: «пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.

Полезны акустические упражнения. Необходимо на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки. Этот навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекциях, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить содержание фильма.

Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь.

То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.

(оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/upravlenie-vnimaniem.html

Управление собственным вниманием – Психологос

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность.

“А что еще здесь можно увидеть?” Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается.

Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.

Тревожный клиент автоматически концентрируется на сво­их страхах, как только почувствует малейшее волнение. Деп­рессивная клиентка убеждена в том, что, почувствовав печаль и безнадежность однажды, она потом не сможет переключиться ни на что иное…

Совет

Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое.

Собственно, подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием – спасибо школе за это!

Первый шаг к управлению жизнью и действиями – умение управлять собственным вниманием. Управляя своим и чужим вниманием, можно делать важным и интересным то, что нужно нам.

Хорошо, но чем управлять конкретно? Традиционно у внимания выделяют следующие свойства (характеристики) – концентрация, устойчивость, объем, направленность, переключаемость и способность к параллельным процессам.

Эти свойства развиваются у детей в процессе жизни, эти качества своего внимания имеет смысл развивать каждому, кто хочет жить более осмысленно и продуктивно. См.→

Управление вниманием как способ самомотивации

Внимание — это энергия, и направляя ее в нужном направлении, вы запускаете нужные вам процессы.

Начните с себя. То, что вы хотите чтобы было для вас важным – пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания – вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное – пусть будет перед вашим носом.

Обратите внимание

Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.

Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.

Управление вниманием других людей

Управляя вниманием других людей, вы получаете возможность влиять на их поведение.

Чем пользуются мамы, когда маленький ребенок тянется к чему не следует? Отвлекают от этого и стараются привлечь внимание к другому, не менее интересному.

И это срабатывает не только в отношении маленьких детей: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что видеть ему не надо. Женщины этим пользуются, привлекая внимание мужчин к себе.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/upravlenie-sobstvennym-vnimaniem

Психологическая безопасность: учебное пособие

То, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, замечено давно. В разговорной речи достаточно распространены выражения «окаменевшее лицо», «нервная дрожь».

Так характеризуют напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

Вполне обоснованно выражение «смеяться до упаду», потому что при сильном смехе мышцы так расслабляются, что опускаются руки, подгибаются ноги и человек испытывает желание присесть («упасть»).

В 1922 г. американский нейрофизиолог Э. Джекобсон установил, что между напряжением мышц и психической усталостью существует прямая связь: чем больше человек устал душевно, тем более наряжены его мышцы. После хорошего полноценного отдыха и при отсутствии повышенного нервного напряжения мышцы расслабляются.

По наблюдениям Э. Джекобсона, каждому типу эмоционального возбуждения соответствует напряжение определенной мышечной группы, поэтому, чтобы мышцы расслабились, следует заставить мозг отдыхать.

Однако можно вызвать и обратный эффект – расслабить мышцы и тогда станет отдыхать мозг. В дальнейшем Э. Джекобсон предложил собственный лечебный метод, получивший название «метод прогрессирующей последовательной релаксации».

Под релаксацией понималось не только расслабление мышц, но и состояние, противоположное психической активности, – «психическая релаксация».

Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус – важное условие снятия возбуждения. Для этого подходят методы психической саморегуляции. Процесс преодоления негативного воздействия стресс-фактора можно разделить на четыре этапа: предчувствие, подготовка к воздействию, конфронтация, саморегуляция.

На этапе предчувствия грозящей опасности человек должен уметь предугадать наступление реальной опасности и принять меры по предупреждению паники.

На этапе подготовки к воздействию необходимо сориентироваться, убедиться в наличии возможности справиться с опасностью.

Важно

На этапе конфронтации следует постепенно приспособиться к ситуации, определить оптимальный метод коррекции. На этапе саморегуляции применяется адекватная методика.

Если человек заблаговременно освоил методы саморегуляции, он практически не зависит от внешних условий и ситуаций.

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов.

Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте.

Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б.

Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы.

Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с.

Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы.

Совет

На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.).

Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший.

Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом.

Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания.

Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу.

В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху.

Обратите внимание

В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

В. Л. Леви рекомендует следующие упражнения, направленные на тренировку внимания.

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин).

После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения».

Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений, так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение).

Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном.

Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl9.shtm

Управление вниманием учащихся на уроке

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида. Под направленностью понимают прежде всего избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.

При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании). Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности.

Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым.

С сосредоточенностью связана интенсивность, или напряженность, внимания.

Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.

Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным. Важно не только абсолютное значение силы раздражителя, но и его соотношение с предшествующим раздражителем.

Так, объект, больший по величине по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Раздражение более длительное замечается легче, если оно дается среди кратковременных раздражителей. Внезапно раздавшийся шум незамедлительно привлекает внимание.

И наоборот, внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания. Это значит, что для привлечения внимания важен фактор новизны, необычности.

Внимание вызывается иногда очень слабыми, но значимыми в данный момент раздражителями и не привлекается действующими в этот же момент более интенсивными (по физическому характеру) раздражителями. Это показывает, что интенсивность раздражителя не является основным условием привлечения внимания.

Внимание, зависящее от особенностей раздражителя, от внешних причин, можно считать почти вынужденным. Педагогическая практика должна, конечно, считаться с этой категорией причин, вызывающих внимание. Однако они не могут целиком разрешить задачу организации внимания учащихся.

Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Значимость раздражителей является категорией причин, которая играет наряду с новизной первостепенную роль в пробуждении и поддержании внимания. Эти факторы зависят от потребностей, интересов школьников.

У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость.

Важно

Взаимодействие внутренних побуждений (мотивов) и внешних раздражителей, приобретающих в данный момент наибольшую значимость, и определяет пробуждение к этим раздражителям внимания. Из сказанного следует, что организация внимания школьников в процессе обучения предполагает придание значимости как различным учебным объектам, так и самому процессу познания.

Чрезвычайно важны чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса – занимательность, увлекательность.

К внутренним причинам, вызывающим внимание, относится, далее, влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, а также влияние навыков и привычек, которые имеют часто очень большое значение для поддержания внимания.

В школьных условиях общая организованность учебного процесса, порядок в классе, соблюдение дисциплины в значительной мере способствуют вниманию учащихся. Правильно обрудованное рабочее место, точный распорядок занятий, требование чистоты и аккуратности в работе – все это также способствует организации внимания школьников. Так, ученик, увлекающийся чем-то, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относиться к предмету его интереса.

Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание, прежде всего, привлечено к действию, направленному на известную цель.

Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями).

Однако если не выработаны прочные навыки (например, у школьников навыки письма, чтения, счета), сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание. Это отчетливо проявляется при демонстрации наглядных пособий на уроке.

Другим примером служит повышенное внимание оканчивающих школу к тому, что связано с выбором их будущей профессии. Внимание зависит от знаний человека, мировоззрения устойчивых интересов и настроений, богатства его прошлого опыта.

Таблица 9.3

Причины, вызывающие и поддерживающие непроизвольное внимание на уроке

Поиск Лекций

Обзор

Управление вниманием — это использование приемов, позволяю­щих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент вре­мени, и управлять происходящим.

Эти приемы аналогичны действи­ям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене на­правления движения.

Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров по­ведения и будет напоминать затор на перекрестке.

Обратите внимание

Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием:

• фокусирование,

• переключение,

• поддержание.

Обоснование

Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую.

Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу.

Поэтому очень важно уметь управлять внима­нием группы.

Управление вниманием, по существу, является управлением энер­гией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, пере­ключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискус­сии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание ус­ловий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить.

Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания:

• С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о ва­шей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».)

• С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)

• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».)

• С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различ­ные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».)

• С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуж­дение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».)

• С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».)

• С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».)

• С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты расска­зал нам о своем сводном брате. Теперь ты,______________________________ , не хочешь ли

что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?»)

Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предос­тавления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению.

Поддержание означает концентрацию внимания группы на опре­деленной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно.

Практические рекомендации

Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с опреде­ленной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими воп­росами.

Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражне­нию, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в дан­ный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.

Привлечение внимания

На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно вдружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каж­дый из вас рассказал остальным, что он считает важным втакой дружбе».

Важно

Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интерес­ного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похо­же, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к ос­новной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье».

Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попро­бовать использовать на практике между занятиями?»

Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражне­ния, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музы­ка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, со­ставление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п.

Переключение внимания

Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно го­ворит о необходимости завершить текущую деятельность и перей­ти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети при­выкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком.

Поэтому явное переключе­ние внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, кото­рые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не сле­дует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, не­обходимо четко обозначать цель переключения внимания.

Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей).

Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями.

Поддержание внимания

Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете под­держивать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро уста­ют и нуждаются во внимании.

Рекомендуемые страницы:

Классификация причин Как проявляется в учебной деятельности
Характер воздействия раздражителя Раздражитель достаточно интенсивен (сильный, длительный), новый и необычный
Соотношение раздражителей и потребностей субъекта Раздражитель соответствует по содержанию ведущим мотивам деятельности и поведения, прежнему опыту субъекта, навыкам и привычкам
Структура организации учебной деятельности Раздражитель связан со структурными элементами учебной деятельности – целями, действиями, операциями

Во всех рассмотренных случаях человек как бы совершенно невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, они захватывают его как бы сами по себе. Он непроизвольно, не ставя цели, выделяет наиболее сильные, новые и значимые раздражители, непроизвольно, не затрачивая усилий, обращает и концентрирует внимание на них.

Внимание, которое проявляется в этих случаях, носит непроизвольный характер. Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание.

Этот вид внимания существенно отличается от непроизвольного внимания как по характеру происхождения и формирования (в филогенезе и онтогенезе), так и по способам осуществления.

Совет

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания.

Приняв решение заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать лекцию), мы, выполняя это решение, произвольно направляем и сосредоточиваем сознание на том, чем считаем нужным заняться.

Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной задачи, цели.

В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся ни наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т. е.

не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли.

Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием. В произвольном внимании, таким образом, как и в других высших формах психической деятельности человека, важную роль играет речь (внешняя и внутренняя). Произвольное внимание социально по своей природе и опосредствовано по структуре.

Специфические особенности произвольного внимания определяют и условие его поддержания. Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, прежним опытом личности, ее интересами. Влияние этих моментов сказывается, однако, при произвольном внимании косвенно, опосредствованно. Так, если непроизвольное внимание обусловлено непосредственными интересами, то при произвольном внимании интересы носят опосредствованный характер. Это интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может не занимать непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания.

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.

Обратите внимание

Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. Послепроизвольное внимание зарождается как произвольное, но функционирует как непроизвольное. Психологи Н.Ф. Добрынин и И.В.

Стра­хов именно этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания, писал С.Л. Рубинштейн. Решающее значение для организации внимания имеет при этом умение поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом

Приемы управления вниманием учащихся:

¨ поддержание рабочего ритма урока, динамичное ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают установку у ученика быть внимательным;

¨ создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся;

¨ создание интереса у учащихся к уроку; использование общественного мнения класса для определения тех, кто отвлекается, работает не внимательно и мешает другим.

Таблица 9.4

Источник: https://cyberpedia.su/16x52db.html

Ссылка на основную публикацию