Зачем нужны лекции в вузе и нужно ли их посещать? причины ходить на лекции

Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать

Однажды ради лекций не нужно будет просыпаться с петухами, волочить сонное тело в университет. И полтора часа слушать начитку преподавательского конспекта. Мы просто включим видео и будем потягивать кофе. А потом пройдем онлайн-тест и займемся своими делами.

Живые лекции на самом деле мертвы

Зачем студенту ходить на лекции? Если человек полтора часа сидит в душной аудитории, в этом должен быть смысл. Он должен получить профит, доступный только в формате «здесь и сейчас». Не надо делать отработку за пропуск — это ни разу не настоящий профит.

На большинстве лекций присутствие оправдывается в двух случаях. Когда проверяют посещаемость. И когда преподаватель задает вопрос из цикла «вы должны это помнить из материалов прошлого семестра».

В оставшееся время на аудиторию обрушивается бесперебойный поток теории. Иногда он с точностью до запятой повторяется в библиотечном учебнике.

Обратите внимание

Многие преподаватели все еще работают по старинке — в радийном формате. Не замечают пылящиеся в углу проекторы. Другие — полностью дублируют лекцию на слайдах. Запихивают в презентации сорокаэтажные таблицы и графики. Никаких вам видеороликов и онлайн-сервисов.

Это не плохо и не хорошо. Это лекции в традиционном академичном понимании. Но традиция сложилась, когда работать по-другому было невозможно. Не нужно было сражаться со смартфонами за внимание студентов. Никто не мог взять на пару ноутбук и втихомолку за деньги настраивать таргет московскому магазину одежды.

Дефицита книг с теорией сегодня нет. Не говоря уже о том, что практически любую информацию можно найти в интернете.

В конце концов, что я потеряю, если прогуляю, но попрошу товарища подпольно записать лекцию на видео? Или на диктофон? Или по старинке возьму чей-то конспект?

Наверное, я не смогу задавать уточняющие вопросы. Но на них времени нет почти всегда. Слишком много материала нужно охватить. Слишком быстро нужно писать. А если несколько минут все-таки находится, то в конце пары. Когда половина аудитории шелестит сумками и мысленно бежит занимать очередь в буфет.

Еще можно было бы сесть в первом ряду, одобрительно кивать головой и смотреть лектору в рот. Запомнится преподавателю — тоже профит. Но это вообще не про подготовку профессионалов.

Так почему ради лекций мы должны просыпаться рано утром, тратить время и деньги на дорогу до университета и часами напролет сидеть на одном месте без нормального движения?

К чему мы должны прийти

Если живое присутствие на лекциях неоправданно, нужно менять формат. И для этого есть просто и удобный способ — достаточно создать сервис с лекциями на видео.

Нужно выбрать преподавателей с лучшей подачей и лучшим контентом. Снять ролики с их лекциями. Загрузить на сайт и дать возможность авторизоваться на нем по номеру студенческого билета.

Чтобы гарантировать, что видео посмотрели полностью и внимательно, к нему прикрепляется онлайн-тест. Из тридцати преподавательских вопросов система выберет случайные десять и даст студенту пять минут, чтобы на них ответить.

Важно

Потом компьютер проверит правильность. Укажет на части видео, которые нужно пересмотреть.  Задаст домашнее задание и откроет доступ к следующей лекции.

По схожей схеме сегодня работают онлайн-сервисы по изучению языка и обучению программированию. При этом многие из них платные и пользуются большой популярностью.

Что может пойти не так?

Дистанционные лекции не понравится преподавателям. В расписании останутся только практические занятия. Учебных часов станет меньше. А значит, часть педагогов попадет под сокращение.

Но такова обратная сторона прогресса. Когда-то люди получали деньги за то, что вручную переписывали книги. Сегодня роботы умеют писать новости и теснят журналистов.

К тому же в естественном отборе выживут лучшие преподаватели — они останутся вести практические занятия.

Пойдут разговоры о том, что ведение конспекта помогает лучше запоминать материал. Но тот, кто и раньше ничего не записывал, разницы не почувствует. А любителям делать пометки никто не запретит продолжать в том же духе дома у монитора.

Еще окажется, что систему с онлайн-тестами слишком просто обмануть.  Достаточно будет войти в аккаунт и попросить головастого одногруппника сделать пару кликов.

Вот только лучшего решения на сегодняшний день нет. После живой лекции никто не сможет гарантировать, что его слушала вся аудитория. К проверке конспектов на последней лекции студенты подготовятся за ночь. А на живом тесте почти всегда найдется возможность схитрить: списать или узнать ответы у группы, которая его уже делала.

Почему онлайн-лекции — это круто?

Потому что учиться станет удобнее, а совсем не учиться — сложнее. Прослушать лекцию можно будет в любое время и в любом месте. Целиком или по частям. Хоть лежа в ванной — достаточно иметь под рукой смартфон.

Исчезнут ситуации, когда лектора нет на паре, не слышно, потянуло порассуждать о жизни на публику.

Лекции лучших преподавателей будут доступны всем. А не тем, кому больше повезло с расписанием.

Учебные дни станут короче. Особенно от этого выиграют факультеты, где студенты  начинают работать по специальности чуть ли не с первого курса (привет, журфак).

Совет

Преподавателям, которые останутся работать в университетах, станет проще. Не придется распинаться перед студентами, которые заняты своими делами. Бумажной работы станет меньше. Группы начнут лучше готовиться к практическим занятиям — на это появится больше времени.

После сокращения штатов университеты смогут обеспечить оставшихся преподавателей более высокой зарплатой. И даже получать дополнительный источник заработка. Достаточно ввести платный доступ к видео для нестудентов. Вот только найдется ли контент, за который люди будут готовы платить?

***

Можно до посинения спорить о том, каким должно быть наше высшее образование. Но при любом содержании нужна удобная, современная и эффективная форма подачи. Иначе какая разница, что наливать в стакан с дырявым дном?

Мнение автор может не совпадать с мнением редакции.

Источник: http://www.websmi.by/2017/12/pochemu-lektsii-v-universitetah-vseh-dostali-i-chto-s-etim-delat/

Зачем ходить на лекции, семинары

В далеком 2009 я запускал в Петербурге «Теории и практики», которые одними из первых начали моду на публичные лекции как формат проведения досуга. Я посетил, наверное, сотню лекций, семинаров, конференций.

Сам организовал десятка три мероприятий: в рамках T&P, как промо своей ныне закрывшейся компании (неэффективно!) и просто для удовольствия. Выступал на конференциях, хакдеях, как эксперт участвовал в круглых столах.

Однако, размышляя обо всех этих мероприятиях, понимаю, что по большей части все они были бессмысленны. Я постарался выделить основные причины, по которым я, как мне казалось, ходил на лекции, и разобраться с каждой из них.

Причина 1. Информация

Мы ходим на лекцию, чтобы узнать что-то новое. Казалось бы — очевидный ответ. Однако лекция — далеко не самый удобный формат получения информации.

Во-первых, в большом городе вы скорее всего немало времени потратите на логистику. Я работаю и живу в центре Москвы, однако нет ни одного места, кроме моего собственного офиса, куда я мог бы добраться меньше, чем за полчаса.

Во-вторых, чаще всего ту же информацию вы могли бы получить в более компактной форме. Известные лекторы редко выступают с абсолютно новым материалом. Чаще всего они в течении времени развивают ту или иную идею, и, посмотрев одно из последних выступлений на Ютубе, вы получите более-менее ту же информацию, что и живьем.

В записи можно смело увеличивать скорость проигрывания на четверть, а то и в полтора-два раза без потери смысла. Особенно это актуально для неторопливых спикеров. В сэкономленные таким образом минуты можно почитать статьи спикера, послушать подкаст или посмотреть еще одно видео.

А лучше — активно проработать контент, создав ментальную карту или структурированный конспект.

Безусловно, есть исключения — например, я бы вряд ли нашёл англоязычные записи выступлений Винсента Икке, а многие интересные европейские ученые, приезжающие выступить в России, публикуются преимущественно в неанглоязычных изданиях и выпускают книги на своих прекрасных языках (вроде голландского).

В-третьих, как ни странно, лекции часто проходят в условиях, совсем не способствующих восприятию информации: где-то жарко, где-то холодно, вы сидите далеко и не видите слайды, не хватает стульев, плохо слышно, кто-то шумит и разговаривает и т.д.

С другой стороны, именно непривычное место может стать тем якорем, который поможет лучше запомнить содержимое выступления. Пространственная память у человека работает великолепно (см. Method of loci / чертоги разума.

Причина 2. Взаимодействие

Казалось бы, лекции, публичные выступления — прекрасный повод лично пообщаться со знающим человеком.

Однако, чем интересней спикер, тем сложнее организовать с ним содержательный разговор тет-а-тет, даже если вы специалист в той же области.

Обратите внимание

Вопросы из аудитории далеко не всегда можно назвать продуктивным форматом. Детальные распросы будут неинтересны широкой публике, а время, выделенное на один вопрос, обычно ограничено. Без хорошей (пре-)модерации формат «вопрос-ответ» очень часто превращается неизвестно во что, см. мою заметку «Культура вопроса и обсуждения».

Как ни странно, часто коммуницировать тоже проще через интернет. Даже весьма известные и занятые люди нередко отвечают на электронную почту, твиттер, и из такого общения можно получить куда больше, чем из двухминутного разговора после лекции.

Причина 3. Тусовка

Для некоторых лекции — повод повстречаться со знакомыми, познакомиться с новыми людьми. Случаются и мероприятия с фуршетом.

Я ничуть не осуждаю тех, кто ходит на мероприятия потусоваться, а фуршеты так и сам обожаю. Но считаю, что лучше понимать свою истинную мотивацию и ставить соответствующие цели: пообщаться со всеми знакомыми, познакомиться с n новых людей, получить удовольствие. И осознавать, что с получением опыта и знаний эти цели могут быть никак не связаны (в чём нет ничего зазорного).

Причина 4. Длинный хвост

Ещё одна легитимная для меня причина ходить на лекции — законспектировать и сгенерировать кусочек контента для публикации онлайн. Так я лучше погружаюсь в материал, перерабатываю его постфактум, а заодно делаю содержание лекции, которая зачастую не записывается, доступным всем желающим.

Например, я сходил на лекцию Петра Щедровицкого (а мог бы не ходить) и опубликовал конспект. С тем или иным успехом донес содержимое до нескольких сотен людей, которые там не были. Получил в комментариях к статье на фейсбуке несколько очень дельных книжных рекомендаций и даже один телефонный звонок (!).

Так Сергей Король ходит на конференции, публикует конспекты и экономит время своим читателям, выжимая самое интересное (разумеется, не из всех выступлений).

Так Макс Черепица сходил на лекцию Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться», написал конспект, который получился удобней и доступней, чем исходная лекция — можно прочитать по диагонали, посмотреть видео, а самое главное — в самом начале узнать, что на заявленный в названии вопрос лекция ответа не дает.

Читайте также:  Случайные открытия и изобретения человечества. 5 великих открытий в науке

Заключение

Для себя я сделал вывод, что лекции в оффлайне — объективно не самый эффективный способ получить знания, да и провести время. (Я говорю о разовых, развлекательно-образовательных форматах. Полноценная учёба, предполагающая тесное взаимодействие с преподавателем, который выступает в роли ментора, куда более полезна и просмотром видео её не заменишь.)

Мне важно иметь возможность быть вовлеченным в происходящее. Режим «говорящей головы» мне не интерсен, формат «лектор читает, студенты слушают» прекрасно воспроизводится и дома в комфортных для меня условиях, с большей скоростью и эффективностью.

Тем не менее, я благодарен организатором образовательных мероприятий за то, что те открывают для меня новые имена или напоминают о забытых старых.

Важно

Сам я если и буду организовывать какие-то оффлайновые образовательные активности, то непременно интерактивные, вовлекающие, провоцирующие взаимодействие и полноценно задействующие различные каналы восприятия и медиа.

Источник: http://GlebKalinin.ru/lectures/

Почему современному студенту нужно записывать лекции

На дворе XXI век, а это значит, что в любой момент за считанные минуты можно, не выходя из дома, раздобыть информацию по нужной теме и предмету.

Сегодня все чаще в образовательном процессе применяются новые технологии преподавания: в интернете пользователю доступно огромное количество образовательных ресурсов, а ведущие университеты мира выкладывают на сайты видеофайлы с лекциями ведущих преподавателей.

Если Интернет не помог, то можно посетить библиотеку, спросить у одногруппников и старшекурсников, обратиться в компании, оказывающие помощь студентам.

Подробнее: www.otlichnici.ru

Подрастающее поколение стремится за новыми разработками и технологиями, а вот преподаватели не спешат изменять своим устоявшимся, привычным методам преподавания.

Поэтому в большинстве учебных заведений преподаватели требуют от студентов написание лекций. Как же поступить? Писать или не писать лекции, каждый для себя решает сам. С одной стороны, это действительно огромная трата времени, иногда и в самом деле бесполезная.

Но есть в этом требовании и обратная сторона, которая играет на руку студентам.

На дворе 21 век, время информационных технологий и инноваций. Но процесс получения высшего образования еще далек от совершенства. Вузы не поспевают за появляющимися новшествами и в большинстве своем работают по старинке.

Подрастающее поколение стремится за новыми разработками и технологиями, а вот преподаватели не спешат изменять своим устоявшимся, привычным методам преподавания.

Поэтому в большинстве учебных заведений преподаватели требуют от студентов написание лекций. Как же поступить?

Подробнее: www.advert-prior.com

Я уверена, что каждый современный студент хотя бы раз в студенчестве задавал себе вопрос, зачем писать лекции и конспекты? Действительно, зачем тратить время, если в библиотеке всегда найдутся учебники по теме, причем в неограниченном количестве. Так может просто являться на пары и не тратиться на ненужные тетради, да и покупка ручек заметно сократится?

Подробнее: xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

4 части:Подготовьтесь к лекцииУлучшите конспектПеречитайте свои записиПопробуйте конспектировать по метод Корнелла Эффективное конспектирование – это не просто запись и воспроизведение.

Совет

Это важная часть учебного процесса, которая помогает вам быстрее усваивать лекционный материал и записывать ключевые моменты в таком виде, который является для вас более удобным. После того как вы правильно подготовились к лекции, приготовьтесь делать заметки.

Представленные ниже шаги направлены не только на эффективную организацию учебного процесса, но и на более удобную запись лекций и конспектов.

Подробнее: ru.wikihow.com

ОтветитьУдалитьАнонимный2 сентября 2014 г., 6:08Очень интересно, уже не знала как писать свой подчерк даже прищурив глаза узнать не могу

Источник: http://www.chsvu.ru/pochemu-sovremennomu-studentu-nuzhno-zapisyvat-lekcii/

Лекция, которой нет. Почему на паре преподаватели несут чушь?

Многим встречались преподаватели, лекции которых не хотелось посещать, потому что материал на занятии мог не иметь ничего общего с изучаемой дисциплиной.

Почему педагогов заносит — сказать не всегда легко, однако я попробую выделить несколько типичных “болтунов”:

1) Преподаватель с учебником….Вернее, нет, учебник с приложенным громкоговорителем. Наверное, этот тип знаком многим. Пришёл, открыл учебник, без выражения прочитал четыре страницы, перерыв, ещё четыре — и все свободны.

При существующей высокой бумажной нагрузке на преподавателей не все успевают подготовиться к новому для себя курсу лекций, но при этом считают возможным просто пробубнить чужой текст и уйти. Вряд ли автор учебника так наплевательски будет относиться к собственному труду. Некоторые студенты даже не заметят конца такой лекции, так как будут поглощены телефонами. 

Такой подход к преподаванию характерен для начинающих аспирантов. Им только вчера сообщили о необходимости проведения этой лекции. Обычно заменять приходиться либо маститых профессоров, либо преподавателей предпенсионного возраста, которые решили остаться дома (учить такие часто уже не хотят, но досидеть до пенсии непременно). 

А если сам преподаватель (не аспирант) не уважает или не знает свой предмет, то зачем у него учиться? Поберегите свои нервы и время. Но не посещать такие лекции чревато — на сессии спрашивать будут так, как написано в учебнике (причём в той же редакции), и сдать предмет, ответив часть своими словами, не получится.

Но решить вопрос достаточно просто — коллективным письмом в деканат и на кафедру, по месту работы преподавателя. В нормальном вузе такого “чтеца” вы не увидите уже на следующей лекции.

2) Второй тип — преподаватели, которые любят “за жизнь”. Они легко отвлекаются на вопросы и рассказывают истории из своей биографии. Безусловно, иногда такой подход уместен на занятии, но всё хорошо в меру.

Обратите внимание

План обучения никто не отменял, а общение на свободные темы может быть вынесено за рамки занятий.

Тут уже вопрос не к преподавателю, а к аудитории: заданные вопросы по теме занятия бодро возвращают лекцию в нужное русло.

Если же преподаватель в возрасте и не хочет возвращаться к теме, начиная занятие с весёлых историй, то смотрите пункт первый.

3) “Гуру своего дела”, работающий в промышленности и снизошедший до работы на кафедре в качестве “шефской помощи”. Ему от 30 до 50 лет, на всех смотрит с плохо скрываемым пренебрежением. Вопросы игнорирует. Есть два мнения — его и ошибочное. Учебников, как правило, не пишет — но чужие воспринимает скептически.

В хорошем настроении может рассказать много, но пребывает в таком расположении духа крайне редко. Процесс обучения больше похож на самопиар. Если вместо лекции Вас не учат, а поучают, ничего хорошего не получится.

Чужой опыт так просто не передать, а нюансы профессии хорошо изучать на курсах переподготовки, а не во время обучения.

Жаловаться на кафедру бесполезно. Как правило, практика для чтения лекций найти непросто, а это показатель отчётности вуза… Формально — пары идут, студенты сидят, лекция читается.

Попросите преподавателя не отходить от плана. Если всё совсем плохо, то тогда уже с ним и Вашим конспектом лекций идите в деканат.

Важно

Лектор, рассказывающий не по теме, ворует Ваше время. Представьте свою реакцию, если бы рекламные блоки показывали бы нам не в перерывах трансляции, а вместо? Почему же иной раз на лекции мы должны бесцельно сидеть?

Источник: https://life.ru/970993

Зачем нужна лекция?

Каждый студент хоть раз в жизни играл на лекции в морской бой или тайком читал под партой интересную книгу.

Стоит ли тратить свое время на прослушивание материала, который легко можно найти в учебнике или в Интернете? Этот вопрос мы решили задать человеку по ту сторону кафедры – заместителю декана заочного факультета Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины, доценту кафедры белорусского языка, кандидату филологических наук Григорию Владимировичу Серикову.

– Григорий Владимирович, неужели в век Интернета и мобильной связи все еще есть необходимость в лекциях?

– Конечно, время изменилось. Педагоги стремятся идти с ним в ногу и активно используют на занятиях мультимедийные устройства, предлагают студентам электронные версии своих учебников, подсказывают полезные интернет-ресурсы. Все это так, но «живая» лекция все равно востребована и роль ее только возрастает.

– Не секрет, что многие студенты считают лекцию устаревшей формой обучения.

– Ни в коем случае. Вы знаете, мне как-то довелось присутствовать на воскресной встрече евангельских христиан. В числе прихожан была группа глухонемых, и в течение двух часов женщина-сурдопереводчик жестами объясняла им слова пастора. Казалось бы, вот тебе Библия – бери и изучай, никто не объяснит ее лучше, чем она сама себя.

Так нет же, слабослышащие люди пришли «послушать» живое слово проповедника. Я был поражен, как сильно в них желание находиться среди людей, общаться. И вдруг ясно осознал, насколько мы – преподаватели и студенты – должны ценить роскошь взаимного интеллектуального и духовного обогащения посредством живого слова.

Даже самому «продвинутому» студенту, не расстающемуся с ноутбуком, нужно помочь сориентироваться в океане литературы.

Если книга сложная, «неудобоваримая», лектор выступает в роли дешифровщика, который переводит мудреный учебник на язык, понятный студенту. Кроме того, хороший преподаватель постоянно интересуется информацией по своей теме.

Часто она попадается в совершенно неожиданных источниках, заглянуть в которые студенту и в голову не пришло бы. Отмечу еще один важный момент.

Что студент делает на лекции, кроме того, что конспектирует? Он изучает преподавателя: как и что тот рассказывает, глубоко ли копает, толково ли объясняет. Ибо замечено: если объясняет туманно, значит, сам неясно понимает, о чем говорит, и на экзамене спросит немного.

– Чего, на ваш взгляд, не хватает современным лекторам?

– Главная задача каждого преподавателя – научить студента учиться, запоминать нужную информацию и красиво говорить.

Многие лекторы, завораживающие аудиторию своей речью, изобилующей фактами и числовыми данными, даже не удосуживаются поделиться со студентами своими «секретными» технологиями в области воспитания памяти и развития речи, даже если воспитывают будущих педагогов.

Они вспоминают Цицерона, говорят о том, каким должно быть выступление, ссылаясь на Дейла Карнеги, объясняют, что такое оперативная и долговременная память… Но никто не говорит: «Вот этот материал я запомнил так-то, я использовал следующие ассоциации…»

– А каковы преимущества и недостатки лекций в сравнении, скажем, с дистанционным обучением?

– Некоторые студенты утверждают, что дистанционное обучение, самостоятельные работы ощутимо сокращают время, затрачиваемое на учебу. Но, на мой взгляд, этот вариант подходит только тем, кто имеет мотивацию, заинтересованность в получении знаний.

– Значит, вы все-таки советуете посещать лекции?

– Безусловно. Коварная особенность педагогической деятельности заключается в том, что ее плоды заметны не сразу.

Совет

И то, что сейчас кажется на лекции скучным и лишним, уже потом, перед экзаменом или в своей профессиональной деятельности, может обернуться ценнейшим приобретением.

Только понимание этого порой приходит, к сожалению, слишком поздно, когда уже не скажешь своему строгому и, как оказалось, мудрому учителю «спасибо»…

Беседовал Максим МАСЛОВ, фото Артура СЕМИНА
 

Читайте также:  Как стать богатым, станете ли вы богатыми

Источник: https://www.sb.by/articles/zachem-nuzhna-lektsiya.html

Наука как бесконечное хобби, или Зачем нужно ходить на научно-популярные лекции

Вечер выходного дня можно провести по-разному: съездить в лес, прогуляться по Революционной или отправиться в кино. А можно посещать научно-популярные лекции и узнавать больше о майнинге, популяции слонов или бактериологии.

В чем смысл подобного времяпрепровождения, корреспонденту МЛЫН.BY объяснил выпускник  факультета прикладной математики и информатики, один из основателей минского научно-познавательного лектория «Массаракш» Змитер Былинович.

– Змитер, давайте начнем с самого простого: для чего вообще проводятся научно-популярные лекции?

– Популяризация науки – это распространение научных знаний в максимально простой форме. Это способствует просвещению людей и борьбе со стереотипами, вроде тех, что сложной наукой занимаются асоциальные зануды, помышляющие уничтожить все живое вокруг.

В действительности наука помогает людям, и важно, чтобы они об этом знали. Один из лучших способов сделать это – приглашать ученых читать нескучные и практически полезные лекции.

Темы могут быть самыми разными: от политологии до зоологии, от экономики до теории искусства.

– Вот я пойду на лекцию, тема которой мне совсем незнакома… Велик ли риск ничего не понять?

– Его нет совсем. Мы понимаем, что наша аудитория – люди разного возраста и образования, у каждого своя профессия, поэтому, к примеру, никто здесь не будет пытаться изложить полный курс психологии за один час.

Но слушатели могут узнать про десять самых увлекательных экспериментов, которые касаются человеческого поведения. Велика вероятность, что кто-то заинтересуется данной темой и продолжит изучать ее самостоятельно.

В этом состоит наша главная задача: дать людям понять, что наука – это не скучно, а ученые – это не фрики с лабораторными мышами в карманах.

– А как вы находите лекторов?

– Когда проект только начинался, помогало сарафанное радио. Обращаешься к своим учителям, преподавателям в университете, их друзьям; бросаешь клич среди знакомых – кто-нибудь да откликнется. Парадокс в том, что мы «вытаскиваем» преподавателей из университетов, где на их занятия ходит от силы половина группы, организовываем с ними лекцию – и набивается полный зал на триста человек.

– Вы приглашаете одних и тех же ученых?

– Нет, к нам приходят и новички, и опытные выступающие. Иногда наши лекторы становились новыми звездами белорусского популяризаторского сообщества. Так можно сказать о Кирилле Размысловиче, который пишет про кино и рассказывает про космос, или об Андрее Косько – он просвещает всех в области энергетики.

– А вы оплачиваете их выступления?

– Мотивация у всех разная. Некоторые ученые приходят за ощущениями, которые испытывают во время выступлений – ни с чем не сравнимый адреналин. Другие за счет лекций улучшают ораторские навыки и учатся работать с публикой, а кто-то даже находит себе аспирантов.

Часто профессоры, которые работали над темой долгое время и не хотели бы, чтобы их труды пропали зря, ищут человека, которому могли бы передать свои знания. И находят такого в числе слушателей.

Но лекторы не зарабатывают за счет выступлений, потому что «Массаракш» – абсолютно некоммерческий проект.

– Но ведь организация любых более-менее крупных мероприятий подразумевает траты. Те же самые афиши или аренда помещений…

– На самом деле – нет. За помещения для лекций мы не платим. Договариваемся с владельцами и делаем их пространствам бесплатную рекламу, привлекая посетителей. Так было с некоторыми кафе, в которых мы начинали. Всем остальным занимаются волонтеры «Массаракша». Сейчас нас примерно человек десять.

Обратите внимание

Кто-то делает афиши мероприятий, кто-то фотографирует или снимает лектории на видео, кто-то помогает со звуком и презентациями (и это не считая добрых людей, которые расставляют стулья или убирают площадку после выступлений). Поэтому на «Массаракш» мы тратим только время и силы, но не так много, как может показаться.

В среднем лекторий отнимает два вечера в месяц, в один из которых мы проводим репетицию выступления, а во время следующего читается сама лекция. Вот если бы у нас была коммерция, то картина получилась бы совсем другой, потому что при таком условии появляется финансовая отчетность, необходимость все рассчитывать и напрягать людей.

В итоге пропадает всякое удовольствие от процесса.

– За полгода, что существует «Массаракш», вы провели уже тринадцать лекций, регистрация на которые часто заканчивалась в день анонса. Чем можно объяснить такую популярность?

– Лекций было намного больше, просто до января этого года мы читали их от имени «Курилки Гутенберга», московского лектория (его филиалы разбросаны по всей России). Но потом мы повздорили с организаторами и создали свой проект.

В «Массаракше» предпочитаем не выстраивать  никакой иерархии власти среди организаторов, потому что это вызывает ненужные ссоры. Начали нумеровать лекции, чтобы знать, сколько уже провели, и каждую старались организовать в максимально удобное время и в подходящей локации.

Никто не поедет на окраину города вечером в пятницу послушать про размножение улиток, но прийти на такую лекцию днем в субботу – вполне возможно.

– Как думаете, зачем люди приходят к вам?

– Зачастую – для того, чтобы просто интересно провести время, ведь лекция – это хорошая альтернатива кино. Да и не так важно, с какой целью люди приходят, главное, что они это делают.

Надеюсь, благодаря нам большинство из них поймет, что ГМО безвреден, что отказываться от прививок не нужно. И главное – что наука интересна и безгранична, как Вселенная, в которой мы живем.

Поэтому наукой можно заниматься постоянно и всегда находить для себя нечто новое.

Дополнительно

8 сентября «Массаракш» станет участником «Фестиваля наук», который организовывают молодые ученые Академии наук. На лекциях расскажут о том, почему киты – это парнокопытные; также речь пойдет о магических свойствах янтаря и тайнах космоса. Обещают даже привезти космонавта Криса Хэдфилда. Того самого, который в 2013 году снял кавер-версию на песню Дэвида Боуи прямо в космосе.

Екатерина СИВОДЕДОВА

Источник: http://www.mlyn.by/2018/08/nauka-kak-beskonechnoe-hobbi-ili-zachem-nuzhno-hodit-na-nauchno-populyarnye-lektsii/

Владимир Мацкевич: Зачем ходить на лекции, если у вас в кармане – доступ к любому знанию в мире?

Фото Службы информации “ЕвроБеларуси”

В каких случаях преподаватели вузов держат студентов за лохов? И зачем лучшие годы жизни тратить на “универ”, который ничего внутри вас не меняет?

17 сентября в Минске, в Красном дворике на Революционной состоялась открытая лекция главы Рады Международного консорциума “ЕвроБеларусь”, методолога и философа  Владимира Мацкевича.

“Мир на ладони”. И что это значит для образования” – первая из цикла открытых лекций, которые пройдут этой осенью в рамках нового учебного сезона Летучего университета, окунула слушателей в еще не опутанные Всемирной паутиной времена и заставила их усомниться в собственных дипломах.

Девайс с мобильным интернетом – целый мир, который умещается на ладони. А каково было студентам до эпохи интернета, “Википедии” и айфонов? Как не остаться навеки офисным планктоном и пролетарием? И зачем вообще ходить в университет, если диплом не дает социального взлета? Публикуем самые интересные моменты лекции философа.  

Человек из будущего не соврал

– Все, что сейчас умещается на ладони или в кармане, было и в 70-е годы. Но в других видах – тяжелое, большое. И когда я занимался инженерной психологией, айфон или смартфон было почти невозможно представить. Хотя можно было нафантазировать.

Тогда же я прочитал интервью, а потом и статью профессора Венды из МГУ, который вернулся из Калифорнии. Еще не было Силиконовой долины, не было Джобса, который собрал в гараже первый персональный компьютер, но идея уже витала в воздухе.

И вот как Венда рассказал об этой идее: в недалеком будущем вы сможете войти в комнату, в которой есть телевизор, телефон, войти туда с чемоданчиком, в котором есть пишущая машинка и электричество, которые могут соединяться проводами с телевизором и телефоном, и через эту пишущую машинку вы сможете сделать запрос телефонному кабелю в библиотеку Британского музея или Конгресса США. И оттуда вам, продолжил он, выведут текст нужной вам книги на экран телевизора.

Важно

В середине 70-х годов, и даже в начале 80-х, это была фантастика, которой не будет в нашей жизни, и о которой можно только мечтать. Мне же это тогда запало очень сильно в душу, и я решил поехать к профессору Венде на практику, ведь учился я Ленинграде. Напрашивался, чтобы поподробнее познакомиться не с реальностью, а с мечтой.

Меня не отпустили из-за плохого поведения. И я не включился в эпоху компьютеризации, интернетизации до того, как она началась.

Тем не менее, через десяток лет у меня появился первый компьютер, интернет уже был, хотя и с плохим доступом. То есть, я не ожидал, что эта мечта будет так быстро реализована.

Причем, что она будет доведена до такого уровня, как девайс на моей ладони. Это устройство дает нам доступ ко всему миру.

Почему айфон не выведет войска РФ из Украины

– Но при этом у нас нет возможности повлиять на ход событий, которые отображаются на экране девайса. Потому что человечество, доведя средства информации до такого высокого уровня, сейчас должно защищаться от того, чтобы не очень грамотные, не очень умные люди получили в свои руки управление влиянием на объект.

Вместе с расширением канала информации нам обрубают возможности вмешательства, не дают рычагов, допуска к тумблерам и кнопочкам, с помощью которых мы могли бы влиять на процессы, разворачивающиеся на экране смартфона, айфона, планшета. Разве это не обидно?

Казалось бы, идет война на Украине. Нет бы, набрав несколько паролей, прекратить эту войну. Миллионы людей хотели ее прекратить. Но почему-то смартфон, позволяя знать все, что происходит в Украине, не дает нам возможности этим управлять.

Мы получаем какие-то знания об этом, но не их полноту. Насмотревшись на экран, люди делают совершенно разные выводы о событиях в Украине. Порой даже дикие друг для друга.

У обезьян забрали гранату

– Управлять, наверное, этим миром можно было бы через знания, воздействуя на них. А вы можете воздействовать на знания?

Несколько лет назад в Летучем университете Марк Бернштейн вел курс по освоению техники “Википедии”. Но есть ли у нас такие амбиции – влиять на знания?

Совет

Зачем ходить в университет и слушать лекции, если у вас в кармане есть доступ к любому знанию в мире? В университете вам никто не позволит управлять изучаемым объектом.

Если вы изучаете медицину, никто не допустит вас к пациенту сразу. Прежде вы начнете влиять на изучаемый объект, вам нужно получить разрешение – диплом, сертификат и так далее.

Читайте также:  Характеристики и свойства магнитного пола. проявления магнитного поля в жизни

И то не факт, что вы своим вмешательством не навредите этому объекту.

Река жизни утекает в Вечность, причем тут окуньки?

– Когда я учился, получать знания можно было с трудом – прилагать усилия, ходить по библиотекам. Сегодня, когда это требует нескольких движений пальцами, меняется и ценность знаний.

Раньше человек знания получал положение в обществе. Сегодня, когда все изменилось, ничего подобного уже с людьми знания не происходит. Кому диплом сегодня позволяет изменить социальное положение? Понятно, что он уже почти ничего не стоит. Так зачем ходить в университет? Зачем вы приходите на эти лекции? Все это можно получить на экранах смартфонов.

Прочесть книги лектора в сети в удобном для вас режиме, а не спать на его лекциях. Ответ нужно искать не в информации, которая доступна, а в том, что происходит внутри вас, когда одно и то же знание поступает к вам через разные каналы. Ответ нужно искать в себе. Насколько это нас меняет.

Если изменений в вас не происходит, вы тратите время зря на походы в университет. Может быть, не так цинично как я это сказал, но то же самое знают почти все лекторы университетов Беларуси. А поэтому, если они относятся к вам, как к полным лохам, то и ведут себя соответствующим образом.

То есть, студенты делают вид, что учатся, а преподаватели делают вид, что чему-то учат.  Если только не возникает особая ситуация: столкновение людей, желающих меняться.

В Летучем университете нам с большим трудом удается проводить мысль, что здесь нет разницы между слушателями и преподавателями. Мы намеренно эпатажно говорим: Летучий университет – не для студентов.

Потому что студенту с детства вбили в голову, что в учебных заведениях дают знания.

Обратите внимание

И он бессмысленно тратит лучший период своей жизни – пока он еще молод, полон сил и энергии – на походы в образовательные учреждения.

Кит и планктон пробуют меняться местами

– Так вот, если между людьми не происходит особого взаимодействия, направленного на взаимное изменение, результата которого нет ни в каких википедиях и британских библиотеках, все образование – это симулятивная деятельность.

Смысл современного образования – получать и передавать знания, которые очень сильно потеряли в цене. Инфляция образования сегодня достигла таких размеров, что оно почти ничего не стоит. Поэтому мы должны выстроить какую-то иную форму.

Эта форма образования нужна для людей, желающих быть не только потребителем, не только пролетарием, не только офисным планктоном, не только научным работником и так далее, а идти в поисках того, чем ты являешься. А не просто заполнять социально-шаблонизированные ячейки.

Видеозапись открытой лекции:

Источник: https://EuroBelarus.info/news/society/2014/09/18/vladimir-matskevich-zachem-hodit-na-lektsii-esli-u-vas-v.html

Нужно ли посещать лекции

Как и большинство студентов, мое университетское разрешение было простым: посещать все лекции. И я это сделал — по крайней мере, первые несколько недель.

Но по прошествии дней я обнаружил горестную истину: я слишком много ожидал от лекций, и слишком мало было получено.

Представьте себе мое разочарование, потратив лето на волнующие перспективы того, как они будут выглядеть. Я ожидал восторженных ораторов, чей голод Чосера можно было увидеть в их неуправляемых движениях. Вместо этого лекторы читают свои заметки, пытаясь обрушиться на груды информации самым монотонным и развязанным голосом.

Должны ли университетские лекции быть обязательными?

Ожидание страстных слов, отскакивающих от стенда подиума, было заменено моим ужасом плохо составленных презентаций PowerPoint, и я решил отказаться от своих лекций.

Я не пожалел о своем решении.

Большинство университетов сейчас записывают свои лекции, поэтому отсутствие лекции в заданном месте и времени не наносит вреда вашим исследованиям — это улучшает ее.

Вы можете послушать лекцию в час, который вам удобнее или когда вы находитесь в более внимательном состоянии. Это имеет больше смысла, чем посещение лекции в 9 утра.

Пока у меня в университете не все лекции являются необязательными, поэтому я иногда ношу поддельные справки, которые покупаю в интернете (советую http://www.7spravok.com/spravka-095.html)

Кроме того, для студентов, чьи лекции не записаны, я бы рекомендовал YouTube. Я начал смотреть целые серии лекций с профессорами Йельского университета и Гарварда по тем темам, которые мне требовались для чтения на сессиях.

В то время как тупость аудитории и неосознанного оратора может превратить нас в пассивных наблюдателей, большинство видеороликов имеют яркие и увлекательные методы обучения.

Это хороший ресурс для студентов, которые воспринимают все визуально.

Исследование 2014 года, опубликованное научным журналом PNAS, показало, что студенты в классах с традиционными лекциями в 1,5 раза чаще терпят неудачу, чем студенты в среде с активным обучением. Просмотр видео с коллегами и друзьями вместо лекций поощряет обсуждение и, следовательно, взаимодействие с материалом.

18-летний Хаджира Хатун, студент из Вестминстерского университета, говорит: «Я посещаю большинство своих лекций, потому что мне нужно отметиться. Но есть один модуль, который я всегда пропускаю, и я трачу свое время на обучение, чтобы немного заработать на стороне. Это вредит моим занятиям? Ну, я получил свою оценку, так ясно, что нет, и я немного богаче ».

19-летняя Хадиджа Бегум, студентка университета Манчестера, также пропускает свои лекции. «В то время, когда я сберегаю, не посещая лекции, я спускаюсь в библиотеку, или я сплю», — говорит она. «В результате я намного менее усталая и сонливая, чем мои друзья, и я знаю немного больше, чем они».

Важно

Стоимость лекций — это независимое исследование, и я бы предпочел учиться в своем собственном темпе и по-своему, чем тратить час, слушая скучную лекцию.

Тем не менее, д-р Ник Эфорд, преподаватель школы вычислений Университета Лидса, утверждает, что студенты, проживающие на дому, пропускают интерактивный элемент лекций:

«Студенты, которые предпочитают смотреть видео, а не посещать лекцию, упускают возможность задавать вопросы тогда и там или участвовать в обсуждении», — говорит он.

«Иногда я попрошу учащихся подумать о проблеме и сравнить свои мысли с соседом, прежде чем я соберу мнения всего класса, и мы обсудим их. Я иногда использую лекции, чтобы пройти через курсовые решения и ответить на неизбежные вопросы, которые возникают. Вы не можете ввязываться ни в какое из них при просмотре видео.

Efford добавляет, что бремя лекций заключается в том, что их занятия более полезны для учащихся, чем видео: «Многие сотрудники признают ценность более интерактивного чтения лекций, чтобы максимально использовать время общения со студентами. Опасность видеотехнологий заключается в том, что она может закрепить этот традиционный стиль «мелового и разговорного» лекций, когда мы, возможно, все будем делать больше, чтобы отойти от него ».

Источник: http://ochistis.ru/nuzhno-li-poseshhat-lektsii/

Как ходить на лекции и семинары?

Человек сам по себе очень любознательное существо. Поэтому, после школы, когда он поступает в университет, перед ним встает вопрос: ходить или нет на семинары и лекции. Конечно, можно посещать все, что только поставлено в расписание, но тогда у вас совершенно не будет оставаться времени для работы и самообразования.

Семинары – это прежде всего знания. Но в нашем мире не многие понимают зачем они нужны. Потому на семинарах, попросту просиживают штаны.

Конечно, многая информация вам может показаться скучной или вы ее ранее изучали, но никогда еще никто не страдал от того, что послушал преподавателя.

Каждый человек, особенно, тот у которого научная жизнь за плечами, интересен, если не своей профессиональной деятельность, то хотя бы личной жизнью. 

Лекции – это сугубо добровольное мероприятие. Конечно, вас могут обязать на них ходить, потому именно во время лекционного периода обучения вы будете получать знания. На семинар, вы их закрепите, так как будете собирать материал по теме, которая была ранее пройдена на лекционных занятиях.

Чтобы ходить на лекции, прежде всего, стоит настроиться на работу. Если желание будет просто сидеть, лучше не приходить. Иначе вы сами будете тратить свое собственное время, которое можно использовать совершенно по-иному.

Иногда для подготовки к семинарам, хватает лекционного материала, поэтому придя на лекцию человек автоматически освобождает себе время, которое он сможет тратить в соответствии со своими интересами. Чтобы ходить на семинары и еще умело отвечать стоит усвоить несколько правил, которые помогают выжить в экстренных ситуациях.

Например, вы не смогли что-то прочитать, значит стоит не разговаривать с соседом, а внимательно послушать остальных, а затем из услышанного сделать вывод или сформировать свое мнение.

Правило 1 – если ходил на лекции 

Когда вы ходите на лекции, у вас накапливается базис по определенной теме, который грех не использовать на семинаре. Преподаватели очень любят, когда из чьих-то уст они слышат свои же слова, которые произносили на лекции.

Совет

Согласитесь – это приятно. Поэтому если у вас есть конспект, на семинаре достаточно вставить несколько слов из конспекта и у вас уже будет законный плюсик в ведомости.

Правило 2 – если не ходил на лекции 

Достаточно понять, что к семинару вам стоит подготовиться как-то особенно, чтобы не устраивать соревнования с иными членами вашей группы, а самостоятельно ответить. Поэтому стоит найти какую-нибудь информацию, которая не давалась для подготовки к семинару. Например, вы будете читать какое-то произведение.

Значит, вам можно его не читать, достаточно найти какие-то критические отзывы, интересные факты о произведении, может переписку автора с кем-то. Это хоть будет и отстранение от темы, зато вы сможете обрадовать преподавателя. Вы сможете убедить его в том, что лекции прогуливали не зря, а работали с дополнительными источниками.

Правило 3 – если не приходил на лекции и семинары 

Ничего не остается, как удивлять. Ведь времени досконально изучать предмет, попросту нет. Поэтому стоит сделать для преподавателя презентацию, может видео ролик или что-то еще, что могло бы его обрадовать удивить, поднять настроение. Так вы сможете расположить преподавателя к себе.

Остается только ответить на несколько вопросов, которые были ранее на семинарах. Тут стоит начать самостоятельно и говорить до момента, пока вас не остановят. Именно говорить, а не махать руками и доказывать, что вы знаете. В университете учиться, наверное, во много раз лучше, чем в школе.

Это обусловлено тем, что в нем ты можешь показать себя с творческой стороны, опробовать свои возможности, и даже доказать, что ты умеешь работать самостоятельно. Самообразование ценилось всегда всеми преподавателями.

Теперь выбор остается за вами.

Хотите, ходите на лекции и отвечайте на семинарах, либо готовьте уникальный материал на практические работы, а можете и вовсе никуда не ходить, но тогда удивляйте. В общем, дерзайте!

Источник: https://www.znaikak.ru/gonalekciiseminar.html

Ссылка на основную публикацию