b7791f53

Эссе по истории: темы исторического эссе, образец эссе по истории

Эссе по истории: примеры, темы, план :

Прежде чем приводить примеры эссе по истории, попробуем понять суть данного термина. В энциклопедическом словаре под эссе подразумевается философский жанр публицистической, историко-биографической прозы, который включает в себя собственную позицию автора.

Эссе по истории России является прозаическим произведением несущественного объема. Оно имеет свободную композицию, является попыткой автора передать собственные соображения и впечатления.

Признаки

Что необходимо включать в эссе по истории? Шаблон написания предполагает использование определенных параметров:

  1. Конкретную тему либо вопрос.
  2. Собственное восприятие раскрываемой проблемы.
  3. Минимальный объем.

Как подобрать тему эссе по истории? На ЕГЭ предлагаются выпускникам конкретные задания, в которых предполагается раскрытие особенностей исторических личностей, определенных событий.

Особенности

Чтобы успешно справится с заданиями, предлагаемыми на выпускном экзамене по истории, на уроках ребята вместе с педагогом рассматривают примеры эссе по истории, учатся аргументировать свою точку зрения. Работа считается успешной только в том случае, если автору удается показать индивидуальность своей позиции, отношение к описываемому периоду, личности.

Отдельное внимание уделяется логике изложения материала, речи, уровню пространственного мышления.

Величина работы

Рассуждая над тем, как писать эссе по истории, отметим, что есть ограничения по объему работы. Каких-то жестких рамок не предполагается, но, как правило, историческое размышление желательно уместить в две-три страницы рукописного текста формата А4. Такая особенность связана с временными ограничениями, так как выпускнику еще необходимо предоставить ответы на другие вопросы.

Структура работы

Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает “набросок”, “попытка”, “проба пера”. Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию.

Обратите внимание

Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике.

Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Требования к школьной работе

Как составить план эссе по истории? Сначала необходимо определиться с темой работы. Далее важно выделить основную идею эссе, подобрать исторический материал, на основе которого оно будет написано.

Позиция автора должна быть мотивирована, поэтому в историческом эссе должны быть приведены четкие аргументы, являющиеся неоспоримым доказательством рассматриваемой точки зрения.

Перечисление таких фактов допускается в свободной форме, но с обязательным комментированием автора.

В качестве формального требования к работе отметим одно – наличие темы эссе по истории.

Содержание

Допускается использование произвольной внутренней структуры. Так как подобный материал считается малой формой письменной работы, он не предполагает обязательного повтора выводов в заключительной части, их вполне можно включить в основной текст или в название работы. Все примеры эссе по истории, рассматриваемые старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ, содержат несколько аргументов.

Полезные факты

Что предполагает план эссе по истории? Если в реферате допустимо использование разнообразных вводных слов, например, «я хочу рассказать…», «я пришел к определенным выводам», то в эссе не предполагается загромождение работы лирическими отступлениями. Например, М. Эпштейн, анализируя особенности написания исторического эссе, отмечал, что его содержание должно быть конкретным и логичным, содержащим личную позицию автора, подкрепленную несколькими убедительными аргументами.

Что важно учесть в эссе

При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года.

В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси.

В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

Проблематика и парадоксы в историческом эссе

Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам. Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание.

К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве.

Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти.

Важно

Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

Автор должен показать опасность фашизма, необходимость противостояния этому течению.

Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»

В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.

В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.

Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.

Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.

Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.

Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.

Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.

Совет

Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства – не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.

Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.

Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.

Правильное написание эссе по истории – это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

Источник: https://www.syl.ru/article/374934/esse-po-istorii-primeryi-temyi-plan

Эссе по истории: основы написания, план и примеры

В настоящее время литературный стиль эссе набирает все большую популярность не только в круге литераторов, но и в программе обучения старших классов средней школы.

Эссеистическому жанру присущи выразительность, живость представления, краткость, сопоставляющее суждение, направленность на сокровенную искренность и обиходную манеру разговора.

Возникновение стиля

В переводе с французского языка это слово означает «попытка, проба, очерк», если перевести с латинского языка — «взвешивание». Это краткое по размеру произведение в прозе, произвольной морфологии и структуры .

Словесный стиль эссе формирует личностные ощущения и взгляд повествующего по конкретному доводу или вопросу обсуждения и не требует досконального и решающего изложения содержания. В соотношении размера и значения близко по смыслу к высоконаучной публикации или литературному очерку, но с другой стороны — это философское сочинение.

Понятие «эссе» в качестве литературного стиля ввел в свое произведение «Опыты» в 1580 году философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень. Позже, в конце 15 — начале 16 века, свои сочинения озаглавил «Essays» крупный философ Нового времени Фрэнсис Бэкон.

Роль в литературе

В 18−19 веках жанр эссе занимает значительное место в журналистике Англии и Франции.

Вклад в формирование сочинений манерой эссе внесли в журналистику Англии такие выдающиеся люди, как: Джозеф Аддисон, сэр Ричард Стил, Генри Финдилг. Во французской журналистике — Вольтер и Дидро, в немецкой — Лессинг и Гердер.

В российской словесности стиль не получил такого распространения. Примеры эссеистического стиля наблюдались у А. Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», у А. И. Герцена в «С того берега», у Ф. М.

Достоевского в произведении «Дневник писателя». В 20 столетии к стилю «эссе» приобщались В. И. Иванов , Д. С. Мережковский , Андрей Белый, Осип Мандельштам, Лев Шестов.

В более поздний период — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.

Как написать эссе по истории

Структура текста

Чтобы написать произведение в этом стиле, необходимо для начала составить план произведения. То есть оно должно состоять из:

  • вступительной части;
  • основной, где раскрыт сюжет произведения;
  • заключительной, которая должна быть самой краткой и содержать результаты изложенных аргументов.

На начальном этапе необходимо исчерпывающе изучить подобранный материал по теме, историческую ситуацию, в которой формировались личности главных персонажей, детали и порядок событий. Рассказ о событиях или персонажах нужно начинать по временной очередности.

Построение исторического эссе, как и любое сочинение, нужно начинать со вступления с последующим переходом к раскрытию темы автором.

Тема должна содержать подсказку на доказанное литератором утверждение.

В эссе по истории разносторонне описывается главный персонаж: нравственный и внешний образ, умственные таланты, степень интеллекта, есть ли талант организатора, какова роль героя произведения в обществе, лично его заслуги в развитии страны, в жизни народа. Особенно важны переживания автора по отношению к героям произведения.

Обратите внимание

В основной части произведения, на переходном периоде, необходимо обозначить лаконичный, широкий ответ на вопрос, поставленный во вступлении сочинения, а также ряд приблизительных подвыводов.

Заключительная часть должна последовательно вытекать из общей темы рассказа и быть наиболее выгодной составляющей c точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Здесь раскрывается окончательное описание подвыводов.

Значение этого жанра показывает достоверное суждение повествующего, имеется в виду не только логические рассуждения литератора, но и совпадение с человеческими общепринятыми правилами в обществе.

Читайте также:  Общие правила оформления чертежей а4, а3, а4 формата, образец. оформление чертежей по госту (рамка и др.)

Форма написания

Историческое эссе пишется преимущественно в академичном стиле. Это делается для того, чтобы изложение сути произведения не опустить до обиходной речи.

Главную суть творения в этом стиле раскрывают изысканно подобранными доводами.

Огромную роль играют индивидуальные качества литератора, его собственный взгляд на те или другие переживания, ощущения, логичность суждений, манера размышления.

Изложение истории в эссеистическом стиле отличается от раскрытия темы в учебном пособии. В этом стиле не требуется большой объем, а наоборот, необходимо конкретное отражение сюжета, события в истории. Размер произведения в эссеистическом стиле не должен быть крупным, как, например, у романа, так как это произведение освещает определенный исторический эпизод.

Повествование может быть любым, пусть даже противоречивым, главное, разбудить переживания читателей к истории прошедших дней, не перевирая при этом события.

Безусловно, каждому человеку интересен тот или иной исторический факт. Чтобы написать историческое эссе, необходимо подготовить подборку материала, затем рассмотреть возможность оригинального изложения темы, обдумать план рассуждений, все должно быть подобрано четко, обоснованно.

Должны быть применены следующие логические понятия:

  1. Индукция — способ рассуждения от индивидуальных фактов, утверждений к всеобщим выводам.
  2. Дедукция — метод суждения, при котором новая позиция формируется логическим методом от всеобщего понятия к индивидуальным заключениям.
  3. Сходство — наличие хотя бы одного общего признака у изучаемых предметов. Отношение сходства двух предметов в достаточно определенных признаках обладает свойствами симметричности.

Доказательство главной идеи можно описывать несколькими альтернативами:

  • закономерное оспаривание;
  • обоснование от противного;
  • непрямой аргумент.

Примеры исторических эссе

В России эссе по истории зачастую пишут о талантливых, прославленных исторических личностях, героях современности, например, о таких людях, как: Михаил Ломоносов, Владимир Мономах, Иван Сусанин и т. д.

Чем же знамениты герои той или иной эпохи:

  1. Например, Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, атмосферу на Венере, сконструировал большое количество оптических приборов, возродил в России искусство мозаики и производство красок.
  2. Во времена правления Владимира Мономаха произошло ослабление половецкой угрозы.
  3. Подвиг костромского крестьянина Сусанина спас жизнь царя и погубил отряд польско-литовских интервентов.

Без плана при написании эссе по истории, конечно, не обойтись, но это не самое главное в написании такого рода произведения. Необходимо выдержать логику в рассуждениях, привести бесспорные доказательства в обосновании доводов и тонко объяснить читателям наиважнейшие человеческие этические правила.

Стиль исторического эссе поднимает патриотизм среди молодежи, расширяет круг читателей.

Видео

Как писать эссе по истории, примеры вы сможете найти в этом видео.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/istoriya/esse-po-istorii-osnovy-napisaniya-plan-i-primery

Эссе по истории на максимум: пошаговая инструкция

Прежде всего, стоит сказать, что чёткое соблюдение необходимого формата и внимательное изучение самого задания могут вам очень помочь. Для того, чтобы понять, чего от вас хотят разработчики, читайте ВСЕ,что написано в задании. Не торопитесь! По собственному опыту могу сказать, что очень высока вероятность упустить ключевые моменты и требования после первого прочтения тем к эссе.

Итак, в этом задании вам предлагают на выбор 3 временных промежутка, которые сходятся с важными периодами в истории России. По ним вам нужно написать эссе, раскрыв в своей работе несколько событий и роль в них исторических личностей,,выбор которых остается за вами. Например, вам даны следующие временные промежутки:  (1964-1982); (1855-1881); (1237-1242).

Особенность здесь состоит в том, что вас сразу проверяют на знание дат и периодов в истории, потому что без этих знаний вы не сможете понять какие личности и события относятся к каждому из отрезков, так как кроме этих дат у вас больше ничего не будет. Поэтому мой первый совет вам: в 95% случаев вам предложат 3 временных отрезка именно по такому принципу, который надо заучить как мантру:

1 период – правление Рюриковичей(+Смутное время)

2 период – правление Романовых

3 период -XX век.  

Важно

И лишь на оставшиеся 5% приходится вероятность того, что вам дадут начало XXI века в одном из отрезков и очень важно об этом не забывать во время подготовки к экзамену. Сложность этого задания еще и в том, что  в прошлом году были введены варианты, в которых отрезки указываются с конкретными месяцами, за границы которых выходить нельзя. Например: октябрь 1917-декабрь 1922.

Важно отметить здесь, что особого внимания к использованию различных клише или особенностей написания со стороны членов комиссии ждать не стоит, однако существует ряд общих рекомендаций к каждому из абзацев. Всего их предполагается 5.  Сейчас детально разберем каждый из них в соответствии с критериями.

  • 1 абзац стоит начать с фразы: “Анализируемый период является очень важным в истории России”. Здесь от вас требуется очень немного: всего лишь указать 2 события/процесса (желательно со ссылкой на  конкретную дату), которые вписываются в рамки периода, без детального раскрытия. Итог – 1 критерий уже вас в кармане!
  • 2 абзац должен содержать раскрытие ролей двух исторических личностей, связанных с вышеуказанными событиями. Алгоритм здесь такой: 1 личность – роль в 1 событии; 2 личность – роль во 2 событии. На этом шаге учащиеся очень часто сталкиваются со сложностью трактовки самого понятия “роль в событии”. На деле всё очень просто: роль личности в событии –  это в основном его конкретные действия (приказы,командование войсками,переговоры и тд), которые повлияли на это событие и связаны с ним напрямую. Например: роль Петра I в Полтавском сражении заключалась в том, что именно он отдавал приказы войскам и именно под его непосредственным командованием русская армия победила шведскую. Саму роль надо раскрыть как можно подробнее,чтобы у проверяющих не возникало лишних вопросов.
  • 3 абзац можно назвать самым сложным в плане набора баллов, и сейчас мы с вами разберемся почему. В нём от вас требуют указать две причинно-следственных связи в рамках выбранного периода. Что это значит? Вам нужно взять ещё 2 новых(!) события(процесса,явления) и указать другие 2 события, на которые они  повлияли, указав при этом причинно-следственную связь. Звучит пугающе, не так ли? Хотя на деле всё очень просто! Вот яркий пример: берём 10 съезд РКП(б) 1921 года как событие и указываем,что он напрямую повлиял на замену политики “военного коммунизма” политикой “нэпа”. Причинно-следственная связь указана, и снова балл у вас в кармане!
  • 4 абзац должен содержать историческую оценку значимости периода с опорой на факты или авторитетное мнение. Здесь у вас 2 варианта: либо вы в общем оцениваете значимость периода, “вбрасывая” в текст факты его воздействия на другие события (в этом плане можно выйти за верхние рамки периода и описать его влияние на события в будущем), либо же вы заранее заучиваете мнения знаменитых историков по всем периодам и указываете их. В этом плане можно цитировать таких авторитетных историков, как Ключевский, Соловьёв и Карамзин.
  • 5 абзацем вы завершаете все эссе классическим “значение этого периода для истории России невозможно переоценить из-за…”. И снова балл!

В целом,соблюдение такого формата обеспечит вам 7 баллов из 11 возможных.

Еще один балл касается использования исторических терминов и понятий, 2 балла вы получите за отсутствие фактических ошибок, и последний балл за форму изложения.

Напоследок, самое главное – не теряться в большом количестве фактов и обязательно указывать конкретные даты и факты,которые не вызовут у комиссии ни малейшего сомнения! 

По ссылке вы можете просмотреть мое эссе прошлого года, которое соответствует всем критериям и помогло мне в написании ЕГЭ по истории на 100 баллов.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/esse-po-istorii-na-maksimum-poshagovaya-instruktsiya

Образец исторического сочинения 11 класс ЕГЭ

Образец исторического сочинения ( с учетом основных четырех критериев).

Описать данный исторический период: 1462-1505 гг.

Историческое сочинение

В истории Отечества 1462-1505 гг. –  время правления Ивана III Васильевича (Ивана Великого), великого князя московского, сына московского великого князя Василия II Тёмного.

1 критерий: указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории.

  1. В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства.

    Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, воздвигнут нынешний кирпичный Московский Кремль и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.

2 критерий: назвать две исторических личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.

        2.Продолжив политику отца, Иван III силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467 – 1469 успешно вел военные действия против Казани, добившись ее вассальной зависимости.

В 1471 совершил поход на Новгород и, благодаря одновременному удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, одержал победу в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства, а в 1478 Новгородская феодальная республика перестала существовать и формально. 

В 1480 ордынский хан Ахмат двинул огромное войско на Русь, желая вновь подчинить страну, не платившую дань с 1476. Ахмат совершил обходной маневр и предпринял попытку форсировать р. Угру. “Стояние на Угре” не было мирным. Через узкую реку летели стрелы и ядра. 9 – 11 ноября 1480 началось отступление и бегство Ахмата. Эта победа  Ивана III означала конец монголо-татарского ига на Руси. 

Победа над внешними врагами позволила Ивана III ликвидировать большинство уделов. После войн с Литовским вел. княжеством (1487 – 1494; 1500 – 1503) к Руси отошли многие зап.-рус. города и земли. 

Во время правления Ивана III огромную важность приобрели взаимоотношения с церковью.

Совет

Основными событиями, характеризующими церковные дела во время его правления, можно назвать, во-первых, появление двух церковно-политических течений, по-разному относившихся к существовавшей на тот момент практике церковной жизни, и, во-вторых, появление, развитие и разгром так называемой «ереси жидовствующих» Деятель церкви Иосиф Волоцкий выступил ярый обличитель ереси; наиболее законченный вид это обличение принимает в «Просветителе». Последователи Волоцкого получили наименование «иосифлян”. Они отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Дискуссия о церковном имуществе завершилась окончательным разгромом ереси.

 3 критерий: указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

              3. В результате объединения значительной части русских земель вокруг Москвы она превратилась в центр единого Русского государства. Новый статус Москвы- столицы  государства, потребовал изменения ее внешнего облика.

Церкви и соборы, построенные при Иване Калите, пришли в ветхость и поэтому был возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора и др.

При  Иване III, “великом князе всея Руси”, в Москве появилось много иностранцев: итальянские и немецкие строители, послы многих государств, с которыми установились дипломатические отношения, греческие родственники племянницы византийского императора Софьи Палеолог, на которой женился Иван III, и др. Придворная жизнь стала сложнее и церемоннее. 

Усиление центральной власти потребовало создания новых органов управления – приказов. Появился и первый законодательный кодекс Русского централизованного государства Судебник 1497. 

4 критерий: используя знание исторических фактов и (или) мнений историков дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

       4.   Главным итогом этого периода стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества.

Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны.

После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз большие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Читайте также:  Сколько нужно спать человеку в день минимум? как выспаться в 16, 17, 18 лет детям или взрослым?

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система.

Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма.

Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.

Источник: https://multiurok.ru/files/obraziets-istorichieskogho-sochinieniia-11-klass-iege.html

Как написать эссе по истории

Содержание:

Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

Особенности эссе по истории

Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты.

Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ

Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

  • Древняя история Руси и средневековье.
  • Новая история (конец XVII – конец XIX).
  • Новейшая история (XX век).

Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка. Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.

На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

  • два и более эпизода/события прошлого;
  • две значимые личности конкретного временного промежутка;
  • каузальность исторических явлений определенного периода;
  • оценочная значимость данного этапа истории;
  • тактичное применение предметных терминов/понятий.

Из чего состоит эссе по истории

Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

Исторические факты

События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

Оценочные знания

Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

Характеристика исторической личности

Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

Причинно-следственные связи

Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

  • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
  • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
  • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

Алгоритм написания эссе по истории

Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

  1. Выбор периода.
  2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
  3. Называем период, учитывая его специфичность.
  4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
  5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
  6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
  7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
  8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
  9. Собранная информация систематизируется.
  10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  11. Делаем проверку и необходимую доработку.

Как написать эссе по истории правильно

Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

  • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
  • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
  • Текст разбейте на смысловые абзацы;
  • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
  • Применяете термины, значение которых вы знаете.

Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

Пример и план эссе по истории

Получить рекомендации и ознакомиться с примером исторического сочинения можно в деканате либо найти в сетях интернета, так будет проще структурировать дальнейшую работу. Примерный шаблон:

  1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
  2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
  3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
  4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
  5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

  1. Общая характеристика временного промежутка истории.
  2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
  3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
  4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

Подведем итоги

Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко.

В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории.

На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?Закажи свою оригинальную работуУЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/articles-customers/kak-napisat-jesse-po-istorii/

Сочинения по истории (25 вопрос ЕГЭ) – истории по истории

1964-1985            Период 1964-1985 часто именуют застоем. И многие тенденции времени это слово отражает, в особенности, в экономике и внутренней политике. Однако развитие науки, общественных настроений, отношения с внешним миром выходят за рамки этой формулы.            После отстранения от власти в 1964 году Н.С. Хрущёва руководство страной сосредоточилось в руках тех, кто не желал резких перемен и поддерживал основы советской идеологии. Основную часть периода генеральным секретарём КПСС и главой Советс … Читать дальше »

1894-19131894-1913 – время, когда во главе Российской империи стоял Николай II, эпоха значительных социальных и политических сдвигов.Интенсивное промышленное развитие 1890-ых, экономические реформы Витте, создание промышленных монополий,  Русско-японская война, первая русская революция, формирование политических партий и парламентской монархии, аграрная реформа Столыпина, экономический подъём и рост революционных настроений в канун первой мировой войны, Серебряный век русской культуры –  вот лишь некоторые штрихи к портрету бурного рубежа веков.Вторая половина 1890-ых годов стала временем самого быстрого промышленного роста в истории России. Массированное железнодорожное строительство, в том числе Транссибирской магистрали, соединивший европейскую и азиатскую части страны, явилось локомотивом этого роста.Одним из разработчиков и инициаторов политики промышленной модернизации стал Сергей Юльевич Витте. Пр … Читать дальше »

Как написать сочинение по историиКак готовиться к сочинению по историиЕсли времени осталось мало Вспоминаем: в любом варианте ЕГЭ будет предложено 3 темы, причём одна из них обязательно затронет период с 17 века до начала I мировой войны. Этому периоду и стоит уделить наибольшее внимание. В первую очередь освойте темы, связанные с эпохами трёх Александров, двух Николаев, Петра I, Алексея Михайловича, Екатерины II, Елизаветы Петровны. Если останется время – Павла и Михаила Фёдоровича. Именно в таком порядке. Чем ближе к началу списка, тем выше вероятность появления данного сюжета на экзамене.            После того, как будет освоена «середина» истории, стоит «подстраховаться» изучением пары тем из средневековья и 20 века. Больше шансов, что на экзамене вам предложат написать о временах Ярослава Мудрого, Ивана III, Ивана IV, 1917 годе и … Читать дальше »

1462-1505   1462-1505 – время правления Ивана III, сменившего на московском престоле своего отца Василия II.   К числу важнейших событий и явлений данного периода относятся присоединение к Московскому государству Новгородской земли (1472), Тверского княжества (1485), создание приказов, принятие Судебника (1497), прекращение зависимости от Орды, строительство кирпичного Кремля в Москве, принятие новых символов великокняжеской власти.  В это время жили Афанасий Никитин, Фёдор Курицын, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат, Аристотель Фиорованти, Иосиф Волоцкий, Нил Сор … Читать дальше »

1682-1725        Период 1682-1725 годов – время правления Петра I, вступившего на престол в 10-летнем возрасте одновременно со сводным братом Иваном V при регентстве старшей сестры Софьи. С 1689 года Пётр начал выступать в роли самостоятельного правителя, и период конца XVII – первой четверти XVIII века вошли в историю России как петровская эпоха.        Это был период интенсивных реформ, затронувших все сферы общественной жизни. К числу важнейших событий петровского времени можно отести Северную войну (1700 – 1721), политические реформы (создание Сената, коллегий, губерний), социально-экономические преобразования (введение подушной подати, основание десятков мануфактур), строительство Санкт-Петербурга, введение новаций в области культуры (принятие указов об основании Академии наук, введение гражданс … Читать дальше »

1881-18931881-1893 – время правления императора Александра III, известное в истории как «эпоха контрреформ». Контрреформами принято называть политические преобразования, проводившиеся правительством Александра III, направленные на закрепление консервативных устоев в жизни страны и ограничение действия либеральных норм, принятых в эпоху «Великих реформ». К числу контрреформ относятся ограничение компетенции суда присяжных, меры по снижению числа учащихся гимназий и университетов из числа детей непривилегированных сословий (вводившиеся, в частности, «циркуляром о кухаркиных детях»), запрет женского высшего образования, увеличение имущественного ценза и дворянского представительства при выборах в земства.В аграрной сфере был осуществлён перевод крестьян на обязательный выкуп с одновременным затруднением выхода из общины.Внешняя политика была направлена на сохранение мира. Александр III не начал н … Читать дальше »

1855-18811855 – 1881 – время правления императора Александра II – эпоха реформ, затронувших основные сферы общественной жизни.            К числу важнейших событий и явлений данной эпохи относятся Крестьянская реформа, осуществление которой началось в 1861 году обнародованием Манифеста 19 февраля и «Положения и о кресьянах, выходящих из крепостной зависимости»; Судебная реформа (1864); реформы местного управления, Земская (1864) и Городская (1870); Военная реформа (1874), появление высших учебных заведений для женщин, Русско-турецкая война (1877-1878), народническое движение.            Период 1855 – 1881 годов отмечен государственной и реформаторской работой Николая Милютина,  Михаила Лорис-Меликова, революционной деятельностью Андрея Желябова, Софьи Перовской, работой художников-перед … Читать дальше »
Читайте также:  Рекомендации по составлению презентации: требования, правила, примеры

1741-17611741-1761 – время правления Елизаветы, дочери Петра I, вступившей на престол в результате дворцового переворота.            Значительными событиями  царствования стали1) создание первого русского профессионального театра;2) открытие Московского университета (1755);3) основание Академии художеств;4) участие России в Семилетней войне (1756-1762).Данный период отмечен деятельностью Михаила Ломоносова, Фёдора Волкова, Ивана Шувалова, Федота Шубина, Василия Тредиаковского, Петра Румянцева, Бартоломео Растрелли.- Михаил Ломоносов явился одним из основоположников русской науки, первым стал читать лекции на русском языке, ввёл в оборот более 500 научных терминов, разработал устав Московского университета, открыл атмосферу на Венере.     – Фёдор Волков создал первую труппу, игравшую на русском язы … Читать дальше »

Источник: http://storytell.ru/blog/

Ретрогород: сообщения, доклады, сочинения, эссе, литература

Сочинение «Как я выбираю книгу»
Миниатюра рассказывает о выборе книг для чтения. Рассуждение написано от первого лица школьника

Твір «Іван Сила – богатир Карпат»
Жив собі у минулому столітті на Закарпатті богатир Іван Фірцак, якого ще звуть Іваном Силою. Це була реальна постать нашої історії. Люди прозвали його ще Кротоном на честь …

Твір «Заповіти наших предків» 5 клас
Чому ж так важливо всьому народові бути разом? Звісно, усі ми завжди маємо різні думки з приводу всіляких явищ, але це не змінює принцип: важливо поважати один одного, не кривдити, не завдавати один…

Сочинение «Олимпийские игры в древности» история 5 класс
Я пятиборец. Это значит, что завтра я буду соревноваться в прыжках, в беге, в метании копья и диска, а финалом будет борьба один на один с противником. Я волнуюсь, потому что бег – мое слабое место, а вот метатель и борец из меня отличный…

Сочинение «Мой любимый предмет – обществознание
Из уроков обществознания я многое узнаю о мире. О семье и ее устройстве, о том, как гасить конфликт, и как понять, кто и зачем его разжигает среди людей. О тех, кто имеет в обществе…

Эссе о налогах «Плата за цивилизованную жизнь?”
Можно сказать, что в обществе существуют люди, которые больше отдают и вкладывают в систему налогообложения. И те, кто больше берет из нее. Я не считаю это несправедливым, ведь завтра роли…

Обратите внимание

Сочинение-сообщение «Средневековая деревня»
Я надел прохудившиеся старые сапожонки и вышел на улицу, ноги по щиколотку погрузились в грязь. Ведь дворы в нашей деревне не знают, что такое…

Сочинение «История моего класса»
Друзья иногда навещали Костю на больничном, но история только начиналась. Не пришел Костя в школу и через две недели, и через месяц. Здоровье его не поправлялось. Нашего одноклассника…

Эссе «21 век – его имя…» по обществу
Я не смотрел бы каждый вечер по телевизору новое кино. Наверное, по году я не видел бы новое лицо, а самым важным событием года стала бы ярмарка. А уж кто там…

Сочинение-эссе «Большой человек»
Он нырнул на глубину 10 метров, разбил стекло ногой и начал вытаскивать людей, что уже потеряли сознание. Он спас 20 человек, а вытащил вдвое больше, но …

Эссе «Если бедность – мать преступлений, то недостаток ума – их отец» по обществу
Пожалуй, если не все преступления имеют «мать», то «отец» точно есть у всех. Это тот момент, когда под действием гордыни, ярости, самонадеянности…

Эссе «Нужны ли нам заимствования в русском языке» по обществу
Заимствованные слова нужны любому языку, потому что они уже там появились. Если бы в них не было потребности, они не проникли бы в наш язык в принципе. Не произошло бы естественного…

Сочинение «Культура русского народа»
Русская культура в мире представлена именами великого художника Исаака Левитана и не менее великого писателя Федора Достоевского. Нобелевского лауреата поэта…

Сочинение «Чудный собор Василия Блаженного» 8 класс
Великолепный памятник архитектуры и истории находится на Красной площади Москвы. Он радует глаз разноцветьем красок, совершенством архитектурных форм…

Важно

Эссе о социальной политике государства с примерами из истории
Социальная политика государства – это, по определению ученых М. Ишмановой и А. Боткина – его деятельность, направленная на реализацию социальных потребностей населения…>Каждый человек имеет потребности, согласно американскому…

Источник: http://retrogorod.com/cat.php?id=6

Как пишут эссе по истории. Примерный план эссе по истории, темы

Искусство и развлечения 5 марта 2014

Этот жанр сейчас переживает очевидное возрастание своей популярности. Сейчас он востребован не только литераторами, но и также программой обучения в выпускных классах средней школы.

Французское слово «эссе» в нашем языке имеет значение «опыт, попытка, очерк». И действительно, этот жанр предполагает безусловно глубокое знание автором такого произведения предмета своего исследования.

Но, кроме знания, важна оригинальная мысль, притягательный стиль изложения.

Стилевые рекомендации в написании эссе

На вопрос, как пишут эссе по истории, следует отвечать, что все-таки преобладающим в них является академический стиль. Это важно – не понизить уровень изложения до разговорного языка. Тема эссе раскрывается при помощи изящно подобранных аргументов.

(Об этом будет подробнее сказано далее в статье.) Важное значение имеет личность повествующего, его индивидуальное мнение о тех или иных событиях, впечатления, логика рассуждений.

Поэтому академичность изложения должна быть не абсолютной, а допускающей творческое применение автором художественных средств.

Видео по теме

Жанровые особенности эссе

Как следует понимать из вышесказанного, пересказ истории этим жанром отличается от того, что мы можем видеть в учебниках.

Здесь не ощущается желание представить предмет изложения объемно и систематично. Эссе по истории имеет четко выраженную направленность на раскрытие определенного сюжета, эпизода истории.

Автор должен представить свой оригинальный взгляд, стиль мышления, изложить весомые аргументы.

Какого объема должны быть эссе

Объем эссе не должно быть большим, соразмерным, например, с романом. Скорее, оно имеет компактный, ограниченный характер, хотя бы в силу освещения достаточно ограниченной темы. Ведь перед этим жанром стоит задача – осветить конкретный исторический сюжет, показать определенное видение роли отдельной личности.

Обычно, в зависимости от замысла автора, оно соразмерно с рассказом или небольшой повестью. Объем – от нескольких до 20–30 страниц. Не существует единых рекомендаций о том, как пишут эссе по истории. Есть, как мы уже упоминали, лишь рекомендация придерживаться не разговорного, а академического стиля.

Изложение сюжета может быть самым разнообразным и даже парадоксальным. Главное – другое: заставить историю «говорить», сделать ее «живой», пробудить эмоциональное внимание читателя к событиям «давно минувших дней».

Следует подчеркнуть, что при этом субъективность автора находится в определенных границах: она не может противоречить реальным фактам и событиям.

Эссе по истории: как писать?

Многим из нас нравятся определенные сюжеты из истории. Они вызывают ассоциации и эмоции, позволяют гордиться своей страной. Как пишут эссе по истории?

Получив тему, произведите подборку материала к ней. Удостоверьтесь, что вы сможете ее изложить ярко и нестандартно. Если же собранный материал не позволяет этого сделать – тему лучше поменять. Составьте, исходя из вашей выборки, свой план рассуждений. Это – очень важно – жесткое следование выбранной логике.

Структурно эссе по истории начинаются со вступления, где сформулирован главный вопрос, определяющий направление изложения. Затем – основная часть, представляющая собой развернутый авторский ответ, отображающий его личную точку зрения на предложенную тему. Автору следует заранее предусмотреть аргументацию, все возможные «за» и «против».

Совет

Они должны фигурировать в произведении. В основной части, на ее промежуточном этапе, дополнительно позиционируют краткий концентрированный ответ на вопрос, представленный во вступлении, а также – несколько предположительных подвыводов. Это – одна из жанровых особенностей. Заключение же представляет собой окончательную расшифровку подвыводов.

Аргументация эссе по истории

Ответ на вопрос, как пишут эссе по истории, будет, конечно же, не полным без указания, как использовать в нем аргументацию. Суть этого жанра составляет доказательство истинности взглядов автора. Оно использует не только логические рассуждения.

Также в нем фигурируют и ассоциации, связанные с существующими в обществе моральными нормами и порожденными ними чувствами, эмоциями людей.

Используются общеизвестные логические термины: индукция (способ доказательства, предполагающий логику: от частного – к общему выводу); дедукции ( из общего умозаключения формулируется частный вывод); аналогии (сравнение логики прохождения двух исторических событий: эталонного и изучаемого, с последующей формулировкой выводов).

Это всего лишь некоторые логические приемы, которые используются в эссе по истории. «Как писать доказательство его главного тезиса?» – этот вопрос предполагает многовариантность, в том числе и доказательство от противного, логическое опровержение, косвенное доказательство.

Планирование работы над эссе по истории

Вначале следует досконально изучить материал об исторической обстановке, в которой произошло формирование исторических личностей-фигурантов, подробности, обстоятельства и хронологию основных событий вашего эссе по истории. «Как писать о ходе исторических событий?» – спросите вы. Наиболее распространенное изложение – в хронологическом порядке.

Его, как правило, рекомендуют для начинающих авторов. Говоря об исторических персонажах, следует представлять их личностные характеристики: на страже чьих интересов они стоят, какие взгляды на общество им присущи, способствовали ли лично они прогрессу или же наоборот.

Сами темы эссе по истории зачастую содержат краткий намек на обосновываемый автором тезис.

Личность главного героя – важный элемент эссе

Что еще об историческом герое может прозвучать в таком сочинении? Его нравственный облик, предпочтения, интеллектуальный уровень, организаторские способности. Противоречива ли его личность? Каково ее значение: для улучшения качества жизни народа, для дальнейшего развития страны.

Особо ценна в эссе – эмоциональная авторская нравственная характеристика его главных героев. Она должна логично исходить из общей нити повествования и быть самым выигрышным ее элементом с точки зрения влияния на читателя.

Эссе по истории России поэтому очень часто посвящаются харизматичным историческим личностям, настоящим героям и видным государственным деятелям – Александру Невскому, Петру I, Александру Суворову.

Обратите внимание

Блестящие битвы двадцати-двадцатидвухлетнего князя Александра: Ледовое побоище и Невская битва послужили великому и святому делу – сохранению русской государственности, не в меньшей мере, чем его дипломатические успехи во взаимоотношениях с Золотой Ордой.

Великое реформаторство, глубокое обостренное понимание важности прогресса, умение организовать и воодушевить людей отличало Петра Великого. Блестящий и героический Альпийский поход, удивительная битва при Рымнике и просто фантастическое взятие крепости Измаил прославили Россию и великого полководца Александра Суворова.

Множество сюжетов, достойных эссе, содержит наша история.

Вывод

Рассматриваемый в статье жанр исторического эссе в настоящее время переживает свое возрождение.

Он, воспитывая патриотизм, помогает взглянуть на яркие страницы истории свежим взглядом, заинтересовать историей своей страны широкий круг людей и особенно молодежь. А как известно, без прошлого нет и будущего.

Важно помнить: кто мы и откуда, чтить и помнить своих великих земляков. Это – залог преемственности и того, что большие и важные дела, начатые нашими предшественниками, будут продолжены.

Как мы видим, план эссе по истории является, конечно же, необходимым элементом для его написания, но далеко не достаточным. Кроме него, для написание такого произведения важна стройная логика изложения, мощные неоспоримые документы в доказательстве и тонко донесенные до читателя основополагающие гражданские моральные принципы.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/131908/

Ссылка на основную публикацию