Как написать сочинение, эссе по литературе правильно: вступление, заключение, примеры

Как написать заключение в итоговом сочинении


28.11.2015

Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы.

В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

Обратите внимание

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», – не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг – отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет.

Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сохранить ссылку:

Источник: https://www.ctEGE.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kak-napisat-zaklyuchenie-v-itogovom-sochinenii.html

Как написать хорошее сочинение по литературе

Инструкция

Прочтите тему сочинения. Как только вы читаете, у вас должны появиться идеи, образы. Запишите на бумагу первое, что вам придёт в голову: например, целые предложения, фразы или слова. Это не обязательно должно быть вступлением или заключением. Пока это просто ваши мысли.

Теперь, когда вы выплеснули все мысли на бумагу, время подумать о построении сочинения. Стандартное сочинение-рассуждение по литературе (не формата ЕГЭ или проходного экзамена) подразумевает вступление, основную часть и заключение, которые будут являться разными абзацами.

Чтобы написать вступление для сочинения по литературе, вам нужно задуматься не столько о раскрытии темы (этим следует заняться в основной части), а о введении человека, читающего сочинение, в курс дела.

По вступлению должно стать понятно, о чём будет идти речь в работе. Написав вступление, задайте себе вопросы: – о каком произведении идёт речь?- кто автор произведения?- что это за произведение (драма, комедия, трагедия, роман и т.д.

)?

– о каком аспекте будет идти речь в сочинении?

Если вы написали вступление, значит, уже многое сделано! Главное – начать. Не стоит приступать к основной части, если вам действительно сложно собрать мысли вместе. Лучше подумать о заключении. Пусть это и нарушает привычный порядок, но написание заключения поможет вам собраться с мыслями.

В заключении вы должны дать чёткий ответ на вопрос или же дать оценочное суждение высказыванию – всё зависит от формулировки темы сочинения. Например: какую роль играет Кукшиной в романе «Отцы и дети» – здесь должен быть ответ на вопрос. Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева – мы видим сравнение.

Важно

Подумайте, почему именно этих двух героев поставили в сравнении для сочинения? Может, они похожи или же, наоборот, разные? Об этом и напишите в заключении. Образы/характеристика стариков Базаровых – в образах/характеристиках обычно вы просто кратко пересказываете основную часть.

Какие персонажи: может, непонятые гении, а может закоренелые консерваторы или же другие характеристики.

Когда вы напишете вывод, будет уже понятно, о чём следует говорить в основной части. Она должна быть объяснением всего, о чём говорится после в заключении. Это как огромное доказательство теоремы, чтобы после прийти к короткой формулировке.

Чтобы написать основную часть, вам надо будет разобрать каждую часть своего вывода, сделанного в заключении, отдельно, подкрепляя информацией из текста. Например, если вы утверждаете, что персонажи в сравнении имеют разные идеологии, то вам нужно рассказать об их взглядах, попутно придавая сочинению несколько оценочный оттенок.

Помните, что в основной части сочинения-рассуждения по литературе обязательно должно идти именно рассуждение. Вы должны не высказывать конец мысли, а начинать объяснять с самого начала.

Ведь вы же сделали вывод, что персонаж, например, консерватор, не просто так? Вы сначала о чём-то думали, оценивали его действия. Пользуйтесь теми записями, что сделали в самом начале, только прочитав тему. Они помогут вам подобрать слова.

Закончив с основной частью, выстройте всё написанное по порядку (вступление, основная часть, заключение).

Обратите внимание

Обратите внимание на речь. Прочтите сочинение вслух, если есть такая возможность. Так вам сразу станут ясны все речевые ошибки.

Полезный совет

Дополнительные баллы можно получить, используя цитаты из текста.Особую стройность и полноценность сочинению придают мягкие переходы или же «мостики» от части к части. В конце вступления можно задать вопрос, на который будете отвечать в основной части.

Совет

Заключение начинают шаблонными фразами, вроде «таким образом,..», «исходя из всего вышеизложенного,…» и т.д.

Можно сначала прочесть работы критиков по произведению.

Не переписывайте работы целиком, вырывая целыми предложениями, а используйте данный материал как дополнительное подспорье.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-935620-kak-napisat-horoshee-sochinenie-po-literature

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом.

Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы.

Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки.

Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе.

Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ.

Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

“На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой.

Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел.

Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм”.

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина».

Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте.

Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов.

Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения.

Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против.

Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность.

Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана.

Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому.

Обратите внимание

Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил».

Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло.

Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

“Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление.

Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора.

Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась.

Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше.

Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске”.

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд.

Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда.

Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

Источник: https://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi

Как написать хорошее сочинение, эссе по литературе на «5»: памятка с полезными советами

Содержание

В школьные времена наверняка у каждого были такие одноклассники, кому написание сочинений давалось настолько же просто и легко, что и рассказ какой-нибудь смешной истории в дружеском кругу.

И если вам хочется создавать работы, которые бы могли использоваться в качестве отличного примера для других, важно не только знать, как писать вступление к сочинению, но и также узнать и следовать рекомендациям по написанию таких материалов по русской и многой другой литературе или по заданным произведениям.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед обдумыванием того, как можно начать сочинение, рекомендуется для начала создать подробный план его написания. Он станет подготовкой и обозначит структуру будущего материала.

План сочинения по литературе требуется для того чтобы можно было структурировать свои мысли написать работу, в которой все предложения будут логически выстроены и обладать определенной последовательностью.

Во время составления плана написания сочинения по литературе на страницах черновика рекомендуется записать фразы или слова, сразу же приходящие в голову. В последующем они пригодятся для развития материала по заданной теме.

Они станут основой для сочинения по литературе.

Если не знаете, как написать сочинение, рекомендуется для начала тщательным образом продумать, какие моменты хочется раскрыть по его тематике. После этого на отдельном листе бумаги нужно кратко записать свои мысли. После этого выберите, с каких слов начать сочинение. Изложите в этой последовательности свои мысли. Это необходимо для того, чтобы структура сочинения была понятной и логичной.

Как написать вступление к сочинению по литературе

Основным моментом при создании работы, нужно разобраться, как написать вступление к сочинению по литературе. Вступление необходимо делать таким, чтобы оно было интересно даже тем читателям, которые не знакомы с поставленной проблемой. Это основное правило, как начать писать сочинение. В самом начале работы автором должна быть раскрыта проблема и также показана актуальность материала.

В том, чтобы разобраться, как начать писать сочинение по литературе, поставьте перед собой следующие вопросы:

  • Тема какого произведения используется для создания работы?
  • Что известно об авторе представленной в качестве тематики литературы?
  • В каком жанре написан рассказ авто и что вам хотелось бы изложить в материале?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

После того, как разобрались с тем, как начать сочинение по литературе, можно приступать к созданию основной части материала. В ней потребуется изложить свои мысли.

По правилам написания сочинения необходимо рассказать, какие эмоции появились касательно определенных героев истории, или же событий, происходящих в рассказе. Для подтверждения всего этого потребуется применить примеры из произведения.

В требованиях, как оформлять сочинение по литературе, подтверждение мыслей цитатами из рассказа является главным моментом. Если у автора появляются эмоции, то выбираются те части текста, которые передадут их читателю.

Не многие задумываются, как начать сочинение рассуждение. Но рассуждение автора – это один из главных моментов работы, при котором не стоит бояться давать оценку герою или событиям.

Это позволяет сделать любую работу более выразительной, сильной.

И если заранее рассмотреть, как пишется сочинение рассуждение план, то можно создать такой материал, при котором автора будут считать экспертом и примером для подражания.

Если рассмотреть любой пример сочинения, то можно заметить, что в нем основная часть включает в себя в большей степени рассуждения автора. В данном разделе учащийся показывает, в каком моменте е литературной истории начала зарождаться основная мысль.

Важно

Если рассмотреть, как правильно писать сочинение, то затем следует написать, как она развивалась, и к чему в результате это привело. Для того чтобы в этом разобраться, можно посмотреть на пример эссе или шаблон эссе.

Также сегодня имеется много для эссе образцов, которыми можно воспользоваться.

Как написать заключение в сочинении по литературе

С тем, как начать эссе мы разобрались. Теперь необходимо определить, как написать заключение в сочинении. В нем необходимо подвести итоги. И в том, как написать вывод в сочинении помощниками являются образцы.

Некоторые, разобравшись, как писать эссе по русскому, предпочитают начинать написание с заключительной части. Так проще формулировать мысли в последующем. Если посмотреть, как писать эссе примеры, то в конце работы авторы отвечают на вопросы, поставленные вначале.

Пример сочинения/эссе егэ 2019 1 – Скачать

Пример сочинения/эссе егэ 2019 2 – Скачать

После написания работа проверяется на соответствие плану.

Другие материалы по выполнению студенческих работ:

  • Как правильно написать эссе: все правила
  • Как написать эссе по книге

Источник: https://sciterm.ru/articles-customers/kak-napisat-horoshee-sochinenie-esse-po-literature-na-5-pamyatka/

План написания итогового сочинения: примеры структуры, подготовка тезисов и аргументов

Как успешно написать итоговое сочинение по литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.

Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения — это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения.

Как писать сочинение по литературе?

На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.

Тема

Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.

Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.

Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.

Вступление

Возможные виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе:

  1. Академическое: «Вершиной творчества автора стало произведение …, о котором и пойдет речь.»
  2. От первого лица: «Тема … была выбрана мной не случайно.»
  3. Цитатное: «Что вы, что вы над собой сделали!» — вопрошает Соня Мармеладова. Стоит задуматься над этими словами, ведь эта крылатая фраза может быть применена ко всем героям романа Достоевского».

Очень выгодно смотрится работа, вступление которой начинается с риторического вопроса. Этот ход можно использовать не только во вступительной части, но и в других структурных элементах текста.

Тезис

После выбора темы приступайте к составлению тезисов. Что такое тезис? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».

Аргументы

Любой тезис требует аргументов. Утверждение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Аргументы к итоговому сочинению следует формулировать объективно.

То есть, если вы являетесь радикальным сторонником определенной идеи, а тема звучит как «Спорт: аргументы за и против», нельзя придерживаться только одной точки зрения и полностью опровергать другую.

Необходимо привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против.

Оценка

В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».

Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.

Как закончить сочинение?

В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.

Оформление

К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.

Структура итогового сочинения

После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение / вывод.

Основная часть состоит из:

  • тезис;
  • аргументы за;
  • аргументы против;
  • личное мнение.

Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.

Цитаты

Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.

Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.

Речевые клише и слова-связки

Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.

Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:

Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:

  • В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
  • Писатель затрагивает актуальную проблему…
  • Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
  • Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
  • Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
  • Проблема … всегда была актуальна для человечества…
  • Публицист отмечает важность…
  • Тема … прослеживается во всем творчестве писателя…

Как установить тему и идею текста:

  • Автор статьи раскрывает тему…
  • В произведении рассказывается о…
  • Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
  • Тема текста близка и понятна всем…

Как обосновать авторскую позицию:

  • Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
  • Позиция автора такова: …
  • Автор занимает … позицию …
  • Эта мысль выражает точку зрения писателя: …

Как выразить собственное мнение:

  • Трудно не согласиться с публицистом …
  • Невозможно отрицать правоту автора …
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
  • Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.

Объем сочинения

Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.

Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.

Примеры

Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.

При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.

Общие рекомендации

Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.

Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.

Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.

Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

Совет

В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет; и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».

Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.

Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.

Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.

Итоговое сочинение: общие рекомендации

Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.

Вывод

Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.

Источник: https://uchim.guru/literatura/plan-itogovogo-sochineniya.html

Сочинение ЕГЭ по литературе

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

Содержание

  • План
  • Советы по написанию сочинения

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий – это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами – не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении – с позиции приглашения к рассуждению, в заключении – в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: “Любил ли Россию поэт?” Закончить его можно уже однозначным ответом: “Безусловно!” Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы.

После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик – бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант.

Главное – помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись.

Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/ege/literatura/kak-pisat-sochinenie.html

Как писать вступление и заключение в итоговом сочинении

Вступление и заключение

Говорят, что тема сочинения – это как бы “визитная карточка”: не видя главного, но узнав тему, слушатель настраивается и представляет, о чём велась бы речь с самого начала выступления.

Это как, скажем, профессиональный плиточник бросил рекламный буклет или визитку в ваш почтовый ящик и поспешно ретировался — а вы ещё с ним не встретились, но уже представили, где он работает, как выглядит головной офис фирмы, адрес которой указан на визитке, и что этот мастер качественно выполняет свою работу. Вы вообразили, как выглядела бы ваша квартира, если бы воспользовались услугами данного плиткоукладчика.

А вот вступление и заключение – соответственно, это как бы “голова” и “хвост” всего сочинения, а основная часть – её “туловище” с львиной долей “органов” (аргументов) и их “систем” (тезисов).

“Обезглавленное”, без вступительной части сочинение – путь в никуда, а “бесхвостое” (“безногое”), “сочинение-инвалид” – повисшее в воздухе, как непривязанная верёвка, выступление, после которого читатель (слушатель) задал вопрос: “А что автор сказал-то? Я так и не понял”.

Оно должно иметь начало и конец, а не только “золотую середину” (основную часть).

Введение: каким оно должно быть

Начало вашего выступления с массы вопросов – первая и чувствительная для читателя/слушателя ошибка в вашем выступлении. Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами».

Например: “Что такое любовь? На что ты готов ради сохранения любви? Правда ли, что любовь – это сумма дружбы и секса?”. В теме содержится ясно поставленный вопрос.

Обратите внимание

Дайте чёткий ответ на него, не разбрасываясь на другие общие и туманные вопросы и ответы.

Нередко введение начинается со словарных переводов какого-либо термина, его расшифровки.

Например, в учебниках по географии за первый её год изучения в рамках школьной программы введение начинается с того, как переводится термин “георгафия”, что география – наука о планете Земля, о том, чем она богата.

Итак, применяйте словарные переводы с пользой, словарный оборот должен быть продиктован темой. Вступление не должно быть более 15% от общего размера текста всего сочинения. Не злоупотребляйте им, не растягивайте его в ущерб основной части.

Прежде всего, введение в раскрываемую тему должно сформировать её цели и определение, ввести в основной принцип, доказываемый в ходе основной части сочинения. Не приступайте к аргументации тезисов, не срывайтесь сразу в “океан обсуждений”, не сформировав понимание темы и её проблематики.

Источник: https://ege-helper.ru/itogovoe-2019/kak-pisat-vstuplenie-i-zakljuchenie/

Как правильно писать сочинение?

Прежде чем начать писать сочинение на заданную тему, прочти основные рекомендации и придерживайся их впоследствии.

Рекомендации по написанию сочинения

  • Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.
  • Вступление и заключение вместе должны составлять не более одной трети всего сочинения.
  • Чтобы работа получилась логичной, обязательно составь план на черновике по нашим рекомендациям.

  • Содержание сочинения должно освещать основной вопрос – тему работы.
  • Сочинение не должно быть простым пересказом текста.
  • Приветствуется, если ты проявляешь эрудицию и умение сопоставлять, задействуя в сочинении примеры из других произведений, из жизни. Но не переборщи, чтобы все было уместно.

  • Обязательно дели текст на абзацы.

Как правильно писать сочинение: этапы работы

Итак, тема сочинения не может быть заменена другой, близкой по смыслу. То есть, твоя задача – как можно полнее раскрыть главный вопрос работы, написать строго на заданную тему.

План сочинения на черновике

Сейчас возьми черновик и составь план работы. Мысленно преобразуй тему сочинения в вопрос. Подумай, как бы ты на него ответил – это и будет основная мысль твоей работы.

План основной части (между вступлением и заключением) раздели на несколько пунктов, которые логически будут переходить от одного к другому и постепенно отвечать на главный вопрос сочинения. Воспринимай основную часть, как логическое и последовательное доказательство твоей точки зрения по данному вопросу.

По такому плану тебе будет намного проще писать сочинение на чистовике: постепенно раскрывай каждый пункт основной части плана, так ты и получишь готовое сочинение на заданную тему.

Вступление

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:

  • К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.
  • Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.
  • Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.
  • Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.
  • Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.

Основная часть

Пиши основную часть сочинения, строго следуя своему логическому плану на черновике. Не уходи в “дебри”, старайся четко ответить на главный вопрос, доказывая свою точку зрения, подкрепляя ее цитатами и примерами из текста.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

Заключение

Здесь должны быть четко сформулированы выводы сочинения. Поразмыслите об актуальности и вечности поставленной проблемы. Кратко раскройте смысл образов героев и произведения. Опишите его воздействие на современников, на следующие поколения. Заключение – это итог всем рассуждениям в основной части, краткое резюмирование.

Вот такие нехитрые рекомендации должны помочь вам справиться с поставленной задачей – написанием сочинения. Правда, за долгие учебные года вам еще предстоит узнать, как писать эссе, изложение, рассказ и т.д. Возможно, на уроках литерауты вы познакомитесь и с правилами написания стихотворений, но это уже совсем другой вопрос.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/kak-pravilno-pisat-sochinenie

Ссылка на основную публикацию