Как разговаривать студенту с преподавателем (учителем): правила общения, этика, как общаться

Как общаться с учителем: правила хорошего тона для студентов

Образец

Общение преподавателя и студента – тема не новая, но глубоко обсуждаемая, ведь именно из-за неправильного поведения обеих сторон возникают конфликты, которые портят жизнь и педагогу, и учащемуся.

Проще говоря, существует определенная этика общения преподавателя и студента, правилам которой необходимо следовать для достижения эффективной коммуникации.

Правила общения студента с преподавателем

Хотите вы этого или нет, но знать, как разговаривать с учителем, не просто желательно, а чрезвычайно необходимо. Почему? Элементарный этикет не раз спасет вашу пятую точку от неприятных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться из-за простого незнания, как общаться с преподавателем.

Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:

  • взаимное уважение;
  • открытость;
  • отсутствие панибратства.

Уважайте друг друга

И это касается не только студента, но и преподавателя. Нередко встречается пренебрежительное отношение к студенту именно среди педагогического состава. Выражается оно в неподобающем поведении учителя на занятии: высмеивании недостатков, повышении голоса, занижении отметок и прочих злоупотреблениях, которые позволяют себе преподаватели только потому, что власть на их стороне.

Повышать голос – не самое правильное решение

Студент, в свою очередь, хамит, срывает занятия, открыто пользуется шпаргалками, систематически не готовится, огрызается, вступает в полемику и всячески выказывает свое негативное отношение к преподавателю.

Такое противостояние не закончится ничем, кроме как потраченным временем и нервами. А все дело в элементарном уважении друг к другу, что требует от старшего поколения терпения и мудрости, а от младшего – воспитанности и благоразумия.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Не переходите границы дозволенного

Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?

Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает “садиться на голову” и вести себя как его “кореш”, то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.

Неформальное общение – залог доверия

Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы – это не значит стать преподавателю “друганом”, которому можно “давать краба”. Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.

Обратите внимание

В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения – в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.

А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.

Задавайте хорошие вопросы

Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.

Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.

Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана

Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.

Регулярно присутствуйте на занятиях

Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.

Внимательно слушайте – вдруг что интересное расскажет?

Будьте внимательны

На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или “торчите” в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.

А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ. Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис, ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/kak-obshhatsya-s-uchitelem-pravila-xoroshego-tona-dlya-studentov/

Правила общения с преподавателем

Этикет в межличностном общении студентов

этикет, межличностное общение, студенчество

Аннотация:

В статье рассматривается проявление этикета в студенческой культуре. Также проводится анализ этикета в межличностном общении студентов.

Текст статьи:

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет — вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.).

Этикет в межличностном общении студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества.

Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал.

Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей.

Важно

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит молодой человек.

Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на манеру его поведения.

Степень соблюдения норм поведения отчасти зависят от таких составляющих человеческого сознания, как мировоззрение, темперамент и характер. Исходя из совокупности этих элементов, можно составить представление о выполнении этикетных норм конкретным студентом.

При применении этикетных норм на практике у студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Темперамент так же влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на соблюдение правил хорошего тона.

Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам.

Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.

; четвертая группа — нравственные черты — чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Совет

Как и любое общество, студенчество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, ими принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации.

Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Диапазон студенческих норм чрезвычайно широк — от образцов поведения во время занятий, до правил вежливости в студенческом коллективе.

Этикет межличностных отношений в любом обществе состоит и нескольких элементов:

  • Хорошие манеры;
  • Вежливость;
  • Тактичность и чуткость;
  • Скромность;
  • Важно заметить, что этикет межличностных отношений студентов состоит из таких же элементов, но выражаются они специфически.

    Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

    В студенческом обществе хорошими манерами считается умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми, как и в любом другом.

    Но вот общепринятые дурные манеры немного различны со студенческими, например, громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде у студентов хоть и не поощряется, но и не осуждается в отличие от, грубости, проявляемой в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, употреблении унизительных кличек прозвищ.

    Манеры безусловно относятся к культуре поведения студента и регулируются студенческим этикетом. Также этикет межличностного общения включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к ним, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

    Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми студенту приходится встречаться в процессе обучения, в доме, где живет, в общественных местах. Одним из главных элементов вежливости студенты считают умение запоминать имена. С товарищами по институту, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости.

    Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных отношениях и отношениях с преподавателями, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный студент учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

    Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на семинаре какой либо студент небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п.

    Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя».

    Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

    Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны студентов по отношению к преподавателю. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же — по отношению к однокурсникам.

    Скромность в студенческой среде почти не обрела отличительные особенности. Скромный студент никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое материальное превосходство, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не ассоциируется ни с робостью, ни с застенчивостью.

    Одной из главных особенностей студенческого этикета является сленг. Студенты в большинстве ситуаций употребляют сленговые слова и целые выражения, даже не замечая этого. Современный студенческий сленг образовался главным образом в молодёжной среде в университетах, но постепенно нашел себе применение и на периферии.

    Обратите внимание

    Молодежь, как правило, легко и быстро подхватывает «прикольные» словечки. Они становятся своего рода паролевым языком для «своих». Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт.

    Представители разных неформальных молодежных течений пользуются огромным числом универсальных сленговых слов, то есть студент прекрасно поймет, что говорит ему байкер или панк. Стоит также добавить, что многие сленговые слова перекочевали из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения.

    Сленг в большинстве случаев употребляется в неофициальной обстановке и при межличностном общении со сверстниками.

    Студенты активно употребляют такие слова, как «абитуха» (абитуриенты), «семка» (семинар), «твикс» (неудовлетворительная отметка, двойка), «ботан» (зубрила), «канонить» (ксерокопировать), «перваки» (первокурсники), «бомба» (шпоргалка).

    Для межличностного общения студентов характерно острое чувство юмора. Студенты стараются пошутить в любой удачный момент.

    Следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

    1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

    2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

    Важно

    3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

    4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов.

    Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот.

    Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

    Вместо вывода нужно сказать, что потребность студентов в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. Но любой вид общения ограничивается определёнными рамками или правилами.

    Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа.

    Студенчество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты принятой в студенческой среде, студенческому идеалу, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание.

    analiculturolog.ru

    Правила поведения преподавателей

    Не только студентам, но и преподавателям во время нахождения в учебном заведении следует подчиняться законам этикета.

    Во многих университетах и институтах нашей страны даже созданы разделы, содержащиеся в Уставах образовательного учреждения или вынесенные в отдельное положение, посвященные установлению порядка поведения преподавателей при работе со студентами или в общении с коллегами.

    Причиной появления подобных пунктов стало порой совсем не примерное поведение преподавателей. Попытки достучаться до каждого студента иногда выводят учителя из себя, и дело доходит до крика или оскорблений в сторону обучаемых.

    Реакция у разных людей на такое поведение может быть тоже разнообразной, но в любом случае такое явление в обучаемом процессе недопустимо. Студенты, для которых хамское обращение является неприемлемым, сначала обижаются на преподавателя, затем личные эмоции мешают изучению материала, и, наконец, совсем разочаровываются в предмете.

    К счастью, в академии, в которой обучалась ваша покорная слуга, таких недоразумений не случалось. В нашей академии государственной службы преподаватели ценили своё положение и старались соответствовать высокому званию учёного. Хотя находиться в равновесном состоянии духа в жизненной ситуации у многих преподавателей не так уж и просто.

    Небольшая зарплата толкает их на поиск подработок, а не написание научных работ, скептическое отношение студентов к получению диплома иногда закладывает сомнения в смысле своей работы. Так вот чтобы не допустить отрешения студентов от учёбы, преподавателям следует выполнять несложные правила этичного поведения на лекциях и семинарах.

    Конечно же, эти правила лишь примерны и не имеют юридической силы, но для установки разграничения на «хорошо и плохо» они необходимы.

    Поведение преподавателя во время лекций должно быть следующим:

    1. Преподаватель не имеет права унижать каким-либо образом личное достоинство учащихся, то есть обзывать, повышать голос, присваивать прозвища, публично осуждать внешний вид или личную жизнь студентов.
    2. Нельзя заниматься коммерческой деятельностью на лекциях, устанавливать расценки за получение отметки за экзамен или реферат, если таковая политика не прописана в Уставе учреждения.
    3. Не допускается влияние на политические, религиозные взгляды студентов, т.к. свобода выбора в этих вопросах прописана в Конституции России.
    4. Неприемлема угроза, что студенты не смогут с первого раза сдать экзамен, или наоборот относиться к процессу контроля знаний формально, раздавать «автоматы» так сказать направо и налево.
    5. Конечно, указывать преподавателю на определенный алгоритм проведения занятий нельзя, тем более, что ему лучше знать, как именно правильно и широко раскрыть суть вопроса, но и разбирать лишь половину материала, который будет на экзамене, без указания на источники, где можно найти не пройдённый параграф, тоже нельзя.
    6. Не стоит появляться в нетрезвом или другом не подобаемом виде на занятия, потому что преподаватель – это не только источник получения знаний, но и лицо института.
    7. Рассказывайте о своём предмете увлечённо, и студенты обязательно вовлекутся в процесс лекции.
    8. Инициируйте интерес к глубокому изучению материала.
    9. Подавайте пример дисциплины, выполняйте данные обещания, будьте пунктуальны, пусть учащиеся видят перед собой образец требуемого поведения, ведь личный, пример, как правило, заразителен.

      Выполняя хотя бы эти правила, преподаватель обеспечит повышенное внимание и заинтересованность к своим лекциям, а значит, студенты получат должный объём знаний в определённой сфере науки.

      Конечно, хочется верить, что увеличение количества коммерческих учебных заведений не скажется на качестве знаний выпускаемых молодых людей.

      Пусть личное честолюбие и ответственность перед родителями, обеспечивающими высшее образование, не позволит студентам прогуливать лекции и «филонить» на семинарах.

    Источник: http://miassats.ru/8959/

    6 главных правил общения родителей и учителей (чтобы никто никого не бесил)

    Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.

    Всё про ЕГЭ. Рассылка

    Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

    Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский.

    Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания.

    Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

    Совет

    Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.

    Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе.

    Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти.

    Основная задача таких родителей — донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый — нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.

    Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог».

    Педагог (др. греч. παιδαγωγός) — раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его

    Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.

    Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребёнок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным.

    Обратите внимание

    Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.

    1. Придерживаться элементарных правил вежливости

    Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.

    2. Обращаться к учителю на «вы» и по имени-отчеству

    Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.

    3. Держать в узде свои эмоции при разговоре с учителем

    Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.

    4. Не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности

    У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога.

    Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок — отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.

    5. Не критиковать учителя в присутствии ребенка

    Даже если педагог не прав, критиковать взрослых — прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок — тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

    А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы.

    Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.

    6. Помните, зачем пришли. Всегда

    Важно

    Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта — обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.

    Источник: https://mel.fm/mneniye_eksperta/4851096-rules

    Этика поведения учителя в школе, на уроке

    Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей, и учеников, и профессионального педагогического сообщества.

    Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

    Такие вопросы родитель задает себе, когда сталкивается с нарушением этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа может стать для ребенка фактором риска. В данной статье обсудим, какие случаи являются нарушением этики поведения педагога в образовательной среде.

    Каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал в класс к учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения.

    Для ребенка учитель, особенно первый — это образец поведения, пример для подражания. От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу.

    Даже внешний вид педагога не останется незамеченнымдля детей.

    На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика.

    Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом. Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета. Других учителей дети просто обожают и готовы показатьна занятиях все свои возможные умения и навыки.

    Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как ребенок будет воспринимать школьный мир. Взрослые понимают, что педагог учит не только русскому языку, математике, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение.

    Совет

    Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

    Обратимся к нормативной составляющей данного вопроса

    В международных документах и отечественных нормативных актах, также указано, каким образом должен вести себя учитель.

    1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
    2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников.
    3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно.
    4. Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

    Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога: ​

    • реакция на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавание за ними серьезных личных проблем;
    • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
    1. Интересным для рассмотрения в рамках данной статьи будет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс). Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в школе.

    В соответствии с Кодексом: ​

    • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​
    • учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
    • внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.

    Что делать в случае, если педагог нарушил этические нормы поведения в отношении ребенка?

    Родителю стоит знать, что нарушение деловой этики и нарушение норм и требований законодательства — это разные вещи. За систематическое нарушение прав и свобод ребенка в образовательном учреждении, в отношении педагога могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, указанные в Трудовом кодексе.

    Например, учителя при объяснении правил поведения в школе, на перемене нередко повышают голос.

    Является ли это нарушением профессиональной этики? В данном случае учитель, повышая голос на ученика, старается не допустить получения травм ребенком, драк в школе и донести до детей необходимость соблюдения устава образовательного учреждения.

    Тем самым учитель предотвращает возможные негативные последствия поведения детей. Если родитель все же считает, что учитель постоянно нарушает профессиональную этику и это сказывается на ребенке, необходимо сделать следующее.

    1. Подойти к учителю и выяснить ситуацию именно с ним. Нередко такой разговор дает понять родителю, что учитель действовал в интересах ребенка. Информация, которую ребенок доносит до родителей, не всегда может соответствовать действительности. Дети могут быть необъективны в своих оценках.
    2. Если разговор не дал результатов необходимо обратиться к администрации образовательного учреждения. Далее надо совместно определить, имело ли место нарушение прав ребенка или только факты нарушения педагогической этики. В случае, если обнаружится, что за нарушениями этики следовало применение методов психического насилия, то закон предусматривает определенные меры воздействия на учителя. Родитель должен понимать, что необходимо иметь веские доказательства, свидетельствующие об использовании педагогом школы приемов отрицательного психологического воздействия на ученика. Чаще всего общение с директором является заключительным этапом разбирательств родителей и школы.
    3. Если беседы с администрацией не разрешили сомнения родителя, то родитель имеет право написать жалобу на имя директора школы. В ответе на жалобу директор школы в письменном виде разъяснит, какие меры были приняты, чтобы ситуация нарушения этики учителем не повторялась.

    Каждый случай нарушения профессиональной этики, нарушения прав ребенка в школе требует отдельного рассмотрения администрацией образовательного учреждения.

    • Автор —Сафиулина Нурия Романовна
    • 01.04.2015
    •   Все консультации автора

    Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/etika_povedeniya_uchitelya_v_shkole_na_uroke

    Как правильно общаться. правила общения для школьников – ВашПедагог

    Вокруг нас практически всегда кто-то есть – супруги, родители, дети, друзья, коллеги и даже абсолютно незнакомые люди. Это подразумевает постоянное общение, как желаемое, так и непредвиденное.

    Для большего взаимопонимания и с целью не нарушать свободы и взгляды других были придуманы некоторые правила общения с людьми. Замечено, что при использовании хотя бы основных правил общения, люди зачастую добиваются расположения других и имеют репутацию приятного собеседника.

    Такая способность правильного общения положительно влияет и на карьерный рост.

    Нам приходиться общаться с разными людьми, следовательно, в каждой среде мы стараемся использовать подходящие правила, ибо к каждому нужен индивидуальный подход. Общение на работе разительно отличается от общения с семьёй или с друзьями на рыбалке.

    Правила общения с друзьями

    Казалось бы, что при общении с друзьями не нужны никакие правила, ведь это близкие нам люди, которые воспринимают нас такими, какие мы есть. Это заблуждение, которое может привести к потере контакта.

    Например, в общении с другом при посторонних, мы, как правило, не переходим на «Вы», и частенько обращаемся к собеседнику не по имени, а по «кличке».

    Нам в голову не приходит, что человеку это может быть неприятным.

    Сначала мы позволяем себе «колкие шуточки» и насмешки в адрес друзей, слегка пренебрежительный тон, а затем искренне удивляемся, почему в нашей жизни так мало хороших друзей или почему они больше не хотят проводить вместе с нами время.

    Обратите внимание

    На тему правил общения и коммуникации написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Очень популярны такие авторы как Дейл Карнеги и Аллан Пиз. Из всей литературы можно выделить несколько самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать золотые правила общения. К ним смело можно отнести следующее:

    1. Всегда улыбайтесь. Улыбка вызывает позитивные эмоции и положительный настой, располагая к себе собеседника (или даже группу людей).
    2. Чётко изъясняйтесь. Особенно, если дело касается деловой встречи или просто серьёзного разговора. Кстати, если ваш собеседник мужчина, делайте упор на это правило вдвойне.
    3. Будьте вежливы. И не имеет значения, разговариваете ли вы с начальником или подчинённым, обслуживающим персоналом или ребёнком – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.

    Правила общения с детьми

    Ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете. К чужим детям в школе, магазине, на улице следует обращаться на «Вы», это поднимает их самооценку и возвышает вас в их глазах.

    Не стоит давать понять ребёнку, что вы сильнее даже чисто физически, иначе со временем сами «напоритесь» на такой же аргумент. Выслушивайте детей до конца, не перебивайте его со словами: «я так сказала, мне виднее», иначе в вашей семье вырастет очень замкнутый ребёнок. Дети имеют право на защиту своей точки зрения.

    И самое главное правило в общении с детьми – это всегда старайтесь находить с ними общий язык. Из любой ситуации есть выход, который устроит обе стороны, просто нужно потрудиться и найти его.

    10 правил общения с людьми

    Близкие люди часто прощают нам наши ошибки (будь то обидные слова или глупые поступки), а вот все остальные выбирают «просто больше не иметь с ним дела». Поэтому, при первой встрече или редких встречах с малознакомыми людьми в общении следует придерживаться 10-ти простых правил:

    1. Слушать больше, чем говорить.
    2. Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.
    3. Думать, прежде чем сказать.
    4. Не высмеивать собеседника.
    5. Не перебивать, давая возможность высказаться.
    6. Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
    7. Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
    8. Уважать точку зрения собеседника.
    9. Называть собеседника по имени.
    10. При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

    Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение сослуживцев а и много новых и интересных друзей.

    Знаете ли вы, что в каждом языке есть свои определенные формулы речевого этикета, знание которых помогает людям избежать неловких ситуаций в общении? «Что же это за секретные формулы?» – спросите вы. А в том-то и дело, что никого секрета здесь нет и, наверняка, все эти фразы вас ещё в детстве заставили заучить родители.

    Правила речевого поведения ребёнок впитывает буквально с материнским молоком, ведь с самого детства он учиться контактировать с окружающим миром с помощью своей речи. Но несмотря на всё это, далеко не каждый обладает умением показать свою культуру воспитание с помощью языка общения.

    Всем нам известно, что грамотная, взвешенная и чёткая речь – один из главных атрибутов успешного человека. Но что именно подразумевается под понятием «культура речи»? Именно об этом, а также об аспектах, которые позволяют узнать культурный ли человек перед нами вы узнаете в этом материале. Понятие «коммуникативная культура» довольно обширно, и вдаваться во все тонкости этики общение в этом материале мы не станем. Тем не менее, даже основы основ культуры речи многие из нас (по не знанию или по привычке) просто игнорируют, хотя первое впечатление, произведённое по одной только фразе, изменить очень тяжело.

    Источник:

    Основные правила общения

    Знаешь, почему человек со временем утрачивает здоровье? Из-за старости, плохого питания и неправильного образа жизни. Да, точно. Ученые установили еще один фактор — это неумение общаться. «Дурные привычки» в общении грозят аллергией, нервными срывами, язвами и сердечными приступами.

    Как научиться общению, чтобы получать от него радость, а не взаимные обиды и разочарование? Или такое возможно только в сказках? Мы можем попробовать.

    Чтобы приступать к практическим действиям, нужно почерпнуть теоретические знания. Они просты, только вот выполнять их не всегда легко.

    Мы часто неадекватно реагируем в разговоре, включаем негативные эмоции и только потом осознаем, что наломали дров.

    Вот несколько принципов, которые помогут тебе общаться легко и непринужденно.

    • Научись слушать собеседника и задавать ему вопросы. Ведь каждый человек больше всего на свете любит, когда интересуются его персоной.

    • Умей выдерживать паузы в общении и не перебивай других во время разговора.

    • Сделай свое общение искренним. Улыбайся глазами. Не даром говорят: глаза — зеркало души. Посмотришь в них — и все становится понятным без слов.

    • Нужно быть одинаково дружелюбной со всеми. Но если общение с каким-то человеком тебе не приятно, ты можешь отдать дань вежливости и постараться свернуть общение.

    • Не будь слишком любопытна. Помни, что у каждого есть право на личную тайну.

    • Не спеши давать советы, пока тебя об этом не попросят.

    • Научись говорить «нет». Иногда трудно отказать человеку, особенно если это твоя близкая подруга, например. Страшно, что о тебе подумают.

    Всем нам так хочется выглядеть «хорошими». Но лучше быть честной и сказать твердое нет», чем слабое и неуверенное «да». • Не оправдывайся ни перед кем в разговорах.

    • Анализируй причины неудач в общении, не переживай, если не все складывается.

    Что такое сплетни и слухи?

    Сплетни и слухи. Есть прирожденные сплетники. Они, конечно, чаще встречаются среди девчонок, но и парни случается, этим грешат (особенно если это касается любовных «побед»). Так вот, если слухи распускает неисправимый болтун, то ему мало кто и поверит. Все махнут на него рукой: «Знаем мы тебя!».

    Если же это будет какая-нибудь видная фигура, авторитет среди сверстников, стоит разобраться в вопросе. Стоит подойти и прямо спросить (желательно при свидетелях): «А в чем собственно…?» Делать это нужно спокойно, без эмоций. Тут «фигура» может и потерять свой вес в обществе.

    Ведь не каждая девочка решится подойти и посмотреть прямо в глаза обманщику и лжецу.

    Сплетни — вещь быстрорастворимая, как сахар в горячем чае. Их мимо ушей надо пропускать. Сегодня поговорили, завтра — забыли. Ведь сплетники только и ждут твоей реакции, праведного гнева, мести, разборок. Если ты проигнорируешь — это и будет наивысшая месть для твоего обидчика.

    Нередко лживые слова в адрес другого человека рождаются из-за зависти. Хорошие оценки в дневнике, хорошие джинсы хорошо на тебе сидят, хороший мальчик провожает домой. Что-то слишком много «хорошо» в твоей жизни. И кому-то хочется добавить немного черных красок и подмочить твою репутацию.

    Совет из копилки

    Важно

    Нередко в разговоре мы можем кого-то обсуждать. Что тут такого? Невинные девичьи «шу-шу», без которых не обходится ни один девичник. Избегай подобных ситуаций. Ты слышала что-нибудь о сарафанной почте? Это когда девчонки из уст в уста передают последние новости. Очень часто из них и вырастают сплетни.

    Источник:

    ПАМЯТКА. Интернет-этикет, или как правильно общаться в Сети

    Выражен этот кодекс всего в десяти правилах:

    Правило №1: Помните о человеке

    Относитесь к собеседнику так, как вы бы хотели, чтобы обращались с вами. Cтарая как мир истина, которая всегда актуальна.

    Правило №2: Придерживайтесь правил поведения, которым вы следуете в реальной жизни

    Хамству, грубости, угрозам, нарушению законов в Сети – бой! Игнорируйте хамов и троллей – не получая пищи в виде ваших переживаний, они уйдут пастись в другое место. Не забывайте и про черный список и настройки, ограничивающие посторонним доступ к вашим страницам в социальных сетях.

    Правило №3: Помните, в какой точке киберпространства вы находитесь Язык общения фанатов онлайн-игр неуместен в переписке с коллегами или клиентами, а в группах, посвященных искусству или книгам, неизбежно будут обращать больше внимания на грамотность комментатора и его умение изложить собственные мысли.

    Правило №4: Уважайте чужое время

    Это правило призывает регулировать, во-первых, объем сообщений: писать лучше лаконично или дробить большой текст на части (в блоге — использовать подзаголовки). Установлено, что комфортный нашему глазу объем страницы в Интернете составляет 2500–3500 знаков с пробелами (при просмотре с ноутбука, планшета).

    Во-вторых, важна частота публикаций, репостов, рассылок: если ежеминутно присутствовать во френд-лентах друзей и знакомых, часть из них отпишется от вас просто за спам. Также данный пункт напоминает: не стоит обижаться на собеседника, если он не ответил мгновенно.

    Даже при статусе «онлайн» ваш адресат может быть занят срочной работой, беседой с начальством, обедом наконец.

    Правило №5: Пишите грамотно

    В Сети можно выдумать о себе почти все, но собственную речь подделать труднее. Она-то, отраженная в текстах сообщений, постов и комментариев, и становится портретом нашего «я» в Интернете.

    Можно вместе смеяться над опечатками, которые неизбежны при быстром наборе текста, не различать заглавные и строчные буквы и не трудиться над кавычками («идем в клуб империал») — многие спокойно относятся к тому, что друзья пишут их имя с маленькой буквы («аня, привет, как дела?»). И даже вставить крепкое словцо, если подобное в ходу в вашей компании.

    Источник: https://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/kak-pravilno-obshhatsya-pravila-obshheniya-dlya-shkolnikov.html

    Как правильно общаться с учениками? Демократическое преподавание

    Подавляющая часть педагогов уже с первых лет преподавания в школе создает большую дистанцию в отношениях с детьми. Естественно, педагогический стаж можно зарабатывать и так. На ваших занятиях, вероятнее всего, будет царить показное уважение учеников и «железная дисциплина».

    Однако в ваше отсутствие о вас будут говорить самые негативные слова.<\p>

    У таких педагогов спустя некоторое время появляется обида на коллег и всех учеников. Представьте себе, что будет твориться у них в душе, когда дети на их глазах начнут обнимать любимую учительницу и с любовью говорить: «Наша дорогая Татьяна Сергеевна».

    Любовь ребенка потерять легко, а завоевать очень трудно.

    Что отличает обычного учителя от любимого учениками педагога? В первую очередь, это желание и стремление понять ребенка, способность пропускать через себя его проблемы. Настоящий преподаватель ни за что на свете не оскорбит своего подопечного, не унизит его достоинство ни в присутствии коллектива, ни наедине.

    Совет

    Естественно, порой возникают такие ситуации, когда держать себя в руках чрезвычайно трудно. Учителям иногда приходится совершать над собой огромные усилия, чтобы не накричать на ребенка. Однако именно за такую сдержанность дети и ценят учителей.

    Такой педагог никогда не будет прибегать к панибратству, однако всегда будет придерживаться некоторой дистанции между собой и подопечными.

    Порой бывает тяжело не переступить порог дистанции. Тем более, если педагог и его подопечные имеют не очень большую разницу в возрасте. Школьники нередко воспринимают молодых учителей как сверстников.

    В подобных ситуациях надо время от времени напоминать ученикам, что вы – педагог. С похожей проблемой часто сталкивается преподаватель, находящийся в пожилом возрасте. Он может вызывать у учеников ассоциацию с «предками».

    В данном случае он так же должен напоминать подопечным, что они – его ученики.

    Подобные ситуации случаются редко. Если учитель реагирует правильно, то они быстро проходят. Однако он должен неукоснительно и постоянно выполнять следующее правило: уважительно и чутко относиться к каждому ребенку, воспринимать его как отдельную личность. Ведь он имеет свои потребности, убеждения, желания, характер и привычки.

    Имейте в виду, что демократический стиль общения с детьми совершенно не понимает под собой потакание их слабостям или опущение до их интеллектуального уровня. Вы должны попытаться поднять подопечных до собственного уровня развития.

    Источник: https://interesnie-fakti.net/kak-pravilno-obshhatsya-s-uchenikami-demokraticheskoe-prepodavanie/

Ссылка на основную публикацию