Методы исследования, используемые для написания дипломной работы. какими методами исследования пользоваться

Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования :

Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы.

Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей.

Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.

Структура раздела «Введение»

Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:

  1. Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
  2. Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
  3. Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
  4. Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
  5. Цель исследования (не более 1 абзаца).
  6. Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
  7. Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
  8. Научная новизна и практическая значимость.
  9. Структура работы (кратко).

Как определить цель исследования

Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.

Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.

Определяем объект и предмет исследования

Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».

В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.

Обратите внимание

Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.

Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.

Общенаучные методы исследования в дипломной работе

Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.

Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:

  • анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
  • исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
  • изучение и обобщение сведений;
  • сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
  • абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
  • синтез (объединение фактов в одно целое);
  • индукция (рассуждение от частного к общему);
  • дедукция (рассуждение от общего к частному);
  • аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
  • классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
  • моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).

Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:

  • измерение (получение количественных данных);
  • анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
  • наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
  • эксперимент (организация направленного наблюдения);
  • сравнение (явлений или качеств).

Частные методы

Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:

  • специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
  • гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
  • констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.

Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.

Источник: https://www.syl.ru/article/177448/new_kakie-byivayut-metodyi-issledovaniya-v-diplomnoy-rabote-tsel-i-predmet-issledovaniya

Методы дипломной (курсовой) работы

Во введении к курсовой, введении к дипломной работе студент обязан перечислить методы научного исследования рассматриваемой проблемы. Например, для физики характерно физическое моделирование. В биологии существует метод биоиндикации, который заключается в непосредственном наблюдении за поведением организмов, оценке их свойств.

Наряду со специальными методами используются и общие методы, применяемые во всём исследовательском процессе разнообразных наук. Они делятся на практические и теоретические.

Практический или эмпирический метод позволяет фиксировать и описывать явления, факты, связи между ними.

При содействии теоретического метода проводится подробный анализ разных фактов, раскрываются существенные закономерности, образуются мысленные модели, используются гипотезы.

Теоретические методы научного исследования в дипломной работе

Теоретические методы абстрактны и обобщены. Благодаря им, систематизируется фактический материал. К непревзойдённым методам теоретического порядка относят аксиоматический, метод формализации, гипотетический, абстрагирование и общелогические методы. К общелогическим относят несравненный анализ, познавательный синтез, необходимую дедукцию и аналогию.

Анализ позволяет разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов. Синтез соединяет части в целое, воссоздавая единое, новое, взаимодействующее из отдельных частей. Моделирование переносит реальный объект в создаваемую модель.

А классификация распределяет информацию, благодаря сравнению. Дедукция организует необходимый переход от общих явлений к частным. Аналогия подводит логический вывод, из-за которого знания об одном предмете возникают на основании сходств с подобными предметами.

Абстрагирование позволяет исследователю мысленно отвлечься от заданных свойств рассматриваемого явления. Одновременно выявляются интересующие свойства предмета.

Обобщение устанавливает общие свойства предмета и его признаки. Идеализация направлена на образование абстрактных объектов, которых нет в действительности.

А индукция заключается в исследовании от единичного случая к целому представлению.

Системный подход исследует объекты и представляет их в виде определённых систем. Структурно-функциональный метод выделяет из целостных систем структуры. Вероятностно-статистические подходы учитывают действия всевозможных случайных факторов на рассматриваемый процесс.

Важно

К основным методам теоретического познания относится формализация, отображающая содержательное знание в известном знаково-символьном содержании. Она лежит в основах процессов алгоритмизации, связанных с программированием.

Аксиоматический метод базируется на постулатах-аксиомах, а остальные утверждения вытекают из них благодаря логическим подходам на базе доказательств. Гипотетико-дедуктивный способ создаёт несравненные системы дедуктивно переплетённых между собой правильных гипотез.

Из них в дальнейшем вычленяются утверждения об опытных фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в динамике научной мысли, начинающейся на начальной абстракции и проходящей сквозь последовательные этапы расширения и углубления познания к нужному результату. Таким образом, создаётся картина целостного воспроизведения предмета в теории.

Эмпирические методы научного исследования

Эмпирические методы позволяют исследовать практику и её результаты. На основании их собираются конкретные факты, выявляются и описываются явления. К ним причисляются незаменимый метод наблюдения, качественное сравнение, точное измерение и уникальный эксперимент.

Наблюдение – это процесс, характеризующийся активностью и познавательностью. Он базируется на органах чувств, предметной деятельности человека, считается самым элементарным. Наблюдения приводят к результатам, не опирающихся на желания, волю и чувства человека. Наблюдения информируют об отношениях, свойствах определённых и существующих реально явлений, предметов.

Сравнение способствует установлению сходств, различий явлений, предметов. Сравнение устанавливает сходства предметов, определяет их различия, выявляет общее, повторяющееся.

Измерение определяет численное значение искомой величины в её единицах измерения. Метод позволяет получить наиточнейшие сведения о мире.

Благодаря эксперименту происходит вмешательство в настоящие условия действия явлений, происхождения предметов. Эксперимент воспроизводит их определённые стороны в условиях, созданных экспериментатором в целях исследования.

Отбор методов исследования для курсовой (дипломной) работы осуществляется на следующих критериях:

  1. Методы должны быть адекватны предмету и объекту исследования, его задачам и собранному материалу.
  2. Они должны соответствовать современным принципам научных изысканий.

  3. Быть прогностичными, то есть научно обоснованными. Исследователь должен быть полностью уверен в том, что выбранные им методы дадут надёжные, новые результаты.

  4. Методы должны соответствовать логике рассмотрения и быть комплексно взаимосвязанными с другими.

Методы научного исследования:

Методы эмпирического исследования  Методы теоретического познания Общелогические методы и приёмы исследования
 Сравнение Наблюдение Эксперимент Измерение Описание  Формализация Аксиоматический метод Гипотетико-дедуктивный Восхождение от абстрактного  к конкретному  Анализ Абстрагирование Обобщение Идеализация Индукция Классификация Аналогия Моделирование Дедукция Системный подход Структурно-функциональный метод Вероятностно-статистические методы Синтез

Источник: http://www.xn—–8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/metody-diplomnoi-kursovoi-raboty

Методы исследования, используемые в дипломной работе

Итоговая работа, которую предстоит написать каждому студенту по окончании вуза, называется дипломом. Он должен соответствовать требованиям и обязательным правилам как по структуре, так и по оформлению.

Документ должен быть выверен до каждой запятой, а в начале вписываются методы исследования в дипломной работе, которые были использованы для достижения поставленных студентом целей и главных задач.

В качестве таковых могут выступать общенаучные и частные инструменты.

Определение целей проекта

Методика написания дипломной работы во многом зависит от того, какие в ней будут поставлены цели и определены задачи для решения. Грамотный студент к концу курса обучения знает, что начинать нужно с конца, то есть с результата, который должен быть получен. Для этого конкретно формулируется цель научного проекта (найти, определить, выявить, обосновать).

Нередко студенты затрудняются корректно обозначить объект своего исследования и предмет. Первый обозначает какую-либо сферу знаний, а второй — то, что из этой сферы проистекает и изучается в дипломе.

Совет

Для самостоятельного исследования выбранного направления используются конкретные методы.

В написании дипломной работы их может быть несколько, так как для получения достоверного результата и подробного изучения затронутого вопроса одного недостаточно.

По стандартной классификации все методы делятся на две категории — общенаучные и частные. Первая группа используется на практике с античной эпохи, она актуальна во всех сферах: в математических, исторических, медицинских науках, в теоретических разработках и экспериментальных практических проектах. Универсальными считаются:

  • анализ — рассмотрение отдельного явления или предмета в разрезе его особенных свойств и индивидуальных признаков;
  • моделирование — проекция (перенесение) изучаемого объекта на модель;
  • синтез — объединение и группирование признаков, свойств и характеристик в единое целое;
  • аналогия — поиск и выделение черт сходства разных изучаемых предметов;
  • классификация — разделение предметов и явлений на группы в соответствии с одним конкретным показателем;
  • наблюдение — процесс длительного объективного восприятия изменений и всего происходящего для получения информации;
  • сравнение — изучаемое явление или предмет сравнивается по отдельно взятому признаку или свойству.
Читайте также:  Советы первокурсникам и абитуриентам при поступлении в вуз, университет

В исследованиях не обходится без индукции (рассуждение от общего к частному) и дедукции (выводы, сделанные от частного к общему). В практических работах используется эксперимент — ряд испытаний при определенных условиях, позволяющие выявить некоторые свойства объекта.

Частные методологии

Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:

  • методы прогнозирования;
  • сравнение коэффициентов;
  • экономико-математическое моделирование;
  • построение гипотез;
  • функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.

В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование.

В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д.

).

Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат.

На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ).

Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.

Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий.

Обратите внимание

Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации.

Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.

Сбор и обработка информации

По мере сбора данных и проведения экспериментов студент должен зафиксировать все полученные сведения. Для этого могут использоваться разные формы и способы фиксации, выбор которых основан на методологии исследования:

  • видеозапись;
  • аудиозапись;
  • ксерокопирование и сканирование;
  • выписки и пометки;
  • рентгеновские и фотографические снимки;
  • использование осциллографа, различных фиксирующих датчиков и записывающих устройств;
  • разработка графических материалов, рисунков, таблиц и графиков.

Правильно сделанные записи и их внимательная систематизация позволят не допустить неточностей и погрешностей, нередко приводящих к серьезным ошибкам в дипломе.

В результате выбора и применения той или иной методологической базы исследований в дипломной работе результаты могут быть как положительными, так и отрицательными, что в науке считается также полезной информацией.

Кроме того, проведение испытания может дать совершенно неожиданный вывод, на основании чего студент в своем проекте заявляет о невозможности в настоящее время решить возникшую проблему.

Руководитель научной деятельности выпускника еще на этапе подготовки должен проверить не только выбранную литературу для изучения, но и уточнить, какие исследовательские методы определены студентом. Нередко неправильное составление методологической базы приводит к непоправимым ошибкам, и работа над дипломом заходит в тупик.

Во время защиты аттестационная комиссия может потребовать от выпускника обоснование правильности выбора методов и доказательства их эффективности. Если в ходе выполнения получен точный и достоверный результат, объяснить свои действия не составит труда.

Если же удалось принять только приблизительное решение, потребуется уточнить, что исследования в данном направлении еще будут продолжаться.

В отдельных случаях именно так студенты переходят к следующей стадии своей научной деятельности — написанию магистерских работ и диссертаций.

Навыки диалектики

Один из самых старых и до сих пор используемых методов в любых работах — диалектический.

Он имеет древнегреческое происхождение и предполагает умение вести дискуссию, обсуждение, владеть навыками спора и доказывания.

Используя его, студент должен в понятной и доступной форме изложить принципы и актуальность своей работы, обосновать и доказать целесообразность выбранной методологической базы.

Важно

Диалектический подход бывает актуальным практически для всех отраслей знаний. Он помогает разрешить противоречия во всех дисциплинах и выйти на компромисс. Его применение характеризуется системностью, строгой структурированностью.

Метод может использоваться как дополнение к любому другому, а также самостоятельно в беседе студента с представителями комиссии. Обладая навыками диалектики, можно не только отстоять свою точку зрения, но и проявить способности логического мышления.

Это неотъемлемая часть работы выпускника вуза, демонстрирующая усвоение им всего пройденного материала.

Источник: https://100umov.com/metody-issledovanija-v-diplomnoj/

Методы исследования в вашем дипломе: разбираемся на примерах

Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.

Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день.

Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:

  •  Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
  •  Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
  •  Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
  •  Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
  •  Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
  •  Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
  •  Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
  •  Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
  •  Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
  •  Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
  •  Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
  •  Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.

Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:

  •  Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
  •  Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
  •  Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
  •  Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
  •  Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
  •  Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.

Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.

Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе

По юридической дисциплине:

В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.

Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.

Работа по лингвистике (филология):

Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.

Диплом по педагогике:

Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.

Дипломная работа по экономике:

Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.

Источник: https://primery-obrazcy.com.ua/diplomnaya/metody-issledovaniya-v-diplomnoj

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Что такое “метод исследования?”

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

  1. Теоретические.
  2. Эмпирические (научные).

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов.

В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные.

Совет

Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Читайте также:  Принцип работы ядерного (атомного) реактора. как и что заставляет работать ядерный реактор, устройство и схема кратко

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoi-rabote/

Методы исследования: методы диагностики, пример исследования и результат исследования в дипломных (ВКР) и курсовых работах

Здравствуйте, мой уважаемый читатель. В этой статье я хочу рассмотреть такую тему как методы исследования. Это довольно общая тема, поэтому хотя я и экономист, но, думаю, все эти методы исследования можно без проблем использовать в психологии, педагогике, юриспруденции, медицине и т.д.

Что такое метод исследования? Если по-простому — это набор действий, которые применяют к чему-то и получают что-то новое. Это путь от одного состояния чего-то к другому с описанием конкретных шагов.

Например, есть какой-то набор данных в виде текста – применили к нему преобразование в таблицу – получили таблицу.

Данные характеризуют объект исследования (его часть, предмет).

Действие по отношению к этим данным – происходит с помощью определённых средств и способов определённым образом. В этом состоит суть метода.

Действие производит субъект.

Получается, что метод исследования – это способ достижения какой-то цели в рамках исследования. И таких целей у исследования может быть несколько, и идти они могут одна за другой.

Поскольку наборов действий может быть бесконечное количество, соответственно, и методов – бесконечное множество. И они по-разному популярны для разных сфер исследования: в экономике одни, в психологии другие. Есть методы исследования, которые везде могут быть использованы (таблицу из текста можно в любой науке сделать), а есть те, которые не везде можно сразу применить.

В рамках выпускных квалификационных работ часто выполняют оценку методологии. Методология отвечает на вопрос, какие методы и почему используются по отношению к предмету. То есть это наука, изучающая методы.

Отличие метода от методики и методологии

Метод – это набор действий. Путь от одного состояния к другому.

Методика – это набор методов по стадиям исследования. На каждой стадии могут быть использованы разные методы, причём необязательно один. Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без рациональной методики даже корректный метод не даст однозначно понимаемого результата.

Читайте также:  Как написать заключение дипломной работы: пример, образец оформления по гост 2018

Методология – это наука о методах. В конкретной работе методология отвечает на вопрос, почему выбраны такие методы.

Например, при проведении маркетингового исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Совокупность этих методов должна дать характеристику рынка. Вместе эти методы представляют собой методику маркетингового исследования.

Рассмотрим также отдельные методы экономической диагностики

Методы экономической диагностики (методы диагностических исследований)

Под методом диагностики понимают способ получения и анализа необходимой информации:

— личные наблюдения;

— опрос исполнителей;

— изучение документов;

— анкетирование;

— фотографии рабочего дня и т.д.

Существует несколько методических подходов к проведению диагностики предприятия, которые базируются на структурировании, выявлении главного направления, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении полученных результатов.

Методика проведения диагностики деятельности предприятия охватывает совокупность конкретных методов (приемов). Основные методы диагностики:

Неформализованные методы (логическое, субъективное исследование):

— экспертный (оценка ситуации высоопытными специалистами);

— морфологический (систематизация набора альтернативных решений и выбор наиболее эффективных вариантов);

— рейтинговый (систематизация, ранжирование и определение лучших результатов по определенным показателям);

— фактографический (анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д.);

— мониторинг (детальных, систематизированный анализ изменений);

— логическое моделирование (построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);

— фундаментальный (изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);

— технический (проведение детального анализа динамики определенных показателей хозяйственной деятельности предприятия);

Формализованные методы (четкие формализованные аналитические зависимости);

— факторные (выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);

— конъюнктурный (определение текущего состояния по позициям);

— математический (цепные подстановки, арифметические разницы, относительные величины, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, вычисление простых и сложных процентов, дисконтирование);

— статистический (корреляционный, дисперсный, экстраполяционный, ковариационный анализ, методы средних величин, группировок, графический и индексный методы и т.д.);

— методы исследования операций (использование теории игр, построение дерева целей и ресурсов, сетевое планирование и т.д.);

— эконометрические (матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс);

Обратите внимание

— экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование).

Как можно видеть из представленного перечня, одним и тем же методам могут соответствовать разные классификаторы. Конкретный выбор методов определяется исследованием и планируемым результатом исследования.

Результат исследования в экономике

Результат исследования – это 1) либо новое дополнительное знание в виде решения проблемы исследования, что и позволяет достичь цели исследования, 2) либо новое дополнительное знание о том, что поставленную проблему решить оказалось невозможно, и цели достичь не получилось.

Результат исследования может выглядеть как 1) набор новых научных фактов или как 2) определённые числовые зависимости между явлениями, понятиями, категориями, элементами исследуемого объекта, или 3) как научной теория.

Визуально результат исследования выглядит как текст, рисунки (иллюстрации), таблицы.

Результат в выпускных квалификационных работах тесно связан с темой работы и, следовательно, с её целью. Например, если тема «совершенствование финансового состояния», то цель – усовершенствовать финансовое состояние,  а результат – усовершенствованное финансовое состояние.

Поэтому из формулировки темы дипломной работы можно понять, какой результат ожидается в конце исследования.

Результат состоит из решения задач исследования, которые определяются во введении работы.

При этом результат исследования может содержать информацию, которая изначально не предполагалась быть полученной. Обычно ее квалифицируют в качестве побочного результата (результатов).

Список основных использованных источников при подготовке статьи

http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/

https://nauchniestati.ru/blog/metody-issledovanija/

https://otherreferats.allbest.ru/economy/00503744_0.html

https://studfiles.net/preview/5403915/page:76/

С уважением, Александр Крылов, diplom35.ru

Источник: http://diplom35.ru/diplom/metody-issledovaniya/

Методы исследования в дипломной работе *

В данной статье мы постараемся разобрать, какие существуют разновидности методов научного исследования, на какие группы они в свою очередь делятся, а также чем особенны те или иные методы исследования.

Как правило, под этим термином имеют в виду теоретические и практические приёмы получения знаний. Стоит заметить, что методы исследования обычно делятся на две огромные группы:

  • Общие. Они являются универсальными и применяются в разных областях знаний.
  • Частные. Их область использования более узка, так как они применяются только в определённых случаях.

При написании дипломного проекта обычно подбирается определённая комбинация, что включает в себя методы из этих обеих областей. Но подобные тонкости мы подробно рассмотрим в следующей части нашей статьи.

Общенаучные методы

Данные средства сбора и анализа материала проверены временем, так как практикуются разными учёными уже не одно столетие. Как правило, их используют как в теоретических целях, так и практических. Областью их применения зачастую служат эмпирические данные, литературные источники, разного рода документы, статистики и т. д.

В эту группу научных методов входят следующие:

  • Анализ. Данный метод заключается в последовательном описании объекта, после того, как его умозрительно раскладывают на несколько составляющих.
  • Синтез. Это понятие говорит само за себя, так как именно под синтезом подразумевается такое слово как «соединение». В данном случае под синтезом имеют в виду характеристику объекта через описание связей и зависимостей его частей;
  • Сравнение. При сравнении обычно находятся сходства либо различия каких-нибудь предметов, иногда они сопоставляются между собой.
  • Дедукция. В данном случае логическим путём выводится частное положение, что произрастает из определённой общей мысли.
  • Индукция. Она исповедует обратный принцип, переходя от частных вещей к общим.
  • Формализация. Она передаёт основную суть с помощью знаковой модели, состоящей из формул, математических символов, схем и проч.
  • Абстрагирование. В данном случае автор работы намеренно отстраняется от определённых сторон описываемого явления, чтобы более крупно выделить его определённые свойства.
  • Конкретизация. Объект рассматривается в «приближенном» варианте, т. е. в реальных условиях своего существования.
  • Системный анализ. Объект рассматривается как целостная система в совокупности и функционировании всех входящих в неё факторов;
  • Моделирование. Вместо определённого явления используется его аналог, что содержит при этом большинство свойств оригинала.
  • Классификация. В таком случае определённые явления распределяют по разным группам, объединяя их по каким-то сходным признакам.
  • Эксперимент. Это опыт, что нацелен на проверку какого-либо заявления, чтобы, таким образом, подтвердить его или опровергнуть. В других случаях в качестве опыта подразумевают воспроизведение или наблюдение за каким-либо явлением, проводимое в конкретных условиях.
  • Беседа и интервью. Суть данного метода состоит в том, что в обоих случаях находится человек, обладающий знаниями по определённому вопросу, и автор дипломной работы беседует с ним, либо берёт у него интервью, чтобы выяснить нужную информацию. Стоит заметить, что интервью отличается от беседы тем, что первый метод имеет определённую предподготовку. Интервьюер заранее составляет вопросы, которые он задаст своему собеседнику, а также в таком случае студент просто записывает ответы на диктофон, не высказывая своего мнения при этом. Беседа же носит менее формальный характер, позволяя вести себя более расслабленно, чем в первом случае.
  • Опрос и анкетирование. Эти два метода мы также соединили между собой, так как они тоже имеют много общего. В обоих случаях делается одна и та же вещь: предварительно подготавливаются вопросы. Но если опрос может быть, как письменным, так и устным, то анкетирование проводится только в первом варианте.

На самом деле в дипломной работе могут присутствовать любой из перечисленных выше методов, но самыми частотными являются только два: анализ и синтез, так как они встречаются в каждом научном исследовании.

Частные научные методы

Это особые методики, что применяются наравне с общими. Обычно они используются в определённых областях, где требуется применение узконаправленных методов изучения определённых явлений. Они могут быть как гуманитарными, так и социально-научными.

В любом случае методики исследования, использованные в тексте, должны соответствовать прописанным в введении целям и задачам, чтобы автор дипломной работы мог получить исчерпывающие сведения об изучаемом явлении. В противном случае студенту не удастся составить объективную картину данных.

Чтобы ничего подобного не случилось, стоит тщательно подбирать нужные для исследования методики. Также в тексте обязательно должна быть прописана информация о том, почему был выбран именно этот методологический подход и чем он лучше остальных в данном случае.

Важно

В заключение хотелось бы сказать, что при написании дипломного проекта возникает много различных трудностей и нюансов. Адекватно подобранные методы работы помогут автору диплома подойти более эффективно к анализу и сбору информации, а также сэкономить время, посветив его отдыху.

Источник: https://disshelp.ru/blog/metody-issledovaniya-v-diplomnoj-rabote/

Курсовые, контрольные, дипломы, рефераты и др. учебные работы на заказ

Методы исследования в дипломных проектах могут быть очень разными. Во многом они определяются той сферой деятельности, по которой вы пишете свою работу, и теми задачами, которые сформулированы в ее введении. Ведь каждая из них требует особого подхода.

Если вы решили написать диплом методы исследования , вам непременно качественно пропишут во введении и этот аспект исследования, но самому разобраться в этом не повредит.

Методы изучения теоретических вопросов

Для изучения теоретических вопросов необходимо и применение теоретических методов: системный, обобщённый, критический, моделирование.

Методы изучения практических вопросов

Если же речь идет о практике, то уместно применение иных методов исследования: наблюдение, изучение документации, опросы, эксперимент. Это так называемые эмпирические методики, результаты которых могут быть использованы для приложения к вашему проекту.

Обработка данных

Обработка данных представляет собой отдельную группу. Ведь те данные, которые вы получаете в результате проводимого эксперимента, анализа, могут иметь самый разный вид. Это могут быть конкретные факты либо статистические данные. Для их более конкретного изучения применяются количественные и качественные методы.

Оформление методологической основы во введении

Во введении методологическая основа вашего исследования может быть оформлена следующим образом.

  1. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и международного права. В качестве методов применялись общие и частные методы, включая системно-правовой, историко-юридический и иные, системный анализ исследуемых явлений и результатов.
  2. В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации. Также в нашем исследовании нашли применение современные концепции различных школ финансового менеджмента. В качестве основы оптимизации текущей деятельности предприятия была использована методика предельного анализа.

    Если написать диплом не является для вас актуальной целью, а речь пока идет только о курсовой, то данный аспект исследования оформляется значительно проще.

  3. При написании курсового проекта были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме работы, нормативно-правовой базы, аналитический и сравнительный методы.

Источник: https://www.napishem.ru/info/diplomy/metody-issledovaniya-v-diplome.html

Ссылка на основную публикацию