Оформление эссе по обществознанию: оценивание эссе по обществознанию, темы для эссе по обществознанию

Примеры эссе по ЕГЭ 2019 по обществознанию, темы и план

На протяжении нескольких последних лет обществознание уверенно лидирует среди предметов по выбору, ведь добавив к данному сертификату хорошие балы ЕГЭ по русскому и математике, можно уверенно подавать документы в самые разные ВУЗы страны на такие направления, как:

  • право (требуется также ЕГЭ по истории);
  • психология и педагогика;
  • социология;
  • медиакоммуникации;
  • гостиничное дело;
  • издательское дело.

Особенности КИМов по обществознанию

На первый взгляд ЕГЭ по обществознанию кажется выпускникам намного легче, чем физика, химия или история, но сдать экзамен на 100 баллов в 2019 году на самом деле будет непросто, ведь экзаменационный билет содержит вопросы из самых разных областей знаний, а одно из заданий – это написание эссе.

Так, в экзамен по обществознанию в 2019 году будет проверять знания выпускников по таким модулям, как:

  • право;
  • политика;
  • социология;
  • экономика;
  • философия.

Задания в билетах будут распределены следующим образом:

Всего участник ЕГЭ по обществознанию может набрать в 2019 году 62 первичных балла, из которых 5 баллов начисляются за правильно написанное эссе, поэтому стоит заблаговременно ознакомиться с возможными темами мини-сочинений, подготовить примерыи продумать, какой информацией оперировать в рассуждениях.

Лучше понять структуру билета можно, ознакомившись с реальным КИМом, который был предложен выпускникам 2018 года на досрочной сессии ЕГЭ.

Темы эссе на 2019 год

На этапе подготовки к ЕГЭ ФИПИ никогда не разглашает узкий круг тем, которые войдут в экзаменационные билеты. И экзаменуемые и учителя, работающие в точках проведения Единого Государственного Экзамена, узнают их одновременно в момент распечатки официального конверта.

Но, существует своеобразный сборник, в котором указаны все возможные темы эссе, охватывающие проблемы пяти основных тематик, входящих в билеты по обществознанию, и в 2019 году этот документ должен быть для вас одним из основных при подготовке к ЕГЭ.

Все pdf документы в любой момент будут доступны на данной страничке, но при желании, вы можете скачать их для удобства работы в режиме offline. Открыть документы формата pdf можно специальной программой или любым установленным на устройстве браузером (даже без подключения к интернету).

План написания эссе

Ознакомившись с тем, какие основные темы могут встретиться в 29 задании на ЕГЭ 2019 года по обществознанию, необходимо приступить к практике по написанию эссе. Мини-сочинение должно иметь такую структуру:

Прорабатывая каждую тему из модулей «Философия», «Социальная психология», «Социология», «Экономика», «Политология»и «Правоведение», необходимо:

  • понять суть проблемы;
  • подобрать цитату;
  • построить логическую цепочку рассуждений;
  • найти аргументы;
  • привести примеры.

Для облегчения работы над структурой мини-сочинения можно использовать готовые клише. Примерный план эссе по обществознанию, применимый для любой темы в 2019 году, будет иметь вид:

Конечно, это только базовый шаблон, который необходимо дополнить и расширить, используя собственные мысли, базу знаний, мысли и высказывания, на которые можно ссылаться, а также опыт (можно и собственный, но лучше описанный в учебниках).

Для большинства выпускников, выбравших в 2019 году ЕГЭ по обществознанию, составить план к эссе – не проблема. Но все же, стоит помнить такие простые, но полезные советы педагогов:

  • Помните – от вас требуется не длинный и бессмысленный текст, а лаконичное рассуждение, подкрепленное фактами.
  • Не уходите в сторону от основной мысли, периодически возвращаясь к ней в разных пунктах сочинения.
  • Не забывайте упомянуть несколько слов об авторе использованного в эссе высказывания.
  • Избегайте высказываний и суждений, не относящихся к заданной теме.
  • Постарайтесь описать все существующие взгляды на рассматриваемую проблему, рассмотрев все возможные пути ее решения.

Помощь в подготовке

Что делать, если в процессе самоподготовки возникли трудности?

Самый простой и правильный выход – обратиться к опытному репетитору, который поможет грамотно составить план написания эссе, выявит и устранит пробелы в знаниях по обществознанию и разработает индивидуальную программу подготовки к ЕГЭ с учетом особенностей билетов 2019 года.

Если такой возможности нет, воспользуйтесь готовыми вариантами эссе, которые тоже можно найти в интернете. Но, не поленитесь не просто выучить чужие тесты, а понять их и по возможности доработать с учетом собственного виденья проблемы.

Полезны будут также онлайн уроки в формате видеороликов, которые также несложно найти в интернете. Вот один из таких уроков, посвященный написанию эссе по обществознанию:

Источник: https://planktons.ru/2019/39855-primery-esse-po-ege-2019-po-obshhestvoznaniyu-temy-i-plan.html

Банк мини-сочинений, эссе

раздел находится в разработке

ОБЩЕСТВО

“Регресс имел место в обществе также часто, как и прогресс”  Г. Спенсер
“Образование – это долг, который настоящее поколение должно вернуть будущему” Д. Пибоди
“Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого” Сенека.
“Революция – варварская форма прогресса” Ж. Жорес.                  
“Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад” Н.А. Бердяев.
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Э. Тоффлер.
“Прогресс – это способ человеческого бытия” (В. Гюго).
“Революция – это переход от неправде к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью” (Роберт Оуэн).
“Всякая перемена прокладывает путь к другим переменам” (Н. Макиавелли).
“Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами” (Д. Лихачев).
“Несчастна та страна, которая нуждается в героях” (Б. Брехт).
“Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек”. (Дж. Томсон).
“Современный мир не стал спокойнее, чем в прежние годы и десятилетия, а угрозы и вызовы не стали менее опасными” (В.В. Путин).
«Беда прогресса в том, что он редко оглядывается на минувшее, мчится вперед и не хочет идти рука об руку со старыми знаниями» А. Пехов.
“Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя, оно не умело убрать своих последствий” (В.О. Ключевский).

ЧЕЛОВЕК

“Личностью не родятся, личностью становятся” А.Н. Леонтьев
“Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности” Б.М. Теплов
“Понятие быть живым – это понятие не статическое, а динамическое” Эрих Фромм.
“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает” Анатоль Франс.
 “Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей” Б. Шоу.
“Человек, который властвует над другими, утрачивает собственную свободу” Ф. Бэкон.
“Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно” И. Фихте.
“Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей” Н. Смелзер.
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли” С. Смайлс.
“У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей” (О. Шпенглер).
“Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок” (А. Н. Толстой).
“Приспособляемость – естественный способ выживания” (Ю. Кантор).
“Без многого может человек обойтись,только не без человека” (Л. Берне).
“Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба” ( В. Г. Белинский).
“У каждого человека есть способности, благодаря которым он может достичь фантастических результатов в определенной сфере деятельности” (Б. Трейси).
“Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком благодаря воспитанию”. (И. Кант)
“Гражданин без собственности не имеет отечества” (Пифагор).
“Деятельность – единственный путь к знанию” (Б. Шоу).
“Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех”. (Б. Пастернак)
“Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий” (П. Марешаль).
«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» (С. Паркинсон)
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский)
“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением” М. Ломоносов
“Наука – это организованные знания” Г. Спенсер.
“Лишь в людях себя познать способен человек” Гете
“Из утверждения и отрицания рождается истина” Л. Фейхтвангер.
“Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика” Т. Фумер.
“Наука – это кладбище гипотез” А. Пуанкаре.
“Знание орудие, а не  цель” Л. Толстой.
“Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание” Жан-Жак Руссо
“Трудно понять каким путем можно прийти к истине и овладеть ее, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад” (ДЖ. Локк).
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».(с)Оноре де Бальзак
“Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья” (Анвари).
“Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни – это значит принижать значение науки” (А. Франс).
Все наши теории – это нечто иное как обобщение опыта, наблюдаемых фактов (В.А. Амбарцумян)

“То что мы знаем ограничено, а то чего мы не знаем бесконечно” П.Лаплас

“Наука – живой организм, которым развивается истина” (А. И. Герцен).

«Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве…. Другое дело – самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности» ( А. Н. Леонтьев).

“Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника” (В. Даль).

ДУХОВНАЯ СФЕРА

“Культура прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что ее творец – человек – биологическое создание” П. С. Гуревич.
“Религия, Наука и Искусство – это ветви одного и того же дерева” А. Эйнштейн.

“Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций” (Д.С. Лихачев).

“Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть … – культура не погибнет” (Д.С. Лихачев).

“Ноша культурных ценностей – особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает” (Д. С. Лихачев).

“Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть”. (А. И. Солженицын)

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

“Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро” В. М. Сухомлинский
“В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа” Г. Фрейтаг. 
“Любовь к родине начинается с семьи” Ф. Бэкон.
“Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами” А. Фардж.
“Мораль это учение не о том, как должны сделать себя счастливее, а о том, как мы должны стать достойными счастья” И. Кант.
“Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родится в нужной семье” Д. Трамп.
“Не всякие различия между людьми создают стратификацию” Е. Бергель.
“Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации” (Д.С. Лихачев).
“Нравы портятся легче, чем исправляются” (Л. Вовенарг).
“Моральные ценности потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь” (А. Морца).
“Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом” (Ж. Вольфрам).
“Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает совершенствоваться другим” (Ч. Диккенс).
“В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо” (Д. Лихачев).
“Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства” (Г. Филдинг).
“Детству следует оказывать величайшее уважение” (Ювенал).
“Не неравенство тягостно, а зависимость” (Вольтер).
Семья это кристалл  общества.  В. Гюго.
«Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведён во всеобщее правило». (Иммануил Кант)
“Для других мы создаем правила, для себя исключения” Ш. Лемель«Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж.Ренан)

Читайте также:  Система высшего образования в сша (америке): структура, стоимость, особенности, характеристика

ЭКОНОМИКА

“Вопросы: что? как? и для кого производить? не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены” П. Самуэльсон.
“В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования” К. Рокне
“Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние” У. Баффетт. 
“Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил” Б. Гейтс.
“Инфляция – единственная форма наказания без законного основания” М. Фридмен.
“Первая цель – качество, а прибыль сама придет” Из постулатов менеджмента.
“Время – это друг успешного бизнеса и враг слаборазвитого” У. Баффет.
“Ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость. Здесь и скорость изменения характера бизнеса, и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов” (Б. Гейтс).
“Урегулирование всех параметров бизнеса с помощью закона – дело бесперспективное и даже вредное” (Т.В. Кашанина).
“Рынок представляет собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком” (Р. Хейлбронер).
“Если мы перестанем предлагать новые решения, чтобы соответствовать запросам потребителей и технологическому прогрессу, нас в любое время могут вытеснить из бизнеса” (Д. Рейкс).
“Значение непроизводственных активов сегодня растет. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знание” (А. М. Веббер).
“Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов” (Р. Ханнам).
“Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продукции и развивает наихудшие качества людей” (Д. Сарнофф).
“Не работодатель выдаёт зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдаёт клиент”. (Г. Форд).
“Кто владеет информацией, тот владеет миром” (Н. Ротшильд).
«Самый несчастный человек – это тот, для кого в мире не нашлось работы» (Т. Карлейль).
“Деньги как навоз: если их не разбрасывать, то  от них не будет толку” (Ф. Хайек)
“У собственности есть свои обязанности, так же как и права” У. Драммонд.
“Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом” (Б. Шоу).
“Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах” (Д. Безос)
«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации»(П.Т. Хейне)
“Виды бизнеса различны, но бизнес как система остается  одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков” П. Дракер.
«Бизнес – это сочетание войны и спорта»«Богатство деньгами есть не что иное, как… богатство продуктами, превращёнными в деньги». (К. Маркс)
«Всё пре­иму­ще­ство иметь день­ги за­клю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти ими поль­зо­вать­ся» (Б. Фран­клин). 
«Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать то, что требуется». (П. Хейне)
«Инфляция — золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)
«Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
«Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С. Брин)
«Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивида, но и общества в целом» (С. Канарейкин)
«Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).

                                             ПОЛИТИКА

Источник: http://xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai/info/more/buttons/

Пример эссе по обществознанию 2016

Пример эссе по обществознанию 2016

Пример эссе по обществознанию 2016

Написание грамотного мини-сочинения по обществознанию в крайне важно на тестировании ЕГЭ. Более того, важно не столько само написание, сколько в принципе умение писать сочинения.

Вы должны понимать, что этот навык важен для выполнения в принципе 2 части теста ЕГЭ. Ну, сможете ли вы к примеру выполнить задание 25, если не владеете терминами? Нет.

Так и в эссе по обществознанию надо уметь использовать термины.

В ноябре 2015 года мы проводили вебинар «Секреты решения тестов ЕГЭ по обществознанию 2016», в материалах которого содержится методика написания эссе. Она же есть и в видеокурсе [urlspan]«Обществознание. ЕГЭ на 100 баллов»[/urlspan].

Ну, а если вы хотите проверить существующее ваше эссе, или попрактиковаться в его написании, равно как и попрактивоваться в других заданиях: милости просим получить материалы нашего вебинара по обществознанию.

Ниже приводится пример эссе по обществознанию, написанный по всем правилам и канонам. Более того, пример этого эссе отличается от того, которое я приводил в этом посте.

Обратите внимание

Синим отмечена объяснение проблемы, а также ее аспекта; красным — теоретическая аргументация, зеленым  – фактическая аргументация, коричневым — выводы.

Пример эссе был написан мною вчера [urlspan]на наших курсах подготовки к ЕГЭ[/urlspan] с детальным объяснением ученику, как конкретно, что надо делать.

«Большинство имеет за собой власть, но не право: меньшинство всегда имеет за собой право»

В данном высказывании поднимается проблема соотношения влияния большинства (например проголосавших за что-либо) и учета мнения меньшинства при реализации власти; а также проблема реализации прав.  Данная проблема актуальна как для демократических режимов, так и для недемократических.

Рассмотрим данное высказывание с позиций теории элит. Согласно этой теории общество делится на элиту (организованное меньшинство) и класс управляемых, к которому относится большинство людей. Большинство людей может либо поддерживать существующую элиту, и тогда она имеет право принимать государственные решения.

В этом случае политологи говорят о легитимности власти. Или же большинство может не поддерживать существующую элиту, и тогда можно говорить о кризисе легитимности.

В любом случае данное высказывание имеет под собой реальную основу: большинство имеет власть выбирать себе ту или иную политическую элиту, и вместе с этим передавать ей (элите) право принимать государственно значимые решения.

Выше мы писали, что данное высказывание может быть справедливо как для демократического режима, так и для недемократического режима. Разберем некоторые примеры.

Так, современные США проводят явную внешнюю политику, направленную на дестабилизацию равновесия в мире. Примерами этой политики могут служить «арабская весна» в Ливии в 2011 году, когда там был свергунт Муамар Каддафи, или двумя годами позже та же участь постигла Египет.

Важно

Если говорить о недемократических государствах, то примером может служить политика нацистской Германии в период с 1933 по 1945 годы, которая де-факто поддерживалась большинством немцев.

Источник: http://ege59.ru/2016/02/18/primer-esse-po-obshhestvoznaniyu-2016/

Эссе по обществознанию 1. что такое эссе по обществознанию? 2. каковы критерии оценивания эссе? 3. как правильно организовать работу по написанию эссе? – презентация

1 ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Что такое эссе по обществознанию? 2. Каковы критерии оценивания эссе? 3. Как правильно организовать работу по написанию эссе?<\p>

2 Что такое эссе по обществознанию? Слово «эссе» произошло от латинского exagium(взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально переводиться как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Жанровые особенности эссе: Наличие конкретной темы или вопроса; Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; Небольшой объем; Свободная композиция; Свободное владение темой; Многоаспектный взгляд на явление; Парадоксальность; Внутреннее смысловое единство; Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; Открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.<\p>

3 Специфика эссе по обществознанию 1. Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, т. е к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, правоведения. 2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального и личного опыта. Эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.<\p>

4 Критерии оценивания эссе Критерий К1 является определяющим. Если выпускник не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. Пот остальным критериям (К2,К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.<\p>

5<\p>

6 Организация работы по написанию обществоведческого эссе Этапы работы над эссе: 1. Написание эссе в черновом варианте. 2. Анализ содержания текста. 3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. 4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.<\p>

7 Процесс создания чернового варианта эссе 1. Для работы необходим черновик. На листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений. 2. Создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе.<\p>

8 Образец черновика 1.Цитата 2.Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность 3.Смысл высказывания 4. Собственная точка зрения 5. Аргументация на теоретическом уровне 6. Примеры 7. Вывод<\p>

Совет

9 Как выбрать одно из шести предложенных высказываний 1. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. 2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» выберите наиболее «близкую» вам цитату. 3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) С какими основными проблемами(темами) обществоведческого знания связана данная тема? 2) Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?<\p>

10 Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; четко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение(полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.<\p>

11 Определение проблемы Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора – это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Проблема является своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего написания эссе.<\p>

12 Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук<\p>

13<\p>

14<\p>

15<\p>

16<\p>

17<\p>

18<\p>

19 Актуальность проблемы в современных условиях. Фразы-клише:<\p>

20 Определение своей позиции к высказыванию. Можно согласиться с мнением автора полностью, можно частично, опровергнув часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: 1. Согласен ли я с мнением автора или нет? 2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? 3. В чем заключается моя позиция по даному вопросу?<\p>

21 Фразы-клише: «Я согласен с автором в том, что…» «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…» «Автор был прав, утверждая, что…» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу …, но с … не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что…?»<\p>

22 Обоснование собственного мнения по данной проблеме Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень- его основой являются обществоведческие знания(понятия, термины, противоречия, мнения ученых, мыслителей) 2. Эмпирический уровень- здесь возможны два варианта: 1) Использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; 2) Обращение к личному опыту. Для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы: 1.Подтверждают ли они мое мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они?<\p>

23 Вывод Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном – двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждений, являющегося темой эссе. Фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод..» «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…» Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой(темой), но остались нераскрытыми.<\p>

24 Оформление эссе Необходимо помнить, что эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.(К1,К2,К3)<\p>

25 Основные ошибки и недостатки в работах выпускников<\p>

26<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/46235/

Эссе по ЕГЭ по обществознанию: темы, принципы написания :

Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно быть связано с социальной психологией, философией, социологией, экономикой. Проанализируем правила и особенности его составления, которые помогут выпускнику школы получить высокий балл на ЕГЭ.

Требования к эссе

Что должно включать в себя эссе по ЕГЭ? По обществознанию выработаны те основные моменты, которые должен в своей работе отразить выпускник образовательного учреждения.

Ученик должен опираться в своем материале на конкретные высказывания мыслителей, связанных с основной темой эссе, приводить обобщения, понятия, термины, факты, конкретные примеры, которые бы подтверждали его позицию.

Что еще должно содержать эссе по ЕГЭ? По обществознанию подразумевается четкое соответствие определенной структуре, которая была создана преподавателями данной дисциплины для того, чтобы облегчить задачу школьников.

Рекомендации для выпускников

Как писать эссе по обществознанию? ЕГЭ по этой учебной дисциплине предполагает проверку объема школьных знаний по предмету не путем поиска ответа на тестовые задания, а с помощью написания творческих работ. Предлагаем некоторые советы по написанию эссе.

Алгоритм работы

Сначала необходимо внимательно изучить то высказывание, которое предлагается в задании.

Далее важно продумать, какие разделы курса обществознания может затрагивать эта тема. Вспомнить основные факты, термины, научные теории, связанные с данным вопросом. Далее важно продумать смысл, содержание, актуальность сделанного высказывания.

Затем нужно продумать собственную позицию по поводу сделанного высказывания, определиться с согласием (несогласием) автора. Для выстраивания позиции важно подтвердить мысль аргументами, фактами, личным социальным опытом.

Обратите внимание

Следующим шагом должен стать план эссе по обществознанию. ЕГЭ 2017 не предполагает каких-либо изменений в структуре работы. Поэтому будем опираться на тот опыт, который наработан преподавателями данной учебной дисциплины на сегодняшний момент времени.

После того как будет продуман тезисный план, можно переходить к написанию чернового варианта работы.

Полезные советы

Независимо от того, какой именно аргумент будет выбран, начинать эссе необходимо с демонстрации своей личной позиции. Подойдут следующие фразы: «Я полностью разделяю позицию автора», «В предложенном высказывании есть та мысль, с которой я не готов однозначно согласиться», «Мое мнение отличается от позиции автора высказывания».

Подобные фразы в эссе по обществознанию (ЕГЭ 2017) помогут вам показать свое отношение к анализируемому вопросу, что является обязательным фактором для получения положительной отметки.

Второе предложение должно содержать формулировку понимания самого высказывания, которое выбирается в качестве темы для ЕГЭ (обществознание). Написание эссе, пояснение своей позиции обязательно рассматриваются учителем данной дисциплины.

Он во время уроков обязательно отводит время на это. Объясняет своим воспитанникам, как писать эссе по обществознанию.

ЕГЭ 2017 уже представлен в виде пробных тестов, которые можно использовать в качестве источника для подготовки к выпускным испытаниям.

Основная часть

В основной части необходимо в развернутом виде представить собственное мнение автора по поводу анализируемого высказывания. Нужно показать основной смысл, продемонстрировать аргументы, при необходимости дополнить позицию собственным социальным опытом. Нет необходимости многократно повторять одну и ту же мысль, важно подыскать примеры и факты в ее подтверждение.

В каждом абзаце эссе по ЕГЭ по обществознанию должна присутствовать только одна основная мысль. В заключении стараются подвести итоги готовой работы. Можно перечислить некоторые вопросы, связанные с выбранной темой, указать связи между ними, чтобы проблема получила новый смысл.

Проверка работы

После того как черновой вариант будет полностью завершен, можно переходить к проверке текста. Для этого нужно оценить тематическое, стилистическое, композиционное единство. Автор работы должен отметить логичность, завершенность, связность изложенного материала.

В случае необходимости можно вносить изменения в первоначальное сочинение.

Достоинства грамотного эссе

Для получения высоких баллов, дающих шанс на бюджетное поступление в престижные образовательные учреждения, нужно понимать, что отмечают в работе выпускника эксперты. Они оценят наличие небольшой информации об авторе того высказывания, которое анализируется в работе выпускником. В качестве преимуществ можно отметить некоторую историю появления основных терминов, применяемых в работе.

Автор должен отметить, что существовали разные подходы к проблеме, показать собственное мнение. Желательно предложить и альтернативные варианты решения того вопроса, который взят за основу написания эссе.

Распределение времени

Учитывая, что продолжительность выпускного экзамена по обществознанию составляет 3,5 часа, учителя рекомендуют своим воспитанникам тратить на написание творческой работы не меньше часа. Безусловно, приступать к сочинению нужно только после того, как будут выполнены все остальные задания.

Прежде чем приступать к написанию работы, необходимо внимательно прочитать все темы, предложенные в тесте. Только после их осмысления, осознания возможности написания качественной работы можно приступать к черновому варианту.

Основные ошибки

В чем основная ошибка выпускников, которые приступают к написанию эссе по обществознанию? Темы ЕГЭ, которые кажутся им изначально простыми, на практике являются достаточно серьезными, поэтому не полностью раскрываются ребятами. Та проблематика, которая изначально содержится в основной мысли работы, не предполагает дополнений, это наказывается снятием баллов.

Школьник поверхностно рассматривает проблему, не подтверждает главную мысль, не приводит примеры из собственного социального опыта. Учителя предупреждают ребят о том, что нет никакой необходимости в написании всего сочинения в черновом виде. Достаточно составить тезисный план, выделить абзацы, продумать их содержание.

Вариант готовой работы, связанной с философией

Как должно выглядеть качественное эссе по обществознанию (ЕГЭ 2017)? Примеры, приведенные ниже, помогут ученику полноценно подготовиться к выпускному экзамену по этой учебной дисциплине.

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это первый закон всякого прогресса, одинаково применяемый как к целым народам, так и к отдельным людям» (И. Этвеш)

Я выражаю свое полное согласие с автором данного высказывания, затронувшего в афористичной форме важную философскую и культурологическую проблему развития человеческого общества.

Она сохранила свою актуальность и в настоящее время.

Каким образом должен осуществляться научный прогресс? В наши дни технологии стремительно меняют друг друга, но при этом не должны меняться межличностные отношения.

Из курса обществознания нам известно о двух основных направлениях протекания развития: прогрессе и регрессе. Кроме того, общество может развиваться в результате эволюции, революции, реформы. Считаю, что автор имеет в виду именно эволюционное движение вперед, способствующее плавному переходу от примитивного к совершенному, от простого к сложному.

На что могло опираться человечество, продолжая свое движение вперед? Без выработки новых технологий: альтернативных источников, биотехнологий – современному обществу уже не выжить. Именно поэтому так важно базироваться на научных открытиях и достижениях. К примеру, после освоения человеком термоядерного синтеза у человечества появился шанс выработки недорогой электрической энергии.

Помимо техники и науки, в качестве важной опоры прогресса можно рассматривать нравственность. Моральные основы, которые были выработаны человеческим обществом за продолжительный период его существования, не должны приносить человеку вреда.

Я считаю, что даже в инновационном обществе важно сохранять трудолюбие, достоинство, честь, добро.

Важно

Как человек применяет интернет, ставший величайшим изобретением прошлого века? Каковы основные цели ребенка, который включает свой ноутбук? Я считаю, что применение современных компьютеров должно быть продуманным, целенаправленным, оправданным. Например, он идеально подходит для самообразования, самосовершенствования, саморазвития.

Инновационные технологии не должны превратить человека в тупое существо, которое потеряло честь, достоинство, свободу, творчество. В будущем, на мой взгляд, способны выстоять только те общества, которые, помимо технологического прогресса, отводят особое внимание принципам гуманизма и равенства.

Только при сохранении социальных институтов семьи, религии можно говорить о прогрессе.

Вариант эссе о социологии

«Общение облагораживает и возвышает: в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» (Л. Фейербах)

Я поддерживаю позицию автора, затронувшего актуальную проблему общения между людьми. Вопрос настолько важен в наши дни, что заслуживает полноценного изучения и рассмотрения. Многие люди замыкаются в себе, перестают общаться, так как не владеют культурой отношений. Основная проблема, затронутая автором, состоит в значимости воспитательной функции.

Из курса обществознания мы выяснили, что именно деятельность представляет собой форму активности, позволяющую человеку преобразовывать мир, менять самого человека. Именно во время бесед, разговоров люди учатся понимать друг друга.

Какова основная воспитательно-социализирующая функция человеческого общения? Оно дает возможность родителям передавать своим детям основы культурных традиций семьи, усваивать основы уважения взрослых, природы, родного края. Мы учимся общаться не только в семье, но и в школе, в компании друзей.

Если родители постоянно кричат на детей, в семье растет замкнутая, закомплексованная личность. Я считаю, что нельзя превращать человеческое общение в болтовню, оно должно выступать как фактор для развития человека, его совершенствования.

Источник: https://www.syl.ru/article/295223/esse-po-ege-po-obschestvoznaniyu-temyi-printsipyi-napisaniya

Памятка: как писать эссе по обществознанию экзаменационные критерии оценивания обществоведческого эссе (задание С9)

ПАМЯТКА: КАК ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Экзаменационные критерии оценивания обществоведческого эссе (задание С9) –

проект ЕГЭ по обществознанию в 2013 году

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим.

Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

^ Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
^
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
К3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социальногоопыта и собственные наблюдения 2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления 1
Фактическая аргументация отсутствует.ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
^ 5

Требования, предъявляемые к обществоведческому эссе (те положения, в соответствии с которыми 2 эксперта независимо друг от друга будут оценивать экзаменационное эссе):

  1. Адекватное понимание автором эссе проблемы, поставленной в формулировке темы.
  2. Соответствие текста эссе обозначенной теме.
  3. Раскрытие в эссе основных аспектов поставленной в формулировке темы проблемы.
  4. Раскрытие основных аспектов проблемы в заданном научном контексте (для раскрытия темы могут привлекаться теоретические положения других общественных наук, но контекст должен быть выдержан).
  5. Представленность личной позиции выпускника, его отношение к рассматриваемой проблеме (а также мнению автора высказывания, взятого в качестве темы).
  6. Опора учащегося при раскрытии проблемы и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук).
  7. Использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни, моделей социальных ситуаций и (или) личного социального опыта.
  8. Логичность рассуждений выпускника (вообще наличие рассуждений, поскольку довольно часто работы носят описательный характер).
  9. Отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок.
  10. Соответствие эссе нормам русского языка.

Нет никаких жестких требований к объему экзаменационного обществоведческого эссе. Объем может определяться сложностью темы, уровнем обществоведческой подготовки конкретного учащегося, наличием времени и многими другими факторами. В любом случае, важно качество эссе, реализация в нем максимального количества перечисленных выше требований, а не объем текста, написанного выпускником.

^

  1. Написать эссе в черновом варианте.
  2. Анализ содержания текста чернового варианта эссе.
  3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
  4. Внесение необходимых изменений в черновой вариант эссе и написание окончательного варианта.

Для работы над эссе необходим черновик, который должен иметь широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки чернового варианта эссе.

Писать на черновике следует только с одной стороны, т.к. на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

В черновике можно сделать своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

^

  1. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность
  1. Аргументация на теоретическом уровне

В первую очередь необходимо выбрать тему эссе (на экзамене – из 5-ти предложенных). Для этого следует:

  1. Прочитать все имеющиеся в задании темы.
  2. Определить проблематику (тематику) каждого из высказываний и их смысл. Для этого нужно ответить на вопросы:
  • О чем эта цитата?
  • Что хотел сказать автор
  1. Выбрать наиболее «близкую» вам цитату:
  • При раскрытии проблемы необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому раскрыть тему в незнакомом или малознакомом контексте невозможно.
  • Если отдельные слова или смысловые пассажи, использованные автором высказывания вам непонятны, следует отказаться от такой темы.
  1. Выбрав цитату, необходимо ответить на вопросы:
  • С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

После проведения этого этапа работы вам следует записать выбранную цитату в первый раздел черновика.

_________________________________________________________________________________________

Рекомендации по выбору темы эссе (цитаты):

  • Вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится.
  • Вы должны четко понимать смысл высказывания.
  • вы должны уметь выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его).
  • Знать обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы).
  • Иметь возможность привести примеры из социальной практики, истории, литературы, географии, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

_________________________________________________________________________________________

Далее следует вступление, которое должно состоять из 2-3 предложений. В нем целесообразно назвать область общественных наук, к которой относится выбранное высказывание.

Это самая легкая часть работы над эссе, поскольку цитаты в экзаменационном задании уже распределены по 5-ти научным блокам (философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение). Во вступлении нужно привести определении той науки, к которой относится выбранная цитата.

Будет очень выигрышно, если ученик приведет известную ему информацию об авторе высказывания. Вступление следует записать во второй раздел черновика.

В третий раздел черновика следует записать проблему (тему). Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Каждая проблема (тема) состоит из аспектов, которые в свою очередь делятся на вопросы. Например, тема «познание»:

^ Аспекты проблемы Вопросы
Познание
  • Познание мира и себя как одна из потребностей человека
  • Деятельность человека и познание
  • Человек как субъект познания
  • Человек как объект познания

Общую проблему (тему), затронутую в высказывании, необходимо обозначить одним предложением. Далее целесообразно привести определение того понятия, которое вами было определено как общая проблема (тема высказывания) и КРАТКО охарактеризовать его.

Очень выигрышно будет привести в тексте эссе имена известных мыслителей прошлого и настоящего, изучавших эту тему, их взгляды на нее и высказывания по этому поводу (если вы не владеете такой информацией, то лучше вообще ничего не писать).

В этом же разделе следует указать актуальность проблемы (темы) в современных условиях, используя фразы-клише: данная проблема/тема (А НЕ ЦИТАТА) является актуальной в условиях

  • … глобализации общественных отношений.
  • … формирования единого информационного / образовательного / экономического пространства.
  • … обострения глобальных проблем современности.
  • … особо противоречивого характера научных открытий и изобретений.
  • … развития международной интеграции.
  • … современной рыночной экономики.
  • … развития и преодоления мирового экономического кризиса.
  • … жесткой дифференциации общества.
  • … открытой социальной структуры современного общества.
  • … формирования правового государства / гражданского общества.
  • … преодоления духовного / нравственного кризиса.
  • … диалога культур.
  • … необходимости сохранения собственной идентичности / традиционных духовных ценностей. И т.д.

В четвертый раздел черновика нужно записать основную мысль автора высказывания. При этом категорически не следует дословно повторять слова автора, главное раскрыть слова втора (зачастую это тот аспект или вопрос общей проблемы (темы), который рассматривает автор высказывания). Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Смысл данного высказывания состоит в том, что…
  • Автор обращает наше внимание на то, что…
  • Автор убежден в том, что…

В пятой раздел черновика необходимо записать собственную определенную позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение (собственная позиция должна быть четко выражена, потому что ее наличие – один из обязательных критериев).

Для определения собственной позиции целесообразно ответить на следующие вопросы:

  1. Согласен ли я с мнением автора или нет?
  2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?
  3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу?

При формулировании собственного мнения можно воспользоваться фразами-клише:

  • Я согласен с автором в том, что…
  • Нельзя не согласиться с автором высказывания, потому что…
  • Автор был прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества / ситуацию, сложившуюся в обществе / одну из проблем современности и т.д.).
  • Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…
  • Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.
  • А не задумывались ли вы над тем, что…?

Далее следует подобрать аргументы (доказательства) для обоснования собственного мнения, т.е. вспомнить основные термины, теоретические положения. В шестой раздел черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

Аргументация должна осуществляться на двух уровнях:

  1. ^ – его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей).

  2. ^ , связанный с использованием примеров из истории, литературы, географии и социальной реальности.

Аргументы второго уровня (примеры) должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров, необходимых для подтверждения своей позиции, нужно ответить на вопросы:

  • Подтверждают ли они мое мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Если вы уверены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, их нужно записать в седьмой раздел черновика.Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы»._________________________________________________________________________________________

^

  • Категорически не рекомендуется использовать при написании обществоведческого эссе повседневный бытовой опыт: в необобщенном виде его использование может свидетельствовать о низком качестве обществоведческих знаний и умений выпускника, что существенно снизит экспертную оценку работы.
  • Также лучше не использовать плохо знакомый исторический или литературный материал, т.к. можно допустить серьезные фактические ошибки, что опять-таки снизит впечатление эксперта от работы. Кроме того вырванные из исторического и литературного контекста факты могут исказить собственные обществоведческие рассуждения.

_________________________________________________________________________________________

Далее нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, взятым в качестве темы эссе: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являющегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • Таким образом, можно сделать вывод…
  • Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

Получившийся вывод записывается в восьмой раздел черновика. Здесь же можно перечислить вопросы (и / или аспекты общей проблемы), которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми.
После завершения работы над черновиком необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Получившееся эссе необходимо прочитать, на полях сделать пометки, вставки. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите эссе в бланк для ответов.

Список использованной для составления ПАМЯТКИ литературы:

  1. Мамина О.Н. Эссе по обществознанию. Методическое пособие для учителя. Вып. 2. Екатеринбург: Сократ, 2008.
  2. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2012. С. 36-49.
  3. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. 2-е изд., доп. и расшир. М.: Интеллект-центр, 2012. С. 213-262.
  4. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. Р-н/Д.: Легион, 2012. С. 5-27.

Источник: http://userdocs.ru/filosofiya/2781/index.html

Ссылка на основную публикацию