Сочинение по литературе: структура сочинения, требования к оформлению и структуре, аргументы

Сочинение ЕГЭ по литературе

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

Содержание

  • План
  • Советы по написанию сочинения

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий – это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами – не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении – с позиции приглашения к рассуждению, в заключении – в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: “Любил ли Россию поэт?” Закончить его можно уже однозначным ответом: “Безусловно!” Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы.

После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик – бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант.

Главное – помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись.

Обратите внимание

Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/ege/literatura/kak-pisat-sochinenie.html

Требования к написанию сочинения по литературе

Требования к сочинению по литературе:

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание  произведений школьной программы по выбранной теме.

В сочинении учащиеся должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая ими используется. Если пишущий приводит термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), то ему следует специально оговорить, что он под ним понимает.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского “Гроза”, а Катерина; не Андрей – у Толстого, в “Войне и мире”, а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.)

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения:

Вступление (“вход в тему”);

Основная часть (главные мысли и ихдоказательство);

 Заключение (итоги по теме, выводы, “выход” из темы).

Все  мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Следует избегать фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей “Львом Николаевичем” (о Толстом), “Мариной Ивановной” (о Цветаевой), “Николаем Васильевичем” (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о  соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Важно

 Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, лучше всего составить план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть работы.

Виды тем по литературе: 
Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают
виды тем и как работать над темой того или иного вида.

 Различают следующие виды тем:

проблемные,

сопоставительные,

обзорные,

темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

анализ эпизода,

сочинение по цитате,

смешанные,

свободные.

Проблемные темы – те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин “проблема”. Например:        “Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя “Мертвые души”;        “Трагизм сатиры М.Е.

Салтыкова-Щедрина”;        “Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?”  Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над темой лучше начать с объяснения этого понятия.

В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. 

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы – это темы, предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой.

В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Например:        Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева “Отцы и дети”.

  В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. 

Совет

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох).

В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:        “Образ Петербурга в русской лирике серебряного века”.        “Изображение войны в книге Л.Толстого “Война и мир”.        “Темное царство” в драме А.Островского “Гроза”.        “Москва и москвичи в изображении М.

Булгакова”. 

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять..

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с ними:   пишущие сочинение должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное –   должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность;  показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:        Мастерство Л.Толстого в изображении истории.        Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в “Записках охотника”. 

      Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на которых учащийся собирается подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Читайте также:  Бесплатные мобильные приложения для изучения математики, физики и русского языка

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов:

и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставление – и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь нужно самостоятельно определить, какой подход – обзорный, проблемный, аналитический или другой – пишущий определяет для себя как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не “привязанную” к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению.

Обратите внимание

Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен проводится  по предмету  “Литература”, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют  личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Вот некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор.

Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы,  приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения.

Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть: главное ее содержание – это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении.

Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова “проблема”, “композиция”. “образ”, “пейзаж” и т.д., повторите их в заключительных выводах.

Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.

Дерзайте!

Источник: http://rusolit.ucoz.ru/publ/gotovimsja_k_itogovoj_attestacii_gia_egeh/distancionnoe_obuchenie/trebovanija_k_napisaniju_sochinenija_po_literature/5-1-0-24

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом.

Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы.

Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки.

Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе.

Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ.

Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

“На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой.

Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел.

Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм”.

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина».

Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте.

Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
Читайте также:  Как отдохнуть в одиночестве. где и как отдохнуть одному хорошо?

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов.

Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения.

Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против.

Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность.

Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана.

Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому.

Важно

Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил».

Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло.

Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

“Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление.

Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора.

Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась.

Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше.

Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске”.

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд.

Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда.

Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

Источник: https://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi

Структура сочинения- рассуждения – Гоморова Алла Альбертовна

Как писать вступление

Вступление сочинения-рассуждения должно подводить читателя к раскрытию темы, которая, как правило, формулируется в виде вопроса или содержит цитату. Например:

  • Катерина Кабанова – «луч света» или жертва «темного царства»?
  • Современные раскольниковы – кто они?
  • Проблема поиска счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Все эти темы предполагают размышления читателя о произведении классической русской литературы, поэтому во вступлении важно показать, чем вызван интерес именно к этой теме, ее полемический характер, предполагающий наличие нескольких точек зрения. Формулируется основной тезис, который будет раскрыт в сочинении.

Пример вступления к теме «Современные раскольниковы – кто они?»:

«Ф. М. Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году, но по сей день его читают во всем мире. Чем обусловлена популярность произведения? Глубоким психологизмом Достоевского, его талантом филигранно изображать самые темные уголки человеческой души? Или блистательно показанной работе следователя Порфирия Петровича? Или растущим интересом к русской культуре?

В первую очередь читателей интересует главный герой произведения – автор теории «сильной личности» Родион Раскольников.

Мне кажется, никого не может оставить равнодушным этот персонаж, потому что придуманная им преступная теория, разделяющая мир на бесправных и тех, кому все позволено, продолжает существовать в умах современных раскольниковых.

Только если в образе Раскольникова Достоевский раскрывает морально-психологическую проблему (герой сломлен духовно и физически), то современные раскольниковы вполне благополучны, но по ряду причин считают себя вправе судить и обрекать на смерть целые народы».

Аргументация

Итак, вступление написано, тезис обозначен, но как написать сочинение-рассуждение без аргументов? Ведь именно в них подтверждается ваша точка зрения, углубляется проблематика темы.

Какие аргументы можно привести в данной теме?

Аргументы Примеры
Зло часто существует под видом благих намерений
  • Раскольников разрешает себе убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, олицетворяет несправедливость мира, где так много несчастных людей: Мармеладовы, сестра Дуня, мать.
  • Так и современные раскольниковы, провозглашая лозунги о справедливости, а своей главной целью объявляя борьбу со злом, разрушают себя и мир вокруг, не делая счастливее никого
Деньги, добытые кровью, не могут принести счастья
  • Расправившись со старухой, герой убивает и безвинную Лизавету, которая к тому же была беременна, то есть вместо одной зловредной старушонки губит еще две жизни.
  • Как много примеров мы видим и сегодня тому, как велики «случайные» жертвы современных раскольниковых
XX и XXI век показали, как опасны теории, разделяющие людей на «тварей дрожащих» и «тех, кто право имеет»
  • Революция 1917 года в России.
  • Расправа с семьей Романовых.
  • Великая Отечественная война.
  • События в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине
Бесчеловечная теория разрушает душу человека, который ее создал
  • «Я себя убил, а не старушонку», – говорит Раскольников. Хоть ненадолго, но под влиянием Сони и бесед с Порфирием Петровичем герой приходит к раскаянию.
  • Современные раскольниковы научились заглушать голос совести, закрывать глаза на «побочные эффекты» своих теорий. Они придумали двойные стандарты, которые позволяют им всегда находить оправдание, пусть даже самое абсурдное.
  • Спрашивая Раскольникова о том, верит ли он в Бога и воскресение Лазаря, Порфирий Петрович имел в виду, что право отнимать чью-то жизнь есть только у Бога, потому что только он может воскрешать.
От греха убийства, от преступления и саморазрушения личность может спастись только искренней верой и любовью
  • Раскольникова спасает Соня, разделяя с ним тяготы раскаяния и каторгу. Своим отношением она показывает ему, что даже падшего можно спасти, если относиться к нему по-человечески.
  • У современных раскольниковых тоже есть шанс изменить мировоззрение, но они подменяют вечные ценности сиюминутными, лицемерно оправдывая свои действия идеалами добра и справедливости

Аргументы должны быть четко связаны друг с другом: Раскольников в романе – современные раскольниковы. Цель рассуждений: показать, как трансформировался образ «разумного преступника», воплощением которого является Раскольников, в современном мире.

Помните! Аргументов не должно быть больше 3-5, но они должны быть убедительными.

Заключение

Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про  способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений.

Общие рекомендации следующие:

  • Начинайте заключение подытоживающей фразой: «Таким образом, автор дает понять читателям, что…», «Итак, завершая размышления о …, мы приходим к выводу», «Подводя итог сказанному, хочется еще раз напомнить о важности проблемы…» и др.
  • Не стоит еще раз перечислять то, что рассматривалось выше: вывод – это обобщение, квинтэссенция самого ценного, о чем говорится в сочинении. Используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» для перечисления собственных открытий в теме.
  • Сочинение-рассуждение как жанр не предполагает окончательных выводов. Вы выступаете в роли исследователя, выдвигая гипотезу и подбирая к ней доказательства, но категоричность здесь неуместна. Гораздо лучше смотрится заключение, в котором вы призываете читателя к размышлению: «Такова особенность классической литературы: темы, поднятые писателями, вечны. И кто может поручиться, что в критической ситуации не станет искать оправдания чужой жестокости?»

Как «украсить» сочинение-рассуждение?

– А зачем его «украшать»? – спросите вы. – Сочинение-рассуждение по стилю должно напоминать исследовательскую работу: факты, доводы, гипотеза, аргументы…

Читайте также:  Что такое лазер? физические основы работы лазера. физика для чайников

И вы правы, так и есть. Вот только сочинение все же творческая работа, и сухой стиль изложения здесь не совсем подходит. Оно должно воздействовать на читателя, затрагивать его эмоции.

Для этого используйте в качестве иллюстрации своих слов общественно значимые, резонансные факты. Например, к теме о современных раскольниковых подойдет ссылка на журналистские расследования событий на Украине.

Удачно смотрятся в сочинении короткие цитаты из основного произведения, а также из произведений других писателей. Цитирование должно быть разнообразным: прямым и косвенным.

Совет

Точно переданные слова автора должны быть заключены в кавычки, а при косвенном (неточном) цитировании важно не искажать смысл цитаты.

Очень хорошо, если вам удастся подобрать к сочинению-рассуждению эпиграф, перекликающийся с главной мыслью. Во-первых, это «украшение», во-вторых, важный композиционный элемент. Вы можете сослаться на него во вступлении: «В словах, вынесенных в эпиграф, не случайно подмечено…». И в заключении хорошо «закруглить» тему: «Возвращаясь к эпиграфу, хочу сказать, что…»

Проверьте себя!

В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.

Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления.

Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.

В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми.

Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность. Подробнее: http://thedifference.ru/kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie/

Источник: https://www.sites.google.com/a/uvk6.info/ucitelu-russkogo-azyka-na-zametku/ege-gia/dopusknoe-socinenie/strukturasocinenia-rassuzdenia

Итоговое сочинение по литературе. Рекомендации по написанию

Итоговое сочинение

по литературе

Подготовительный

этап

( 10 класс )

Знакомимся с требованиями к итоговому сочинению.

1.Рассуждения не должны быть схематичными, упрощёнными.

2. Необходимо показать понимание и осмысление темы.

3. Примеры и аргументы не должны быть формальными.

4.Примеры связаны с тематикой, проблематикой и системой образов, упоминаются наиболее значимые эпизоды.

Требования к сочинению (продолжение)

  • На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут.
  • При выставлении оценки учитывается объем сочинения . Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  • Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии оценивания

Критерий №1 Проверка содержания сочинения. Соответствие теме.

Критерий №2. Умение использовать литературный материал( не менее одного художественного произведения).

Критерий №3. Стройность и целостность композиции.

Критерий №4. Качество письменной речи .

Критерий №5. Грамотность : наличие или отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Критерий №2

Умение использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

  • Привлечение для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.; при этом ученик может показать разный уровень знания текста.
  • Осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Критерий №3

Стройность и целостность композиции: вступление, основная часть ( тезис -доказательства), заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

  • Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
  • Умение аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Критерий №4

Качество письменной речи.

  • Речевое оформление текста сочинения
  • Умение точно выражать мысли
  • Наличие разнообразной лексики
  • Различные грамматические конструкции
  • Уместное употребление литературоведческих терминов

Критерий №5

Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника: богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, наличие или отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  • Текущая работа по подготовке к итоговому сочинению

Вводный тест по литературе.

( 20 – 25 вопросов по изученному в 8-9 классах.)

Например:

1.Яр Тур Всеволод, Святослав, Ярославна… Героями какого произведения они являются?

2.Назовите автора произведения, отрывок из которого приведен ниже.

Дерзайте ныне ободренны

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

3.Назовите автора и жанр произведения «Бедная Лиза».

Вводный тест. Часть 2

Перечитайте сцену дуэли Печорина и Грушницкого из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”(новелла «Княжна Мери») от слов « Вот мы взобрались на вершину…» и до слов «Солнце казалось мне тускло…» и ответьте на вопросы:

1. Какие черты характера героев проявляются в сцене дуэли ?

2. Какие средства позволяют автору изобразить душевное состояние героев в момент опасности?

Письменная работа ( по списку на лето для 10 класса) по вопросам.

1. Какое произведение из прочитанных летом вам запомнилось или понравилось больше всего?

2.Какие темы рассматривает автор в своём произведении?

3. Кто из героев вам интересен? Почему?

Домашние задания

Обратите внимание

Письменные работы в течение года по каждому изучаемому произведению :

– какие темы рассматриваются,

– запоминающиеся герои (почему

запомнились),

– наиболее важные эпизоды.

Домашние задания

Вступление к каждому произведению, изучаемому в 10 классе (50 – 70 слов)

( в основу вступления могут быть положены факты биографии автора; история создания; рассказ о времени написания; краткие сведения по

тематике произведения)

11 класс

Подготовка к

итоговому

сочинению

Перечитываем ранее изученные произведения, особенно небольшие по объёму.

Беседуем по теме, идее, героям.

Например:

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». А.Н.Толстой. «Русский характер».

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Домашние задания

Пишем работу по каждому изучаемому произведению:

– О чём произведение (3-4 предложения)

– Какой эпизод больше всего запомнился?

Почему? ( 6 – 8 предложений)

– Как ведет себя герой в этом эпизоде?

Какие черты его характера проявляются?

( 6 – 8 предложений)

Начало работы над сочинением.

Для сочинения – рассуждения первым этапом должно быть обдумывание темы.

Необходимо разобраться в формулировке темы и определить её объём.

Виды формулировки темы:

Тема – суждение ( «Чацкий – выразитель идей декабристов»).

Тема – вопрос ( «Почему для Катерины невозможен путь Варвары?»)

Тема – понятие («Образ Базарова» ).

Последний вид формулировки самый сложный. Ученик должен сам определить проблему, заключенную в теме и сформулировать основную мысль своего рассуждения. ( Мысленно или на черновике от темы-понятия нужно прийти к теме-вопросу или теме-суждению).

Структура

сочинения

(рекомендации)

I. Вступление.

– Уместны сведения о писателе, о его творчестве, о предложенном произведении;

– размышление о понятии, которое дало название блоку тем сочинений (Например, блоку «Время»)

Работа над вступлением. (выбираем блок «Время»)

Ч И Т А Е М

рекомендации к итоговому сочинению по литературе в 2015 /2016 учебном году.

Осмысление времени как философской категории. Рассматривается взаимодействие личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха, сиюминутное и вечное, реальное и воображаемое, личное и всеобщее, прошлое и будущее.

Вступление к сочинению по блоку «Время» (домашнее задание )

Время словно река, которая несёт человека. Эта река, как и все другие, имеет свои пороги; где-то она глубокая, а где-то совсем мелкая. Людям неподвластно течение этой реки. Мы можем только поддаться ей и плыть, покорившись судьбе.

Конечно, многие из нас задумываются о прошлом и будущем: мы анализируем свои ошибки, делаем выводы, думаем о том, что же будет дальше, строим планы. Тоньше всех чувствуют ход времени творческие люди.

Они отражают свои чувства и мысли в стихах и прозе.

Предложенные учениками произведения.

1. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

2. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

3. И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

Вариант вступления ( работа на уроке)

  • Людям неподвластно течение времени. Конечно, многие из нас задумываются о своём прошлом и будущем. Тоньше всех чувствуют ход времени творческие люди . Их, как правило, волнует прошлое и грядущее народа и государства. Вспомним живейший интерес А.С.Пушкина к смутным временам пугачевского восстания. Работая над “Капитанской дочкой”,писатель искал ответы на вопросы о событиях в современном ему государстве.

Вариант вступления (работа на уроке)

  • Людям неподвластно течение времени. Конечно, многие из нас задумываются о своём прошлом и будущем. Тоньше всех чувствуют ход времени творческие люди. Так, Иван Сергеевич Тургенев отразил в своем творчестве перемены в обществе, продиктованные новым временем. В 50- 60 годы ХIХ века в России появляется новая политическая и социальная сила – разночинцы. Один из них и становится главным героем романа Тургенева “Отцы и дети.”

Вариант вступления (работа на уроке)

Время словно река, которая несёт человека. Эта река, как и все другие, имеет свои пороги; где-то она глубокая, а где-то совсем мелкая. Людям неподвластно течение этой реки. Мы можем только поддаться ей и плыть, покорившись судьбе.

Особенно остро это ощущается в тревожные или тяжелые для государства и народа времена. Таким временем были 30 – 40 годы ХIХ века – период глухой политической реакции.

Эта переходная эпоха рождала новых героев, один из которых и описывается в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”.

II.Основная часть.

Основная часть сочинения – рассуждения состоит из одного или нескольких тезисов и аргументов.

Аргументами могут стать

примеры и факты из художественного произведения, взятые в виде цитат или пересказа,

факты из биографии писателя,

общепринятые суждения,

высказывания выдающихся деятелей искусства или науки.

( Обязательно показываем знание текста художественного произведения! )

Текущая работа по подготовке основной части сочинения.

Ответы на аналитические и проблемные вопросы по текстам изученных произведений .

Например:

1.Какой была жизнь Катерины до замужества?

2.По каким принципам строится жизнь семьи Кабановых?

3. Почему Катерина решается на измену мужу?

Кто в этом виноват?

4. Когда и почему Катерина признается мужу в измене?

5. Почему Катерина покончила с собой?

Выполнение творческих заданий. (Объём – 8 – 10 предложений)

Например:

Ниже даны цитаты из произведения Грибоедова “Горе от ума”. Прокомментируйте высказывания Чацкого и Молчалина. Сравните их жизненную позицию.

Чацкий : «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Молчалин : «Не смею моего суждения произнесть.»,

«Ведь надобно ж зависеть от других…».

III. Заключение.

Выводы, вытекающие из написанного, которые придают рассуждению законченный вид.

Иногда заключение созвучно с предложениями из вступления, но чаще – с тезисом, высказанным в начале основной части.

Пишем пробное итоговое сочинение

Источник: https://multiurok.ru/files/itoghovoie-sochinieniie-po-litieraturie-riekomiendatsii-po-napisaniiu.html

Ссылка на основную публикацию