Как быстро выучить термины, определения, тему и др. материал по биологии?

Как просто запоминать биологию?

Существует несколько способов, как запомнить биологию легко и без мучений. Нужно просто выбрать из них подходящий вариант. Еще рекомендуется воспринимать биологию как нечто интересное, а не страшное и тяжелое.

Как подготовиться к экзамену?

Биология относится к естественным наукам. Предметом ее изучения являются все живые существа, их функционирование, строение и взаимодействие между собой.

Поэтому чтобы понять и запомнить эту дисциплину, ее лучше не зубрить, а читать как нечто увлекательное. Тогда материал будет восприниматься проще и легко отложится в памяти.

Рекомендуется изучать теорию по биологии, начиная от простого к сложному, в такой последовательности:

  1. Изучение клетки дает основное понятие о функционировании всего живого на Земле. Нужно ознакомиться с ее строением, понять принцип функционирования, жизнедеятельности, научиться различать клеточные органеллы и их свойства.
  2. Ознакомиться с одноклеточными организмами. Лучше начать с сине-зеленых водорослей. Понять принцип поглощения клеткой питательных веществ и выведения ненужного. На примере простейших водорослей нужно разобраться в способе фотосинтеза, осознать роль растений в круговороте кислорода в природе.
  3. Осмыслить, что такое царство бактерий. Запомнить, какие бактерии являются вредоносными для человека, и как ими можно заразиться. Осознать, какую пользу составляют молочнокислые и другие полезные бактерии.
  4. Выучить царство растений, на их примере понять, как функционируют многоклеточные организмы. Запомнить, чем характеризуется растительная клетка.
  5. Изучить царство грибов: понять их отличие от растений, строение ядра и клеточной мембраны, принцип симбиоза с деревьями. Узнать, что такое лишайники. Ознакомиться, как появились антибиотики, и какую роль выполняют.
  6. Пройтись по царству вирусов. Понять принцип их размножения внутри пораженной клетки.
  7. Проштудировать царство животных: уяснить, как устроена животная клетка, изучить эволюцию животного мира, функционирование и строение животных организмов, существующие виды животных.
  8. Изучить физиологию и строение человека. Выучить основные органы и их функции: кровеносную, пищеварительную, дыхательную, нервную и мочеполовую системы, мускулатуру, скелет. Пройти строение различных тканей, осознать основы биохимических процессов в организме.
  9. Познакомиться с законами генетики. Изучить, что такое гены, научиться решать генетические задачи на определение наследственности.
  10. Понять, что такое экология, биосфера и ноосфера.

Чтобы изучать биологию с любопытством, нужно просто понять, что это наука о нас самих, имеющая практическое применение в обыденной жизни. Ведь чтобы понять, почему колит в боку, и к какому врачу пойти лечиться, надо элементарно знать, какой внутренний орган где находится.

Как легче усвоить информацию?

Изучать предмет рекомендуется по школьным учебникам. Но они зачастую написаны научным, не совсем понятным для простого обывателя языком.

Поэтому можно воспользоваться научно-популярными книгами или журналами, где вся суть изложена более доступными терминами. Нелишне совмещать чтение книг еще с просмотром научно-познавательных фильмов.

Такое одновременное восприятие аудио и видео крепче отложится в памяти, а суть легче усвоится.

Обратите внимание

Информация проще усваивается, если ее разбить на составные части и постигать небольшими порциями. Нужно каждую маленькую тему прочитать пару раз, уловить суть, а потом переходить к прочтению следующей информации.

Читать рекомендуется тихо, не проговаривая вслух или мысленно прочитанное — так внимание рассеивается и знания не усваиваются.

Физиологи утверждают, что человеческий организм хорошо усваивает все новое утром и днем, поэтому читать учебники на ночь не рекомендуется.

Чтобы проще запоминать основные термины и понятия в биологии, можно на листочке бумаги делать пометки, зарисовывать схемы. Это поможет освоить данные тем людям, у которых хорошо развита ассоциативная память.

Рекомендуется делать некое подобие шпаргалок: выписывать по каждой теме основные моменты, обобщать и систематизировать информацию.

Чтобы самостоятельно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы в изучении, нужно попытаться ответить на вопросы билетов.

Источник: https://biology.coach/kak_izuchit_biologiyu/kak_zapomnit_biologiyu.html

Как выучить определения?

Недавно меня спросили: как запоминать определения?

В самом деле, это весьма непростой вопрос для тебя, выпускник! Ведь при изучении как истории, так и обществознания приходится запоминать множество определений разных терминов, понятий и процессов! Как же это все уместить в своей голове? Читайте дальше и узнаете!

К тому же знания определений требует тест ЕГЭ. Например в тесте по обществу есть всеми дружно ненавидимое и нелюбимое тестовое задание 25. Кстати, как его делать правильно мы поговорим в следующем посте, так что не забудьте и оформите подписку на новые статьи сайта! Грамотное ориентирование в терминах и понятиях крайне важно и при выполнении эссе по обществознанию.

https://www.youtube.com/watch?v=4KgPXK4zgYc

Как же выучить определения? Друзья, открою секрет, что надо уметь не просто тупо их зубрить, а просто уметь формулировать! Весь процесс запоминания термина и его определения лично у меня происходит в три этапа.

Этап 1.

Читаем определение и выделяем слово-определитель: то слово в определении, которое определяет термин!
Например, приведем вот такое определение: семья — это кровнородственное объединение людей на основе материальных, духовных, нравственных и биологических связей. В этом определении слово-определитель — кровнородственное объединение, так как если его убрать, смысл определения теряется: семья — это людей на основе материальных, духовных, нравственных и биологических связей. Бред какой-то!

Этап 2. Запоминание термина и слова-определителя. Достаточно будет написать их три паза на листе бумаги. И повторить никуда не подсматривая! Если спустя 2 часа после такой работы вы повторите определение , не пользуясь ничем, то поздравляю: у вас все получилось!

Этап 3. Надо запомнить уточняющую часть определения. Я это делаю с помощью конкретных примеров.

На примере нашего определения я бы запоминал так: материальные связи — это, например, отец дал карманные деньги мне, сыну и прочее; духовные связи — это родители воспитывают своего ребенка в духе православия; нравственные связи — это мать объясняет ребенку, почему обманывать плохо и прочее.

Теперь, чтобы вспомнить нужное определение вам надо всего лишь вспомнить термин и слово-определитель, и логически продолжить его, вспомнив уточняющую часть определения!
Проработав таким образом около десяти определений, вы сможете гораздо быстрее запоминать любые определения, просто выделяя слово-определитель и запоминая его!

Важно

Лично мне уже достаточно посмотреть на определение, уяснив его смысл, запомнить слово определитель и все!
Вот, к примеру еще вот такое определение: закон — это высший нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим законодательным органом власти и имеющий высшую юридическую силу. Слово- определитель выделено коричневым.

Для расшифровки этого определения следует знать, что нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Кстати, подробнее о нормах парва можно узнать в статье «Характеристика норм права».

Для связи определения с реальностью возьмите какой-нибудь закон и почитайте его.

Вы увидите,что в нем и в самом деле содержатся нормы права! Ну а какой такой высший законодательный орган принимает законы в нашей стране, вы можете посмотреть в статье “Структура органов государственной власти в РФ”.

Вот так я отвечаю на вопрос: как выучить определения. Как видите, никакого особого умения или способностей здесь не требуется, кроме усидчивости и упорства. Заодно и эти качества в себе разовьете!

Источник: http://ege59.ru/2014/01/03/kak-vyuchit-opredeleniya-sekrety/

4 приёма мнемотехники, чтобы запомнить всю биологию к ЕГЭ

Материала для подготовки к ЕГЭ по биологии очень много: и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология. Многие думают, что темы надо вызубрить. Но этот способ не назовёшь быстрым, да и заученный наизусть материал вылетает из головы, как только перестаёшь его повторять. Учитель биологии Мария Зайцева предлагает учить биологию с помощью мнемотехники.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Для начала немного теории. Наш мозг — это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами, что такое память и какая у неё природа, люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются ещё неразгаданные тайны нашего головного мозга.

Многое о мозге и процессах запоминания уже известно. Например, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренней поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти.

Здесь же находится гипоталамус — важная структура для формирования памяти.

А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать определённые способы запоминания, они называются приёмами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объёмами информации.

1. Составление смысловой фразы

Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:

«Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай».

Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов — десять пар черепных нервов!

Онегин — Обонятельный

Знает — Зрительный

Где — Глазодвигательный

Была — Блоковый

Татьяна — Тройничный

Он — Отводящий глаз

Летит — Лицевой

Стрелой — Слуховой

Язык — Языкоглоточный

Болтается — Блуждающий

До — Добавочный

Пят — Подъязычный

Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой ещё со школы. Думаю, и вам пригодится:

Пепсин ПЕПпи

Химозин Хитрая

Желатиназа ЖЕЛтая

Лизоцим Лиса

2. Составление слова

Например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3. Рифмизация

На этот раз будем запоминать ткани животных:

Эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Составим стих по первым буквам:

«Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!»

4. Образование смысловых фраз

Этот способ поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу: «Большой лев желает править придворными».

А в малом (легочном) круге кровообращения — с правого желудочка, и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «Маленький принц желает любви придворным».

Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку. Так что мнемотехника — это ещё и творческий подход к предмету!

Совет

Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность». Давайте учиться запоминать, а не зубрить!

Источник: https://mel.fm/blog/mariya-zaytseva/32940-4-priyema-mnemotekhniki-chtoby-zapomnit-vsyu-biologiyu-k-yege

Как быстро выучить биологию – Центр Развитие

Как быстро запомнить сложный материал по биологии?

Сразу напрашивается ответ – «вызубрить» да и все! И вроде бы можно так и сделать, но все, кто хоть раз в своей жизни что-то «зубрил» согласятся с тем, что этот способ совсем не назовешь быстрым, да и заученный наизусть материал «вылетает» из головы, как только перестаешь повторять его с определенной периодичностью.

При изучении биологии можно столкнуться с тем, что материала для подготовки к экзамену очень много (и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология – с ума сойти!), а времени на непродуктивное заучивание нет. Поэтому мы постараемся разобраться, как учить эффективно и запоминать если уж не на всю жизнь, то хотя бы до экзамена.

Для начала немного теории. Наш мозг – это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами «Что такое память и какая у нее природа?» люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются еще неразгаданные тайны нашего головного мозга.

На данный момент многое о мозге и процессах запоминания уже известно, например, то, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренне поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти.

Здесь же находится гипоталамус — важная структура для формирования памяти.

А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать опреденные способы запоминания, они называются приемами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объемами информации.

1) Начнем с простого приема — составление смысловой фразы. Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов – 10 пар черепных нервов!

Онегин — Обонятельный

Знает — Зрительный

Где — Глазодвигательный

Была — Блоковый

Татьяна — Тройничный

Он — Отводящий глаз

Летит — Лицевой

Стрелой — Слуховой

Язык — Языкоглоточный

Болтается — Блуждающий

До — Добавочный

Пят — Подъязычный

Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой еще со школы, думаю и вам пригодится:

Пепсин ПЕПпи

Химозин Хитрая

Желатиназа ЖЕЛтая

Лизоцим Лиса

2) Прием составление слова тоже достаточной простой в применении, например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3) Следующий прием немного сложнее, но и применять его очень интересно! Прием рифмизации. На этот раз будем запоминать ткани животных: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Составим стих по первым буквам: Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!

Обратите внимание

4) Прием образование смысловых фраз поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:

“БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ”

А в малом(легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ ЖЕЛАЕТ ЛЮБВИ ПРИДВОРНЫМ».

Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку, так что мнемотехника – это еще и творческий подход к предмету! Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность», поэтому давайте учиться запоминать, а не «зубрить», и будет вам счастье по всем предметам!;)

Читайте также:  Топ 10 востребованных профессий будущего. интересные, высокооплачиваемые профессии будущего (2020 +)

Успехов в приобретении новых знаний, интересной учебы и высоких баллов на экзаменах!

Мария Зайцева, преподаватель биологии. Центр Развитие

Источник: https://razvitiecenter.ru/stati/kak-bystro-vyuchit-biologiyu/

Мнемоническое запоминание в биологии

“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
“Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.”
Знакомые фразы? Многие из нас с помощью этих нехитрых фраз в детстве выучили порядок цветов радуги и падежей русского языка.

Очень часто учащимся приходится запоминать сложные термины, заучивать понятия, иногда в определенном порядке. Здесь на помощь приходит мнемоника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).

Давайте рассмотрим мнемонические приемы, которые используем мы, учителя биологии, на своих уроках.

Растения 

Растительные ткани

Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную  ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (Лимпопо), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Типы цветков семейства Сложноцветные

 (Чтоб мне запомнились эти цветки,)*
Я дам тебе венчика лепестки.

Слова второй строчки начинаются на те же буквы, что и названия типов цветка: 

язычковый, двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.

Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: 

Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Животные 

Систематика животных

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется

или

Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой:  

Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

Анатомия и физиология человека 

Ткани

Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.

ЦНС. Строение головного мозга

Охранять Здоровье Граждан,
(Их) Болезненное Тело,
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.

Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары:

Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). 

Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

Общая биология

Нуклеиновые кислоты

Важно

Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:

Ананас – Тарелка
Цыпленок – Гнездо.

(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А–Т Ц–Г.

Генетика. Хромосомный механизм определения пола

Папа – икс и игрек Мама – два икса. Если будет игрек икс, То родится только сын. Два икса (и точка),

Родится только дочка.

Функции белков

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж 

Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:

Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.

Список используемых источников:

О. А. Битюкова.  Еще раз о мнемоническом запоминании…// Биология. 2009. № 16

Р.Б. Соловьев. Несколько мнемонических правил // Биология. 2000. № 37

Источник: http://soburbiology.blogspot.com/2016/11/blog-post_86.html

Как быстро выучить текст, эффективные методики

Для начала разберем какие типы восприятия информации могут быть.

По способу восприятия информации выделяют следующие типы:

  • визуальный;
  • звуковой;
  • тактильный;
  • вкусовой;
  • обонятельный.

И для того чтобы понять, как выучить большой текст, необходимо определить, каким образом легче всего у вас воспринимается информация: через зрительные образы, то есть, визуально, через звуковые ощущения или другие.

Существует также такой тип людей, которые воспринимают информацию через прочтение, переписывание, записывание, проговаривание.

Люди с визуальным восприятием прекрасно запоминают большие объемы информации, если видят их в виде текста, схематичных рисунков, чертежей и графиков.

Но это абсолютно не означает, что люди-визуалы не могут воспроизводить в своей памяти образы или любую другую информацию через звуки, запахи или тактильные ощущения. Просто для них зрительные образы несут больше информации.

Алгоритм запоминания

В том, как можно быстро выучить большой объем информации, помогает следующий алгоритм действий:

  1. Необходимо разбить абзацы на предложения и отдельные части, а затем предложения на словосочетания. Количество блоков зависит от общего объема запоминаемого текста.
  2. Далее выделяется смысл каждого блока и характеризуется одним словом или предложением.
  3. К слову придумывается образ, запоминается последовательность образов.
  4. Можно взять маркер или карандаш и в тексте выделять информацию, которую, прежде всего, необходимо запомнить. Такие иллюстрации в тексте помогают запоминать, особенно визуалам.
  5. При использовании метода скобок следует распределять слова так, чтобы за каждым словом шел его синоним или антоним, то есть выстраивать синонимичные ряды и антонимичные ряды.
  6. Развитое периферийное зрение обеспечит возможность одновременно видеть больше слов. При этом чтение осуществляется не построчно, а сверху вниз. Психологи убеждены, что чем быстрее скорость чтения (на этом строятся методики скорочтения), тем лучшими окажутся результаты запоминания.

Дословное запоминание текстов и стихотворений

Совсем необязательно, чтобы дословное запоминание текста любого объема наизусть было столь сложным процессом, каким оно представляется для многих людей. Дело в том, что большинство людей способны выучить текст, только повторяя многократно одни и те же предложения.

Даже если вам удастся запомнить дословно учебник физики или аналитической геометрии дословно, путем каких-то невероятных усилий, то в дословном запоминании таких текстов и объемов нет никакого смысла. Нужно стараться не выучить текст, а запомнить информацию, которая имеется в тексте: формулы и их вывод, фамилии, даты жизни, открытия, примеры решения задач.

Эффективные методики быстрого и легкого запоминания

Одной из таких методик является пересказывание прочитанного, чем сложнее текст или статья, тем тщательнее и подробнее нужно постараться воспроизвести написанное. И читать лучше молча, так как проговаривание статьи вслух только отнимет ваше время. Вообще, как быстро выучить материал можно узнать из разных методик запоминания.

Существует два типа запоминания: произвольное и непроизвольное. Ярким примером непроизвольного запоминания является популярная мелодия или слова песни или слова рекламы, крутящиеся непроизвольно в голове. Произвольное запоминание происходит тогда, когда необходимо запомнить определенную информацию.

Как быстро выучить большой текст подскажут несложные методики:

  1. Понимайте, что запоминаете. Постарайтесь максимально разобраться в теме текста или статьи, зубрежка окажется менее действенной, чем осмысление фрагментов.
  2. Стоит записать прочитанное на бумаге в виде конспекта или изложения. Когда вы готовитесь к экзамену, после прочтения учебного материала запишите все, что удалось запомнить на бумаге. Это поможет правильно определиться с тем, какой материал усвоился, а какие моменты надо повторить и еще раз пересмотреть.
  3. Читать, заниматься, запоминать надо, прежде всего, хорошо отдохнув. Существуют биологические часы, в которые информация усваивается лучше всего. Это время с 8 до 10 утра. А вот в вечернее время лучше дать себе отдых, потому что в эти часы активность мозга и способность к запоминанию новой информации снижается.
  4. Смена деятельности. Например, 15-минутная пробежка или прогулка в парке, зарядка или гимнастические упражнения помогут расслабиться, а главное, и ваш мозг отдохнет, и вы сможете вновь возобновить запоминание информации.
  5. Обязательно необходимо делать перерывы во время работы по запоминанию текстов или статей, новых слов. Даже десятиминутный отдых способен обеспечить двукратное увеличение запоминаемого.
  6. Приступая к изучению нового материала оцените, в комфортной ли обстановке вы это делаете. Если имеется хоть что-то, что может мешать вам, лучше потратить время на устранение раздражающих или мешающих работе факторов, например, музыки, на выключение телевизора или закрытие окна.

Методы связки, зацепок и метод Цицерона

Мнемотехника представляет собой некоторые приемы и способы, значительно облегчающие запоминание информации, а также помогают увеличивать объем общей памяти с помощью выстраивания ассоциативных связей.

Метод связки, прием мнемотехники или техники запоминания опираются на связывании информации с каким-то ярким визуальным образом или иллюстрацией. Предметы в тексте, который требуется запомнить, могут стать в воображении частью какого-либо действия или главным героем события.

Мнемонический метод зацепок предполагает замену цифр на предметы. Опять же каждая цифра ассоциируется с предметом визуальным методом. То есть, цифру 0 можно запоминать по ассоциации с бубликом, цифру один как карандаш, батон, палку и т. д.

Метод Цицерона основан на представлении предметов в обычной обстановке, привычной для каждого.

Совет

Отдельные методы запоминания или, мнемонические методы, малоэффективны. Здесь перечислены только основные и наиболее действенные. Чтобы понять, как выучить большой объем информации, попробуйте все способы запоминания, о которых вы узнали из этой статьи, и выберите для себя наиболее подходящий и эффективный.

Как быстро выучить текст, эффективные методики Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kak-vyuchit-tekst-bystro/

Как быстро и легко запомнить текст. Способы, которые работают

Приветствую, мои дорогие читатели.

Помните, как мы обычно готовимся к экзаменам, пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном — все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами проверенными способами, как быстро запомнить текст и желательно надолго. Не имеет значения, пытаетесь ли вы выучить что-то на английском языке или на русском, эти методы работают при любом раскладе.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая — кратковременная память. Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию — промежуточную память. Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап — это долговременная память. Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

Перескажи то, что прочитал — и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 205 или 4515.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго — ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете — ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain. Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно.

Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое “прилипнет” к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер :-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском… Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.

Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться.

Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись.

Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью.

Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали — смените обстановку.

Главная ошибка многих — это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила.

Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме.

Читайте также:  Интегралы для чайников: как понять и решать неопределенные и определенные интегралы, правила и примеры

Поэтому мой вам дружеский совет — меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать — у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации.

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то на слух достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации — ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет — ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память — это как мышцы — нужно просто много тренироваться.

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Источник: http://lizasenglish.ru/sovety/kak-bystro-zapomnit-tekst.html

Как выучить биохимию за неделю • Статьи • Кировская Молекулярная Биология

Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. О том, как выучить биохимию за неделю, я и хочу вам рассказать.

Итак, вопрос: как выучить биохимию за неделю?  Ответ: никак. Ни-как! Вообще. В принципе. Биохимия не учится ни за неделю, ни за две.

    Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нойбергом.    Биохимия находится на стыке нескольких наук, прежде всего — биологии и химии. Кроме того – физика и математика. Это база.

Основа, если хотите. Данные нарабатывались более ста лет учеными всего мира, систематизировались такими зубрами как Ленинджер и Страйер более двадцати лет – а вы ЭТО за неделю выучите?  Очень смешно…   Вот вам маленький кусочек из Biochemical Pathway Maps. Ниже него – сильно уменьшенная копия.

Обратите внимание

В реальном размере это здоровенный постер площадью около 12 квадратных метров. У нас в лаборатории такой был. Посмотришь – и офигеешь от реального размера своих знаний…

В реальном размере на нее можно посмотреть на   – там склейка из кусков, потому что одним файлом такую картинку не один браузер не отрисует, повиснет.   Надеюсь, что я смог донести до вас мысль, что с нуля, «прокосив» и пропустив все занятия  – за неделю биохимию выучить невозможно.   Ну а теперь можно поговорить о том, как нужно учить биохимию. Будет сложно, но это не тот предмет, который дается легко.   

Что нам понадобится

 

Математика

Не высшая математика, а, в основном арифметика и таблица умножения – молекулы АТФ считать и реакции уравнивать. Но и «вышка» тоже понадобится, не расстраивайтесь…  

Физика и физхимия

Обязательно понадобится, как только разговор пойдет о ферментах. Да и раньше тоже – конформации белка и ДНК, межмолекулярные взаимодействия… Да, держится всё на химических связях, но складывается в причудливые формы – за счет и химических, и физических взаимодействий. О, изомерию забыл! Левовращающие, правовращающие… брр!  

Химия

О-о-о-о…да! Химии будет чуть менее, чем полностью. И самой пакостной из ее разновидностей – органической.

Как вспомню, так вздрогну: водород, кислород, углерод, азот – а поди ж ты, из четырех элементов можно таааких жупелов навертеть! А если это добро еще немножечко сдобрить приправами в виде серы, железа, меди и редкоземельных металлов – ребята, я вам не завидую… головняк обеспечен.

Ну-ка, кто навскидку скажет, что такое реакции нуклеофильного замещения? Во-во… Проспали и прогуляли органику – готовьтесь к проблемам.  

Импортные языки

Так исторически сложилось, что международными языками, из значимых, для накопления и обмена научной информацией по очереди были: латынь, голландский, немецкий, французский, английский.

Латынь заняла свою нишу у медиков и биологов-систематиков, немецкий – до сих пор активно используется в публикациях у химиков-органиков и химиков-синтетиков, английский актуален и сейчас. Львиная доля терминологии в биохимии – либо химические классификаторы по ИЮПАК, либо тривиальные названия, а они, зачастую – калька с латыни или английского.

Базовые знания этих языков вам очень сильно помогут. 

Например: вазопрессин – от латинского vasa – сосуд и presso – давлю. Он же – антидеуретический гормон. Анти-диуретик. Против образования мочи, короче. Значит, влияет на всасывание воды в почках, значит, влияет на давление крови в сосудах.

Важно

Из термина, зная происхождение слов, спокойно восстанавливается функционал. Вывод: свободно говорить и не надо, тем более на латыни – мертвый язык, носителей фонетики не осталось – но знание терминов и умение раскидать их на запчасти – пригодится.

Время

Это то, чего вам будет катастрофически не хватать. И не только вам. Это то, что утекает сквозь пальцы. Это то, что профукивается на всякую ерунду…   С одной стороны, на биохимию министерство образования сейчас щедро отстегнуло аж целых 36 часов. Тридцать шесть! Аж!..  Вы не поверите, но на биологическом факультете МГУ им. М.В.

Ломоносова в начале 2000-х на биохимию отводилось 335 часов, из них – 240 аудиторных. И этого было МАЛО! Это понимали все – и преподы, которые старались вколотить в нас за это время по максимуму, и даже такие раздолбаи, как я, понимали – мало…    95 часов было заложено на самоподготовку. Откуда, собственно, и разница: 335-240=95.    Я биохимию сдавал мучительно…

Это один из тех предметов, где я не прогулял ни одного занятия – лекции, семинары, практикумы – посещалось все. И все равно – ощущение того, что я не догоняю чего-то оно все больше крепло. Тут и вылезли пробелы по органике. Потом оно навертело на себя, как снежный ком… Да, биохимию я сдал. Но потом – все равно доучивал, то, что пропустил.

И на курсовой пригодилось, и на дипломе очень сильно понадобилось, и на работе потом икнулось многократно все пробелы и дыры в знаниях.   Сейчас я могу сказать, что биохимия – самый сложный, и, пожалуй, самый интересный предмет за весь курс обучения.  Я серьезно.  Физиология в конечном итоге упирается в биохимию, биотехнология – это надстройка над биохимией, не более того.

То, что изучают и «первооткрывают» биохимики, после первооткрытия и изучения, обкатав методику, передают биотехнологам, которые и варят изученное в промышленных масштабах, будь то пиво, йогурт, или новый вид клея или витаминов. Иммунология и фармакология – опять уперлись в биохимию.  

Так вот, возвращаясь к министерству образования и учебным планам.

Открою вам страшную тайну: количество часов урезали, а предмет – все тот-же, в том же самом объеме, каким был 10 лет назад. Нам тогда 335 часов было мало…

  А сейчас считается, что современный студент сам в состоянии освоить этот курс. Да-да, поинтересуйтесь в учебной части, сколько часов на самообучение заложено в учебном плане. Вы будете сильно удивлены… Считается, что вы сами, добровольно, после занятий, вместо пития вкусного пива и сидения во вконтактике (танчиках, еще какой-нибудь игрухе) будете вдумчиво читать учебник по биохимии и прорешивать задачи.   

А теперь о том, как выучить биохимию

 

Ходите на все занятия

Их и так очень мало, информация дается сжато. Десять лет назад, пропустив один час аудиторных занятий я бы пропустил 0,2% данных. Если вы сейчас пропустите один час – вы потеряете 2,7% данных.

Десять часов прогулял – пропустил четверть курса. Нормально, чо… Без этой четверти курса еще половина курса просто пролетит мимо мозга, потому что постоянно будут отсылки и ссылки на предыдущий материал – а вы его прогуляли…

 

Приходите вовремя

Совет

Я не буду говорить о том, что опоздание это неуважение к преподу. Про то, что точность – вежливость королей, а неточность – вежливость снайперов. К чему изрекать банальности? Еще раз – времени на предмет отведено не просто мало, а крайне мало.

И каждый хронический опоздун крадет минуту-две не только у преподавателя, но и у своих одногруппников. Академический час – это 45 минут. Два опоздуна на каждом занятии “съедят” 72 минуты – к паре на минутку опоздал, и с перерыва задержался…

Потом шумно и вальяжно, как боярин, неспешно прошествовал к своему месту и воссел на трон. В итоге опозданцы украдут у вас 72 минуты, а это 3,3% процента недополученных вами данных. Ваши “товарищи” украли у вас это время. Много это или мало? Задумайтесь над этим…

Расчеты я вел, кстати, исходя из астрономического часа, так что цифры будут другие в сторону увеличения…

 

Задавайте вопросы

Всегда спрашивайте и переспрашивайте. Поймите, если вы не поняли что-то – всегда нужно переспросить. Лучше немедленно, если стесняетесь – спросите после занятия. Совсем стремно – на сайте вопрос задайте.

Хотя как по мне – лучше в семестре выглядеть дураком, а в конце унести в клюве пятерку-автомат, чем важно молчать – и нифига не понимать. Я протупил в свое время – нужно было задавать вопросы…  Сам дурак, сам себе геморрой на ровном месте обеспечил.

Но все равно обидно.  

Ведите конспект

Конспект лекций – это ваша палочка-выручалочка. Именно ваш, написанный собственноручно. Чужой конспект это совсем не то.

Самая страшная ошибка, которую вы можете совершить – это скачать конспект лекций, написанный преподавателем, и искренне считать, что там есть ответы на все вопросы. Это не просто ошибка – это, блин фатал эррор… Конспект преподавателя, это его личный конспект.

Препод писал конспект для себя, это его шпаргалка, если хотите. Это всего лишь содержание лекции. Если препод в своем конспекте наткнется на слова … и тут рассказать про гормоны, то он будет рассказывать про гормоны. А вы должны записывать.

Потому что, если препод и так помнит все, что он должен рассказать про гормоны, ему достаточно увидеть свою пометку, просто чтобы не забыть.

  А если вы, прогуляв все лекции, откроете чужой конспект (то есть преподский), то что вы там про гормоны найдете? Правильно – ни-че-го!  И, если уж на то пошло – препод не обязан вам раздавать свои конспекты. Лекции читать, занятия проводить, контрольные – обязан. Оценивать знания – обязан, это его работа. Но вот раздавать свои конспекты – этого ни в одной должностной инструкции нет. Это все от безысходности, если хотите… Времени мало, вот и раздают.  

Прорабатывайте материал

Обратите внимание

Да – лениво. Да – пиво. Да – девки румяные… Да, права надо на авто получить, и в драмкружок записаться, и в КВД после румяных девок антибиотиками курс проколоть нужно – я все это прекрасно понимаю. Масса Очень Важных и Офигительно Нужных Дел…

Но, обязательно, найдите время после лекции: ваш сегодняшний конспект, написанный собственноручно. Распечатка конспекта препода по этой же теме. Учебник Ленинджера. Найдите еще раз, все, что проговаривали сегодня. Сверьте информацию. Занесите в свой конспект то, что упустили, бывает.

Выпишите те вопросы, которые появились и обязательно их задайте преподавателю. Биохимия, для биологического факультета это базовый предмет. Если вы на биофак попали случайно, типа пофиг где «учиться», лишь бы «корку» дали – биохимию все равно придется учить, хотя бы ради корки.

Если вы на биофаке осознанно, и это ваш выбор – вам нужно учить биохимию, это ваш основной предмет. Как математика химия и физика нужна для понимания биохимии, так биохимия нужна для понимания все последующих спецкурсов, уже по вашей специальности.  

Выбор, впрочем за вами.

И я сильно надеюсь, что вы прочитаете это материал ДО поступления, или ДО начала первого курса, а не после того, как упустите и пропустите матан, физику и химию, ту базу, без которой действительно выучить, или хотя бы понять биохимию будет крайне непросто. 

  Поверьте, догонять колонну в пыли, плетясь в хвосте – не самое приятное занятие.

Источник: https://molbiol.kirov.ru/articles/137.html

Основные биологические термины (Словарь)

Страница 1 из 2

А

АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов. К ним относят состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, почвы, температуру воздуха и почвы, освещение и другие факторы.

АГРОБИОЦЕНОЗ – совокупность организмов, обитающих на землях, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур. В А. растительный покров создаётся человеком и состоит обычно из одного-двух культивируемых растений и сопутствующих им сорняков.

АГРОЭКОЛОГИЯ – раздел экологии, изучающий закономерности организации искусственных растительных сообществ, их структуру и функционирование.

АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ – бактерии, способные усваивать азот воздуха с образованием соединений азота, доступных для использования другими организмами. Среди А.б. есть как свободно живущие в почве, так и сосуществующие при взаимной выгоде с корнями высших растений.

Важно

АНТИБИОТИКИ – специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные даже в малых количествах оказывать избирательное действие на другие микроорганизмы и клетки злокачественных опухолей. В широком смысле к А.

Читайте также:  Как понять закон ома: простое объяснение для чайников с формулой и понятиями

относят также антимикробные вещества тканей высших растений (фитонциды). Первый А. был получен в 1929 году Флемингом (хотя пе- ницилл использовался русскими врачами гораздо раньше). Термин «А.» предложил в 1942 году З. Ваксман.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – факторы влияния человека на окружающую среду. Влияние человека на растения может быть как положительным (выращивание растения, борьба с вредителями, охрана редких видов и биоценозов), так и отрицательным.

Отрицательное влияние человека может быть непосредственным – вырубка лесов, сбор цветущих растений, вытаптывание растительности в парках и лесах, опосредованным – через загрязнение среды, уничтожение насекомых-опылителей и т.д.

Б

БАКТЕРИИ – царство живых организмов. Отличаются от организмов других царств строением клетки. Одноклеточные или объединённые в группы микроорганизмы. Неподвижные или подвижные – со жгутиками.

БАКТЕРИЦИДНОСТЬ – способность соков растений, кровяной сыворотки животных и некоторых химических веществ убивать бактерии.

БИОИНДИКАТОРЫ – организмы, особенности развития или количество которых служат показателями природных процессов или антропогенных изменений среды обитания.

Многие организмы могут существовать только в определённых, часто узких границах изменений факторов среды обитания (химического состава почвы, вод, атмосферы, климатических и погодных условий, присутствия других организмов).

Совет

Например, лишайники и некоторые хвойные деревья служат Б. чистоты воздуха. Водные растения, их видовой состав и численность являются Б. степени загрязнения вод.

БИОМАССА – суммарная масса особей вида, группы видов или сообщества организмов. Выражается обычно в единицах массы (граммах, килограммах), отнесённых к единице площади или объёма местообитания (гектар, кубический метр). Около 90% Б. всей биосферы составляют наземные растения. Остальная часть приходится на водную растительность.

БИОСФЕРА – область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются совместной деятельностью живых организмов.

БИОЦЕНОЗ – сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и животных в цепи питания, влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора (растения, животные и микроорганизмы, населяющие озеро, долину реки, сосновый лес).

В

ВИД – основная единица в систематике живых организмов. Совокупность особей, обладающих рядом общих признаков и способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённую территорию.

ВСХОЖЕСТЬ – способность семян за установленный срок при определённых условиях давать нормальные проростки. Выражают всхожесть в процентах.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ – сложные многоклеточные организмы с хорошо выраженными вегетативными органами, приспособленные, как правило, к жизни в наземной среде.

Г

ГАМЕТА – половая клетка. Обеспечивает передачу наследственной информации от родителей потомкам.

Обратите внимание

ГАМЕТОФИТ – половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений. Образуется из споры, производит гаметы. У высших растений Г. только у мхов представлен листостебельным растением.

У остальных он слабо развит и недолговечен. У плаунов, хвощей и папоротников Г. – это заросток, который производит и мужские и женские гаметы. У покрытосеменных растений женский Г. – это зародышевый мешок, а мужской – пыльца.

Растут по берегам рек, на болотах и влажных полях (тростник, рогоз).

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ – органы, выполняющие функцию полового размножения. У цветковых растений – цветки и плоды, точнее – пылинка и зародышевый мешок.

ГИБРИДИЗАЦИЯ – объединение наследственного материала разных клеток в одной. В сельском хозяйстве – скрещивание разных сортов растений. См. также Селекция.

ГИГРОФИТЫ – растения влажных мест обитания. Растут на болотах, в воде, во влажных тропических лесах. У них плохо развита корневая система. Слабо развиты древесина и механические ткани. Могут впитывать влагу всей поверхностью тела.

ГИДРОФИТЫ – водные растения, прикреплённые к грунту и погружённые в воду только нижней частью. В отличие от гигрофитов имеют хорошо развитые проводящие и механические ткани, корневую систему. Но много межклетников и воздушных полостей.

ГЛИКОГЕН – углевод, полисахарид. Его разветвлённые молекулы построены из остатков глюкозы. Энергетический резерв многих живых организмов. При его расщеплении образуется глюкоза (сахар) и выделяется энергия. Обнаружен в печени и мышцах позвоночных животных, в грибах (дрожжах), в водорослях, в зерне некоторых сортов кукурузы.

ГЛЮКОЗА – виноградный сахар, один из самых распространённых простых сахаров. У зелёных растений образуется из углекислого газа и воды в результате фотосинтеза. Участвует во многих реакциях обмена веществ.

Важно

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – наиболее древние из семенных растений. Большинство – вечнозелёные деревья и кустарники. Представители голосеменных растений – хвойные растения (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

ГРИБЫ – царство живых организмов. Сочетают признаки как растений, так и животных, а также имеют особенные признаки. Существуют как одноклеточные, так и многоклеточные грибы. Тело (мицелий) состоит из системы ветвящихся нитей.

ГУМУС (ПЕРЕГНОЙ) – комплекс специфических тёмноокрашенных органических веществ почвы. Получается в результате преобразования органических остатков. В значительной степени определяет плодородие почвы.

Д

ДВУДОМНЫЕ РАСТЕНИЯ – виды растений, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся на разных особях (ива, тополь, облепиха, актинидия).

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА – возникновение различий между однородными клетками и тканями.

ДРЕВЕСИНА – водопроводящая ткань растений. Основной проводящий элемент – сосуды: мёртвые одревесневшие половые клетки. Включает и волокна, осуществляющие опорную функцию. Характеризуется ежегодными приростами: различают раннюю (весеннюю) и позднюю (летнюю) древесину.

ДЫХАНИЕ – одна из основных жизненных функций, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, его использование в химических реакциях, а также – удаление из организма углекислого газа и некоторых других продуктов обмена веществ.

Ж

ЖИВОТНЫЕ – царство живых организмов. В отличие от большинства растений, животные питаются готовыми органическими веществами, имеют ограниченный во времени рост тела. Их клетки не имеют целлюлозной оболочки. В процессе эволюции у животных развились системы органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и т.д.

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЯ – общий внешний вид растения. Различают деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Совет

ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ – система проводящих пучков в листовых пластинках, по которым осуществляется транспорт веществ. Различают параллельное, дуговидное, пальчатое, перистое Ж.л.

З

ЗАКАЗНИКИ – небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей. В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.

ЗАПОВЕДНИКИ – большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

ЗАРОДЫШ – организм в ранний период развития.

ЗИГОТА – клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет.

ЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – естественная растительность, характеризующая природные пояса и зоны (тундру, тайгу, степь, пустыню и др.).

И

ИММУНИТЕТ – невосприимчивость, сопротивляемость, способность организма защищать свою целостность. Частное проявление И. – невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.

ИНДИКАТОРЫ – см. индикаторные растения и Биоиндикаторы.

ИНДИКАТОРНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения или растительные сообщества, тесно связанные с определёнными экологическими условиями и позволяющие качественно и количественно оценивать их по присутствию этих растений или сообществ. И.р.

используются при оценке механического состава, степени кислотности и засоления почв, при поисках пресных вод в пустынях и некоторых полезных ископаемых.

Например, на содержание в почве свинца указывают виды овсяницы и полевицы; цинка – виды фиалки и ярутки; меди и кобальта – смолёвки, многие злаки и мхи.

Обратите внимание

ИСПАРЕНИЕ – переход воды в газообразное состояние. Главный орган, испаряющий воду у растения через устьица – лист. Вместе с корневым давлением обеспечивает постоянный ток воды через корни, стебли и листья. Испарение предотвращает перегрев растения.

К

КАЛЬЦЕФИЛЫ – растения, обитающие на щёлочных почвах, богатых кальцием. Щёлочные почвы можно определить по растительности: ветреница лесная, таволга шестилепестная, лиственница.

КАЛЬЦЕФОБЫ – растения, избегающие известняковых почв. Эти растения способны связывать тяжёлые металлы, избыток которых в кислых почвах им не вредит. Например, торфяные мхи.

КАМБИЙ – однорядный слой клеток образовательной ткани, образующий внутрь от себя клетки древесины, а наружу – клетки луба.

КАРОТИНЫ – оранжево-жёлтые пигменты. Синтезируются растениями. Богаты К. зелёные листья (особенно шпината), корни моркови, плоды шиповника, смородины, томата. К. – сопровождающие пигменты фотосинтеза. Окислённые производные К. – ксантофиллы.

КЛЕЙКОВИНА – белки, содержащиеся в пшеничном зерне и, соответственно, в муке. Остаются в виде эластичного сгустка после удаления крахмала из пшеничного теста. От свойств К. в значительной степени зависят хлебопекарные качества пшеничной муки.

КЛЕТКА – основная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм (бактерии, некоторые водоросли и грибы, простейшие растения и животные) или в составе тканей многоклеточных организмов.

КОНУС НАРАСТАНИЯ – верхушечная зона побега или корня, образованная клетками образовательной ткани. Обеспечивает рост побега и корня в длину. К.н. побега защищён зачаточными листьями, а кончик нарастания корня – корневым чехликом.

КОНЦЕНТРАЦИЯ – количество вещества, находящееся в единице объёма или массы.

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА – совокупность корней одного растения. Степень развития К.с. зависит от среды обитания. Человек может воздействовать на развитие К.с. растения (окучивание, пикировка, обработка почвы). Различают стержневую и мочковатую К.с.

КОРНЕВИЩЕ – многолетний подземный побег, который позволяет растению пережить неблагоприятные условия.

КРАХМАЛОНОСНЫЕ (КРАХМАЛИСТЫЕ) КУЛЬТУРЫ – культурные растения, которые возделывают для получения крахмала (картофель, кукуруза). Накапливается крахмал в клубнях или плодах.

Важно

КРАХМАЛЬНЫЕ ЗЁРНА – включения в пластидах клеток растений. Рост К.з. происходит путём наложения новых слоёв крахмала на старые, поэтому зёрна имеют слоистую структуру.

КРЕМНЕЗЁМ – двуокись кремния (кварц, кварцевый песок).

КРОНА – надземная (выше штамба) разветвлённая часть дерева.

КСАНТОФИЛЛЫ – природные пигменты из группы каротинов, их кислородсодержащие производные. Содержатся в листьях, цветках, плодах и почках высших растений, а также во многих водорослях и микроорганизмах. Участвуют в фотосинтезе в качестве дополнительных пигментов. В сочетании с другими пигментами создают осенью окраску листьев.

КСЕРОФИТЫ – растения сухих местообитаний, способные благодаря ряду приспособительных признаков переносить перегрев и обезвоживание.

КУТИКУЛА – слой жирового вещества, покрывающего плёнкой листья, стебли или плоды. Малопроницаем для воды, болезнетворных организмов.

КУЩЕНИЕ – ветвление, при котором боковые побеги появляются из почек, находящихся у поверхности земли и под землёй.

Л

ЛАКМУС – красящее вещество, получаемое из некоторых лишайников. Водный настой Л. – фиолетового цвета, синеющий от действия щёлочей и краснеющий от действия кислот. Как индикатор в химии используется «лакмусовая бумажка» – фильтровальная бумага, окрашенная раствором Л. С помощью Л. можно определить кислотность водного настоя почвы.

ЛАНДШАФТ – 1) вид местности, 2) ландшафт географический – территория, в пределах которой рельеф, климат, растительный покров и животный мир образуют типичные очертания, придающие всей территории единство и отличающие её от соседних территорий.

ЛЕЙКОПЛАСТЫ – бесцветные пластиды растительной клетки. Могут иметь разную форму. Одна из основных функций – синтез и запас питательных веществ: крахмала, масел. Могут превращаться в хлоропласты.

Совет

ЛИСТОВАЯ МОЗАИКА – расположение листьев, обеспечивающее освещение каждого листа побега. Возможно, благодаря способности черешка листа долго расти и поворачивать листовую пластинку к свету.

ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ – порядок размещения листьев на стебле. Различают очерёдное, супротивное и мутовчатое Л.

ЛУБ – ткань растений, обеспечивающая транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам потребления и отложения в запас. Основной проводящий элемент – живые ситовидные трубки. Волокна Л. выполняют механическую функцию. В основных клетках Л. откладываются и запасные питательные вещества.

М

МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ – культурные растения, которые возделывают для получения жирных масел (подсолнечник, соя, горчица, клещевина, лён масличный, кунжут и др.). Большинство М.к. накапливают масло в семенах и плодах.

МЕЖДОУЗЛИЕ – участок стебля между двумя соседними узлами. У розеточных растений (одуванчик, маргаритка), укороченных побегов деревьев (яблоня, берёза), некоторых соцветий (зонтик, корзинка) М. очень короткие или отсутствуют.

МЕЖКЛЕТНИКИ – пространства между клетками. Могут быть заполнены воздухом или водой (реже).

МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, соединяющее клетки друг с другом. Соединение может быть плотным (в покровной ткани) или рыхлым (в запасающей ткани).

МЕЗОФИТЫ – растения, обитающие в условиях с достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Большая часть растений средней полосы России, есть в тропиках и субтропиках.

МИКОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий грибы.

Обратите внимание

МИКРОБИОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий микроорганизмы. Основной объект М. – бактерии. Однако термин «бактериология» применяется преимущественно в медицине. Традиционным объектом М. служат и дрожжи (царство грибов).

МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ – деревья, кустарники, кустарнички и травянистые растения, живущие более двух лет. Могут цвести и плодоносить.

МОЛЕКУЛА – мельчайшая частица вещества, которая обладает основными химическими свойствами данного вещества. Состоит из одинаковых или различных атомов.

МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ – наука, изучающая строение растения и его формы.

МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА – образуется при слабом росте или отмирании главного корня и интенсивном развитии придаточных корней (лютик, подорожник, пшеница).

МХИ (МОХОВИДНЫЕ) – отдел высших растений. Чаще всего это наземные многолетние растения. Тело состоит из стебля и листьев.

МУЛЬЧИРОВАНИЕ – покрытие поверхности почвы разными материалами в целях борьбы с сорняками, сохранения почвенной влаги и структуры. Для М. используются органические материалы: торфяная крошка, мелкий навоз, солома, а также бумага, картон и т.д. М. способствует повышению урожая сельскохозяйственных культур.

Н

НАДЗЕМНОЕ ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН – способ прорастания семян, при котором семядоли выносятся на поверхность (редька, гречиха, фасоль, липа).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ – большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности. В отличие от заповедников, большая часть Н.п. открыта для посещения людей.

Важно

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ – подцарство растений. Тело Н.р. (слоевище или таллом) не расчленено на корень, стебель и лист. Такие организмы имеют особое строение клеток, обмен веществ. К Н.р. относят только водоросли (см. Таллом). Ранее относили бактерии, лишайники, водоросли, грибы, т.е. все организмы кроме высших растений и животных.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ – сложные органические соединения, биологическая роль которых заключается в хранении и передаче наследственной информации.

Источник: http://infotables.ru/biologiya/811-osnovnye-biologicheskie-terminy

Ссылка на основную публикацию