Как написать научно-исследовательскую работу (нир): образец, правила, советы

Оформление исследовательской работы и проекта | Обучонок

В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) образовательного учреждения.

В данном разделе мы определим правила оформления исследовательской работы для школьников любых классов, а также для воспитанников ДОУ (детского сада).

Приведем пример и образец оформления проектов в начальной школе, по окружающему миру, математике, русскому языку и литературе, истории, биологии, физике, информатике, химии, английскому языку, по географии и другим предметам.

Обратите внимание

Покажем пример и образец оформления исследовательской работы школьников, требования и правила оформления страниц проекта, титульного листа, заголовков, сокращений и формул в оформлении проекта, верного оформления рисунков, графиков, диаграмм, таблиц и фотографий.

Представленные требования и правила оформления исследовательской работы (проекта) применимы для школьников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10 и 11 классов, а также для ДОУ (детских садов).

Параметры страниц исследовательской работы

Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.

Выставляются поля:

  • левое поле – 20 мм
  • правое – 10 мм
  • верхнее – 15 мм
  • нижнее – 15 мм

Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.

Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице – по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Титульный лист исследовательской работы и проекта

Написание и оформление исследовательской работы учащихся начинается с оформления титульного листа.

В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия.

Мы предоставляем примерное оформление титульного листа исследовательской работы.

Данные рекомендации по оформлению титульного листа исследовательской работы можно использовать с внесением изменений согласно рекомендациям учителя – руководителя проекта школьника.

Нумерация страниц исследовательского проекта

В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.

Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.

Заголовки в исследовательской работе

Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.

Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., …). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).

Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа, третья – номер пункта.

Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы

В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).

При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.

Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А – количество конфет у Маши, В – конфет у Даши, С – конфет всего).

Оформление приложений проекта

Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, …). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.

Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы

Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.

Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).

При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.

https://www.youtube.com/watch?v=YRVpDhECwu4

Если Вам необходимо оформить творческий проект, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте “Творческие проекты и работы учащихся”.

Код ссылки на страницу “Требования к оформлению исследовательской работы“:

Код ссылки на форум:

Источник: http://obuchonok.ru/oformlenie-raboty

Как писать научно-исследовательскую работу

19.03.2018

Шаблоны фраз и формулировок для курсовых и дипломных работы (ВКР, проектов и т.п. исследовательских и учебных работ). 

ВВЕДЕНИЕ В начале сообщается тема работы и обоснование её выбора.

Предлагаемая Вашему вниманию дипломная / курсовая  работа посвящена … Думали ли Вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на то, что … / задумался над этим вопросом, когда … Стремление понять … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало … Мне всегда было интересно, почему … Тема нашей работы: «…». Выбор данной темы обусловлен тем, что…

Данный вопрос связан с моим профессиональным будущим,  поэтому уже сейчас я интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования. Исследуемый вопрос (тема работы) оказал непосредственное влияние на мою жизнедеятельность  (отразился на жизни моих родных и друзей), в связи с чем…

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время … (тема)… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.

 Примеры задач:

1. Привести обзор литературы по теме.. 2. Сформулировать понятие … 3. Рассмотреть / представить классификацию видов… (предмета исследования) 4.

Найти примеры … в … / собрать материал … / исследовать состав … / измерить уровень … 4. Провести опрос / наблюдение / эксперимент / 5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты исследования 6.

Сделать выводы о … 7. Сформулировать предложения по совершенствованию…  

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая) Основные термины и понятия, история вопроса:   Ключевые понятия для нашего исследования – это …. … называется … На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…» Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как … Клюев С.С. понимает под термином … Петров В.С.

рассматривает … как … Андреев А.А.

в книге «…» дает следующее определение … … — это … Сайт … предлагает следующее определение понятия … В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что … Принято считать, что … Вначале обратимся к истории вопроса … Общепризнанным считается … История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Из книги … мы узнали, что … Согласно позиции Усова И.Н., высказанной в статье … «…», … По мнению Иванова В.В. … Возможно, это связано … Кроме того, … Вместе с тем,.. Интересно, что … Распространённым является мнение, что … При этом важно отметить, что …  

Вторая глава – описание исследования 

Важно

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: … Исследование проводилось на материале … В качестве материала для исследования мы взяли …. Источником приведенных примеров стали … Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

На рисунке 2 представлены … На рисунке 3 вы можете видеть … В данном случае мы видим … / имеем дело с … При этом нельзя не отметить … Обращает на себя внимание тот факт, что … Диаграмма показывает …    

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам На основании всего вышесказанного мы можем констатировать … Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: … Таким образом, мы видим … Следовательно … Очевидно, что … Как видно из всего, сказанного выше … Из вышесказанного следует, что … Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее … Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть … Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что … В результате проведенного исследования мы выяснили, что … В заключении необходимо отметить … Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы … Главный вывод, который я сделал: … В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что … Таким образом, мы убедились … Все вышесказанное доказывает, что … На основании вышесказанного логично предположить, что … Все вышесказанное убеждает нас в том, что … Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что … Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …  

Заключение

В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:…

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении … В перспективе было бы интересно … На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть … Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать … Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …  

Назначение работы

https://www.youtube.com/watch?v=YRVpDhECwu4

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется … Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в … Работа может представлять интерес для … Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….

Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме … Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …  

Что дала работа самому исследователю

В ходе выполнения работы я узнал/ научился/ выяснил… / открыл для себя … Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть … В процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт … Уверен, что полученные мной знания позволят мне… избежать ошибок / помогут правильно …/ добиться…

Сборник и фраз и шаблонных выражений для написания исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных работ.

Источник:

Научно-исследовательская работа (НИР) – как написать правильно

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Научно-исследовательская деятельность

Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

  • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
  • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
  • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели, которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

  • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
  • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
  • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
  • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
  • развить интерес к НИР.

Источник: https://novpedkolledg2.ru/bez-rubriki/kak-pisat-nauchno-issledovatelskuyu-rabotu.html

Методические указания по НИР

Правила оформления научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных работ, магистерских диссертаций)

Введение

Одним из этапов обучения студентов является выполнение научно-исследовательских работ (НИР) (рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций), представляющих собой формы отчетности по самостоятельной работе студентов.

Методические указания содержат требования, предъявляемые к оформлению НИР. Оформление НИР в соответствии с изложенными требованиями является необходимым условием для допуска работы к защите (сдаче преподавателю).

Цель методических указаний – установление единообразного оформления НИР.

Основной задачей данной разработки является создание технологической основы процесса выполнения НИР в соответствии с требованиями стандартов.

Общие требования к оформлению НИР

Научно-исследовательская работа представляется на проверку руководителю в сброшюрованном виде. Курсовая, выпускная квалификационная, дипломная работа переплетается в специальную папку.
Объем НИР (без учета приложений) в страницах компьютерного набора должен составлять:

  • Курсовая работа – 60 страниц;
  • Выпускная квалификационная работа – 70 страниц;
  • Дипломная работа, магистерская диссертация – от 80 страниц.
Читайте также:  Високосный год и 29 февраля: история, факты, в чем суть високосного года, где 366 дней?

НИР оформляется на листах белой бумаги формата А4 (размером 297 ´ 210 мм). Лист заполняется с одной стороны с оставлением полей следующих размеров: левого -30 мм (для подшивки); правого – 16 мм, нижнего – 20 мм, верхнего – 20 мм. Текст должен быть напечатан на компьютере.

При подготовке текста рекомендуется использовать легко читаемые шрифты гарнитуры “Times new roman” размером 14 пунктов (в таблицах от 10 до 12 пунктов). Декоративные и оформительские шрифты можно применять только для наименований разделов (подразделов), подрисуночных надписей, наименований таблиц и т.п. Не следует использовать более 2-3 видов гарнитур.

Выделение в тексте предпочтительнее выполнять полужирным шрифтом или курсивом, но не подчеркиванием или разрядкой.

Межстрочный интервал – 1,5.

Структура НИР

Материал курсовой работы располагается в следующем порядке:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть – разделы (главы, параграфы) под номерами;
  5. заключение;
  6. список литературы;
  7. перечень принятых сокращений (при необходимости);
  8. приложения с названиями и номерами (при необходимости).

Материал выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации располагается в следующем порядке:

  1. титульный лист;
  2. отзыв руководителя;
  3. рецензия;
  4. содержание (оглавление);
  5. введение;
  6. основная часть – разделы (главы, параграфы) под номерами;
  7. заключение;
  8. список литературы;
  9. перечень принятых сокращений (при необходимости);
  10. приложения с названиями и номерами (при необходимости).

Отзыв руководителя и рецензия на дипломный проект (работу) в папку не переплетается.

Содержание структурных элеметнов НИР

  1. Титульный лист. Оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты, как указано в приложении А.
  2. Отзыв руководителя. Образец отзыва руководителя представлен в Приложении Б.
  3. Содержание (оглавление). Содержание (оглавление) включает наименования всех глав, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, с которых начинаются материалы глав (параграфов, пунктов). Пример оформления содержания приведен в Приложении В.
  4. Введение. Объем введения: для реферата, курсовой работы объем – 1-2 страницы; для выпускной квалификационной работы, дипломной работы, магистерской диссертации – 2-6 страниц. Введение к НИР состоит из следующих фрагментов, названия которых выделяются в тексте полужирным шрифтом: 1) актуальность темы, 2) степень изученности проблемы в научной литературе, 3) объект исследования, 4) предмет исследования, 5) цель исследования, 6) задачи исследования, 7) методология исследования, 8) структура работы.
  5. Основная часть. В главах, параграфах основной части рассматривается существо вопроса или проблемы применительно к избранной теме. Подробно излагаются теоретические, экспериментальные (практические) методы решения поставленной задачи и полученные результаты. Наименование глав основной части, содержание и их объем согласовываются с руководителем.
  6. Заключение. В Заключении (1-4 страницы) дается краткий анализ полученных результатов, приводятся аргументированные выводы.
  7. Приложения. Материал, дополняющий текст работы, помещают в приложениях. Приложениями могут быть: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, и т.д. В тексте работы должны быть ссылки на все приложения.Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А за исключением букв З, О, Ч, Ь, Ы. После слова “Приложение” следует буква, обозначающая его последовательность.

    Приложение должно иметь заголовок, который прописывают с выравниванием по центру с прописной буквы отдельной строкой.

  8. Список литературы. Список литературы отражает степень изученности рассматриваемого вопроса. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые автор изучил при исследовании темы работы.
    Литература группируется в списке в следующем порядке:
    • в хронологической последовательности:
      • нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
      • ведомственные правовые акты;
      • источники статистических данных;
      • документы и материалы государственных архивных учреждений.
    • в алфавитном порядке:
      • монографии и статьи на русском языке;
      • монографии и статьи на иностранных языках.

    Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

  9. Демонстрационный материал. Иллюстрированный материал к докладу при защите представляет собой электронную презентацию, выполненную в Power Point.
    При защите выпускной квалификационной (дипломной) работы, магистерской диссертации рекомендуется использовать раздаточный материал, который дополняет защиту. Раздаточный материал оформляется на листах формата А4. Комплект раздаточного материала должен быть сброшюрован. Количество комплектов – в расчете на каждого члена ГАК.

Требования к оформлению текста.

Главы и параграфы. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки глав, а также слова “СОДЕРЖАНИЕ”, “ВВЕДЕНИЕ”, “ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, “СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ” следует размещать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами, не подчеркивая. Заголовок параграфа начинается с заглавной буквы.

Не допускается перенос части слова в заголовке. Главы нумеруются римскими цифрами. После номера главы ставится точка. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы: номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Например, “2.3.” (третий параграф второй главы).

Слово “Параграф” не пишется.Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем одинарным интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа. Расстояние между названием параграфа и текстом равно полуторному (1,5) интервалу.

Заголовки глав и параграфов должны быть заметны: их выделяют различными шрифтами, при этом способы выделения заголовков одной значимости должны быть одинаковыми по всей работе.Абзацы начинают с новой (красной) строки и печатают с отступом, равным пяти знакам.

Не допускается переносить на новую страницу окончание раздела в 1-2 строки текста. Также недопустимо, чтобы заголовок главы или параграфа располагался на одной странице, а его текст – на другой.

Пункты внутри глав не нумеруются, а выделяются знаками-маркерами. Например:

Характеристики эффективного контроля:

  • Стратегическая направленность.
  • Простота.
  • Экономичность.

Нумерация страниц. Все страницы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу или посередине верхнего поля страницы. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.

Формулы. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Высота знаков – в пределах 5-7 мм. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если формула не помещается в одну строку, она должна быть перенесена после математического знака (например, “+”) с его обязательным повторением в новой строке.Пояснения значений символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.

Совет

Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первая строка начинается со слова “где”, двоеточие после которого не ставят (в этом случае после формулы ставят запятую).

Обозначение одного и того же параметра в пределах всей записки должно быть одинаковым и соответствовать международной системе (СИ).Перед приведением формулы необходимо дать ссылку на источник, из которого она заимствована. Рекомендуется использовать свернутые формы математических выражений.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – “(1)”. Допускается нумерация формул в пределах главы работы.

В этом случае номер формулы состоит из номера главы и номера формулы, разделенных точкой, например, “(3.1)”. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой ссылкой обозначения приложения, например, “(В.1)”.

Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Таблицы. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Составные части таблицы приведены на рис.1, оформление которых имеет свои особенности.

Название таблицы должно точно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.Заголовки глав таблицы начинают с заглавных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы.

В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу “№ п/п” в таблицу не включают.

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе таблицы на следующую страницу.Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы.

Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.Таблицы слева, справа и внизу, как правило, ограничиваются линиями. Линии, разграничивающие строки, допускается не приводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Обратите внимание

Головка должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные не приводятся, то в графе ставится прочерк.

Таблицу размещают так, чтобы читать ее без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.

Таблица 00

Источник: https://urgi.urfu.ru/ru/polit/student/nir/

Научно-исследовательская работа (НИР) – как написать правильно

Научно-исследовательская деятельность

Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

  • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
  • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
  • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели, которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

  • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
  • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
  • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
  • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
  • развить интерес к НИР.

Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя.

НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу. Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного.

Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:

  • регулярно трудиться;
  • руководитель не должен полностью направлять все шаги учащегося;
  • не стесняться брать на себя инициативу;
  • понимать, что каждый имеет право на ошибку.

Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

Тема – это очень широкое понимание, которое может изменяться в ходе написания работы. Тему можно направить в любое удобное для учащегося русло, чтобы она выгодно подчеркивала его знания и понимания в выбранной работе.

Задача – это более конкретное понятие, так как имеет четкую постановку, ее еще называют ДНК (что Дано, что Найти и каковы Критерии решения проблемы). Задачи бывают более сложные и полегче, руководитель самостоятельно выбирает учащемуся исходя из его навыков.

Материал – это информация, которая предоставляется исключительно в электронном виде. Это может быть доказательство теоремы, различные графики, черновая работа отчета, результаты экспериментов и опытов. За годы обучения учащийся должен научиться предоставлять свои работы в том формате, который требуется.

Выбор подходящей темы НИР

Разработано два практических шага, которые помогут правильно подобрать тему для написания научного труда. Учащемуся может подобрать тему руководитель или же он тему выбирает самостоятельно в зависимости от своих знаний и предпочтений. Выбор можно сделать в пользу многих наук:

  • математика («Предельные цифры», «Плотные упаковки и периодичность», «Тригонометрия и комплексные числа», «Уравнения и системы», «Математика и музыка» и т. д.);
  • физика («Строение Галактики», «Влияние луны», «Космические мазеры», «Ионные слои космической системы», «Проблема выхода РБ в космос» ит. д.);
  • физика и химия («Общее физики, химии и развитие физхимиии», «Пределы Периодической системы», «Плотные упаковки, оболочки и ядра», «Энергии ионизации и диссоциации» и т. д.);
  • химия («Прошлое и будущее периодических систем», «Химия как основа биологии», «Понятие флогистона как электрона», «Химия и превращения сахара» и т. д.);
  • биология («Классы растений», «Загадки сна», «Анализ смертности», «Электрограммы различных органов», «Проект Вавилова-Лысенка» и т. д.);
  • биология и химия («Необходимость содержания калия в организме», «Роль радиозотопов в биологии», «Развитие зеленой революции», «Основные причины смертности» и т. д.);
  • человек общество государство («Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете», «СОС-комплекс», «Право правонарушения», «Права учащихся» и т. д.);
  • введение в экономику;
  • история.
Читайте также:  10 новогодних фильмов: что смотреть в новый год, какие фильмы стоит посмотреть в новый год

Структура НИР

Вся научная работа должна оформляться в соответствии с установленными нормами, поэтому она должна быть представлена таким образом:

  • титульный лист (первая страница, заполненная по определенным правилам);
  • содержание (вторая страница, на ней указываются главы и параграфы с соответствующими им страницами);
  • введение (указывается проблема, а также ее актуальность и практическая значимость проблемы);
  • основная часть (необходимо полностью раскрыть суть научной работы);
  • вывод (лаконично сформулировать вывод материала);
  • заключение;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Как написать научно-исследовательскую работу правильно

Опытные специалисты разработали единые верный алгоритм, который поможет написать качественную научно-исследовательскую работу. Учащийся должен тщательно изучить данную разработку и придерживаться этих рекомендаций. Тогда он сможет без проблем осуществить задуманное:

  • необходимо собрать всю доступную информацию о данной проблематике;
  • провести тщательный анализ и обобщить полученные знания;
  • грамотно разработать план действий;
  • подобрать метод, для проведения исследования;
  • провести исследование;
  • тщательно обработать полученную информацию;
  • нужно письменно оформить материал в виде целостного текста;
  • сдача работы на рецензирование;
  • предоставление к защите;
  • защита работы.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/nir/

Фразы-шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена … Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда … Мне всегда было интересно, почему … Желание узнать … появилось у меня еще в детстве.

Меня заинтересовало … Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что … В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.

Мы используем … не задумываясь … Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время … В современном мире … имеет большое значение, так как … В последние годы мы часто слышим и употребляем слово … Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются … Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что … Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания … Тема является предметом оживленных дискуссий … Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что … В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем … Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем … … всегда вызывало у людей множество вопросов … На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …

Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи: Задачи работы: К задачам работы относятся: Изучить литературу по теме Выяснить значение терминов … Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень … Провести опрос / эксперимент / наблюдение Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это …. … называется … На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…» Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как … Петров В.В. понимает под термином … Сидоров С.С. рассматривает … как … Андреев А.А.

в книге «…» дает следующее определение … … — это … Сайт … предлагает следующее определение понятия … В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что … Принято считать, что … Общеизвестным считается … Вначале обратимся к истории вопроса … История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые …. Из книги … мы узнали, что … Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», … По мнению Иванова В.В. … Возможно, это связано … Кроме того, … Интересно, что … Распространённым является мнение, что …

При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Важно

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: … Исследование проводилось на материале … В качестве материала для исследования мы взяли …. Источником примеров стали … Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Важно

На рисунке 2 вы можете видеть … На рисунке 3 представлены … В данном случае мы видим … / имеем дело с … При этом нельзя не отметить … Обращает на себя внимание тот факт, что …

Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать … Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: … Таким образом, мы видим … Следовательно … Очевидно, что … Как видно из всего, сказанного выше … Из вышесказанного следует, что … Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее … Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть … Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что … В результате проведенного исследования мы выяснили, что … В заключении необходимо отметить … Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы … Главный вывод, который я сделал: … В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что … Таким образом, мы убедились … Все вышесказанное доказывает, что … На основании вышесказанного логично предположить, что … Все вышесказанное убеждает нас в том, что … Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении … В перспективе было бы интересно … На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть … Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется … Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в … Работа может представлять интерес для … Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил … Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть … В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно … Результаты исследования заставили меня задуматься … Больше всего сложностей вызвало у меня …

Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Источник: http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/

Как написать научную работу?

Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе, рефераты и монографии по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только оформлением титульного листа.

Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются.

Совет

А при такой постановке дела разве сможет «быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие требования к научным работам существуют на сегодняшний день.

Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу возникает вопрос выбора темы. Она может быть задана обстоятельствами или продиктована жгучим интересом молодого ученого к миру. Если есть темы на выбор, то, конечно, естественнее выбрать то, что хоть немного знаешь. Интерес — главный двигатель любого исследования.

Без интереса работу тоже можно сделать, но и процесс исследования будет удручающе скучным, и результат получится скучнейшим до неприличия. А ведь из истории мы знаем, что наши лучшие ученые были натурами страстными, увлеченными, талантливыми, любознательными, духовно одаренными. Иногда рассеянными в быту, но до предела сосредоточенными на деле…

Самое правильное — когда начинающий ученый желает предложить миру область личного интереса, имеющую общественное значение.

Но очень молодому человеку со множеством разносторонних интересов иногда трудно остановиться на конкретной теме. И тут должен оказать помощь научный руководитель (в школе — учитель!).

Правильно выбрать тему исследования — одолеть половину пути. И наоборот: ошибка в выборе приведет к плачевному результату.

Тема должна быть соразмерна предполагаемому объему труда. Объем же задается самим видом работы. Научный руководитель обычно помогает и в этом вопросе: подсказывает минимум и максимум печатных страниц.

Объем газетной или журнальной статьи не должен превышать 10−12 машинописных страниц, курсовые работы в техникуме и колледже — 20−45, в вузе — 25−50, дипломная — до 100 страниц. Кандидатская диссертация — до 150 страниц.

Если материал не укладывается в необходимый объем, то можно сузить тему, а остальное рассмотреть в другой раз.

Обратите внимание

К примеру, вы хотели выполнить исследование краеведческого характера о своем селе и его окрестностях в целом, но в ходе изложения материала поняли, что в нужный объем не уложитесь. Тогда пишите об улице, о двух-трех улицах.

Они способны в полной мере создать впечатление о целом предмете исследования — селе. Описание боевого пути нескольких фронтовиков могут дать представление об участии в войне всех сельчан.

…Тема есть, работа началась спонтанно, но без плана. А без него можно потерять главное направление, увлечься частностями, сделать свой труд композиционно несоразмерным. Поэтому в любом плане должны быть три основные части: введение (вступление), главная часть и заключение (вывод). В любой по характеру и объему научной работе они должны присутствовать.

Вступление — это обоснование темы. Мотивы, побудившие автора взяться за тему, а также для кого и почему она представляет интерес? Главная часть — изложение сути вопроса: имеющихся сведений, фактов по теме, мнения автора, результатов его собственных исследований. Заключение — это итог, выводы, без которых труды автора могут показаться ненужными.

Логичный, правильно построенный план — фундамент успеха. Но в любом научном труде существуют опасности — недо- и перепланирование. Наблюдается и два вида бессистемности: все факты и сведения — в кучу, или же все-все чрезмерно строго по полочкам. В очень большом хозяйстве нельзя учесть каждую мелочь, да и не надо.

Так же невозможно в одной работе «объять необъятное», потому что мир, явление, объект подвержены постоянному движению, изменениям. Это должен знать и учитывать каждый исследователь. Когда план ставят выше дела, то хозяйство (организация) становится неповоротливым, слабо реагирует на «ветер перемен».

Если изучается ряд однотипных предметов и явлений, то исследование не должно напоминать догматически аккуратно заполненную анкету — совершенно одинаковую для всех и вся.

А теперь о главной части работы… Если избранная тема уже изучалась предыдущими исследователями, то прежде всего необходимо изложить то, что уже известно. Бывает, что учебные работы на этом и заканчиваются. Но есть сложность: всю литературу по теме практически никто не одолеет, поэтому надо читать основное (в этом вопросе роль наставника определяющая!).

Читайте также:  Недосып у студента: что делать, как убрать недосып, чем он опасен для организма? как понять что у меня недосып, что помогает

К литературным источникам начинающий исследователь должен относиться очень и очень критично. По простоте душевной многие люди продолжают верить в непогрешимость печатного слова. Но это самообман.

Есть авторы, которые объективно стояли и стоят на научных позициях, однако есть и такие, которые никем из научных кругов не признаны, авторитета не имеют или даже вовсе не научны (излагают полнейший бред и отсебятину!).

Не подумайте, что учебная работа требует от молодого исследователя только правильного изложения общеизвестных фактов.

Важно

Если действительно наработаны свои собственные факты, идеи и мысли, то надо их сопоставить с теми, о которых читали, выявить возможные противоречия. Возможно, новые наработки как раз и поспорят с теми, что были известны раньше.

А если это так, то надо понять, почему. Неожиданные выводы, сделанные даже в школьных исследованиях, как раз и могут привести к настоящему открытию.

Интересные выводы, подмеченные закономерности — это новый шаг к познанию мира, это появление нового правильно поставленного ума, способного разрешить «неразрешимые» до его появления задачи.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/21875/

Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются, введение и заключение не нумеруются.

Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; формулируется гипотеза; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.

Замысел исследования – основная идея, которая связывает воедино все структурные компоненты, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах; удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха работы.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Совет

Проблема исследования – нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых     знаний о действительности.

•Проблема возникает в результате появившегося противоречия, требующего разрешения (противоречие между знанием и незнанием).

•Формулирование проблемы – исходный момент любого научного исследования.

•Противоречие свидетельствует о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения.

Проблема исследования принимается как категория, обозначающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Проблема исследования должна быть актуальной.

Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения.

Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы.

Формулировка темы должна отражать процесс движения от известного к новому, т. е. динамику научного познания.

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях.

Обратите внимание

Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Объект исследования –  это то, что рассматривается; это та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться, исследоваться.

Объект – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником информации необходимым для исследования. объектом может быть: педагогический процесс (воспитание, развитие, обучение, формирование); педагогическое явление; педагогическая система; процесс развития конкретных психических процессов.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Предмет исследования – это та конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется (с какой стороны рассматривается объект).

Предмет более конкретен, чем объект и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Далее во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель исследования –  это представление автора о будущем результате.

Формулировка цели начинается, как правило, с глаголов:

    – выяснить…

     – сформировать…

     – выявить…

     – разработать…

     – обосновать…

     – определить…

     – создать

     – построить…

Цель – формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; цель конкретизируется и развивается в задачах.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца. Задачи исследования –  это конкретизированные или более частные цели; это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования.

•   Задачи можно формулировать как отдельные этапы или части исследования;

•   Задачи могут называть те элементы, которые в ходе исследования должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны, изучены и т. д.

Задача – предполагаемый, локализованный результат исследования. В педагогическом исследовании существует иерархическая организованная последовательность постановки задач:

1) связана с выявлением, уточнением, углублением сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

2) связана с анализом реального состояния предмета исследования;

Важно

3) связана с особенностями преобразования, моделирования опытно-экспериментальной проверки;

4) связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования изучаемого явления и процесса, то есть с практическими аспектами работы.

В психологическом исследовании специфика постановки задач определяется основными этапами исследовательской деятельности: анализ литературы; изучение проблемы; анализ и обработка результатов; интерпретация результатов; разработка программы коррекции какого-либо направления (или формулировка выводов); проведение контрольного эксперимента; анализ результатов; формулировка выводов и заключения.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой      регистрации актов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;  проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.

Гипотеза исследования –  это развернутое предположение, указывающее на то, каким образом исследователь планирует достичь поставленной цели.

Формулируется гипотеза по схеме: «Если …, то…, так как …» или «Чем…, тем…, так как …» (описательная сторона, объяснительная и прогностическая).

Гипотеза – это ведущая идея автора, она не должна носить очевидного характера и демонстрировать столь явные предположения, которые нет смысла проверять.

Совет

Гипотеза – предположение, в котором на основе фактов делается выбор об объекте, о причинах явления, причем это предположение нельзя считать доказанным. Это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования, допущение того, в какой взаимосвязи находится изучаемое явление с другими, какова его внутренняя структура.

Структура гипотезы:

-утверждение (например: процесс будет эффективным…);

-предположение (например: если будут соблюдены следующие условия…);

-научное обоснование (например: потому что существуют закономерности…).

Также гипотеза может состоять только из утверждения и предположения, обоснования в ясном виде не формулируются.

Методы исследования (см. «Методы исследования»)

1. Эмпирические методы:

-наблюдение (стандартизированное, свободное, включенное, контролируемое, прямое или косвенное);

-контент-анализ (анализ документации);

-изучение литературы по теме эксперимента;

-опросы (социологические);

-анкетирование (закрытое, открытое, комбинированное);

-тестирование (интеллектуальные, личностные, вербальные, бланковые, процессуальные, проектные, тесты состояний и свойств, тесты достижений в какой-либо области и т. д.);

-метод измерения (получение количественных данных об изучаемых объектах);

-интервьюирование.

2. Теоретические методы:

-логические методы познания (мыслительные операции): анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, интегрирование, систематизация, моделирование, умозаключение;

-метод формирования гипотез;

-метод продуцирования идей;

-мысленный эксперимент;

-метод проектирования (прогнозирования).

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

– определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

– изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

– обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

– перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида работы учащегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При описании методик обязательными данными являются ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

Обратите внимание

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

– выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;

– выводы должны соответствовать поставленным задачам;

– выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

– выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования.

В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования.

Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы (см. «Правила оформления библиографии»), куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: объёмные рисунки, справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

Источник: https://pedtehno.ru/content/metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-nauchno-issledovatelskoy-raboty

Ссылка на основную публикацию