Как писать эссе по русскому языку и литературе: эссе по русскому языку и литературе, правила написания эссе по русскому языку, как правильно написать эссе

Как написать эссе?

Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает. Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.

Что такое эссе

Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.

Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты» как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.

Мишель Монтень

Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики.

Андре Моруа

Вольтер

Дени Дидро

Есть и наши авторы. Это Константин Паустовский, Юрий Олеша, Дмитрий Быков, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин.

Константин Паустовский

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Быков

Юрий Олеша

Даниил Гранин

Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.

Обратите внимание

Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.

Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка.

Тут нет никаких рамок!

Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.

Форма и виды эссе

Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.

Основные типы:

  • Субъективное (личностное) — раскрывается определенная сторона личности автора
  • Объективное — относится к какой-то идее или предмету описания. Например, какой-то специалист пишет материал на определенную тему.

По содержанию:

  • Духовно-религиозное
  • Философское
  • Художественное-публицистическое
  • Литературно-критическое
  • Художественное
  • Историческое и прочее

По литературной форме:

  • Письмо
  • Рецензия
  • Страничка из дневника
  • Лирическая миниатюра
  • Заметки и прочее

Еще бывает:

  • Аналитическое
  • Описательное
  • Критическое
  • Повествовательное
  • Рефлексивное и так далее

Как писать эссе

Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно.

Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:

  • Небольшой объем и конкретная тема
  • Личностный подход к раскрытию, субъективность
  • Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
  • Свободное использование лексического состава языка
  • Атмосфера доверия, беседа
  • «Я в мире» и «мир во мне»

Объем эссе и тематика

Объем эссе для научных материалов составляет в пределах 2 — 3 тысячи знаков. Как правило, это для студентов и специалистов. Больше встречается редко. В жанре журналистики может быть только еще меньше.

Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги.

Следующий признак, это конкретная тема.

Мы не пишем эссе на тему «мир во всем мире». Не нужно чтобы получались дневники деревенского философа после бутылки самогона. Нужно ограничить себя какой-то конкретной темой и проблемой.

Подход и композиция

Это еще и личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе.

Следующее, это свободная композиция.

Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.

Например, вы пишите о том, как пошли в московскую булочную. На улице увидели, как молодой человек решил помочь пожилому мужчине перейти дорогу.

Это натолкнуло вас на размышление о морали современной молодежи. На ваши воспоминания о Москве не сегодняшнего дня, а 1943 года. Тогда вы были ребенком и тоже наблюдали похожую ситуацию.

То есть в жанре эссе можно уйти во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция.

Фразы для эссе

Еще признак, это свободное использование лексического состава языка. Это все те фразы для эссе, которые программа Word нам подчеркивает.

При написании эссе, это вас не должно волновать! Ведь в таком жанре можно использовать все богатство лексического языка.

Атмосфера и правила написания эссе

Еще здесь сохраняется атмосфера доверия. Это такая задушевная беседа с читателем за чашкой чая на кухне.

В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к этому событию.

Правила написания эссе:

  1. Писать о том, что интересно
  2. О то, что думаешь или ощущаешь
  3. Писать так, как хочется

Получается, что писать в таком жанре — это значит стараться быть свободным. Но писать свободно, это не значит, как попало.

Чтобы написанное было интересно другим людям, нужно все оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно и увлекательно. Обучаться свободному полету.

Эссе на тему

Многие сталкиваются с такой проблемой, как написать эссе на тему, которая подходит именно для меня. Как правило, не было бы темы, было лишь желание.

Скажу, что для каждого из нас припасено бесконечное количество тем. Все они запрятаны в нашем собственном невнимании.

Поэтому в первую очередь нужно научиться замечать удивительное в неприметном — такое, о чем захочется написать.

Важно

Еще одна важная часть, это суметь сберечь найденную тему. Поэтому лучше заранее ее записать, чем пытаться просто запомнить.

В общем, тут очень легко подобрать тему.

Можно написать о том, что сейчас пришло в голову. Или о том, что вам наиболее интересно в жизни. Можно даже написать о своем страхе или мечте.

События

Темой могут послужить события. Это то, что происходят вокруг нас. Крупные, мелкие и даже еле заметные. В каждом из них скрыта своя тема. А если сам участвуешь в этом событии, то можно разглядеть его изнутри.

Очень полезно написать о событии по горячим следам.

Если что-то произошло недавно, то можно вспомнить подробности, которые потом начинают забываться. А если к событию, добавить фантазию, то оно может стать прекрасной темой для сказки.

Ситуации

Тема кроется и в ситуации. Всякое привычное положение дел постепенно перестаешь замечать. Но в любую ситуацию можно всмотреться заново если найти новую точку зрения.

В литературе такой прием называется «остранение» от слова «странный».

Взгляни на привычное глазами марсианина, который в первый раз прилетел на Землю. Еще можно посмотреть на ситуацию глазами ребенка и даже кота.

Впечатления

Из новых впечатлений тему добыть вроде бы легче. Но и в старых можно обнаружить что-то важное, чему раньше не придавали значения.

Если что-то вбилось в память, значит было из-за чего. Поэтому лишний раз проработайте все свои впечатления. Уверен, найдете что-то интересное для себя.

Переживания

Это еще более плодоносный слой, чтобы написать эссе на нужную тему. Каждое переживание погружает тебя в некоторую тему.

Переживания — это внутренние события. Они еще глубже внешних и любых других впечатлений. Нужно только подумать — какой жанр лучше подходит чтобы написать о том или ином переживании.

Люди

Каждый из тех людей, кто рядом с нами, это тоже сокровищница тем. У другого человека свои события, впечатления и переживания. Поэтому нужно пообщаться с такими людьми. Расспросить их или выслушать.

Попробуйте вглядеться в незнакомого человека, который находится недалеко от вас. Представьте, кем он работает и какой у него характер. Что необычного случалось в его жизни.

Предметы

Еще для тем служат предметы. Можно написать сочинение эссе на тему от случайно доставшегося вам предмета. Кажется, что любая вещь хочет, чтобы ее разгадали.

К примеру, с виду обычный камень.

Но если прикоснуться к нему своим воображением, то он может стать метеоритом. Еще может быть волшебным камнем алхимика или сувениром из далеких земель.

Структура и план эссе

Теперь давайте разберем, каким должен быть план эссе и что сюда писать. Вот структура написания материала:

  1. Вступление
  2. Основные причины
  3. Дополнительные причины
  4. Развязка
  5. Заключение

Возможно, некоторые из вас не знают, как начать эссе. Но не переживайте! Тут ничего сложного нет. В первой части (введении) достаточно обозначить то, как собираетесь решать проблему.

Особо тут не расписывайте!

Размер вступления должен быть небольшим. Просто опишите в общих чертах решение проблемы. Или же можно сразу задать вопрос читателю, а уже в других частях его раскрывать.

В частях 2 и 3 вы должны продемонстрировать читателю, что разбираетесь в теме. Тут нужно показать, что все сбалансировано.

К примеру, во второй части будут причины, поддерживающие то, что в четвертой части. Это будет «За». А в третьей части будут причины против того, что в четвертой части.

Но это лишь условное деление.

Во второй части у вас могут быть самые сильные причины «за» и «против». А в третьей части какие-то дополнительные причины.

Главный способ написать хороший материал — это писать по плану. Но он не должен быть слишком подробным. Были схемы, где прописывали от и до. Но сочинения в таких случаях получались не самыми хорошими.

Развязка — это то, что вы утверждаете и очень четко заявляете. Это должно быть что-то из второй или третьей части. Добавляете какую-то информацию от себя лично. Она важна именно для вашего эссе и утверждения. Поэтому четвертый пункт — это развязка.

Источник: https://alzari.ru/ehsse.html

Как писать эссе по литературе: правила с примерами и шаблонами

ЕГЭ по литературе, как правило, выбирают будущие филологи, лингвисты, учителя русского языка и литературы. Получить за него высокий балл довольно сложно. Основная трудность связана с подготовкой к экзамену. Нужно знать, как писать эссе, требования к его структуре и оформлению, а также критерии оценки текста.

Как писать эссе по литературе — особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, на которые нужно дать краткий или развёрнутый ответ. Вторая часть содержит 4 задания. Нужно выбрать одно из них и написать на эту тему сочинение-эссе. Важно дать понятный и обоснованный ответ на вопрос. При этом не нужно пересказывать всё произведение или отвлекаться на посторонние вопросы.

Темы заранее не известны. Но они относятся к трём блокам:

  1. Древнерусская литература и литература XVIII — первой половины XIX веков.
  2. Литература второй половины XIX века.
  3. Литературные произведения конца XIX — начала XXI века.

Чтобы развёрнуто и уверенно ответить на все вопросы и написать эссе, нужно обладать хорошими знаниями

Желательный объём — от 200 слов (включая служебные). Если слов менее 150, сочинение не принимается (за него ставится 0 баллов). Но важен не только объём, но и содержание, а также структура эссе. Они оцениваются по определённым критериям, от которых зависит итоговая оценка.

Структура и содержание

Структура должна быть понятной и простой. Эссе для ЕГЭ, как и другие виды сочинений, состоит из трёх частей:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении обозначается основная проблема или вопрос сочинения. Желательно написать об авторе или истории создания произведения, чтобы был более понятен контекст.

Можно привести цитату литературного критика, касающуюся произведения или темы эссе. Но делать это нужно только в том случае, если помните цитату дословно и не сделаете ошибок в фамилии, имени и отчестве критика. Если есть какие-то сомнения, от цитирования лучше отказаться. Важно и правильно оформить цитату.

Начинать мини-сочинение можно, например, такими словами:

  • «Полагаю, многих интересует эта тема…»;
  • «С… (проблемой) сталкивался, пожалуй, любой человек. Но… (основной вопрос сочинения)? Именно этот вопрос раскрывается в произведении…»;
  • «Проблема… волнует многих. И… (ФИО автора) не обошёл её своим».

Сочинение сначала лучше написать на черновике, внимательно проверить и перенести в чистовик

Вторая часть, как правило, самая объёмная. Её также необходимо строить по определённому плану. Сначала пишется тезис — это ответ на выбранный вопрос.

Он может быть связан с проблемой поиска жизненной цели, важного выбора, проблему предательства или трусости и т. п. После него следует комментарий, из которого должно быть понятно, почему автор затрагивает данную тему.

Совет

Ему не нужно уделять особого внимания, достаточно двух предложений.

Затем излагается позиция автора по этому вопросу. Её можно подкрепить цитатой из произведения. После этого выскажите собственное мнение. Оно должно быть выражено не расплывчато, а точно и конкретно. Свою позицию нужно аргументировать. Для этого подойдут:

  • анализ основной проблемы произведения;
  • цитаты с комментариями;
  • интерпретация содержания и т. п.

Необходимо привести два аргумента. Первый из них обязательно должен быть связан с примером из русской литературы. Во втором может затрагиваться жизненный опыт, зарубежная литература, художественный фильм, примеры из истории и т. п.

При описании и анализе необходимо использовать литературные и исторические термины. К литературной терминологии относятся такие слова как «сюжет», «конфликт», «развязка» и другие.

Здесь пригодятся такие шаблоны:

  • «Проблема, поднятая автором в этом произведении, очень важна (актуальна) … Точка зрения автора состоит в том, что… Эта позиция подтверждается такими словами: … (цитата из произведения)»;
  • «Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, …».

Или:

  • «В произведении показана мысль … Это подтверждается такими эпизодами … Герой сталкивается с …»;
  • «Мне близка позиция автора … Эта тема находит отражение и в других произведениях искусства. Например, …».

В последней части подводится общий итог, снова высказывается основная мысль эссе. В сочинении она высказывается трижды: во введении, основной части и заключении.

Но их необходимо сформулировать разными словами. Кроме того, различается и характер формулировок. Первый раз проблема обозначается в вопросительном ключе, второй раз — подробно и утвердительно.

А в завершение — тоже утвердительно, но более сжато.

Пригодятся, например, подобные формулировки:

  • «В заключение хотелось бы сказать …»;
  • «Таким образом, из этого можно сделать вывод …»;
  • «После знакомства с произведением понимаешь …».

Как оформить

Лучше сначала записать эссе на черновике, проверить и при необходимости исправить или дополнить. И только после этого переписать на чистовик, соблюдая требования по оформлению.

План сочинения в этом случае не пишется, начинать писать нужно сразу с введения. Если у мини-сочинения есть эпиграф, он пишется в правой части листа и без кавычек. Ниже подписывается фамилия и инициалы автора высказывания.

Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых выражает отдельную мысль. Сплошной текст читается и воспринимается хуже, поэтому не получит высокую оценку. Естественно, каждая часть эссе также начинается с красной строки.

Одно из требований к работе — правильное оформление

Поскольку для аргументации приводятся цитаты, напомним основные правила их оформления.

Они такие же, как и у предложений с прямой речью. В зависимости от взаимного расположения самой цитаты и указания авторства, выделяется несколько вариантов.

В первом из них сначала указывается, кем сказаны эти слова. Затем ставятся двоеточие и кавычки. С большой буквы пишется высказывание. После этого закрываются кавычки, и только после них ставится точка. Если авторский текст завершается вопросительным или восклицательным знаком, они ставятся внутри кавычек.

Иногда указание на авторство размещается после или в середине цитаты. Тогда она пишется в кавычках и с большой буквы. После кавычек ставится запятая и тире. Затем с маленькой буквы пишутся слова о том, кому принадлежит высказывание. Если оно продолжается, ставится запятая и цитата дописывается, а кавычки ставятся после всего текста.

Если цитата большая, её можно сократить. Тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие. Если с него начинается предложение, первое слово пишется с маленькой буквы.

Эти правила относятся к прозе, а стихотворный текст цитируется иначе. Каждая строка, включая первую, пишется с нового абзаца. Старайтесь размещать стихотворение в центральной части страницы. Кавычки в этом случае не нужны.

Пример эссе по литературе.

Фразы-клише

Стандартные формулировки довольно полезны при работе над сочинением. Они остаются в памяти даже при волнении на экзамене. Фразы-клише помогают правильно структурировать текст, задают тон общему стилю повествования. Кроме того, они хорошо воспринимаются проверяющими.

Также подойдут афоризмы, известные пословицы и небольшие по объёму цитаты. Но их нужно использовать умеренно и гармонично вписывать в текст эссе.

Некоторые из клише приведены в качестве примеров при описании структуры эссе. Рассмотрим и другие, для удобства они разбиты на группы.

Формулировка проблемы

  • Что такое … ? В чём заключается … ? Эти вопросы рассматривает в … (произведении) автор;
  • Автора глубоко волнует тема (вопрос) …;
  • Автор затрагивает важную тему: …;
  • Произведение посвящено одной из важнейших проблем: …;
  • Что значит … ? Как поступить, если … ? Зачем … ? Подобными вопросами хотя бы раз в жизни задаётся любой человек. Автор рассмотрел этот вопрос в произведении …;
  • Эта тема волнует многих …;
  • Для большинства актуален вопрос …;
  • Во все времена актуальна проблема …

Выражение позиции автора

  • Авторская позиция по данному вопросу такова: …;
  • Позиция автора выражена им довольно ясно. Основная идея заключается в том, что …;
  • Автор полагает (считает), что …;
  • Суть позиции автора заключается в следующем: …;
  • Автор обращает наше внимание на то, что …;
  • Автор выражает мысль, что …;
  • Автор раскрывает проблему, связанную с …

Выражение собственной позиции

  • Трудно не согласиться с автором …;
  • Моя точка зрения по этом вопросу сходна с авторской …;
  • Не могу полностью согласиться с автором …;
  • Придерживаюсь того же мнения, что и автор …;
  • Я (не) согласен с автором в том, что …;
  • Невозможно не согласиться с доводами автора о том, что …;
  • Мне близка позиция …;
  • Бесспорно, автор прав в том, что …

Аргументация

  • Обратимся к произведению …;
  • Именно об этом идёт речь в произведении …;
  • В произведении рассматривается вопрос …;
  • Это подтверждается таким эпизодом …;
  • В жизни приходится сталкиваться с …;
  • Данная проблема рассматривается и в других произведениях, например, …;
  • Например, в произведении … герой … (произносит слова, совершает поступок);
  • На примере жизни героя можно увидеть, что …

Выводы

  • После прочтения становится понятно, что …;
  • Автор стремился показать, что …;
  • После знакомства с героями понимаешь, что …;
  • Автор считает важной проблему …;
  • После прочтения этого произведения становится понятно …;
  • Автор подводит читателей к мысли о том, что …;
  • Таким образом, приходим к выводу, что …;
  • Полагаю, мне удалось доказать, что …

В качестве клише можно использовать цитаты из книг

Критерии оценки эссе по литературе

Для того чтобы сочинение оценивалось более объективно, разработаны определённые критерии. В 2018 году они несколько изменились и сейчас они таковы:

  • соответствие теме;
  • использование текста для аргументации точки зрения;
  • присутствие теоретико-литературных понятий;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев (кроме второго) начисляется от 0 до 3 баллов. По второму параметру наибольший возможный балл — 2.

Первый критерий показывает, содержится ли в эссе ответ на заданный вопрос или мнение по теме. Должен быть назван автор и произведение. Авторскую позицию необходимо передать правильно.

Баллы не начисляются, если тема не раскрыта или сочинение написано о другом (содержание не соответствует названию). Этот пункт — самый важный. Если тема не раскрыта, на соответствие другим параметрам эссе не проверяется. По всем остальным пунктам тоже проставляется 0 баллов.

По второму критерию оценивается аргументированность сочинения. Имеет значение, как именно обосновывается мысль. Желательно, чтобы были отсылки к конкретным эпизодам, анализ элементов текста и т. п.

Если в эссе присутствуют фактологические ошибки, оценка снижается. К ним относятся, например, ошибка в имени персонажа или сюжете. 0 баллов ставится, если рассуждения не подтверждаются обращением к тексту.

Ещё один возможный вариант — три и больше фактических ошибок.

Обратите внимание

Следующий критерий показывает, включены ли в текст эссе описания художественных приёмов или средств. Желательно использовать их при анализе текста произведения и ответа на общий вопрос.

Композиционная целостность оценивается по таким параметрам:

  • есть ли общий композиционный замысел;
  • соблюдены ли пропорции между частями;
  • соблюдается ли последовательность изложения.

Последний критерий — соблюдение речевых норм. Эссе должно быть написано литературным русским языком, без жаргонизмов и речевых ошибок. За одну ошибку или их отсутствие ставится 3 балла. Две-три ошибки дадут 2 балла, четыре — только 1. А если речевых ошибок пять и более, баллы не начислят.

Максимальное количество баллов за эссе — 14, минимальное — 0. Они суммируются с полученными за первую часть (ответы на вопросы). Баллы затем переводятся в оценку за эссе.

Видео: задание №17 ЕГЭ по литературе — как правильно написать сочинение по литературе

Чтобы сдать экзамен по литературе, недостаточно только читать произведения из школьной программы. Нужно и тренироваться писать сочинение. В хорошем эссе для ЕГЭ важно и содержание, и оформление. Но если знать критерии, по которым оценивается текст, то подготовиться будет значительно проще.

Источник: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-literature.html

Как научиться писать сочинения по русскому языку

Вам понадобится

  • Методические пособия, художественная литература, практика.

Инструкция

Читайте книги, как традиционные, бумажные, так и электронные. Как правило, лучше всего общаются по-русски те люди, которые за свою жизнь перечитали много различной литературы, начиная от шедевров классиков, заканчивая энциклопедиями и современной беллетристикой. Кроме того, чтение совершенствует письменную грамотность, что немаловажно.

В настоящее время широкое распространение получили аудиокниги, прослушивая которые, можно существенно пополнять свой вокабуляр и узнавать много нового и интересного об особенностях русской речи.

Регулярно поддерживайте отношения с большим количеством людей. Встречайтесь с ними, созванивайтесь, общайтесь через интернет.

Это позволит вам практическим путем оттачивать навыки владения языком. Старайтесь не использовать в своей речи слова-паразиты, шаблонные выражения, сленг и ругательства. Лучше заменять весь речевой “мусор” литературной речью. Научитесь правильно строить предложения, чтобы вас смог понять собеседник.

Разговаривая о чем-то, старайтесь заменять повторяющиеся слова синонимами.

Найдите одного или нескольких наставников, чья разговорная речь производит на вас положительное впечатление. Уговорите их поделиться с вами ценными секретами, благодаря которым они сумели освоить русский язык.

Практикуйтесь с ними в беседах и дискуссиях на всевозможные темы, а также в прочих словесных баталиях.

Начните заниматься творчеством. Сочинение стихов, рассказов, миниатюр, слоганов отлично развивает мышление и коммуникативные способности.

Время от времени возвращайтесь к незавершенным и законченным произведениям, “шлифуйте” их и доводите до совершенства.

Прежде чем высказаться, мысленно продумывайте фразу целиком. Постепенно этот процесс начнет занимать все меньше и меньше времени. Взвешивайте каждое слово. Ваша задача – научиться эффектно, грамотно и своеобразно излагать собственные мысли в зависимости от конкретного слушателя. Иными словами, нужна определенная гибкость, индивидуальный подход к собеседнику.

Важно

Не бойтесь ошибок, все равно от них полностью нельзя застраховаться. Лучше действовать и ошибаться, чем бездействовать. Мониторьте свои речевые промахи посредством записи разговоров на диктофон и старайтесь избегать их впоследствии.

Полезный совет

Если вы не любите изучать что-либо самостоятельно, запишитесь на групповые курсы русского языка или ораторского искусства, которые помогут вам, наконец, начать гордиться своей речью.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-74763-kak-nauchitsya-pisat-sochineniya-po-russkomu-yazyku

Статья по русскому языку по теме: Как написать ЭССЕ

Эссе

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область — литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

  1. образностью
  2. афористичностью
  3. парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  1. привлекает многочисленные примеры
  2. проводит параллели
  3. подбирает аналогии
  4. использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  1. метафоры
  2. аллегорические и притчевые образы
  3. символы
  4. сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  1. непредсказуемые выводы
  2. неожиданные повороты
  3. интересные сцепления

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе.

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
  2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
  4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/18/kak-napisat-esse

Как написать сочинение? Сочинение по русскому языку :

Не все школьники любят писать сочинения, не у всех они получаются. Если кому-то легко передавать свои мысли понятным грамотным языком, то другому такая работа кажется затруднительной. А как написать сочинение таким школьникам?

В этой статье мы расскажем, как написать данный вид письменной работы правильно и легко. Поделимся, из чего должны состоять сочинения, как составить план будущего текста, как писать по заданной теме или картине. С помощью нашей информации вы научитесь писать грамотно и содержательно!

Что такое сочинение?

С.И. Ожегов считал, что сочинение – это работа, которая показывает знания школьника по заданной теме, а также умение излагать свои мысли. С этим трудно не согласиться.

Но хочется также добавить, что этот вид письменной работы представляет собой и последовательность сюжета. Она помогает улавливать цель произведения, ее основную мысль.

Поэтому можно дополнить это определение таким образом: «Сочинение – это работа, показывающая знания школьника по заданной теме и умение последовательно излагать свои мысли».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный вид письменного труда представляет некую структуру, которую следует соблюдать, чтобы текст получился цельным.

Школьники часто пишут сочинение по русскому языку или литературе (и по другим предметам). От их умения писать и передавать свои мысли зависит их успеваемость. Но это даже не главное.

В первую очередь сочинения учат выражать свои мысли, делиться ими, высказываться. А эти умения очень важны для успешного взаимодействия с окружающими.

Поэтому над этим нужно работать, нужно развивать навыки сочинительства.

Что оно представляет собой?

Чтобы развить навыки сочинительства, нужно для начала запомнить, из чего состоит сочинение. Это поможет нам научиться передавать свои мысли последовательно. Таким образом, наш текст получится не просто содержательным, но логически построенным.

Итак, сочинение состоит из трех частей. Это вступление, основная часть и заключение. Все эти компоненты должны присутствовать в тексте. Если один из них отсутствует, то это снизит качество сочинения и оценку за него.

Пройдемся по этим частям. Задача вступления состоит во введении в тему и передаче некоторых сведений по ней. Также здесь можно заинтересовать читателя.

Основная часть – здесь школьник должен показать все свои знания по заданной теме. Здесь он должен уметь анализировать, описывать. При этом не забывать излагать свои мысли логически и последовательно.

В заключении делается вывод, в котором выделяется основная мысль всего сочинения.

Текст, состоящий из всех вышеуказанных компонентов, будет цельным, последовательным и грамотным. Он покажет умение школьника излагать свои мысли правильно и логично.

Как написать сочинение?

В школе дети изучают разные темы. По некоторым из них им дают задание написать сочинение. Таким образом, учителя узнают, насколько ученики усвоили пройденные темы.

И школьники пишут сочинение по русскому языку и по другим предметам, при этом плохо представляя конечный результат своего письменного труда.

Это связано с тем, что многие просто начинают писать изложение, содержание пройденного, пропуская три основные части текста (вступление, основную часть и заключение). В итоге получается “сырая” и непоследовательная работа, в которой нечетко выражена основная мысль.

Совет

Учителя русского языка и литературы учат школьников, как написать сочинение правильно. Но тем не менее ученики продолжают писать изложения без композиционного деления текста. Это ошибочно.

И если так трудно писать по композиции, может, тогда стоит научиться составлять план текста? Этот способ помог написать сочинения, статьи, произведения многим людям.

И он является одним из главных правил по написанию текста.

Составляем план сочинения

Предположим, вам дали задание по русской литературе написать работу о конфликте поколений по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». И вы думаете: “Что же написать?” Для начала нужно составить план сочинения письменно. Он должен быть выстроен композиционно верно. Это означает, что он должен быть написан исходя из трех основных частей текста.

Итак, составляем план. В первой части, во вступлении, пишем о проблеме отцов и детей, о том, что она вечная и рассматривается во многих произведениях литературы. Далее приступаем к основной части.

Здесь мы пишем, как раскрывается тема конфликта двух поколений в романе Тургенева. Пишем о взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым и его родителями.

Проводим их анализ, отмечаем их различия, положительные и отрицательные стороны обоих фронтов.

Эту основную часть стоит разделить на 2-4 части. В первой писать о Базарове и Павле Петровиче. Во второй – об их отличиях, сходстве и характеристике. В третьей – об отношениях Базарова с его родителями. В 4-ой – о том, как на самом деле родители главного героя любят своего сына.

Можно сильнее углубиться в тему и затронуть второстепенного героя Аркадия, в котором не выражен конфликт между поколениями по сравнению с Базаровым.

В заключительной части пишем следующее. Конфликт между поколениями является одним из важнейших тем в литературе. Роман Тургенева показал нам положительные и отрицательные стороны обоих фронтов.

Обратите внимание

Автор не выступает перед читателями ни за старшее, ни за молодое поколение. Таким образом, он показывает, что это проблема вечная, классическая, актуальная на все времена.

Что она, по сути, нерешаемая.

Как написать сочинение по картине

На примере романа Тургенева «Отцы и дети» мы узнали, как составлять план для будущего текста. Сейчас мы будем учиться писать сочинение по картине.

Подобная работа помогает детям развивать фантазию, учит анализировать, думать. Поэтому учителя дают такие задания. Особенно младшим классам.

Когда нужно написать сочинение по картине, необходимо также придерживаться композиции в тексте. Во вступлении пишем, какой рисунок перед вами. Например: «Передо мной картина В. Васнецова “Богатыри…”».

Далее пишем о том, что на ней изображено. Это и будет вступлением. Затем идет основная часть. Тут мы описываем всю картину.

В заключении можно отметить, что хотел сказать автор своим рисунком, что он передает, рассказать о своих ощущениях при рассматривании изображения.

Заключение

Написать сочинение на тему, заданную учителем, на самом деле не так уж и трудно. В этом деле главное – запомнить композиционное деление текста и, исходя из него, составить план.

Говорят, что все приходит с опытом. Также и с сочинениями. Чем больше вы будете писать, тем лучше будут получаться ваши тексты. Поэтому не бойтесь сочинений. Пишите их самостоятельно без участия родителей. Не списывайте их из сборников готовых сочинений. Работая самостоятельно, вы научитесь грамотно излагать свои мысли, а это верный путь успешного общения!

Источник: https://www.syl.ru/article/179516/new_kak-napisat-sochinenie-sochinenie-po-russkomu-yazyiku

Как написать хорошее эссе

Памятки для учащихся, помогающие написать эссе

Как написать домашнее эссе 

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1         изучите заданный на дом теоретический материал;

2         уясните особенности заявленной темы эссе;

3         продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4         выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5         определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6         составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1         напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2         проанализируйте содержание написанного;

3         проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

4         внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структура эссе

Элемент структуры % к общему объему работы
Начало (актуализация заявленной темы) 20%
ТезисТри аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подходПереформулировка тезиса 60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%

Требования, предъявляемые к эссе

1         Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2         Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3         Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4         Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Важно

5         Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6         Эссе должно содержать убедительную аргументацию  заявленной по проблеме.

Что такое эссе

         Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому – «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

         Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

          В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

          «Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

         «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе,  прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

         Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

1         Наличие конкретной темы или вопроса.

2         Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3         Небольшой объем.

4         Свободная композиция.

5         Непринужденность повествования.

6         Парадоксальность.

7         Внутреннее смысловое единство

8         Открытость

Выбор темы

  Эссе – это единственное задание, которое являетсяальтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

3)может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

Совет

4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Памятка при выборе темы для эссе

1         Познакомься с предложенными темами.

2         Определи, к какой базовой науке относится каждая тема.

3         Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»).

4         Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)

5         Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

         Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.

    Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание

     Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

Обратите внимание

      В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Урок по созданию миниатюр.

Десять ладошек – и десять снежинок,

Десять дождинок и десять слезинок,

Зимнее кружево в детском сердечке

Тает и тает,  словно у печки…

А.И.

У меня на ладони снежинка!

Одна, другая, третья…Их много. Тают, тают, тают, превращаясь в слёзы.

Какая короткая жизнь – одно мгновение. Так красиво летела, сверкала, жила, почувствовала тепло – умерла. Умирают, оказывается, и от человеческого тепла…

 (Учитель)

У меня на ладони снежинка!

Она, испугавшись человеческого голоса, начала дрожать своим бездыханным тельцем. Я ничем не мог ей помочь. Несмотря на мороз и сильный ветер, она медленно таяла, и мне казалось, что она плачет. Её слезинка потекла по моей ладони. Мне хотелось тоже заплакать, но тут же прилетели такие же маленькие, нежные – их было много… Я подумал о бесконечности жизни.  (Макар Сергей)

Источник: http://zelena685.blogspot.com/2014/01/blog-post.html

Примеры (образцы) написания эссе

Готовые эссе на разные темы.

« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается».

Банк предоставляет свои услуги тем, у кого есть средства и источники доходов. Банковская система – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Банковская система состоит из двух уровней: Центробанка – главного банка страны, и кредитных организаций.

Функции коммерческих банков можно разделить на активные и пассивные. Одной из активных функций банка является выдача кредита. Кредит – предоставление физическому или юридическому лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм.

Основными принципами кредитования являются: срочность, платность, возвратность и гарантированность. Кредиты могут различаться по способу кредитования, по срокам, по характеру предоставления кредита и по субъектам кредитования. В данном высказывании автор поднимает проблему активных функций банка. Я согласна с автором.

Во- первых, чем обеспеченней человек, тем большая вероятность, что он выплатит кредит в срок. Во- вторых, банкам выгоднее работать с состоятельными клиентами, так как они берут кредиты на большие суммы, обеспечивая тем самым банку большее получение прибыли. В-третьих, работа с обеспеченными клиентами связана с минимизацией рисков и увеличением престижа банка.

В России кредитные организации должны получить лицензию на деятельность от Центробанка. Развитие банковской системы России не отстает от других стран. Особым спросом пользуются ипотечные кредиты, объем которых в 2012 году превысил докризисный уровень.

В силу своего возраста, я не могу взять кредит, но считаю, если разумно и ответственно подойти к этому вопросу, то можно, благодаря кредиту, выйти из сложного финансового положения. Менее обеспеченным людям сложнее получить кредит, чем богатым, но иногда это единственная возможность решить свои проблемы.

Челоянц Наира, 10 А класс.

«Богатым человека делает его сердце»
Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым. Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей.

Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества.

Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища. В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей.

Важно

Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения. Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества.

Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения.

В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться. Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.

Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

https://5-ege.ru/primery-obrazcy-napisaniya-esse/

Павел Зайцев.

« Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» У. Мизнер.

Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения.

На протяжении всей жизни человек  приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации – усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус. Положение человека в страте на взгляд М.

Вебера определяется четырьмя основными критериями : доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность – изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре. Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая.

Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность – когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную – когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты.

Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами.

Совет

В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа – когда законодательно  смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство ( миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру.

Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу.

Я считаю, что поведение человека, который  добился в жизни каких – то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.

В  реальной жизни  много примеров, когда человек из простой семьи достигает больших высот.

Никита Хрущёв родился в простой крестьянской семье и стал генеральным секретарём КПСС и руководителем Советского государства.

Билл Гейтц, родившийся в семье адвоката и отличавшийся плохим поведением в школе, стал одним из самых богатых людей мира.  Так же много примеров, когда человек в ходе финансового кризиса в одночасье теряет всё.

Моё положение в обществе, несомненно, будет меняться на протяжении жизни. Но я постараюсь, не  смотря ни на какие изменения, оставаться, прежде всего,  человеком. Есть вещи, которые гораздо важней, чем социальное положение   или материальное благополучие – любовь, дружба, уважение.

Всегда думай о том, как живётся людям, которые ниже тебя по социальному положению, оставайся человеком!

Фолимонов Сергей.

Рекомендуем:

  • Шпаргалки по обществознанию для ЕГЭ и ОГЭ 9-11 класс
  • Морфологический анализ слова, примеры
  • Шаблоны сочинений ЕГЭ
  • Проблема и позиция. Часть С
  • Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Источник: https://5-ege.ru/primery-obrazcy-napisaniya-esse/

Ссылка на основную публикацию