Мотивация к учебе у студентов. как повысить мотивацию учиться. не впадаем в прокрастинацию!

17 способов мотивировать “взрослых учеников” – Образование сегодня

Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты.

Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

Обратите внимание

Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки

Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку

Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес.

Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее.

Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

3. Объедините учащихся с помощью социальной сети

В ваших руках социальные сети – мощнейщий рабочий инструмент. Он пригодится для совместной работы, обсуждения и обмена информацией. Социальные сети – это приятный обмен знаниями. Наконец, соцсети – это весело!

4. Не ограничивайтесь закадровым голосом

Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку

Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

6. Юмор – ваше все!

С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

7. Дробите информацию

Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

8. Создайте напряжение!

Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры

Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

10. Стимулируйте студентов

Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках

Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций.

Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше.

Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

12. Позаботьтесь о визуальном эффекте

Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

13. Наполните свою лекцию эмоциями

Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.

14. Требуйте от студентов практических результатов их учебы

Пусть расскажут, как они используют новые знания на своем рабочем месте. А если не используют – ваша задача помочь им найти связь теории и практики.

15. Относитесь к студентам уважительно

16. Нуждайтесь в обратной связи

Когда студент знает, что его мнение важно для преподавателя, он учится гораздо охотнее.

17. Демонстрируйте студентам преимущества, которые они получат, окончив учебный курс

Пожалуй, надо было поставить этот пункт на первое место. Ведь иногда одного его достаточно, чтобы мотивировать студента на качественную учебу.

Источник

Источник: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/244-17-sposobov-motivirovat-vzroslykh-uchenikov

О внутренней мотивации, или почему нельзя учиться «из-под палки»

Вместе с вами обсудим, насколько пластично наше мышление, как создать полезные привычки, какие существуют заблуждения об обучении, а также поговорим о том, как приобрести нужные навыки быстро и надолго.  

Американский писатель Джек Керуак в своём романе «В дороге», который является одним из величайших литературных произведений XX века, написал:

Что это за люди? Кто эти сумасшедшие, живущие невероятной, неповседневной жизнью?

Внутри каждого из нас живёт такой безумец. Всё, что ему нужно, чтобы бесконечно светиться, — это внутренняя мотивация и самостоятельно выстроенные привычки.

Нейропластичность

Наш мозг обладает свойством нейропластичности, что означает его способность к перепрограммированию. Этот факт подтверждается десятилетиями исследований, анализирующих различные виды повреждений мозга.

Одна из самых впечатляющих историй последних лет — операция на мозге пациентки Грейс Вёльберг, страдающей тяжёлой формой эпилепсии. Доктор удалил левое полушарие мозга, и вскоре после операции правое полушарие начало восстанавливать функции, утерянные было вместе с левым.

Восстановление прошло настолько успешно, что вскоре Грейс вышла из парализованного состояния. Вот снимок её мозга после операции.

Это потрясающе — биологическое аппаратное обеспечение того устройства, которое находится на наших плечах, имеет на борту около 100 миллиардов нейронов (учитывая нейроглиальные и сателлитные клетки).

Только представьте, какое количество категорий и иерархических структур способна обработать такая сложная система. Детский мозг способен образовывать до 700 новых связей в мозге и синапсов в секунду, в то время как к каждому нейрону подсоединяются десятки тысяч синапсов.

Исходя из наших знаний, мозг человека — самое сложное творение в известной нам вселенной. И познавать его нам приходится, используя его же.

О привычках

Аристотель

Есть такая городская легенда о Пабло Пикассо. Приходит одна дама к великому художнику и просит нарисовать её портрет. Он быстро набросал кое-что на холсте и показал ей. Дама выразила полный восторг и потянулась к картине, чтобы забрать её.

Однако Пикассо остановил её, сказав, что его произведение стоит 100 тысяч долларов. «Как же может двухминутная работа стоить так много?», — спросила леди. «Чтобы сейчас нарисовать вас за две минуты, я работал всю жизнь», — ответил художник.

Обратите внимание

Сейчас немного отвлечёмся от сомнительных историй и покажем вам шикарную визуализацию сигналов, беспрестанно передающихся в нашем мозге. Эта визуализация поможет ещё раз вспомнить об одной важной вещи: как много мы делаем на автопилоте — большую часть сигналов, возникающих внутри наших полушарий, мы не контролируем сознательно.

В своей книге «Сила привычки» Чарлз Дахигг строит целую концепцию вокруг привычек. Когда мы сталкиваемся с незнакомой ситуацией, наш мозг входит в высокочастотный режим. Как только мозг определяет, что с ситуацией он сталкивается не впервые, он начинает строить привычку. Ему это необходимо по двум причинам: ускорить выполнение действий, автоматизируя их; и экономить энергию.

На формирование привычки уходит от 21 до 254 дней (от 3 недель до 9 месяцев) в зависимости от особенностей характера человека и стараний, которые он к этому прилагает. Зато если уж вы приобрели привычку, она остаётся с вами навсегда. Привычки — хоть полезные, хоть вредные, — просты в содержании, но нелегки в приобретении.

Привычка — это инвестиция в будущую эффективность, причём с возможностью реинвестирования в любое время.

Давайте приведём пример.

Если я буду вставать в 6 утра, у меня будет дополнительных 2 часа работы в сутки. Эти два ежедневных часа дают 18 дополнительных рабочих недель в год. Именно это время и становится реинвестируемым; его можно потратить на упражнения, медитацию, занятия спортом, прогулки и наблюдения. Это — часть повседневной рутины, формирующей привычку.

Важно

Скотт Адамс, карикатурист и создатель известной серии комиксов про корпоративные приключения Дилберта, говорит о своём подходе к работе:

Вот ещё прекрасное выступление нейробиолога Вилейанура Рамачандрана на Ted Talks, в котором учёный рассказывает о своих исследованиях нейронов человеческого мозга, формирующих его социальное поведение; именно благодаря свойствам этих нейронов сложилась человеческая цивилизации.

Заучкам живётся очень плохо

Кризисы мотивации и смешанное обучение

Учение сродни удовольствию от музыки. Подумайте: когда вы слушаете музыку, вы вряд ли думаете: «Ну вот, я слушаю музыку, какой я молодец».

Нет, вы просто погружаетесь в атмосферу, мелодию, ритм, вокал, ищете подходящие композиции. С обучением то же самое. Если вы будете думать: «Итак, приступим к изучению чего-то нового», — вы застрянете в стадии прокрастинации.

Вы неизбежно начнёте искать триггер, который позволит вам отвлечься.

Перед тем как продолжить цепочку размышлений, упомянем три популярных заблуждения об обучении:

  1. Нет, вы используете не 10% своего мозга.
  2. Нет, мозг не делится на творческое правое полушарие и логическое левое полушарие.
  3. Нет, не бывает разных стилей обучения.

Грустно, что система образования до сих пор полна догм и почти не предлагает практики. Ученики не должны опускать глаза долу, не должны бояться сделать что-то неправильно, не должны чувствовать себя беспомощными.

Уильям Батлер Йейтс, ирландский поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 г.

Неприязнь к учёбе возникает тогда, когда нам приходится учиться. Учителя, родители, HR-менеджер заставляют нас учиться.

У тех, кто нас учит, есть одна проблема: у них больше опыта, но этот опыт не даёт им увидеть целостную картину за деталями и нюансами. Так пропадает естественный интерес к предмету.

Так возникают учебные материалы, не вовлекающие и не увлекающие. Так нами движет внешняя мотивация, которая вредна по нескольким причинам.

Внешней мотивации всегда сопутствует прокрастинация.

Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию

По данным не очень свежего, но достойного американского исследования, более 70% американских студентов во время изучения материала отвлекаются всеми доступными способами: начинают убираться в комнате, читать статьи, общаться в социальных сетях, — тратят своё ценное время вместо того, чтобы заниматься тем, что им действительно интересно.

У внешней мотивации есть и более серьёзные долгосрочные отрицательные последствия. Чувство неудовлетворённости от обучения превращает процесс учёбы в болезненный. Кстати, именно поэтому мы начинаем верить в оправдания вроде существования мифических «левополушарных» и «правополушарных» способностей.

Нам хочется прикрыть отсутствие мотивации врождённой неспособностью. Так мы избегаем нелюбимой учёбы и… снижаем наши шансы на культивирование богатого и широкого мышления. Однако самые тяжёлые последствия такого подхода настигают тех, кто упорно заставляет себя учиться.

Профессор Йельского университета Уильям Дерешевич говорит об этом:

Принудительная учёба приводит к психологическому стрессу. Она приводит к недовольству и глушит внутренний двигатель человека, заставляя бездумно и безрадостно взбираться по лишённой смысла социальной лестнице. Уильям Дерешевич продолжает мысль:

Совет

Об этом лучше мистера Фримана пятилетней давности никто и не скажет, пожалуй.

А теперь перейдём к самому весёлому: к изучению науки, эффективному формированию навыков и их сохранению.

Учитесь лучше, а не усердней

Успех обучения зависит от того, что вас увлекает, от вашего психологического состояния, и от окружения; а также от структуры обучения, от задействованных при обучении чувств, от частоты повторений. Давайте рассмотрим, как можно объединить эти аспекты, чтобы усваивать знания быстрее и сохранять их надолго.

Об отметках, оценках, ёжиках и зайчиках

Бенедикт Кэри, известный журналист, в одной из своих статей для журнала New York Times упомянул одно из исследований, посвящённых изучению воздействия изменённого сознания на процесс обучения. Действительно, небольшие дозы марихуаны, алкоголя или кофеина могут повысить эффективность обучения. Изменяя состояние сознания, вы строите большее количество ассоциативных связей между различными явлениями.

Однако этого можно достичь и без применения особых веществ (в школе это явно бы не одобрили).

Перемены в обстановке, смены музыкального сопровождения и расписания вполне достаточно для обогащения процесса.

Открытия Дональда Хебба, канадского нейропсихолога и одного из создателя теории искусственных нейронных сетей, объясняют принцип работы этого процесса:

Успешное обучение строится на наших биологически сильных сторонах. Язык появился 50-150 тысяч лет тому назад, а массовое чтение — около 500 лет назад; слух развился 100 миллионов лет назад, то есть на 400 миллионов лет назад позже, чем зрение. Эти особенности настроили наш мозг на иерархическую организацию, запоминание шаблонов и повествование.

Читайте также:  Заработок на курсовых: как заработать на курсовых работах 30 000 в месяц

Учёные в лаборатории Deep Learning работают над алгоритмами, способными повторить способность нашего мозга к обучению. Достижения в этой области науки могли бы объяснить, каким образом мы организуем и осмысливаем получаемые данные. Гэри Маркус, профессор психологии Нью-Йоркского университета, говорил о машинном обучении:

Наше изучение чего угодно начинается с иерархического построения информации. Для освоения материала необходимо разбить его на кластеры, построить между ними взаимосвязи и начать изучать их в правильном порядке.

Иностранный язык: два необычных подхода к изучению

Тони Бьюзен, автор методики запоминания «карты ума» (те самые «чертоги разума»), подчёркивает важность использования образов, категоризации и плавного повествования для успешного обучения. Люди, чья память нам кажется феноменальной, используют именно технику «дворца памяти», населяя воображаемый дворец абсурдными, но яркими образами и связывая каждый из них с определённым понятием или явлением.

Обратите внимание

На этих идеях построены многие обучающие инструменты в Khan Academy или в уроках TED.

Наша основная ошибка заключается в том, что мы слишком много внимания уделяем тому, чтобы получить информацию, а не чтобы её удержать в памяти. Исследования показывают, что 70% учебного времени необходимо уделять закреплению информацию, а оставшееся время — её приёму.

Вы запомните материал на долгое время, если будете увеличивать периоды между повторениями. Для этого используются тесты для самопроверки по расписанию, обсуждения с единомышленниками и попытки обучить других учащихся.

Это необходимо для того, чтобы извлечение информации из памяти происходило естественным образом.

Ещё одна техника успешного обучения — расслабленное мышление. Вы, наверное, не раз замечали, что моменты озарения часто происходят во время перерыва, или после хорошей порции сна, или, скажем, в отпуске. Как только вы позволите своей мысли уйти в свободный полёт, вы активируете больше связей в мозге, что и порождает новые идеи.

«Всё, что нужно — это доска, мел и человек, увлечённый своим делом»

Вот почему те, кто заставляет себя учиться, могут провести часы над решением одной задачи, не продвинувшись ни на шаг. Они не дают себе передышки и слишком поглощены достижением призрачной цели, забывая о естественном процессе познания.

Мэтт Каттс в трёх минутах рассказывает о том, как он применял технику «попробовать что-то новое за 30 дней».

Независимость, мастерство, осмысленность

Писатель Дэниел Пинк, автор книг о мотивации, говорит:

Здесь мы и подошли к трём компонентам внутренней мотивации: желание быть самостоятельным, стать мастером своего дела и создать что-то стоящее. Эти желания по факту близки к понятию «счастье». Мы все интуитивно чувствуем, что нам нужно для счастья, но вот с его воплощением мы, честно говоря, справляемся не очень.

Ален Де Боттон, британский писатель и философ, написал о нашем понимании счастья и успеха весьма недурные и точные строки:

Наша проблема в том, что мы забываем следовать своей интуиции, поддаваясь на внешнюю мотивацию и стараясь оправдывать чужие ожидания.

Важно

При внешней мотивации есть два способа её повысить: увеличение психологического давления (читай — ожиданий) или наращивание собственного статуса посредством вещей и объектов.

При внутренней мотивации единственный способ её поднять — продолжать заниматься тем, что нравится. Быть увлечённым, автономным и оказывать влияние на других. Самое сложное здесь дойти до такого состояния; взрастить спокойное отношение к самому себе (так же, как с работой мозга — новые идеи появляются во время отдыха). Этого можно достичь медитацией и изучением восточной философии.

В качестве заключения

Принудительная учёба — это порочная практика, которая может дать кратковременные блестящие результаты, но в долгосрочной перспективе оборачивается неудовлетворённостью, неврозами и падением продуктивности.

Для успешного обучения необходимо знать хотя бы азы функционирования нашего мышления, выстраивать правильные привычки усвоения информации и развивать в себе того внутреннего «Я», которому не нужны внешние пинки и морковки перед носом.

А вот Дэниэл Пинк рассказывает как раз о многом, о чём мы здесь писали: о внутренней мотивации.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/higher/o-vnutrennej-motivacii-ili-pochemu-nelzja-uchitsja-iz-pod-palki

Мотивация к учёбе для подростка

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

Мотивация – это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет.

С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления.

Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время.

Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается.

В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы.

Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться.

Читайте также:  Собеседование на английском на работу и в вуз. рассказ о себе на английском на собеседовании

В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок.

Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html

Как повысить мотивацию к учебе?

Исследования показывают, что мотивация к учебе неразрывно связана с успеваемостью учащихся, а у заинтересованных школьников появляется больше шансов получить положительный и полезный опыт.

Двигатель прогресса?

Мотивация — это желание делать что-то. Это важный элемент в определении и достижении целей. По наблюдению психологов и социологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% — от мотивов. Поэтому педагогов и родителей волнует вопрос, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию.

В настоящее время вопрос формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуален в педагогике и психологии. Проблемы, связанные с отсутствием мотиваций к учебе у ребенка, влекут за собой различные последствия. Снижение познавательной активности в подростковом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. В силу своего возраста подростки недооценивают значение и важность учебы.

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Зачастую родители обращаются за советом к специалистам. В вопросе о том, как мотивировать ребенка к учебе, психологи сходятся в едином мнении, что мотивационная сфера школьников корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.

Формирование учебной мотивации может оказать положительное влияние на уровень обучения и оценки учащихся. Мотивированный студент или школьник будет легче проходить этапы обучения и выполнять все необходимые задачи для обеспечения успеха.

Это позволит им учиться более сосредоточенно и с большей концентрацией. Мотивация особенно полезна, когда есть некоторые трудности во время учебы, она дисциплинирует человека, помогает сосредоточиться, чтобы еще больше повысить академические успехи.

Совет

Поэтому современные учебные заведения ставят перед собой множество задач по мотивации учебной деятельности.

Кроме того, учебная мотивация имеет долгосрочную перспективу. Современная жизнь требует постоянно получать новые навыки и совершенствовать имеющиеся. Уже недостаточно быть специалистом в одной области.

Поэтому важно, чтобы в школьное время дети научились мотивироваться, были готовы получать знания и удовольствие от процесса обучения.

С такой установкой любой будет успешно справляться как с обучением в высшем учебном заведении, так и с дальнейшей карьерой.

Учебная мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как сила желания или потребности, стимул или ценность вознаграждения цели, а также ожидания индивида и его сверстников. Причины могут быть разными.

Школьная программа рассчитана на средние способности детей. В то время как один ребенок справляется с ней успешно, другому приходится прикладывать больше усилий и стараний.

Поэтому возникают ситуации, когда дети не хотят ходить в школу, делать уроки и стремиться к высоким отметкам.

Мотивация студента к обучению может пропасть из-за разочарования в специальности, которую он выбрал. Нередко занятия в высшем учебном заведении не оправдывают былые ожидания. Столкновение со сложными дисциплинами, трудности выстраивания отношений в новом коллективе — все это приводит к тому, что студенты теряют интерес к учебе.

Обратите внимание

За мотивацию обучения школьников и студентов отвечает педагогический состав учебного заведения. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников.

Для образовательного процесса крайне важен не только настрой и профессионализм преподавателя, но и желание учащегося получать и усваивать переданную информацию, т.е. мотивация к обучению.

Индивидуальный подход к ученику со стороны учителя, сотрудничество с родителями, развитие дисциплины и усовершенствование учебной программы может изменить ситуацию в лучшую сторону.

Проанализируем различные полезные практические методы по стимулированию и мотивации учения.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете).

Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека.

Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям.

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Метод пряника

Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле учебная мотивация может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным.

Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда.

На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.

В соответствии с формулой «большое усилие + достижение цели = удовлетворение» мозг начинает связывать тяжелую работу с удовлетворением, а не с отрицательными факторами.

Вы будете ассоциировать предстоящие задачи и необходимые действия для достижения цели как еще один шанс получить вознаграждение (= положительные эмоции). Как результат мотивация учения повышается или поддерживается на высоком уровне до достижения цели.

Кроме того, готовность оплачивать так называемые расходы (например, усилия, время) для достижения цели будет повышаться ввиду желаемого и долгожданного вознаграждения.

Особенно эффективна данная техника при работе с детьми. Нередко родители школьников задаются вопросом, как мотивировать ребенка делать уроки. Не следует регулярно заставлять его, применять наказания или прочие методы.

Они не будут эффективны. Школьная мотивация важна, без нее ученик не сможет успешно усваивать учебный материал. Поэтому психологи советуют поощрять детей.

Каждый родитель сможет найти подход к своему ребенку и найти то, что сможет его обрадовать.

Развитие учебной мотивации посредством этой техники будет успешным только при соблюдении простых, но важных правил: конечная цель = большая награда, а простая цель (т.н. подцель) = маленькая награда.

Важно

Важно понимать, что вознаграждения при неудачах не предусматриваются. Если не достигнута поставленная задача, не будет получена награда.

Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса.

Важные правила:

  1. Награду следует определить тогда, когда цель будет задана.
  2. Амбициозные задачи требуют выдающихся вознаграждений, и наоборот.
  3. Награду нельзя получить при неудачных попытках.
  4. Вознаграждение поступит только после достижения цели, не раньше и не позже.

Окружающая атмосфера

Мотивация учебной деятельности студентов и школьников во многом зависит от их взглядов и мыслей о школе или вузе. Например, если студент определяет университет как место, где он сталкивается с ежедневными тревогами и подвергается психологическим страданиям со стороны преподавателей или коллег, он не сможет быть мотивированным к хорошей учебе.

Позитивное отношение к учебному заведению, одноклассникам, сокурсникам и преподавателям поможет сохранить академическую мотивацию на высоком уровне. А вот отрицательные чувства, возможно, ее погубят. Во время учебы учащиеся сталкиваются с негативными эмоциями, такими как гнев, беспокойство и разочарование.

Эти чувства могут значительно снизить мотивацию. Поэтому, если родители думают, как мотивировать подростков на учебу, следует быть внимательными к данному фактору и исключить подобные проблемы. А учащимся советовать отказаться от встречного негативного поведения. Надо стараться превращать отрицательные эмоции в еще большую мотивацию.

Направлять гнев в другое благоприятное русло.

Интерес превыше всего?

Еще один очень эффективный элемент, наличие которого поможет повысить мотивацию к обучению у подростков, — это интерес к предмету. Если развить неподдельный интерес к предмету изучения, желание узнавать все больше повысится.

Для мотивации школьников и студентов проводят экскурсии, открытые уроки и встречи, внедряют в учебный процесс инновационные технологии — все, что поможет заинтересовать и увлечь. Поэтому в начальных классах большинство занятий проводятся в форме игры, чтобы привлечь детей. Существует огромная разница между интересным заданием и тем, которое надо выполнить в силу обстоятельств.

Родители также должны поддерживать все познавательные увлечения ребенка с раннего возраста: посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. Таким образом, процесс мотивации учебной деятельности можно запустить еще в дошкольном возрасте.

Часто можно услышать от учеников, что изучаемое в школе в дальнейшей жизни им не понадобится. Если ребенок не считает, что изучаемый предмет имеет практическую значимость и пользу, он не захочет его освоить.

Из этого следует, что нужно продемонстрировать то, почему важен школьный предмет. Надо проводить связи с реальной жизнью.

Показывая, что материал с занятий используется людьми в повседневной жизни, можно развить к нему интерес.

Важные шаги для развития интереса:

  1. Необходимо продолжать изучение предмета за рамками аудиторных занятий.
  2. Следует исследовать необычные моменты предмета.
  3. Нужно знакомиться с интересными книгами, журналами или статьями по теме.

Надо просто начать

Многих школьников и студентов интересует вопрос о том, как мотивировать себя на учебу. Ответ состоит в следующем: надо начать учиться прямо сейчас, несмотря ни на что.

Этот метод работает, когда дело касается самомотивации. Важно выйти из зоны комфорта, независимо от того, есть ли усталость или интересен ли учебный материал. Это первый шаг на пути к успеху. Почему это важно?

Принуждение позволит освободить разум от любых негативных мыслей, побуждающих к лени. Как только вы начнете, мозг привыкнет к своим задачам. Теперь это станет естественной средой и зоной комфорта. Мотивация учения — это трудоемкий и длительный процесс, к которому нужно быть готовым.

Это переломные моменты. Они решают, что будет дальше: взлет или падение. Либо трудность будет пройдена, а цель станет реальнее и ближе, либо ничего не изменится к лучшему и состояние неудовлетворенности вернется снова. Кроме того, выполнив необходимое задание, всегда можно вернуться к отдыху и любимым делам.

Каковы итоги?

Мотивация является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели.

Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то.

Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе.

Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.

Совет

В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее.

В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход.

В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны.

Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.

Источник: https://mypsihologiya.ru/motivatsiya/kak-povysit-motivatsiyu-k-uchebe

Мотивация студентов к обучению – современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Стародубцева В.К.

11 ФБГОУ ВПО «Новосибирский Государственный технический университет»В статье дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается процесс мотивации студентов к обучению, представляются ошибки допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов, определяется роль мотивации при подготовке бакалавров в контексте ФГОС ВПО, рассматриваются стимулирующие причины, побуждающие студентов к активной деятельности. Важным компонентом при этом является направленность студентов на ритмичную работу в течение семестра, а также на деятельность в прикладной области. В статье представлен один из побудительных мотивов, такой как оценка знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы, рассматривается опыт формирования проектных групп с точки зрения умения адаптироваться к изменяющимся условиям, умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих коллег, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения на практике.1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.3. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.4. Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы // «Сибирская финансовая школа». – 2013. – № 4. – С. 145-149.5. Стародубцева О.А. Межфакультетский проект в рамках дисциплины «Управление инновациями» – 2-я Международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов» (Новосибирск, 18-19 марта 2010 г. НОУ ВПО «Сибирский Университет Потребительской Кооперации») – Новосибирск: СУПК, 2010. – С. 122-126.Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе [2]. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и  средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора [1]. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов.

Читайте также:  Что дает красный диплом: как получить красный диплом, нужен ли красный диплом, что дает красный диплом колледжа

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования.

Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам, на мой взгляд, необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. В данной статье предметом является мотивация студентов.  Базой исследования – студенты новосибирского государственного технического университета.

Однако, в процессе обучения, как студентами, так и преподавателями, к сожалению, допускаются ошибки.

Рассмотрим ошибки, допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов [3]:

Первая ошибка – «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности.

Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником.

Обратите внимание

Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка – отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.

Третья ошибка – отсутствие уважения к студентам.

Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

– познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

– широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

– прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);

– профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

– эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

– статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

– коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

– традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

– утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию);

– учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

– мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе);

– неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.

Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов.

И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

Важно

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения [2].

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае – учиться, – могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е.

чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Одним из таких побудительных мотивов, на наш взгляд, может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов.

Данная система, как одна из современных технологий, используется в менеджменте качества образовательных услуг и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Что дает БРС?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как известно, объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, – в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит.

Совет

Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (всякое случается) – средний.

В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета [4].

В качестве примера с точки зрения мотивации рассмотрим правила аттестации студентов при выполнении курсовой работы (КР) по учебной дисциплине «Основы теории управления». Ее выполнение оценивается в диапазоне от 50 до 100 баллов.

Курсовая работа состоит из двух глав. Срок (неделя) сдачи курсовой работы на проверку определяется в соответствии с планом занятий.

В таблице 1 представлена шкала оценки ритмичности выполнения курсовой работы студентами в течение семестра.

Таблица 1

Оценка ритмичности

Этап выполнения КР

Максим. балл

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

План работы. введение

5

5

5

5

Первая глава

20

20

20

20

20

18

16

15

Вторая глава

35

35

35

35

35

35

33

30

10

Защита КР

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

38

36

35

Итого

100

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.

Студенты высших учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ.

Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Обратите внимание

Именно, современный специалист должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь работать в коллективе, ориентироваться на рынке труда; менять профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия, технологии, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения. Так, например, опыт преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на протяжении более 18 лет и опыт проведения междисциплинарного курса «Управление инновациями», в котором итоговым результатом был междисциплинарный инновационный проект с участием магистрантов разного профиля нескольких факультетов, позволил выявить определенные положительные и отрицательные моменты осуществления такого проекта. С целью подготовки специалистов к инновационной деятельности в 2009 году в университете была введена образовательная программа по управлению инновациями, которая способствует формированию у будущих специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по созданию, освоению, реализации и трансферу техники и технологий, углублению полученных знаний в сфере профессиональной деятельности, развитию творческих способностей и умению работать в коллективе.

Для разработки инновационных проектов были созданы многофункциональные группы, в каждую из которых входили магистранты различных специальностей.

Помимо общего руководства над проектами, за каждым проектом были закреплены консультанты с кафедр, задействованных в проектах.

Такая работа над проектами позволяет на ранних стадиях инновационного процесса находит нестандартные творческие решения; исправлять ошибки, связанные с разработкой, способствовать ускорению создания продукта (технологии) за счет параллельного проведения [5].

Таким образом, содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний, способствует овладению будущими специалистами системой теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать и реализовывать решения на практике.

Рецензенты:

Карпович А.И., д.э.н., профессор кафедры экономической теории Новосибирского Государственного Технического университета, г. Новосибирск.

Шабурова А.В., д.э.н., профессор, директор ИО и ОТ Сибирской Государственной Геодезической академии, г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 08.03.2019).

Источник: https://science-education.ru/article/view?id=15617

Ссылка на основную публикацию