Решение задач по ядерным реакциям, примеры и определения

Решение задач по теме «Ядерная физика»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Открытый урок

«Решение задач по теме «Ядерная физика»

Учитель физики Гуськова Н.А.

Г. Королев Московской области

2012г.

Цель: совершенствование полученных знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор (для демонстрации на экране задач и примеров заданий из вариантов ЕГЭ),
  • таблица Менделеева.

Раздаточный материал:

  • индивидуальные карточки задания проверочной работы;
  • домашнего задания.

Краткое содержание урока:

  1. Повторение теории – 3 минуты.

  2. Типы задач – 2 минуты.

  3. Решение задач – 15 минут.

  4. Примеры заданий из вариантов ЕГЭ – 3 минуты.

  5. Проверочная работа – 15 минут.

  6. Домашнее задание – 2 минуты.

Ход урока:

Вопросы:

  1. Состав атомного ядра.

  2. Что такое изотоп?

  3. Правило смещения при α – распаде.

  4. Правило смещения при β – распаде.

  5. Какие законы лежат в основе составления ядерных реакций?

  1. Состав атомного ядра.

  2. Ядерные реакции.

  3. Правило смещения.

  4. Дефект масс.

  5. Энергия связи.

  6. Энергия выхода ядерных реакций.

Сегодня мы рассматриваем первые три типа задач, т.е.:

  1. состав атомного ядра;

  2. ядерные реакции;

  3. правило смещения.

Каков состав ядер:

  1. кюрия – 247 (Z – 96, N – 151)

  2. урана-235, 238, (Z – 92, N – 143), (Z – 92, N – 146)

  3. неона – 20, 21 и 22, (Z – 10, N – 10), (Z – 10, N – 11), (Z – 10, N – 12)

  4. натрия – 23, (Z – 11, N – 12)

  5. серебра – 107, (Z – 47, N – 60)

  6. радия – 226, (Z – 88, N – 138)

  7. менделевия – 257, (Z – 101, N – 156)

  8. свинец -207, (Z – 82, N – 125)

  9. германий – 73. (Z – 32, N – 41)

  1. При бомбардировке нейтронами атома азота-14 испускается протон. В ядро какого изотопа превращается ядро азота? Написать реакцию.

147N + 10n 11H + 146C

  1. Ядро изотопа магния-25 подвергается бомбардировке протонами. Ядро какого элемента при этом образуется, если реакция сопровождается излучением α – частицы?

2512Mq + 11H 42He + 2211Na

  1. При бомбардировке α-частицами алюминия образуется новое ядро и нейтрон. Записать ядерную реакцию и определить ядро, какого элемента при этом образуется.

2713Al + 42He 10n + 3015P

23994Pu + 42He ? + 10n (24296Cm)

21H + γ 11H + ? (10n)

  1. Что произойдет с изотопом урана-237 при β – распаде?

23792U 13793Np + 0-1e

  1. Записать реакцию превращения актиния-227 во франций-223; какой распад имеет место?

22789Ac 22387Fr + 42He

  1. Ядро изотопа висмута-211 получилось из другого ядра после последовательных α – и β-распадов. Что это за ядро?

21183Bi + 0-1e 21182Pb

21182Pb + 42He 21584Po

  1. Примеры заданий из вариантов ЕГЭ.

  1. Торий 23290Th, испытав два электронных β – распада и один α – распад, превращается в элемент

  1. 23694Pu 2) 22890Th 3) 22886Rn 4) 23486Rn

Ответ: 2).

  1. Ядро изотопа урана 23892U после нескольких радиоактивных распадов превратилось в ядро изотопа 23492U. Какие это были распады?

  1. Один α и два β 2) один α и один β 3) два α и один β

4) такое превращение невозможно.

Ответ: 1).

  1. Изотоп ксенона 11254Xe после спонтанного α – распада превратился в изотоп

  1. 10852Te 2) 11050Sn 3) 11255Cs 4) 11254Xe

Ответ: 1).

  1. Ядро изотопа полония 21684Po образовалось после α – распада из ядра

  1. 21480Hq 2) 21284Pb 3) 22086Rn 4) 21886Rn

Ответ: 3).

  1. Проверочная работа (по индивидуальным карточкам).

1 вариант

  1. Во что превращается уран-238 после α-распада и двух β-распадов?

  2. Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:

19880Hg + 10n 19879Au + ?

199F + 11H 168O + ?

5525Mn + ? 5526Fe + 10n

2 вариант

  1. Во что превращается изотоп тория-234, ядра которого претерпевают три последовательных α-распада?

  2. Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:

63Li + 10n 42He + ?

2713Al + 10n 2712Mg + ?

9642Mo + 21H 9743Tc + ?

3 вариант

  1. Ядра изотопа тория-232 претерпевают α-распад, два β-распада и еще один α-распад. Какие ядра после этого получаются?

  2. Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:

23994Pu + 42He ? + 10n

147N + ? 178O + 11H

147N + ? 158O + γ

  1. Домашнее задание (выдаются карточки).

Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:

?+ 42He 105B + 10n

21H + γ ? + 10n

94Be + 42He ? + 10n

2713Al + γ 2311Na + ?

4119K + ? 4420Ca + 11H

5525Ma + 11H 5526Fe + ?

6530Zn + 10n ? + 42He

147N + 11H ? + 10n

?+ 11H 2412Mg + 42He

  1. Рабочая программа

    … устройство ракеты. Решение задач 21/21 Решение задач по теме «Основы динамики» Физический диктант Решение типовых задач (подготовка … термоядерный синтез 64/14 Решение задач по теме «Ядерная физика» Решение типовых задач на описание состава атома …

  2. Рабочая программа

    … – урок 55 4-9.04 56 Решение задач по теме «Электромагнитные явления» 1 Урок обобщения … 05 67 Термоядерная реакция Решение задач по теме «Ядерная физика» 1 Урок закрепления знаний … 05 68 Контрольная работа №6 по теме «Ядерная физика» 1 Урок контроля Урок …

  3. Элективный курс

    … индивидуальное и коллективное решение задач. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное … ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. … План занятия в 11классе по теме: «Колебательный контур. Превращение …

  4. Рабочая программа

    … курса«Методы решения задач по физике»составлена на основе: программы «Методы решения задач по физике» 10-11 … ядерных реакций 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч). Физическая теория и решение задач

  5. Тематическое планирование

    … Термоядерная реакция. Решение задач по теме  «Ядерная физика» 1   64 Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» 1   65 Повторение материала по теме «Основы кинематики …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/45047.html

Задачи на ядерные реакции. Уроки химии | Советы тут

Сегодня у нас урок по химии 67 – Задачи на ядерные реакции. Как изучить? Полезные советы и рекомендации – повторите урок по химии 6 — периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества.

При обнаружении неточностей, или если появятся неясные моменты, просьба написать в комментариях. Отвечу на все вопросы.

                                                                                 52

  1. Символ одного из элементов 24Э. Указать: а) название элемента: б) число протонов и нейтронов в ядре: в) число электронов в электронной оболочке атома.
  2. Ядро атома некоторого элемента содержит 16 нейтронов, а электронная оболочка этого атома 15 электронов. Назвать элемент, изотопом которого является данный атом. Привести его запись символа с указанием заряда ядра и массового числа.
  3. Массовое число атома некоторого элемента равно 181, в электронной оболочке атома содержится 73 электрона. Указать число протонов и нейтронов в ядре атома и название элемента.
  4. В природных соединениях хлор находится в виде изотопов 37Cl (24,5%) и 35Cl (75,5%) (масс.). Вычислить среднюю атомную массу природного хлора.
  5. Природный магний состоит из изотопов 24Mg, 25Mg и 26Mg. Вычислить среднюю атомную массу природного магния, если содержание отдельных изотопов в атомных процентах соответственно равно 78,6 , 10,1 и 11,3 .
  6. Природный галлий состоит из изотопов 71Ga и 69Ga. В каком количественном соотношении находятся между собой числа атомов этих изотопов, если средняя атомная масса галлия равна 69,72.
  7. Записать уравнения ядерных реакций: ®

              61             1                                  1                 10            1                     4

а)    28Ni + 1H →? →? + 0n;   б) 5B + 0n →? + 2He;

             27             1                        4                                            1              83                       1

в)    13Al + 1H →? + 2He;           г) ? + 1H → 35Br →? + 0n

  1. Написать полные уравнения ядерных реакций:

             70                                         51                                   56                          57                                       34                

а)    30Zn (β, n)?; б) 23V (α, n)?; в) 26Fe (β,?) 27Co; г) ? (α,β) 17Cl;

                55                        52

д)     25Mn (?,α) 23V.

  1. Как изменяются массовое число и заряд атома изотопа: а) при                                               последовательном испускании α — частицы и двух В-частиц: б) при   поглощении ядром двух протонов и испускании двух нейтронов: в) при поглощении одной α — частицы и выбрасывании двух нейтронов.
  2. Сколько α — и β — частиц должно было потерять ядро Ra226 для получения дочерного элемента с массовым числом 206, принадлежащего V группе периодической системы элементов? Назвать этот элемент.

                                                                                       238

  1. Ядро атома изотопа  92U в результате радиоактивного распада

                                                                       226

превратилось в ядро    88Ra. Сколько α и β — частиц испустило при этом исходное ядро.

Это у нас был урок по химии 67 – Задачи на ядерные реакции.

{lang: 'ru'}

↑Как установить такие кнопки?↑

Источник: http://sovety-tut.ru/uroki-himii/zadachi-na-yadernyie-reaktsii

Составление уравнений реакций радиоактивного распада | Ядерные реакции

Задача 215. 
Закончить уравнения реакций радиоактивного распада:

В каких случаях дочерний атом является изобаром материнского атома?
Решение:

Дочерний атом – изобар исходного – принадлежит элементу, смещённому на одну клетку (один номер элемента) в периодической системе химических элементов в сторону увеличения порядкового номера. Например, при- радиоактивном распаде исходных элементов 86Rb, 234Th и 57Mn, изобарами являются соответственно

Задача 216.
Какой тип радиоактивного распада наблюдается при следующих превращениях:

Решение:
а) Так как дочернее ядро принадлежит элементу, смещённому в периодической системе химических элементов на две клетки к началу системы по отношению к материнскому элементу, то наблюдается- распад.-частица – ядро атома гелияПри испускании-частицы ядро теряет два протона и два нейтрона, следовательно, заряд ядра уменьшается на 2, а массовое число на 4:

б) Дочернее ядро – изобар исходного – принадлежит элементу, смещённому на одну клетку к концу периодической системы от места материнского элемента:то наблюдается – распад.  – частица – электрон.  – распаду предшествует процесс, протекающий в ядре таким образом, что при испускании электрона заряд ядра увеличивается на единицу, а массовое число при этом не изменяется, например:

Обратите внимание

в) Так как дочернее ядро принадлежит элементу, смещённому в периодической системе химических элементов на две клетки к началу системы по отношению к материнскому элементу, то наблюдается- распад.-Частица – ядро атома гелия . При испускании-частицы ядро теряет два протона и два нейтрона:. Таким образом, при – распаде заряд ядра уменьшается на 2, а массовое число на 4:

г) В данной реакции дочернее ядро – изобар исходного – принадлежит элементу, смещённому на одну клетку к концу периодической системы от места материнского элемента:, то наблюдается- распад.

– Частица – электрон.

– Распаду предшествует процесс: , протекающий в ядре таким образом, что при испускании электрона заряд ядра увеличивается на единицу, а массовое число при этом не изменяется, например:

Читайте также:  Изобретения и достижения николы тесла. список и видео интересных изобретений. часть 1

Задача 217.
Записать уравнения ядерных реакций:

p style=”text-align: center;”>

Решение:
а) В реакции применён метод бомбардировки изотопапротием, в результате реакции получается изотоп, который подвергается К-захвату. При захвате ядром электрона с К-слоя в ядре уменьшается число протонов вследствие протекания процесса::

б) При бомбардировке изотопа бора 10B нейтронами происходит ядерная реакция с образованием изотопа лития 7Li и с испусканием -частиц:

в) Проведена реакция бомбардировки протием алюминия, которая протекает с образованием изотопа 24Mg и с выделением  -частиц :

г) При помощи бомбардировки протием какого-либо элемента происходит ядерная реакция с образованием изотопа элемента, смещённым на одну клетку к концу в таблице периодической системы химических элементов и образованием – -частиц.

В приведённой схеме при бомбардировке протием элемента образуется изотоп брома 83Br, то материнским элементом является элемент с порядковым номером на единицу ниже и с массовым числом тоже на одну единицу ниже, изотоп селена-:

Образовавшийся изотоп брома 83Br подвергается К-захвату. C К-слоя в ядре уменьшается число протонов вследствие протекания процесса:

Задача 218. 
Написать полные уравнения ядерных реакций:

Решение:
При сокращённой форме записи ядерной реакции в скобках пишут бомбардирующую частицу, а через запятую – частицу, образующуюся при данном процессе. В сокращённых уравнениях частицыобозначают соответственно , p, d(D), n. Исходя из сокращённых уравнений ядерных реакций, можно написать полные уравнения ядерных превращений:

Задача 219.


Как изменяются массовое число и заряд атома изотопа а) при последовательном испускании  -частицы и двух -частиц; б) при поглощении ядром двух протонов и испускании двух нейтронов; в) при поглощении одной -частицы и выбрасывании двух дейтронов?
Решение:
При  -распаде ядро теряет два протона и два нейтрона, следовательно заряд ядра уменьшается на 2, а массовое число на 4:

При испускании  -частицы заряд ядра увеличивается на единицу, а массовое число не изменяется:

Важно

Таким образом, при испускании  -частицы массовое число увеличится на 4, а заряд ядра уменьшится на 2. При дальнейшем испускании дополнительно двух  – частиц массовое число не изменится, а заряд ядра увеличится на 2.

В итоге при последовательном испускании  -частицы и двух  – частиц массовое число изотопа уменьшится на 4, а заряд ядра не изменится. б) При поглощении ядром протона соответственно массовое число и заряд ядра увеличатся на единицу, так как протон обладает массой 1 а.е.м. и зарядом +1.

При испускании ядром одного нейтрона происходит уменьшение массового числа на единицу, а заряд ядра не меняется, так как нейтрон обладает массой  1 а.е.м. и не имеет заряда.

Таким образом, при поглощении ядром двух протонов и испускании двух нейтронов массовое число атома не изменится, а заряд ядра увеличится на 2. в) -частица – ядро атома гелия . Поэтому при поглощении ядром одной  -частицы массовое число изотопа атома элемента увеличится на 4, а заряд ядра на 2.

Дейтрон – изотоп водорода. Поэтому при выбрасывании ядром атома элемента дейтрона массовое число изотопа уменьшится на 2, а заряд ядра на 1. в итоге при поглощении ядром одной  -частицы и выбрасывании двух дейтронов массовое число ядра изотопа не изменится.

Задача 220. 
Сколько  – и  – частиц должно было потерять ядро 226Ra для получения дочернего элемента с массовым числом 206, принадлежащего IV группе периодической системы элементов? Назвать этот элемент. 
Решение:
Изотоп 226Ra – радий имеет заряд ядра +88, можно записать.

Элемент IV группы периодической системы элементов с массовым числом 206 – свинец, имеет заряд ядра +82, можно записать. При испускании ядром атома одной  -частицы массовое число атома уменьшается на 4, а заряд ядра на 2. при потере ядром атома одной  -частицы массовое число атома не изменяется, а заряд ядра увеличится на 1.

В данном процессе массовое число атома уменьшилось не 20 (226 – 206 = 20), а заряд ядра уменьшился на 6 (88 – 82 = 6). Так как  -частицы не изменяют массовое число атома, то на уменьшение его на 20 атом элемента потерял 5 -частиц, при этом заряд атома должен быть уменьшен на 10, т. е. Z = 88 – 10 = 78.

По условию задачи Z = 82, значит, заряд должен быть дополнительно увеличен на 4 (82 – 78 = 4) , т.е. атом должен потерять четыре -частицы. Таким образом, при потере пяти   -частиц четырёх  -частиц изотоп радияпревращается в изотоп свинца. Ответ:.

Задача 221.
Ядро атома изотопав результате радиоактивного распада превратилось в ядро. Сколько  – и  -частиц испустило при этом исходное ядро?
Решение:
  – Частица – атом гелия .

Совет

При испускании  -частицы ядро атома элемента теряет два протона и два нейтрона, следовательно, заряд ядра уменьшается на 2, а массовое число на 4. –  Частица – электрон. При испускании одного электрона заряд ядра увеличивается на единицу, а массовое число не изменяется.

При превращении  в  заряд ядра уменьшается на 4, а массовое число на 12 (238 – 226 = 12). Для уменьшения массового числа атома на 12 ядро должно испустить три  -частицы, при этом заряд уменьшится на 6. По условию задачи заряд ядра уменьшился на 4, т.е. необходимо увеличить его заряд дополнительно за счёт  -частиц, т. е.

необходимо, чтобы изотоп элемента испустил две  – частицы. Таким образом, чтобы ядро атома изотопа  в результате радиоактивного распада превратилось в ядро, необходима потеря ядром трёх  -частиц и двух  -частиц.

Источник: http://buzani.ru/zadachi/khimiya-glinka/1112-yadernye-reaktsii-nuclear-reactions-zadachi-215-221

Ядерные реакции

Автор статьи — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: ядерные реакции, деление и синтез ядер

В предыдущем листке мы неоднократно говорили о расщеплении атомного ядра на составные части. Но как этого добиться в действительности? В результате каких физических процессов можно разбить ядро?

Наблюдения радиоактивного распада в изменяющихся внешних условиях — а именно, при различных давлениях и температурах, в электрических и магнитных полях — показали, что скорость радиоактивного распада от этих условий не зависит.

Никаких превращений химических элементов друг в друга все эти факторы вызвать не способны.

Очевидно, изменения энергии тут слишком малы, чтобы повлиять на атомное ядро — так ветер, обдувающий кирпичный дом, не в состоянии его разрушить.

Но разрушить дом можно артиллерийским снарядом. И Резерфорд в 1919 году решил воспользоваться наиболее мощными «снарядами», которые имелись тогда в распоряжении.

Это были -частицы, вылетающие с энергией около 5 МэВ при радиоактивном распаде урана.

(Как вы помните, это те самые снаряды, которыми он восемь лет назад бомбардировал лист золотой фольги в своих знаменитых опытах, породивших планетарную модель атома.)

Правда, превращений золота в другие химические элементы в тех экспериментах не наблюдалось.

Обратите внимание

Ядро золота само по себе весьма прочное, да и к тому же содержит довольно много протонов; они создают сильное кулоновское поле, отталкивающее -частицу и не подпускающее её слишком близко к ядру.

А ведь для разбивания ядра -снаряд должен сблизиться с ядром настолько, чтобы включились ядерные силы! Что ж, раз большое количество протонов мешает — может, взять ядро полегче, где протонов мало?

Резерфорд подверг бомбардировке ядра азота и в результате осуществил первую в истории физики ядерную реакцию:

(1)

В правой части (1) мы видим продукты реакции — изотоп кислорода и протон.

Стало ясно, что для изучения ядерных реакций нужно располагать частицами-снарядами высоких энергий. Такую возможность дают ускорители элементарных частиц. Ускорители имеют два серьёзных преимущества перед естественными «радиоактивными пушками».

1. В ускорителях можно разгонять любые заряженные частицы. В особенности это касается протонов, которые при естественном распаде ядер не появляются. Протоны хороши тем, что несут минимальный заряд, а значит — испытывают наименьшее кулоновское отталкивание со стороны ядер-мишеней.

2. Ускорители позволяют достичь энергий, на несколько порядков превышающие энергию α-частиц при радиоактивном распаде. Например, в Большом адронном коллайдере протоны разгоняются до энергий в несколько ТэВ; это в миллион раз больше, чем 5 МэВ у -частиц в реакции (1), осуществлённой Резерфордом.

Так, с помощью протонов, прошедших через ускоритель, в 1932 году удалось разбить ядро лития (получив при этом две -частицы):

(2)

Ядерные реакции дали возможность искусственного превращения химических элементов.

Кроме того, в продуктах реакций стали обнаруживаться новые, не известные ранее частицы. Например, при облучении бериллия -частицами в том же 1932 году был открыт нейтрон:

(3)

Важно

Нейтроны замечательно подходят для раскалывания ядер: не имея электрического заряда, они беспрепятственно проникают внутрь ядра. (При этом ускорять нейтроны не надо — медленные нейтроны легче проникают в ядра. Нейтроны, оказывается, нужно даже замедлять, и делается это пропусканием нейтронов через обычную воду.) Так, при облучении азота нейтронами протекает следующая реакция:

(4)

Энергетический выход ядерной реакции

Обсуждая энергию связи, мы видели, что в результате ядерных процессов масса системы частиц не остаётся постоянной. Это, в свою очередь, приводит к тому, что кинетическая энергия продуктов ядерной реакции отличается от кинетической энергии исходных частиц.

Прежде всего напомним, что полная энергия частицы массы складывается из её энергии покоя и кинетической энергии :

Пусть в результате столкновения частиц и происходит ядерная реакция, продуктами которой служат частицы и :

(5)

Полная энергия системы частиц сохраняется:

то есть

(6)

Кинетическая энергия исходных частиц равна . Кинетическая энергия продуктов реакции равна . Энергетический выход ядерной реакции — это разность кинетических энергий продуктов реакции и исходных частиц:

Из (6) легко получаем:

(7)

Если , то говорят, что реакция идёт с выделением энергии: кинетическая энергия продуктов реакции больше кинетической энергии исходных частиц. Из (7) мы видим, что в этом случае суммарная масса продуктов реакции меньше суммарной массы исходных частиц.

Если же , то реакция идёт с поглощением энергии: кинетическая энергия продуктов реакции меньше кинетической энергии исходных частиц. Суммарная масса продуктов реакции в этом случае больше суммарной массы исходных частиц.

Таким образом, термины «выделение» и «поглощение» энергии не должны вызывать недоумение: они относятся только к кинетической энергии частиц. Полная энергия системы частиц, разумеется, в любой реакции остаётся неизменной.

Совет

Чтобы посчитать энергетический выход ядерной реакции (5), действуем по следующему алгоритму.

1. С помощью таблицы масс нейтральных атомов находим и , выраженные в а. е. м. (для нахождения массы ядра не забываем вычесть из массы нейтрального атома массу электронов).

2. Вычисляем массу исходных частиц, массу продуктов реакции и находим разность масс .

3. Умножаем на и получаем величину , выраженную в МэВ.

Мы сейчас подробно рассмотрим вычисление энергетического выхода на двух примерах бомбардировки ядер лития : сначала — протонами, затем — -частицами.

В первом случае имеем уже упоминавшуюся выше реакцию (2):

Масса атома лития равна а. е. м. Масса электрона равна а. е. м. Вычитая из массы атома массу трёх его электронов, получаем массу ядра лития :

а. е. м.

Читайте также:  Оформление работ: все примеры, советы и лайфхаки здесь: лайфхаки и советы студенту

Масса протона равна а. е. м., так что масса исходных частиц:

а. е. м.

Переходим к продуктам реакции. Масса атома гелия равна а. е. м. Вычитаем массу электронов и находим массу ядра гелия :

а. е. м.

Умножая на , получаем массу продуктов реакции:

а. е. м.

Масса, как видим, уменьшилась ; это означает, что наша реакция идёт с выделением энергии. Разность масс:

а. е. м.

Выделившаяся энергия:

МэВ.

Теперь рассмотрим второй пример. При бомбардировке ядер лития -частицами происходит реакция:

(8)

Массы исходных ядер нам уже известны; остаётся сосчитать их суммарную массу:

а. е. м.

Обратите внимание

Из таблицы берём массу атома бора (она равна а. е. м.); вычитаем массу пяти электронов и получаем массу ядра атома бора:

а. е. м.

Масса нейтрона равна а. е. м. Находим массу продуктов реакции:

а. е. м.

На сей раз масса увеличилась , то есть реакция идёт с поглощением энергии.

Разность масс равна:

а. е. м.

Энергетический выход реакции:

МэВ.

Таким образом, в реакции (8) поглощается энергия МэВ. Это означает, что суммарная кинетическая энергия продуктов реакции (ядра бора и нейтрона) на МэВ меньше, чем суммарная кинетическая энергия исходных частиц (ядра лития и -частицы). Поэтому чтобы данная реакция в принципе осуществилась, энергия исходных частиц должна быть не меньше МэВ.

Деление ядер

Бомбардируя ядра урана медленным нейтронами, немецкие физики Ган и Штрассман обнаружили появление элементов средней части периодической системы: бария, криптона, стронция, рубидия, цезия и т. д. Так было открыто деление ядер урана.

На рис. 1 мы видим процесс деления ядра (изображение с сайта oup.co.uk.). Захватывая нейтрон, ядро урана делится на два осколка, и при этом освобождаются два-три нейтрона.

Рис. 1. Деление ядра урана

Осколки являются ядрами радиоактивных изотопов элементов середины таблицы Менделеева. Обычно один из осколков больше другого. Например, при бомбардировке урана могут встречаться такие комбинации осколков (как говорят, реакция идёт по следующим каналам).

• Барий и криптон:<\p>

• Цезий и рубидий:<\p>

• Ксенон и стронций:<\p>

В каждой из этих реакций выделяется очень большая энергия — порядка МэВ. Сравните эту величину с найденным выше энергетическим выходом реакции (2), равным МэВ! Откуда берётся такое количество энергии?

Начнём с того, что из-за большого числа протонов (штуки), упакованных в ядре урана, кулоновские силы отталкивания, распирающие ядро, очень велики.

Ядерные силы, конечно, ещё в состоянии удерживать ядро от распада, но могучий кулоновский фактор готов сказать своё слово в любой момент. И такой момент настаёт, когда в ядре застревает нейтрон (рис.

2 – изображение с сайта investingreenenergy.com).

Рис. 2. Деформация, колебания и разрыв ядра

Застрявший нейтрон вызывает деформацию ядра. Начнутся колебания формы ядра, которые могут стать столь интенсивными, что ядро вытянется в «гантельку». Короткодействующие ядерные силы, скрепляющие небольшое число соседних нуклонов перешейка, не справятся с силами электрического отталкивания половинок гантельки, и в результате ядро разорвётся.

Важно

Осколки разлетятся с огромной скоростью — около скорости света. Они и уносят большую часть высвобождающейся энергии (около МэВ из ).

Деление тяжёлых ядер можно истолковать с точки зрения уже известного нам графика зависимости удельной энергии связи ядра от его массового числа (рис. 3).

Рис. 3. Деление тяжёлых ядер энергетически выгодно

Цветом выделена область , в которой удельная энергия связи достигает наибольшего значения МэВ/нуклон. Это область наиболее устойчивых ядер. Справа от этой области удельная энергия связи плавно уменьшается до МэВ/нуклон у ядра урана.

Процесс превращения менее устойчивых ядер в более устойчивые является энергетически выгодным и сопровождается выделением энергии.

При делении ядра урана, как видим, удельная энергия связи повышается примерно на МэВ/нуклон; эта энергия как раз и выделяется в процессе деления.

Умножив это на число нуклонов в ядре урана, получим приблизительно те самые МэВ энергетического выхода, о которых говорилось выше.

Цепная ядерная реакция

Появление двух-трёх нейтронов в процессе деления ядра урана — важнейший факт.

Эти нейтроны «первого поколения» могут попасть в новые ядра и вызвать их деление; в результате деления новых ядер возникнут нейтроны «второго поколения», которые попадут в следующие ядра и вызовут их деление; возникнут нейтроны «третьего поколения», которые приведут к делению очередных ядер и т. д. Так идёт цепная ядерная реакция, в ходе которой высвобождается колоссальное количество энергии.

Для протекания цепной ядерной реакции необходимо, чтобы число высвободившихся нейтронов в очередном поколении было не меньше числа нейтронов в предыдущем поколении. Величина

называеся коэффициентом размножения нейтронов. Таким образом, цепная реакция идёт при условии . Если , то цепная реакция не возникает.

В случае происходит лавинообразное нарастание числа освобождающихся нейтронов, и цепная реакция становится неуправляемой. Так происходит взрыв атомной бомбы.

В ядерных реакторах происходит управляемая цепная реакция деления с коэффициентом размножения . Стационарное течение управляемой цепной реакции обеспечивается введением в активную зону реактора (то есть в ту область, где протекает реакция) специальных управляющих стержней, поглощающих нейтроны.

Совет

При полностью введённых стержнях поглощение ими нейтронов настолько велико, что и реакция не идёт. В процессе запуска реактора стержни постепенно выводят из активной зоны, пока выделяемая мощность не достигнет требуемого уровня.

Этот уровень тщательно контролируется, и при его превышении включаются устройства, вводящие управляющие стержни назад в активную зону.

Термоядерная реакция

Наряду с реакцией деления тяжёлых ядер энергетически возможным оказывается и обратный в некотором смысле процесс — синтез лёгких ядер, то есть слияние ядер лёгких элементов (расположенных в начале периодической таблицы) с образованием более тяжёлого ядра.

Чтобы началось слияние ядер, их нужно сблизить вплотную — чтобы вступили в действие ядерные силы.

Для такого сближения нужно преодолеть кулоновское отталкивание ядер, резко возрастающее с уменьшением расстояния между ними.

Это возможно лишь при очень большой кинетической энергии ядер, а значит — при очень высокой температуре (в десятки и сотни миллионов градусов). Поэтому реакция ядерного синтеза называется термоядерной реакцией.

В качестве примера термоядерной реакции приведём реакцию слияния ядер дейтерия и трития (тяжёлого и сверхтяжёлого изотопов водорода), в результате которой образуется ядро гелия и нейтрон:

(9)

Эта реакция идёт с выделением энергии, равной МэВ (попробуйте сами провести расчёты и получить данную величину). Это очень много, если учесть, что в реакции участвуют всего нуклонов! В самом деле, в расчёте на один нуклон в реакции (9) выделяется энергия примерно МэВ, в то время как при делении ядра урана выделяется «всего» МэВ на нуклон.

Таким образом, термоядерные реакции служат источником ещё большего количества энергии, чем реакции деления ядер.

С физической точки зрения это понятно: энергия реакции ядерного деления есть в основном кинетическая энергия осколков, разогнанных электрическими силами отталкивания, а при ядерном синтезе энергия высвобождается в результате разгона нуклонов навстречу друг другу под действием куда более мощных ядерных сил притяжения.

Обратите внимание

Проще говоря, при делении ядер высвобождается энергия электрического взаимодействия, а при синтезе ядер — энергия сильного (ядерного) взаимодействия.

В недрах звёзд достигаются температуры, подходящие для синтеза ядер.

Свет Солнца и далёких звёзд несёт энергию, выделяющуяся в термоядерных реакциях — при слиянии ядер водорода в ядра гелия и последующем слиянии ядер гелия в ядра более тяжёлых элементов, расположенных в средней части периодической системы.

Направление термоядерного синтеза показано на рис. 4; синтез лёгких ядер энергетически выгоден, так как направлен в сторону увеличения удельной энергии связи ядра.

Рис. 4. Синтез лёгких ядер энергетически выгоден

Неуправляемая термоядерная реакция осуществляется при взрыве водородной бомбы. Сначала взрывается встроенная атомная бомба — это нужно для создания высокой температуры на первой ступени термоядерного взрыва. При достижении необходимой температуры в термоядерном горючем бомбы начинаются реакции синтеза, и происходит взрыв собственно водородной бомбы.

Осуществление управляемой термоядерной реакции остаётся пока нерешённой проблемой, над которой физики работают уже более полувека.

Если удастся добиться управляемого течения термоядерного синтеза, то человечество получит в своё распоряжение фактически неограниченный источник энергии.

Это чрезвычайно важная задача, стоящая перед нынешним и будущими поколениями — в свете угрожающей перспективы истощения нефтегазовых ресурсов нашей планеты.

Источник: https://ege-study.ru/ege-fizika/yadernye-reakcii/

4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

Очень часто при проведении реакции между веществами оказывается, что один реагент прореагировал полностью, а другой нет.

В таком случае говорят, что вещество, которое полностью израсходовалось, было в недостатке, а то вещество, которое осталось – в избытке.

Поскольку избыток реагента не участвует в реакции, количество продукта зависит только от количества вещества, которое было в недостатке.

Важно

Предположим, что осуществляется реакция между веществами А и B, которая протекает в соответствии с уравнением:

aA + bB = cC + dD

Для осуществления этой реакции было взято количество вещества A, равное nA, и количество вещества B, равное nB. Определить то, какое вещество в избытке, а какое в недостатке, можно, сравнив выражения:

В зависимости от того, какое выражение окажется меньше, то вещество соответственно и будет в недостатке.

Примечание: распространенной ошибкой является то, что вместо выражений (1) сравнивают просто количества веществ. Так делать категорически не допускается! Если n(A) > n(B), то это еще не значит, что вещество A в избытке!

После того, как будет установлено то, какое вещество было в недостатке, расчеты ведутся по его количеству аналогично рассмотренным в главе 4.3.3.

Пример задачи на избыток и недостаток

Нагрели смесь 54 г алюминия и 80 г серы. Вычислите массу образовавшегося сульфида алюминия.

Решение

Запишем уравнение реакции:

2Al + 3S = Al2S3

Рассчитаем количества веществ алюминия и серы:

n(Al) = m(Al)/M(Al) = 54/27 = 2 моль;

n(S) = m(S)/M(S) = 80/32 = 2,5 моль

Для того чтобы выяснить, какое из исходных веществ в недостатке, разделим количества молей веществ на коэффициенты перед этими веществами в уравнении и сравним рассчитанные выражения:

n(Al)/k(Al) = 2/2 = 1

и n(S)/k(S) = 2,5/3 ≈ 0,833

т.е. n(Al)/k(Al) > n(S)/k(S)

Значит сера в недостатке. Расчеты далее ведем по количеству вещества серы.

Исходя из уравнения реакции

2Al + 3S = Al2S3

следует, что количество прореагировавшей серы и образовавшегося в результате реакции сульфида алюминия связаны выражением:

где 3 и 1 – коэффициенты перед S и Al2S3 соответственно. Отсюда:

n(Al2S3) = n(S)/3 = 2,5/3 ≈ 0,8333 моль

Следовательно, масса сульфида алюминия будет равна:

m(Al2S3) = M(Al2S3) ∙ n(Al2S3) = 150 ∙ 0,8333 = 125 г

Ответ: m(Al2S3) = 125 г

В случае, если в задаче дается масса реагента, содержащего примеси (mр-та с прим.), прежде всего следует рассчитать массу чистого реагента без примесей (mр-та ). Если дается масса реагента с примесями и указана массовая доля этого реагента ωр-та , то масса чистого реагента рассчитывается по формуле:

ωр-та + ωприм. = 100%

мы можем записать, что:

Пример задачи на расчет количества продукта, зная массу реагента с примесями

Какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при действии избытка соляной кислоты на технический карбонат кальция массой 150 г, содержащий 10% некарбонатных примесей.

Решение:

Запишем уравнение взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Массовая доля примесей в техническом карбонате кальция составляет 10%, значит массовая доля чистого карбоната кальция будет составлять:

ω(CaCO3) = 100% — ω(прим.) = 100% — 10% = 90%.

Масса чистого карбоната кальция будет равна:

m(CaCO3) = ω(CaCO3) ∙ m(CaCO3 техн.)/100% = 90% ∙ 150 г/100% = 135 г,

Следовательно, количество вещества карбоната кальция равно:

n(CaCO3) = m(CaCO3)/M(CaCO3) = 135 г / 100 г/моль = 1,35 моль

В соответствии с уравнением реакции:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Количества веществ карбоната кальция и углекислого газа равны (одинаковые коэффициенты в уравнении), следовательно:

n(CO2) = n(CaCO3) = 1,35 моль

Совет

Тогда, зная, что один моль любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л, мы можем рассчитать объем выделившегося CO2:

V(CO2) = n(CO2) ∙ Vm = 1,35 моль ∙  22,4 л/моль = 30,24 л

Источник: https://scienceforyou.ru/teorija-dlja-podgotovki-k-egje/raschet-kolichestva-produkta-reakcii-esli-odno-iz-veshhestv-v-izbytke

Задачи на тему из учебника за класс бесплатно, без регистрации

Notice: Undefined index: g in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 160

Warning: include(r_//yadernye-reakcii.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 160

Warning: include(r_//yadernye-reakcii.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 160

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'r_//yadernye-reakcii.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php53/usr/share/pear:/opt/alt/php53/usr/share/php') in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 160

Notice: Undefined variable: a_dir in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 161

Notice: Undefined variable: gl_dir_them in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 161

Warning: include(/.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 161

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php53/usr/share/pear:/opt/alt/php53/usr/share/php') in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 161

Notice: Undefined variable: tema in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 162

Notice: Undefined variable: author_imya in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 170

Notice: Undefined variable: kl_g in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 170

Notice: Undefined variable: author_t in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 171

Notice: Undefined index: a in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 171

Notice: Undefined variable: gl_dir_them in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 171

Notice: Undefined variable: gl_them in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 171

Notice: Undefined variable: id_z_in_theme in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 172

Warning: include(/home/tovar238/domains/davay5.com/private_html/z/.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 174

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/tovar238/domains/davay5.com/private_html/z/.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php53/usr/share/pear:/opt/alt/php53/usr/share/php') in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 174

Notice: Undefined variable: usl in /home/tovar238/domains/davay5.com/public_html/z.php on line 175

Источник: https://davay5.com/z.php?theme=yadernye-reakcii&a=lukashik-ivanova_7_8_9_klass&g=stroenie-atoma-i-atomnogo-yadra

Как решать задачи С5 (35) на ЕГЭ по химии

В настоящее время на Едином госэкзамене по химии во второй (более сложной) предлагается шесть заданий. Первые четыре не связаны с количественными расчетами, последние два – это достаточно стандартные задачи.

Этот урок целиком посвящен разбору задачи №35 (С5). Кстати, ее полное решение оценивается в три балла (из 60).

Начнем с несложного примера.

Пример 1. 10,5 г некоторого алкена способны присоединить 40 г брома. Определите неизвестный алкен.

Решение. Пусть молекула неизвестного алкена содержит n атомов углерода. Общая формула гомологического ряда CnH2n. Алкены реагируют с бромом в соответствии с уравнением:

CnH2n + Br2 = CnH2nBr2.

Рассчитаем количество брома, вступившего в реакцию: M(Br2) = 160 г/моль. n(Br2) = m/M = 40/160 = 0,25 моль.

Уравнение показывает, что 1 моль алкена присоединяет 1 моль брома, следовательно, n(CnH2n) = n(Br2) = 0,25 моль.

Зная массу вступившего в реакцию алкена и его количество, найдем его молярную массу: М(CnH2n) = m(масса)/n(количество) = 10,5/0,25 = 42 (г/моль).

Теперь уже совсем легко идентифицировать алкен: относительная молекулярная масса (42) складывается из массы n атомов углерода и 2n атомов водорода. Получаем простейшее алгебраическое уравнение:

12n + 2n = 42.

Решением этого уравнения является n = 3. Формула алкена: C3H6.

Ответ: C3H6.

Обратите внимание

Приведенная задача – типичный пример задания №35. 90% реальных примеров на ЕГЭ строятся по аналогичной схеме: есть некоторое органическое соединение X, известен класс, к которому оно относится; определенная масса X способна прореагировать с известной массой реагента Y. Другой вариант: известна масса Y и масса продукта реакции Z. Конечная цель: идентифицировать Х.

Алгоритм решения подобных заданий также достаточно очевиден.

  • 1) Определяем общую формулу гомологического ряда, к которому относится соединение Х.
  • 2) Записываем реакцию исследуемого вещества Х с реагентом Y.
  • 3) По массе Y (или конечного вещества Z) находим его количество.
  • 4) По количеству Y или Z делаем вывод о количестве Х.
  • 5) Зная массу Х и его кол-во, рассчитываем молярную массу исследуемого вещества.
  • 6) По молярной массе X и общей формуле гомологического ряда можно определить молекулярную формулу Х.
  • 7) Осталось записать ответ.

Рассмотрим этот алгоритм подробнее, по пунктам.

Наиболее часто используемые формулы сведены в таблицу:

Гомологический ряд Общая формула
Алканы CnH2n+2
Алкены CnH2n
Алкины CnH2n-2
Диены CnH2n-2
Арены CnH2n-6
Предельные одноатомные спирты CnH2n+1ОН
Предельные альдегиды CnH2n+1СОН
Предельные монокарбоновые кислоты CnH2n+1СОOН

Кстати, нет необходимости механически запоминать формулы всевозможных гомологических рядов. Это не только невозможно, но и не имеет ни малейшего смысла! Гораздо проще научиться самостоятельно выводить эти формулы. Как это сделать, я, возможно, расскажу в одной из следующих публикаций.

2. Уравнение реакции

Нет надежды, что мне удастся перечислить ВСЕ реакции, которые могут встретиться в задаче 35. Напомню лишь наиболее важные:

1) ВСЕ органические вещества горят в кислороде с образованием углекислого газа, воды, азота (если в соединении присутствует N) и HCl (если есть хлор):

CnHmOqNxCly + O2 = CO2 + H2O + N2 + HCl (без коэффициентов!)

2) Алкены, алкины, диены склонны к реакциям присоединения (р-ции с галогенами, водородом, галогенводородами, водой):

CnH2n + Cl2 = CnH2nCl2

CnH2n + H2 = CnH2n+2

CnH2n + HBr = CnH2n+1Br

CnH2n + H2O = CnH2n+1OH

Алкины и диены, в отличие от алкенов, присоединяют до 2 моль водорода, хлора или галогенводорода на 1 моль углеводорода:

CnH2n-2 + 2Cl2 = CnH2n-2Cl4

CnH2n-2 + 2H2 = CnH2n+2

При присоединении воды к алкинам образуются карбонильные соединения, а не спирты!

3) Для спиртов характерны реакции дегидратации (внутримолекулярной и межмолекулярной), окисления (до карбонильных соединений и, возможно, далее до карбоновых кислот). Спирты (в т.ч., многоатомные) реагируют с щелочными металлами с выделением водорода:

CnH2n+1OH = CnH2n + H2O

2CnH2n+1OH = CnH2n+1OCnH2n+1 + H2O

2CnH2n+1OH + 2Na = 2CnH2n+1ONa + H2

4) Химические свойства альдегидов весьма разнообразны, однако здесь мы вспомним лишь об окислительно – восстановительных реакциях:

CnH2n+1COH + H2 = CnH2n+1CH2OH (восстановление карбонильных соединений в прис. Ni),

CnH2n+1COH + [O] = CnH2n+1COOH

Важно

Для последней реакции записана лишь схема, поскольку в качестве окислителей могут выступать разные соединения.

Обращаю внимание на весьма важный момент: окисление формальдегида (НСОН) не останавливается на стадии муравьиной кислоты, НСООН окисляется далее до СО2 и Н2О.

5) Карбоновые кислоты проявляют все свойства “обычных” неорганических кислот: взаимодействуют с основаниями и основными оксидами, реагируют с активными металлами и солями слабых кислот (напр., с карбонатами и гидрокарбонатами). Весьма важной является реакция этерификации – образование сложных эфиров при взаимодействии со спиртами.

CnH2n+1COOH + KOH = CnH2n+1COOK + H2O

2CnH2n+1COOH + CaO = (CnH2n+1COO)2Ca + H2O

2CnH2n+1COOH + Mg = (CnH2n+1COO)2Mg + H2

CnH2n+1COOH + NaHCO3 = CnH2n+1COONa + H2O + CO2

CnH2n+1COOH + C2H5OH = CnH2n+1COOC2H5 + H2O

Ну, кажется, пора остановиться – я же не собирался писать учебник по органической химии. В заключение этого раздела хотелось бы еще раз напомнить о коэффициентах в уравнениях реакций. Если вы забудете их расставить (а такое, к сожалению, встречается слишком часто!) все дальнейшие количественные расчеты, естественно, становятся бессмысленными!

3. Нахождение количества вещества по его массе (объему)

Здесь все очень просто! Любому школьнику знакома формула, связывающая массу вещества (m), его количество (n) и молярную массу (M):

m = n*M или n = m/M.

Например, 710 г хлора (Cl2) соответствует 710/71 = 10 моль этого вещества, поскольку молярная масса хлора = 71 г/моль.

Для газообразных веществ удобнее работать с объемами, а не с массами. Напомню, что количество вещества и его объем связаны следующей формулой: V = Vm*n, где Vm – молярный объем газа (22,4 л/моль при нормальных условиях).

4. Расчеты по уравнениям реакций

Это, наверное, главный тип расчетов в химии. Если вы не чувствуете уверенности при решении подобных задач, необходимо тренироваться.

Основная идея заключается в следующем: количества реагирующих веществ и образующихся продуктов относятся так же, как соответствующие коэффициенты в уравнении реакции (вот почему так важно правильно их расставить!)

Рассмотрим, например, следующую реакцию: А + 3B = 2C + 5D. Уравнение показывает, что 1 моль А и 3 моль B при взаимодействии образуют 2 моль C и 5 моль D. Количество В в три раза превосходит количество вещества А, количество D – в 2,5 раза больше количества С и т. д.

Если в реакцию вступит не 1 моль А, а, скажем, 10, то и количества всех остальных участников реакции увеличатся ровно в 10 раз: 30 моль В, 20 моль С, 50 моль D.

Если нам известно, что образовалось 15 моль D (в три раза больше, чем указано в уравнении), то и количества всех остальных соединений будут в 3 раза больше.

5. Вычисление молярной массы исследуемого вещества

Масса Х обычно дается в условии задачи, количество Х мы нашли в п. 4. Осталось еще раз использовать формулу М = m/n.

6. Определение молекулярной формулы Х

Финальный этап. Зная молярную массу Х и общую формулу соответствующего гомологического ряда, можно найти молекулярную формулу неизвестного вещества.

Пусть, например, относительная молекулярная масса предельного одноатомного спирта равна 46. Общая формула гомологического ряда: CnH2n+1ОН. Относительная молекулярная масса складывается из массы n атомов углерода, 2n+2 атомов водорода и одного атома кислорода. Получаем уравнение: 12n + 2n + 2 + 16 = 46. Решая уравнение, получаем, что n = 2. Молекулярная формула спирта: C2H5ОН.

Задача решена. Не забудьте записать ответ!

Конечно, не все задачи С 5 полностью соответствуют приведенной схеме. Никто не может дать гарантии, что на реальном ЕГЭ по химии вам попадется что-либо, дословно повторяющее приведенные примеры.

Совет

Возможны незначительные вариации и даже сильные изменения. Все это, однако, не слишком важно! Не следует механически запоминать приведенный алгоритм, важно понять СМЫСЛ всех пунктов.

Если будет понимание смысла, никакие изменения вам не страшны!

В следующей части мы рассмотрим несколько типичных примеров.

Решение задачи С5 (35) на экзамене по химии. Часть II. →

Источник: http://www.repetitor2000.ru/reshenie_c5_01.html

Ссылка на основную публикацию