Как писать сочинение: памятка, основные пункты, структура, список тем

Памятка при написании эссе

Поиск Лекций

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе – это способ рассказать миру

через себя и о себе с помощью мира

Владимир Набоков

Эссе– самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляетсобой рассуждение-размышление (реже рассуждение-объяснение), поэтому в нёмиспользуются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, рядыоднородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.

Особенности эссе:

– наличие конкретной темы или вопроса;

– личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

– небольшой объём;

– свободная композиция;

– непринуждённость повествования;

– внутреннее смысловое единство;

– афористичность, эмоциональность речи.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления иписьменного изложения собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли,структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделятьпричинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами,аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭССЕ

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего,должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашейпозиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четкимпо структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует обобщения, мировоззренческие идеи.

6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблемепозиции

СТРУКТУРА ЭССЕ

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

– мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

– мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Тезис – это сужение, которое надо доказать.

Обратите внимание

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации ижизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

Лучше приводитьдва аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, триаргумента могут “перегрузить” изложение, выполненное в жанре, ориентированном накраткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументовзависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

Вступление– суть и обоснование выбора темы. Объясните, почему эта тема важна для вас, почему актуальна в настоящее время.

Основная часть –ответ на поставленный вопрос. В основной части необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать.

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемойПОПС – формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что …

О – объяснение – Потому что …

П – пример, иллюстрация – Например, …

С – суждение (итоговое) – Таким образом,

Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

Заключение,в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие кпредполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (вовступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связиабзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность,художественность.

4. Должный эффект обеспечивают короткие, простые,разнообразные по интонации предложения. Помните, что стиль отражает особенностиличности.

5. Приветствуется:

– эпиграф, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной вафоризме), дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждениявашего эссе;

– пословицы, поговорки, афоризмы, подкрепляющие вашу точкузрения, мнение, логику рассуждения;

– мнения мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей;

– риторические вопросы.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза являетсяключом к пониманию… Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Таким образом,…
Выбор данной темы продиктованследующими соображениями… Рассмотрим несколько подходов… Например, … Подведем общий итог рассуждениям
Поразительный простор для мыслиоткрывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак, ..
Никогда не думал, что меня заденетза живое идея о том, что… С одной стороны, … С другой стороны, … Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Возможные лексические конструкции:

• По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказатьо том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…

• Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенносогласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения,(мнением, позицией)…

• Это высказывание представляется мне спорным…

• Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).

• Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).

• Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа(мыслителя и т. д.)

• В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…

В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)

• В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)

• Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…

В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

1. Внимательно прочтите тему.

2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:

a) логические доказательства, доводы;

б) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из

литературы;

в) мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Распределите подобранные аргументы.

5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему иосновную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатыевыражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему.Можно начать эссе сриторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).

6. Изложите свою точку зрения.

7. Сформулируйте общий вывод.

Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вамраскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

Важно

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность ипоследовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:

• Раскрыта ли основная тема эссе?

• Правильно ли подобрана аргументация для эссе?

• Есть ли стилистические недочеты?

• Использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?

• Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?

• Обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?

• Какой формат вы выбрали для своего эссе?

• Какой опыт вы приобрели, когда работали над своим эссе?

Критерии оценки эссе

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s30586t9.html

Учебно-методическое пособие по теме: Памятки по написанию эссе

Памятки для учащихся, помогающие написать эссе

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

  1. изучите заданный на дом теоретический материал;
  2. уясните особенности заявленной темы эссе;
  3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
  5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
  6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

  1. напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
  2. проанализируйте содержание написанного;
  3. проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
  4. внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структура эссе

Элемент структуры % к общему объему работы
Начало (актуализация заявленной темы) 20%
ТезисТри аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подходПереформулировка тезиса 60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%

Требования, предъявляемые к эссе

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию  заявленной по проблеме позиции.

Что такое эссе

         Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому – «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

         Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

          В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

          «Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».  «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе,  прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

         Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

  1. Наличие конкретной темы или вопроса.
  2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
  3. Небольшой объем.
  4. Свободная композиция.
  5. Непринужденность повествования.
  6. Парадоксальность.
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Открытость

Выбор темы

  Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;

2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

Совет

3)может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Памятка при выборе темы для эссе

  1. Познакомься с предложенными темами
  2. Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
  3. Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
  4. Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
  5. Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
  6. Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
  7. Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)
Читайте также:  Как подготовится к сессии с начала семестра? организоваваем себя на учебе

         Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.

    Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание

     Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

      В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/04/17/pamyatki-po-napisaniyu-esse

Как написать эссе

     Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

     На первом плане эссе личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

       Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

      Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

Обратите внимание

       В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

      «Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

    «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

     Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

       Стиль эссе отличается:

  • образностью
  • афористичностью
  • парадоксальностью

        Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  • привлекает многочисленные примеры
  • проводит параллели
  • подбирает аналогии
  • использует всевозможные ассоциации.

    Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

        Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

      По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

  1. Наличие конкретной темы или вопроса,
  2. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
  3. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  4. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
  5. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
  6. Небольшой объем.
  7. Непринужденность повествования.
  8. Внутреннее смысловое единство
  9. Открытость.
Элемент структуры % к общему объему работы
Начало (актуализация заявленной темы) 20%
Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса. 60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%

4. Требования по написанию эссе

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
  1. Познакомься с предложенными темами.
  2. Определи, к какой базовой науке относится каждая тема.
  3. Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
  4. Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
  5. Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
  6. Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
  7. Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить мнение? Убедительны ли они?»)

         Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не моту присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен; и то, что кажется мне спорным» и др.

    Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание

         Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

      В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает, уместно перечислил, вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

!

Источник: http://olgatenchurina.ucoz.net/load/dlja_uchashhikhsja/pamjatki/kak_napisat_ehsse/37-1-0-94

Памятка для учащихся: “Как писать эссе”

КАК ПИСАТЬ ЭССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ?

Не секрет, что самой трудной частью работы ЕГЭ по русскому языку является часть «C», написание эссе по исходному тексту.

Если выполнить правильно всю часть A и часть B, не приступив к эссе, то ваш тестовый балл будет не выше 60.

Как подготовиться к написанию сочинению и получить максимальный балл? В этой статье мы подробно разберём все аспекты выполнения задания С1 по русскому языку. Писать эссе следует по следующему плану:

I. Вступление.

С чего можно начать эссе:

Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).
Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?
проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу?
типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте).
Часто бывает так, что…
общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…
ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.
создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, – проблема экологии культуры.
Не начинайте эссе со следующих выражений:

• В этом тексте говорится… • Автор данного текста обратился к проблеме… • Этот текст посвящён… • В статье Л. Долининой рассказывается… • В своём тексте автор…

Читайте также:  Сайты для учащихся: полезные ресурсы, нужные сайты для студентов в помощь

• Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

Важно

В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

II. Формулировка проблемы:

Слово “проблема” (или “вопрос”) обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:

● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:

• Автор поднимает проблему… • Автор затрагивает важную проблему… • Автора текста размышляет над проблемой… • В тексте поднимается проблема… • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… • Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… • Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д. Гранин. • Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… • Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. • Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:… • Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

• Актуальной • Общественно значимой • Глубокой • Философской • Политической • Нравственной • Злободневной • Животрепещущей • Актуальной • Насущной • Острой • Важной • Серьезной • Спорной

• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека. 2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека. 3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то). 4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране. 5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то). 6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»). 7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо). 8.Проблема нравственного выбора. 9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи. 10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи. 11.Проблема нравственного долга. 12.Проблема защиты и сохранения природы. 13.Проблема сохранения и развития русского языка. 14.Проблема чинопочитания и угодливости. 15.Проблема семейных (родственных) отношений. 16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры.

III. Комментарий к проблеме.

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
• если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»). Важно следующее: ● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии. ● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий. Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции). Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.


Клише
:

• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.) • Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что… • Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как… • Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь… • Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… • Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как… • Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь… • … – тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня… • Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему} • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

• Рассуждая над проблемой …,{указываем автора}обращается …{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Можно написать комментарий по следующему шаблону:

Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е.

те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор.

Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.

Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником.

Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.

Проблема может заставить читателя:

• глубоко задуматься • серьезно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.) • серьезнее относиться к … • переосмыслить свое отношение к … • по-иному посмотреть на … • поделиться мыслями о … • оценить истинный масштаб чего-либо • открыто выразить свое отношение к … • оценить собственную позицию • заняться самовоспитанием и т.п. • с горечью понять, что …

• заняться ее глубоким изучением

IV. Авторская точка зрения.

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица:

• Автор считает, что… • Позиция автора такова:… • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… • Автор убеждает нас в том, что… • Основная мысль текста заключается в том, что… • Автор доказывает, что… • Позиция автора заключается в том, что… • По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) • В тексте доказывается мысль о том, что… • Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»

• Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица:

• Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что… • Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что… • Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…

• Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы.

И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию В8, но только если уверены в правильности решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Читайте также:  Куда поступить с биологией: куда поступать с биологией, куда поступать с биологией после 11 класса

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/pamiatka-dlia-uchashchikhsia-kak-pisat-essie.html

Как писать итоговое сочинение? Разбор по абзацам

ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение состоит из трех  основных частей:

I. Вступление.

II. Основная часть.

  1. Первый тезис+аргумент.
  2. Второй тезис+аргумент.
  3. Третий тезис+аргумент и т.д.

III. Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом) Примеры
Ключевые слова темы Родители и дети …
Общие рассуждения о предмете речи Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку  только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть, как мы помним,  состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Варианттезиса Примеры
Прямое выражение главной мысли Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

АРГУМЕНТ

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.

Элемент аргумента(перечисленные ниже элементы располагаются последовательно друг за другом) Примеры
Обращение к произведению Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании – уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.
Промежуточный вывод в конце каждого аргумента Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Варианты связки Примеры
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?
Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.
День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Варианты заключения Примеры
Вывод Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Призыв В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Вариант вступления Примеры
Рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ

Вариантытезиса (выбираем один из предложенных) Примеры
Пример из жизни Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и  тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что…
Аналогия (сравнение с миром природы) На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Варианты заключения(выбираем один из предложенных) Примеры
Представляет собой  некую зарисовку, которая возвращает к вступлению Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Цитата «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света», – утверждал Цицерон.

Источник: https://vopvet.ru/news/kak_pisat_itogovoe_sochinenie_razbor_po_abzacam/2016-11-19-6084

Структура сочинения

Приступая к написанию сочинения, желательно ознакомиться с основными рекомендациями и требованиями образовательной системы. Есть определённые нормы, касающиеся оформления данного вида работ.

И в этом плане чрезвычайно важно, чтобы структура сочинения была чётко выдержана в соответствии с ними. Главными её элементами являются введение, основная часть и заключение, однако есть и множество других нюансов, которые нужно знать.

И в данной публикации мы рассмотрим этот вопрос подробно.

Введение

Здесь очень важно обрисовать проблему, которая в дальнейшем будет раскрыта. Именно с введения начинается постановка основных вопросов, ответы на которые будут появляться в ходе основной части. Также здесь определяется жанр, в котором будет написано сочинение:

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
  • Литературный портрет
  • Сравнительная характеристика

Не стоит затягивать введение. Оно должно быть ёмким и содержательным, без воды.

Основная часть

Это наиболее объёмный блок, можно сказать, сам костяк, на который нанизывается вся остальная структура сочинения. Поэтому принято делить её на несколько отдельных пунктов, которых должно быть как минимум три. Нумерация осуществляется с использованием арабских цифр без скобок.

Кроме того каждый из этих пунктов может быть разбит на подпункты, для нумерации которых задействуются буквы со скобками. Формулировать названия нужно правильным образом. Не допускается использование глаголов, за исключением инфинитива.

Кроме того нежелательна вопросительная форма написания пункта или подпункта.

Заключение

Здесь приводится обоснованный вывод, который должен логически вырисовываться из сказанного выше. Он должен быть лаконичным, раскрывать тему и отвечать на поставленные в ходе написания сочинения вопросы. Кроме того, очень приветствуется индивидуальный окрас, личностное отношение к проблеме.

Вспомогательные элементы структуры

Помимо основных частей, есть ещё и ряд дополнительных, являющихся необходимой частью оформления сочинения. Прежде всего, это титульный лист. Именно его смотрят перед тем, как изучить саму работу.

Поэтому он должен быть максимально информативен и правильно оформлен. На титульнике пишется тема – без кавычек, с использованием полужирного начертания и часто заглавными буквами.

Также он должен содержать следующую информацию: название учебного заведения, сведения об исполнителе и проверяющем, город и год написания.

Совет

Вслед за титульным листом идёт не менее важная часть, без которой невозможна грамотная структура сочинения. Это план (содержание).

В нём располагается перечень ключевых частей сочинения: введения, всех пунктов и подпунктов основной части, выводы.

Также часто между титульником и планом располагают эпиграф, представляющий собой цитату, заключённую в кавычки и указывающую автора. Она размещается сверху, с равнением по правому краю.

Нередко в структуру сочинения многие учебные заведения требуют включать список использованной литературы. Это бывает необходимо, когда работа пишется по творчеству определённого литератора или какому-либо стилю, жанру, направлению. В этом случае используется много библиографических источников, поэтому их нужно указать. Делается это с учётом всех требований библиографии.

Если у вас возникли сомнения по поводу написания сочинения, вы смело можете перепоручить его нам. Здесь опытные авторы быстро приведут его в соответствие нормам, либо же напишут новое на заказ с нуля. Всё будет сделано очень качественно, в установленный срок и за доступную плату.

Вам понравилась статья?

Наши авторы уже более 10 лет пишут для студентов сочинения, рефераты, контрольные и другие виды учебных работ и они отлично в них разбираются. Если Вам тоже надо написать сочинение, то оформляйте заказ и мы оценим его в течение 10 минут!Заказать работу Узнать цену

Источник: http://ru.solverbook.com/stati/sochineniya/struktura-sochineniya/

Ссылка на основную публикацию