Как студенту научиться писать эссе по статье, произведению и др.? пошаговая инструкция

Как правильно написать эссе?

Умение правильно и грамотно писать эссе может сказать многое об его авторе. Это маленькое прозаическое произведение говорит о том, насколько молодой специалист или студент сможет высказать своё мнение, раскрыть суть проблемы, и насколько ярко, понятно и информативно он это сделает.

Как правило, эссе пишется на абсолютно свободную тему, хотя она может быть и строго заданной. Её объём не большой. Главная задача написания эссе – выражение индивидуального впечатления и мнения автора по конкретной проблеме или вопросу. Однако исчерпывающий ответ тут не требуется. Только личное размышление по поводу прочитанного, увиденного или услышанного, в любом стиле.

Но даже предполагаемая свобода творчества в написании эссе не всегда оказывается легкой задачей. Даже традиционный материал должен подаваться оригинально с нестандартным взглядом на проблему, поэтому, несомненно, нужно знать о том, как правильно пишется эссе.

Основные нюансы:

Важно понимать, что от автора, прежде всего, требуется четкое изложение сути конкретной проблемы, её анализ и выводы. Но, можно сказать, ваш успех в написании этого текста будет напрямую зависеть от качества источников, уровня их обработки и грамотной аргументации.

Глубина погружения автора в конкретную тему остается на его личном усмотрении, однако лучше постараться охватить её целиком. Но нужно помнить об объёме, так как если он будет слишком большим, уровень легкости жанра может снизиться.

Правильное написание эссе

Первое с чем нужно определиться, это с форматом контекста строго заданного эссе. Ваша целевая аудитория, параметры титульной страницы и длинна, все это нужно учитывать в написании текста. Но вся концентрация должна приходиться на основную мысль эссе.

Другое дело обстоит, когда тема свободная. Её выбор может отталкиваться от ваших интересов и пристрастий. Это сделает эссе наиболее интересным. Хотя можно выбрать и ту тему, в которой вы не одобряете конкретную точку зрения.

Приступаем к сбору информации. Конечно же, лучше писать о чем-то, исходя из личного опыта и знаний. Но если у вас их нет, и даже если знания имеются, лучше освежить знания новой информацией. Не исключайте и те утверждения, которые выступают против ваших утверждений. О вас как о хорошем эссеисте, скажут найденные аргументы в пользу вашего тезиса.

Обратите внимание

С планом, написать эссе будет проще. Несмотря на короткую прозу, рекомендуется все же составлять план материала, а также придумывать красивые подзаголовки к параграфам. Подзаголовки будут полезны для восприятия вашего текста, а также покажут логику вашего мышления.

Основную часть текста следует начать с главных мыслей. Именно они помогут вам со вспомогательными частями. Основную часть обязательно нужно подкрепить аргументами и примерами. Соблюдайте порядок плана, а в каждом параграфе пишите только об одном утверждении и соответствующем доказательстве.

После написания основных мыслей можно приступать к оформлению заключения, суммировав основные идеи, и, возможно, предложив читателю направление, которое можно развить. То есть здесь нужно переосмыслить написанную информацию (не новую!) в более широкой перспективе.

Как ни странно, но писать вступление следует после всего вышеперечисленного, так как именно тогда у вас будет конкретное представление, о чем вы будете писать. Правильное вступление пишется с общего утверждения, подкреплённого проблемой либо вопросом, и небольшим тезисом или обзором ваших мнений.

В конце весь материал в обязательном порядке перечитывается несколько раз и проверяется на ошибки. Не понравившиеся мысли и предложения лучше всего перефразировать или переписать заново.

Источник: https://dip-land.ru/articles/2014/07/kak-pravilno-napisat-esse/

Как написать хорошее сочинение на любую тему

(оценок: 3, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка…

В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя.

На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение.

Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».

Важно

На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.

К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.

В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!

Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

В чем мой секрет написания сочинений?

Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»).

Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз.

Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.

Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.

Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:

Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.

Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат.

И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».

Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?

Совет

Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования.

Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит.

Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату.

Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

Приступая к работе над сочинением

Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.

Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение.

По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях.

Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.

Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.

Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:

Введение

  1. Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
  2. Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
  3. Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
  4. Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
  5. Одно предложение для третьего абзаца основной части.
  6. Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».

Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.

Основная часть # 1

  1. Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Примечания / Советы:

  • Начинайте с самых весомых аргументов.
  • Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
  • Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».

Основная часть # 2

  1. Перепишите тезис второго параграфа основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Основная часть # 3

  1. Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Заключение

  1. Перефразируйте зацепку / мета-тему.
  2. Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
  3. Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
  4. Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
  5. Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».

И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?

Читайте также:  Как написать эссе по иностранному языку: эссе по английскому, эссе по немецкому, темы для эссе по английскому

Так же, как великие полководцы, формируя квадрат заранее из ясных, упорядоченных линий, вы сможете изолировать себя от хаоса импровизации. Вы обозначаете границы сейчас, чтобы не делать этого позже, и совершенство достигается просто путем заполнения их вашими предложениями.

Каждый абзац имеет особую цель, он обязан выполнять только одну задачу. Как я уже сказал ранее, с этой структурой вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищая от сомнений и возражений в меру их возникновения.

Теперь вы знаете, как написать хорошее сочинение.

Раян Холидей, отрывки из книги «Как написать отличное эссе» (Bookhacker, 2013)

Рекомендуем к прочтению:

Источник: http://LifeInBooks.net/nachinayushhim-pisatelyam/kak-napisat-xoroshee-sochinenie-na-lyubuyu-temu/

Эссе как самостоятельная творческая работа студентов юридических вузов

В статье автор исследует вопрос активизации творческой деятельности студентов путем написания ими эссе.

Актуальность названной темы вызвана объективной потребностью общества в подготовке специалистов, обладающих навыками одного из популярных видов общения – письменной коммуникации.

Автором сделан вывод, что в результате написания эссе у студентов развиваются навыки самостоятельного творческого мышления, что позволяет им в письменной форме формулировать продуманные свои мысли и суждения.

Обратите внимание

Ключевые слова: эссе, творчество, книга отзывов и предложений, образовательный процесс.

«Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь» – говорил Максим Горький.   

Эти слава на сегодняшний день носят особую актуальность, поскольку нынешние обучающиеся, в том числе, на юридических факультетах, с трудом самостоятельно выражают свои мысли. На современном этапе внимания заслуживают педагогические методы, нацеленные на совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Кроме того, к чтению и учению можно принудить современно студента, но к самостоятельному мышлению – нет. Именно поэтому в рамках настоящей статьи нас прежде всего интересует методика совершенствования самостоятельного мышления нынешних обучающихся в юридических вузах через развитие их навыков грамотной письменной речи.

Активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов уже в первый год в почете у преподавателей высшей школы[1].

В связи с тем, что задачей преподавателя является максимально приблизить обучение будущего выпускника к запросам времени, создать условия для его обучения творчески мыслить, правильно говорить, общаться научными терминами и грамотно излагать письменную речь, в качестве метода, позволяющего наиболее эффективно решать данные задачи, мы предлагаем использовать метод написания обучающимися эссе на самые актуальные темы.

Кроме того, в современных условиях следует осознать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующих оценочных средств).

Сегодня формы контроля должны еще в большей степени, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в нужное русло[2].

По мнению автора статьи, выполнить поставленные цели и задачи вполне может использование метода написания эссе.

Важно

Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу на тему, предложенную преподавателем. Целью такой работы является развитие навыков самостоятельного творческого мышления студентов через письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе, на наш взгляд, является одной из форм мотивации студентов к самостоятельному глубокому осмыслению материала, поддержания интереса к содержанию дисциплины.

В свою очередь интерес, являясь эмоциональным фактором, позволяет успешно мотивировать студентов на деятельность по самообразованию.

К такому мнению пришли не мы одни.

Многие авторы отмечают, что писать эссе крайне полезно[3], поскольку это позволяет студенту научиться ясно и грамотно излагать собственные мысли, анализировать и структурировать различную информацию, использовать основные категории исследования, находить причинно-следственные связи, сопровождать свои аргументы соответствующими фактами, обосновывать свои выводы; освоить научный стиль речи[4]; стремлению превратить получаемые знания в личную позицию и в дальнейшем руководствоваться ею.

В содержание эссе входит:

– точная формулировка сути поставленной проблемы,

– анализ проблемы, самостоятельно проведённый обучающимся с использованием концепций,

– выводы, обобщающие позицию студента по поставленной проблеме.

Безусловно, написание студентами эссе позволяет им в письменной форме формулировать продуманные свои мысли и суждения.

Однако при постановке проблемных вопросов тем (исходных тезисов) эссе, следует учитывать, что они должны быть актуальными и интересными, вызывать желание к размышлениям, логичным рассуждениям, сообразительности.

Поэтому технология написания эссе только тогда вызовет интерес у студентов, оправдает своё назначение и достигнет поставленной цели, когда будут затронуты жизненно важные проблемы[5].

В нашей статье считаем уместным привести примеры студенческих эссе на тему «Нужна ли в вузе книга отзывов и предложений?»[6], рассмотрим некоторые из них:

  1. По моему мнению в вузе нужна Книга жалоб и предложений, поскольку в наше время не многие готовы услышать простых студентов. Поясним: студент может прийти, например, в деканат, и высказать свое мнение устно – это один из вариантов. Но, к сожалению, иногда его могут просто не услышать или отнестись к нему не серьезно. А Книга будет служить эффективным средством для выражения мнения студента.

Следует отметить, что говорить о юридической силе Книги отзывов и предложений очень сложно.

Администрация может игнорировать жалобы обучающихся, в определенные законом сроки не ответить на жалобу студента или не приять мены к устранению, выявленных студентом, недостатков, а сотрудники – вырвать страницы из данной книги.

Но я уверена, что вузу будет интересно увидеть, о чем думают студенты, что их тревожит, или, наоборот, возможно студенты сами преподнесут что-то новое в деятельность вуза.

  1. Книга жалоб и предложений по сути своей представляет серьезный инструмент, который может помочь студенту отстаивать свои права. Вместе с тем, написав свое обращение в Книге жалоб и предложений, студенты, как правило, боятся дальше отстаивать свои права до конца, не хотят обострят конфликт. По моему мнению, вероятность того, что после написания жалобы студентом, руководство предпримет какие-то меры, очень мала. Я считаю, что Книга жалоб и предложений будет актуальна в тех учебных учреждениях, которые ставят целью качественное оказание образовательных услуг, создание комфортных и достойных условий для осуществления образовательного процесса.
  2. Для отечественных образовательных учреждений законодательством не предусмотрено наличия в них в обязательном порядке Книги отзывов и предложений. На мой взгляд, в образовательном учреждении должна быть такая книга, поскольку с ее помощью можно контролировать качество образовательных услуг, она даст возможность совершенствоваться и повысить качество предоставляемых услуг, и возможно, в будущем – количество поступающих студентов.

Разрешить возникающие недоразумения или выразить благодарность кому-либо из сотрудников не всегда получается своевременно в силу различных причин. Поэтому Книга отзывов и предложений будет хорошим связующим звеном «родитель – студент – преподаватель – администрация вуза».

Если бы в вузе появилась такая книга, я бы написал в нее слова благодарности многим преподавателям за знания, которые они нам дают, и просьбы о более тщательной и продуманной организации учебной работы, так как многие вопросы остаются неразрешенными до последнего момента, что создает большие неудобства.

  1. В настоящее время отечественные вузы осуществляют деятельность в условиях рыночной экономики, в которой идет конкуренция за абитуриентов и студентов. Наличие Книги отзывов и предложений даст возможность вузам оперативно получать обратную связь, использовать полученную информацию для повышения собственной эффективности, улучшения имиджа вуза. Ведь совершенно не напрасно в западных странах на практике жалобу считают самым настоящим подарком от своих клиентов.

Кроме того, в Книге отзывов и предложений студенты могли бы отмечать наиболее интересные, «работающие» и понравившиеся методики передачи знаний.

А это есть отличная возможность поощрения и мотивации наиболее эффективных преподавателей не только с точки зрения сухих цифр статистики, но и исходя из непосредственных оценок самих получателей знаний.

На мой взгляд, наиболее простым и оптимальным способом внедрения Книги отзывов и предложений, учитывая развитие современных технологий, является электронная версия Книги, размещенная на официальном сайте вуза.  

  1. На мой взгляд, в любом учреждении, осуществляющим услуги, должна быть Книга отзывов и предложений. Назначением такой книги является уведомление руководства об удовлетворенности клиентов. В вузах такая форма изложения мыслей позволит потребителям услуг – студентам выразить свое мнение документально, а руководству – своевременно реагировать на претензии и недочеты. Такая форма взаимодействия между руководством вуза и студентом может принести существенную пользу, ведь есть конкуренция между вузами, в особенности по таким востребованным специальностям, как юриспруденция, а Книга отзывов и предложений может существенно помочь взглянуть глазами «клиентов» на недочеты в организации образовательного процесса, исправить ситуацию, и соответственно, повысить рейтинг вуза среди других образовательных организаций с аналогичными специальностями. 

Безусловно, указанные мысли студентов, изложенные ими в эссе, требуют внимания. Но нам хотелось бы обратить их внимание на слова Вильгельма Фишера: «можно пожаловаться на многое в этом мире, но начинать следует всегда с самого себя»[7].

Педагогическое наблюдение показало, что студенты проявляют высокий интерес к таким видам самостоятельной работы. И это не случайно. Основное образование студент получает не на лекциях и практических занятиях, а в ходе самостоятельной работы. Подготовка эссе сложная и динамичная форма работы.

Предложение актуальной и интересной для обдумывания темы не оставляет студентов равнодушными. Они стараются выразить индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.

Совет

Кроме того, следует вспомнить слова крупнейшего ученого Франции Паскаля Блез, который отмечал, что «доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»[8].

Однако изучение современного состояния преподавания предметов в вузовской практике показало, что формирование опыта творческой деятельности студентов в процессе обучения преподавателями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается[9].

На наш взгляд, студентов следует мотивировать к активной творческой деятельности, пробуждать у них желание, старание и готовность учиться и работать творчески, самостоятельно находить неординарные решения проблемы.

Современному преподавателю можно построить обучение таким образом, чтобы предельно повысить уровень образованности обучающихся, поднять их развитие на новый более высокий уровень.

С помощью метода написания эссе, по нашему мнению, развивается познавательный интерес в ходе обучения, самостоятельное творчество студентов. Как справедливо отмечал Василий Александрович Сухомлинский, «без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей».

Таким образом, по глубокому убеждению автора, с помощью творческой деятельности обучающиеся поднимаются на более высокий уровень познания.

При этом студенты не ограничиваются простым воспроизводством информации, а излагают свои собственные суждения и оценки, подкрепляют их примерами из жизни, сопоставляют и сравнивают изучаемые явления, подводят итоги и делают выводы, предлагают оригинальные решения поставленных задач, создают свои собственные работы: эссе, критические очерки, памятки и др.

Исследование вопроса о самостоятельном мышлении обучающихся связано с именем немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860).

Он отмечал: «В сущности только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что собственно только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя.

Чужая, вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению»[10].

Закончить данное исследование нам бы хотелось словами Джона Гарднера: «Современная система образования потрясающе неэффективна.

Обратите внимание

Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы – в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения».

В этой связи, о том, как метод написания эссе может послужить стартовой чертой в дальнейшей серьезной научно – исследовательской работе студентов пойдет речь в нашей следующей статье.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/870003.htm

Эссе как жанр литературы. Как написать эссе

Эссе — жанр литературы. Особенности эссе

Таинственное слово «эссе»

Эссе – это, пожалуй, один из самых распространённых и таинственных жанров, который мне когда-либо приходилось встречать в литературе. Когда я училась в школе, мне говорили, что это «свободное течение мысли», что написать эссе сможет каждый. И всё. Казалось, что дальше я могла писать что угодно и (или) как угодно, не подчиняясь никаким законам.

Читайте также:  Решение задач на смешивание растворов по химии: объяснение и примеры для сдачи егэ

Я выдумывала то, что мне больше всего нравилось, хаотично излагала свои мысли  и была весьма довольна. Создавалось твёрдое убеждение, что я знаю, как писать эссе. Позже, в колледже мне снова начали задавать написать эссе. Дело было уже на психологии.

После объяснений стало понятно, что я должна найти информацию и просто переписать её (или перепечатать). Работу я сдала, свою законную пятёрку получила, а вот, что же такое на самом деле литературный жанр эссе, как-то и не поняла.

И только спустя несколько лет, я смогла открыть для себя некоторые тайны этого отнюдь не легкомысленного жанра и понять, каким же законам он подчиняется, каковы особенности жанра эссе…
А началось всё с Мишеля де Монтеня, который в своё время написал книгу под названием «Опыты».

Если вы её откроете, то увидите набор философских очерков, где автор размышляет об актуальных вещах. Например, есть у него главы «О совести» или «О самомнении». При этом никакой чёткой структуры нет, ни к какому ранее известному жанру отнести написанное было невозможно.

Так и возник в Эпоху Возрождения новый литературный термин, который будет означать «проба, очерк». Правда, это если его переводить с французского. Латынь же даст нам другой перевод: «взвешивание». Когда проникаешься жанром эссе, все эти первоисточники становятся логичными и понятными. Отличия эссе от любого другого жанра вполне очевидны, но давайте кратко их обозначим.

Особенности эссе

  1. Отсутствие классического сюжета. Можно, безусловно, приводить примеры из жизни и литературы, но всё это будет лишь иллюстрацией вашей красноречивой мысли.
  2. Неопределённость формы. Здесь можно, что называется, растекаться мыслью по древу, и никто вам слова плохого не скажет. Излагайте всё, что приходит на ум, анализируйте и подводите итоги сказанному.

  3. Объём эссе достаточно мал, однако чётких границ не имеет.
  4. В центре ваших размышлений – какая-то актуальная проблема или неразрешимый вопрос.
  5. Исключительно субъективное мнение. Ни одно эссе не может претендовать на единственное правильное мнение или точку зрения, будь там тысяча доказательств и аргументов.

    Скорее всего, это лишь одна из граней обозначенного вопроса.

  6. Имитация живого разговора. Ведите читателя за собой, призывайте его вопросами, поднимайте животрепещущие темы таким образом, будто находитесь здесь и сейчас. Ваш монолог должен быть наполнен живыми соками и находиться вне времени и пространства.
  7. Эмоциональность и образность.

    Чем ярче язык, тем интереснее читать ваши пробы пера.

Как написать эссе

Скачать (PPT, 349KB)

Таковы особенности эссе. Теперь, когда вы принимаетесь за написание эссе, следует ответить для себя на несколько важных вопросов. Как правильно писать эссе? Для кого и для чего я пишу, почему я пишу? Что мне важнее: передать свою мысль или создать беспристрастный очерк? Исходя из ответов, следует выбрать правильную форму и язык, доступный той или иной аудитории.  Всем известно, что эссе пишутся в школах и университетах, по принуждению или добровольно. Так или иначе, есть у всех эссе несколько компонентов, которые из вида упускать не стоит.

  • Вступление. Не стоит сразу бросаться что-то кому-то доказывать. Стоит сначала подготовить почву, создать определённую атмосферу и погрузить читателя в то состояние мысли, которое поможет ему максимально приникнуть в ваши идеи.
  • Главная часть, состоящая из тезисов. Помните, что главная мысль (или мысли) должны формулироваться чётко и кратко. Они должны быть понятны и просты. Голословных заявлений никто не любит. Ваша задача  заключается не только в том, чтобы изложить, но и в том, чтобы доказать. Утверждаете, что имя человека определяет судьбу? Докажите, приводя примеры из жизни или основываясь на известных теориях.  Если тезис соответствует вопросу «что», то дальше обязательно надо ответить на следующий вопрос: «почему»?
  • Заключительная часть, вывод, подведение итогов. Вы могли долго-долго говорить о наболевшем, уходить в различные дебри собственных размышлений, но в конце эссе следует все мыслительные богатства собрать в тугой пучок. Только так вы сможете качественно закончить высказывание и показать ценность всего написанного. Если же ваш текст слишком короткий, то можно обойтись и без этой части. Главное, чтоб основная мысль всё-таки звучала в ваших словах.

Итак, мы ответили для себя на все необходимые  вопросы, как правильно писать эссе. Мы узнали, какие составляющие обязательно стоит включить в своё сочинение. Что следующее?

Как пишется эссе

  1. Тема. Ещё раз подумайте над её значением. Насколько  вы знаете о том, о чём собираетесь писать? Сможете ли вы предложить что-то новое и свежее по данному вопросу? Эссе славится своей оригинальностью. Даже если предмет его содержания банален, то вы обязаны предоставить небанальный взгляд на вещи, при этом не забывая о свежести языка. Сможете? Тогда вперёд.

  2. Корректировка.Наконец, написали всё, что так долго хранилось внутри вас, ожидая своего звёздного часа? Теперь перечитайте и проверьте связь между абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних предложений? Всё ли выдержано в одном стиле? Достаточно ли аргументов? Вопросов на этом этапе можно задавать себе великое множество.

    Главное, не давать себе спуску и проявлять крайнюю требовательность. Пишите ли вы для себя, для читателей или для отметки – это неважно. Уважать себя следует в любом случае.

  3. Заголовок. Вот это, пожалуй, одна из главных частей вашего эссе.

    Заняться заголовком лучше в самом конце работы, когда вы в очередной раз перечитали получившийся текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Лучше, конечно, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью. Эссе – это жанр искромётный. Всё в нём должно полыхать и искриться. Читателю не должно быть скучно с вами.

    Зажечь фитиль чужой души можно только собственным огнём.

  4. Честный взгляд на вещи. Не стоит писать о том, во что вы сами не верите. Не надо заострять внимание на том, что от вас далеко. Пишите только о том, что вам действительно близко и интересно. Когда написанное полностью согласуется с вашим внутренним миром, читать ваши наброски будет крайне приятно.

    Читатели очень хорошо чувствуют, когда сердце писателя открыто. Самое глупое – это забывать о том, что кто-то будет читать созданное нами. Самое невежественное – это мыслить, что читатели всё стерпят. Мы же творцы! Нам всё можно! Увы, увы, увы… Мы крайне заблуждаемся на этот счёт. Не стоит пичкать читателей корявыми мыслями и явными заблуждениями.

    Истина – это единственное, что ценится во все времена. Когда человек читает, он хочет ответить для себя на какие-то вопросы, добраться до настоящего порядка вещей. Ему интересно то, что уже постигли другие. Поэтому делитесь опытом, переваривайте бытие, но не лгите. Ложь – недостойная спутница эссеиста.

  5. Новаторство. Говорят, что всё уже было дописано до нас.

    Говорят, что велосипед изобрести уже невозможно. Есть жанр эссе. Есть тема любви. Вы в тупике? Отнюдь. Существует мудрое изречение, что, сколько людей на сером белом свете, столько и самомнений. И здесь не стоит подражать великим мыслителям и пытаться пересказать их мудрые мысли.

    Лучше возьмите тему попроще, но предложите посмотреть на неё под таким углом, под которым её ещё никто и никогда не показывал. Не надо вешать на себя ярлыки и сразу становиться Кантом или Фрейдом. Будьте самим собой и тратьте время именно на себя, на свою уникальность. Читать чужие труды – пожалуйста. Но когда дело доходит до писательства, то здесь уж каждый сам за себя.

    Иначе всё ни к чему.

Теперь вы знаете, как пишется эссе. Наконец, последний и личный совет. Хотите попробовать написать эссе, но не знаете, как начать? Возьмите свой любимый афоризм (цитату, пословицу, красивое изречение) и поразмышляйте на ним, записывая свои мысли. Избегайте штамповочных суждений и слов, ищите оригинальность.

Пусть по крупицам, но это будет ваше, родное. Со временем писать станет гораздо легче, ведь главное – начать. Думаю, что у каждого есть возможность блестяще излагать свои мысли в самой лучшей и эксклюзивной форме. Жанр эссе, впрочем, как и другие литературные жанры, — хорошая площадка для оттачивания писательского мастерства. Пробуйте и достигайте!

Скоро поговорим об очерке…

Источник: http://liter-rm.ru/esse-kak-zhanr-literatury-kak-napisat-esse.html

Как научить подростка писать сочинение

С легкой руки президента России вернулась практика написания сочинений, существовавшая в советских школах. Теперь в сочинении школьник должен раскрыть понимание проблемы и выразить свою позицию по отношению к ней.

Как научить подростка писать сочинение

Когда-то все выпускники общеобразовательных школ писали выпускное сочинение. Конечно, писать сочинение дано не каждому, но практически каждый школьник хорошо понимал, какая перед ним стояла задача. Ему нужно было раскрыть тему сочинения, приводя примеры из художественной литературы.

Когда термин “сочинение” себя полностью дискредитировал, ведь с готовых сочинений не списывал только ленивый, его отменили в качестве выпускного экзамена. Но всё возвращается на круги своя – вернулось и сочинение, с лёгкой руки президента России. Только вернулось на новом уровне и в новом качестве.

Теперь сочинение всё-таки претендует на то, чтобы называться сочинением, так как от школьника требуется раскрыть понимание проблемы и выразить свою позицию по отношению к ней. С этим сейчас сложно.

Выражать свою позицию привыкли ударом кулака или нецензурными выражениями.

Важно

Как же научить подростка или любого желающего писать интересное увлекательное сочинение, чтобы не просто получить за него пресловутые баллы, но и продемонстрировать личностное “Я”?

Кто знает, может быть, в будущем из этой личности “проклюнется” знаменитый писатель или грамотный и востребованный копирайтер? Ведь не случайно в Царскосельском Лицее, помимо Пушкина, возникла плеяда знаменитых поэтов. А сколько им всего пришлось сочинять, если они выпускали рукописный журнал.

1. Вступление

Сложнее всего – начинать сочинение. Наверное, каждый второй мучился вопросом: “А с чего начинать сочинение?”. Есть разные типы вступлений: историческое, философское, биографическое. Пофилософствовать любят все, поэтому начинать сочинение можно с примера из собственной жизни, случая, с которым когда-то столкнулся, с общего размышления и бренности человеческой жизни.

Важно, чтобы вступление стало толчком к размышлению, чтобы дальше мысли возникали одна за другой. Именно во вступлении может прозвучать главный проблемный вопрос, ответ на который и нужно будет давать в основной части сочинения.

2. Основная часть

Хорошо, если тема сочинения будет представлять из себя проблемный вопрос. Тогда в основной части придётся искать ответы на вопрос, а отвечать всегда легче.

Если же тема звучит как просто какое-то название, придётся этот проблемный вопрос формулировать самому. Проблемные вопросы начинаются со слов “почему”, “зачем”, “как”.

Связав это вопросительное слово со всеми остальными словами темы, можно получить проблемный вопрос, ответом на который и будет всё сочинение.

Ещё в дореволюционных гимназиях выпускники писали сочинения на философские темы о том, что такое счастье, любовь, честь или долг. Современные школьники утратили представление о многих нравственных понятиях в силу произошедших в обществе перемен. Поэтому ссылаться в своих рассуждениях лучше на опыт классической литературы, нежели современную действительность или просмотренные кинофильмы.

Поэтому будет хорошо, если учащиеся ведут читательские дневники, чтобы записывать туда мысли о прочитанных ими хотя бы на уроках книгах. Кто-то создаёт даже модные сейчас “банки аргументов”, ведь любое рассуждение надо подтверждать аргументом (доказательством), иначе такое рассуждение назовут голословным.

В основной части должно быть три-четыре части – не больше. Иначе сочинение станет напоминать какой-нибудь средневековый трактат, а оно должно читаться живо, легко. Все части должны быть выстроены логично, чтобы переход от одной части к другой был понятен любому, даже тому, кто далёк от литературы.

Наиболее важным сейчас моментом оценки является чёткая позиция самого автора сочинения, то есть пишущего. Чтобы выражать позицию по отношению к какой-то конкретной проблеме, нужно хотя бы разбираться в проблеме, видеть возможные выходы, ссылаясь на свой опыт или примеры из жизни хороших знакомых.

Совет

Такими “знакомыми людьми” могут быть и литературные герои, чей опыт как раз и призван научить читателя не повторять чужих ошибок. Но опыт можно принять в том случае, если хорошо знаешь эпоху, когда происходили описанные события.

Поэтому написать сочинение хорошо может тот, кто много читает, и не только художественной, но и исторической литературы.

А знание литературы предполагает и знание имён героев, самих авторов (прискорбно, когда не знают даже инициалов писателя, а уж расшифровать их – высший пилотаж).

3. Заключение

Умение делать вывод – особый разговор. Как часто пишущий, начав своё творение, не может довести до логического конца, не знает, какой сделать вывод из всего сказанного.

В этом случае предлагают закончить тем же, что было во вступлении – но другими словами.

Тогда композиция сочинения будет напоминать рамку, а это уже некий уровень мастерства, ведь в художественных произведениях такой композиционный приём называется “художественным обрамлением”, или проще – “рассказ в рассказе”.

Чтобы вывод получился логичным, рекомендуют мысленно спросить у себя: “Что из этого следует?”. Тогда как бы отвечая на него, вы и сможете завершить своё творение вполне достойно. Можно опять же ссылаться на мнение известных критиков, философов, афоризмы, пословицы – словом, те мудрые мысли, которые созвучны вашему сочинению.

В заключение важно отметить, что научить писать сочинение, конечно, можно любого, ведь, как сказано в известном фильме, “можно и зайца научить курить”. Но важнее понимать, что писать сочинение нужно научиться, то есть учиться самому, постоянно практикуясь и советуясь со специалистом. Тогда уровень мастерства будет неуклонно расти.

© Самосадкина Екатерина, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/7/5809/

Как научить писать школьников эссе по обществознанию на «отлично»

Как научить писать школьников эссе по обществознанию на «отлично».

Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций».

Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чём он пишет. Автор эссе – это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения.

Жанр даёт право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Так, границы жанра довольно размыты. Его определяют как записки, наброски, раздумья. Эссе обычно имеет небольшой объём.

Обратите внимание

Кажется, что всё понятно, но не всё так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты гений, а не учащийся средней школы. Учитель увидит проблему в том, что творческое задание необходимо объективно оценить, то есть субъективные авторские инсенсуации должны быть сведены до минимума.

Учитель должен подойти к оцениванию работы как минимум с точки зрения ЗУНов. Это означает оценить знание и понимание терминов; умения сравнивать, сопоставлять, аргументировать, осознавать проблему, отбирать факты научного и бытийного характера; навыки рефлексии, анализа.

Для написания правильного эссе необходимо уметь пользоваться «правильным» черновиком.

Приступая к написанию эссе необходимо приготовить черновик. Некоторые учащиеся не знают, что такое черновик и пишут его как окончательный вариант работы – так же плотно заполненный лист, практически без полей, но написанный более небрежно.

Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мыслей, не даёт возможности работать творчески. Такие черновики подходят для компилятивного характера, тем самым, тренируя практику отсутствия самостоятельного мышления.

В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной стороне листа.

При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы простор для конкретизации, подтверждении своей мысли примерами и цитатами.

С чего начать?

Начинать нужно с записи эссе, при этом тему надо записать точно и обязательно в черновике. Тема – это условие задачи, а задачу надо понять, осознать. Формулировка темы – тоже задача, только более объёмная и сложная, и имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство.

Важно

Какое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли – вся формулировка будут повторены в тексе эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всё эссе в целом, – это не недостаток. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, не уйти от неё.

Работая с эссе, время от времени нужно перечитывать формулировку темы.

Эссе по обществознанию представлено, как правило, на выбор учащемуся из предложенных шести вариантов тем. Варианты эссе соответствуют разделам курса обществознания: философия, культурология, экономика, социология, политология, правоведение.

Учащийся должен выбрать ту тему, которая наиболее близка и понятна, при этом, не забывая, что раскрытие темы должно соответствовать тому разделу, в котором заявлено высказывание. Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы.

Ведь в эссе просят высказывать свою точку зрения на проблему, которая весьма образно выражена в форме высказывания. Это значит, что вам как минимум необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Что самое главное в эссе?

Тема выбрана, осознана. Понятна. Первоначально необходимо выделить основную идею, просматриваемую в предложенном варианте темы, определить в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться…

Понятия

Противоречия

Ассоциации

Цитаты

Примеры

Тезисы

Мнения

Аргументы научного и бытийного характера…

Имена…

События…

Недописанные мысли…

Следующая задача – рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: где-то высветится идея, пути движения мыслей. Теперь главное – найти самую эффективную фразу, мысль. Цитату – такую, которой можно было закончить работу.

Заключение и вступление самые главные части работы. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, раскрывает противоречия, задаёт вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение – самая эффектная мысль, самая среди всех набросков, итог, резюме всех рассуждений.

Кто написал заключение работы в первую очередь, полный сил. С ясной головой. Отобрав лучшее из имевшегося материала, – выиграл целый балл. Потому что, если ориентироваться на состояние проверяющегося, которому необходимо проверить в среднем сто – сто пятьдесят

Работ, проверяет он механически, а когда задумывается над оценкой, восстановит всё содержание перегруженная память не в силах. Приходится перечитывать…завершающую часть. То есть заключение.

Структура эссе.

Совет

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Так как эссе – это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна, подкреплена доказательствами. Аргументами научного, социального или бытового характера.

Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и т.д.

Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один – это мало и неубедительно, три аргумента могут перегрузить эссе.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе. Вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли учащегося .Схематично можно изобразить структуру эссе так:

В – Т – А – А – Т – А – А – В

Каждый из элементов композиции должны быть выделены красной строкой. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы.

Стиль работы.

Обратить внимание школьника нужно и на стиль изложения материала. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля – весьма неплохое качество письменной речи.

Достигается это за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования знаков препинания: многоточия, двоеточия, вопросительного и восклицательного знаков. Самый «современный» из всех знаков препинания – тире.

Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несёт в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совершенствуешь себя.

Обратите внимание

Главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряжено», но при внешней сдержанности повествования.

Методические рекомендации учителю обществознания.

Для того, чтобы школьник мог легко и свободно владеть навыком написания эссе необходимо в течение учебного периода тренировать данный навыки, прежде всего, необходимо отточить навык владения категориальным анализом. Категории – это понятия научной дисциплины. Работа с понятиями зачастую в практике преподавания носит рутинный характер, но ей можно придать творческой характер.

Систематизировав проблемные, творческие и рефлексивные задания, развивающие навык категориального анализа, можно получить их типологию.

Первый тип заданий – философская оценка. Этот тип заданий позволяет контролировать умение школьников узнавать и различать проблему, самостоятельно выражать собственную точку зрения.

Второй топ заданий – категориальный анализ. Это перевод текста на язык философских категорий. Он позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях. Выявить формы и приёмы мышления; выявить умение общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из произведений, ситуации.

Третий тип – осознание проблемы и попытка её разрешения. В предлагаемом тексте содержится в явном или неявном виде формулировка проблемного вопроса. Проблема в тексте может быть не выявлена, и тогда её предлагается выявить школьнику и предложить путь её разрешения.

Четвёртый тип – логическая операция нахождения и сравнения понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений. Результаты сравнения можно оформлять в виде таблицы.

Пятый тип – построение философского предложения или текста. Задача заключается в том, чтобы из определённого набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.

Шестой тип – класс различных заданий игр. Это загадки и шутки, кроссворды и чайнворды, анаграммы и криптограммы, лабиринты. Магические квадраты. Такого рода задания позволяют выявить философскую культуру, пробуждают интерес.

Важно в начале урока вывешивать на доску магический квадрат, где в хаотичном порядке представлено. На первый взгляд, нагромождение букв. На самом деле, это спрятанные в буквах термины, которые необходимо найти и дать определение понятий.

Седьмой тип – ролевые задания. Эти задания предполагают освоение культурного материала и его персонификацию. Целью задания является овладение новыми социальными ролями, усвоение культурного опыта и его интериоризацию.

Восьмой тип – индивидуализированные рефлексивные задания, направленные на опосредованный косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоконтроль.

Это возможно посредством: а) создания ситуаций переноса, то есть своеобразного описания своей жизни и деятельности в заданном времени и произвольном пространстве, заданий на ощущение себя в мире и своего места в нём; б) создание ситуаций морального выбора, когда реализуется нравственная позиция школьника; в) написание философских эссе от своего имени или имени любого философа, творчество которого вызывает интерес; г) написание воображаемых диалогов с известными философами, когда учение сам задаёт проблемное поле и от имени философа отвечает на поставленный вопрос.

Девятый тип – создание ситуаций диалектологических противоречий. Они строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей.

Для работы в ситуациях необходимо: отобрать учебный материал, заключающий в себе связь противоположностей; определить момент включения ситуаций в учебный курс; избрать для реализации конкретную разновидность ситуаций; развернуть связь отобранных противоположностей учебного материала в соответствии со структурой избранной ситуации. Это могут быть следующие ситуации:

Важно

а) антиномии – непосредственная связь противоположных высказываний, предполагающая контроль за диалектическим разрешением данного в антиномии противоречия. Примером могут служить антиномии Канта.

б)ситуация парадокса, то есть подбор таких положение, которые явно содержат в себе своё отрицание, «иное себя». Парадокс – противоречие с фактами действительности, которое возникает при соблюдении логической правильности рассуждения. Учащиеся должны найти « парадоксальное» решение.

Источник: http://textarchive.ru/c-2869495.html

Ссылка на основную публикацию