Методы запоминания дат по истории: способы как запомнить исторические даты

Методы запоминания дат по истории: способы как запомнить исторические даты

Большинство людей плохо запоминают исторические даты и события. Это связано с тем, что наш мозг с трудом усваивает информацию, насквозь пропитанную числами и незнакомыми названиями. Особенно если новые знания «запихиваются» в него насильно и без малейшего желания насладиться процессом.

Однако что делать, если нет времени на пустые размышления? Что, если экзамен уже на следующей неделе, а вы еще ничего не знаете? Как выучить историю за столь короткий период? Что же, не стоит беспокоиться, ведь у нас есть аж целых шесть советов, способных помочь вам в этом деле.

Способ №1: игра в карты

Наши дедушки и бабушки хорошо знали о том, как выучить даты по истории, буквально за несколько вечеров. Для этого они вырезали из бумаги прямоугольники, чем-то похожие на игральные карты.

На одной стороне писали ключевую дату, а на другой – те события, которые сопровождали ее.

Примечательно то, что уже на этапе подготовки наш мозг начинает запоминать выбранные исторические даты и события, так как неосознанно заостряет на них свое внимание.

Обратите внимание

Что касается самих прямоугольников, то их раскладывают на любой удобной поверхности числами вверх. Когда все будет готово, следует приступить к изучению написанного на них материала. Для этого необходимо взять карту и прочитать вслух текст, указанный на ее обратной стороне. После чего положить ее на место, только на этот раз буквами вверх.

Эта процедура повторяется до того момента, покуда все карты не окажутся вверх тормашками. Затем необходимо отдохнуть несколько часов, после чего вновь приступить к обработке материала. После 5-6 повторов даты полностью закрепятся в сознании человека, а вместе с ними и те события, что были к ним прикреплены.

Способ №2: игры разума

Психологи знают о том, как выучить историю максимально точно. У них есть особая методика под названием «Игра разума». Ее суть заключается в том, что человек создает в своей голове устойчивые образы и картины, связанные с изучаемым им материалом. Проще говоря, фантазирует на заданную тему.

Допустим, вам нужно запомнить ключевые моменты блокады Ленинграда. Для этого следует представить себя в качестве рядового солдата, пребывающего в окружении захватчиков.

Попробуйте пережить все те эмоции, которые испытывал советский военный в то нелегкое время.

Какие приказы от начальства поступали ему? Как долго его отряд ждал подкрепления? Как радовался тому, что кольцо врага было прорвано?

Эта методика привяжет ваши воспоминания, пускай и ложные, к реальным датам и числам, что впоследствии поможет запомнить их все. Правда, для реализации этой техники нужна хорошая фантазия, которой, к сожалению, наделены не все.

Способ №3: визуализация

Однако тогда возникает вопрос о том, как выучить историю тем, кто не может создавать правдоподобные образы в своей голове. В этом случае можно воспользоваться теми фантазиями, что уже существуют в реальном мире. То бишь открыть браузер и поискать там документальные фильмы по истории, архивные фото, рисунки и так далее.

Просматривая их, человек начнет постепенно запоминать тот материал, который они содержат в себе. Ведь зрение – это один из наилучших механизмов поглощения информации из окружающей среды. Особенно, когда этот процесс происходит в полном одиночестве и сосредоточении.

Способ №4: точка отсчета

Изучая даты, нужно следовать порядку исчисления. То бишь невозможно выучить хронологию событий, прыгая по ней, как угорелый. Поэтому, прежде чем начать изучение материала, найдите общую точку отсчета для всех событий. Затем медленно «идите» вверх по годам, отсчитывая в голове, сколько времени прошло от «места» отправки.

Однако этот метод хорош лишь в тех ситуациях, когда нужно изучить определенный временной период. Когда же речь идет о целой эпохе, то здесь точка отсчета вряд ли поможет синхронизировать все события.

Способ №5: собственная книга по истории

За сколько можно выучить историю всего мира? Месяц, два, год или того более? По правде говоря, выучить абсолютно все исторические события невозможно. И с этим придется смириться, так как виной всему природа человека. Однако запомнить ключевые даты и события мировой истории вполне возможно.

Для этого необходимо завести особую тетрадь, желательно на 96 листов. В нее нужно будет вносить краткие исторические заметки по каждой отдельной эпохе. Со временем у вас появится собственная книга по истории, раскрывающая порядок становления мирового порядка. При этом она будет написана языком, понятным для вас, что впоследствии поможет изучить ее от корочки до корочки.

Способ №6: как выучить историю легко?

Последний совет будет весьма банальным, но при этом действенным. Все что нужно – это полюбить данный предмет. Ведь гораздо проще сосредоточиться на том, что приносит вам удовольствие. Согласитесь, каждый из нас помнит множество интересных фактов о своем хобби, даже не заучивая их наизусть.

Поэтому найдите в истории то, что придется вам по душе, и сосредоточьтесь на этом чувстве. Пускай для вас это будут не сухие факты, а далекие воспоминания забытых времен. Таким образом, вы не только сможете изучить данный предмет, но и побываете в тех местах, где уже давным-давно не ступала нога человека.

Статьи по теме «Как выучить даты по истории» Как запомнить даты по истории Как запомнить историю Как учить даты Как написать эссе по истории Как представить ученика на конкурсе ученик года Инструкция 1

Самый действенный способ выучить исторические даты и события — это написать их на карточках. Делается весьма просто: нужно взять бумагу, разрезать ее на одинаковые части.

Важно

Затем на каждой карточке необходимо написать свою дату, а на обратной стороне событие к ней относящееся. Запоминание дат и событий происходит уже даже при написании всех этих цифр и предложений.

Здесь включается в работу зрительная память, которая прекрасно тренируется при письме. Это старый прием, которым пользовались еще ваши бабушки.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/metody-zapominaniya-dat-po-istorii-kak-legko-zapomnit-istoricheskie-daty.html

Методы запоминания дат по истории: как легко запомнить исторические даты

Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали интересный способ запоминания исторических дат. Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций

Практика показывает, чем более нелепый и яркий образ вы придумаете, тем лучше запомнится дата

Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

  1. Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
  2. Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации

У вас будет гораздо больше шансов выучить необходимую информацию, если вы научитесь ее классифицировать

Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Метод «цифра-картинка»

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати, на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют вкусные скидки.

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:

Цифровой буквенный метод

Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год).

По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате.

Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.

Минус этого способа в том, что он не так точен, как метод ассоциаций

Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход. Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков. Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.

Человек забывает информацию в течение ближайших суток. Регулярное повторение позволит отложиться важной информации на более долгий срок

Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).
Читайте также:  Рекомендации по написанию дипломной работы: требования, правила, примеры

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных студенческих сервисов.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/metody-zapominaniya-dat-po-istorii-kak-legko-zapomnit-istoricheskie-daty/

9 методов запоминания исторических дат и событий

Даты и события из истории — головная боль школьника и абитуриента. Как их запомнить, когда они так и норовят спутаться в клубок? Мы собрали 9 самых популярных методов, которые удобно использовать для запоминания дат и событий к экзамену или ЦТ по истории.

Стикеры

Расклеенные по всей квартире стикеры дают результат. Вряд ли ты забудешь, что битва под Грюнвальдом состоялась 15 июля 1410 года, если этот факт полгода провисел на холодильнике. Чем чаще исторические даты и события попадаются на глаза, тем больше вероятность, что они всплывут в памяти на экзамене или ЦТ по истории.

Карточки

На одной стороне карточки запиши дату, на другой — событие. Перемешивай карточки и проверяй, насколько хорош твой уровень подготовки к экзамену или ЦТ по истории. Раздели карточки на три группы: «знаю на зубок», «всегда забываю», «ещё не выучил». В идеале первая группа карточек — самая многочисленная.

Таблицы

Мозг проще запоминает структурированную информацию. Составь таблицу с датами, которые необходимо выучить к экзамену или ЦТ по истории. Это удобнее, чем выуживать сведения из учебников.

Аудиозаписи

Если сложно запоминать визуальную информацию, начитай даты на диктофон и прослушивай в свободное время. Делай паузы при записи, чтобы аудио было удобно приостановить и повторить про себя.

Фильмы, картины, фото

Смотри в интернете архивные фото, картины и документальные фильмы, посвящённые историческим событиям. Так в памяти останутся не только строчки и иллюстрации из учебника, но и яркие образы. Визуализируй битвы, восстания, войны, революции.

Картина баварского художника-баталиста Петера фон Гесса «Переправа через Березину» поможет запомнить, что бои на берегах Березины во время переправы Наполеона проходили поздней осенью

Ассоциации

Совет

Создавать красочные картинки в памяти можно и самостоятельно. Причём метод подойдёт как для запоминания дат и событий, так и другой информации, необходимой к экзамену или ЦТ по истории. Например, имён собственных.

Сложно запомнить Ефима Карского, белорусского языковеда ХХ века, автора трёхтомной работы «Белорусы»? Представь ворону в вышиванке («кар!»), которая сидит на трёх книгах, на каждой из которых написано название работы.

Сравнение странное, но оно поможет запомнить фамилию.

Поиск закономерностей

Запоминать даты поможет поиск закономерностей между ними. К примеру, Люблинская уния была заключена в 1569 году. Переставим две последние цифры — и перед нами дата заключения Брестской церковной унии (1596). Территория СССР была оккупирована немецкими захватчиками с 1941 по 1944 год, в то время как война между Византией и Русью проходила с 941 по 944 годы.

Свои числа

Пробуй связывать исторические даты со знакомыми тебе числами: день рождения бабушки, адрес друга либо номер автобуса.

Точки отсчёта

Если тебе нужно запомнить несколько дат одного крупного события (например, Вторая Мировая война), используй метод точки отсчёта. Первая дата — это точка отсчёта. Затем считай: через N дней произошло такое событие, спустя N месяцев и N дней — такое.

В подготовке к экзамену и ЦТ по истории все средства хороши. Используй методы, которые нравятся больше, и запоминай исторические даты и события без проблем!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/9-metodov-zapominaniya-istoricheskih-dat-i-sobytij

Как запоминать даты по истории

Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.

 

Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.

Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.

1. По правителям

Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.

2. По историческим периодам

Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.

 

Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.

 

Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.

 

Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России, а вот карта с битвами по всему миру. На второй карте замечала перепутанные даты.

 

Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.

Примерный график повторов ↓

Через полчаса
Через два часа
Перед сном
Через один день
Через два дня
Через четыре дня
Через неделю
Через полторы

 

Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.

© gumer.info

 

Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.

 

Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.

 

Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой  — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.

Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki. Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid. Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие.

После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат.

Обратите внимание

Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.

 

  1. Выписать даты на листы А4

  2. Наклеить везде стикеры

  3. Находить ассоциации

  4. Использовать интерактивные карты

  5. Учить даты с интервалами

  6. Использовать хронологические таблицы

  7. Наговаривать даты на диктофон

  8. Искать параллели

  9. Использовать карточки

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/dates

Учим запоминать исторические даты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Учим запоминать исторические даты Приемы и средства формирования хронологических знаний и умений  Работа с хронологией – фактор повышения качества и осознанного восприятия истории

2 слайд Описание слайда:

Цели и задачи изучения хронологии в школе Показать учащимся последовательность исторических событий и явлений, протяжённость их во времени; Подвести учеников к к пониманию измерения времени; Познакомить с системами летосчисления.

Помочь усвоить важнейшие даты и временные категории Способствовать развитию временных представлений; Обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени Формировать информационную, коммуникативную и проблемную компетентность

3 слайд Описание слайда:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС-2) ПО ИСТОРИИ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

4 слайд Описание слайда:

знать/понимать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; В результате изучения истории ученик должен

5 слайд Описание слайда:

Хронология – это последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий. История без обозначения времени во­шедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д. су­ществовать не может.

Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить и осоз­нанно запомнить даты и оперировать ими. При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исто­рические факты и важны для запоминания.

Второстепенные даты привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.

6 слайд Описание слайда:

Важно

Актуальность и перспективность работы по хронологии – Историю невозможно изучать без знания дат. – Сопоставить события в разных странах формирует общеучебные компетенции обучающихся.

  – Без знания исторических дат сегодня невозможно качественно сдать ЕГЭ. Довольно большой процент тестов основан на заданиях по хронологии.

– Постоянная тренировка в работе с хронологией – это одно из условий успешной сдачи ЕГЭ.

7 слайд Описание слайда:

Работа с хронологическими данными должна проводиться при комплексном использовании трёх типов восприятия информации: визуального, аудиального, кинестетического Дату исторического события необходимо: чётко и громко озвучить (аудиалы) написать на доске и записать в тетрадь (визуалы) эмоционально окрасить (кинестетики)

8 слайд Описание слайда:

Специфическую роль в изложении хронологического материала выпол­няют схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые не­посредственно привели к тому или иному значительному факту истории.

В бо­лее крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи ста­новления определенного исторического феномена и являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов.

  Закрепощение крестьян

9 слайд Описание слайда:

Важную роль в работе с хронологией играют процессы памяти, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить  нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.  Именно запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения информации. Поэтому в работе с хронологией первостепенное внимание нужно уделять процессу запоминания.

10 слайд Описание слайда:

Мнемотехника Это специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. Главным принципом является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией для упрощения её запоминания.

11 слайд Описание слайда:

Приемы мнемотехники Буквенный код Ассоциации Рифмы Созвучие Метод римской комнаты Цифробуквенный код Метод вешалок Совмещение цифр с образами Метод О’Брайена Система Шед Рифмы

12 слайд Описание слайда:

Ассоциации Этот прием основан на образном мышлении и творческой проработки запоминаемого материала. Чтобы запомнить в каком году произошло то или иное событие, нужно сначала как следует представить себе какую-либо сцену, которая ассоциируется у вас с этим событием.

13 слайд Описание слайда:

Совет

Запомним-ка даты правления Петра I Сначала, как вы уже, наверное, догадались мы представляем себе Петра. Кто как может. Например, так: Высокий мужчина с черными кудрями и бакенбардами, взят с нижнего ракурса (образ из фильма про Петра, если видели). Стоит на берегу Невы. Сзади него гранитные ступеньки. Рядом огромный недостроенный корабль, по которому, как муравьи, ползают рабочие.

Теперь давайте договоримся. Мы смотрим на его внушительную фигуру, и то, что сейчас начнет твориться слева от него – это начало его правления, справа – конец. Слева на недостроенном военном корабле рабочие ставят длинную мачту – 1. На конце мачты устанавливается флаг, который до этого был свернут в рулон и из-за того, что нет ветра так и повисает – 6.

Резкий порыв ветра разворачивает флаг, и мы видим, что на нем изображен бинокль – 8. Приближаемся к биноклю, смотрим через него на воду, а по ней плывет лебедь – 2. 1682 год – начало правление Петра I. Справа к Петру подходит высокий, худой человек – 1. Сгибается в низком поклоне – 7. Поднимает с земли металлический крючок, причудливой формы – 2.

Петр берет крючок и переворачивает его – 5. В 1725 году Петр оставил престол.

14 слайд Описание слайда:

Связывание дат Даты должны быть связаны друг с другом. Связывание дат — составление хронологических комплексов. Это — не просто таблицы, а таблицы, где даты связаны друг с другом. Способы связывания дат по событиям: а) Первая таблица — таблица, отражающая развитие какого-либо исторического явления.

Например: «Установление крепостного права» – 1. Судебник Ивана III – 1497 год; 2. Судебник Ивана IV – 1550 год; и так далее до 1649 года. б) синхронистическая таблица. Сводятся в одну таблицу события из разных стран — в одно время.

Пример: 1564 год — рождение Шекспира в Англии и начало опричнины (конец года) в России. в) хронологический комплекс — объединение в одну таблицу однородных событий из разных стран и эпох. Пример: Все революции Нового времени в Европе (Английская XVII века, Французская XVIII века, Русская XX века и т. д.).

Читайте также:  Обзор mathcad. лучший помощник в вычислениях.

г) лента времени — хронология событий друг за другом. Каждое значимое событие заносится на эту ленту.

15 слайд Описание слайда:

Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны.

Обратите внимание

С каким событием связана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачева и концом крестьянского восстания под предводительством С. Т.

Разина прибавить дату взятия Казани Иваном Грозным. Хронологические задачи

16 слайд Описание слайда:

  1) Что было раньше — то или иное событие? 2) Пронумеровать в соответствии с хронологической последовательностью данные события. 3) Вычеркнуть лишние даты, не относящиеся к событиям данного исторического ряда. Пример: 1801, 1825, 1855, 1864, 1881, 1894. Что лишнее? (Ответ — 1864 год, так как остальные даты — года вступления на престол русских императоров). Задания по хронологии

17 слайд Описание слайда:

Впервые ленту времени используем  при изучении темы: «Счёт лет в истории» в 5 классе. На уроках при изучении дат мы наносим изучаемую дату на ленту времени.

Результат: итоговая лента времени после изучения истории Древнего Египта, после изучения темы «Западная Азия, Индия, Китай в древности «Древняя Греция», «Древний Рим». Задания и упражнения по ленте времени.

– на определение длительности события – на выявление временных связей между событиями – на выявление синхронности событий (слайд №11) Работа с лентой времени

18 слайд Описание слайда:

Примеры заданий работы на ленте времени на вычисление продолжительности события: «Вспомните, когда на Руси установилось монголо-татарское иго и когда оно пало.

Сколько лет продолжалось иго?» на определение последовательности событий: «Что было раньше и на сколько: Куликовская битва или Ледовое побоище? » на определение отдаленности событий от сегодняшнего дня: «Сколько лет прошло с победы русских над рыцарями-крестоносцами?» Подсчитай, сколько лет назад произошло событие, если известна его дата – 1242 год? Узнай, сколько лет длилось событие, если известны его хронологические рамки (1223 год – 1480 год). Что это за событие? Подсчитай, в каком году произошло событие, если оно случилось 772 года назад и т.д.

19 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/uchim-zapominat-istoricheskie-dati-1956044.html

Метод запоминания дат и исторических событий

Продолжаем готовиться к школе – еще один способ запоминания исторических дат и событий обнаружила на сайте http://www.1sentyabrya.ru/school/study/2006/09/01/articles_2176.html# и хочу поделиться.

Приемы улучшения памяти. Метод запоминания дат и исторических событий

Этот метод  основан на образном мышлении и творческой проработки запоминаемого материала.

https://www.youtube.com/watch?v=QimZ0AjBcsc

Он до неприличия прост. Чтобы запомнить в каком году произошло то или иное событие, нужно сначала как следует представить себе какую-либо сцену, которая ассоциируется у вас с этим событием.

Конечно, если в ваши задачи входит стать хорошим специалистом, или просто интересным человеком, с широким кругозором, то сначала нужно получить правильное представление об историческом событии (послушать, что говорит учитель на уроке, полистать учебник), а уж потом запоминать, в каком году оно произошло.

Но даже если вы прогуливали историю весь год, и от события у вас в голове не осталось практически ничего, кроме названия, – это не проблема. То есть это проблема для вас, как для личности, которая не будет знать элементарных вещей, но для запоминания даты ваше невежество не будет иметь значения.

Важно

Представляйте так, как получается. Ведь хоть какие-то ассоциации все равно возникают, а уж правильные они или нет, это другое дело.

Попробуем вместе представить себе какой-нибудь эпизод из истории, а что нужно будет делать дальше, разберемся по ходу. Давайте начнем с той даты, которая обычно стоит в начале списка «обязательных» дат на первом развороте всех школьных учебников по истории – Крещение Руси.

Как мы знаем, Крещение Руси – это не одноразовое событие, которое можно представить в моментальном фотографическом снимке.

Это довольно продолжительный процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской  державы, который растянулся на несколько столетий.

Но, тем не менее, когда мы слышим словосочетание «крещение Руси» какой-то образ возникает. Например, такой:

Река. Ясная погода. Много людей стоящих по колено в воде. Между ними ходит священник с большим золотым крестом, который переливается на свету и бросает на песочное дно, которое видно сквозь прозрачную воду, солнечных зайчиков. Вокруг трава и деревья. Несколько человек, одетых в белые крестьянские рубахи, уже стоят на берегу. Кто-то вытирается. Кто-то беседует. Поют птицы.

Закройте глаза и продолжите сами. Мысленно походите между этими людьми. Разглядите их.

Обратите внимание. Это лично ваша картинка. Далеко не факт, что так и было на самом деле. Даже скорее, было совсем не так. Но, когда на экзамене учитель спросит вас, дату  крещения Руси, вы же будете вспоминать не какое-то отвлеченное действо, а вспомните как раз эту, может быть и не правильную, но лично вашу картинку, возникающую в вашей голове при словах «крещение Руси».

Совет

Теперь осталось совсем немного. Хорошо прочувствовав эту картинку, войдя в нее и разглядев, нужно просто «вставить» в нее те цифры, которые образуют дату исторического события. Но цифры нужно не бездумно развешивать на деревьях и бросать под ноги. Они должны быть представлены в виде предметного символа.

Итак. Приступим.

Крещение Руси произошло в 988 году. Первая цифра в этой дате – 9. С чем может ассоциироваться цифра 9? На что она похожа? Не нужно стремиться к полному сходству. Достаточно того, чтобы в вашем воображении цифра напоминала какой-то конкретный предмет.

Например, цифра девять может быть заменена в нашей картинке колечком на палочке, через которое обычно дети пускают мыльные пузыри. Ведь похоже?

Представляем ту же картину: Река. Люди. Солнце. Деревья. Но теперь приближаемся к одному человеку на берегу и обнаруживаем, что он пускает мыльные пузыри, которые разлетаются по всему берегу, летают между людьми в воде. Присмотритесь именно к колечку, через которое он дует. Это наша девятка.

Осталось две восьмерки. Их можно заменить, например, двумя молодыми женщинами. Ведь форма цифры восемь отдаленно напоминает женскую фигуру 90-60-90.

И тогда получается, что мы рассматриваем, как договаривались, картину. Замечаем человека, пускающего мыльные пузыри. Пузыри летают и приводят нас к двум девушкам, которые о чем-то беседуют на берегу.

Принцип соединения между цифрами должен быть таким же, как при соединении образов в методе свободных ассоциаций. То есть каждый образ, заменяющий цифру, должен идти строго в соответствие с порядком, в котором он идет в запоминаемой дате. Если пренебрегать этим правилом, то вместо 1672 года у вас может получиться 7261 или 2176.

Давайте разберем пример посложней.

Запомним-ка даты правления Петра I.

Сначала, как вы уже, наверное, догадались мы представляем себе Петра. Кто как может. Например, так:

Обратите внимание

Высокий мужчина с черными кудрями и бакенбардами, взят с нижнего ракурса (образ из фильма про Петра, если видели). Стоит на берегу Невы. Сзади него гранитные ступеньки. Рядом огромный недостроенный корабль, по  которому, как муравьи, ползают рабочие.

Теперь давайте договоримся. Мы смотрим на его внушительную фигуру, и то, что сейчас начнет твориться слева от него – это начало его правления, справа – конец.

Слева на недостроенном военном корабле рабочие ставят длинную мачту – 1. На конце мачты устанавливается флаг, который до этого был свернут в рулон и из-за того, что нет ветра так и повисает – 6.

Резкий порыв ветра разворачивает флаг, и мы видим, что на нем изображен бинокль – 8. Приближаемся к биноклю, смотрим через него на воду, а по ней плывет лебедь – 2. 1682 год – начало правление Петра I.

Справа к Петру подходит высокий, худой человек – 1. Сгибается в низком поклоне – 7. Поднимает с земли металлический крючок, причудливой формы – 2. Петр берет крючок и переворачивает его – 5.

В 1725 году Петр оставил престол.

Так когда, говорите, было крещение Руси?

Источник: http://klio-istoriki.blogspot.com/2010/08/httpwww.html

Как ребёнку научиться запоминать даты по истории?

Один из самых сложных предметов в школе – история, а все из-за того, что нужно запоминать кучу дат. Есть ли способы облегчить запоминание дат? Есть, и даже не один, так что можно попробовать и выбрать тот, который поможет вашему школьнику быстрее освоить этот сложный предмет.

Карточки

Самый распространенный и, как считается, простой метод запоминания исторических дат – при помощи карточек. Нарежьте из бумаги и картона несколько карточек (прямоугольных или квадратных).

На одной стороне карточки напишите дату, а на обратной – событие, которое произошло в эту дату.

Важно

Лучше, если карточки будет делать сам ребенок, тогда уже в процессе их создания он начнет запоминать нужный материал.

Готовые карточки раскладываем на столе датами вверх. Ребенок должен прочитать дату на первой карточке, а затем, перевернув ее, — событие.

Прочитав таким образом все даты, нужно повторить все заново, только наоборот: карточки должны лежать вверх событиями, и читаем сначала событие, потом дату. Прочитав таким образом пару раз, карточки можно убрать.

Перед сном нужно повторить занятие еще раз, а если получится – третий раз уже перед тем, как идти в школу.

Визуализация

Детям с хорошей фантазией и увлекающимся рисованием будет проще запомнить скучные цифры с помощью метода визуализации. Для каждой даты нужно придумать или найти картинку, которая соответствовала бы этой дате. Детям я хорошей фантазией достаточно просто представить ее. Такие дети при необходимости легко вспоминают картинку и связанную с ней дату.

Точка отсчета

Если речь идет не о целой эпохе, а о каких-то близко расположенных датах (например, события Второй Мировой войны), можно использовать метод точки отсчета. За точку отсчет принимаем дату начала войны, а затем считаем: через столько-то дней произошло такое событие, через столько месяцев и дней — такое.

Запоминание на слух

Есть люди, которые на слух запоминают информацию гораздо легче, чем читая ее. Если ваш ребенок из таких, — запишите даты на диктофон (он есть в каждом мобильном телефоне) и проследите, чтобы он периодически слушал их. Очень удобно в плане экономии времени, ведь записанные на диктофон даты можно слушать даже по дороге в школу.

Собственный календарь дат

Запомнить дату, которую нужно повторить завтра на уроке, не так уж сложно. Гораздо сложнее вспомнить ее (и еще 3 десятка других) на годовой контрольной.

Совет

Чтобы облегчить запоминание дат на долгосрочный период, нужно немножко потрудиться и завести собственный календарь дат.

Независимо от того, записывают дети даты в общую тетрадь по истории или нет, заведите своему ребенку отдельную тетрадку, в которую он будет записывать самые значимые даты истории и определения к ним, причем желательно не списывая из учебника, а своими словами.

Во-первых, метод записывания помогает запоминать, а во-вторых, когда наступить час икс, у ребенка будет под рукой пособие, по которому ему легко будет повторить даты.

Эти несложные методы запоминания дат могут значительно облегчить жизнь вашему ребенку и сделать историю не таким уж страшным предметом!

Читайте по теме:

В каком классе выбирать профессию

Школьники из России завоевали 12 медалей на международной олимпиаде по математике

Готов ли ребенок к первому классу?

Источник: http://fashionbookkids.ru/articles/kak-rebyonku-nauchitsya-zapominat-daty-po-istorii/

Выучить историю? Легко!

Мы зачастую сталкиваемся с нехваткой знаний по определённому предмету. И это может связано не столько с подготовками к экзаменам в учебном заведении, но с другими жизненными ситуациями, встречающимися как на службе, так и при неформальном общении в компании друзей.

Особенно остро это касается знаний в области такой обширной науки, как история.

Информации по этому предмету очень много и знания, вынесенные со школьных уроков, как правило, оказываются недостаточными даже для того, чтобы подержать беседу, не говоря уж о профессиональные делах.

Простые помощники

Для того чтобы выучить историю быстро, необходимо , которые удобнее держать в руках, нежели просматривать на компьютере. Пролистывая страницы по нескольку раз и перечитывая непонятные строчки, вы быстрее запомните информацию, нежели переходя по бесконечным гиперссылкам и выхватывая разрозненную информацию из разных источников.

Как запомнит даты по истории? Проще всего пользоваться таблицей дат, на которой структурировано распределены даты в хронологическом порядке. Изучая ту или иную тему, вы легко сориентируетесь в годах и определите её место. Чем чаще вы будете обращаться к таблице, тем прочнее даты освоятся в вашей памяти. А ведь даты – это один из важнейших моментов в запоминании истории.

Если сражения, которые очень часто происходили в нашем мире и сыграли большую роль в историческом развитии событий, имеют первостепенное значение для вас и влияют на достижения цели изучения, то вам потребуются также , на которых доступно изображены все движения в военном процессе. Кроме того, исторические карты отображают разделение земли в разные периоды.

В качестве источника информации для поверхностного изучения истории лучше всего взять школьный учебник. Каждый параграф в нём связан с определённым событием в истории и даёт его характеристику и основные даты. Выучив параграф и выделив из него основные тезисы, вы сможете начать запоминать более конкретные события определённого периода.

Простые рекомендации

Для того чтобы легко и быстро запоминать исторические даты и события, вы можете пользоваться некоторыми нашими советами, которые вы найдете ниже.

Обратите особое внимание на то, что память разных людей имеет разный объём и «пропускную способность», поэтому не злитесь на себя, если поначалу получаться запоминать у вас будет хуже, чем хотелось бы.

Читайте также:  Теории и модели происхождения вселенной. как, почему, откуда появилась вселенная

  1. Любой текст имеет логическое строение, которое подразумевает несколько частей. Их можно легко разделить, назвав каждый в соответствии с главным тезисом – идеей, и выучить по-отдельности.
  2. Чтобы запоминать тексты, не нужно заучивать их слово в слово.

    Важно понимать то, о чём вы читаете вплоть до каждого слова. Часто бывает так, что один непонятый термин может нарушить всю систему.

  3. В душе каждый из нас – ребёнок. И как любому ребёнку нам необходимо поощрение за хорошо проделанную работу.

    Придумайте для себя систему поощрений и наказаний, чтобы быстро и с интересом выучить историю.

  4. Очень хорошо, если в процессе изучении истории, таблица дат, которой вы начнёте пользоваться, фотографической памятью сохраниться в вашей голове. Это поможет вам обращаться к подсказке, не беря её в руки.

Исторические заметки

Очень полезно для того чтобы быстро запомнить большое количество информации, и заносить в неё краткие конспекты того, что вам уже удалось выучить. Важно, что эту тетрадь проверять у вас не будут, как в школе, поэтому для того чтобы запомнить какой-то факт, вы можете даже зарисовать его.

Очень помогают запомнить даты по истории : от одного события вы стрелочками отводите связанные с ним факты, между следующими также формируются определённые связи, и так далее. Любая визуальная информация очень хорошо откладывается в нашей памяти. Такие графические заметки позволяют предельно сократить крупные тексты и запомнить их вследствие постоянного обращения к тетради.

Запоминать за один день огромное количество прочитанной информации очень сложно, поэтому не забывайте, что перегрузка мозга может привести к разочарованию и даже некоторому нервному срыву. Помните о правильном режиме для и здоровом питании. Это поможет вашему организму легче справиться с «запоминательным» марафоном.

Источник: https://pamyatplus.ru/zapominanie/uchim-istoriyu.html

Методика

5 принципов методики Historia Rossica:

  • Регулярность
  • Усложненность
  • Понимание
  • Четкость
  • Заинтересованность

Регулярность

  • Nulla dies sine linea (Ни дня без строчки – лат.) – ученик должен обязательно находить от 10 до 30 минут каждый день для самостоятельной подготовки по истории.
  • Ученик должен выбрать свой Основной день подготовки, т. е. тот день, в который он может потратить на подготовку заданий по истории от одного часа и более (как правило, это либо выходной день, либо день до занятия).
  • Материал, который необходимо освоить за неделю, распределяется учеником по принципу «сперва сложное, потом простое». Таким образом, наиболее трудный материал распределяется по обычным дням, для того чтобы в Основной день повторить выученное и освоить менее трудный материал.

Усложненность

  • Уровень знаний в проекте Historia Rossica заведомо завышен. Добавлены многие материалы, отсутствующие в учебниках. Эти сложности оправданны, так как данные материалы встречались в тех или иных вариантах ЕГЭ либо во вступительных экзаменах по истории в МГУ. Многие материалы, присутствующие в базовых учебниках, но не встречающиеся в экзаменах, напротив, убраны.
  • Суть принципа заключается в том, чтобы ученик, ориентирующийся на более сложный уровень Historia Rossica, легче преодолел задания ЕГЭ и вступительных испытаний.

Понимание

  • Принцип, часто игнорируемый в наше время в школах. Недостаточно просто помнить материал, нужно его понимать, чтобы адекватно писать развернутые ответы на задания части С в ЕГЭ и эссе на вступительных экзаменах.
  • Для достижения понимания материала в рамках методики Historia Rossica делается акцент на сравнительный метод подачи материала: ученику предоставляется множество примеров, аналогичных тем или иным механизмам истории в, современном, более понятном ему мире.

Четкость

  • Ключевая особенность методики: ученик всегда знает, ЧТО именно у него спросят на занятии.
  • Весь материал разделен на конкретные материалы (даты, термины, исторические личности, иллюстрации произведений культуры, карты, схемы, тенденции внутренней политики/внешней политики/культуры/социально-экономического развития), которые предоставляются ученику по мере прохождения курса.

Заинтересованность

  • Проверено опытом, что если человек интересуется проблемой, то это стимулирует его познавательную деятельность, и, чем больше человек знает о предмете, тем более он его интересует. Задача курса Historia Rossica интерактивно преподнести исторический материал, вовлечь ученика в исторические дискуссии, использовать образовательные игровые методики, для максимального результата.

Составляющие успешного освоения курса истории России:

  • Лекции
  • Справочные материалы
  • Домашние задания
  • Самостоятельная работа с учебниками
  • Проверочные материалы (тесты, эссе, опросы)

Указанные методы были собраны и из общей педагогической практики, и частично разработаны автором лично.

Рекомендации даются на примере изучения дат, однако сами методики универсальны и могут применяться по отношению к другим материалам. Эффективность указанных методов индивидуальна. Мы бы рекомендовали пробовать все способы, и на основании личного опыта выбрать тот способ, который показал наибольшую эффективность.

Но, конечно, наилучший результат возможен при чередовании всех методов.

Способы запоминания:

Методика состоит из четырех основных этапов. Старайтесь не переходить к следующему этапу, если не освоите предыдущий, все должно быть постепенно. В этом залог успеха. Запишите или используйте уже записанные связки дата-событие, желательно именно в таком порядке. Первый этап.

Прочтите про себя или вслух несколько раз список дат. Рекомендуется учить материал небольшими партиями по 10 единиц, т. е. дат в данном случае. После того, как вы несколько раз прочтете необходимую «партию» материала, и она в определенном масштабе закрепится в голове, переходите ко второму этапу.

Закройте одну сторону вашего листа, так чтобы не было видно событий, но просматривались бы только даты. Постарайтесь на память восстановить все 10 событий подряд, не подглядывая. В случае затруднения подсмотрите, но не засчитывайте этот раз, как успешно пройденный.

Как только получится безошибочно пять раз назвать подряд события, относящиеся к датам, сделайте то же самое в разнобой (к примеру, не «1237 – разорение Рязани; 1238 – разорение Северо-Восточной Руси; 1239 – разорение Переславля и Чернигова», а «1239 – разорение Переславля и Чернигова; 1223 – битва на Калке; 1240 – взятие Киева»). Цель данного этапа – добиться безупречного владения материалом на уровне хронологической ассоциации, т. е. при привязке к дате. Многие останавливаются на данном этапе и совершают большую ошибку, так как, выполнив большую часть интеллектуальной работы, не доделав ее, существенно сокращают эффективность своей памяти.

Третий этап. Закройте ладонью даты и смотрите только на события. Повторите все действия и условия второго этапа только по отношению к датам, а не событиям. После того, как и этот этап будет пройден, переходите к финальному четвертому этапу.

Теперь Ваша задача – не смотреть на даты, события, а на чистом листе несколько раз (желательно пять) полностью записать все 10 дат-событий по памяти подряд.

Если Вы, к примеру, два раза записали правильно, а на третий раз забыли одну из дат, то начинайте отсчет – пять правильных попыток сначала, пока в совершенстве не выучите весь материал.

И помните: вначале будет трудно, но память развивается, и с каждым разом запоминать материал будет проще, главное – не забывать о постоянстве.

Данный способ довольно прост и распространен. Он базируется на так называемой письменной памяти. Задача заключается в том, чтобы прописывать много раз необходимый для запоминания материал.

Пишите 10 дат-событий, подсматривая в конспект/книгу до тех пор, пока не запомните даты, и в подглядывании не будет необходимости.

И вновь принцип 5–10 успешных попыток: если удастся от 5 до 10 раз подряд написать все даты-события, не подглядывая, без ошибок (желательно в разнобой, а не подряд), то материал на данном этапе освоен. Главное не забывать его повторять.

Такой подход к изучению материала является несистемным, т. е. не весь исторический материал можно учить посредством данного способа, а его использование становится более результативным по мере прохождения курса истории, а не с самого начала. В то же время он является очень эффективным и позволяет с большей скоростью охватывать новый материал.

Суть способа заключается в выстраивании ассоциаций и параллелей с изучаемым элементом. У каждого человека при изучении предмета всегда есть «островки» памяти, которые являются для него безусловным знанием: т. е. кто-то может путаться в событиях XI века, но точно знает, что в 1097 году был Любечский съезд, или в 1380 году была Куликовская битва.

По мере продвижения курса таких «островков» становится все больше, это и позволяет ученику применять способ параллелей и ассоциаций более активно. Необходимо сопоставлять новый материал с уже известными «островками» знаний истории, или со своим личными знаниями. К примеру, хорошо запоминать события по тем же окончаниям дат, что и в днях рождениях Ваших знакомых, или в Вашем собственном.

Можно использовать как годы, так и числа дней рождений.

Теперь, наглядные примеры подобных параллелей и ассоциаций. Период дворцовых переворотов будет запомнить легче, если Вы хорошо знаете даты правлений русских князей. Князь Василий II Темный правил с 1425 по 1462 год, условно назовем в голове это время «темным» по прозвищу князя. Эпоха дворцовых переворотов – время «темное», и длилось 1725 по 1762 год.

Обратите внимание

Таким образом, с разницей в три века мы запоминаем одинаковые даты, ассоциируя их с «темным» временем. Любечский съезд прошел в 1097 году, а в 1497 году был принят Судебник Ивана III. Обе даты связаны с серьезными внутриполитическими изменениями. Любечский съезд стал отправным пунктом феодальной раздробленности, а Судебник Ивана III – закрепощения крестьян.

Подобных связок в истории очень много, как правило, их может указывать преподаватель, но можно попытаться найти и самостоятельно.

Один из моих родственников по имени Николай (так уж совпало, но это не обязательно для запоминания) родился в 1994 году, ровно через 100 лет после восшествия на престол Николая II.

Данный подход к запоминанию особенно полезен с проблемным материалом, который не получается выучить обычными способами.

Данный способ представляет собой трансформацию конспекта в удобную форму запоминания. Ученик может составить карточки, в которых были бы указаны дата на одной стороне, а событие на другой. Разложив карточки перед собой, Вы должны сказать, что находится на другой стороне карточки.

Если это не получается, переворачиваете карточку и начинаете попытки заново до тех пор, пока не перестанете допускать ошибок. Данный метод часто используется при подготовке к любым предметам, в том числе и к истории. Однако не следует его переоценивать, он может быть эффективным в случае, если вы применяете его в дополнение к другим способам.

Первое – на составление карточек на весь материал может быть потрачено очень много времени. Второе – данный метод, как было сказано, не отличается принципиально от обычного конспекта, он позволяет мозгу усваивать информацию быстрее и концентрироваться на конкретных деталях.

Поэтому наш совет по использованию данного подхода следующий: применяйте его на тяжелом материале, а не на всем, тот материал, который дается тяжелее может быть освоен подобным способом.

Важно

Большая часть исторического материала делится на группы. На примере дат можно привести примеры: 1497 (Судебник Ивана III), 1550 (Судебник Ивана IV), 1649 (Соборное Уложение) и т. д. Перечисленные даты составляют ряд законодательных проектов в истории России. Ряды могут быть широкими и узкими.

К широким рядам можно отнести следующий пример: 907, 911 (походы на Константинополь), 964-966 (восточный поход Святослава), 1111 (поход на Шарукань), где даты объединены по принципу внешнеполитических походов в целом.

Следующий список дат представляет собой узкий ряд: 1791 (Ясский мирный договор), 1812 (Бухарестский мирный договор), 1829 (Адрианопольский мирный договор), где все указанные даты являются мирными договорами только с Турцией.

Ряды могут состоять из различного количества дат, однако не стоит перегружать ряд более чем 15 элементами, в таких случаях теряется компактность информации и процесс заучивания материала не сильно отличается от обычного повторения конспекта. Как показывает практика, составление рядов – очень эффективный способ запоминания материала.

Некоторые методы лучше применять не к конкретным элементам исторического материала (даты, термины, личности и пр.), а к определенным историческим эпохам или проблемам. В данном случае ученикам предлагается поучаствовать в исторической дискуссии в Интернете.

Как правило, это можно сделать на исторических форумах, в исторических группах в социальных сетях или прямо на форуме [ссылка на форум] Historia Rossica. Темы исторических дискуссий в таких случаях могут звучать актуально и остро для усиления конкурентных мотивов участников дискуссии.

Примерные темы: «Норманнская теория: славяне не способны создать свою государственность?», «Причины революции 1917 года» и др. Эффект запоминания достигается за счет внутренней мотивации ученика, который, вступая в дебаты, не желает «упасть в грязь лицом» и вынужден читать и углубляться в материал для наилучшей демонстрации своей точки зрения.

Хорошо использовать данный подход особенно на «слабых местах», а не наоборот. Конечно, в темах, в которых ученик разбирается, он сможет отстоять свою позицию наилучшим образом. Однако это не принесет желаемого эффекта в процессе познания материала, а вот на проблемных темах стоит потренироваться.

Рассматриваемый способ следует применять к общим разделам истории России. Суть его заключается в том, чтобы подобрать около 10 разных источников информации (учебники, книги, статьи, энциклопедии, справочники), в которых необходимо прочитать информацию об одной и той же теме.

К примеру, если у Вас возникли трудности в понимании или запоминании событий Февральской революции 1917 года, возьмите разные источники и прочтите все, что написано там на эту тему.

Совет

Подача информации, как правило, индивидуальна и благодаря этому можно рассмотреть один и тот же фактический материал с разных ракурсов, что способствует запоминанию и пониманию.

Не у всех дома есть многочисленные печатные материалы по истории, в таких случаях большой помощью может стать Интернет, который по поисковому запросу выдаст огромный пласт информации по выбранной теме. Данный способ, затратный по времени, но весьма эффективный при усердной работе.

Распечатать страницу –

Источник: http://www.histros.ru/method.html

Ссылка на основную публикацию