Рекомендации по получению постдипломного образования: советы и требования

Методические рекомендации по разработке образовательных программ послевузовского профессионального образования (интернатура и ординатура) факультет повышения. – презентация

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (интернатура и ординатура) Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов<\p>

2 Приказы Минздравсоцразвития России от г. 1475н и 1476н «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура)»<\p>

3 Методические рекомендации учебно- методического отдела Российской медицинской академии последипломного образования под руководством ректора – академика РАМН, профессора Л.К. Мошетовой, 2012 Положение об УМК ГОУ ВПО ЧГМА, 2009<\p>

Обратите внимание

4 Наименование разделов и дисциплин Трудоемкость (зач ед) И Трудоемкость (зач ед) О Обязательные дисциплины2042 Специальные дисциплины1228 Смежные дисциплины35 Фундаментальные дисциплины 35 Дисциплины по выбору инт/орд 24 Факультативные дисциплины 48 Обучающий симуляционный курс 23 Практика 4590 Итоговая государственная аттестация 11 Выпускной экзамен 11 Общий объем подготовки 72144<\p>

5 1 зач. ед. = 36 академическим часам продолжительностью 45 минут (=1 неделя) Максимальный объем учебной нагрузки 54 акад ч в неделю аудиторная работа 36 акад ч в неделю (6 ч в день) внеаудиторная работа 18 акад ч в неделю (3 ч в день)<\p>

6 В учебном плане следует отразить все виды аудиторной, так и внеаудиторной работы обучающихся. К самостоятельной (внеаудиторной) работе слушателей относят: различные виды курсовых работ, подготовку рефератов, подготовку к клиническому разбору больных, подготовку к текущему или промежуточному контролю, оформление отчетов по практике и т.д.<\p>

7 1 этап Определение целей и задач образовательной программы послевузовского профессионального образования в интернатуре/ординатуре Цель: (конечный результат обучения) Задачи: и т.д.<\p>

8 2 этап Определение требований к уровню подготовки врача-интерна/ординатора, успешно освоившего образовательную программу послевузовского профессионального образования Преемственность по отношению к ГОСам высшего профессионального образования Соответствие квалификационным характеристикам профессий и должностей работников сферы здравоохранения Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и способность к тому или другому виду профессиональной деятельности.<\p>

9 Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции (формирование профессиональных компетенций предполагает овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений) – в диагностической деятельности – в лечебной деятельности – в реабилитационной деятельности – в профилактической деятельности – в организационно-управленческой деятельности<\p>

10 Перечень знаний, умений и владений Должен знать: – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.). Должен уметь: – способность применения усваиваемых знаний на практике. Например, проводить дифференциальную диагностику между наследственными синдромами. Должен владеть: – интегративное состояние, при котором обучающийся способен использовать систему формируемых знаний, умений в решении конкретной задачи. Например, владеть методами комплексного обследования кардиологических больных.<\p>

11 Перечень практических навыков Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства и т.д.<\p>

Важно

12 3 этап Рабочие программы дисциплин (модулей) I. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) II. Содержание обучающего симуляционного курса взаимосвязаны<\p>

13 I. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) Индекс*Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. ОД.О.00 Обязательные дисциплины ОД.О.01 Специальные дисциплины ОД.О.01.1 Раздел 1 Заболевания органов дыхания ОД.О Тема Пневмонии ОД.О Элемент Внебольничные пневмонии ОД.О Подэлемент Диагностика ВП Ссылки на рекомендуемую литературу * Индексация вносит порядок в перечень вопросов, содержащихся в программах, что позволяет кодировать тестовые материалы в учебно- методическом комплексе в соответствии с индексами программы.<\p>

14 Обучающий симуляционный курс ИндексНаименование дисциплин (модулей) и тем Тип и вид симулятора Формируемые профессиональ ные умения и навыки Контроль Общепрофессиональные умения и навыки ОСК.0.01 Раздел 1 Специальные профессиональные умения и навыки ОСК.О.02 Раздел 2<\p>

15 Отбор и структурирование содержания обучающего симуляционного курса компьютеризированные манекены; модели для обучения отдельным умениям; экранные симуляторы и виртуальная реальность; симуляторы практических умений; стандартизированные пациенты; гипотетические задачи; клинические учебные игры и т.д.<\p>

16 4 этап Разработка содержания программы практики Виды профессиональ ной деятельности Место работы Продолжитель ность циклов Формируемые профессиональ ные компетенции Форма контроля Первый год обучения Стационар 1.………… отделение учебных ч недель Поликлиника 2.………. кабинет учебных ч недель В содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования практика составляет 63% учебного времени<\p>

17 5 этап Составление учебного плана образовательной программы послевузовского профессионального образования ИндексНаименован ие разделов и дисциплин (модулей) Трудо ем-ть (зач ед) Всего часов В том числе лек ции семина ры Практич зан Самост работа Форма контро ля ОД.О.00Обязательные дисциплины экзамен ОД.О.01 Специальн-е дисциплины<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/106432/

Система постдипломного образования в России

Постдипломное (послевузовское) профессиональное образование — система образовательных программ для тех, кто уже имеет высшее образование. В основном это научно-исследовательская работа, по результатам которой присуждается ученая степень.

Развитие этой системы связано с необходимостью непрерывного послевузовского образования и постоянного повышения квалификации специалистов в условиях современных технологий. Переход к такой модели сопровождается отказом от традиционного советского лозунга («Образование на всю жизнь») и переходом на новый: «Образование через всю жизнь».

Совет

В связи с тем, что в России на данный момент идет переход к Болонской системе образования, наблюдается двойственное отношение к такой ступени как магистратура.

Формально это первое высшее образование, но по многим признакам: промежуточные экзамены, обязательное наличие базового высшего образования (бакалавр или специалист), научно-исследовательская ориентация обучающих программ и возможность смены направления и даже вуза — очень близко к постдипломному.

    В данной справке постдипломное образование условно делится на несколько видов:

  • второе высшее,
  • аспирантура (адъюнктура),
  • докторантура,
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Выбор траектории последипломного образования зависит от целей: научная, теоретическая деятельность или практика. Ведь если для практика оптимально повысить квалификацию или сменить профиль образования, то научная деятельность неразрывно связана с получением ученой степени кандидата или доктора наук в аспирантуре и докторантуре соответственно.

Постдипломное образование в России регулируется ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года.

Негосударственные организации

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д.

Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика. Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации.

Зарубежные студенты

Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации. Порядок приема предусмотрен также п. 2 ст. 29 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Прием лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, регулируется постановлением Правительства РФ № 463 от 18 июня 2008 г.

Источник: http://edu.glavsprav.ru/msk/pdo/spravki/system/1

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,686

1Еричев В.В. 1 Еричев И.В. 1 Виниченко Е.Л. 1 Шерматова Ю.В. 1 Драган Э.В. 1 Битюкова О.В. 11 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России1. Интеграция симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования: сб. тезисов / Под ред. Т.В. Коннова [и др].: Материалы VI Общероссийской конференции с международным участием. – Москва. 2015. – С.27.2.

Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реанимации (пересмотр 2010 г.) / Под ред. чл.-корр. РАН В.В. Мороза. – М., 2011. – 519 с. (www.erc.edu)3. Мороз, В.В. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии/ В.В. Мороза, Е.А. Евдокимова. – М.: ГЭОТАР-Медиа:РОСОМЕД, 2014. – 312 с.4. Письмо Минздравсоцразцития РФ от 18.04.2012 г.

№ 16–2/10/2-3902. «О порядке организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам». http://7law.info /zakono-datelstvo/ legal7p/r577.htm.5. Перепелица, С.A.

Обучающий симуляционный курс в программе последипломного образования врачей / С.A.Перепелица, П.А.Лигатюк, А.Н.Кузовлев, С.В.Коренев // Медицинское образование и вузовская наука. – 2015. – № 1(7). – С. 36-40.6. Приказы Минздравсоцразцития РФ от 15.12.2011 г.

№ 1475 и №1476 н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования». Российская газета; № 5672: 30 декабря 2011 г.7. Свистунова, А.А. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.8.

Сердечно-легочная реанимация с автоматической внешней дефибрилляцией. Руководство для провайдера. Рекомендации Европейского Совета по реанимации. – 2010 г. Второе издание.9. Чукиев, А.В. Совершенствование мастерства на виртуальных тренажерах – настоящее и будущее хирургии / А.В. Чукиев // Последипломное образование и наука. – 2013. – № 1, Т. 9. – С. 23–25.10. Savoldelli, G.L.

Value of debriefing during simulated crisis management: oral versus video-assisted oral feedback /G.L.Savoldelli, V.N.Naik, J. Parket al. // Aneshesiology. – 2006. – Vol. 105. – P. 279–28

Присоединение Российской Федерации к общеевропейскому образовательному пространству требует модернизации, реформирования и повышения качества научно-образовательной деятельности.

Активно ведётся работа по поиску и разработке новых механизмов оптимизации обучения, соответствующих научным достижениям и темпам формирования современных информационных потоков. Немало усилий прилагается для перехода от предметно-центрированного к личностно-ори­ен­ти­рованному обучению.

Реформа высшего медицинского образования проводится в соответствии со стандартами качества оказания медицинской помощи и требует совершенствования профессиональной и постдипломной подготовки специалистов. Врач обязан качественно исполнять свои профессиональные обязанности и владеть новыми, в том числе современными, медицинскими технологиями [10, с. 23; 3, с. 312].

Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения привело к жесткой регламентации привлечения врачей-интернов и клинических ординаторов к оказанию медицинской помощи пациентам.

Обратите внимание

Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового характера создали условия, когда симуляционно-тренинговые технологии обучения становятся одними из самых важных в процессе профессионального образования.

Широкое применение симуляционных методов обучения в медицинском образовании развитых стран позволило поставить отработку практических навыков медицинских работников на качественно новый уровень без угрозы жизни и здоровью пациентов.

Современные технологии симуляционного обучения позволяют решить широкий круг задач в последипломном образовании клинических интернов и ординаторов, давая возможность в рамках существующих образовательных программ повышать свою квалификацию, отрабатывая практические навыки на тренажерах и манекенах.

В подготовку врача-специалиста включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в медицине. Первой ступенью непрерывного образования врача является последипломное обучение в интернатуре и ординатуре.

Основная задача – совершенствование теоретических знаний и практических умений и навыков, укрепление профессиональных компетенций для оказания качественной медицинской помощи населению.

Современная подготовка врачей-стоматологов по программам последипломного образования включает в себя обучение основной специальности, а также изучение смежных, фундаментальных, факультативных дисциплин и по выбору обучающего симуляционного курса.

Действовавшая ранее в Российской Федерации система медицинского образования не обеспечивала выявление врачей с недостаточным уровнем подготовки, низкими показателями профессиональной деятельности.

Внедрение контроля степени подготовленности медицинских работников через систему симуляционного обучения может решить эту проблему, кроме того, поможет улучшить качество обучения, выявить недостатки в работе специалистов, отработать необходимые профессиональные навыки [7, с. 228].

Важно

Симуляционное обучение медицинских работников регламентировано рядом нормативных документов: Приказами Минздравсоцразвития РФ от 15.12.2011 г.

№ 1475 и № 1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования», Письмом Минздравсоцразвития РФ от 18.04.2012 г.

№ 16-2/10/2-3902 «О порядке организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам»[4,5].

Согласно современным требованиям подготовки по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования (интернатура и ординатура), к медицинской практике могут быть допущены лица, успешно освоившие дисциплины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс.

В основных профессиональных образовательных программах последипломного образования (интернатура, ординатура) врачей-стоматологов, обучающихся на кафедре стоматологии ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, обучающий симуляционный курс включает общепрофессиональные и специальные умения и навыки.

К общепрофессиональным навыкам и умениям относят освоение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с автоматической наружной дефибрилляцией. За основу взят курс провайдеров базовой СЛР и автоматической наружной дефибрилляции (АНД), разработанный Европейским Советом по реанимации (ЕСР).

Российский Национальный совет по реанимации с 2004 г. является полноправным членом и эксклюзивным представителем ЕСР в России, продолжает разработку и внедрение образовательных программ в соответствии с их рекомендациями [2, с. 579; 8, с. 1].

Отработка навыков оказания помощи при критических состояниях проводится на манекенах и роботах – симуляторах.

Специальные профессиональные умения и навыки, осваиваемые на симуляционном курсе, отрабатываются на гипсовых моделях челюстей и комплексных стоматологических фантомах и включают в себя: препарирование кариозных полостей, формирование эндодонтического доступа, особенности механической обработки корневых каналов зубов и современные способы их обтурации, современные методики восстановления твёрдых тканей зубов,  препарирование под различные ортопедические конструкции, виды и способы наложения швов в хирургической стоматологии.

Важнейшими преимуществами симуляционных технологий являются:

  • обучение без нанесения вреда пациенту и объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста;
  • привлечение интернов и ординаторов к обучению в реалистичной среде;
  • возможность познакомиться с выполнением трудных или болезненных процедур, прежде чем перейти к реальному пациенту, что позволяет снизить стресс во время обучения, а также научить уважать фундаментальные этические принципы медицины;
  • способность контролировать прогресс за счет последовательных повторений манипуляций;
  • неограниченное число возможных повторов тренируемого навыка;
  • непрерывное совершенствование навыка, работа над ошибками [1, с. 27].

Симуляционный курс сердечно-легочной реанимации включён в основную образовательную программу послевузовского профессионального образования, независимо от выбранной медицинской специальности.

Цель проведения симуляционного курса – освоение методов сердечно-легочной реанимации, приобретение навыков использования современной аппаратуры, обучение работе в команде(бригаде). Перед проведением симуляционного курса проводится формирование групп участников.

Максимальное количество обучающихся в группе составляет 8 человек, что позволяет эффективно проводить обучение, уделить должное внимание каждому участнику. Продолжительность курса составляет 7–8 часов.

Совет

Кроме того, опыт работы показал, что для успешного проведения симуляционного курса необходима хорошая теоретическая подготовка обучающихся.

Для достижения этой цели за 3–4 дня до проведения практического занятия проводятся лекции с демонстрацией обучающих видеофильмов и тематических интерактивных презентаций. Каждый обучающийся обеспечивается текстом официального перевода информационного материала ЕСР по базовой сердечно-легочной реанимации.

В работе используется алгоритм, разработанный Европейским советом по реанимации, и 4-ступенчатая модель преподавания практических навыков, что значительно повышает эффективность обучения:

Преподаватель демонстрирует процесс реанимации в реальном времени (осознание / первичное запоминание).

Преподаватель демонстрирует процесс снова, но медленно и с объяснениями (синтез новой информации и старых знаний).

Преподаватель позволяет обучающимся рассказать, как (и почему) проводить реанимацию (передача только что сформированного знания).

Преподаватель просит обучающихся провести реанимацию самостоятельно (закрепление сформированного знания) [6, с. 38].

На роботах и манекенах последовательно отрабатываются все этапы сердечно-лёгочной реанимации: выполнение компрессий грудной клетки, искусственная вентиляция лёгких методом «ртом ко рту» и с применением мешка ручной лёгочной реанимации (Амбу), работа с учебным автоматическим наружным дефибриллятором (АНД). Несмотря на обязательность участия, все врачи-интерны, ординаторы и слушатели циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки имели мотивацию обучения: приобретение устойчивых навыков оказания помощи при внезапной остановке сердца.

Обратите внимание

Важным моментом является не только выполнение компрессий грудной клетки, но и обучение дефибрилляции. У некоторых специалистов сформировано мнение о трудности работы с АНД, врачи-стоматологи испытывают страх работы с ним.

В процессе обучения преодолен этот комплекс, участники курса быстро и успешно освоили важный этап оказания неотложной помощи с применением автоматического наружного дефибриллятора.

Таким образом, достигнута главная цель симуляции – применение полученных теоретических знаний на практике, возможность отработать в виртуальных условиях врачебную тактику при различных неотложных состояниях, что придаёт специалистам уверенность при ведении амбулаторного стоматологического приёма.

Акцент делается на формировании коммуникативных навыков, умении работать в команде, выявлении лидерских способностей в группе. Кульминацией является дебрифинг, что значительно повышает качество симуляционного обучения [7, с. 312; 10, с. 279-280].

Дебрифинг позволяет провести анализ симуляции, выделить положительные моменты в работе самими участниками и их коллегами, а также акцентировать внимание на слабых сторонах в их работе. Молодые врачи осознают всю важность работы, понимая, что успех лечения пациента полностью зависит от профессионального мастерства медицинского работника.

В процессе освоения симуляционного курса врач-интерн/ор­ди­натор должен овладеть навыками диагностики, дифференциальной диагностики, помощи при неотложных состояниях, усовершенствовать врачебную технику. Должен получить или закрепить общие и практические знания, умения в объеме требований квалификационной характеристики врача-специалиста.

В результате освоения симуляционного курса у обучающихся фор­мируются общекультурные и профессиональные компетенции, которые помогут им стать квалифицированными специалистами, не растеряться в случае возникновения неотложного состояния на стоматологическом приёме.

Применение симуляционных технологий призвано повысить безопасность учебного процесса для пациентов и обучаемых; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков медицинских работников всех уровней на учебном этапе, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к практической медицинской деятельности.

Важно

Благодаря использованию симуляционных технологий происходит снижение количества ошибок в моментвыполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества медицинской помощи населению в целом, а также обеспечивается непрерывное профессиональное обучение медицинских кадров в соответствии с современными образовательными стандартами.

Библиографическая ссылка

Еричев В.В., Еричев И.В., Виниченко Е.Л., Шерматова Ю.В., Драган Э.В., Битюкова О.В. СИМУЛЯЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КУРСЫ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 127-130;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8831 (дата обращения: 08.03.2019).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8831

Последипломное образование медиков и провизоров, Дополнительное образование

Реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование.

Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров.

В одном из своих интервью министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что качество медицины зависит исключительно от квалификации медиков.

Именно поэтому реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование, которое, собственно, и позволяет им стать квалифицированными специалистами.

Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского и фармацевтического образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров каждые пять лет.

По мнению специалистов это позволит модернизировать существующую систему дополнительного медобразования и существенно повысить квалификацию медицинских работников и фармацевтов.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров, пилотный проект которого был запущен в 2014 году.

Что такое непрерывное медицинское образование?

Непрерывное медицинское образование (НМО) – новая форма повышения квалификации медработников, предусматривающая индивидуальное обучение медиков и провизоров, сопровождающееся ежегодным контролем и управляемое профессиональными сообществами. Индивидуальное обучение должно включать в себя:

  • формирование индивидуального плана обучения на ближайшие 5 лет на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • реализация плана с последующим прохождением аккредитации по соответствующей специальности.

Отметим, что компонентами индивидуального плана могут стать самые разные виды образовательной активности, от обучения на программах дополнительного профессионального образования до участия в конференциях, мастер-классах, вебинарах и т.д.

Для определения усилий, затраченных специалистом при непрерывном образовании, была разработана система зачетных единиц (баллов), где 1 балл равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана должна составлять не меньше 50 часов в год (36 часов очного обучения в ВУЗе и 14 часов других образовательных мероприятий).

Система баллов профессиональной активности медработников и провизоров включает в себя:

  • чтение лекционного материала в медицинских учреждениях для персонала и пациентов, а также появление в СМИ (за 10 лекций — 2 балла);
  • обучение на цикле (предаттестационном — 40 баллов);
  • присутствие на кратковременных курсах, стажировки, семинары местные и региональные, по данным управления здравоохранения (5-10 баллов);
  • научно-педагогическая деятельность в учебных последипломных заведениях образования и фармацевтических (медицинских) вузах (10-30 баллов);
  • участие в съездах на международных и национальных уровнях (симпозиумах, конференциях, конгрессах — 2-10 баллов);
  • пребывание на циклах (тематических) улучшения последипломного обучения (10-45 баллов);
  • обучение на информационных курсах, практика в заведениях последипломного обучения, институтах (научных и исследовательских, включая зарубежные — 20-40 баллов);
  • получение квалификации с помощью удаленной формы обучения на факультетах последипломного образования (10 баллов).

Также при определении трудоемкости выполнения индивидуального плана медиков учитываются такие направления деятельности, как:

  • защита диссертации;
  • печать учебников профессиональной сферы, монографий, методических советов;
  • получение образования в аспирантуре, ординатуре, докторантуре;
  • публикация научных изданий и статей;
  • использование в работе новейших методов оздоровления, фармацевтического анализа и диагностирования;
  • внедрения в профессиональную деятельность современных разработок.

То есть, медицинским работникам и фармацевтам, если они, конечно, хотят и дальше осуществлять профессиональную деятельность, придется постоянно участвовать в различных образовательных мероприятиях, стремясь заработать как минимум 50 баллов в год. Если специалист в течение пяти лет не сможет заработать необходимый минимум баллов (а это 250 баллов), то он не будет допущен к аккредитационному экзамену и, соответственно, не сможет дальше работать по специальности.

Аккредитационный экзамен – новая система допуска к профессиональной деятельности

До 1 января 2016 года медицинские и фармацевтические работники допускались к работе только при наличии соответствующего сертификата специалиста, который выдавался на 5 лет после:

  • окончания ВУЗа и прохождения обучения в интернатуре или ординатуре;
  • обучения по программе повышения квалификации;
  • прохождения профессиональной переподготовки.

1 января 2016 года в действие запущена новая система допуска к профессиональной деятельности, внедрение которой будет осуществляться в несколько этапов – аккредитационный экзамен специалистов.

  • с 1 января 2016 года – аккредитацию проходят молодые специалисты, окончившие ВУЗ после 1 января 2016 года по специальностям “Стоматология” и “Фармация”.
  • с 1 января 2017 года – аккредитацию пройдут выпускники ВУЗов, освоившие программы высшего медицинского образования (по всем специальностям) после 1 января 2017 года;
  • с 1 января 2018 года – аккредитацию пройдут лица, освоившие по 1 января 2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования (уровень ординатуры, бакалавриата, магистратуры), программы среднего медицинского и фармацевтического образования и программы профессиональной переподготовки;
  • с 1 января 2021 года – аккредитацию будут проходить все медработники и провизоры.

На протяжении всего промежуточного периода (с 2016 по 2021 год) допуск к профессиональной деятельности медработников и фармацевтов будет осуществляться как через сертификацию, так и через аккредитацию специалиста (естественно, в зависимости от срока получения последнего сертификата или прохождения аккредитации).

Аккредитационный экзамен медработники и фармацевты будут сдавать в обязательном порядке каждые пять лет, по результатам которого им будет выдаваться (или не выдаваться) допуск к осуществлению профессиональной деятельности.

С какими проблемами сталкивается внедрение системы непрерывного медицинского образования?

Основная сложность внедрения системы непрерывного медицинского образования и аккредитации медработников и фармацевтов связана с тем, что не все медицинские работники и провизоры имеют возможность выполнять свой индивидуальный план обучения.

Прежде всего, это работники сельских медпунктов и аптек. Во-первых, зачастую они не могут надолго оставить свое место работы, чтобы пройти обучение по программе дополнительного образования или принять участие в семинаре или конгрессе.

Во-вторых, не во всех селах имеется бесперебойный доступ к интернету (а это является обязательным условием участия в непрерывном медицинском образовании).

Совет

В-третьих, в сельских медпунктах и аптеках работают преимущественно представители еще советской медицинской школы, которым очень сложно перейти на новый формат повышения/подтверждения своей квалификации.

Еще одна проблема заключается в том, что на сегодняшний день в системе непрерывного образования присутствуют далеко не все учебные семинары, конференции и конгрессы, позволяющие “заработать” баллы. Дело в том, что баллы начисляются только за участие в аккредитованных образовательных мероприятиях, о которых специалисты зачастую просто не знают.

Одновременно с этим уже сегодня активно рекламируются конгрессы и саммиты, которые привлекают специалистов объявлениями о том, что они якобы дают баллы.

И участники непрерывного медицинского образования физически не имеют возможности проверить, действительно ли то или иное учебное мероприятие позволит им получить баллы или это просто рекламный ход нечистоплотных организаторов.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1132_poslediplomnoe-obrazovanie-medikov-i-provizorov.html

Как получить грант на первоклассное последипломное образование в искусстве

Готовиться и собирать информацию. Учиться в Германии я хотела еще со школы. Понимала, что образовательная система наших вузов устарела, и надеялась получить другой опыт. Но просто так взять и поехать поступать — очень сложно. Без гранта — однозначно.

Уже будучи студенткой Национальной академии изобразительного искусства, я искала возможности продолжить образование в Германии. И стала готовиться к участию в конкурсе на получение стипендии по программе DAAD (Германская служба академических обменов).

В это же время я активно работала в разных художественных направлениях, принимала участие в выставках и сделала свои первые серьезные работы в видеоарте.

Определить учебное заведение. Я заметила, что многие кандидаты даже на этапе подачи заявки на конкурс совсем не понимают, в каком из вузов хотели бы учиться, чем там могут заниматься и в какой форме.

Ориентироваться в местном контексте крайне важно! Конечно, на расстоянии всего знать не будешь, но нужно постараться все по максимуму разведать. Чтобы присмотреться к местным университетам и пообщаться со студентами, я несколько раз съездила в разные немецкие города.

И так для себя выбрала Берлинский университет искусств (Universität der Künste Berlin).

Четко соблюдать формальные процедуры. Во время подачи заявки на конкурс необходимо соблюдать все условия и требования к аппликационной форме (они обязательно указаны на сайте программы). У человека может быть гениальное портфолио. Но если из множества бумаг одна будет оформлена неверно, заявка не пройдет. Большинство кандидатов отсеивают именно на этом этапе.

Заручиться поддержкой куратора. В заявке желательно указать рекомендателей — людей, которые знакомы с профессиональной деятельностью кандидата и желают поддержать его инициативу по прохождению данного конкурса. Это могут быть один-два преподавателя от страны (или вуза) кандидата, а также один — от принимающей стороны.

Данное условие не обязательное, но важное. Наличие рекомендаций — это преимущество, способное добавить очков заявке. Чтобы найти такого рекомендателя или куратора, лучше всего ехать и лично знакомиться с профессорами. Не лишним будет посетить день открытых дверей университета и записаться на преподавательскую экскурсию.

Я пошла чуть по другому пути — писала профессорам е-мейлы (как правило, контакты можно найти на сайтах университетов). В письмах сообщала, что буду подаваться на стипендию, поэтому прошу посмотреть мои работы. Все видео и рисунки отправляла в виде отдельного блога, оформленного по всем правилам классического портфолио.

Так я получила рекомендации одного из профессоров, у которого сейчас учусь.

Не полагаться на удачу и стечение обстоятельств. Есть вариант и персональной встречи с преподавателем в так называемые «часы разговора» (два часа в строго определенный день).

Но для этого нужно отправить ему официальный запрос. Так делают все, не только гости или абитуриенты, но и студенты! Замечу, что западные преподаватели — очень занятые люди.

Обратите внимание

Поэтому договариваться о встрече разумнее минимум за три-четыре недели до планируемого визита.

Отдельное внимание уделить иностранным языкам. Если планировать поступление и начинать учить язык с нуля до уровня не ниже B2 — нужно около двух лет. В моем вузе обучение официально ведется на немецком. Но если в аудитории присутствует хотя бы один студент, не говорящий по-немецки, преподаватель переходит на английский. Поэтому желательно знать два языка.

Сформировать учебный план. Один семестр я проучилась в статусе guest student. Это ничем не отличается от статуса обычного студента, за исключением того, что не нужно собирать баллы и посещать большое количество семинаров.

Но по окончании обучения такому студенту не выдают диплом, а только документ о прослушивании курса. В январе 2016 года я поступила на второй семестр и по результатам работы получила статус обычного студента.

В новом учебном году, помимо основного курса (класса), где изучаю экспериментальное кино и видеоарт, я также подала заявку на курс знаменитого китайского художника Ай Вэйвея. Вместе с ним и 20 другими студентами будем заниматься темой беженцев. Мне это интересно.

Не в смысле любопытства. Просто хочу разобраться, как проходит художественное исследование этой темы.

Окружить себя реальными интересами. В Украине студенты сталкиваются с кучей странной «обязаловки», вроде высшей экономики на живописном факультете. Я не против разбираться в экономике, но пусть предмет раскрывается в контексте ключевого направления учебы.

В Германии в этом смысле нет никаких строгих правил: ты сам выбираешь курсы и определяешь степень своего погружения в процесс. В университете можно появляться дважды в неделю, а все остальное время посвящать работе над проектом или исследованием (или подработке). Это очень ответственный метод обучения.

Тут для учебы созданы все условия, но организовываешься ты сам.

Работать с практиками. Процесс обучения представляет из себя различные воркшопы. Например: «Сценический свет», «Профессиональное использование камеры», «Постпродакшн». Но в классе никто не будет рассказывать, что ты должен делать.

Большинство студентов — сформировавшиеся и практикующие дизайнеры и художники. Поэтому обучение носит консультативный характер и обмен мнениями. Например, я показываю группе результат работы. А потом отвечаю на возникшие вопросы.

Так в обсуждении удается понять, читается ли идея, где слабые места и какие есть возможности. Кроме того, мы постоянно ходим на выставки, встречаемся с известными личностями в сфере культуры, выполняем интересные творческие задания. Одно из недавних — сделать интервью с видеохудожником.

Такие задачи не позволяют о них не думать. Наоборот, становятся способом реализации интересов и накопления знаний.

Жить на стипендию. Мне сказали, что моя стипендия приблизительно равна пособию по безработице в Германии. Если это так, то пособия здесь неплохие 🙂 Денег вполне хватает на аренду жилья и на жизнь.

Важно

Хватало бы даже на путешествия, если бы было больше возможности уделять этому время. К слову, университет предоставляет и техподдержку. На своем факультете я могу взять камеру, свет, компьютер, арендовать помещение.

В заключение скажу, что такими программами, как DAAD, Германия культивирует мультикультурализм. В процессе обучения студенты из разных стран передают друг другу знания и опыт.

Это очень круто! Так немецкая культура распространяется и обогащается другими культурами мира. Кроме DAAD есть масса других программ, которые направлены на последипломное обучение.

Найти их можно в открытых базах стипендиальных и грантовых программ, и выбрать среди них наиболее подходящую.

Источник: https://www.culturepartnership.eu/article/dariia-kuzmych

Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в  2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно  – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако  большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Совет

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного  образца”.  Такого образца сертификата не существует.

И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на  образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”.

Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца.

 Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру.

Обратите внимание

Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором  или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Важно

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Совет

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов.

После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ, и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник, о тех,  по которым существуют нормативные документы, надзор,  регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по “экзотическим” профессиям

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут,  были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ  ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы.  Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять  знания в профессиональных целях,  – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Обратите внимание

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

Источник: https://idpo-distant.ru/dpo-eto-vazhno-znat.html

Ссылка на основную публикацию