Эссе по социально-гуманитарным наукам: как написать эссе по философии, эссе по политологии

Эссе по политологии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.

В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос “Что, как и для кого производить? ” одной единственной формой собственности

– государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.

Обратите внимание

Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те “несовершенства”, которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Важно

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых _естественных монополиях.

, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается “справедливый” доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания.

Совет

Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства.

Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли.

Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества.

Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий.

Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Обратите внимание

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.

Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали.

В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Важно

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать “золотую середину” в сфере влияния на рыночную экономику.

Источник: https://works.doklad.ru/view/EkFLLP0yj4o.html

Как писать эссе по обществознанию

Как писать эссе по обществознанию

Что такое «эссе» ? Слово «эссе» произошло от латинского « exagium » ( «взвешивание» ). К нам пришло из французского языка. Буквально « essai » переводится как «опыт» , «проба» , «попытка» , «набросок» , «очерк» . Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты» .

Что такое «эссе» ? Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: • наличие конкретной темы или вопроса; • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; • небольшой объем; • свободная композиция; • свободное владение темой; • многоаспектный взгляд на явление; • парадоксальность; • внутреннее смысловое единство; • с огласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений, содержащих личную позицию; • открытость (не является полным завершенным анализом).

Специфика эссе по обществознанию 1. Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти возможных тем: философии, экономике, социальной психологии и социологии, политологии, правоведению. 2.

Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

Специфика эссе по обществознанию Таким образом, эссе по обществознанию – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

Критерии оценивания эссе

Основные проблемы (темы) базовых социально -гуманитарных наук

Структура эссе Эссе, как и любое сочинение, целесообразно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную. Вступительная часть не должна быть слишком большой. Здесь целесообразно привести определение общественной науки, к которой относится выбранное высказывание. Будет очень выигрышно, если ученик приведет известную ему информацию об авторе высказывания.

Структура эссе Эссе, как и любое сочинение, целесообразно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную. В основной части должна быть определена и конкретизирована тема, поднятая автором высказывания. Это, пожалуй, самая сложная часть работы над эссе, поскольку каждая тема состоит из нескольких аспектов, а те, в свою очередь, включают в себя несколько вопросов.

Структура эссе Эссе, как и любое сочинение, целесообразно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную. В заключительной части выпускнику необходимо определить свое отношение к точке зрения автора высказывания. Позиция выпускника должна быть четко зафиксирована в тексте эссе, поскольку ее наличие – один из учитываемых при оценке элементов.

Совет

Аргументация собственного мнения Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1.

Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2.

Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

Аргументация собственного мнения При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы: 1. Подтверждают ли они моё мнение? 2.

Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4.

Убедительны ли они? Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

Фразы-клише После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема (тема) является актуальной в условиях. . . • . . . глобализации общественных отношений; • . . .

формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; • . . . обострения глобальных проблем современности; • . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; • . . . развития международной интеграции; • . . .

современной рыночной экономики;

Обратите внимание

Фразы-клише После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема (тема) является актуальной в условиях. . . • . . . современной рыночной экономики; • . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; • .

. . жесткой дифференциации общества; • . . . открытой социальной структуры современного общества; • . . . формирования правового государства; • . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; • . . . диалога культур; • . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: 1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания; 2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме; 3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания; 4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: 8) логичность рассуждений выпускника; 9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора: 1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников При высказывании и аргументации собственной позиции: 1) Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 2) Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3) Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. 4) Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт.

Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 5) Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета.

В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе. 6) Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Алгоритм написания эссе по обществознанию 1) Выбрать один из предложенных афоризмов. 2) Выявить и осмыслить поле рассуждений: понять проблему, заложенную в афоризме и изложить её. 3) Составить в черновике примерный план эссе, для чего разбить формулировку темы на смысловые части.

Важно

4) Составить в черновике список терминов, необходимых для использования при написании эссе. 5) Дать характеристику автору, если он известен, и той исторической эпохе, в которой он жил.

6) Объяснить, почему выбран именно этот афоризм? Чем значима (актуальна) выбранная проблема? 7) Показать своё понимание того, что имеет в виду автор высказывания.

Алгоритм написания эссе по обществознанию 7) Высказать свою точку зрения по найденной проблеме (согласен, не вполне согласен). Любую из выбранных позиций аргументировать. 8) Обосновать и доказать аргументами выбранную позицию.

Не забыть, что аргументы выстраиваются следующим образом: • теоретическая, или концептуальная аргументация – использование специальных терминов, ссылок на других авторов либо другие источники; • фактическое подтверждение – факты из истории страны или зарубежных стран, факты из современной социальной реальности; 10) субъективное подтверждение – личная социальная практика, личный социальный опыт. 11) Сделать вывод из написанного, подытожить сказанное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://present5.com/kak-pisat-esse-po-obshhestvoznaniyu/

Инструкция: как писать эссе на МЭ по обществознанию

Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:

  1. с известного высказывания;

  2. с риторического вопроса по теме;

  3. с постановки проблемы.

Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!

Шаг 1: постановка проблемы

Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.

  1. О чем задумывался автор?

  2. В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?

После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.

Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.

Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.  

Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере

Вам дано высказывание французского философа К. Гельвеция: «Законы обязаны своей силой нравам». Что нужно делать, чтобы его написать?

  1. Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;

  2. Выделите ключевые слова: «сила законов» и «нравы»;

  3. Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?

  4. Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.

Шаг 2: выделение базовой науки

Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение.

Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно.

Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи.

Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальной мобильности и так далее.

Шаг 3: формулировка собственной точки зрения

На этом шаге необходимо обосновать и сформулировать свою точку зрения на предложенную проблему. Здесь вас не просят выражать свое согласие или несогласие с автором. Постарайтесь ответить на вопрос: в чём заключается ваша точка зрения на конкретную обществоведческую проблему (а не на высказывание)?

Шаг 4: аргументы

Важно при подготовке к этому шагу, да и к самой олимпиаде в целом, различать эссе олимпиадное и ЕГЭшное. Здесь в аргументах у вас смотрят на качество примера, а не на его источник.

В этом разделе эссе оценивают по четырём основным критериям.  

  1. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

  2. Опора на научные теории, владение понятиями курса;

  3. Опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

  4. Примеры из произведений духовной культуры (литература, театр).

Не забывайте упоминать в аргументах научных деятелей и вводить их взгляд на проблему. Тут отлично помогут пособия, прикрепленные в предыдущей статье о МЭ по обществознанию в целом. Указав, как ту или иную проблему рассматривали учёные, вы покажете свой кругозор и понимание проблемы.

Шаг 5: заключение и логические выводы

Здесь необходимо повторить поставленную проблему в другой формулировке и, опираясь на свои примеры и рассуждения, прийти к соответствующим выводам. Заключение нужно сформулировать кратко, иначе появляется опасность отойти от темы.

Эссе — это чёткое следование критериям или творчество?

Как уже было сказано ранее, эссе по ЕГЭ и эссе на олимпиаде — это разные вещи. На олимпиаде, помимо попадания в критерии, оцениваются ваши творческие способности.

Жюри готовы закрыть глаза на ваши мелкие недочеты, если вы смело и креативно излагаете свою мысль. Вот пример достаточно сильного эссе, которое как раз иллюстрирует такой случай.

Не бойтесь творчества, не бойтесь применять новые идеи и форматы, но и не забывайте про критерии!

Бонус

Видеоразборы эссе по социологии и политологии:

Эссе по социологии

Эссе по политологии

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/essay-me

политология эссе

КАКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА РОССИИ?

Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить. Какая же идеология сегодня нужна России?

Проблемы идеологии приобрели в современных условиях первостепенное значение как для России, так и для всего мирового сообщества.

Совет

Это объясняется переломным характером исторической эпохи, в которую вступило человечество в конце XX века в связи с распадом советского союза, а точнее целенаправленным развалом Российского государства, что не только нарушило баланс мировых сил, но и поставило под угрозу стабильное развитие всей земной цивилизации. Вот почему центральным вопросом идеологической борьбы у нас стал вопрос: по какому пути пойдет развитие мира вообще, России в частности?

Крах коммунистического эксперимента подтвердил острую необходимость для России иметь свою национальную идеологию. Развал СССР и падение могущества его важнейшей составной части – Российской Федерации – это и результат, и следствие идеологического банкротства КПСС.

Ныне мало у кого вызывает сомнение, что России нужна новая идеология. Вот почему с новой силой вспыхнули идеологические страсти вокруг вопроса: какая идеология нужна России? В среде общественно-политических сил, партий и движений развернулись жаркие дискуссии.

А все дело в том, что идеология и демократов, и коммунистов, и многих других политических движений все больше теряет поддержку населения, граждан России, потому что она им либо чужда, либо не отвечает потребностям современного этапа развития страны. По этой причине и пошли разговоры о необходимости выработать новую идеологию для России. Идеологии складываются из всего уклада жизни общества и назревших общественных потребностей, они вбирают в себя сложившиеся ценности и устоявшиеся традиции.

В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный, достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, обозначить перспективную стратегию России внутри страны и за рубежом, то есть, в конечном счете, найти себя в новом мире.

Какая же идеология, на самом деле, возможна и нужна России? Какие духовные идеалы и ценности помогут сплотить ее народ?

Очевидно, что российское общество, вступающее в постиндустриальную эпоху, нуждается в сугубо демократической идеологии, отвечающей вызовам современности и лучшим традициям отечественной культуры.

Эта идеология по необходимости должна иметь светский и научный характер, вобрать в себя все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией и культурой, отражать интересы абсолютного большинства граждан данного общества, то есть быть действительно гражданской идеологией.

Без такой идеологии нет ни единого народа, ни самодостаточной нации. Данная идеология не только возможна, она особенно необходима сегодня, поскольку в ходе неолиберальных реформ большинство россиян оказалась во многом в сходном экономическом и социальном положении.

Обратите внимание

Эта схожесть положения и интересов составляет определенную основу для единства взглядов, ценностей и идеалов.

Сегодня такое признание стало повсеместным. Общечеловеческие интересы существуют. Это, прежде всего, защита людей от ядерной угрозы и акций международного терроризма, охрана окружающей среды, разрушение которой таит в себе угрозу самому существованию человечества. Реально существуют и общегражданские интересы.

Это, прежде всего, обеспечение высокого уровня здравоохранения, образования и занятости, гарантия демократических прав и свобод личности, всеобщность и доступность культуры, забота о социально уязвимых слоях общества, и т.д. В осознании и решении этих проблем и проявляется реальность общих интересов.

Отсюда же вырастают общие идеалы, цели и ценности, которые, в свою очередь, сплачивают людей в единый народ.

Какой должна быть идеология.

Выше уже отмечалось, что она должна иметь не религиозный, а светский характер.

Это, во-первых, обусловлено тем, что в России существует множество религий, а общество и государство одно. Во-вторых, между религией и светской идеологией существуют принципиальные различия.

Религия – это форма духовной жизни, основой которой является стремление людей за пределы материального бытия, их индивидуальная вера в Бога, духовная связь с ним.

Светская идеология – это такая сфера общественного сознания, которая основана на знании и понимании идей.

В основу общегражданской идеологии не может быть положен и партийный принцип.

Любая партийная идеология частична и конфликтна, ибо нацелена на борьбу с другими партиями. Поэтому она не может объединить всех граждан и даже их большинство.

Важно

Очевидно также, что общегражданская идеология, по своему содержанию и сути, должна быть гуманистической.

Современная постиндустриальная эпоха поставила в центр общественного прогресса человека с его потребностями, интеллектуальными и творческими способностями.

Подчеркнем еще раз, современной России необходима идеология, выражающая интересы подавляющего большинства общества, то есть, по сути своей, она должна быть демократической, светской и общегражданской.

Ее основу могут составить идеалы и ценности, выработанные человечеством в ходе его сложной и противоречивой истории.

Разумеется, подобную идеологию нельзя навязывать людям, но ее поддержка со стороны различных общественных структур была бы весьма полезным делом.

Социальный идеал и ценности новой идеологии.

На наш взгляд, к числу таких ценностей относятся, прежде всего, «права человека», «справедливость», «свобода», «солидарность», «демократия», «патриотизм» и др. Однако, прежде чем раскрыть их содержание применительно к российской действительности, следует, очевидно, ответить на главный вопрос: какой социальный идеал нужен современной России?

Исходя из этого, можно предложить следующую формулу социального идеала для России: свободный человек в справедливом и демократическом обществе.

Очевидно, что эта краткая формула нуждается в раскрытии.

Первое место в этой формуле принадлежит понятию свободный человек. К нему, как известно, одинаково положительно относятся и либералы, и социалисты, и современные консерваторы- «почвенники». Это важнейшее понятие отражает смысл и конечную цель истории.

Не менее важна для общегражданской демократической идеологии такая ценность, как справедливость. В России она всегда занимала одно из первых мест подобно ценности свободы у американцев.

Ее обычно понимали (и понимают поныне) как правду человеческих отношений, включая отношения в процессе труда, отношения человека и государства, власти и общества. Ради справедливости россияне шли на баррикады, сражались с иноземными захватчиками, боролись за свободу и демократию.

Совет

Поэтому создание будущего российского общества мыслится обычно как реальное преодоление несправедливости в человеческих отношениях.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что в России будущего не должно быть состояния, консервирующего нынешнюю социальную ситуацию.

Справедливое общество означает, что все его члены располагают равными правами и возможностями, и не существует непроходимого рва между процветающими верхами и бедствующим большинством.

Это не означает возврата назад к уравнительности советских времен, но это говорит о том, что российское государство, должно, согласно Конституции, в полной мере выполнять свой долг перед обществом, гарантируя социальную защиту всем своим гражданам.

Демократия, как ценность, означает право и возможность каждого человека участвовать в принятии политических и экономических решений, как на уровне предприятия и региона, так и на уровне государства. Насколько реализуется это право, настолько и демократично общество.

У новой России накоплен определенный опыт, связанный с функционированием многопартийной политической системы и появлением гражданского общества. Однако до идеала здесь еще очень далеко.

Гражданское общество в России пока не является партнером власти при принятии важных политических решений.

Известно, что высшее руководство России неоднократно заявляло и заявляет о своей приверженности демократии и ее институтам.

Обратите внимание

Означает ли это, что и российская идеология также должна иметь демократический характер? Думается, да! Однако создание такой идеологии в нашей стране наталкивается на ряд серьезных трудностей.

Так, исчезновение на наших глазах действенной политической оппозиции, овладение «партией власти» практически всеми административными и идеологическими ресурсами ведения политической борьбы извращают и дискредитируют становящуюся демократию в российском обществе.

Обратимся теперь к такой ценности, как солидарность. Известно, что она может быть реализована в различных формах, отражая уровень развитости человеческих отношений, и быть, как позитивной (конструктивной), так и негативной. Истории России известны разные формы ее проявления.

Не удаляясь в далекое прошлое, напомним хотя бы, что в ХХ веке была, с одной стороны, солидарность народа в борьбе против фашизма, при послевоенном восстановлении народного хозяйства, в первые годы перестройки, а, с другой – массовая поддержка репрессий 30-х годов, гонений на творческую интеллигенцию после войны, молчаливое согласие с произволом «реформаторов» в 1990-е годы, и т.д.

При этом очевидно: если власть призывает к солидарности во имя созидательных ценностей (борьба за мир, помощь социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий, защита от агрессора), она сплачивает и объединяет народ. Если же она ставит перед обществом нереальные цели, демонизирует оппозицию, провоцирует «охоту на ведьм», не выполняя, одновременно, своего долга, то, в конечном счете, не объединяет, а раскалывает общество.

Близка по содержанию к солидарности такая ценность как патриотизм. Для либералов-западников патриотизм ассоциируется с рыночными отношениями.

Для них патриотом является лишь тот, кто верит в священность частной собственности, безусловное всемогущество рынка и боготворит демократию в ее «западном», «американизированном» варианте даже тогда, когда она насильственным путем навязывается суверенным странам. идеология демократический гуманизация

Патриотизм широкое понятийное поле. Он может стать и прибежищем негодяев, и прибежищем честных людей. Все зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово.

Важно

Последние десятилетия в повсеместный обиход вошло понятие глобализация. Может ли оно стать ценностью для российской идеологии? Все зависит от того, как его трактовать.

Если в глобализации видеть исторически неизбежную форму интеграции социально-экономической жизни человеческого общества, рожденную новыми видами техники и технологии, связывающими человечество в единое целое, то это понятие можно только приветствовать.

В этом случае оно объединяет людей разных цивилизаций, стран и народов, способствует их общению, взаимопониманию и развитию, подготавливает объективные предпосылки новой мировой цивилизации, в которой не будет границ, военных конфликтов, расовой и национальной нетерпимости.

Такая, по сути дела, гуманистическая цивилизация может стать в будущем «миром миров», где каждому человеку и народу будет гарантированно его свободное и благополучное существование.Но если под глобализацией понимать процесс господства одной сверхдержавы над мировой периферией, «золотого миллиарда» над остальными пятью миллиардами, то ему следует активно сопротивляться.

В специальной литературе такой негативный процесс глобализации нередко именуют «глобализмом». Очевидно, что «глобализм» не может быть ценностью для новой российской идеологии.Говоря о формировании новой российской идеологии, следует избегать поверхностного противопоставления различных политических ценностей. Напротив, необходима их своеобразная интеграция, о чем уже. уже говорилось выше.

Такая интеграция, по существу, уже идет. Так ценности свободы, справедливости и эффективности в определенной мере разделяют и консерваторы, и либералы и социалисты. То же можно сказать о таких ценностях, как демократия, солидарность, всеобщий мир и др. Они нужны всем перед лицом угроз и вызовов, с которыми столкнулось сейчас человечество. Все эти ценности могут быть реализованы на практике, если сложится более-менее четкое представление о том, к какому обществу, к какой модели общественного развития следует стремиться России.

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/3-kurs/politologiia-esse/

Политология. Эссе

Задание для 11 класса

Оцените эссе по следующим параметрам:

  1. Раскрытие смысла афоризма
  2. Формулировка тезисов
  3. Формулировка собственной позиции
  4. Наличие обществоведческих понятий по экономике
  5. Тезисы
  6. Аргументы

а) теоретический уровень

б) обыденный уровень

Ваша оценка -5 баллов

Предложите ваши варранты.

Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями : анархией и деспотией.  (И. А. Ильин)

Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, – это проблема политической культуры общества и его ценностных ориентиров.

Ведь от понимания каждым слова «свобода» и зависит то, как в глазах народа будет выглядеть  сложившийся политический режим.

Одни готовы  допустить тоталитарный режим ради стабильности, другие же не считают себя свободными даже в демократическом государстве. Является ли свобода необходимостью для человека ?

Совет

Я выбрал эту тему для своего эссе, так как считаю эту проблему очень актуальной для нынешней ситуации в мире. Когда все мировое сообщество озабочено  проблемами создания нового мирового порядка и борьбой за всеобщую свободу.

Позиция Ильина по этому вопросу предельно очевидна. Под искусством свободы он подразумевает целый ряд факторов. И говорит именно про искусство еще и потому что никогда нельзя было  принудительно создать в стране искусство, заставить людей быть культурными.

Так и со свободой, это явление относительное, главное как ее ощущает и чувствует человек, а вместе  с ним и все общество.

Именно такие общества оставались в веках на страницах учебников истории, имена же великих рабовладельцев и диктаторов как правило остаются забытыми.

Я полностью согласен с автором , его позиция звучит как аксиома, как напоминание казалось бы очевидной истины. Существует множество примеров из истории, которые доказывают, что без должного понимания свободы народ получит либо деспотию, либо анархию.

Во-первых, это пример Германии 30-ых годов 20 века, где действовали все демократические институты, а конституция была одной из самых либеральных в мире, были предоставлены права и свободы и личности. Но не было экономического благополучия, а в стране все еще свирепствовал послевоенный кризис.

И народ привлекло обещанное нацистской партией процветание. Ради стабильности , из надежды, что сильная рука нацистского лидера наведет в стране порядок, немецкий народ согласился лишиться демократических свобод . Во-вторых это освобождение рабов в США.

  Рабовладельческое государство не играло заметной роли в мировой политике 19 века, но именно уход от экономики плантаторов, которая держалась на рабском труде в сторону иновационного общества позволил США укрепить свои позиции на мировой арене.

Обратите внимание

Да и в нашей стране общество, где государство не воспитывало в людях свободу , а наоборот убежденность в том, что только подчинение единственной и несменяемой власти есть главная обязанность гражданина. Именно это общество в 1917-ом позволило захватить власть еще более жестокому режиму .

Случилось бы такое если во главе угла в государственной морали Империи стояли демократические ценности, а не воспитание подчиненных для монархическо-бюрократического аппарата. Кто знает, может быть и сейчас бы Россия была конституционной монархией.

Так что это изречение, это напоминание любой власти, что несвободные люди никогда по доброй воле не пойдут защищать эту власть.

смысл

Собственная позиция

понятия

тезисы

Аргументы

(теоретический уровень)

Аргументы обыденный уровень

Итоговая оценка

Источник: http://history256smirnova.blogspot.com/p/blog-page_5239.html

Ссылка на основную публикацию