Как правильно написать эссе по обществознанию: план сочинения, структура сочинения по обществознанию, оформление

Как правильно написать эссе по обществознанию

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

1.       Аргумент 1.

2.       Аргумент 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Обратите внимание

Я согласна с автором высказывания в том, что наука изучает мир таким, какой он есть. Некоторые открытия зачастую разрушают существующие взгляды людей.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Человек немыслим вне общества (Л. Н. Толстой)

Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта (Ю. Лотман)

Управлять значит предвидеть (Екатерина Великая)

Человек единственное создание подлежащее воспитанию (И. Кант)

Прогресс отец проблем

Наука это организованное знание (Г. Спенсер)

Власть над собой самая высшая власть (Л. Н. Толстой)

Каждый хочет быть исключением из правил (М. Форбс)

Наука это кладбище гипотез (А. Пуанкаре)

Искусство не знает совести (Г. Манн)

Созидается общество началами нравственными (Ф. М. Достоевский)

Цель творчества самоотдача (Б. Пастернак)

Написание эссе по обществознанию – это шаг, требующий от ученика концентрации и умения быстро реагировать на получаемую информацию. В связи с этим рекомендуется сделать домашнюю заготовку в виде выученной структуры, распространенных клише и готовых высказываний.

Уточняя то, сколько слов в эссе, стоит отметить, что решающую роль играет не размер, а содержание. Научиться писать на тему общества легче всего, если регулярно практиковаться.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/kak-pisat-ehsse.html

Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл.

Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность.

Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. 5-ege.ru поможет вам в написании.

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные.

Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.

Важно

В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы.

Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми.

Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

Посмотрите также образцы эссе.

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе,  примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
Читайте также:  Счета бухгалтерского учета для чайников. что такое, как составлять, зачем нужно. цикл статей "бухучет для чайников"

https://5-ege.ru/esse/

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции.

Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства.

Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На 5-ege.ru есть и другие примеры эссе по обществознанию.

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа.

Совет

Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое.

Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение 1) Четкое указание проблемы высказывания: «Избранное мною высказывание касается проблемы….» «Проблема данного высказывания заключается в….

» 2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы) «Всех волнует вопрос…» «АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …» 3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения 4) Представление автора и его точки зрения «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…» 5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ) «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»

6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация: 1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение: Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.

Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Рекомендуем:

  • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
  • Шпаргалки по обществознанию для ЕГЭ и ОГЭ 9-11 класс
  • Как сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл
  • План сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Источник: https://5-ege.ru/esse/

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки

Философия

• Соотношение материи и сознания. 

• Пространство и время как формы бытия. 

• Движение и развитие как способы существования. 

• Проблема сущности сознания. 

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. 

• Бесконечность процесса познания. 

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 

• Соотношение субъекта и объекта познания. 

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. 

• Интуиция и ее роль в познании. 

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. 

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 

• Взаимодействие природы и общества. 

• Экологическая проблема и пути ее решения. 

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. 

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. 

• Многовариантность общественного развития. 

• Сущность цивилизации. 

• Основные подходы к изучению общества. 

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 

• Духовная жизнь общества. 

• Общественное сознание, его структура и формы. 

• Наука как форма общественного сознания. 

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения. 

• Нравственное сознание. Философское понимание морали. 

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. 

• Роль народных масс и личности в истории. 

• Глобализация общественной жизни. 

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 

• Проблема экономического выбора. 

• Факторы производства и их значение в экономике. 

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс. 

• Капитал как экономический ресурс. 

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. 

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 

• Сущность и функции денег в экономике. 

• Эффективность использования ресурсов. 

• Значение общественного разделения труда. 

• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. 

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. 

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. 

• Роль торговли в развитии общества. 

• Стимулы и эффективность производства. 

• Справедливость в распределении социальных благ. 

• Сущность рыночных отношений. 

• Роль государства в регулировании экономики. 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 

• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. 

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 

• Психологический климат коллектива. 

• Человек среди людей. 

• Сущностные характеристики малой группы. 

• Взаимоотношения индивида и группы. 

• Особенности формирования групп. 

• Роли, нормы и статус личности. 

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 

• Самоопределение как выбор собственной позиции. 

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. 

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 

• Национальная идентичность. 

• Социальное взаимодействие. 

• Значение коммуникационного процесса. 

• Сущность социального конфликта. 

• Взаимоотношения личности и коллектива. 

• Источники социального прогресса. Социальное развитие. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Конфликт «отцов и детей». 

• Сущность толпы и стадный инстинкт. 

• Социально-психологический портрет лидера. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. 

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 

• Социальные неравенство и борьба. 

• Сохранение стабильности общественной жизни. 

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества. 

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. 

• Специфические качества города. 

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. 

• Процессы передачи информации между социальными группами. 

• Молодёжь как социальная общность. 

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. 

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 

• Социальная мобильность. 

• Выполнение различных социальных ролей. 

• Наука как социальный институт. 

• Социальные функции науки. 

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. 

• Взаимодействие религии и общества. 

• Семья как социальный институт и малая группа. 

• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. 

• Отношение человека к труду, его социальная активность. 

• Влияние глобализации на локальную жизнь. 

• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. 

• Национальное самосознание. 

• Тенденции межнациональных отношений. 

• Межэтнические конфликты. 

• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. 

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества. 

• Место и роль государства в политической системе общества. 

Читайте также:  Работа за границей для студентов на летних каникулах: как устроиться безопасно?

• Партии и общественные движения в политической системе общества. 

• Особенности современных политических отношений. 

• Субъекты политики. 

• Мировая политика и международные отношения. 

• Типы отношения человека к политике. 

• Регулирование политического поведения и политической деятельности. 

• Соотношение целей и средств в политике. 

• Политический прогресс и его критерии. 

• Соотношение экономики, политики и права. 

• Сущность и особенности политической власти. 

• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. 

• Политический режим: понятие и признаки. 

• Сущность демократического режима. 

• Авторитарный режим. 

• Тоталитарный режим. 

• Политическая система общества: понятие, функции и структура. 

• Происхождение государства. 

• Сущность и признаки государства. 

• Государственный суверенитет. 

• Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 

• Форма государства и ее элементы. 

• Соотношение общества и государства. 

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 

• Соотношение и взаимосвязь государства и права. 

• Правовое государство: понятие и принципы. 

• Разделение властей как принцип правового государства. 

• Государство и личность: взаимная ответственность. 

• Понятие, функции, виды и структура политических партий. 

• Партийные системы. 

• Общественно-политические движения, группы давления. 

• Политические отношения. 

• Политический плюрализм. 

• Сущность и структура политического процесса. 

• Революция и реформа как виды политических преобразований. 

• Политическая модернизация. 

• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. 

• Политические кампании: их стратегия и тактика. 

• Популизм: понятие и признаки. 

• Прямая и представительная демократия. 

• Политическое решение. 

• Сущность и функции политического лидерства. 

• Политическое сознание: понятие, структура, функции. 

• Роль идеологии в политике. 

• Политическая культура: понятие и структура, типы. 

• Взаимодействие личности, общества и государства. 

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 

• Взаимодействие института права с другими социальными институтами. 

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни. 

• Социальная ценность права. 

• Сущность и специфические признаки государства. 

• Политическая система и роль государства в ней. 

• Право и мораль: сходства и различия. 

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. 

• Государство и гражданское общество. 

• Понятие, признаки социального государства. 

• Правовой нигилизм и пути его преодоления. 

• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. 

• Сущность юридической ответственности. 

• Правовая культура. 

Источник: http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/esse_ob/2014-03-15-179

Как писать эссе по обществознанию на ЕГЭ

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,  
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,  
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко – это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:  

Раскрыть смысл исходного высказывания, или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла).

Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1.      Необязательная часть – введение.Общая постановка проблемы (одно-два предложения).

Обратите внимание

В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями.

Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2.      Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами.

Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.

N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3.      Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника».

Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» –  вы будете писать о том, что такое институты социализации и  роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4.      Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике.

И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N.

Важно

в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5.      Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме.

Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения.

Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете.

Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-923745-kak-pisat-esse-po-obschestvoznaniyu-na-ege

План (структура) эссе по обществознанию

  • Блог
  • План (структура) эссе по обществознанию

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных. 

Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
  • Внимательно прочитать все высказывания; 
  • Выделить в каждом главную идею; 
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы; 
  • Выписать высказывание на отдельном листе бумаге. 
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Примерный план сочинения

  1. Вступление 
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Структура эссе по обществознанию

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность

Клише:

Данная проблема является актуальной в условиях… 

  • …глобализации общественных отношений; 
  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; 
  • …обострения глобальных проблем современности; 
  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; 
  • …развития международной интеграции; 
  • …современной рыночной экономики; 
  •  …развития и преодоления мирового экономического кризиса; 
  • …жесткой дифференциации общества; 
  •  …открытой социальной структуры современного общества; 
  • …формирования правового государства; 
  • …преодоления духовного, нравственного кризиса; 
  • …диалога культур; 
  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль.  Для этого используй клише:

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…» 
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…» 
  • «Автор убеждён в том, что…»
Читайте также:  Эссе по социально-гуманитарным наукам: как написать эссе по философии, эссе по политологии

4. Собственная точка зрения

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения. 

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что… » 
  •  «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…» 
  •  «Автор был прав, утверждая, что…» 
  •  «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)» 
  •  «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» 
  •  «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться» 
  •  «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5. Теоретическая аргументация

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практике, истории и литературы

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практике, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод. 

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…» 
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

Решай:

Источник: https://bingoschool.ru/news/plan-struktura-esse-po-obshhestvoznaniyu/

Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ 2018: правила с примерами и шаблонами, клише

Под эссе понимается литературный жанр небольшого объёма и свободной композиции. Эта письменная форма была введена в ЕГЭ, как средство аттестации и оценивания учащихся.

В прозаическом сочинении экзаменуемому следует выразить собственные соображения и впечатления по сформулированной проблеме.

Совет

Для того чтобы понять, как писать эссе по обществознанию, необходимо правильно организовать свою образовательную деятельность и тренироваться над этим заданием систематически.

В процессе подготовки следует научиться анализировать содержание текста; проверять стиль, логичность и последовательность изложенного материала; работать с окончательным вариантом и вносить в него важные поправки. Изучение протекает по пяти блокам (человек и общество; социология, экономика, политика и право), каждый из которых будет отражён в контрольно-измерительном материале.

Как писать эссе по обществознанию — особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внедряет нововведения в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию. В 2018 году незначительно изменились требования и система оценки обществоведческого сочинения (задания 29).

Рассмотрим поправки на конкретных примерах:

  1. Форма осталась прежней — мини-сочинение.
  2. Термин «проблема», которую освещает автор высказывания, заменён на слово «идея». В этом не видится принципиальных различий. Речь также будет вестись о соображениях, которые возникают при уяснении цитаты мыслителя.
  3. Более однозначно сформулировано требование осветить несколько идей, если они заложены в высказывании автора. В демоверсии 2017 года это описывалось выражением «при необходимости…».
  4. По-прежнему оценивается два примера из разнообразных источников.
  5. Строже высказано притязание на развёрнутый аргумент и его явную связь с идеей обозначенной цитаты.

Из этого следует, что объем эссе, претендующего на высокий балл, подвергнется увеличению (примеры потребуется подробней разворачивать, идей нужно выделять несколько). Сочинение начинает постепенно уходить от жанра лёгкой и прозрачной композиции, когда не обязательно досконально раскрывать пример, достаточно озвучить идею.

Плюс ко всему, изменились критерии оценки написанного экзаменуемым материала. Появилось положение о корректности использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.

Например, если учащийся напишет, что репродуктивная функция семьи состоит в воспитании детей, что стратификация есть перемещение индивида в социальной структуре, то он получит 0 баллов по этому основанию, так как его теоретические доводы некорректны.

Во всем остальном КИМы 2017 и 2018 года сходны.

Структура и содержание эссе

Форма мини-сочинения предоставляет простор для творческой мысли, субъективности и художественной изобразительности.

Однако в практике оценивания задания №29 сформировалась особая строгость, точность и взвешенность, которая вытекает из структуры и содержания написанного материала.

Окончательный вариант эссе на высокий балл должен включать в себя следующие составные части:

  1. Цитата. Одно из пяти предложенных высказываний автора, по которому экзаменуемый предпочёл выразить свою позицию. Для этого необходимо выявить, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая мыслителем проблематика и оценить собственные знания по ней.

    В работе могут быть использованы цитаты и высказывания мыслителей

  2. Проблема (тема), поднятая мыслителем, её актуальность. Она представляет собой субъективную авторскую позицию. Учащийся должен определить проблему и выразить свой личный письменный ответ на поставленный вопрос.

    Перечень тем по философии

    Предложенный перечень тем по экономике и социологии

  3. Смысл высказывания автора представляет его субъективное мнение по обозначенной проблеме. Экзаменуемый может поддержать предложенную идею полностью либо частично или вовсе опровергнуть её. В любом случае этот пункт должен быть явно отражён в прозаическом сочинении, так как в отношении него установлен чётко определённый критерий оценивания. Материал, написанный учащимся, без правильно понятого смысла будет оцениваться в 0 баллов.

    Смысл высказывания — субъективное мнение автора по обозначенной теме

  4. Собственная точка зрения. Это личное мнение экзаменуемого относительно поднятой проблемы. Высказываемое суждение должно отвечать признакам логичности и определённости. Оно протекает через весь текст и не может иметь противоречащих утверждений.

    Собственная точка зрения должна быть логичной и определённой

  5. Теоретическая аргументация. Обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). Они должны соответствовать той теме блока, по которой учащийся пишет эссе.

    Теоретическая аргументация должна обязательно соответствовать теме эссе

  6. Фактическая аргументация. Здесь допускаются два варианта: использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; обращение к эмпирическому опыту.

    При фактичской аргументации можно использовать примеры из истории или обратиться к эмпирическому опыту

  7. Вывод — логический итог рассуждения. Он не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования. При правильном написании следует в одном или двух предложениях осветить основные идеи аргументов и прийти к окончательному умозаключению, которому учащийся придерживался на протяжении всего эссе.

    В эссе должен быть логический итог

Таким образом, для написания эссе по обществознанию на высокий балл, следует прочитать все имеющиеся в задании №29 цитаты и определить их проблематику. В каждом высказывании понадобится найти ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?» и выбрать наиболее приемлемую тему.

Оценить свои силы можно мысленно, ответив на вопросы:

  • С какими основными обществоведческими теоретическими положениями соотносится предложенное высказывание?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть её?

После этого убедитесь, что вы владеете основополагающими понятиями того блока, к которому относится высказывание и понимаете его смысл.

Составьте предполагаемый план письменной работы, но не забывайте об ограничении экзамена по времени.

При соблюдении всех вышеописанных условий и регулярной тренировки над заданием №29, экзаменуемый гарантированно справиться с эссе.

Как оформить

Необходимо иметь в виду, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.

Написанный материал рекомендуется разделить на абзацы, каждый из которых будет выражать конкретную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.

  1. Изначально для работы на высокий балл потребуется черновик. Текст в него лучше вписывать, оставляя широкие промежутки между строками. При таком написании значительно удобнее вносить исправления и существенные дополнения в прозаическое сочинение. Писать рекомендуется с одной стороны листа. Оборотную часть используют для записи цитаты, аргументов, подтверждения или опровержения суждений.
  2. Необходимо вспомнить, какие составные части входят в структуру эссе. Для этого удобно создать бланк или матрицу, обозначив узловые элементы будущей работы.

    При написании экзаменационного сочинения нужно придерживаться структуры

  3. Полученное эссе в черновом варианте следует внимательно прочитать. На полях будет удобно сделать пометки и вставки относительно тех мыслей, которые подлежат изменению или дополнению.
  4. Готовый материал проверяют на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (29.1;29.2; 29.3; 29.4).

Дополнительными преимуществами по оценке задания №29 экспертами станет включение в него:

  • базовых сведений об авторе высказывания (например, «выдающийся немецкий экономист», «знаменитый русский мыслитель Золотого века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель рационального направления в философии» и др.);
  • указаний на вариативные способы решения заявленного вопроса;
  • описания разнообразных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению.

Прямо эти основания не отмечены в критериях оценивания, однако они продемонстрируют эрудированность экзаменуемого и его глубокую подготовку.

Также стоит помнить о том, что вашу работу будет оценивать эксперт. Плюсом будет запись текста в бланк ЕГЭ аккуратным почерком, систематизировано и без небрежных помарок.

Фразы-клише

Под фразами клише понимаются стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. При помощи этих речевых формул процесс написания эссе по обществознанию подвергается значительному упрощению.

Для первой части прозаического сочинения, при формулировке понимания высказывания, его проблемы и актуальности, отлично подойдут следующие фразы:

  • «В своём изречении автор имел в виду, что …»;
  • «Мыслитель пытался донести до нас мысль о том, что …»;
  • «Смысл предложенного высказывания заключается в том, что …»;
  • «Актуальность поднятой проблемы проявляется в том, что …»;
  • «Данный вопрос является актуальным в условиях …».

В последующем абзаце, для обоснования собственной позиции относительно высказывания, применяется ряд стандартных клише:

  • «Я полностью согласен с автором цитаты в том, что …»;
  • «Нельзя не согласиться с мыслителем обозначенного высказывания …»;
  • «Деятель был совершенно прав, утверждая, что …»;
  • «На мой взгляд, (писатель, философ, экономист) предельно точно отразил в своём высказывании картину современной действительности тем, что …»;
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что …»
  • «Отчасти, я разделяю точку зрения мыслителя по поводу …, но с … не могу согласиться».

При теоретическом аргументировании используются выражения:

  • «Проанализируем предложенную автором мысль с точки зрения (экономической, правовой, социологической) теории …»;
  • «Обратимся к теоретическому осмыслению высказывания …»;
  • «В (социологической, политической, философской) науке данное высказывание имеет свои основания …»;
  • «Предложенная цитаты имеет глубокое обществоведческое обоснование …»;
  • «Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций …»;
  • «В учебном курсе обществознания (права, политология и т.д) …»;

В части отбора фактов, примеров из общественной жизни и эмпирического социального опыт применяются фразы:

  • «Приведём обоснование из общественной жизни, подтверждающие мою мысль …»;
  • «На основе личного опыта, (по рассказам моих родителей, одноклассников …) обстоятельства говорят об обратном …»;
  • «Симпатизирующая мне позиция подтверждается примерами из жизни …»;
  • «Обратимся к похожим ситуациям в (истории, литературе, кинематографе) …»;
  • «Подтверждение цитаты мыслителя мы встречаем на каждом шагу …»;

В заключении применяются следующие речевые клише:

  • «На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что …»;
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что …»;
  • «Заканчивая работу, можно утверждать, что …»;
  • «Таким образом …»;

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что следует избегать злоупотребление такими избитыми фразами. Хотя при написании эссе они помогают формулировать мысли и чётко разграничивать текст. Будет лучше, если вы не будете брать большого количества клише в готовом виде, а поменяете их, сохранив смысл.

Критерии оценки эссе по обществознанию

В общем за мини-сочинение можно было получить 6 первичных баллов, которые оцениваются по следующим критериям:

  1. Раскрытие смысла высказывания. При этом должна быть верна выделена одна или несколько идей, содержащихся в высказывании автора. За это экзаменуемому полагается 1 первичный балл. За нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения. Оценивается в 2 балла максимально, если прослеживается связанная цепочка теоретических рассуждений и построений. Отдельные, не связанные в единую картину положения, но относящиеся к теме, оцениваются лишь 1 баллом. Не относящиеся к теме 0 баллов.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Этот критерий даёт учащемуся 1 балл за отсутствие ошибок в теоретических построениях и терминах. Не оценивается баллами, если прослеживаются теоретические неточности.
  4. Качество приводимых фактов и примеров. Два примера должны быть явно связаны с выбранными положениями и тезисами, а также развёрнуты. Тогда экзаменуемый получит максимальный балл по этому критерию — 2. При одном расписанном примере только 1 балл. Полное отсутствие примеров — 0 баллов.

В Едином государственном экзамене по обществознанию эссе является самым ценным заданием в балловом эквиваленте. Этому творческому сочинению следует уделить повышенное внимание и заниматься частой тренировкой над ним.

Чтение дополнительной литературы по праву, философии, социологии, экономики и политологии значительно поможет подобрать правильную аргументацию и наиболее полно раскрыть предлагаемую проблему. Уяснение критериев оценивания будет способствовать указанию в эссе требуемых пунктов и получению максимального балла.

Источник: https://tonusmozga.ru/ucheba/kak-pisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html

Ссылка на основную публикацию