Кто такие саунд (sound) – дизайнеры и в чем заключается их работа?

Саунд дизайнер (Sound designer)

Саунд дизайнер (Sound designer) — это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Профессия подходит тем, кого интересует физика, пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее). Это профессия является частью звукорежиссерской работы. 

Суть работы специалиста подобного профиля заключается в проведении различного рода манипуляций с заранее записанным аудио или комбинация их с целью создания характерного звукового эффекта, или музыки. Задача, которую преследует саунд дизайн заключается в формировании конкретного настроения и атмосферы.

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнервыделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер, звукооператор, и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  1. Быстрое развитие рынка и значительная востребованность в перспективе.
  2. Творческая профессия, позволяющая раскрыть внутренний потенциал.
  3. Относится к категории высокооплачиваемых специальностей.
  4. Как правило, не связана с соблюдением графика рабочего времени. Основная задача – уложится в оговоренный срок сдачи продукта.

Минусы:

  1. Узкая специальность, которой сложно найти применение в широком кругу.
  2. Отсутствие четких объективных критериев в оценке качества продукта звукового дизайна.
  3. Требует от специалиста большого количества природных данных и навыков.
  4. Почти свободный график делает обязательными такие качества как самодисциплина и сила характера.

Важные качества

Будущему специалисту, который планирует развиваться в данной области в обязательном порядке требуется набор следующих обязательных качеств:

  • Развитый слух;
  • Музыкальный вкус;
  • Умение разбираться в музыкальных жанрах и направлениях;
  • Знания в области физики звука, особенностях его распространения;
  • Умение разбираться в психоакустических особенностях, а также того, как воспринимаются различные аудио-колебания человеческим ухом;
  • Навыки работы с большим число современных аудиоредакторов и звукозаписывающей аппаратурой;
  • Нестандартное мышление;
  • Усидчивость.

Где учиться на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

  1. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
  2. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
  3. Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно.

Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях.

Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

  • New York Film Academy;
  • Berklee College of Music;
  • YALE School of Drama;
  • МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)

Место работы

  • Театры;
  • киностудии;
  • производители компьютерных игр;
  • постпродакшн и медиа-компании.

Оплата труда

Профессия звукового дизайнера относится к категории высокооплачиваемых. Так для специалиста начального уровня заработная плата, как правило, составляет от 30 тыс. рублей. Для дизайнера более высокого класса и с соответствующим опытом оплата труда может составлять 150-200 тыс. рублей.

Карьера

Данная профессия имеет значительные перспективы. Обусловлено это тем, что рынок аудиовизуальных проектов, а также мультимедиа и музыкальных продуктов с каждым годом значительно расширяется.

Сегодня звуковое сопровождение есть даже у корпоративных сайтов. В настоящий момент профессия еще слишком молода. В России подобных специалистов можно найти человек 20-30.

Однако, потребность в экспертах подобного класса растет, так как рынок медиа растет значительными темпами.

Профессиональные знания

В работе звукового дизайнера требуются знания в области:

  • физики звука;
  • психоакустических особенностей.

Кроме того специалистам подобного профиля требуются навыки работы с:

  • звукозаписывающей аппаартурой;
  • аудио редакторами (Adobe Audition, Sound Forge, Traction, Reaktor).

Известные люди этой профессии

Среди отечественных лидеров отрасли можно выделить таких именитых людей, как Роланд Казарян, Михаил Радченко, Дмитрий Васильев, Илья Степанищев (Decado), Александр Прокопчик (Murart Labs) и многих других. За рубежом популярными дизайнерами звука признаны: Ben Burtt, John Gromada, Walter Murch, Richard Devine, Richard King и прочие.

Источник: https://www.profguide.io/professions/sound_designer.html

Сначала был звук. Все об искусстве саунд-дизайна

Что важно знать саунд-дизайнеру, в чем особенность интерактивного аудио, каково работать с человеком, делавшем звуки для Матрицы, где добыть «Святой Грааль» саунд-дизайнера и как профессия может изменить жизнь? Об этом и многом другом специально для нашего сообщества на условиях анонимности рассказал аудио-директор одной очень крупной компании.

В: Для начала, что же такое «саунд-дизайн», о котором так много в последнее время говорят?

О: Давайте сразу определимся с разными направлениями. Есть музыкальный саунд-дизайн — это создание уникальных тембров, путем изготовления различных презетов для синтезаторов или создания кастомных акустических инструментов.

Если кому интересно — рекомендую посмотреть видео Diego Stocco. Он очень любит экспериментировать в этом направлении.

Обратите внимание

Один из его инструментов Experibass даже был использован Хансем Циммером при создании саундтрека к фильму Шерлок Холмс.

Sound Design for Visual Media — это создание звуковых эффектов для аудиовизуального произведения (будь то фильм, ролик или игра). Разработка единого стиля звучания.

Саунд-дизайнер обязательно должен работать в постоянном контакте с людьми рисовавшими концепты, создававшими визуальные эффекты, сценаристами. Нужно разузнать природу того или иного существа или механизма.

Узнать источник питания корабля, ежедневный рацион и поведение неведомой зверюшки и подчеркнуть это при помощи звука. Главное не перепутать нарезку библиотечных звуков под видео и саунд-дизайн 🙂 Нарезка звуковых библиотек сравнима с отвариванием покупных пельменей.

В крайнем случае и такое сойдет, но специалиста по варке пельменей вы шеф-поваром никогда не назовете и мишленовские звезды ему не светят.

В: Первый и самый главный вопрос, который волнует тех, кто находится в начале пути: что важно знать саунд-дизайнеру и какими навыками он должен обладать?

О: Как и любой профессиональный звукорежиссер или музыкант, саунд-дизайнер должен обладать хорошим слухом (как музыкальным, так и просто не иметь физиологических дефектов), он должен быть усидчивым (иногда в погоне за интересным звуком можно много часов подряд не издавая лишних звуков сидеть в неудобной позе, направив микрофон на какое-нибудь животное, которое только что издало несвойственный ему звук, в надежде, что оно сделает это снова), у него должно очень хорошо работать воображение, так как зачастую приходится придумывать как звучат те вещи, прямого референса которым в реальном мире мы не найдем. К примеру магия или какие-нибудь высокотехнологичные механизмы. Разбираться в психоакустике, дабы учитывать при создании звукового ряда особенности человеческого слуха и осознавать влияние звука на состояние слушателя. Ну и конечно человек должен иметь за спиной профильное или хотя бы высшее техническое образование, чтобы разбираться в физике звука, обладать навыками реверсивной инженерии и т.п. Вообще в этой профессии без хорошей технической подготовки не получится достичь значительных карьерных высот.

Еще на мой взгляд хороший саунд-дизайнер должен родиться аудиалом, т.е. с детства воспринимать окружающий мир посредством слуха. Безусловно, это можно в себе развить в сознательном возрасте, но если человек вслушивается в свою жизнь начиная с самого раннего возраста, у него накапливается очень много интересных слуховых якорей памяти, которые пригодятся в работе.

В: Последнее время я очень часто вижу резюме молодых композиторов которые предлагают услуги саунд-дизайна. Как к этому относятся в индустрии?

О: Ребята, не нужно думать, что если вы пишите хорошую музыку и умеете крутить пару синтезаторов — вы автоматом становитесь саунд-дизайнером. Это совсем не так. Саунд-дизайн — это отдельная область, которую нужно долго постигать.

Здесь очень много тонкостей и очень важны специализированные знания о физике, о приборах обработки, психоакустике и т.п. Лучше развиваться в том направлении, в котором вы уже хороши, нежели хвататься за все сразу и нигде не преуспеть.

Важно

Например на западе ценят узкоспециализированных специалистов. И крайне редко на проектах композитор и саунд-дизайнер — это один человек. Я много раз был на различных звуковых конференциях в США и был свидетелем того, как молодые ребята приносили именитым профессионалам свои шоурилы, где была музыка и различные звуковые эффекты.

Практически сразу же их просили остановить воспроизведение и в следующий раз, прежде чем показывать что-либо — задать себе вопрос, кем они видят себя в будущем и в какой области хотят стать лучшими, в написании музыки или в саунд-дизайне. Безусловно, хобби никто не отменял, но чтобы стать настоящим профессионалом — нужно определиться.

В: Как ты пришел в профессию?

О: Это очень интересный вопрос. Я закончил музыкальную школу и к десятому классу школы озадачился выбором профессии, которая отвечала бы моим интересам. А интересовался я психологией человека, музыкой и кинематографом.

Мой отец впервые подал мне идею попытаться стать звукорежиссером, за что я ему очень благодарен. Именно он заронил в меня эту идею, после чего я отмел все возможные варианты, и настойчиво решил поступать во ВГИК. Поступил с первого раза на бюджет.

Жаль, что отец не дожил до получения диплома.

В: Почему решил пойти в игровую индустрию после киновуза?

О: Параллельно с учебой я упорно занимался самообразованием, бегал на различные студии, работал по ночам буквально с первого курса. Водоворот звука так затянул меня, что обратной дороги не было. По пути на учебу в метро я читал множество книг по синтезу звука, звуковой драматургии, слушал интервью и подкасты гуру киноиндустрии.

Я всегда увлекался играми и стал задумываться, как именно делают звук для них. При этом интересовало не столько создание самих звуковых ассетов, т.к. тут все было более менее понятно, сколько имплементация — процесс «внедрения» звука в игру.

Читайте также:  Как выучить и знать все силы в физике? список физических сил для запоминания

Было очень интересно — как именно звук обрабатывается, к чему привязываются события, как работает реверберация, по какому принципу коллизия (например стены, ящики) отсекает определенные частоты звуков и т.д.

Стал искать в этом направлении и понял, что саунд-дизайн для игр — это level-up после кинематографа как в творческом плане (тут и sci-fi сеттинги, и невиданные зверушки, и космические корабли — есть где разгуляться), так и в плане технологий производства и имплементации звука.

В: Какие основные отличия кино от игр?

Совет

О: Обычно все лекции по Game Audio 101 начинаются с ответа на этот вопрос 🙂 Кино, реклама, анимация — это linear media. У нас есть таймлайн к которому привязаны все события: звуки, эффекты, монтажные склейки. Каждый звук живет ровно столько, сколько он длится. Музыка и монтаж представляют собой единое целое (если нет авторской задумки сделать контрапункт).

А в случае с игрой, какой бы линейной она не была — мы получаем песочницу. Игрок сам волен делать то что хочет.

Огромная надпись на экране гласит — «Беги по коридору!», а он разворачивается и начинает выстрелами выбивать на стене свое имя. Игра же — это практически вселенная со своими правилами. И все должно быть похоже на жизнь.

Совершил действие — раздался звук. А вот какие звуки будут наполнять этот мир — это уже во власти саунд-дизайнера.

В: С какими сложностями столкнулся, попав в игровую индустрию?

О: Первая сложность с которой я столкнулся при переходе от кинематографа к играм — нельзя делать звуки слишком сочными и яркими. В кино ты стараешься наоборот «прокачать» зал, тут же нельзя допустить того, чтобы звук надоедал и вызывал дискомфорт у игрока. И, что самое важное — не должно быть повторяемости.

Нельзя к примеру взять 1 звук шага и постоянно воспроизводить его — игрок сойдет с ума от повторяемого звука. Нельзя в свою очередь взять 3-4 звука шага и пускать их циклично в одном и том же порядке. Игрок сразу услышит паттерн который повторяется из раза в раз и его это будет нервировать.

Помимо создания самих звуков, нужно придумать механизм их воспроизведения. Если все сделать правильно и включить смекалку, то даже натренированное ухо не заметит, что играют постоянно одни и те же 7-8 звуков. Кто-то скажет «а почему бы не взять 100 звуков и воспроизводить их как угодно».

Но не забывайте, что количество памяти и бюджет на использование CPU ограничены. Как мы видим — кругом одни сложности 🙂 Но именно это и подогревает интерес.

С музыкой тоже не так уж все просто. Она может быть привязана либо к локации, либо запускаться по определенным энкаунтерам и должна быть адаптивной — т. е. меняться в зависимости от действий игрока. При этом меняться бесшовно.

Проще всего это было сделать на старых консолях, где звуковой чип выступал в качестве синтезатора, которому игра присылала команды с информацией о высоте тона, продолжительности ноты и комбинации настроек звуковых генераторов и фильтров.

Сейчас же приходится придумывать сложные нодовые системы, чтобы музыкальные лупы переключались точно в bpm при изменении тех или иных параметров. И при этом чтобы композиция не превратилась в сплошную математику и не потеряла своей музыкальной ценности.

В: Выглядит несколько сложнее, чем написать музыку под видеоряд…

Обратите внимание

О: А еще есть адаптивное микширование. Хотя знаешь — это все тема не для интервью, а для отдельного мастер-класса 🙂

В: Ловлю на слове! А каково работать с «мастадонтами» индустрии? Например, ребятами, делавшими три части Матрицы, Dead Space'ы, Call of Duty и т.д?

О: Знаешь, иногда гораздо легче, нежели с соотечественниками. На первых порах удивляет и радует полное отсутствие пафоса у этих людей. Они тут же начинают добавляться к тебе на фейсбук, общаться и шутить. При этом работу выполняют очень быстро и качественно. Всегда готовы признать свои ошибки, что несомненный плюс.

И не боятся экспериментировать и переделывать свою работу. С удовольствием делятся своим опытом и различными трюками, не боясь что у них украдут их волшебную кнопку «сделать круто», и в свою очередь не стесняются спрашивать у более молодых специалистов, если понравилось что-то из их работы.

Всегда открыты для новых знаний — и этому, я считаю, нам нужно у них поучиться. Даже если ты чего-то достиг, заработал себе имя — ни в коем случае не останавливайся в развитии и не думай, что тебе с высоты твоего пьедестала не пристало спрашивать что-то у начинающих. Наоборот — и тебе знание в копилочку, и человек порадуется.

«Ого! Сам Гуру у меня что-то спросил! АААА!!!» 🙂

В: Какие программы ты используешь в работе?

О: Я знал, что будет этот вопрос. Не буду перечислять все, что когда-либо использовал, расскажу только про то, что установлено у меня сейчас и чем пользуюсь каждый день. Все довольно банально: Pro Tools с набором плагинов Waves Sound Designer Suite, GRM Tools, Absynth, Massive, Sound Forge для различных батч-процессов.

В: Что лежит у тебя в рюкзаке?

О: Наушники, рекордер с ветрозащитой, гитарный звукосниматель, блокнотик для заметок и мандарин 🙂

В: Всегда носишь с собой рекордер?

О: Да, даже во сне держу неподалеку. Не поверишь, но иногда с улицы доносятся такие интересные звуки, что бежишь сломя голову к окну, чтобы записать хотя бы какой-нибудь фрагментик.

В: Какой самый необычный звук который ты записывал?

О: Необычный звук… Ну вот пара свежих примеров. Первый — это электромагнитный фон от моего самого первого монитора, записанный при помощи гитарного звукоснимателя. Получилось отличное тональное силовое поле. Второй был записан в одном небоскребе, на лестнице.

Важно

Перила на всех этажах сварены в единую конструкцию. Я приклеил 2 контактных микрофона на самом верхнем этаже, включил запись и начал спускаться на разные этажи, постукивая по перилам и всячески раскачивая их.

Получились отличные импакты и протяжные скрипы, достойные огромного космического корабля или гигантского завода по производству роботов.

В: Есть ли в профессии свой Святой Грааль?

О: То, чем хотят обладать многие, но единицам открываются тайны? Есть-есть 🙂 Хотя это не совсем уж Грааль 🙂 Знаешь, иногда ты просто упираешься в тот факт, что тебе перестает хватать возможностей твоего любимого плагина. И когда я говорю об этом, я не имею в виду бессмысленное (или осмысленное) копание в презетах.

Я говорю о том, что ты изучил инструмент/прибор обработки досконально. Узнал все его особенности, перепробовал все возможные варианты коммутации, выработал собственные техники обращения с ним. И вот, в один прекрасный момент, в очередной раз выкручивая очередной звук ты понимаешь что зашел в тупик. И тебе хочется попробовать что-то новое.

Тут на помощь и приходят модулярные системы, такие как Kyma X. Они не загоняют тебя в рамки, а наоборот, подстегивают все время экспериментировать. Ты начинаешь думать совсем по-другому. Все фактуры перестают быть для тебя просто тембрами. Они становятся блоками, комбинируя которые можно получить что-то новое.

Каждый полученный звук — всего лишь волноформа, способная модулировать другой звук. Или управлять каким-то параметром. И ты погружаешься все глубже и глубже.

Кто-то спросит — но почему именно Кима? Есть же множество модулярных систем — Max/MSP, Reaktor, Csound, PureData и т.п. Да, есть. И я вполне успешно с ними работал. Их единственная общая черта — это ноды. В целом Кима гораздо глубже. Аналогов ее алгоритмам спектрального морфинга просто не существует. Но она и сложнее. Гораздо.

Нужно потратить не меньше года, чтобы начать разбираться в основах. Есть несколько темплейтов, которые помогают тебе изучить азы. Но дальше приходится все исследовать самому. Количество юзеров во всем мире можно пересчитать по пальцам. Я конечно утрирую, но комьюнити очень маленькое. Еще один важный момент — деньги. Удовольствие это не из дешевых.

Совет

А случись что — пересылка в США тоже встанет в копеечку. Учитывая все эти факторы я очень долго размышлял — готов ли я вложить столько времени и денег в то, что может никогда не принести мне никакого профита, кроме саморазвития? Уже в процессе обучения я много раз ругал себя за это решение. Но теперь, по прошествии времени я могу сказать, что ничуть не жалею.

Хотя я пока что только «царапнул поверхность». Кроличья нора невероятно глубока. Но мне нравится в нее проваливаться.:)

В: Как профессия изменила твою жизнь?

О: Она сделала меня счастливым. И это я считаю самое главное. Ну и немного потрепала мой карман — т.к. постоянно приходится покупать какие-то новые специализированные микрофоны, синтезаторы, обновлять софт. Зато каждый раз чувствуешь себя как ребенок в новогоднее утро.

Источник: http://www.WeAreArt.ru/blog/snachala-byl-zvuk-vse-ob-iskusstve-saund-dizajna/

Важные моменты в сфере саунд-дизайна

Мы постоянно окружены звуками: повседневные дела, кино, телевидение или радиовещание. Звук – это одна из важнейших частей нашего понимания окружающей среды, нашей картины мира.

Звуковое оформление является неотъемлемой частью любого кинофильма, рекламного видеоролика, презентации или клипа. С помощью диалогов, специально подобранного музыкального фона, звуковых спецэффектов и других приемов, создается отношение к конкретному продукту и его дальнейшее понимание и восприятие. Весь этот процесс в профессиональной среде называется саунд-дизайн.

Саунд-дизайн – это термин, который пришел в наш язык из Великобритании и обозначает вид творческой деятельности, объектом которого является звук.

Саунд-дизайн или звуковой дизайн — это одно из главных направлений в продакшене звука. Различные видеоролики о продукции компании, презентационные и обучающие видео, нуждаются в качественном саун-дизайне.

Важно, чтобы картинка полностью соответствовала звуковому сопровождению, поэтому саунд-дизайн нельзя воспринимать как процесс простого наложения звуков и звуковых спецэффектов на картинку.

Саунд-дизайн является сложным творческим процессом.

Многие звуки (звуки природы, автомобильное движение, бытовые звуки) записываются натуралистически – в микрофон и обрабатываются в процессе пост-продакшена. Но большинство звуковых спецэффектов в видеороликах – это уже записанные звуки, которые могут имитировать звуки леса, воды, удары, движение или использование предметов.

В своей работе саунд-дизайнер опирается на психологию целевой аудитории видеоролика, особенности акустики и другие аспекты.

Для создания качественного продукта желательно применение оригинальной музыки, которая записана «под изображение» и показывает все тонкости сюжета, помогает пониманию сюжета зрителем или дает повод к размышлениям о его дальнейшем развитии.

Обратите внимание

Диктор зачитывает текст, который необходим для наложения, происходит запись музыки под ролик или добавляется и монтируется заранее купленная музыка, производится микширование звуковых эффектов.

Саунд-дизайнер в рекламе — это своеобразный человек-оркестр, а не просто тот, кто накладывает на видеоряд пресловутые звуковые эффекты. Он оценивает концепцию ролика и предлагает комплексное звуковое решение.

Читайте также:  Реферат по физкультуре: выбор темы, содержание и оформление

Главное на что должен ориентироваться саунд-дизайнер рекламного проекта при работе над звуковым сопровождением, так это на видеоряд рекламного ролика.

Каждое действие внутри видеоролика должно иметь свой звук, который будет полностью соответствовать действительности.

Например, если сценарий видеоролика предполагает действие на природе, то зритель должен обязательно услышать шум крон деревьев, треск веток, которые ломаются под ногами и пение птиц. Зритель должен поверить в происходящее.

Отличным примером качественного саунд-дизайна является наш видеоролик для компании Bpay.

В нем каждое действие имеет свой уникальный звук, который идеально подходит для происходящего.

Также стоит отметить, что звуковую оболочку любого видеоролика можно создавать не только с помощью качественного саунд-дизайна, но и создавая уникальную дикторскую озвучку видеоролика.

Важно

Качественный саунд-дизайн в видеоролике зритель просто не замечает. В нашем имиджевом видеоролике для аэропорта Пулково отлично сочетается музыка и звуки турбин самолёта, объявления диктора в терминале и голоса детей.

Вместе эти звуки создают динамичную картинку жизни большого аэропорта федерального значения. Саунд-дизайн в видеоролике должен быть настолько органичен, чтобы создавать эффект того, что все так и должно быть.

В этой статье мы постарались наглядно показать и рассказать о том, что такое саунд-дизайн и почему он так важен. Не пренебрегайте качественным звуковым сопровождением своего видеоролика и тогда задачи, поставленные перед продуктом, будут достигнуты.

Источник: https://artcreators.ru/vazhnyie-momentyi-v-sfere-saund-dizayna/

Саунд-дизайн и звукорежиссура

Интервью Василия Филатова – медиа-продюсера, саунд-дизайнера, композитора – о звуке в кино и мультимедиа.

Василий, первый вопрос, который мучает всех: что такое саунд-дизайн, и чем он отличается от звукорежиссуры?

Разделение профессии «звукорежиссер» на цепь составных узкоспециализированных профессий пришло к нам с Запада. Конечно, в первую очередь, саунд-дизайн — это коммуникации. Коммуникации между визуальным образом (кино, театр, инсталляции) и звуком.

Звук позволяет раздвинуть границы экрана и рассказать за единицу времени еще больше о мире, который вам показывает автор.

Звукорежиссер в России, если мы говорим о визуальных медиа, — это человек, который совмещает в себе набор профессий: звукоинженер, звукорежиссер на съемочной площадке, саунд-продюсер, студийный звукорежиссер, саунд-дизайнер, а иногда и звукорежиссер сведения (перезаписи).

Саунд-дизайн — это часть звукорежиссуры. В профессиональном смысле саунд-дизайн — это процесс создания новых звуков за счет использования уже готовых, записанных семплов или синтезирования новых фактур.

Это не только создание активных спецэффектов (взрывов, воплей монстров, звуков движений, пролетов объектов); подбор/создание звуков атмосферы для кино (или другого вида визуального контента) — тоже часть саунд-дизайна. Саунд-дизайнер — это экспериментатор в области звука: сочетая различные фактуры, он создает новые звуковые полотна.

Тем не менее главная цель остается неизменной: органично проиллюстрировать визуальный образ или создать ощущение жизни за кадром, не отвлекая, а вовлекая зрителя в происходящее на экране.

Саунд-дизайн — это творчество или знание программ и умение их использовать?

Совет

В современном мире невозможно придумывать и, главное, воплощать все идеи без знания компьютерных программ.

Саунд-дизайнеры начала 20-го века (одним из первых экспериментаторов звука был итальянский композитор Луиджи Руссоло) не имели столь широких возможностей по редактированию звука, которые мы имеем буквально под рукой: в персональном компьютере.

Глупо не использовать эти возможности сейчас. Не стоит забывать, что компьютер — всего лишь инструмент в руках художника и знание программ позволяет быстрее реализовывать собственные идеи.

Где сегодня применяется саунд-дизайн?

Саунд-дизайн находит применение в кинематографе, театре, анимации, интерактивных мультимедиа-инсталляциях, компьютерных играх. Компьютерная революция свершилась: технологии стали доступны каждому.

С учетом появления большого количества отечественного мультимедиа-контента потребность в профессии возросла.


Насколько это направление развито в России? Востребовано ли? Есть ли рынок?

Несмотря на то, что рынок услуг по саунд-дизайну сейчас только формируется, в титрах к отечественным фильмам и компьютерным играм можно увидеть строчку «саунд-дизайнер».

Если брать не только кинематограф, то саунд-дизайнер является сегодня одной из самых востребованных профессий в визуальных медиа, и это несмотря на то, что осознанная необходимость в профессии появилась не так давно.

Кстати, не стоит забывать, что и аудиобрендинг — одно из применений саунд-дизайна. Вспомните аудиологотип BMW (удар по металлической балке — Прим. ред.). Ведь это работа не композитора, а саунд-дизайнера.

Обратите внимание

Нужно ли иметь музыкальное образование саунд-дизайнеру?

Написание звукового полотна сродни созданию симфонического произведения, это творческая и одновременно сложная и кропотливая работа. Многослойность некоторых эффектов может доходить до 50 и более одновременно звучащих моно-, стерео- или 5.1 дорожек.

Не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах, но музыкальный слух, несомненно, обязателен. Равно как и музыкальный вкус. Многие фактуры имеют тональную основу, и знание основ музыки способно упростить понимание процесса создания спецэффектов и монтажа разнотембральных фактур.

Какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы работать в этой индустрии?

Любознательность, широкий кругозор, умение быстро впитывать новый материал. И несомненно (так как звук — это часть проекта), то командная работа: умение общаться и грамотно излагать свои мысли и идеи также является необходимым качеством в работе.

Стоит ли говорить, что при любой работе необходимо придерживаться дедлайнов? Кроме того, невозможно создать звук без знания технологий его записи, синтеза и обработки. Как видим, базовый набор навыков достаточно обширный.

А наша задача — помочь студентам все это освоить.

Что ожидает слушателей на интенсиве? Как будут проходить занятия?

Отвечая на этот вопрос, проведу аналогию. Создавать саунд-дизайн в «реалистическом» жанре гораздо сложнее, нежели в фантастическом… Я считаю, что теоретические знания без практического применения имеют небольшую ценность. Именно поэтому интенсив в большей степени носит практический характер. Мы изучаем материал и в этот же день отрабатываем на практике новые навыки и знания.

Вместе мы озвучим несколько телевизионных роликов, фрагментов полнометражных кинофильмов, создадим собственную звуковую библиотеку (которую, кстати, студенты смогут использовать в дальнейшем). Студенты получат практические навыки записи речи, синхронных шумов в студии, записи атмосфер в различных условиях. И конечно, научатся создавать многослойные звуковые фактуры и спецэффекты.

Назовите три свои любимые работы в области саунд-дизайна.

Фантастические фильмы: The Dark Knight, TRON: Legacy. Terminator: Salvation. «Реалистичный» экшен: The Bourne Ultimatum, Fight Club. Анимация: Tom and Jerry, Ratatoille, WALL-E. Драмы: Green Mile, The Pianist.

В мире огромное количество фильмов и инсталляций, заслуживающих внимания, в которых саунд-дизайн, при пристальном рассмотрении, вызывает восхищение. Но разбор этих картин — тема отдельной статьи.

Кстати, на лекциях мы будем детально рассматривать и эти фильмы.

Какие требования предъявляются к слушателям?

Как я уже говорил, необходимо иметь опыт работы в аудиоредакторах, секвенсорах.

Важно

При отсутствии опыта большая часть времени будет уходить на механическую работу (где найти ту или иную кнопку на экране), а полученные знания будут плохо усваиваться.

Необязательно быть асом скоростной укладки синхронных шумов и обработки звука, но навык работы в звуковых редакторах и секвенсорах облегчит изучение нового материала на лекциях и практикумах.

Источник: http://snimifilm.com/post/saund-dizain-i-zvukorezhissura

Звуковой дизайн: советы и приемы по саунд-дизайну

Звуковой дизайн в электронной музыке – основа уникального и цепляющего звучания, достичь которого через использование готовых семплов довольно трудно. Создание звуков с нуля упрощает процесс аранжировки, так как со своими семплами проще попасть в тональность и ритм трека, не нарушив при этом общую атмосферу.

Самостоятельно созданные звуки легче поддаются кастомизации, чем те, которые были позаимствованы из какой-то музыкальной библиотеки: можно заранее спроектировать будущий звук и дополнять или изменять его составляющие в любое время – это огромный простор для творческих экспериментов.

В случае с библиотеками, творческий процесс куда более трудный: декомпилировать семпл и разобрать его на составные части довольно сложно, сравнимо с удалением из готового отмастеренного трека вокала.

Приходится либо довольствоваться имеющимися библиотеками, либо бесконечно покупать и коллекционировать терабайты различных «EDM Kick», «Trance Drones», «Chill Out Pads» и прочего, вместо того, чтобы один раз понять принцип создания звуков и в дальнейшем использовать его под задачу.

Звуки для саунд дизайна создаются хаотично.

Во многих моментах процесс напоминает точно выверенный пошаговый алгоритм, но в действительности всё строится на фантазии и креативе музыканта, его способности применять имеющиеся знания в области звука и умении вовремя поставить в эксперименте точку.

Здесь применяется синтез, многоразовый ресемплинг, лееринг (слоение) с подмешиванием нескольких, а иногда нескольких десятков, разных звуковых фактур на отдельных дорожках, креативная и часто иррациональная эквализация, питчинг, тайм стретчинг и прочее.

В этой статье мы расскажем о некоторых методиках создания уникальных звуков, наглядно продемонстрируем их принцип, и дадим ссылки на более подробные ролики с пошаговым разбором описанных методов, а также порекомендуем видеокурсы, которые имеет смысл посмотреть для углубления в тему sound design.

Опытные музыканты, хорошо разбирающиеся в теме синтеза и ресемплинга, просто освежат свою базу знаний и получат представление о том, как можно комбинировать разные методики.

Для новичков же изложенная в этой статье информация вполне может стать настоящим откровением и подтолкнуть к созданию своего звучания.

Лееринг (англ. Layer), или слоение

Независимо от того, какие саунд дизайн приемы были использованы, для сборки получившегося материала в единую картину нужен лееринг или попросту слоение. Это процесс создания общего звука из нескольких отдельных. Один подмешивается ко второму, потом их дополняет третий, и так далее – слоев может быть бесконечное множество.

Каждый слой выполняет свою функцию, добавляя к общему звучанию какую-то деталь или оттенок. Важно, чтобы слои согласовывались между и не перекрывали друг друга.

Тональность, частотный диапазон и динамика слоев должны быть такими, чтобы в целом они давали гармоничный и однородный звук, который не будет создавать ощущения фрагментальности.

В этом отношение слоение звука очень похоже на сведение трека в миниатюре: итоговый семпл – трек, а его слои – партии.

Попробовать технику можно с набором любых имеющихся семплов. Хорошей практикой будет попытка превратить три и более разных звуков в один многослойный, который будет звучать цельно. Взять атаку от одного звука, добавить в него НЧ от другого и так далее, до получения интересного результата.

Для склейки слоев применяются те же самые методики, что и при финальном сведении:

  •  Сайдчейн для работы с эффектом маскировки•  Эквализация для подчеркивания нужных слоев•  Динамическая обработка•  Многополосная компрессия

Эти моменты рассмотрены в бесплатном видеоролике «Основы сведения электронной музыки», информации из которого хватит для работы со слоями:

https://www.youtube.com/watch?v=bX9dMVtnsws

Склейка слоев – самая техническая задача, которую необходимо освоить. Она не является полностью технической и во многом творческая, но в некоторых моментах придется проявить усидчивость, чтобы заставить слои звучать однородно. Всё остальное в саунд-дизайне строится на чистом креативе и фантазии музыканта.

Детально процесс лееринга рассмотрен в 4-х часовом видеокурсе «Слоеный звук с Mindex»: создание многоуровнего баса, эффектов, мелодики и ритмов – весь курс посвящен процессу подбора и соединения разных фактур в одну общую.

Использование готовых семплов

Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки.

Читайте также:  Методы запоминания и усвоения информации: овод, очог, цицерона, аткинсона, пиктограмм

В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем.

Совет

При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.

Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.

Плагины и программы для саунд-дизайна

В саунд-дизайне применяется множество разных плагинов, но самые яркие их представители – решения от SoundToys, Sugar Bytes и AudioThings. Вряд ли найдется музыкант электронной и не только электронной сцены, который не слышал об EchoBoy или Looperator.  В нашей статье «6 необычных плагинов для крутого саунд-дизайна» ты найдешь самые сумасшедшие инструменты обработки.

Для более плавного вхождения в тему можно начать с использования специальных библиотек для сэмплера – чаще всего это Kontakt или его бесплатная версия Kontakt Player. Под него существуют оболочки, которые помогают дизайнить звук.

В таких библиотеках есть возможность подбирать тональность и редактировать некоторые составляющие будущего семпла: атаку, релиз, дикей, менять структуру семпла и другое, в зависимости от интерфейса конкретного продукта.

Это менее гибкий подход, чем самостоятельный лееринг с нуля, но все же позволяет получить уникальный звук для дальнейшей обработки.

Принцип хорошо проиллюстрирован в библиотеках по типу Whoosh Maschine (она бесплатная и работает под бесплатным Kontakt Player):

Подобные инструменты с легкостью применяются в электронной музыке для создания интересных SFX. Существует бесчисленное множество интерактивных библиотек под разные задачи:

Продвинутые оболочки под Kontakt, Reaktor и другие сэмплеры могут сочетать в себе несколько синтезаторов, ревербераторы, эквалайзеры, динамическую обработку, бинауральные/стерео процессоры и прочее-прочее. По сути своей, это собранные в одном месте инструменты, которые наиболее удобны и актуальны под свою задачу.

Применять их не гнушаются известные музыканты и композиторы не только из электронной, но и из кинематографической музыки: Hans Zimmer и другие. Значительная часть саундтреков, которые можно услышать в фильмах, были созданы с использованием сэмплеров и готовых библиотек для них.

Помимо библиотек, в дизайне саунда применяются продвинутые спектральные редакторы с дополнительными блоками на борту. Например, iZotope Iris 2:

Такие инструменты позволяют вытащить из обыденной живой фактуры, записанной на диктофон, нечто интересное для дальнейшей обработки.

Саму обработку можно сделать прямо в интерфейсе Iris – это спектральный редактор, модульный синтезатор, сэмплер, фильтр и динамический процессор в одной оболочке.

Концепция Iris 2 можно описать как урезанный iZotope RX с уклоном в саунд-дизайн. Подобное хорошо подходит для создания сюрреалистичных эффектов из обычных записей.

Обратите внимание

Чаще всего в создании звука применяются не семплеры и standalone-программы, а специальные плагины. Описанные выше продукты это скорее экзотика, чем распространенные решения.

Плагины меньше нагружают систему и предлагают большую свободу обработки и универсальность: плагин можно применить к любому семплу или партии, в то время как вшитый в оболочку библиотеки функционал может работать только с ней.

Синтез

Это важнейшая часть саунд дизайна, которая нужна для точного и детального создания слоев для будущего звука. Только через его применение можно максимально тонко настроить нужное звучание. Конечно, для слоения можно использовать и готовые фактуры, но при таком подходе мы снова упираемся в рамки кем-то созданных звуков, по аналогии с готовыми семпл-паками.

Самостоятельный синтез позволяет детально точно и бесконечно кастомизируемо создавать каждый слой будущего семпла, не ограничивая себя ничем.

Здесь нет рамок и правил, а возможности тонкой работы со звуком по-настоящему широки, кроме того, изменить уже сделанные шаги и вмешаться в звучание можно в любой момент – в этом огромное преимущество синтеза перед любыми другими методами.

Еще сильнее потенциал синтезированных фактур раскрывается при комбинировании их с живыми записями, ресемплингом и другими приемами – сделанное в синтезаторе может стать любым слоем звука, в отличии от той же живой записи.

XFer Serum – популярнейший инструмент в электронной музыке. Это синтезатор таблично-волнового типа, имеющий логичный и дружелюбный интерфейс с относительно низким порогом вхождения. Под него существует много пресет-паков, на которых удобно тренироваться.

Serum не является самым сложным и функциональным синтезатором, но начинать следует именно с него. Переход на более мощные инструменты должен происходить тогда, когда предыдущие уже не устраивают или их возможности не соответствуют задачам.

С Serum у новичка это произойдет не скоро.

На портале есть подробный видеокурс по синтезатору: «XFer Serum: видеоинструкция»

Ознакомиться с основами синтеза можно в специальном материале. Этот материал рассказывает об общих моментах работы в разных синтезаторах и о том, как быстро переходить с одного инструмента на другой. Осцилляторы, ручки, графики и огибающие – не такая сложная тема, какой она кажется новичкам.

Использование живых фактур

Это область, в которой переплетается музыка и полевые записи. Применение записей бытовых предметов в музыке практикуется давно, еще в альбомах Pink Floyd и их современников можно услышать различные шумы улицы, звуки падающих монеток, колокола и прочее-прочее – тогда на это смотрели достаточно открыто и легко применяли.

Поиск нужной живой фактуры выглядит примерно так:

Это увлекательный процесс, не требующий особенно дорогого оборудования. Начать можно с любого девайса, который умеет записывать звук: смартфон, видеокамера, простейший микрофон – в контексте электронной музыки, учитывая, что полученный звук будет множественно обработан и утоплен в микс, о сверхвысоком качестве записи можно не беспокоиться.

Если применение живых фактур покажется интересным занятием, можно расширить свой набор инструментов до портативного рекордера и одного или нескольких микрофонов.

Важно

Для записи материала под SFX крайне желательно обзавестись контактным микрофоном – это может быть простейший пьезоэлемент за 100 рублей и самодельный предусилитель – такой микрофон позволяет записывать вибрацию предметов и в дальнейшем подмешивать её к акустическому сигналу с основного микрофона. Вибрация даст особенные низкие частоты, которых не получится записать привычным акустическим методом.

Живые фактуры особенно хорошо применять в виде слоев для SFX. Записанные вживую фактуры легко сводятся с синтетическими, так как последние имеют узкий частотный спектр, которые еще и заранее известен и может корректироваться в любой момент в синтезаторе.

Старое видео Никиты Дримсталкера из 2011 года, которое хорошо показывает простоту поиска звука вокруг себя:

Источником вдохновения или даже готовым материалом для вставки в трек может стать любой бытовой предмет, интересного звучания которого обычно не получается заметить в повседневной жизни.

Что посмотреть и почитать на тему звукового дизайна

В материалах сайта есть довольно много уроков по саунд-дизайну:

Из данных видеоуроков и статей можно почерпнуть много приемов, которые легко применяются не только по своему прямому назначению, но и подходят для экспериментов со звуков.

Как же все-таки получить тот самый звук?

Саунд дизайн – это процесс, в котором нужно много экспериментировать. Не бойтесь подмешивать к синтезированным фактурам живые записи с микрофона, потом ресемплировать получившееся, растягивать во времени, питчить, автоматизировать параметры, и сверху обрабатывать ревербератором – в этом состоит суть поиска нужного звучания.

Важно быть увлеченным. Каждая новая обработка должна применяться с живым и неподдельным интересом, а выход с диктофоном на улицу приносить удовольствие.

Нельзя зацикливаться на каком-то одном плагине или инструменте. Мнение о том, что покупка очередного плагина обязательно подарит нужное звучание, ошибочно.

Цепочки обработок нужно придумывать самостоятельно и подходить к этому процессу с долей азарта, быть готовым остановиться после 100 шагов и начать заново, а также не лениться изучать и внедрять новые техники работы со звуком. Такой подход обязательно даст положительный результат.

Источник: https://zwook.ru/article/6-sovetov-po-saund-dizajnu

Базовый курс

Образовательный онлайн-курс

Практический 4-месячный курс, который позволит освоить новую востребованную профессию саунд-дизайнера и зарабатывать от 50 000 до 400 000 рублей в месяц

Стартуем 10 марта

  • 4 месяца в онлайне
  • Проверка домашних заданий
  • Неограниченный доступ к курсу
  • Диплом по окончании

Востребованность

50 000 – 400 000 Р

доход саунд-дизайнера в месяц

30 000 Р

стоимость озвучивания одного минутного анимационного или видео ролика

О профессии

Саунд-дизайнер — человек, который создает любые звуковые элементы. Звуковое оформление — чаще всего манипуляции из ранее составленного или записанного аудио для создания нужного эффекта или настроения. Саунд-дизайнер не только подбирает подходящую музыку и звуки, но и самостоятельно создает их, обрабатывает и компонует в единое целое для создания законченного произведения.

Кому в первую очередь будет интересен этот курс:

Которые хотят выйти на новый уровень проектов, копнуть еще глубже в тему индустрии звукозаписи, обработки, а также создания звуков и зарабатывать еще больше в этой сфере.

Если вы давно увлекаетесь музыкой, но при этом хотите иметь более стабильный доход, то профессия саунд-дизайнера позволит вам зарабатывать хорошие деньги, не расставаясь с любимым делом, полученные навыки можно с успехом применить в этой профессии.

Видео операторы, моушн-дизайнеры, специалисты видеомонтажа

Если вы уже хорошо знакомы с видеомонтажом, но чувствуете, что созданное вами звуковое сопровождение не дотягивает до качества картинки, этот курс позволит вам создавать законченные произведения как с точки зрения видео, так и с точки зрения аудио оформления.

Автор курса

Об авторе курса

  • Разработал аудиологотип, звуковые эффекты и все ключевые композиции для первого российского телефона YotaPhone
  • Работал ведущим композитором и разработчиком библиотек звуковых эффектов «Hell Piano» в компании «321film collab» (Лос-Анджелес)
  • Принимал участие в разработке звуковых имиджевых заставок для телеканалов Disney Channel Russia и Jetix Russia
  • 4 года работал звукорежиссёром перезаписи киностудии им. Горького, в результате работы было выпущено более 40 полнометражных фильмов в формате Dolby Digital 5.1. В том числе «Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Тимур Бекмамбетов)

Клиенты,
с которыми работал

Примеры работ

  • Записанное с отличным качеством видео и звука
  • Записали самостоятельно необходимые звуки или воспользовались набором из готовой библиотеки звуков
  • Сделали задание и отправили на проверкуСделали в удобное время через личный кабинет
  • Получили комментарий и исправили ошибкиВ каждом проекте можно использовать разные варианты исполнения одной и той же звуковой идеи, преподаватели подскажут, как максимально раскрыть ваш потенциал

Дипломная работа заключается в самостоятельном создании законченного сэмпл пака звуков для одного произведения, в любом из наиболее интересных вам форматов:

  • Видеоролик
  • Анимация
  • Рекламный ролик

6 обучающих модулей, возможность обучаться из любой точки мира и составить свой график занятий. Доступ в закрытый телеграм-чат, где можно обмениваться наработками и общаться в среде единомышленников

Вместо скучных лекций учимся работать в программах для саунд-дизайнеров, записываем звуки, создаем собственные сэмплы, озвучиваем видеоролики

Саунд-дизайнер — новая, но крайне востребованная и творческая профессия с большими перспективами развития и хорошими заработками

Для эффективного и понятного обучения на курсе вас ждет индивидуальная проверка домашнего задания и разбор ошибок

Совет

По окончании курса вы всегда сможете вернуться к урокам и подглядеть, как в шпаргалку, нужную информацию по саунд-дизайну. Мы даем бессрочный доступ к системе обучения

Итоговый дипломный проект — озвученный видео или анимированный ролик, озвученный с помощью навыков, полученных на курсе

82 %

выпускников довольны
курсом и результатом

89 %

студентов довольны
преподавателями

94 %

выпускников получают
карьерный рост

>20 000

студентов проходят курсы

Часто задаваемые вопросы

3.

Критично ли для саунд-дизайнера наличие музыкального образования?

Хорошо, если вы умеете играть на музыкальном инструменте или обучались в музыкальной школе, работали на радио диджеем или каким-то образом соприкасались с звуковыми редакторами – у вас будет небольшое преимущество перед другими студентами. Но на самом деле хорошим саунд-дизайнером может стать любой человек, неравнодушный к миру музыки и качественных звуков. Ваш успех зависит только от вашего желания.

Источник: https://skillbox.ru/sound-design/

Ссылка на основную публикацию