Особенности обучения молодых, взрослых, пожилых людей. какой подход к обучению лучше?

Особенности обучения пожилых людей

&88Й888888&& ШТЕСЯАтаЖ ОБ ЕБиСАТКЖ №4, 2013 £&&&&&£&&& ^?Ц=^ УДК 376.1-053.88

особенности обучения пожилых людей

Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина (Пензенский государственный университет)

Авторами поднимаются вопросы вовлечения лиц пожилого возраста в образовательное пространство современного общества. Цель работы – выявить особенности в обучении лиц старшего возраста, рассмотреть различные варианты получения ими образования.

Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа существующих подходов к обучению взрослых. В качестве методологического основания использованы системный и структурно-функциональный подходы.

В статье подчеркивается, что главным в организации образовательного процесса является личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека.

Обратите внимание

Делается вывод о том, что главной целью образования людей пожилого возраста является развитие человека, активно и эффективно принимающего участие во всех сферах общественной жизни.

Ключевые слова: образование пожилых людей; активное долголетие; социальная активность; пожилой человек.

SPECIFICS OF THE ELDERLY PEOPLE EDUCATION

G. B. Kosharnaya, E. V. Shchanina (Penza State University)

The authors are concerned with the issues of involving elderly people in the modern educational process. The objective of the article is to study special aspects of the elderly people education and discuss various options to provide education for them. The research tasks have been fulfilled through the analysis of current approaches to the elderly people education.

The system-oriented and structural-functional approaches are employed as a methodological basis. The article pinpoints that the personal approach plays the key role in organising the educational process engaging individual, psychological and social features of every person.

The authors draw a conclusion that the main purpose of the elderly people education is to develop a person able to take an active

part in all spheres of public life.

Keywords: elderly people education; active ageing

В современных социально-экономических условиях востребованность человека определяется уровнем его образования, способностью быстро и эффективно принимать решения, легко приспосабливаться к быстро меняющимся технологиям и условиям труда.

Пожилые люди – один из самых представительных социально-демографических слоев населения, социальное положение которого в нашей стране за последние годы претерпело существенные изменения.

Основой для выделения пожилых людей в особую группу является их возраст. Возрастная стратификация пожилых людей – одна из самых разработанных как в мире, так и в России. Она имеет различные подходы.

Важно

На практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. На наш взгляд, этот критерий не может быть универсальным, так как пенсионный возраст во многих странах разный.

В большинстве развитых государств возраст выхода на пенсию составляет 65 лет,

social activity; elderly person.

в некоторых странах женщины уходят на пенсию раньше мужчин [4, c. 36].

Ученые различных специальностей (антропологи, геронтологи, психологи) высказывают различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как начало старости. Другие социально-экономические показатели («пороги») перехода к старшему возрасту – это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей [4, c. 37].

В настоящее время в производственной сфере упор все больше делается на внедрение инновационных технологий, более современного оборудования, компьютеризацию практически всех рабочих мест, что в свою очередь имеет неблагоприятные последствия для пожилых людей: они не могут устроиться на работу по специальности в престижные фирмы, поскольку старость в общественном восприятии ассоциируется с негативными © Кошарная Г. Б., Щанина Е. В., 2013

характеристиками, становится синонимом отставания от эпохи.

В условиях рыночной экономики все больше предприятий рассматривают человека в качестве сотрудника, способного создавать новые ресурсы, достигать поставленных целей, и для них работник хорош, пока его можно использовать в своих целях.

Подобное отношение, отражающее определенный стереотип мышления, страх перед наступлением старости, исключает наличие у пожилых людей тех ценностей, которые присущи только этому этапу их жизни, и накладывает отпечаток на социальное решение их проблем.

В современном западном обществе, ориентированном на молодежную культуру, появились негативные стереотипы относительно старости. Они отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества в целом.

В данном случае мы встречаемся с таким явлением, как эйджизм – откровенно негативном отношении к старшим поколениям, которое существует в самых различных общественных формах и проявлениях [подробнее см.: 4, с. 48].

Искусственное сужение возможностей участия людей пожилого возраста в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества отрицательно сказывается на качестве их жизни, мешает им показать себя, использовать накопленные знания, умения и способности, реализовывать свою социальную активность. В результате все это тормозит развитие самого общества.

Проблемы в отношениях пожилых людей с представителями молодого поколения нередко появляются в силу того, что вследствие активно развивающегося образования молодежь по своей подготовке в области применения современных технологических средств значительно превосходит пожилых людей. Такой подход к старости провоцирует снижение у человека интереса к жизни, что в свою очередь приводит к ускорению процесса старения.

На наш взгляд, старость следует рассматривать как очередной этап развития человека. Именно на этом этапе у него ярко выражены потребности быть зна-

чимым и самостоятельным, к удовлетворению которых он стремится. Поэтому человек пенсионного возраста может и должен развиваться в соответствии со своими интересами и потребностями.

Совет

Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между уровнем активности человека и его настроением, удовлетворенностью имеющимся положением.

Степень адаптации к пенсионному периоду жизни зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать сферы и области, в которых можно активно реализовывать свою социальную роль [3, с. 121].

Поэтому, на наш взгляд, суждения по поводу творческой ограниченности лиц пожилого возраста безосновательны.

Если рассмотреть группу пожилых людей, представителями которой являются специалисты в области науки, писатели, актеры, педагоги, общественные деятели, то их интеллектуальные возможности могут сохраняться долгие годы. Многие крупные открытия, выдающиеся произведения — это результат труда именно людей старшего возраста, так как именно с возрастом в результате накопления знаний приходит опыт.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-pozhilyh-lyudey

Как учатся в России те, кому за 50

Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.  

Недавно мы писали о том, как привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.   

Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества. 

Не стоит думать, что с возрастом у человека не остаётся ничего, кроме воспоминаний.

В курсе дела: старческая деменция

Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

В ней есть пункт, посвящённый обучению пожилых людей.

Там отмечается, что пожилым людям должны быть предоставлены возможности для профессионального образования, обучения по использованию информационных ресурсов и развития неформального образования в клубах по интересам и народных университетах. 

При этом авторы стратегии признают, что система непрерывного образования в России только начинает формироваться. Похоже, у государства нет в этом направлении чёткой политики.    

Но готовы ли сами пожилые учиться? На этот вопрос отвечает информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны», опубликованный в марте 2017 года.   

Обратите внимание

Согласно данным опросов, в непрерывном образовании участвуют 30% населения России от 25 до 64 лет. Ключевые мотивы участия — профессиональные, связанные с желанием сохранить текущую работу или сделать карьеру на нынешнем рабочем месте.   

Люди предпенсионного и пенсионного возраста, не помышляющие о карьере, теряют заинтересованность в том, чтобы чему-либо учиться.

Если возрасте от 25 до 34 лет в непрерывном образовании участвует 23% взрослого населения, постепенно этот показатель снижается: в 35-54 года он составляет 18-19%, в 55-64 года — всего 8%.

В странах Евросоюза показатели гораздо выше: согласно опросу 2011 года, в непрерывное образование вовлечены 27% населения в возрасте 55-64 года .  

Главной причиной неучастия россиян в непрерывном образовании оказались вовсе не материальные барьеры или нехватка времени, а отсутствие сформированной потребности и осознанной необходимости в обучении.

«Лично мне это вообще не нужно для моего развития», — сказали 34% тех, кто не занимается своим образованием во взрослом возрасте. Ещё 27% считают, что у них просто не было предпосылок и нужды по работе учиться чему-то новому. И эти объяснения одинаково распространены как у молодых, так и у пожилых.  

Компьютерные курсы неизменно пользуются популярностью среди пожилых людей в Европе и России.  

Получается, что отсутствие внутренней мотивации учиться у россиян старшего возраста — не меньшая проблема, чем несформированная государственная политика по этому направлению.  

Но обратимся к практикам — людям, кто, не взирая на вышеперечисленное, создаёт для старшего поколения возможности учиться и наполнять свою жизнь новыми смыслами. Тем более что практики уверены: потребность учиться есть у всех — только не все о ней догадываются. 

Важно

Какое будущее у медицинской генетики в России?

В Советском союзе была своя система непрерывного образования. В 1947 году по инициативе учёных было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое в 1963 году было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». 

Целью общества была «передача передовых научных знаний от специалистов к народу». Для этого в разных уголках страны действовали отделения, которые организовывали образовательно-просветительские лекции для взрослых людей. Активисты сотрудничали с советскими предприятиями, на базе которых и проходили лекции, поэтому с аудиторией проблем не было.

Так получилось, что после распада Советского Союза именно региональные организации общества «Знание» взяли на себя роль просветителей среди пожилых. Одним из первопроходцев в этом деле стала руководитель региональной организации в городе Орёл Татьяна Михайловна Кононыгина.

Татьяна Михайловна рассказывает, что в 1990-е годы пожилые люди оказались в особенно уязвимом положении: происходящие в стране изменения никак не вписывались в их картину мира, а они сами с трудом находили себе место в новой стране, не имея знаний по экономике, праву, предоставленные сами себе. Чтобы как-то им помочь, в 1997 году орловское «Знание» открыло Университет третьего возраста — курсы, которые могли бы дать пожилым людям опору в интересных и необходимых для них сферах.  

Читайте также:  Празднуем середину осени: успей поймать свой подарок!

Университет оказался неожиданно популярным среди целевой аудитории: по одному объявлению в местной газете отозвалось 700 потенциальных «студентов». Запросы у них были предсказуемые: обучение компьютерной грамотности, садоводству (так как многих «кормили» свои участки) и, главное, — общение.

Татьяна Кононыгина говорит, что сферы интересов пожилых людей за 21 год работы курсов немного изменились: прежней популярностью пользуется только компьютерная грамотность, а место садоводства заняли английский, живопись и танцы. Но осталось главное — желание общаться и потребность в учёбе как таковой. И потребность эта не зависит от возраста и состояния здоровья. Самой старшей слушательнице курсов 90 лет.

Подобные Университеты третьего возраста появились и в других городах России, их организаторы во многом вдохновлялись опытом Немецкой ассоциации народных университетов, существующей с 1953 года и ведущей активную международную деятельность.   

Свой практический опыт Татьяна Михайловна решила подкрепить научными аргументами.

В 2004 году она защитила кандидатскую диссертацию «Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы», в которой исследовала опыт других стран и перспективы развития этого направления в России.

Кроме того, она предложила свой проект Концепции геронтообразования в Российской федерации, который был одобрен участниками первого Всероссийского форума «Образование пожилых людей», прошедшего в Орле в 2005 году.  

Совет

Татьяна Кононыгина подчёркивает, что организация образования среди пожилых людей требует междисциплинарные знания по психологии, медицине, геронтологии.

Даже для того, чтобы создать эффективные компьютерные курсы для старшего поколения, нужен системный подход: понимание особенностей усвоения новой информации (вряд ли будут эффективными трёхдневные курсы), физических особенностей (может понадобиться специальная техника, учитывающая особенности зрения, мелкой моторики), психологии и так далее.

Особенность образования для пожилых людей в том, что они сами должны задавать вектор, чему и как учиться: они обладают для этого достаточным жизненным опытом и пониманием своих целей.

Раньше было лучше (на самом деле нет)

Отсутствие системного подхода — главная проблема различных государственных инициатив по образованию для пожилых. Все эти инициативы оказываются «на плечах» социальных служб, у которых в регионах нет подготовленных кадров для такой работы.  

Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Но энтузиасты из общества «Знание» и Университетов третьего возраста активно делятся своим практическим опытом на конференциях и в Интернете.

Опыт Университетов третьего возраста показывает, что пожилые люди имеют потребность не только получать новые знания, но и делиться своими.

Поэтому большая часть преподавателей здесь — из числа пенсионеров, и участники сообщества постоянно меняются ролями учеников и учителей. Каждому есть, чему поучить других: английскому, правовой грамотности, рукоделию и так далее.  

Орловские активисты понимают, что образование может быть прекрасной почвой для неформального, живого диалога поколений. Общение с молодёжью для «стариков» — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями.

А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и биографического опыта, а ещё совсем другого опыта общественной деятельности. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, но для этого нужно, чтобы их встречи происходили на подходящих для диалога площадках. Время официальных мероприятий в актовых залах прошло.

Обратите внимание

Им на смену должны прийти совместные праздники, разговорные кафе, обучающие курсы.

Людям разных поколений всегда есть, что рассказать друг другу и чему друг друга научить. Но для этого нужно уметь общаться.

Акедия: синдром потери смысла

В России наблюдается скорее даже не конфликт «отцов и детей», а пропасть между поколениями. Общению друг с другом надо учиться, но у российских молодых людей нет никакого представления о преклонном возрасте. «Стареть нас никто не учит.

Все говорят, что за молодыми — будущее. Но ведь на самом деле наше будущее — старость. Только культуры старости у нас нет», — говорит Татьяна Кононыгина.

Со своей стороны преподаватели Университета третьего возраста стараются проводить образовательные мероприятия в школах города, чтобы открыть детям ценность опыта старшего поколения, организуют встречи молодых и старых, тренируются со своими «студентами» в искусстве воспоминаний. Да-да, вспоминать и рассказывать о своей жизни так, чтобы другим было интересно тебя слушать — тоже большое искусство.

Как бы то ни было, как практик Татьяна Кононыгина видит, насколько образование в зрелом возрасте важно для самих пожилых людей.

Они приходят учиться исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия — и этот самостоятельный выбор очень важен в ситуации, когда общество видит в пожилых пассивных получателей пенсий и помощи от близких.

Обучение даёт возможности для общения, для преодоления социальной изоляции. Интеллектуальная и физическая активность оказываются эффективными средствами в борьбе со старческими недугами.

Сама Татьяна Михайловна, имея полное право уйти на пенсию, не готова расстаться со своим детищем-университетом и продолжает работать. К слову, желание работать — вовсе не редкость среди людей пенсионного возраста.  

Уязвимое положение людей старше 45-50 лет на рынке труда оказывается в фокусе различных социальных проектов. И один из способов улучшить ситуацию — продвижение идей и создание возможностей образования для взрослых.  

Согласно законодательству, человек пенсионного возраста, уволенный по сокращению, не может встать на учёт на Биржу труда как безработный и не может быть направлен от центра занятости на учёбу для получения дополнительного профессионального образования. А самостоятельно оплатить обучение, имея в качестве дохода только пенсию, способны немногие.

  Пенсионеры, желающие работать, не всегда могут «обновить» свои профессиональные компетенции или овладеть новой профессией, в которой они хотели бы себя реализовать.  

Важно

На эту проблему обращает внимание АНО «Центр развития социальных технологий». Один из проектов этой некоммерческой организации — Центр новых возможностей, — направлен на содействие в трудоустройстве людей пенсионного и предпенсионного возраста. 

Директор «Центра развития социальных технологий» Алла Рекова говорит, что именно необходимость профессиональной переподготовки часто становится камнем преткновения для успешной карьеры пожилых людей.

Для того, чтобы решить эту проблему, в Центре стали подходить к вопросу профподготовки предельно индивидуально.

Соискателю помогают определиться с его потребностями и заключают договор о прохождении обучения с конкретной организацией, которая готова подготовить конкретного человека, да ещё и стать в будущем его работодателем. Обучение пожилого человека оплачивает Центр.

На реализацию программы «Комплексный подход к обеспечению занятостью пенсионеров и людей пенсионного возраста» в 2018 году был получен президентский грант, предполагается, что за год Центр отправит на дополнительное профессиональное образование около 100 человек.  

Восточные традиции и современная наука в поисках спонтанности

По наблюдениям Анны Арзамасовой, координатора исследовательской программы «Больше, чем трудоустройство» центра социальных инициатив Impact Hub Moscow, количество дипломов об образовании, полученных в молодости, никак не спасает от безработицы в предпенсионном возрасте. Исключения составляют лишь сферы, в которых традиционно ценятся опыт, приобретаемый с возрастом, и квалификация: медицина, академическая деятельность, некоторые отрасли промышленности.  

Если ваша профессия не предполагает наличие докторской степени, чтобы идти в ногу со временем — полученный 30 лет назад диплом о высшем образовании вряд ли защитит вас от эйджизма работодателя.

А вот готовность учиться в зрелом возрасте — необходимое условие для того, чтобы работать на любимой работе, пока есть силы и собственное желание, или освоить совершенно новый вид деятельности. 

Исследовательская группа программы «Больше, чем трудоустройство» отмечает, что проблема вовлечения пожилых людей в активную деятельность, — будь то образовательную или трудовую, — требует комплексного подхода.

Совет

Пожилым людям так называемого «поколения сэндвич», зажатым между необходимостью поддерживать выросших детей и ухаживать за престарелыми родственниками, для образования или работы необходимо свободное время, которого у них зачастую нет. Никакие образовательные программы им не помогут, если не развиты патронажные службы, которые возьмут заботу о немощных родных на себя.

Если в обществе сам факт старости и проблемы, связанные с возрастом, стигматизируются, сложно ожидать открытой среды для самореализации людей преклонных лет.   

Чтобы больше пожилых людей могло выучить иностранный язык, освоить новые технологии или вдруг заняться творчеством, обществу нужно комплексно подходить к решению проблем.

Тем не менее, наблюдается интересная тенденция: последнее время некоммерческие проекты, направленные на поддержку старшего поколения, инициируются весьма молодыми людьми, при этом опытные деятели непрерывного образования полны энтузиазма и готовы делиться знаниями.

Можно надеяться, что личного желания и взаимного интереса представителей разных поколений хватит для того, чтобы сделать единичные успехи массовым явлением.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/culture/kak-uchatsya-v-rossii-te-komu-za-50

Особенности профессионального обучения взрослых

Актуальность непрерывного обучения взрослых в современном мире обусловлена тем, что знания, а также мотивация к их постоянному обновлению, становятся общечеловеческой ценностью, важным фактором социального развития, средством повышения конкурентоспособности и эффективного рынка труда. Вместе с тем в настоящее время образование взрослых в России сталкивается с рядом проблем, которые замедляют процесс его развития, что существенно влияет как на социальный, так и экономический рост уровня жизни в нашей стране, уровня образованности и квалифицированности кадров.

Сегодня для многих преподавателей гуманитарных дисциплин, ведущих занятия с взрослыми, не секрет, что не все методы занятий со студентами заочной формы обучения или со слушателями курсов повышения квалификации хороши.

Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим они утратили в какой-то мере навыки обучения. Многие преподаватели, да и студенты считают, что с возрастом способность к обучению ослабевает.

Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого.

Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни. Из этого следует вывод о том, что психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению. В нашей работе мы попытались раскрыть основные особенности процесса обучения взрослых.

Решение этих проблем можно найти в рамках науки андрагогики, которая является самостоятельной наукой и занимается изучением специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы. В отечественной методике преподавания рассматриваются и анализируются различные аспекты проблемы, среди которых выступают ценность образования взрослых (И.

Читайте также:  Как писать аннотацию к курсовой работе: пример, правила

 Ю. Алексашина, Ш.Бюхлер, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, М. Т. Громкова); цель и миссия образования взрослых (А. М. Новикова, В. П. Симонова, М. Н. Скаткина, М. Г. Тихонова и др.); содержание образования взрослых (В. П. Беспалько, А. А. Кузнецова, Т. С. Назарова и др.); оценка качества образования взрослых (О. А. Граничина, М. Ф.

 Королев, Е. В. Брызгалина и др.).

Обратите внимание

Под профессиональным обучением подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи [2, с. 14]. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека, в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

При организации профессионального обучения педагоги советуют учитывать следующие особенности взрослых людей [4, с. 15]:

1)                 осознанное отношение к процессу своего обучения;

2)                 потребность в самостоятельности;

3)                 практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

4)                 наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

5)                 влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. Эти методы отличаются от традиционного обучения по следующим критериям:

1)                 Научение в отличие от изучения. Традиционная система обучения сосредоточено на передаче ученику набора знаний, тогда как активные методы обучения направлены на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.

2)                 Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач.

Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое.

Нетрадиционные методы ориентированы на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.

Важно

3)                 Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата. Вреальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему.

Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно» то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения.

В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).

4)                 Контроль в отличие от самоконтроля. В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в нетрадиционном образовании именно обучающийся является тем субъектом, осуществляющим контроль над своей деятельностью.

5)                 Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных.

Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок».

А для активного обучения характерны предварительная оценка потребностей в обучении, и ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач.

https://www.youtube.com/watch?v=EQWQjYQUQhk

Важным моментом обучения взрослых является незамедлительное применение изученного. Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того, чтобы использовать их в будущем, а также в получении ответов на вопросы, которых у них нет. Отметим, что данный принцип, как признают специалисты, справедлив для системы повышения квалификации [6, с. 51].

Развитие творческого потенциала личности как раз и определяет ценность обучения для взрослого человека. По мнению Васягиной Н.Н, учебно-познавательная деятельность взрослого человека есть средство сохранения и развития творческого потенциала личности, позволяющее не только адаптироваться к динамически меняющимся условиям деятельности, но и вносить вклад в созидание нового [1, с. 10–11].

Исследователь Кулюткин Ю. указывает на закономерность, согласно которой чем выше у человека наличный уровень образования, тем в большей степени он стремится к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры конкретного человека, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании [3, с. 22].

Совет

Во время проведения лекционных и практических занятий преподаватель постоянно должен помнить о том, что взрослые студенты и слушатели хотят не только усвоить содержание учебного материала по дисциплине, предусмотренное Государственным стандартом, но и ожидают проявления личного мнения преподавателя по тем или иным проблемным вопросам. Таким образом, преподаватель выступает больше не в роли наставника, а в роли равного, компаньона, коллеги, консультанта.

В основе нетрадиционных форм обучения взрослых лежат следующие принципы контекстного обучения [5, с. 120–125]:

–           Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание занятия должно передаваться в проблемной форме.

–           Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д.

Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации. Опыт последних десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства.

Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в форме деловой игры решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана.

–           Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

–           Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию или практическое занятие игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план — условный, игровой; второй план — реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

Таким образом, можно констатировать, что теоретические и технологические проблемы обучения взрослых в настоящее время находятся в России в стадии достаточно стабильного и неуклонного развития.

Однако нынешние масштабы развития образования взрослых требуют значительно более широких и углубленных фундаментальных и прикладных психолого-андрагогических, философских и социологических исследований.

Андрагогика как учебная дисциплина и специальность в прикладном отношении способствует приобретению обучающимися умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди.

Все большее число преподавателей, специалистов различных отраслей экономики России понимают, что это необходимость современных реалий в образовании. Вот почему, несмотря на недостаточное теоретическое и научно-методическое обоснование, андрагогика все шире входит в практику обучения различных специалистов в качестве одной из ведущих учебных дисциплин.

Литература:

Обратите внимание

1.                  Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы// Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 9–12.

2.                  Колесникова И. А. Основы андрагогики. — М.: Академия, 2003. — 320 с.

3.                  Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых — Москва: Просвещение, 2005. — 128 с.

4.                  Лебедева Н. В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия // Научный диалог. 2013. № 4 (16). — С.12–17.

5.                  Марон А. Е. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. — СПб.: УРАО ИОВ, 2012. — 400 с.

6.                  Подольская Т. А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих (На примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов): диссертация доктора психологических наук: 19.00.07 / Т. А. Подольская. — Москва, 2005. — 360 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/81/14760/

Проблема образования пожилых людей

     В Российской Федерации отчётливо проявляется тенденция  старения населения.  Старение является  проблемой  не только мегаполисов, но и не очень больших провинциальных городов, а возможно даже в большей степени, чем крупных центров[1].

Государство и общество заинтересовано в том, чтобы пожилые люди  как  можно более длительный срок сохраняли физическое, духовное здоровье и были социально активны. Решение подобных задач невозможно без получения разнообразных знаний для дальнейшего полноценного существования в современном социуме.

То есть необходимо развивать систему образования людей старшего возраста. На этом пути встречается большое количество проблем, в том числе и финансовых. Во многом это обуславливает определённый взгляд пожилых людей на властные структуры [3], не всегда позитивное их отношение к  власти и современным социально-экономическим институтам [2].

Важно

Образование в престарелом возрасте — важнейший механизм для поддержания способности «к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире.

Право на образование — одно из основных прав человека — не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте.

Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции»[5], данный факт зачастую используется государственными чиновниками разных рангов для аргументации отказа в  государственном финансировании неформальных образовательных проектов. Сходная картина наблюдается и в других странах, вследствие чего развитие образования пожилых людей в некоторых государствах пошло по пути  формирования негосударственной системы образования. Естественно, что финансирование подобной системы предполагает поиск разнообразных внебюджетных источников. «Ситуация в области неформального образования пожилых людей в зарубежных  странах осуществляется следующим образом: в США пожилые люди могут пройти обучение на специальных отделениях в университетах. Во Франции существуют самостоятельные университеты для обучения пожилых, в Скандинавии, Германии, Австрии – специальные программы в Высших народных школах. При этом хорошо развита сеть неформального образования в виде кружков, консультационных пунктов, клубов встреч и др.»[5].

            Между тем международные организации утверждают, что в настоящее время «доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Этим пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества.

В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности» [4].

Обеспечение доступа  пожилых людей к образованию стало важнейшим принципом мирового сообщества: «Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха» [7].

            Российская система образования пожилых людей находится в стадии становления. Если обратиться к опыту Советского союза, то мы увидим, что «образование взрослых было представлено многочисленными лекториями, открытыми народными университетами, обществом «Знание», кружками во Дворцах и домах культуры и т.д.

, в деятельности которых пожилые люди могли принимать активное участие. К сожалению, существовали недостатки, связанные с пропагандой «советского» образа жизни, однообразностью мероприятий. А социально-экономические проблемы 1990-х годов практически привели к прекращению работы культурно-просветительских учреждений» [5].

            И всё же в России в «последнее время увеличивается количество исследований в области социологии, философии старости, социальной геронтологии.

Реализуются проекты по созданию Высших народных школ для пожилых людей, центров образования взрослых, лекториев, клубов при музеях и библиотеках и  др.» [5].

Совет

Сложившаяся ситуация в обществе требует проведения в жизнь ряда  мер в области образования людей старших возрастов, предполагающих:

            – обеспечение возможности расширять круг межличностных контактов людям старшего возраста, при помощи объединений неформальной принадлежности и организационных структур типа консультативных пунктов, кружков различной направленности;

            – стимулирование  участия людей старшего возраста в организованных социокультурных объединениях, ассоциациях, группах;

Читайте также:  Что такое ноль и фаза в электричестве и зачем он нужен?

            – обеспечение доступа пожилых людей к образовательным программам, стимулирование их стремления к  образованию непрерывного типа, в том числе в период, предшествующий выходу на пенсию;

            – всемерное стимулирование самообразовательных усилий пожилых людей, предоставление доступа к библиотечным, музейным, архивным фондам, к ресурсам интернета;

            – привлечение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях СМИ к разработке и реализации научно-популярных (просветительских), информационных, консультативных, развлекательных проектов для пожилого населения страны с учетом их групповых предпочтений и интересов;

            – развитие системы неформального образования людей старшего возраста, проживающих не только в крупных городах и региональных центрах, но и в городах, не имеющих подобного статуса и сельской местности.

По мнению авторов данной статьи к решению проблемы образования пожилых людей должны быть подключены вузы, особенно университетов, так как они обладают необходимым профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой, являются центрами культурной и общественной жизни  регионов нашей страны.

«Учитывая большое количество специальностей университета, каждый факультет, выделяя наиболее подходящих преподавателей, может представить образовательный курс для пожилых слушателей.

При этом главной целью является не только обеспечение разнообразия проводимых занятий и специальных мероприятий, но и  приближение образовательных возможностей к дому слушателей с помощью создания сети учебных и консультационных пунктов. Это особенно важно не только в отношении пенсионеров, но и других незащищенных категорий населения» [5].

«Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища – не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах» [6].

Осмысление общественных изменений, произошедших ко второму десятилетию XXI вв., позволяет утверждать, что сейчас появилась возможность сформулировать новую философию восприятия пожилого возраста и понимания процесса старения человека.

Философию, которая была бы ориентирована на понимание старости как социально-биологического и духовного феномена, продлевающего активность человека во всех сферах жизнедеятельности, а не ведущего человека к беспомощности.

В экзистенциональном  цикле отдельной личности и общества в целом появляется механизм, позволяющий избежать геронтофобии и способствующий укреплению межпоколенческого взаимодействия.

Конечно, эффективность применения данного механизма во многом связана с разработкой новых  концептуальных подходов к развитию системы образования и досуга пожилых людей.

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95612.htm

Особенности образования взрослых

Содержание

Введение

. Особенности образования взрослых

. Виды и формы обучения взрослых

Заключение

Список литературы

Введение

Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского (“Век живи – век учись”), английского (“Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем”), китайского (“Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься”) и др.

Все религии сходятся в признании важности учения. Так, Новый Завет, по сути, – система непрерывного образования, непрекращающегося обучения, поскольку только постоянно учащийся и обучаемый воспринимались в библейские времена как праведники.

Мой жизненный опыт подтверждает правоту народной мудрости. Проблема образования взрослых – актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.

Обратите внимание

Роль образования взрослых сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.

Возросла “защитная” роль образования в обществе социальных перемен, вызывающих у человека чувство социальной уязвимости, тревожности, правовой незащищенности, дезориентацию в сфере нравственной жизни.

Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая – призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности.

Вторая – позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

1. Особенности образования взрослых

Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого.

Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:

) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.

Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.

Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания.

Однако психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни.

В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций.

Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья человека.

Важно

Но обучение, на мой взгляд, не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности.

Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.

Источник: http://diplomba.ru/work/104493

Особенности обучения пожилых людей

&-88Й888 888&-&- ШТЕСЯАтаЖ ОБ ЕБиСАТКЖ № 4, 2013 ?&-&-&-&-&-?&-&-&- ^?Ц=^ УДК 376.1−053.88

особенности обучения пожилых людей Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина (Пензенский государственный университет) Авторами поднимаются вопросы вовлечения лиц пожилого возраста в образовательное пространство современного общества.

Цель работы — выявить особенности в обучении лиц старшего возраста, рассмотреть различные варианты получения ими образования. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа существующих подходов к обучению взрослых.

В качестве методологического основания использованы системный и структурно-функциональный подходы. В статье подчеркивается, что главным в организации образовательного процесса является личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека.

Делается вывод о том, что главной целью образования людей пожилого возраста является развитие человека, активно и эффективно принимающего участие во всех сферах общественной жизни.

Ключевые слова: образование пожилых людей- активное долголетие- социальная активность- пожилой человек.

SPECIFICS OF THE ELDERLY PEOPLE EDUCATION

G. B. Kosharnaya, E. V. Shchanina (Penza State University)

The authors are concerned with the issues of involving elderly people in the modern educational process. The objective of the article is to study special aspects of the elderly people education and discuss various options to provide education for them. The research tasks have been fulfilled through the analysis of current approaches to the elderly people education.

The system-oriented and structural-functional approaches are employed as a methodological basis. The article pinpoints that the personal approach plays the key role in organising the educational process engaging individual, psychological and social features of every person.

Совет

The authors draw a conclusion that the main purpose of the elderly people education is to develop a person able to take an active

part in all spheres of public life.

Keywords: elderly people education- active ageing

В современных социально-экономических условиях востребованность человека определяется уровнем его образования, способностью быстро и эффективно принимать решения, легко приспосабливаться к быстро меняющимся технологиям и условиям труда.

Пожилые люди — один из самых представительных социально-демографических слоев населения, социальное положение которого в нашей стране за последние годы претерпело существенные изменения.

Основой для выделения пожилых людей в особую группу является их возраст. Возрастная стратификация пожилых людей — одна из самых разработанных как в мире, так и в России. Она имеет различные подходы.

На практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. На наш взгляд, этот критерий не может быть универсальным, так как пенсионный возраст во многих странах разный.

В большинстве развитых государств возраст выхода на пенсию составляет 65 лет,

social activity- elderly person.

в некоторых странах женщины уходят на пенсию раньше мужчин [4, c. 36].

Ученые различных специальностей (антропологи, геронтологи, психологи) высказывают различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60−65 лет как начало старости. Другие социально-экономические показатели («пороги») перехода к старшему возрасту — это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей [4, c. 37].

В настоящее время в производственной сфере упор все больше делается на внедрение инновационных технологий, более современного оборудования, компьютеризацию практически всех рабочих мест, что в свою очередь имеет неблагоприятные последствия для пожилых людей: они не могут устроиться на работу по специальности в престижные фирмы, поскольку старость в общественном восприятии ассоциируется с негативными © Кошарная Г. Б., Щанина Е. В., 2013

характеристиками, становится синонимом отставания от эпохи.

В условиях рыночной экономики все больше предприятий рассматривают человека в качестве сотрудника, способного создавать новые ресурсы, достигать поставленных целей, и для них работник хорош, пока его можно использовать в своих целях.

Подобное отношение, отражающее определенный стереотип мышления, страх перед наступлением старости, исключает наличие у пожилых людей тех ценностей, которые присущи только этому этапу их жизни, и накладывает отпечаток на социальное решение их проблем.

Обратите внимание

В современном западном обществе, ориентированном на молодежную культуру, появились негативные стереотипы относительно старости. Они отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества в целом.

В данном случае мы встречаемся с таким явлением, как эйджизм — откровенно негативном отношении к старшим поколениям, которое существует в самых различных общественных формах и проявлениях [подробнее см.: 4, с. 48].

Искусственное сужение возможностей участия людей пожилого возраста в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества отрицательно сказывается на качестве их жизни, мешает им показать себя, использовать накопленные знания, умения и способности, реализовывать свою социальную активность. В результате все это тормозит развитие самого общества.

Проблемы в отношениях пожилых людей с представителями молодого поколения нередко появляются в силу того, что вследствие активно развивающегося образования молодежь по своей подготовке в области применения современных технологических средств значительно превосходит пожилых людей. Такой подход к старости провоцирует снижение у человека интереса к жизни, что в свою очередь приводит к ускорению процесса старения.

На наш взгляд, старость следует рассматривать как очередной этап развития человека. Именно на этом этапе у него ярко выражены потребности быть зна-

чимым и самостоятельным, к удовлетворению которых он стремится. Поэтому человек пенсионного возраста может и должен развиваться в соответствии со своими интересами и потребностями.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между уровнем активности человека и его настроением, удовлетворенностью имеющимся положением.

Степень адаптации к пенсионному периоду жизни зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельности, отыскать сферы и области, в которых можно активно реализовывать свою социальную роль [3, с. 121].

Поэтому, на наш взгляд, суждения по поводу творческой ограниченности лиц пожилого возраста безосновательны.

Если рассмотреть группу пожилых людей, представителями которой являются специалисты в области науки, писатели, актеры, педагоги, общественные деятели, то их интеллектуальные возможности могут сохраняться долгие годы. Многие крупные открытия, выдающиеся произведения — это результат труда именно людей старшего возраста, так как именно с возрастом в результате накопления знаний приходит опыт.

Источник: https://sinp.com.ua/work/483612/Osobennosti-obucheniya-pozhilyx-lyudej

Ссылка на основную публикацию